КАК БОМБИЛИ КИЕВ 22.06.1941 ? (выделения жирным в тексте -
zhistory) Во второй части этой темы приводятся воспоминания из книги бывшего летчика-истребителя Дмитрия Панова "РУССКИЕ НА СНЕГУ" ("Сполон", Львiв, 2003), цитата со стр. 454-456: ...Одиннадцать наших "этажерок"
уже через несколько минут были над столицей
Украины. Красавец-город раскинулся перед
нами в лучах утреннего солнца.
Не знаю человека, которого не волновала бы
панорама Киева... Но тогда, ранним утром, 22 июня 1941
года, я убедился, что сбылись мои самые дурные
предчувствия. Несколько девяток германских
бомбардировщиков совершенно беспрепятственно
преодолели почти полтысячи километров от нашей
западной границы до Киева, миновав несколько
кругов системы ПВО абсолютно не замеченными и
спокойно вывалили свой бомбовый груз на спящий
город. С воздуха было видно три крупных
очага пожаров. Дымно горел
литейный цех завода "Большевик", который
изготавливал заготовки для боеприпасов и
работал в три смены без выходных. Немцы ударили
тонными бомбами, вдребезги разнеся цех, в котором
погибла почти вся ночная смена. Дымился
вокзал, по путям которого, заставленным
пассажирскими и грузовыми поездами, был нанесен
бомбовый удар. Хорошо были видны горящие и
сброшенные с путей вагоны, глубокие воронки,
скрученные в бараний рог рельсы. Пылал ангар N: 4
военного аэродрома в Жулянах. Здесь хорошо
поработали с земли немецкие шпионы —
наблюдатели. Из восьми аэродромных ангаров
только в этом находились восемь истребителей и
закатили их туда недавно. Там был истребитель
нашего командира дивизии полковника Зеленцова,
его заместителя и самолеты связи. Так точно
определить цель можно было только при наводке с
земли. Но у наших доблестных чекистов гораздо
лучше получалось хватать по ночам в квартирах
своих, ничего не подозревающих сограждан, чем
бороться с вражеской агентурой... И в той же 2-ой части сделана попытка проанализировать слова летчика Дмитрия Панова по карте. Но оказывается, что можно проверить и на основе более конкретной информации. Дело в том, что у завода "Большевик" в Киеве есть Дом Культуры (построенный еще до войны), а в нем в нескольких залах на втором и третьем этажах левого крыла размещается музей...
Завод был основан в 1882 году с участием (как бы сейчас сказали) – чешского капитала. В 1919 году ему присвоили название "Первый государственный Киевский машиностроительный завод". А в 1922 году, 4 ноября в честь 5-тилетия революции 1917 года его переименовали в "Завод "Большевик". На втором этаже Дома Культуры экспозиция музея посвящена периоду от основания завода до июня 1941. На 3-м этаже - о военных и послевоенных годах. И в самом начале есть стенд с таким текстом: =========== Утром 25 июня на территорию
завода были брошены первые бомбы врага. Основной
удар был направлен на чугунолитейный, кузнечный
и механический цехи. В результате налета на
заводе были убиты 18 человек, в т.ч. 3 женщины,
ранено и контужено 50 человек. И рядом список первых погибших 25 июня 1941 года (11 литейщиков, 6 токарей и 1 слесарь). Там же в музее мне показали книгу, изданную к 100-летию завода. В ней на стр. 53-55 подтверждается, что первая бомбежка завода состоялась утром 25 июня 1941 года: =========== Экстренное совещание у директора завода в этот день было коротким. Решено немедленно сделать светомаскировку, завезти в убежища, расположенные в подвалах цехов, кровати, белье, инвентарь. Руководителей цехов и отделов с 23 июня перевести на казарменное положение, а рабочих и инженерно-технических работников, не подлежащих призыву в армию, - на производство снарядов и выполнение заказов военного командования. 