fontz.jpg (12805 bytes)

 

[ На главную ]

Журнал "BALTFORT", 3(8) сент. 2009 (Рига)
http://www.melkon.lv/baltfort/

Строительство УР и части для них в ПрибОВО (в 1941)
(Часть 1)

PRBLTF_8.jpg (30800 bytes)

PRBLTF00.jpg (21647 bytes)

Булдыгин С.Б.

СТРОИТЕЛЬСТВО УКРЕПЛЕННЫХ РАЙОНОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ЧАСТЕЙ
ДЛЯ НИХ В ПРИБАЛТИЙСКОМ ОСОБОМ ВОЕННОМ ОКРУГЕ

Россия
Санкт-Петербург
Сергей Борисович Булдыгин

Часть 1

Военно-политическое руководство СССР внимательно изучало опыт и делало выводы из уроков советско-финской войны 1939-1940 годов, а также победных военных кампаний Германии против Польши (1939 год), Франции, Великобритании, Бельгии и Голландии (1940 год).

В двух своих военных кампаниях Германия претворила в жизнь разработанную её Генеральным штабом теорию молниеносной войны (блицкриг), главной целью которой было использование таких факторов, как внезапность и подавляющее превосходство в силах и средствах на решающих направлениях. Предполагалось с первых дней наступательной операции прорвать оборону, окружить противника и нанести ему сокрушительное поражение, не давая времени для создания нового фронта обороны

Уже с осени 1939 года взгляды советского военно-политического руководства формировались под непосредственным влиянием опыта Второй мировой войны. Поэтому значительное внимание было уделено опыту советско-финской войны, укрепленным районам, особенно финской линии Маннергейма. Исходя из опыта по её прорыву, на всём протяжении новой западной границы СССР было начато строительство мощных укреплений.

Новые укрепленные районы (далее в тексте УРы) имели фронт обороны по фронту от 80 до 100 км и глубину до 30 км. От ранее построенных УРов они отличались системой огня, построением полосы обороны, конструкцией долговременных огневых сооружений (ДОС) и более значительным количеством артиллерии. Каждый УР должен был иметь постоянный гарнизон. В мирное время в его состав должны были входить: управление коменданта, до трех отдельных артиллерийско-пулеметных батальонов, отдельная рота связи, саперная рота и подразделения обеспеченна. В военное время штат УРов увеличивался. Формирование гарнизонов УРов должно было начаться только в июне 1941 года.

PRBLTF01.jpg (16170 bytes)

 Фото 1. Пулеметный полукапонир Тельшейского УРа в районе г. Паланга.

Строительство укрепленных районов контролировал заместитель наркома обороны маршал Советского Союза Шапошников Б.М. В данной статье рассмотрено оборонительное строительство и формирование частей для УРов в Прибалтийском особом военном округе (далее в тексте ПрибОВО). В округе укрепленными районами руководил помощник командующего войсками округа по УРам генерал-майор А.Н. Астанин, непосредственно строительством УРов занимались инженерные войска округа под руководством начальника инженерных войск округа генерал-майора инженерных войск В. Ф. Зотова

После войны Зотов вспоминал: "В марте 1941 года меня назначит начальником инженерных войск Прибалтийского особого военного округа. В это время я находился на курсах высшего командного состава при Военной академии Генерального штаба.

15 марта прибыл в Ригу в штаб округа, котором командовал генерал-полковник Ф.Д. Кузнецов. Из короткой беседы с командующим я узнал об обстановке в округе. Основная задача инженерного управления округа заключалась в руководстве строительствам долговременного оборонительного рубежа на границе, являвшимся особо важным государственным заданием. Командующий высказал неудовлетворение темпом строительства этого рубежа. Мне было приказано после детального ознакомления с делами инженерного управления доложить ему о необходимых мероприятиях и в первую очередь о мерах по ускорению оборонительного строительства.

Следует сказать, что приграничный оборонительный рубеж проходил от Балтийского моря

/62/

до границы с Западным особым военным округам и имел протяженность около 350 км. К первой очереди строительства на этом рубеже относилось строительство 160 батальонных районов, в системе которых создавались до 2000 бетонных долговременных сооружений и более сотни километров противотанковых препятствий". (1)

Особенностью строительства УРов в Прибалтике было то, что новая линия границы СССР в Прибалтике, как и в Молдавии, и в Северной Буковине, определилась позже, чем на Украине и в Белоруссии, лишь летом 1940 года. Оборонительные работы силами войск начались сразу же с выходом частей Красной армии на новую границу - оборудовались средствами полевой фортификации батальонные районы обороны. Работы производились войсковыми частями, расположенными на границе, под наблюдением начальников инженерных войск армий. На долговременном оборонительном рубеже, окончательная рекогносцировка которого полностью завершилась в марте 1941 года, началось строительство четырех укрепрайонов: Тельшайского, Шяуляйского, Каунасского и Алитусского.

