ТРИ ПОДХОДА К ИСТОРИИ 19 июня 2004 г. обнаружил, что все записи в Гостевой книге, которую я открыл на системе FastBB v7.02, (кроме трех, которые я успел разместить на отдельной странице сайта), оказались уничтоженными. По некоторым данным, они пропали из-за переезда borda.ru на новый сервер. Техническая, так сказать, причина. Жалко. Но могут быть и нетехнические причины. Например, было блокирование МНЕ доступа на запись на by.ru (где-то понятно). Было блокирование МНЕ доступа в чужую Гостевую книгу (на iremember.ru) (хотя, ситуация там возникла не совсем однозначная). Но потеря ЧУЖИХ мнений может оказаться нежелательной. Особенно, явно критических. Например, такого:
Действительно, если я - дурак, то какие проблемы? Дурак - он и есть "пробка". И это и так должно быть видно. К чему вступать с дураком в какие-то споры? Я веду бесполезный сайт? Ну, во-первых, мало ли сколько сайтов в Сети - всех и не пересмотришь. А во-вторых, мало ли кто как развлекается? Однако, конкретное наблюдение ситуации одновременного и уже длительного существования науки "история" и околоисторических "больных" наводит на размышления. А собственно, что мешает сблизить позиции? И возможно ли это? Обсуждение такой постановки вопроса лично меня привело к пониманию трех вариантов отношения к прошлому. Но начать, видимо, лучше с конкретных фактов. "И напала бесчисленная монголо-татарская орда на Русь"… (13 век). "И напали бесчисленные орды фашистских захватчиков на Советский Союз 22.06.41. А советские войска западных военных округов, испытывая недостаток в силах и средствах, вынуждены были отступать. "… (20 век). Сколько в этих фразах общих понятий? Во-первых, это факт того, что "НА НАС НАПАЛИ ВРАГИ"!!! А с врагом разговор всегда короткий – УБИВАТЬ!!! И что-либо обсуждать здесь нечего и некогда – если не убиваешь ты, убьют тебя. (Ну и, конечно, можно сдаться врагу в плен). Вот и все варианты. Во-вторых, термин "бесчисленная орда" в роли количественной характеристики напавших врагов. С точки зрения тех, кому придется от них отбиваться, совершенно нет разницы, сколько всего напавших – "бесчисленная орда"! Все равно надо разбираться со всеми и до последнего – или ВСЕХ их победить (убив, ранив или взяв в плен), или (иначе) – победят они. С этой точки зрения количественные данные о врагах имеют смысл только в разведывательно-тактическом плане: сколько конкретных врагов находится в конкретном соседнем селе (городе, лесу, овраге). И какую в связи с этим принять тактику для боевой работы: двинуть ли в атаку самим, дождаться ли атаки врага и т.д. И есть в такой "боевой работе" один "неприятный момент" – не только требуется убивать других (к чему еще надо, мягко говоря, привыкнуть), но можно погибнуть и самому. Поэтому подсчет того, насколько эффективно удавалось убивать врагов, для погибших как бы уже не имеет смысла. А для оставшихся . . . – есть ли разница? Поэтому в плане воспитания новых поколений к готовности борьбы с новыми врагами, думается, вполне достаточно обобщенной информации о том, что да, было тогда-то нападение таких-то ВРАГОВ и всех их "уложили" за такой-то срок. И может оказаться полезным упоминание имен наиболее отличившихся в этой борьбе с кратким описанием их подвигов (возможно, приукрашенных). И все это будет называться "ИДЕОЛОГИЧЕСКИМ ПОДХОДОМ" к описанию прошлого. Вот тут были НАШИ, вот здесь – ВРАГИ. Вот тут "враги" наступали, "наши" отступали. Потом, собравшись с силами, "наши" погнали "врагов" и победили! Достаточно? С некоторых позиций – вполне! И можно заметить наличие общих элементов в таком подходе для всех времен. Количественно ВРАГИ во все времена оцениваются одной мерой – "бесчисленная орда" (достаточно). Но есть и качественное определение ВРАГОВ – они во все времена для "наших" были (как бы это помягче выразиться) "нелюдями", приближающимися к не совсем разумным существам. И это лежало в обосновании того, что их не только нужно, но и можно убивать – это не люди! Дескать, с людьми еще можно было бы договориться, а с этими о чем договариваться? Это же не люди! Их можно только убивать! Вот иногда цитируются немецкие документы времен WW2, в которых граждане СССР оценивались "людьми второго сорта", "недочеловеками". Но можно заметить, что в чем-то подобный подход был и со стороны СССР ("фашистские звери"):
