Часть 2 (стр. 3-4 форума)




Часть 2 (стр. 3-4 форума)   Вернуться на главную  

> Учебник по доколумбовой Америке в сети
Йокбармак
post Aug 6 2004, 06:29 PM
Отправлено #31


Unregistered










1)
QUOTE
Хочу только заметить, что изображения не обязательно свидетельствуют об истинном облике. Вот дочерей Эхнатона тоже изображают с удлиненными головами, да и его скульптуры порой приводят к дискуссиям среди неспециалистов, чем же он все-таки болел. Но это просто манера изображения была такая.


Согласен, но не совсем. Конечно, есть стилизация, а есть и вариант ближе к телу - но "на пальцах" это не объяснить, нужны фото. Так вот, я видел фото головы юноши (очень "близко к телу"), головы "юной леди в шляпке" ("близко к телу"), сидящего мальчика (очень "близко к телу"), скульптурку женщины в полный рост (стилизация) - но у всех "фенотип" одинакового определенного вида - такой, который простым "сплющиванием" головы, думаю, получиться не может. Но дальше спорить без фото не могу.

2) Ищу адреса сайтов (на русском) о дравидской культуре (и языках) и по теме малайе-полинезийской культуры (Мадагаскар, Гавайи, Новая Зеландия, острова Полинезии). Давно интересует вопрос: а чего это полинезийцы, доехав до Мадагаскара, поленились переправиться в Африку? Весла поломались? И второй вопрос: коль они оказались такими классными мореходами, что заселили все острова в Тихом океане, а до Америки доплыть тоже что-то помешало добраться? Не вижу логики - переправиться до Гаваев, а дальше - "стоп, сушить весла!!!" Нелогично как-то. Или заселение островов шло иначе, не из Юго-Восточной Азии?

3) Сайт "mesoamerica" посмотрел - понравилось. Так вот где Дмитрий Беляев активничает! А в его "неофициальном" словаре я выбросил заголовочные строки и отсортировал по колонке перевода - получился новый вид информации. (И там оказалось несколько строк без перевода:

chakalte’ n CHAK2-ka-la-TE’
ha’i ha-’i
ha’ob ha-’o-ba
jaahch n ’u-ja-chi / ’u-ja-hi-chi

- техническое замечание, если интересует).
Дмитрий Беляев
post Aug 7 2004, 01:04 AM
Отправлено #32


Всадник
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 584
Регистрация: 22-March 04
Пользователь №: 33



QUOTE(Йокбармак @ Aug 6 2004, 03:32 PM)
Извините, тогда хотел бы укоротить мой вопрос: "Все же Вы не могли бы уточнить характер этих ошибок?"


Постараюсь. Но попозже, ладно?

QUOTE(Йокбармак @ Aug 6 2004, 03:32 PM)
Я имел в виду население всего ареала малайе-полинезийской языковой семьи от о. Мадагаскар на западе до Гавайских о-ов на севере и Новой Зеландии и еще более восточных островов на юго-востоке. Действительно, между некоторыми близлежащими сстровами поленезийцы могли плавать, но, извините, от Гаваев до Мадагаскара как-то далековато.


Советую почитать книгу Питера беллвуда "Покорение человеком Тихого океана" (М., 1986). Очень хорошая книга

QUOTE
Как все-таки достали подобные ... э-э-э-э... мнения  Сначала человек где-то что-то прочитает, почему-то уверяется что это точка зрения науки  (хотя ни один ученый о таком никогда не слыхал), после чего делается вывод о том, что вот, мол, наука не на все может ответить, но об этом не говорит.


QUOTE(Йокбармак @ Aug 6 2004, 03:32 PM)
Лично мне не нравится, когда делаются заявления, что авторы школьных учебников или статей в популярных журналах не имеют отношения к науке (это что - "наука" сама по себе, а "дебилы"-авторы учебников - сами по себе, что-ли?).

Журналы бывают разные wink.gif Как и популярные книги.

QUOTE(Йокбармак @ Aug 6 2004, 03:32 PM)
"Все же Вы не могли бы уточнить характер этих ошибок?" (Принципиально-тезисно).