Развертывание строительства новых УРов проходило медленно. "Организация всех оборонительных работ, возложенных на инженерное управление округа, находилось в стадии развертывания. Рекогносцировка оборонительного рубежа полностью не была закончена. Строительные организации, необходимые для выполнения оборонительных работ, еще только формировались, и призванные из запаса для их укомплектования 2500 командиров только что прибывали. Саперные и строительные батальоны тоже только что стали прибывать из внутренних округов. Строительной техники было весьма мало. Например, камнедробилок на строительстве имелось всего лишь несколько штук, это в то время, когда в течение двух-трех месяцев необходимо было изготовит до 15 млн. кубометров щебня. Автотранспортом мы обеспечивались не более чем на 25% потребности. Осложняли нашу работу и плохие дороги; в районе строительства мы располагали только грунтовыми дорогами, проезд по которым в весеннее время для автотранспорта оказывался крайне затруднительным, а это означало, что помимо автотранспорта требовался и конный транспорт". (2)

PRBLTF02.jpg (18809 bytes)
Фото 2 . ДОС Каунасского УРа у п. Айстишеяй

Динамика прибытия призванных из запаса командиров и начальников строительных специальностей в ПрибОВО

Таблица 1

N: приказа командующего войсками округа
о постановке
на должность
и дата приказа
г. Москва и Московская область г.Ленин-
град
Украин-
ская ССР
Всего По нарас-
тающей
0311 от 19.05.41 39 5 - 44 44
0347 от 25.05.41 30 9 1 40 84
0358 от 28.05.41 49 9 - 58 142
0360 от 28.05.41 34 8 - 42 184
0374 от 1.06.41 40 16 2 58 242
0375 от 1.06.41 18 4 - 22 264
0397 от 9.06.41 53 9 2 64 328
0424 от 12.06.41 23 11 2 36 364
0467 от 19.06.41 45 13 - 58 422
б/н от 22.06.41 18 64 - 82 504
Всего 349 148 7 504  

Для ускорения работ были предприняты следующие меры:

Во-первых, в округ прибывали строительные организации и формировались новые. В феврале-апреле 1941 года в округ прибыли пять управлений начальника строительства: 107-е из ЗабВО (Забайкальский военный округ), 91-е и 93-е из ЗакВО (Закавказский военный округ), 87-е из ЛенВО (Ленинградский военный округ) и 210-е из КОВО (Киевский особый военный округ). В это же время в округе формируется 95-е УНС и одиннадцать новых строительных участков (со 107 по 117). (3)

Для укомплектования прибывших из других округов и формируемых в округе строительных организаций из запаса призывались командиры и начальники строительных специальностей. В основном призыв в ПрибОВО происходил из городов Москва и Ленинград и из Московской области. Количество прибывших командиров, увеличение их численности отражены в приведенной таблице 1. (4)

Во-вторых, командованием Красной армии были направлены в ПрибОВО на строительство укрепленных районов, помимо саперных батальонов округа, саперные, строительные и автомобильные батальоны из других военных округов.

/63/

PRBLTF03.jpg (13183 bytes)
Фото 3. ДОС Каунасского УРа в районе п. Грежишкай

С первой декады апреля 1941 года в округ начали прибывать отдельные саперные батальоны, строительные батальоны и автомобильные батальоны из десяти округов и Дальневосточного фронта:

- Дальневосточный фронт: строительные батальоны – 71-й, 177-й, 203-й, 204-й, 205-й, 208-й, 209-й, 217-й и 218-й;

- Ленинградский военный округ: 321-й. 323-й строительные батальоны;

- Приволжский военных округ: 349-й, 350-й строительные батальоны, 180-й отдельный саперный батальон 167-й стрелковой дивизии (далее в тексте - сд), 241-й отдельный саперный батальон 63-го стрелкового корпуса (далее в тексте - ск), 85-й отдельный саперный батальон 18-й сд, 112-й отдельный саперный батальон 61-й сд, 259-й отдельный саперный батальон 117-й сд, 212-й отдельный саперный батальон 154-й сд, 295-й отдельный саперный батальон 66-го ск, 163-й отдельный саперный батальон 148-й сд;

- Орловский военный округ 330-й, 331-й, 332-й, 333-й строительные батальоны, 193-й отдельный саперный батальон 120-й сд, 133-й отдельный саперный батальон 19-й сд, 280-й отдельный саперный батальон (далее в тексте - осапб) 89-й сд. 233-й осапб 149-й сд, 299-й осапб.

