fontz.jpg (12805 bytes)

[ На главную ]

 

Жизнь и судьба Куденхове-Калерги

Однажды, просматривая библиотечный каталог, я увидел оригинальное название книги:

«БОЛЬШЕВИЗМЪ И ЕВРОПА (СТАЛИНЪ И К°)»

Автор – Р.Н.Куденхове-Калерги, издана в 1932 г. в Риге, издательство Б.Ламей, Берлин-Рига, (переводъ съ немецкаго Л.Мейерсона в дореволюционной орфографии с «ятями» и твердыми знаками), 80 страниц, типография «HEROLD», Мясницкая, 4, тел. 29658.

(В Википедии на русском: Р.Н.Куденхове-Калерги)

Как оказалось, она была не в основном фонде, а в дополнительном, где хранились старые издания. Но ничего, нашел день, выбрался туда и получил на руки.

Действительно, книга оказалась довольно оригинальной. Ее автор, выражаясь современным языком, «открытым текстом», кратко и откровенно объяснял суть сталинской политики, ее наиболее вероятные цели и последствия для Европы. В ней было семь глав по 5 параграфов в каждой. И «выводы»:

«I. ЦЕРКОВЬ-ГОСУДАРСТВО-ТРЕСТ
1. Триединая власть,
2. Коммунистическая церковь,
3. Большевистское государство,
4. Советский трест,
5. Новые формы жизни.

II. СТАЛИНИЗМ.
1. Контрреволюция,
2. Революция или реакция,
3. Сталинизм и фашизм,
4. Полицейское государство,
5. Империализм

III. ПЯТИЛЕТКА
1. План действует,
2. Пропаганда действует,
3. Экономическое наступление,
4. Военная подготовка,
5. Мировой хозяйственный кризис.

IV. ЕВРОПА БЕЗ ПЛАНА
1. Европейский кризис,
2. Междугосударственная анархия,
3. Внутригосударственная анархия,
4. Хозяйственная анархия,
5. Европейский индивидуализм.

V. БАЛАНС
1. Сталинизм и царизм,
2. Сталинизм и Западная Европа,
3. Сталинизм и равенство,
4. Сталинизм и благосостояние,
5. Сталинизм и безопасность.

VI. СВОБОДА
1. Сталинизм и свобода,
2. Европа и свобода,
3. Свобода и равенство,
4. Кризис свободы,
5. Государственное рабство.

VII. НАД БЕЗДНОЙ
1. Война за веру,
2. Духовная оборона,
3. Хозяйственная оборона,
4. Военная оборона,
5. Политическая оборона.

ВЫВОДЫ»

Комментировать ее довольно сложно. Ибо весь текст состоит не из длинных объяснений, а из коротких как бы тезисов итогового вида. Причем, много определяющих слов выделено жирным (в цитатах выделение не показано). Пример со страниц 3-9:

"1. Триединая власть.

Большевизм в настоящее время является самой большой и законченной системой власти на земном шаре: он – церковь, государство и трест в одно и то же время.

В смысле духовного владычества с ним может состязаться только католическая церковь. В смысле политическом его превосходят только Северо-Американские Соединенные Штаты. В смысле хозяйственного могущества даже банкирский дом Моргана не может сравниться с большевизмом.

Третий Интернационал – самая молодая и наиболее активная из всех религиозных организаций. Он представляет собой церковь, охватывающую весь мир, с бесчисленными учениками и прозелитами во всех частях света, готовыми сложить голову во исполнение благой вести Ленина.

Советский Союз – в наши дни после расчленения Британской мировой империи в союз, связанный только личной унией, является величайшим государством мира: он вдвое больше Соединенных Штатов или Китая и в 4 раза больше Европы".

В интернете нашлись сведения об авторе книги. Особенно много подробностей его деятельности есть в статье Петра Лоссовски «Традиция единства Европы: межвоенный период», опубликованной в Журнале польского института международных дел, том 2, № 3 (4), 2002 (в тексте статьи используется перевод на русский имени Ричарда как "Коденхов-Калерги").