23 июня на заводе состоялся большой митинг, на котором выступавшие призывали к четкой ударной работе по выполнению военных заказов, бдительности. В последующие два-три дня с завода ушло в армию и на флот более восьмисот человек. Высококвалифицированные рабочие и мастера получили бронь. 25 июня в 9 ч над Киевом показалась большая группа немецких самолетов-бомбардировщиков, сопровождаемая разрывами снарядов наших зенитных орудий. Самолеты пролетели над заводом и направились на север, там развернулись и пошли на бомбежку ремонтно-авиационного завода и "Большевика". В результате налета на заводе погибло 18 человек, в том числе три женщины. Ранено и контужено 50 человек. Тяжело переживал коллектив завода последствия налета. Были сделаны и выводы. За несколько дней на территории завода, в близлежащих садах и скверах были вырыты сотни щелей - узких окопов на 8-10 человек, покрытых сверху землей и бревнами, досками, листовым металлом. Как только раздавался сигнал воздушной тревоги, люди быстро рассредоточивались и укрывались в щелях. 29 июня было получено распоряжение Главхиммаша оборудование и личный состав завода эвакуировать: частично - в г. Кострому, а большую часть завода - на Урал, в г. Свердловск, на площадку строящегося завода "Уралхиммаш". Часть работников направилась в г. Дзержинск Горьковской области. В первых числах июля на заводе из коммунистов и комсомольцев были созданы истребительные отряды для борьбы с забрасываемыми в город шпионами и диверсантами. Командиром стал токарь механического цеха И. А. Хавин. Они вместе с частями Киевского укрепленного района, отрядами народного ополчения, истребительными отрядами и войсками Красной Армии выполнили в середине июля первое боевое задание, отбив наступление гитлеровцев на Киев со стороны Житомирского шоссе на рубеже реки Ирпень в 20 км от города. Готовясь к эвакуации, завод продолжал работать. Ему было поручено, в частности, изготовление противотанковых "ежей" для строившихся вокруг города оборонительных рубежей. В чугунолитейном цехе партком организовал две специальные бригады /54/ газорезчиков и три бригады формовщиков, работавших в три смены. В цех завозили рельсы, резали на куски, устанавливали под определенным углом в ямы и в точке пересечения заполняли свободное пространство жидким чугуном. Для быстрого охлаждения "ежи" опускали в котел с водой. С северной стороны литейного цеха сделали ворота на Житомирское шоссе. В них заезжали машины, завозили рельсы и забирали "ежи". В течение двух дней завод изготовил около сотни опытных образцов и отправил на испытание на танкодром. Здесь на "ежи", выставленные в 4-5 рядов, на большой скорости двигались танки и, покачиваясь, лязгая гусеницами, переваливали через них. Чтобы сделать преграду неприступной, требовалось найти нужный угол наклона крестовин "ежей" и определить их длину. Оптимальный вариант был подобран. Испытания новой конструкции "ежей" подтвердили, что люди работали не зря - преодолеть преграду танки уже не могли. Получив "добро", завод запустил производство "ежей" на полный ход, используя для этого запасы кокса, газа и металлолома. Когда не стало хватать рельсов, пришлось разобрать на заводе подъездные пути, кроме одного, снять подкрановые рельсы и балки. 7 июля началась эвакуация. Быстро,
слаженно шел демонтаж оборудования. Его грузили
в дневное время, а ночью вагоны выводились,
составлялись в эшелоны. Железнодорожники
успевали за ночь переправить их за Днепр, за
станцию Дарница, которую немцы сильно бомбили.
