fontz.jpg (12805 bytes)

 

Home ]

 

КАК БОМБИЛИ КИЕВ 22.06.1941 ?
(часть 3)

(выделения жирным в тексте - zhistory)
[ /номера страниц/, если есть, даются внизу страницы!]

Во второй части этой темы приводятся воспоминания из книги бывшего летчика-истребителя Дмитрия Панова "РУССКИЕ НА СНЕГУ" ("Сполон", Львiв, 2003), цитата со стр. 454-456:

...Одиннадцать наших "этажерок" уже через несколько минут были над столицей Украины. Красавец-город раскинулся перед нами в лучах утреннего солнца. Не знаю человека, которого не волновала бы панорама Киева... Но тогда, ранним утром, 22 июня 1941 года, я убедился, что сбылись мои самые дурные предчувствия. Несколько девяток германских бомбардировщиков совершенно беспрепятственно преодолели почти полтысячи километров от нашей западной границы до Киева, миновав несколько кругов системы ПВО абсолютно не замеченными и спокойно вывалили свой бомбовый груз на спящий город. С воздуха было видно три крупных очага пожаров. Дымно горел литейный цех завода "Большевик", который изготавливал заготовки для боеприпасов и работал в три смены без выходных. Немцы ударили тонными бомбами, вдребезги разнеся цех, в котором погибла почти вся ночная смена. Дымился вокзал, по путям которого, заставленным пассажирскими и грузовыми поездами, был нанесен бомбовый удар. Хорошо были видны горящие и сброшенные с путей вагоны, глубокие воронки, скрученные в бараний рог рельсы. Пылал ангар N: 4 военного аэродрома в Жулянах. Здесь хорошо поработали с земли немецкие шпионы — наблюдатели. Из восьми аэродромных ангаров только в этом находились восемь истребителей и закатили их туда недавно. Там был истребитель нашего командира дивизии полковника Зеленцова, его заместителя и самолеты связи. Так точно определить цель можно было только при наводке с земли. Но у наших доблестных чекистов гораздо лучше получалось хватать по ночам в квартирах своих, ничего не подозревающих сограждан, чем бороться с вражеской агентурой...
=============

И в той же 2-ой части сделана попытка проанализировать слова летчика Дмитрия Панова по карте. Но оказывается, что можно проверить и на основе более конкретной информации. Дело в том, что у завода "Большевик" в Киеве есть Дом Культуры (построенный еще до войны), а в нем в нескольких залах на втором и третьем этажах левого крыла размещается музей...

mapzdbl.jpg (42134 bytes)
Фрагмент карты Киева в районе станции метро "Шулявская"
(которая в советское время называлась "Завод "Большевик").
Стрелка справа указывает не только на здание Дома Культуры завода "Большевик",
но и на расположение двери, в которую надо входить, чтобы попасть в музей завода.
("Проспект Победы" - это бывший "Брест-Литовский проспект", переименован, как помню, в 1985 г.).

Завод был основан в 1882 году с участием (как бы сейчас сказали) – чешского капитала. В 1919 году ему присвоили название "Первый государственный Киевский машиностроительный завод". А в 1922 году, 4 ноября в честь 5-тилетия революции 1917 года его переименовали в "Завод "Большевик".

На втором этаже Дома Культуры экспозиция музея посвящена периоду от основания завода до июня 1941. На 3-м этаже - о военных и послевоенных годах. И в самом начале есть стенд с таким текстом:

===========
22 июня 1941 года мирную жизнь советских людей нарушили грозные взрывы войны. Фашистская Германия, нарушив пакт о ненападении, бросила на нашу страну свои войска. Начался период Великой Отечественной войны советского народа против фашистской агрессии.

Утром 25 июня на территорию завода были брошены первые бомбы врага. Основной удар был направлен на чугунолитейный, кузнечный и механический цехи. В результате налета на заводе были убиты 18 человек, в т.ч. 3 женщины, ранено и контужено 50 человек.
===========

И рядом список первых погибших 25 июня 1941 года (11 литейщиков, 6 токарей и 1 слесарь).

Там же в музее мне показали книгу, изданную к 100-летию завода.

zdbolsh1.jpg (11956 bytes)

В ней на стр. 53-55 подтверждается, что первая бомбежка завода состоялась утром 25 июня 1941 года:

===========
22 июня 1941 года, воскресенье, накануне завод работал с полной загрузкой все три смены. А уже рано утром немецкие самолеты бомбили город, аэродром недалеко от завода. Бомбы попали в бараки строителей и пригородные поезда, появились первые убитые и раненные. /53/

Экстренное совещание у директора завода в этот день было коротким. Решено немедленно сделать светомаскировку, завезти в убежища, расположенные в подвалах цехов, кровати, белье, инвентарь. Руководителей цехов и отделов с 23 июня перевести на казарменное положение, а рабочих и инженерно-технических работников, не подлежащих призыву в армию, - на производство снарядов и выполнение заказов военного командования.