- Архангельский военный округ 351-й строительный батальон;

- Уральский военный округ 267-й осапб 62-го ск, 178 осапб 174-й сд, 255 осапб 186-й сд, 159-й осапб 112-й сд, 182-й осапб 170-й сд, 84-й осапб 98-й сд, 115-й 124-й строительные батальоны, 802-й автомобильный батальон;

- Московский военный округ 325-й, 326-й, 327-й, 328-й, 329-й строительные батальоны; 273-й осапб 20-го ск, 264 осапб 61-го ск, 803-й и 804-й автомобильные батальоны;

- Закавказский военный округ: 188-й строительный батальон;

- Северокавказский военный округ: 132 осапб 38-й сд, 206 осапб 165-й сд, 67-й осапб 28-й гсд, 132-й осапб 38-й сд, 274-й осапб 158-й сд, 297-й осапб 129-й сд, 150-й осапб 157-й сд. 19-й осапб 9-го ск, 341-й, 342-й, 343-й, 344-й строительные батальоны; 801-й и 809-й автомобильные батальоны (далее в тексте - аб);

- Харьковский военный округ: 336-й, 337-й, 338-й, 339-й строительные батальоны (далее в тексте - сб), 807-й автомобильный батальон.

- Сибирский военный округ: 160-й осапб 91-й сд, 224-й сапб 119-й сд, 231-й осапб 166-й сд, 269-й осапб 133-й сд, 211-й осапб 178-й сд, 188-й осапб 107-й сд, 238-й осапб 53-го ск. (5)

В-третьих, "жизнь требовала усиления темпа строительных работ. В связи с этим, с разрешения местных властей на всякого рода подсобные работы были привлечены несколько десятков тысяч местных жителей и большое количество конного транспорта. До 20 тыс. человек из местного населения и частично красноармейцев были поставлены на бойку щебня, так как имевшиеся в наличии камнедробилки не могли обеспечить строительство необходимым количеством данного строительного материала". (6)

Уже в декабре 1940 года начальник инженерного управления ПрибОВО обратился к наркому труда Литовской ССР с просьбой выделить с апреля 1941 года для строительных работ 54360 рабочих, в том числе следующих специальностей: землекопов, чернорабочих и грузчиков - 40000 человек, плотников – 8000, электромонтеров и электриков – 700, мотористов – 1300, арматурщиков - 3000, бетонщиков – 400, жестянщиков – 40, слесарей-водопроводчиков – 350, слесарей – 500, механиков - 70. В этом перечне не была учтена потребность в рабочей силе по заготовке щебня. В Литве было организовано 7 районов заготовки щебня, 17 февраля 1941 года для них было запрошено заготовщиков, грузчиков, бойщиков щебня: в марте – 3600, в апреле – 4230, в мае – 4590, в июне и июле по 5400, в августе – 4230; соответственно подвод – 2600, 2880. 2040, 2400, 1880. В конце марта необходимая работал сила по бойке щебня была уточнена, и было признано необходимым для этих работ выделать 30000 человек и 5000 подвод ежедневно. Таким образом, ежедневно на строительстве укрепленных районов работало более 80000 человек местного населения. (7)

В-четвертых, к работе по строительству батальонных районов обороны в предполье и батальонных узлов обороны в основной полосе обороны привлекались стрелковые батальоны стрелковых дивизий. Для этого непосредственно на границе находилось, как правило, по одному батальону от каждого стрелкового палка из числа приграничных дивизий округа.