Австрийский писатель, политик и основатель пан-европейского движения Ричард Николаус граф фон Р.Н.Куденхове-Калерги (Richard-Nikolaus Coudenhove-Kalergi) родился 16 ноября 1894 в Японии, в Токио в семье дипломата Австро-Венгерской империи. Его мать была японкой – Митцу Аояма из купеческой семьи. Потом он с отцом вернулся в Европу. Ричард фон Калерги вырос в Австрии, жил во Франции как у себя дома и имел чехословацкое гражданство. Общее образование он получил у приватных преподавателей. Его отец знал 18 языков, в т.ч. украинский, русский, венгерский.

Известность Ричард Николаус получил в 1923 г., после публикации своей книги «Пан-Европа», оказавшей большое влияние на многих европейских политиков 20-х и 30-х годов. Куденхове-Калерги считал (и это является основным тезисом его книги), что истерзанная войной Европа должна объединиться в федерацию. Лишь в таком виде она имела бы возможность сохранить свою экономическую и политическую позицию, а, в перспективе, и свою независимость, не только в политическом, экономическом и геополитическом аспектах, но и в отношении культуры. Его инициативы в деле объединения Европы выделялись особой последовательностью и решимостью. Он одновременно являлся создателем программы, инициатором и руководителем движения в поддержку европейского единства, известного под названием Пан-Европы. Он стал пылким пропагандистом идеи пан-европеизма на долгие годы. С некоторыми его высказываниями можно поспорить, но ему нельзя отказать в искренности и жертвенном служении делу объединения Европы. Будущему которой, по его мнению, угрожала опасность извне и рисовалась им в самых мрачных тонах. Наибольшую опасность, по его мнению, представляла новая война, которая угрожала бы гибелью всему континенту.

В своей книге он высказывал идею, что пан-европейское сообщество должно было быть гораздо меньше Европы в ее географических границах. Он исключал из него Великобританию, считая ее мировой, а не европейской супердержавой. Исключал также и Советский Союз, но не потому, что большая его часть располагалась в Азии. Согласно его концепции, пан-европейское сообщество должно существовать без Англии, но при условии ее поддержки и тесного с ней сотрудничества. В то же время от СССР он резко отмежевывался, неоднократно указывая на существование «большевистской угрозы».

В деле распространения идеи пан-европеизма он начал действовать собственными силами, центром движения выбрав Вену. Там он организовал свое представительство, издательство «Пан-Европа» и начал издавать журнал с таким же названием.

Ведущие европейские политики включились в движение, обещая свою поддержку. Австрия, в которой присутствовало сознание «самого униженного государства послевоенной Европы», усмотрела для себя определенный шанс в пан-европейской идее. И её дипломаты оказали движению поддержку по поручении своего МИДа.

Фон Куденхове-Калерги был неутомим. Он беспрестанно ездил по европейским столицам, уговаривал, убеждал, основывал местные комитеты Пан-Европы. У него было опасение, что на возглавляемое им движение может пасть подозрение в прогерманских настроениях или даже в германских источниках самой идеи. Поэтому он не прекращал попыток добиться поддержки Франции. Они закончились успехом. В начале 1925 г. Куденхове-Калерги удалось добиться поддержки Эдуарда Геррье, занимавшего в то время пост премьер-министра и министра иностранных дел Франции.

Большую пользу пан-европейскому движению принесло подписание Локкарнских договоров. Наступившее после них потепление во франко-германских отношениях, означало ослабление одной из самых больших трудностей, которые, по мнению Куденхове-Калерги, стояли на пути реализации идеи Пан-Европы.

В 1926 г. он пытается придать движению новую динамику и выступает с инициативой созыва конгресса, который очень торжественно был созван в Вене 3-6 октября 1926 г. В его работе приняли участие 2 тыс. делегатов от 24 стран. Были приняты программа действий и устав Пан-европейского Союза. И был создан центральный совет. Куденхове-Калерги избирается президентом Союза.