23 июня на заводе состоялся большой митинг, на котором выступавшие призывали к четкой ударной работе по выполнению военных заказов, бдительности. В последующие два-три дня с завода ушло в армию и на флот более восьмисот человек. Высококвалифицированные рабочие и мастера получили бронь.

25 июня в 9 ч над Киевом показалась большая группа немецких самолетов-бомбардировщиков, сопровождаемая разрывами снарядов наших зенитных орудий. Самолеты пролетели над заводом и направились на север, там развернулись и пошли на бомбежку ремонтно-авиационного завода и "Большевика". В результате налета на заводе погибло 18 человек, в том числе три женщины. Ранено и контужено 50 человек. Тяжело переживал коллектив завода последствия налета. Были сделаны и выводы.

За несколько дней на территории завода, в близлежащих садах и скверах были вырыты сотни щелей - узких окопов на 8-10 человек, покрытых сверху землей и бревнами, досками, листовым металлом. Как только раздавался сигнал воздушной тревоги, люди быстро рассредоточивались и укрывались в щелях. 29 июня было получено распоряжение Главхиммаша оборудование и личный состав завода эвакуировать: частично - в г. Кострому, а большую часть завода - на Урал, в г. Свердловск, на площадку строящегося завода "Уралхиммаш". Часть работников направилась в г. Дзержинск Горьковской области.

В первых числах июля на заводе из коммунистов и комсомольцев были созданы истребительные отряды для борьбы с забрасываемыми в город шпионами и диверсантами. Командиром стал токарь механического цеха И. А. Хавин. Они вместе с частями Киевского укрепленного района, отрядами народного ополчения, истребительными отрядами и войсками Красной Армии выполнили в середине июля первое боевое задание, отбив наступление гитлеровцев на Киев со стороны Житомирского шоссе на рубеже реки Ирпень в 20 км от города.

Готовясь к эвакуации, завод продолжал работать. Ему было поручено, в частности, изготовление противотанковых "ежей" для строившихся вокруг города оборонительных рубежей. В чугунолитейном цехе партком организовал две специальные бригады /54/ газорезчиков и три бригады формовщиков, работавших в три смены. В цех завозили рельсы, резали на куски, устанавливали под определенным углом в ямы и в точке пересечения заполняли свободное пространство жидким чугуном. Для быстрого охлаждения "ежи" опускали в котел с водой. С северной стороны литейного цеха сделали ворота на Житомирское шоссе. В них заезжали машины, завозили рельсы и забирали "ежи". В течение двух дней завод изготовил около сотни опытных образцов и отправил на испытание на танкодром. Здесь на "ежи", выставленные в 4-5 рядов, на большой скорости двигались танки и, покачиваясь, лязгая гусеницами, переваливали через них. Чтобы сделать преграду неприступной, требовалось найти нужный угол наклона крестовин "ежей" и определить их длину.

Оптимальный вариант был подобран. Испытания новой конструкции "ежей" подтвердили, что люди работали не зря - преодолеть преграду танки уже не могли. Получив "добро", завод запустил производство "ежей" на полный ход, используя для этого запасы кокса, газа и металлолома. Когда не стало хватать рельсов, пришлось разобрать на заводе подъездные пути, кроме одного, снять подкрановые рельсы и балки.

7 июля началась эвакуация. Быстро, слаженно шел демонтаж оборудования. Его грузили в дневное время, а ночью вагоны выводились, составлялись в эшелоны. Железнодорожники успевали за ночь переправить их за Днепр, за станцию Дарница, которую немцы сильно бомбили. Отсюда поезда отправлялись либо в Кострому, либо на Урал. Каждую ночь отправляли один-два эшелона с грузами и людьми. Ни один эшелон завода не пострадал. Всего было вывезено в Кострому и на Урал 650 вагонов с оборудованием и людьми.... /55/
===========

(Странно, говорят, перед войной только и делали, что готовились к обороне, а как сваривать противотанковые "ежи" - экспериментировали уже после ее начала...)