Их характер состоит в использовании старой русскоязычной литературы. Самое новое научное издание в бибилиографии - книга Баглай 1998 г. (поэтому астекский раздел там самый приличный). Про майя материал взят у В.И. Гуляева (прежде всего "Древнейшие цивилизации Мезоамерики" 1972 и "Города-государства майя 1979 г.) - великолепные, но, естественно, во многом устаревшие книги (в них материал до 1960-х гг.). Но, повторю вновь, это понятно и естественно - в Туле новой литературы нет. МБА сейчас по-моему не работает - то ли дело раньше, когда мне родители, работая в пединституте, заказывали книги из Исторички и Ленинки по МБА rolleyes.gif
Дмитрий Беляев
post Aug 7 2004, 01:14 AM
Отправлено #33


Всадник
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 584
Регистрация: 22-March 04
Пользователь №: 33



QUOTE(Ketzalcoatl @ Aug 6 2004, 05:56 PM)
Ну, а то что Теотиуакан был "завален" варварами-чичимеками - это, по-моему, факт. 
И при этом, заметьте, совсем без лошадей и колёс чичимеки смогли одолеть пришедший в упадок мегаполис - вотЪ такими они были сильными, не то, что нынче народ. Сейчас все стали слабыми-слабыми, а раньше, когда я был молод.... эээ....занесло...)))))
*



Это не факт, а одна из точек зрения. Но сечас она подустарела. cool.gif Ведь с Теотиуаканом ограничение понятное - нет пиисьменных памятникв и все решает археология.

Так вот, хотя в Т. есть следы пожаров, но нет следов разрушений городской периферии. Кто-то тщательно сжег и разрушил главные городские сооружения (храмы, дворцы) но не тронул простых кварталов. Этому предлагается два объяснения: внутренний социальный взрыв или гражданская война. Мне кажется более вероятной второе: восстание в провинциях, кто-то из провинциальных правителей-наместников захватил город и пожег его. Социальный взрыв дал бы другие результаты (Т. продолжал существовать еще более 100 лет, а вовсе не был оставлен в 650 г.)
Дмитрий Беляев
post Aug 7 2004, 01:18 AM
Отправлено #34


Всадник
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 584
Регистрация: 22-March 04
Пользователь №: 33



QUOTE(Йокбармак @ Aug 6 2004, 07:29 PM)
Давно интересует вопрос: а чего это полинезийцы, доехав до Мадагаскара, поленились переправиться в Африку? Весла поломались? И второй вопрос: коль они оказались такими классными мореходами, что заселили все острова в Тихом океане, а до Америки доплыть тоже что-то помешало добраться? Не вижу логики - переправиться до Гаваев, а дальше - "стоп, сушить весла!!!" Нелогично как-то. Или заселение островов шло иначе, не из Юго-Восточной Азии?

Мальгаши в Мозамбике есть... Но немного. А в Африку им помешало заселиться местное население (протосуахили). Мадагаскар же был почти не заселен.
Плинезийцы добраись не до Гаваев, а до о-ва Пасхи. Что куда западнее Гавайских островов.

QUOTE(Йокбармак @ Aug 6 2004, 07:29 PM)
А в его "неофициальном" словаре я выбросил заголовочные строки и отсортировал по колонке перевода - получился новый вид информации. (И там оказалось несколько строк без перевода:

chakalte’ n CHAK2-ka-la-TE’
ha’i  ha-’i
ha’ob  ha-’o-ba
jaahch n ’u-ja-chi / ’u-ja-hi-chi

- техническое замечание, если интересует).
*



Спасибо за замечание.

chakalte’ - значение неизвестно sad.gif (но возможно название дерева?)
ha’i - независимое эмфатическое метоимение 3 л. ед. ч. ("вот он, именно он")
ha’ob - независимое эмфатическое метоимение 3 л. множ. ч.
jaahch - резьба (сущ.)
Ketzalcoatl
post Aug 7 2004, 01:35 AM
Отправлено #35


Гражданин
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 294
Регистрация: 23-March 04
Из: Зеленоград-Москва
Пользователь №: 35



QUOTE
Это не факт, а одна из точек зрения. Но сечас она подустарела


ВотЪ так вотЪ... век живи - век ...
Это значит после того как центр Теотиуакана сожгли и порушили, периферия ещё продолжала функционировать??
Но в конце-то концов, их племена с севера "доконали" и вынудили уже ослабленных жителей города совсем его покинуть или как??

