fontz.jpg (12805 bytes)

 

Home ]

 

ПОЧЕМУ НЕ ДОГОВОРИЛИСЬ В 1943 ГОДУ ?

В номере 45 газеты "НЕЗАВИСИМОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ" за 2001 г. (за 7.12.2001) на стр. 5 размещена статья Михаила МЯГКОВА "ЛЕГЕНДА ЛИДДЕЛ ГАРТА (О секретных советско-германских переговорах 1943 г.)"
http://nvo.ng.ru/history/2001-12-07/5_legend.html

nvolg43.jpg (16586 bytes)

Как известно, в архиве известного английского военного историка Базиля Лиддел Гарта, хранящегося при Королевском колледже Лондонского университета есть информация о том, что в июне 1943 Иоахимм фон Риббентроп якобы встречался в Кировограде (который в то время был за немецкой линией фронта) с Вячеславом Молотовым. Молотов факт этой встречи впоследствии отрицал (в частности, 13 мая 1985 г. в беседе с профессором Георгием Куманевым на даче в Жуковке. В архиве Министерства иностранных дел, в том числе в служебном дневнике Молотова, сведений о переговорах пока тоже не обнаружено).

Впервые Лиддел Гарт написал об этих секретных советско-германских переговорах в книге “Оборона Запада”, вышедшей в 1950-м году. В ней английский историк поведал о том, что накануне Курской битвы Германия предложила Советскому Союзу заключить мир. Через 20 лет в более обстоятельном труде “История Второй мировой войны” Лиддел Гарт повторяет эту информацию, делая ссылку на "данные немецких офицеров, которые присутствовали там в роли технических советников".

Риббентроп в качестве условия для заключения мира якобы предложил, чтобы будущая советская граница проходила по Днепру, в то время как Молотов настаивал на восстановлении прежних границ. Дискуссия увязла, поскольку сблизить точки зрения оказалось невозможным, и была прервана из-за сообщения, что сведения о ней просочились на Запад.

С тех пор эта не вполне доказательная версия стала достоянием мировой общественности и получила некоторое распространение. Не исчезла она и в последующих изданиях “Истории Второй мировой войны”, один из последних английских вариантов которой вышел в 1999.

Далее автор статьи М.Мягков кратко излагает историю возникновения этой легенды и попытки ее уточнения. А затем приводит ряд гипотез, которые имеют некоторые логические несоответствия. Но в них перечисляются реальные факты контактов (или попыток контактов) немецких дипломатов с советскими представителями в 1943 году. И хотя в рассматриваемой статье они анализируются не вполне последовательно, но есть необходимость их учета при попытке восстановить ход БОЛЬШОЙ ИГРЫ.

Но сначала имеет смысл ознакомиться с последовательностью истории возникновения этой легенды, которая в статье Мягкова представлена следующим образом (фрагменты):

=================

ТАЙНА АРХИВНОГО ФОНДА

В архиве Королевского колледжа Лондонского университета ... хранятся и личные бумаги Базиля Лиддел Гарта. Целое дело посвящено, в частности, секретным советско-германским переговорам 1943 г. ....

Летом 1945 г. в одном из лагерей для немецких военнопленных историк беседовал с майором вермахта, от которого и получил информацию о якобы имевшей место встрече Молотова и Риббентропа. Германский офицер не знал, кто стал ее инициатором, но предположил, что им мог быть Советский Союз. Разговор с немцем оказался непродолжительным. В то время английский исследователь занимался сбором общих сведений о боевых действиях на фронтах только что закончившейся войны от военачальников германской армии. .... Лиддел Гарт возвратился к данному вопросу спустя несколько лет, но обнаружить майора не удалось. Более того, историк забыл имя пленного офицера.