Теперь, что касается "аэродром недалеко от завода". Надо полагать, здесь подразумевается аэродром "ЖУЛЯНЫ". Действительно, есть такой аэродром. Но до него около 5 километров:

mapzdbl2.jpg (29755 bytes)

Конечно, все относительно, и "5 км" в какой-то мере можно отнести к понятию "недалеко". Было бы полезней найти музей и в этом аэропорту. Надежда возникла, но это на будущее.

А вот музея на киевском железнодорожном вокзале не оказалось. Нашлась книга Г.А.Куманева "ВОЙНА И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ" (издание АН СССР, Москва, "Наука", 1988). В ней есть глава вторая "В ПЕРВЫЕ ВОЕННЫЕ МЕСЯЦЫ". На стр. 49 про бомбежку объектов Юго-Западной железной дороги говорится только следующее:

В 4 часа 12 мин. подверглась бомбардировке станция Пост Волынский, разрушена Фастовская горловина, прожекторная мачта, семафор и 3 пролета связи. Ранено 8 человек...

И все... Более подробные сведения о бомбежках, обстрелах и других событиях приводятся для других железных дорог - Ковельской, Литовской, Кишиневской, Брест-Литовской. О бомбежке конкретно вокзала в Киеве ничего не говорится, хотя он наверное более серьезен, чем семафор под Фастовом. Хотя (с другой стороны), Фастов - город юго-западнее Киева (54 км об завода "Большевик"). Но, возможно, термин "Фастовская горловина" касается не города Фастова, а станции "Пост Волынский"?

Есть в книге и другие интересные сведения, но которые требуют более внимательного изучения. В частности то, что еще до немецкого нападения рано утром 22 июня 1941 г. Наркомат путей сообщения разослал начальникам всех железных дорог СССР срочную тревожную телеграмму с немедленным приказом задержать все экспортные и транзитные грузы, следующие в Германию. И к 18-00 22 июня доложить исполнение. Всего на 38 железных дорогах было задержано 1880 таких вагонов, находившихся в пути или под погрузкой.

Кроме того, дается информация о ситуации на железных дорогах СССР перед войной. Но это материал следующих выпусков сайта (пока не успеваю).

09/09/2006

> Дополнение 24/09/2006

В воскресенье 17 сентября 2006 у меня возникла возможность посетить с фотоаппаратом некоторые места в Киеве, о которых шла речь выше. Фотоаппарат я взял простой - старенькая "мыльница" с одной выдержкой 1/90, с сильно широкоугольным объективом и без какой-либо электроники. Кадры отпечатал размером 9х13. В конечном итоге возможности увеличения оказались слабые (увеличенные фрагменты не очень четкие). Но день был солнечный и поездка в какой-то мере удалась.

kiev1701.jpg (28237 bytes)

Вид на Дворец культуры завода "Большевик" от дома 43 по проспекту Победы.
Дворец культуры виден под рекламным плакатом "БРОКБИЗНЕСБАНКа" за столбом под крайней правой буквой "К" на плакате. Сам проспект Победы уходит вправо вдаль почти по прямой, проходя мимо центрального железнодорожного вокзала Киева, переходит в бульвар Тараса Шеченко и выходит к Хрещатику с юга в районе Бессарабской площади.

kiev1702.jpg (42452 bytes)

Дворец культуры (по-украински: "палац") завода "Большевик".
(Вид напротив с другой стороны проспекта, адрес - "проспект Победы, 38").
В советское время завод назывался "Киевское производственное объединение "Большевик" ("ПО", по-украински: "ВО") министерства химического и нефтеперерабатывающего машиностроения СССР".
Выставка на ул. Салютной "СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА 2006" объявлена на 20-24 сентября (по-украински: "вересня") 2006. Станция метро "Нивки" находится на этой же линии вдоль проспекта Победы. Завод "Большевик" расположен напротив станции метро "Шулявская" (бывшая "Завод "Большевик").
За ней на запад - станция "Берестейская" (бывшая "Октябрьская"), а потом - "Нивки", "Святошин" и "Житомирская".
За станцией "Житомирская" через мост автомобильной развязки есть автостанция "Дачная", где отсанавливаются автобусы дальнего сообщения. В августе 2006 я там сел на "Икарус" рейсом "Киев-Тернополь", на котором доехал до Житомира. По дороге побеседовал с водителями. Они сказали, что кто-то из их знакомых на "Мерседесе" от Тернополя до Киева доехал за 3,5 часа. Но ехал он днем по хорошей дороге в мирное время сам один (без колонны из нескольких машин). Если же ехать колонной (скажем, с машинами охраны), да еще вечером, да в условиях заторов из беженцев, то время в пути будет больше.
Еще они сказали, что на "Икарусе" стоит моторчик (дизель) разработки 30-х годов, который немцы в войну ставили на речные катера. До Житомира (около 120 км) мы тогда доехали часа за два - водители особо не торопились, спидометр не работал (стрелка все время стояла на нуле).