Дело в том, что нападавшие (да и не только) враги во все времена – это неисчислимая орда зверей, которых надо убить. Или они убьют нас. Сурово? Да! Но такова реальность. И никакие переговоры на линии фронта не имеют смысла (кроме сдачи в плен). Какие подробности еще нужны? Как показывает практика, некоторые уточнения могут только ухудшить восприятие подобных объяснений. Например, вышеприведенную фразу о 20 веке: "И напали бесчисленные орды фашистских захватчиков на Советский Союз 22.06.41 (дивизий – 166, людей – 4.306.800, танки и САУ – 4.171, самолеты – 4.846). А советские войска западных военных округов, испытывая недостаток в силах и средствах (дивизий – 190, людей – 3.289.851, танки и САУ – 15.850, самолеты – 10.743), вынуждены были отступать. "… (20 век). Думается, что такие уточнения только приведут к появлению излишних вопросов. В частности, как это 15850 танков оказалось недостаточно для отражения напавших 4171 танка врага? Может, наши 15850 танков "не туда смотрели"? И вообще, а как насчет боевой тревоги? А почему разведка не предупредила заранее? И т.д. Поэтому такой ГИБРИДНЫЙ идеологически-научный подход не может удовлетворить ни сторонников идеологического, ни сторонников научного подхода. Первые вынуждены использовать уточнения очень дозированно, очень выборочно и только в рамках утвержденного идеологического объяснения. А вторые вынуждены полностью отказываться от идеологических объяснений и вынуждены рассматривать более широкий временной период с разных сторон. Однако, в этом случае есть угроза потерять "вражеский образ врага" (с одной стороны) и уткнуться в критический анализ действий руководства своей стороны (с другой). Но во-первых, что было, уже не исправишь и не вернешь. А во-вторых, как показывает эта самая история, вообще-то могут существовать некие общие интересы, ради которых высшее руководство иногда вынуждено жертвовать некоторыми отдельными представителями общества (или их интересами, или вообще жизнью). Другой вопрос, насколько адекватно это самое высшее руководство осознает эти общие интересы. Ошибки тоже чреваты разными потерями. Видимо, в этом и заключается диалектика социального развития. И в связи с этим, официальная историография "чисто технически" не может быстро менять свой подход к истории, который базируется именно на идеологическом подходе. Тем более, если научный подход приводит к шокирующим выводам. Соответственно, ни до чего не смогут договориться представители РАЗНЫХ подходов к истории. Любители идеологического подхода "переливают" уже "утвержденные" мнения, совершенно не подвергая их критическому анализу. Например, на форуме "Новый Геродот" (второй редакции – http://gerodot.ru – первая научной и идеологической смеси не выдержала) в ветке "Монголы и Русь" прозвучали такие мнения: "Cила монголов в их количестве, они активно вовлекали покоренные народы в свою армию".. . . . ..А основной предпосылкой внешних монгольских завоеваний, была необходимость. Когда были покорены соперничающие племена, осталось огромное войско, которое нужно было либо как-то содержать, либо распустить пасти баранов. Любитель научного подхода постарался бы уточнить величину "огромности" монгольского войска. На другом форуме в подобной теме прозвучала мысль о том, что массовым языком этого войска был тюркский, а не монгольский потому, что собственно дальневосточных монголов осталось около 2000, да и то как начальники. И на обоих форумах перечислялись имена буквально не более нескольких самых известных. И если попытаться проверить используемые якобы монгольские термины, то практически ВСЕ они оказываются тюркскими, более близкими к современному татарскому. Например, понятие "курултай" – это "съезд" по татарски. А как насчет слова "ярлык"? Оно не монгольское. "Ярлык" на монгольский переводится или как "хаяг" (аптекарский) или как "тэмдэг" (железнодорожный). А вот в татарском оно есть. (Но возможно, что оно перешло из русского). И слова "баскак" нет в монгольском! И т.д. Так сколько было "несметных монголо-татар"? Мелкие подразделения миллионов по 5? 500 тысяч? 400 тысяч? (В.Ян) 2 тысячи? Сколько? Если вторгшиеся "монголы" были степняками-скотоводами, то для пропитания и в качестве транспорта для армии в 400 тысяч бойцов потребовалось бы 1 – 1,5 миллиона лошадей. По некоторым оценкам такой табун смог бы пройти не более 50 км – задние сдохли бы от бескормицы. Это летом. Но "монголы" воевали Русь обычно зимой. И чем питались лошади зимой "в еще больших количествах"? Видимо, запасами, захваченными в штурмом взятых городах и селах, которые до того предварительно сжигались. . . . Короче, как-то питались. Видимо, так же, как и мамонты в тундре мхом-ягелем, до которого они добирались, разгребая снег своими загнутыми бивнями диаметром со ствол небольшого дерева. Так и рисуют научные картины "Мамонты в пурге". . . . И хочется спросить их авторов: "А Вы когда-нибудь в тундре бывали? Зимой? Вы не пробовали помахивать головой с привязанным к ней небольшим бревнышком?" Ну ладно! Ну хорошо! Разгреб мамонт снег до мха-ягеля. А как он его откусит, если ему эти самые бивни мешают опустить рот до мха, имеющего мизерный рост? Хоботом, говорите, отрывал? Ладно, не будем отвлекаться, вернемся к ИГУ, которое было установлено "неисчислимой ордой"! Сомнения есть? Как оказывается, у некоторых возникают. Например, такое: McSim, Вт Июн 01, 2004 10:37 am: Интересно узнать как считают люди на этом форуме, действительно ли было монгольское иго как таковое, либо оно было только в начале, а потом стало как взаимовыгодное сотрудничество? Действительно ли Александр Невский стал побратимом сыну Бату - Сартаку? Действительно ли русские войска воевали в Японии с ханом Хубилаем? Есть масса домыслов и гипотез по этому вопросу. Хотелось бы услышать мнения... Ответ Amir-a Вт Июн 01, 2004 1:38 pm: Термин [ига] возможно неудачный. Но разные русские земли в разной степени зависимость от Орды испытывали. Причём во времени суть и стиль этой зависимости сильно менялись. И в разных землях она тоже была разная.