В последующие годы росло число участников движения. Куденхове-Калерги обращался к предпринимателям с просьбами о поддержке и помощи. Труднее было добиться поддержки от правительств и других официальных кругов. Немецкие дипломаты относились к этой идее скептически. В целом в то время движение не обладало реальной политической силой и на заседаниях Лиги Наций почти не упоминалось.

Ситуация кардинально изменилась, когда идею поддержал Аристан Бриан, неоднократно занимавший пост премьер-министра и министра иностранных дел Франции. В 1927 г. он взял движение под свою опеку, заняв пост почетного председателя Пан-европейского Союза.

Но первый конкретный шаг Бриан сделал через два года 5 сентября 1929 г., когда выступил на ассамблее Лиги Наций. В своей речи он сказал: «Я уверен, что народы, столь географически близкие, как народы Европы, должны объединиться в федеративные союзы». И предложил объединение Европы в первую очередь в экономической сфере.

9 сентября 1929 г. состоялась первая неофициальная пан-европейская конференция представителей правительств 27 государств. На ней было решено, что Бриан разошлет конкретные предложения лидерам стран и после рассмотрения ответов через год выступит в Лиге Наций с окончательным проектом.

Но после краха нью-йоркской биржи 24 октября 1929 г. начался мировой экономический кризис, что осложнило реализацию идеи европейского объединения. Но Бриан продолжил работу над обещанным документом. 17 мая 1930 г. меморандум был оглашен, когда в Берлине открывался II Пан-европейский конгресс. Но конкретные предложения были скромные. Куденхове-Калерги был разочарован.

А в это время идею европейской федерации стали разрабатывать и другие активисты, в частности, «Европейский Союз», который 25 февраля 1930 г. выступил с собственным проектом Европейского пакта с идеей Федерации европейских государств и с созданием Совета федерации, Федерального собрания, федерального суда и секретариата. Были и другие идеи.

9 сентября 1930 г. в Женеве собрались представители стран Европы. Они заслушали мнение Бриана. Он предложил определиться с принципом европейского объединения. Это позволило бы созвать съезд Европейского союза. Однако, против выступила Великобритания, поддержанная Германией.

Но в Германии в это время все больше мест в Рейхстаге стали занимать национал-социалисты, которые враждебно относились к идее объединения Европы.

Бриан предложил создать хотя бы постоянный европейский секретариат в Женеве. Но и это не было сделано. В январе 1931 г. был созван Комитет по изучению проблем европейского Союза. Он несколько раз собирался в 1931 и в 1932 г. Но никаких практических решений так не выработал.

Куденхове-Калерги с Брианом собирались продолжить деятельность, но 7 марта 1932 г. Бриан умер.

В первых числах октября 1932 г. в Базеле состоялся III Пан-европейский конгресс. На нем решили создать Европейскую партию. Но отложили реализацию до решения «германского кризиса».

«Германский кризис» привел 20 января к должности рейхсканцлера Адольфа Гитлера. И перспективы европейского объединения резко уменьшились. Пан-европейское движение было запрещено в нацистской Германии. IV Пан-европейский конгресс в 1935 г. в Вене рассматривал вопросы борьбы с национал-социализмом. Но силы были неравны. В результате аншлюса Австрии была потеряна резиденция в Вене и вся издательская база. Куденхове-Калерги спасся бегством. Через Швейцарию он переезжает во Францию. Там он пытался продолжить свою деятельность, возобновил издание органа движения «Европейские листки». Затем выехал в США, где преподавал в 1942-1946 в Нью-Йоркском университете историю. Сначала как преподаватель, потом (с 1944) как профессор.