Инженерному управлению округа подчинялись управления начальников строительства (далее в тексте - УНС): 85, 87, 89, 91, 93, 95, 107, 180, 210. УНС содержалось по временному штату 9/840 и состояло из следующих отделов: командования, штаба, инженерного отдела, службы снабжение, бухгалтерии и отдела кадров. (8) Инженерный отдел состоял из планово-хозяйственного и технического отделений, а также полевой лаборатории, центральной мастерской и тарифно-нормировочного бюро. Всего в УНС находилось 23 военнослужащих (в том числе 8 командиров и 13 начальников), 50 вольнонаемных специалистов, 4 легковых автомобиля и 23 пистолета. В УНС входили строительные участки (далее в тексте - СУ) В состав

/64/

СУ (временный штат 9/841) входили: командование, производственно-техническая часть, службы снабжения, секретная часть, делопроизводство, бухгалтерия. Всего 30 военнослужащих и 7 вольнонаемных работников. В составе СУ были саперные батальоны округа, 37 саперных батальонов из других округов, 37 строительных батальонов, 2 отдельные строительные роты, 50 строительных участков.

Рассмотрим расстановку строительных сил более подробно. Данная расстановка дается на основании директивы Генерального штаба Красной армии по дислокации частей, прибывавших на строительство из ПрибОВО [может – "из При(волжского) ВО"? - zhistory] и других военных округов (9), а также списка дислокации частей ПрибОВО на 1 мая 1941 года. (10) На основании отдельных мемуаров внесены изменения, а также добавлены саперные батальоны, прибывшие из СибВО позже.

Строительство Тельшайского укрепленного района N: 46

Этот укреплённый район прикрывал несколько оперативных направлений возможного наступления немецких войск: Мемель - Паланга – Либава; Мемель - Кретинга - Скуодас - Приекуле; Мемель - Кретинга - Плунге - Шяуляй; Мемель - Риетавас - Варняй –Шяуляй. Характеристики УРа: фронт - 75 км. глубина - 5-16 км, количество узлов обороны – 8.

Строительство северной части Тельшайского УРа вело управление начальника строительства 85 (УНО) дислоцировавшееся в Картене

"Из строительных управлений наиболее четко т организованно вело работы "85-е управление, начальником которою был подполковник Корявко. Оно осуществляло строительные роботы на правом фланге оборонительного рубежа в районе Паланги, Кретинга. Там мы и провели упомянутый выше сбор инженерного состава, на котором широко использовали положительный передовой опыт этого управления"". (11)

Управлению подчинялись шесть СУ: 56-ое, 62-ое. 63-е, 64-ое, 65-ое, 66-ое. Основные усилив УНС-85 сосредоточило на строительстве долговременных оборонительных сооружений на двух направлениях: Кретингском и Плунгенском. В районе Кретинги выполняли задачи три строительных участка. Вдоль Балтийского побережье в районе Паланги, в подчинении СУ-62 работал 350-й сб. Наиболее мощным был 56-й строительный участок, располагавшийся в районе деревни Рудачей, севернее Кретинги. В его составе работали 94-й отдельный саперный батальон 10-й стрелковой дивизии. 133 и 238 осапб. Западнее, в районе деревни Курмачей, работал 204 сб. находившийся в составе СУ-63. На Плунгенском направлении работали также три строительных участка. В районе Картены располагался СУ-64, в его подчинении находились 83 осапб 67 сд и 321 сб. В районе деревни Кутауга в составе СУ-65 работали 280 осапб и 349 сб. В районе деревни Жидекяй (г. Кулей) вел роботы 325 сб, находившийся в составе СУ-66.

Размещение новых строительных организаций и частей, отвод территорий под строительство оборонительных сооружений вызывали необходимость пе-

PRBLTF04.jpg (17091 bytes)
Фото 4. ДОС Каумасского УРа в районе п. Грежишкяй.

реселения семей, учреждений, хуторов и целых деревень. Так, на основании доклада начальника УНС-85 подполковника Корявко решением бюро Кретингского укома КП(б) Литвы были проведены следующие переселения:

- в местечке Паланга освобождены дома N: 19 на ул. Бирутес, N: N: 2 и 4 на ул. Видуна и N: 3 на ул. Кестучо;
- дом престарелых, после ремонта переселен в имение Лаукжемяй, а его бывшее помещение в имении Падваряй передано строителям;
- все помещичьи хозяйства в деревне Аукшткальвяй и в Кадикяй переданы строителям;
- выселены ксендз и жители из деревни Имколишкяй;
- переселены в другие населенные пункты тринадцать хуторских хозяйств;
- освобожден от жильцов дом N: 6 на базарной площади в г. Кретинга;
- переданы в распоряжение строителей 40 квартир, освободившихся после отъезда в Германию немцев, в деревне Мишучай. (12)

Строительство южной части Тельшайского УРа вело УНС-107, прибывшее из Забайкальского военного округа, управление размешаюсь в Ендреявас. Здесь же располагался 803-й автомобильный батальон. УНС-107 состояло из шести строительных участков; 8-го, 67-го, 68-го, 69-го, 70-го и 116-го.