Дмитрий Беляев
post Aug 7 2004, 07:29 PM
Отправлено #36


Всадник
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 584
Регистрация: 22-March 04
Пользователь №: 33



Не совсем так. После того, как центр был сожжен и разрушен, его частично отстроили. Но могущество города было уже не то. Если раньше население было более 100 тыс. человек (общепрнятая цифра 125-150 тыс.), то в фазу Метепек (650-750) население упало до 30-50 тыс. Но Т. все равно оставался самым крупным котловины.

STATE AND SOCIETY AT TEOTIHUACAN, MEXICO
George L. Cowgill
(Annual Review of Anthropology 1997. Vol. 26: 129-161)


Fiery (But Selective) Destruction
The Teo state was physically destroyed by the burning of temples and elite
residences and the smashing of idols, especially in the central part of the city.
Millon emphasizes how selective the destruction was. It was intended to destroy
the artifacts and physical facilities of the Teo state. Millon (1988a) believes
it could only have been done by insiders, but I think surrounding societies
may have gained power and numbers to the point where they, or some
combination, perhaps including dissident insiders, could have defeated a
weakened and no longer well-led city. A sizable population, perhaps 40,000,
survived or resettled the city, which has remained a town of some importance
ever since. But Teo was never again the capital of a regional state.
Йокбармак
post Aug 7 2004, 08:27 PM
Отправлено #37


Unregistered









Дмитрию Беляеву:

QUOTE
Мальгаши в Мозамбике есть... Но немного.
А в Африку им помешало заселиться местное население (протосуахили).
Мадагаскар же был почти не заселен.
Плинезийцы добрались не до Гаваев, а до о-ва Пасхи.
Что куда западнее Гавайских островов.


"Западнее" – это с какой стороны смотреть?
Истину говорил Козьма Прутков – "специалист подобен флюсу – полнота его односторонняя". Не обижайтесь, но если я слабоват в майя, то Вы тоже в чем-то слабоваты. Начнем с географии:

Гавайские о-ва – 25 град. сев. шир. и 150-180 зап. долготы.
остров Пасхи – 27 град. юж. широты и 110 град. зап. долготы

Т.е. о. Пасхи на 70-40 град. восточнее Гаваев [если смотреть относительно Юго-Вост. Азии (ЮВА)], т.е. не о. Пасхи западнее Гаваев, а наоборот и их разделяет 7000 км по прямой (здесь и далее расстояния округлены). Остров Пасхи от Новой Гвинеи (чуть севернее Австралии) - 10000 км по прямой, от Новой Зеландии – 6500 км по прямой. Мадагаскар от ЮВА – 5500 км по прямой. От Мадагаскара до о.Пасхи – 20000 км по широте. И практически все эти расстояния – по океанской воде. И еще вариант: расстояние от острова Пасхи до Ю.Америки (Чили) - это половина пути от о. Пасхи до Австралии. И лодки у полинезийцев, конечно, были. "Каноэ" называются. Но они таких размеров, что для плавания на тысячи км по океану они совершенно не годятся.

А чего это я увлекся полинезийцами в теме про майя, так это то, что я видел фото статуэток из р-на Шочимилько (южная часть долины Мехико), которые чем-то напоминают статуи о.Пасхи (в частности, длинноухость, и иногда наличие чем-то похожих "шапочек"). Но это, конечно, не майя, а культура Теотихуакана, которая влияла на (каких-то) майя. А у самих майя были некие начальники ("настоящие короли"), которых называли "ахау". А на о. Пасхи основу статуй богов называли "аху". А кандидат на высокий пост должен был пройти некий оккультный экзамен, известный под названием "язык Зуиуа" – язык легендарной прародины майя - страны Зуиуа и Тулы, лежащих на Западе. Но западнее страны майя, извините, - океан. Т.е. у меня вертится "идея-фикс" – как-то (еще не соображу как) проверить, а не пересекались ли культуры майя и малайя-полинезийцев? Может, сверить некоторую терминологию?

А также по теме майя меня интересует причина "нестандартной" ориентации осевых линий некоторых майянских городов, которая направлена под углом к современным линиям восток-запад, север-юг. И в Теотихуакане улицы ориентированы под 15-17 градусов к северу от истинного запада. И не только улицы, но и, например, каналы системы "чинампа" в Шочимилько.