После войны Куденхове-Калерги удалось склонить на свою сторону Уинстона Черчилля, Роберта Шумана, Конрада Аденауэра и Шарля де Голля. Его идеи по объединению Европы обсуждались на первом послевоенном Пан-европейском конгрессе в Гааге в мае 1948 г., во время которого французский делегат де Роугемонт восторженно заявил, что «настал час для восстановления духа Европы и выполнения ее своей судьбы». На конгрессе была поддержана идея создания Совета Европы, разработанная во время войны премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем и выдвинутая им в исторической речи в Цюрихе (Швейцария) 19 сентября 1946 года. Участники гаагского конгресса приняли резолюцию, призывающую к разработке хартии прав человека и к созданию независимого европейского суда для их обеспечения.

Давление со стороны общественности привело к созданию Совета Европы, который состоял из политического органа, Комитета Министров, и Консультативной Ассамблеи, включавшей представителей парламентов стран-членов. Сразу же после своего создания Парламентская Ассамблея начала работать совместно с группой экспертов, назначенных Комитетом Министров для подготовки проекта Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Кроме того, пан-европейское движение возрождалось в более конкретных формах Европейского объединения угля и стали, затем Европейского Экономического Сообщества и, наконец, Европейского Союза.

Куденхове-Калерги был первым председателем Пан-европейского союза и оставался почетным его председателем до своей смерти 27.7.1972 в Schruns, Австрия. Его именем названа улица в Париже.

Примечание: Здесь использована транскрипция его фамилии (Coudenhove-Kalergi) так, как это было сделано в книге 1932 г. А в других источниках она имеет другие варианты, например: Коденхов-Калерги, Коунденхове-Каллерги.

И можно заметить, что не только Гитлер не видел смысла в пан-европейском движении, но и СССР не принял в нем участия. А в советской пропаганде эта идея вообще рассматривалась как вредная.

БСЭ, 3-ье изд., том 19:

«ПАН-ЕВРОПА», проект создания политического и экономического объединения капиталистических государств континентальной Европы, пропагандировавшийся в период между 1-й и 2-й мировыми войнами. Идея такого объединения популяризировалась с 1923 панъевропейским движением, с 1924 выходившим в Вене журналом «Пан-Европа». Проект был выдвинут в сентябре 1929 французским министром иностранных дел А. Брианом, развит в меморандуме французского правительства от 1 мая 1930 правительствам европейских государств. Проектом Бриана предусматривалось создание «Европейского федерального союза», в который не включались СССР и Великобритания. Проект имел целью установление французской гегемонии в Европе и внешнеполитическую изоляцию СССР. Активное противодействие советской дипломатии, а также отрицательное отношение Германии, Великобритании, США и других государств привело к провалу французского проекта (1931).

После 2-й мировой войны 1939-45 тенденция к объединению капиталистических государств Европы нашла отражение в образовании ряда военно-политических и экономических организаций (Европейское экономическое сообщество и др.).

Лит.: Княжинский В. Б., Провал планов «объединения Европы», М., 1958.

Конечно, в варианте системы сталинского социализма СССР никак не мог объединиться с другими «капиталистическими» странами Европы. Он смог войти только в СЭВ, который и прекратил свое существование с распадом «лагеря социализма».

Но это уже другая история.

А возвращаясь к книге Куденхове-Калерги «Большевизмъ и Европа (Сталинъ и К°)» вообще-то можно высказать и такой вопрос: а не сгустил ли краски уважаемый граф и японо-австро-венгерский наследник? Может, никакой «советской угрозы» Европе на самом деле и не было? А уважаемый Ричард Николаус только размахивал этим пугалом, чтобы легче добиться каких-то своих целей?

Вот, например, сколько может быть правды или вранья в одном из абзацев его книги:

«Третий Интернационал – самая молодая и наиболее активная из всех религиозных организаций. Он представляет собой церковь, охватывающую весь мир, с бесчисленными учениками и прозелитами во всех частях света, готовыми сложить голову во исполнение благой вести Ленина» (с. 3).

Можно обратиться к документам.
.......

(13/03/2011)

[ На главную ]