Основные усилия УНС были направлены на сооружения узла обороны, перекрывавшего направление Мемель – Шауляй. Самым северным строительных участком был СУ-116, работавший в районе деревни Аблинга. В его составе находились 80 осапб 10 ск, 115 осапб 48 сд, 273 осапб. Южнее него, в районе г. Ендреявас, в составе СУ-67 работали 193, 241, 255 осапб. Далее на юг, в районе деревни Даугеляй, в составе СУ-68 работал 205 сб. Еще южнее, в районе деревни Даускяй, в составе СУ-70 работал 124 сб. Самым южным строительным участком был СУ-69 в районе деревни Юдренай. В его подчинении работал 115-й строительный батальон. Входивший в состав этого управления СУ-8 силами 351 сб строил командный пункт и казармы 46-го УРа в Плунге.

Всего в стадии строительства УР-46 находились 366 ДОС, из них было построено 23, боеготовых среди них не было. До настигшего времени в Литве со-

/65/

хранились ДОС Телыпайсхого укрепленного района.

PRBLTF05.jpg (10363 bytes)
Фото 5. ДОС каунасского УРа в районе п. Леджуяй [? - zhistory]

Строительство Шауляйского укреплённого района N: 42

Строящийся УР прикрывал важное оперативно- стратегическое направление Кенигсберг - Рига. Характеристики УРа: фронт - 90 км, глубина - 5-16 км, количество узлов обороны - 6.

Строительство северной части этого укрепленного района вело УНС-91 (Паграмантис), прибывшее из Закавказского военного округа. Здесь же размещался 804 аб. Основная полоса укреплений проходила вдоль реки Юра. УНС-91 состояло из четырех строительных участков 5-го, 11-го, 72-го, 76-го.

Основные усилия этого управления были сосредоточены на строительстве узлов обороны в районе Паюриса и Дидкиемиса (западнее Паграмантиса). В районе Пазориса вел работы СУ-5 - 17 осапб и 71 сб.

Вспоминает ветеран 17 осапб: "В марте 1941 года саперный батальон был переброшен по железной дороге в Литву в район города Таураге, далее на запад, в деревню Паюрис

В батальоне было примерно 350 человек, а затем прибыло пополнение из запаса (заключенные), примерно тоже 350 человек. Так, в нашем саперном батальоне состояло 700 человек (с оружием были только кадровые), приписной состав был без оружия, лишь как рабочая сила.

С наступлением ранней весны мы приступили к строительству оборонительной полосы вдоль границы с Восточной Пруссией.

Оборонительный рубеж проходил в 10-7-5 километрах от границы. Строились долговременные бетонные огневые точки - капониры и полукапониры для мелкой артиллерии и пулеметов. Толщина защитной стены - лобовая - 2 метра 20 см. Перекрытие - 2 метра 20 см, стена тыльная - 1 метр 80 см. В перекрытие вкладывались 14 слоев арматурной стали с ячеей 12-16 см, толщиной арматуры 10 мм. Цемент применялся специальный - быстротвердеющий, щебенка, дробленый гранит. Я в то время был начальникам нижней площадки (ответственным за литье бетона).

В каждую огневую точку уходило до 400 самосвалов бетона (машина ГАЗ-ИА)". (13) [Известно название модели самосвала на базе ГАЗ-АА/ММ – ГАЗ-С1/ГАЗ-410; грузоподъемностью 1,2 т –   - zhistory]

Далее с севера на юг располагались У-72 (деревня Спраудачей) и СУ-11 (поселок Дидкиемис). В составе первого работал 325 сб, в составе второго - 29 осапб 11 ск, 112 осапб и 85 осапб. В районе Эрживилки дислоцировался СУ-76 (326 сб). Он строил командный пункт и казармы 42-го УРа.