Лиддел Гарт обратился в Министерство иностранных дел Великобритании с просьбой прокомментировать факт встречи. Однако ему ответили, что никакими сведениями на сей счет не располагают. А вот официальный представитель британского адмиралтейства некий Мартинссен, казалось, нащупал кое-какие ниточки. Разбирая трофейные бумаги с записями встреч Гитлера, в том числе с адмиралом Карлом Деницем, он наткнулся на неподписанный документ примерно следующего (почти фантастического) содержания: СССР получает сейчас большие поставки по ленд-лизу из США через Дальний Восток. Японская угроза войны против Советского Союза может вынудить Кремль заключить перемирие с Германией и переправлять грузы ленд-лиза для нужд... вермахта.

... Однако в конце 1947 г. эту находку прокомментировал немецкий адмирал Ассман. Он отверг всякое предположение, что подобный документ мог представлять мнение верховного командования рейха, заявив, что идея о перемирии и транспортировке союзных поставок ленд-лиза в Германию скорее всего родилась в голове какого-либо младшего морского офицера, подчиненного Деницу, и никогда серьезно в верхах не рассматривалась.

... Интерес к выяснению этого вопроса не оставлял Лиддел Гарта до самой кончины в 1970 г.... Историк восстановил имя немецкого майора - Теодор Рейтмайер. Но его следы затерялись на рубеже 60-70-х гг. Некоторые сведения о нем содержались в письме некоего графа Подевилса к вдове Лиддел Гарта в 1973 г. Дело в том, что граф находился в одном лагере для военнопленных с возможным свидетелем советско-германской встречи в Кировограде. Версия казалась Подевилсу нереальной, однако он подчеркивал, что майор Рейтмайер произвел на него впечатление трезвомыслящего человека.

Лиддел Гарт умер; так и не успев найти реальных доказательств, подтверждающих или опровергающих факт переговоров Молотова с Риббентропом в 1943 г. После смерти историка сотрудники упомянутого британского архива, разбиравшие его бумаги, заинтересовались поисками исследователя и стали посылать запросы в различные учреждения в надежде выяснить истину. Было отправлено письмо и в Национальную архивную службу США. В 1976 г. американцы прислали ответ, в котором говорилось, что в трофейных немецких документах, в том числе Риббентропа, каких-либо свидетельств о его встрече с Молотовым в 1943 г. не найдено. Здесь же отмечалось: даже такие видные историки, как Лиддел Гарт, могли иногда поддаваться воздействию слухов и сплетен.
....
==============

Касаясь темы советско-немецких контактов в 1943 г., автор статьи М.Мягков выдвигает их возможную реальность в виде советской дезинформации из-за необходимости Сталина воздействовать на союзников с целью ускорить открытие Второго фронта в Европе. Однако, выглядит странным подобная постановка вопроса, так как приводимые факты касаются осени 1943 и не указывается, имела ли место утечка информации о советско-немецких контактах весной-начала лета 1943

Факты советско-немецких контактов 1943 г. в статье подаются под заголовком "ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ДЕЗИНФОРМАЦИЯ" (после параграфа "БОРЬБА ЗА ВТОРОЙ ФРОНТ", где делается попытка их возможной необходимости) и приводятся следующие:

Косвенное подтверждение того, что демонстрация “мирных переговоров” между СССР и Германией имела место, можно найти в дипломатической переписке государственного секретаря Соединенных Штатов со своими официальными представителями в нейтральных европейских странах за август-сентябрь 1943 г. По различным каналам американские дипломаты получали тогда сведения о якобы имевших место тайных советско-германских встречах в Швеции. Например, Джонсон, посланник США в Стокгольме, 10 августа сообщил о дошедших до него слухах о возможном сепаратном мире между Москвой и Берлином. 14 августа он же передал в Вашингтон информацию из “надежного источника” о встрече в шведской столице двух немцев, выдававших себя за бизнесменов, с людьми из советского посольства. Секретная полиция Швеции смогла проследить за их перемещением. Через неделю состоялась очередная встреча.