Впрочем, тяготились этим не все и не всегда. Орда временами выступала удобнейшим инструментом во внутренних разборках. За что её и ценили. Странное обсуждение. Если ИГО было, то как оно могло не быть? Но если не было, то какое же это ИГО? Между прочим, в БСЭ второго издания (подготовленного большим НАУЧНЫМ авторским коллективом), в томе 17, 1952, стр. 149 в статье "ЗОЛОТАЯ ОРДА" говорится: Неисчерпаемая сила русского народа, несмотря на монгольское иго и вопреки ему, подняла экономическую и политическую мощь государства. На Руси возникали новые и развивались старые города, росли ремесла, в т.ч. по производству вооружений, поднималась общая культура. Русь с каждым десятилетием становилась богаче, сплоченнее и крепче. В то же самое время, в Золотой Орде, где все было основано на насилии и грабеже покоренного населения, производительные силы были в упадке, население беднело, падала торговля. Золотая Орда мешала развитию не только Руси, но и оседлым народам Средней Азии, где власть была в руках Тимура (1370-1405).И как следует понимать такое объяснение? Как научное? Но почему в нем причина и следствие часто меняются местами? Если на Руси было ИГО чужеземных грабителей, то почему она с каждым десятилетием богатела? А если Русь грабили и богатства вывозили в Орду, то почему Орда при этом беднела? Но если Русь богатела, то каким образом Орда мешала Руси? Еще быстрее богатеть? И в этом и заключалось ИГО? Но если заняться поисками ответов на подобные вопросы, то этот процесс чреват тем, что может привести к каким-то другим объяснениям, где не будет места понятию ИГА. Поэтому от подобных вопросов обычно уходят, увлекаясь радостным обсуждением некоторых деталей, которые согласуются с общепринятым ИДЕОЛОГИЧЕСКИМ объяснением, но опять же, без критического анализа. И при этом подобные "детали" часто смещаются в разряд мифологии. Например, обсуждение оружия "монголов": Foma Вс Май 23, 2004 8:35 am Все-таки удивительно как все же не слишком большое племя смогло захватить пол мира. . . Как вы считаете, что было решающим фактором? Amir Вс Май 23, 2004 12:17 pm Там много чего было. И всё таки лично для себя я не сумел найти объяснения лучшего, чем дал этому Гумилёв. Что-то их там торкнуло, что Гумилёв называл пассианарностью. А вообще этому способствовало видимо следующее: 1. Новый тип вооружения - монгольский лук. . . . (Он же Вт Май 25, 2004 5:27 pm ) Сложный составной лук. Дальность стрельбы - почти в два разы выше чем у знаменитых английских (валлийских) луков. Правда, чтобы научиться владеть им в совершенстве требовалось не менее 20 лет, там развивались особые группы мышц. Поэтому обучение начиналось в детстве. Зато взрослый монгол на полном лошадином скаку мог попасть в летящую птицу на расстоянии в несколько сот метров. Н-д-а-а-а. . . На полном скаку лошади! (Тело воина вместе с луком постоянно вверх-вниз, вверх-вниз – иначе, извините, "скакать" не получится или придется постоянно держать тело "на весу" ногами компенсируя это самое "вверх-вниз"). Попасть в движущееся со скоростью V1 тело птицы из точки x1,y1,z1 в точку z2,y2,z2, двигаясь к этой прямой под некоторым углом со средней скоростью V2 и с возможным превышением высот дельта епсилон, а также траекторию полета стрелы, зависящую от силы бросания, температуры, силы и направления ветра и т.д.. . . У монголов за 20 лет тренировок компьютер в голове вырастал с системой учета координат и системой стабилизации? Лично я такому не верю. И даже обсуждать не вижу смысла. Итак, при обращении к прошлому приходится строго придерживаться "правил игры" одного из трех подходов: 1) – Идеологического; "Гибридный" длительно нежизнеспособен. В "идеологическом" "детали" часто граничат с мифологизмами. А "научный" чреват угрозой "идеологическому" и, как правило, не может быть легко признан официальной историографией, которая вынуждена широко использовать "идеологический". Выход? В этих условиях, думается, попытка скрестить эти три подхода в некий один бессмысленна. А поиск ответов на возможные вопросы – это личное дело каждого, кто их задает. Так что к 2,5 годам существования этого сайта, видимо, придется пожелать новых творческих успехов всем ищущим! А себе - по мере настроения. . . 12/06/2004 |