Южную часть Шяуляйского УРа строило УНС-93 (Тауроген), которое прибыло также из Закавказского военного округа. В него входили пять строительных участков: 71-й, 73-й, 74-й, 75-й, 117-й. Основные усилия этого УНС были сосредоточены на строительстве Таурогенского узла обороны. Самым северным был строительный участок N: 73, располагавшийся в деревне Сонгалешкяй. В его подчинении находились 132 осапб и 203 сб. Самым мощным был СУ-77, работавший на южной окраине Таурогена. В его составе работали 189 осапб 125 сд, 175 осапб 126 сд и 259 осапб. Южнее этого строительного участка в деревне Страгутышки располагался СУ-71 (327 сб). Далее на восток вел работы СУ-75 (325 сб), в деревне Милгвардзе - СУ-117 (212 осапб и 188-й сб). В Таурогене размешался 802-й аб.

В стадии строительства находилось 403 ДОС, было построено 27. Боеготовых среди них к началу войны не было.

Строительство Каунасского укрепленного района N: 44

Каунасский (Ковенский) укрепленный район был самым сильным из всех УРов округа. Он прикрывал направление на Каунас от Немана до Капварии. На его строительстве работали четыре управления начальника строительства.

Характеристики УРа: фронт - 106 км, глубина - 5-16 км, количество узлов обороны - 10.

Одним из наиболее мощных из управлений начальника строительства было переведенное из Киевского особого военного округа УНС-210. Оно перекрывало строящимися укреплениями южный выход из Юр6ургской лесной пущи, реку Неман и основные усилия сосредотачивало на строительстве ДОС в районе города Шаки. В этом городе располагалось и само управление, а также 809 аб. В составе УНС работали шесть строительных участков: 55-й. 77-й, 78-й, 79-й, 107-й, 109-й. Первые два строительных участка работали на северном берету реки Неман. В районе деревни Дубки работал СУ-77 (267 осапб, 217 сб), непосредственно на северном берегу реки в районе Скиретымоне строил укрепления СУ-107 (329 сб).

Вспоминает ветеран 217 сб: "В 1939 году меня забрали в армию, но как сына кулака, а значит политически неблагонадежного, в боевую часть не послали, а направили служить в 217 Особом строительном батальоне...

Я строил пограничные укрепления возле Благовещенска: рыли окопы, ходы сообщения, ДЗОТы... Мне запомнился такой случай. В деревне Красное я купил пять пар калош и послал их по почте домой. Они дошли, но по пути кто-то заменил три пары калош на старые. Потом наш батальон перебросили на станцию Челганы, под Читу - делать шпалы для отправки

/66/

PRBLTF06.jpg (11038 bytes)
Фото 6. ДОС 46 УРа в районе п. Курмачай

PRBLTF07.jpg (9685 bytes)
Фото 7. Артиллерийский полукапонир Алитусского УРа в районе п. Капчемястиса (Копцево).

на финский фронт. А после освобождения Прибалтики нас отправили в Литву. в Юрбаркас, в 7 км от немецкой границы, строить ДОТы. Мы в лесу выбирали места для объектов, рубили лес, делали опалубку для заливки бетона.

21 июня 1941 года меня и ещё троих ребят из нашего батальона послали в лес грузить бревна. За день мы нагрузили две машины и остались в лесу переночевать. А утром никто за нами не приехал. Мы решили, что придется пешком возвращаться в часть и пошли в сторону Юрбакаса. По дороге нам встретился отряд пограничников. От них мы и узнали, что началась война..." (14)

Южнее, между Неманом и Шаки, в районе Клише, вел работы ДОС СУ-109. находившийся в составе 163 осапб и 331 сб. Три остальных строительных участка выполняли задачи в районе города Шаки. Северо-западнее него в районе Матуле - Шилгале работал СУ-78 (84 осапб, 332 сб). Западнее, в районе деревни Даугелишки, строил укрепления СУ-79. В его составе находились четыре саперных батальона: 54 осапб 5 сд, 12 осапб 16 ск, 150 осапб, 159 осапб. Южнее Шаки, в районе деревни Внлькалишкяй, работал СУ-55. В его составе работали 182 осапб и 330 сб.

Вспоминает ветеран: "18 марта с маленьким чемоданом в руках явился я на вокзал, и нас, человек двадцать военных инженеров, усадили в вагон и повезли...

Высадились в Риге. На вокзале нас встретил представитель штаба Прибалтийского военного округа. Я впервые оказался в Прибалтике и но дороге в штаб с нескрываемым интересом смотрел на здания необычной для россиян архитектуры, на островерхие кукла костелов, мрачных и суровых в своей отрешенности от всего сущего, на узкие улочки с темными подворотнями и многочисленными лавочками и кафе в первых этажах домов. Москва была вся еще в снежных сугробах, а здесь стояла необычная для этого времени слякоть, дул холодный ветер с моря, над головой висело тяжелое пасмурное небо, а под ногами поблескивал мокрый булыжник...