kiev1703.jpg (36915 bytes)

Вид на парк культуры и отдыха имени Пушкина у левой стороны дворца культуры завода "Большевик".
Его левый край виден справа снимка. В этом же месте вход в него, через который можно попасть в музей завода "Большевик". Примерно в середине снимка правее столба расположен памятник А.С.Пушкину (увеличенный фрагмент справа). Между ним и левым краем дворца культуры выше деревьев на снимке еле видна полосатая бело-красная верхушка передающей башни киевского телецентра на ул. Мельникова (увеличенный фрагмент справа) (по прямой 2 км на север - исторический район урочище "Бабий Яр" между "Лукьяновкой" и "Сырцом").
В левой части кадра виден бело-оранжевый рекламный стенд выставки "МОСШУЗ УКРАИНА" на 10-13 октября (по-украински: "жовтня") со стрелкой на парк им. Пушкина. Дело в том, что в этом парке есть здание выстовочного комплекса, в котором периодически проходят разные выставки.

kiev1704.jpg (21537 bytes)

Вид проспекта Победы около рекламного стенда выставки "МОСШУЗ УКРАИНА" на запад в направлении Житомира. (Т.е. если ехать по этой дороге, никуда не сворачивая, то можно доехать до города Житомира).
На левой стороне снимка дома довоенной постройки. Во втором доме (в нем четко видно застекленный балкон на торцевой стороне второго этажа сверху) в войну жила семья киевских подпольщиков Хохловых, которые погибли в 1942 году. Фасадные стороны этих домов темные, так как находятся в тени от Солнца. Вдали проспекта виднеется мост через него, слева которого (за ним) виден фрагмент корпуса завода "Большевик".

kiev1705.jpg (17774 bytes)

Вид корпусов завода "Большевик" и моста через проспект с более близкого расстояния.
В одном из зданий завода (еще дальше [левее] того, которй слева за мостом) размещался штаб генерала-армии Ватутина М.Ф. в период освобождения Киева поздней осенью 1943.
В правой части снимка ярким белым прямоугольником виднеется рекламный стенд киностудии им. Довженко. На нем написано: "Нацiональна кiностудiя iменi О.Довженко". Правее белеет небольшое здание проходной на киностудию (адрес - "проспект Победы, 44"). Еще правее на снимке между деревьев виднее многоэтажное здание комплекса "Пресса Украины". Левее стенда за деревьями и за мостом - здание станции метро "Шулявская".
Улица слева от моста называется "Индустриальная" и идет на юг - юго-восток мимо железнодорожной станции "Караваевы дачи" и радиорынка имени ее.
За рынком она переходит в Чоколовский бульвар (бывший бульвар Ленина) и доходит до Севастопольской площади. От нее по Воздухофлотскому проспекту можно доехать до аэропорта в Жулянах, а по улице Народного ополчения - до музея авиации.
Улица справа от моста названа в честь Александра Довженко (по-украински: "Олександра"), которая переходит в улицу Олены Телиги (писательницы, погибшей в 1942 в "Бабьем Яру").
Левее "Бабьего Яра" (при взгляде на север) находится конечная остановка троллейбуса 22, который через мост на снимке едет до аэропорта в Жулянах.

kiev1706.jpg (22100 bytes)

Вид на здание корпусов завода "Большевик" со стороны входа на станцию метро "Шулявская".
Наверху здания в кругах изображены два ордена и буквы З-Д, Б, I, Л, Ь, Ш, О, В, И, К.

kiev1707.jpg (24181 bytes)

Здание аэропорта в Жулянах.
Этот аэродром существует в Киеве с 1924 года.
В 1939-1941 был еще аэродром в Броварах (17 км от Хрещатика на северо-восток к востоку).
(Нанешний в Борисполе существует с 1959 г.)
Аэропорт в Жулянах занимает территорию площадью 265 га, имеет одну взлётно-посадочную полосу длинной 1800 м и шириной 49 м. Сокращенное наименование: КП МА "Киев" (Жуляны). Принимаемые самолеты (только в светлое время суток!): Ан-2,-12,-24,-28,-30,-32,-72,-74, Ил-18, Як-40, Л-410, Як-42, вертолеты. В последние годы принимает и небольшие самолеты "бизнес"-класса (типа "Морава").
Информация сайтов:
http://www.aviaport.ru/directory/aviafirms/firm679.html
http://www.vinavia.com/airports/35310971009278000.shtml
Есть планы после 2018 года вынести аэропорт "Жуляны" за границы Киева

kiev1708.jpg (25825 bytes)