14 сентября из Стокгольма пришло новое сообщение о том, что еще 30 апреля 1943 г. Германия через Японию предложила Сталину мир на следующих условиях: границы 1939 г.; сельхозпоставки из Украины в Германию; Бессарабия возвращается СССР; Одесса - свободный порт; весь Ближний Восток, исключая Турцию, но включая Египет, переходит в советскую сферу влияния; Индия - совместная сфера влияния СССР и Японии. В сообщении говорилось, что якобы Сталин, Жуков, Шапошников и Воронов выступают за мирное урегулирование проблем с Гитлером, а Майский, Молотов, Литвинов, Тимошенко и Буденный - против. Контакты СССР и Германии через Японию временно прерваны, так как Сталин изучает результаты своего летнего наступления на Восточном фронте.

Подчеркнем, что были и другие сообщения, содержавшие информацию о “секретных переговорах” между Советским Союзом и Германией, в частности, из Швейцарии. Заслуживает внимания и тот факт, что советское правительство не скрывало сведений об этих контактах (или некоторых из них) от союзников. Так, посольство СССР в Вашингтоне 14 сентября 1943 г. сообщило в госдепартамент США, что японский посол в Москве четыре дня назад позвонил Молотову и сообщил о желании правительства Японии послать в Советский Союз специального представителя для обсуждения возможностей улучшения отношений между двумя странами. Этот представитель должен был “затронуть вопросы, касающиеся главных и очень важных обстоятельств настоящего времени”, а затем отправиться через Турцию в страны, ведущие войну с СССР, и возвратиться в Москву для продолжения консультаций. Советское посольство в Вашингтоне, подчеркнуло, что Молотов указал японскому послу на невозможность каких-либо контактов между СССР и Германией и отверг предложение принять чрезвычайного представителя из Токио. 29 сентября Джонсон передал из Стокгольма, что первый секретарь советского посольства в Швеции Виноградов подтвердил факт выхода немецких агентов на связь с советскими дипломатами. Попытки мирного зондажа исходили также от болгарского представительства в шведской столице. Но на любые предложения, поступавшие от стран “оси”, СССР отвечал отказом: “Единственное предложение, которое мы примем от Германии, - заявляли советские дипломаты, - это предложение о ее безоговорочной капитуляции”.

Уведомление Москвой своих союзников по антигитлеровской коалиции о поисках странами “оси” контактов с Наркоматом иностранных дел говорит о том, что СССР исключал возможность сепаратных мирных переговоров с Германией или с кем-либо из сателлитов Берлина. Однако не исключено, что Советскому Союзу было выгодно, чтобы эти слухи продолжали циркулировать, по крайней мере до тех пор, пока вопрос об открытии второго фронта не решился бы окончательно.
==================

И в заключение М.Мягков приводит интересную мысль:

... Следует признать, что время встречи - июнь 1943 г. - было выбрано достаточно удачно: крупные боевые действия на Востоке пока не велись, стороны готовились к решительной схватке под Курском.

==================

Кстати, технически для беседы с Риббентропом Молотов в 1943 г. мог и не уезжать куда-то из Москвы. При весенних встречах в 1943 г. в Швеции, Швейцарии (и других нейтральных странах) немецкие и советские представители  могли договориться, что немцы протягивают специальную подземную телефонную линию из какого-нибудь близкого к фронту города (из того же Кировограда) до какого-нибудь села на передовой. После сообщения, что линия готова, командир советского стрелкового полка в этом месте получает приказ провести разведку боем и при успехе захватить села "Криволиповку, Безрадное и высоту 105,6". Он организует атаку, в результате которой немцы отходят от указанных сел. В нужном месте одного из них появляется группа офицеров и солдат артиллерийских разведчиков с задачей организовать КНП (командно-наблюдательный пункт). Тут же возникает небольшая группа связистов со своими кабелями и никто даже и не обращает внимания на какого-то подполковника с артиллерийскими пушками на петлицах, который деловито чем-то занимается при развертывании КНП. Ну а далее – дело техники...