От немцев нас отделяла неширокая, говорливая на небольших перекатах, поросшая по берегам густым кустарником река Шешупе. Трудно передаваемое словами чувство охватило меня, когда я впервые вышел на границу и посмотрел на ту сторону в бинокль, протянутый сопровождавшим меня пограничником...

Начальство из УНСа поторапливало нас, и мы, не считаясь со временем, подчас сутками напролет, возводили оборонительный рубеж. Возводили на пустом месте, без необходимой в таких случаях техники и какой-либо механизации, привлекая в помощь себе гражданское население близлежащих хуторов и поселков. Камнедробилки, бетономешалки, передвижные электростанции, обещанные нам инженерным управлением округа, находились где-то в пути, и мы, чтобы не упустить драгоценное время, носилками таскали с полей валуны и булыжники, которых здесь было видимо-невидимо, словно земля выталкивала их из себя, и кувалдами разбивали их на щебень...

Постепенно на участок стали поступать бетономешалки, камнедробилки, автомашины. Работа пошла быстрее. Но главными орудиями труда по-прежнему оставались лопаты, кирки, мотыги, топоры и пилы. Копали траншеи, оборудовали пулеметные и стрелковые площадки, возводили ДОТы, убежища для личного состава войск, склады боеприпасов и все это на строго определенном расстоянии один от другого...

В первых числах июня 1941 года руководящий состав строительных участков был собран в УНСе на внеочередное совещание. Там нам сообщили, что английское радио передало: из достоверных источников известно, что Гитлер начнет войну с Советским Союзом 19 июня. Нам было предложено в срочном порядке разработать планы эвакуации инженерно-саперных частей, поскольку, располагая только винтовками и ручными пулеметами, оказать отпор врагу в случае нападения мы не могли. В первую очередь были эвакуированы семьи комсостава, а также отправлены в тыл штабные документы и проектно-сметная документация.

Все эти дни мы жили на чрезвычайном положении. Части находились в полной боевой готовности, что, должен отметить, сыграло немалую роль в поднятии дисциплины среди саперов-строителей и работавшего у нас местного гражданского населе-

/67/

PRBLTF08.jpg (12632 bytes)
Фото 8. ДОС 48 УР-а в районе п. Капчемястиса (Копцево).

ния. Любой приказ, любая команда выполнялись беспрекословно. Однако 19 июня ничего не произошло, сообщение английского радио сочли провокационной "уткой", был дан отбой боевой тревоги, и все сразу как-то успокоились.

21 июня, согласно графику, пошел "большой" бетон. Мы приступили к бетонированию ДОТа N: 4. По техническим условиям бетонирование должно было идти беспрерывно от начала и до полного завершения, чтобы ДОТ являл собой единый железобетонный монолит без рабочих швов. Понимая ответственность момента, руководство бетонированием я взял на себя. Сутра до поздней ночи не уходил с площадки и лишь заполночь, вымотавшись до предела, решил зайти в прорабскую комнату и хоть немного вздремнуть, не ложась и не раздеваясь.

В 3 часа 10 минут по давней привычке я сразу взглянул на часы - меня подняла со стула артиллерийская канонада. После тяжелой дремы я не сразу сообразил, что бы это могло означать. Показалось почему-то, что канонада происходит за спиной, в нашем тылу. И потому первое, что пришло в голову, было, что наши войска проводят маневры, о которых почему-то нас не поставили в известность. Когда же выскочил из прорабской на улицу, то понял все...". (15)

Самим мощным УНС в округе было УНС-180. В его составе было семь строительных участков: 46-й, 54-й, 80-й, 81-й, 108-й, 111-й, 113-й, семнадцать саперных, строительных и автомобильных батальонов. Оно строило укрепления на направлении Гумбинен –Вилкавишкис - Ковно, на этом направлении находились автомобильная и железная дороги. Управление и 805-й аб размещались в Вилкавишкис.