Вход в Государственный музей авиации.
Открыт 30.09.2003. Работает с 10-00 до 19-00 кроме понедельника и вторника.
Билет для взрослых - 10 гривень (примерно 2 доллара).
Есть сайт на http://avia-museum.org.ua
На сайте имеется фотогалерея, план размещения самолетов на открытой стоянке и указания на некоторые ангары. Что в них - не знаю, посетить не удалось, уже не было времени.
(Дело в том, что надо было возвращаться. Хотелось сделать кадры в "Бабьем Яру" и надо было готовиться к поездке на Майдан, где в тот день 17.09.2006 планировался концерт звезд украинской и российской эстрады в честь 10-летия телеканала "Интер". Кстати, 17.09.2006 - это день почти годовщины 65-летия вступления немцев в Киев (19.09.1941). Официально об оставлении Киева Красной Армией Совинформбюро сообщило 22 сентября 1941).

На сайте музея есть схема как до него доехать.
На площадке перед входом видел остановку маршрутного такси 462, которое ездит откуда-то с Красноармейской улицы (в которую переходит Хрещатик и которую пытаются переименована в "Велыку Васылькивську". Решение было уже давно, но есть проблемы в его реализации. Улица длинная, на ней размещена масса разных организаций, переадресация которых чревата трудностями).
Билетерша сказала, что в музее нет здания с текстовыми экспозициями, а экспонаты - в основном на открытой стоянке. Их много, на плане насчитал 45 самолетов и 13 вертолетов.

На стенде при входе были указаны телефоны о справке. Потом в будний день я позвонил и спросил, есть ли экспозиция о том, как бомбили аэродром 22 июня 1941? Мне не смогли ответить, отослали в Подольский архив под Москвой. И сказали, что в войну на аэродроме размещались словацкие военные самолеты.

Маршрутку 462 я ждать не стал, а пошел пешком на Воздухофлотский проспект, который по карте был где-то рядом. Но реально путь до него оказался длинно петлявшим между границей аэропорта, бесконечными гаражами, заборами и воротами и с поперек дороги лежавшими железобетонными балками. Но в конце-концов я вышел на Воздухофлотский проспект и дождался троллейбуса 22, на котором доехал до урочища "Бабий Яр" (севернее завода "Большевик").

kiev1709.jpg (22772 bytes)

Вид на киевскую телебашню и памятник погибшим в войну в "Бабьем Яру".
"Яр" по-украински (да видимо, и по-русски) - большой широкий "овраг".
Урочище "Бабий Яр" представляет собой парковую зону с широкими оврагами ("ярами").
Чтобы сделать этот снимок, пришлось спуститься по склону одного из них.
Посетителей на этой территории было мало.
Некоторые с фотоаппаратами.

kiev1710.jpg (32824 bytes)

Кроме памятника на территории урочища других серьезных мемориалов я не увидел, только севернее на как бы открытой "лужайке" установлен трехгранный гранитный столбик, на каждой стороне которого выгравирован текст на еврейском, английском и украинском языках. Текст на украинском языке:

І ВКЛАДУ У ВАС ДУХ СВІЙ І ОЖИВЕТЕ...
Ієзєкіль, глава 37, вірш 14

Цей камінь встановлено
у день 60-ї річниці
масового вбивства євреїв
у Бабиному Яру
на знак засвідчення
спорудження на цьому місті
общинно-культурного центру
"СПАДЩИНА"

30 вересня 2001 року

kiev1711.jpg (27986 bytes)

Улица Мельникова, пересекающая урочище "Бабий Яр".
Вид со стороны перекрестка с улицей Олены Телиги.
Видно вход в подземный переход и он же вход на станцию метро "Дорогожичи".
Слева над деревьями виднеется пирамидальная крыша здания киевского телецентра.
(Увеличенный фрагмент внизу снимка).

Улица Мельникова переходит в улицу Артема (которую пытаются переименовать в "Сичовых Стрильцив" - проблемы те же, что и с улицей Красноармейской).
"Артема" дальше переходит в "Большую Житомирскую", от которой можно спуститься к Хрещатику в северной части в районе "Майдана".

24/09/2006

Home ]