ИТАК, получается, что весной 1943 Гитлер попытался выяснить готовность Сталина обсудить отношения за столом переговоров. Если учесть информацию книги Владислава Минаева "ОПЕРАЦИЯ "ХОД С ЧЕРНОГО ХОДА"" о том, что с весны 1943 в Германии разворачивается подготовка к уходу в подполье, то необходимость узнать мнение Сталина на возможность переговоров и надежда на них именно в 1943 г. выглядит вполне необходимой. В тот момент у немцев еще были какие-то значительные венные силы. Другое дело, что по ресурсам они не имели хороших шансов в длительной войне. И вариантов в 1943 могло быть два: или продолжать войну уже не столько до победного конца, сколько с целью оттянуть безоговорочную капитуляцию и со слабой надеждой на разлад между СССР и Англией с США после выхода Красной Армии к западной границе. Или попытаться обсудить отношения на переговорах, надеясь на использование своих еще имеющихся военных сил и на то, что мир и жизнь русских людей для Сталина имеют какое-то значение. Т.е. попытаться максимально выгоднее "продать" свой уход с территории СССР, апеллируя к тому, что такой вариант сохранил бы силы не только Германии, но и СССР, предотвратив гибель многих тысяч людей (если не миллионов). И весной 1943 еще можно было в качестве цены предлагать добровольный отвод войск до Днепра (сначала), а потом, возможно, и до границ 1939 года, согласуя этот шаг с другими условиями (например, больших объемов сельхозпоставок с Украины).

Возможно, это понимал и товарищ Сталин. Но во-первых, жизнь русских людей его интересовала в самую последнюю очередь. (Не для этого он затевал всякие голодоморы, терроры и индустриализации). В первую очередь его интересовала БОЛЬШАЯ ИГРА. И если он имел данные, что до Днепра можно будет дойти силой (а то и до границ 1939) без каких-либо обязательств перед немцами (единственная цена – это гибель какой-то части Красной Армии и боевой техники), то с целью лучшей военной подготовки для этого было полезно потянуть время на предварительных переговорах. Но любой договор приводил к послевоенной неопределенности: а что же дальше? "Жить-поживать и добра наживать"? Как показывает история 1945-1953 годов, это товарища Сталина тоже не интересовало. Его интересовала конфронтация с Англией. Использовать немцев в этом деле уже не получалось. Договор с СССР позволял Гитлеру попытаться договориться и с западными союзниками. Тогда мечта Сталина "завалить" Англию становилась вообще неосуществимой. Единственный выход (для него) был такой: додавить немцев силой и добиться прихода англичан на континент ("Второй фронт") с организацией общей линии соприкосновения советских и английских войск. И для лучшей подготовки этой "силы" и было полезно потянуть время на переговорах.

Немцы же могли решить, что для более успешной "торговли" было бы полезно провести крупное наступление (например, под Курском) с целью показать, что у Вермахта еще есть в запасе некоторые силы. Однако, оно провалилось и осенью 1943 возникло понимание того, что Красная Армия до Днепра может дойти сама (а там и до границ июня 1941). Поэтому условия для переговоров для Гитлера резко ухудшились. Оставалась надежда на очередной "Мюнхен" с западными союзниками после того, как Красная Армия перейдет границу июня 1941 и окажется в Европе. Однако он наделал столько ошибок, что и этой надежде не удалось сбыться. Единственной ценой для Гитлера оставалась только безоговорочная капитуляция. И возникала цель как можно дальше ее отодвинуть. Это же в принципе устраивало и Сталина.

А жизнь русских людей (и других национальностей) по-сталински – это как кому повезет. (Кому-то, конечно, повезло. Не без того...)

==========================

P.S. В дополнение к теории Большой Игры можно внести термин "НЧИ" – "номенклатурная часть истеблишмента" (в СССР, в котором БЧИ не было). Сталин, конечно, являлся вершиной "единой пирамиды советского истеблишмента". Но НЧИ тоже имела свои интересы, не учитывать которые нежелательно. И которые проявлялись разным образом все время существования СССР.

(02/08/10)

Home ]