Отсюда поезда отправлялись либо в Кострому, либо
на Урал. Каждую ночь отправляли один-два эшелона
с грузами и людьми. Ни один эшелон завода не
пострадал. Всего было вывезено в Кострому и на
Урал 650 вагонов с оборудованием и людьми.... /55/ (Странно, говорят, перед войной только и делали, что готовились к обороне, а как сваривать противотанковые "ежи" - экспериментировали уже после ее начала...) Теперь, что касается "аэродром недалеко от завода". Надо полагать, здесь подразумевается аэродром "ЖУЛЯНЫ". Действительно, есть такой аэродром. Но до него около 5 километров: Конечно, все относительно, и "5 км" в какой-то мере можно отнести к понятию "недалеко". Было бы полезней найти музей и в этом аэропорту. Надежда возникла, но это на будущее. А вот музея на киевском железнодорожном вокзале не оказалось. Нашлась книга Г.А.Куманева "ВОЙНА И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ" (издание АН СССР, Москва, "Наука", 1988). В ней есть глава вторая "В ПЕРВЫЕ ВОЕННЫЕ МЕСЯЦЫ". На стр. 49 про бомбежку объектов Юго-Западной железной дороги говорится только следующее: В 4 часа 12 мин. подверглась бомбардировке станция Пост Волынский, разрушена Фастовская горловина, прожекторная мачта, семафор и 3 пролета связи. Ранено 8 человек... И все... Более подробные сведения о бомбежках, обстрелах и других событиях приводятся для других железных дорог - Ковельской, Литовской, Кишиневской, Брест-Литовской. О бомбежке конкретно вокзала в Киеве ничего не говорится, хотя он наверное более серьезен, чем семафор под Фастовом. Хотя (с другой стороны), Фастов - город юго-западнее Киева (54 км об завода "Большевик"). Но, возможно, термин "Фастовская горловина" касается не города Фастова, а станции "Пост Волынский"? Есть в книге и другие интересные сведения, но которые требуют более внимательного изучения. В частности то, что еще до немецкого нападения рано утром 22 июня 1941 г. Наркомат путей сообщения разослал начальникам всех железных дорог СССР срочную тревожную телеграмму с немедленным приказом задержать все экспортные и транзитные грузы, следующие в Германию. И к 18-00 22 июня доложить исполнение. Всего на 38 железных дорогах было задержано 1880 таких вагонов, находившихся в пути или под погрузкой. Кроме того, дается информация о ситуации на железных дорогах СССР перед войной. Но это материал следующих выпусков сайта (пока не успеваю). 09/09/2006 В воскресенье 17 сентября 2006 у меня возникла возможность посетить с фотоаппаратом некоторые места в Киеве, о которых шла речь выше. Фотоаппарат я взял простой - старенькая "мыльница" с одной выдержкой 1/90, с сильно широкоугольным объективом и без какой-либо электроники. Кадры отпечатал размером 9х13. В конечном итоге возможности увеличения оказались слабые (увеличенные фрагменты не очень четкие). Но день был солнечный и поездка в какой-то мере удалась. Вид на Дворец культуры завода
"Большевик" от дома 43 по проспекту Победы. Дворец культуры (по-украински:
"палац") завода "Большевик". Вид на парк культуры и отдыха имени
Пушкина у левой стороны дворца культуры завода
"Большевик". Вид проспекта Победы около рекламного
стенда выставки "МОСШУЗ УКРАИНА"
на запад в направлении Житомира. (Т.е. если ехать
по этой дороге, никуда не сворачивая, то можно
доехать до города Житомира). Вид корпусов завода "Большевик" и
моста через проспект с более близкого
расстояния. Вид на здание корпусов завода
"Большевик" со стороны входа на станцию
метро "Шулявская". Здание аэропорта в Жулянах. Вход в Государственный музей авиации. На сайте музея есть схема как до него
доехать. На стенде при входе были указаны телефоны о справке. Потом в будний день я позвонил и спросил, есть ли экспозиция о том, как бомбили аэродром 22 июня 1941? Мне не смогли ответить, отослали в Подольский архив под Москвой. И сказали, что в войну на аэродроме размещались словацкие военные самолеты. Маршрутку 462 я ждать не стал, а пошел пешком на Воздухофлотский проспект, который по карте был где-то рядом. Но реально путь до него оказался длинно петлявшим между границей аэропорта, бесконечными гаражами, заборами и воротами и с поперек дороги лежавшими железобетонными балками. Но в конце-концов я вышел на Воздухофлотский проспект и дождался троллейбуса 22, на котором доехал до урочища "Бабий Яр" (севернее завода "Большевик"). Вид на киевскую телебашню и памятник
погибшим в войну в "Бабьем Яру". Кроме памятника на территории урочища других серьезных мемориалов я не увидел, только севернее на как бы открытой "лужайке" установлен трехгранный гранитный столбик, на каждой стороне которого выгравирован текст на еврейском, английском и украинском языках. Текст на украинском языке: І ВКЛАДУ У ВАС ДУХ СВІЙ І ОЖИВЕТЕ... Цей камінь встановлено 30 вересня 2001 року Улица Мельникова, пересекающая урочище
"Бабий Яр". Улица Мельникова переходит в улицу Артема
(которую пытаются переименовать в "Сичовых
Стрильцив" - проблемы те же, что и с улицей
Красноармейской). 24/09/2006 |