С севера на юг строительные участки УНС-180 располагались в следующем порядке. Самым северным, в районе Повертруппе, был СУ-108, в его составе работали 188 осапб и 177 сб. Три строительных участка строили ДОС вокруг Вилкавишкиса. На северо-западе от города работал СУ-80 (район Дыдвидже - Румаки), в его составе находились 264 и 299 осапб, 333 сб. На западе от города, у железной дороги (деревня Семенепишки), строил укрепления СУ-81, в его подчинении были 67 осапб, 336 сб. Юго-западнее городи выполнял работы СУ-46. В его составе находились 210 осапб 65 ск и 176 осапб. Южнее, в районе Подборска, вел строительные работы ДОС СУ-111, в его состав входили четыре батальона 238, 255, 297 осапб и 337 сб. Далее на юг, в районе Кунегишки, работал СУ-54 (338 сб), и в районе Шнлосады - СУ-113 (26 осапб 11 сд, 339 сб).

Южнее Вилкавишкис, на строительстве Ковенского укрепленного района, было развернуто прибывшее из Ленинградского военного округа УНС-87. Само управление разменялось в Мариамполе, там же размещался входивший в его состав 801 аб. В состав УНС входили четыре строительных участка: 82-й, 83-й, 84-й, 86-й. Самим северным был СУ-82. Он вел работы в районе деревни Леотполаты и имел в своем составе 342 сб. Далее на юго-восток, ближе к Калварии, у Махалово, вел работы СУ-83 силами 341 сб. Южнее Калварии, в районе деревни Мейшимы, вели работы 93 осапб 16 сд и батальон 25-го инженерного полка. Южнее, в районе деревни Бруки, вел работы СУ-84 (209сб).

В мае 1941 года на участке в районе Калварии начало разворачивать работы УНС-3 {начальник - майор Швыдкой). Установить, какие именно строительные участки входили в его состав, пока не удалось. С большой долей вероятности можно назвать СУ-59, СУ-110 и СУ-112. В их составе работали пять отдельных саперных батальонов из Сибирского военного округа: 160, 211, 224, 231, 269. Кроме них, строительство вели 208, 340, 345 и 352 сб.

В стадии строительства находилось 599 ДОС, был построен 31 Боеготовых среди них не было.

Строительство Алитусского укрепленного района N: 48

Будущий УР прикрывал стык развертываемых в ходе мобилизации двух фронтов: Северо-Западного и Западного. Характеристики УРа: фронт - 57 км. глубина - 5-16 км, количество узлов обороны – 5. В стадии строительства 273 ДОС, построено 20, боеготовых нет

Алитусский укрепленный район строило УНС-89 (начальник - майор Аксютич). Само управление размешалось в Копцево, подчиненный ему 807 аб располагался в Сэрзе. В составе УНС были четыре участка: 30-й, 51-й, 88-й и 90-й. Самым северным был СУ-88, он строил укрепления в районе восточнее Лозьдзее и имел в своем составе 46-й отдельный понтонный моторизованный батальон 3-го механизированного корпуса и 218 сб. Южнее, в районе Петрашки, ДОС строил СУ-30, в его составе были 148 осапб 128 сд и 19 осапб. Еще южнее, в районе Копцево, строил узел обороны СУ-90 (344 сб). Самым южным строительным участком был СУ-51. На границе с Западным особым военным округом, в районе деревни Сергушки, он строил укрепления, имея в подчинении 180 осапб и 343 сб.

В стадии строительства находилось 273 ДОС, построено 20. Боеготовых нет.

Строительством на Моонзундских островах занималось УНС-94 (начальник - подполковник С. В. Чекалин) в составе 114-го и 115-го СУ. В их составе работали 174-й осапб 3-й отдельной стрелковой бригады.

/68/

================

Некоторые комментарии с форума:

По строительным частям ПрибОВО: было еще 46 стр. батальонов в аэродромном строительстве и около 6 батальонов на не оборонном строительстве.

Есть сборник "На Северо-Западном фронте". В ней статья В. Ф. Зотов "Инженерное обеспечение боевых действий фронта". Он пишет, что саперные батальоны из внутренних округов прибывали уже ОТМОБИЛИЗОВАННЫМИ. То есть, по штатам военного времени.

Часть 2 в следующем номере журнала - не о строительстве УР, а о формировании частей для УР. Какие, на базе каких дивизий, сроки и т.д. (В плане).

Обсуждение (старое) на форуме: http://imf.forum24.ru/...
Соображения zhistory на форуме: http://zhistory2.forum24.ru/...

Продолжение: Часть 2

(15/09/2017)

[ На главную ]