Что касается малайя-полинезийцев, то могу привести компиляцию некоторых фрагментов:

МАЛАЙСКО-ПОЛИНЕЗИЙСКИЕ ЯЗЫКИ, австронезийские языки, языковая семья, включающая языки четырёх традиционно выделяемых групп: индонезийские, полинезийские, меланезийские и микронезийские языки. Всего оценивается от 300 до 500 языков, которыми говорит более чем 130 млн. чел. на Малайскому п-ове (ЮВА), Мадагаскаре, Тайване, Индонезии, Новой Гвинее, Филиппинах, Новой Зеландии и на о-вах: Меланезийских, Микронезийских и Полинезийских. Считается, что первичные малайе-полинезийцы прибыли из той части Азии, которая близка Малайскому полуострову, а потом эмигрировали на запад на Мадагаскар и на восток в Тихий океан. Это переселение началось, как считается, более 2000 лет тому назад. А так как представители малайе-полинезийских языков жили на тысячах островов, часто далеко отдаленных друг от друга, и так как в раннее время коммуникация между ними была очень осложнена или вообще невозможна, то из протомалайе-полинезийского праязыка развилось много отличных друг от друга диалектов и языков. Малайе-полинезийская языковая семья имеет два подраздела: западный и восточный. Западный имеет большее значение как в культурном, так и в торговом отношении. В настоящее время 4 малайе-полинезийских языка имеют статус официальных (все – из западного подраздела): малайский в Малайзии (17 млн. чел.), индонезийский или багашский индонезийский в Индонезии (12 млн.), малагашский на Мадагаскаре (5 млн.) и тагалогский на Филиппинах (6 млн.), где с 1959 его называют филиппинским. Восточный подраздел охватывает меланезийскую, микронезийскую и полинезийскую языковые группы. И хотя тут насчитывается большое количество разных языков, но людей, говорящих на всех них, всего около одного миллиона. Меланезийские языки распространены на островах Фиджи, Соломоновых, Новых Гебридах, Новой Каледонии, Бисмарковом архипелаге и в Новой Гвинее. Из наиболее важных полинезийских языков выделяются: самоанский - 100 тыс. жителей на острове Самоа; маорийский – 75 тыс. жителей Новой Зеландии; тонгаильский – 75 тыс. жителей о. Тонга; таитский – 30 тыс. жителей на о. Таити и гавайский – 25 тыс. жителей на Гаваях. В микронезийской группе выделяется чоморский язык - 30 тыс. жителей острова Гуам. Малайе-полинезийские языки имеют слишком много гласных звуков и относительно мало согласных. Они стараются иметь двухскладные корни, создают производные слова дополнением аффиксов, используют удвоение для обозначения множественного числа и др. грамматические понятия.

Так вот, мне не совсем понятна логика такого объяснения:

>>Считается, что первичные малайе-полинезийцы прибыли из той части Азии,
>>которая близка Малайскому полуострову, а потом эмигрировали на запад на Мадагаскар
>>и на восток в Тихий океан. Это переселение началось, как считается, более 2000 лет тому назад.
>>А так как представители малайе-полинезийских языков жили на тысячах островов,
>>часто далеко отдаленных друг от друга, и так как в раннее время коммуникация между ними
>>была очень осложнена или вообще невозможна...

Получается, что первичные малайе-полинезийцы смогли расселиться на тысячи км в двух океанах с помощью примитивных средств коммуникации, которые как транспорт в некоторых случаях вообще не могли рассматриваться.

И я не согласен, что их могли остановить некие "протосуахили". Дело в том, что "битва", "война" – это один из элементов прошлого образа жизни или культуры малайе-полинезийцев (по крайней мере – судя по их мифологии и традициям – см. например Б.Н.Путилов, "ПЕСНИ ЮЖНЫХ МОРЕЙ", "Наука", 1978). Короче, хотелось бы увидеть доказательства, типа такого: "в 3-м веке до н. э. предки малагашей попытались основать колонию в нынешнем Мозамбике, однако в 257 г. до н.э. недалеко от устья Замбези вождь протосуахилей Мумбаса-третий дал им генеральное сражение и выгнал обратно на Мадагаскар".

И хотел бы спросить о Вашем мнении о книге Мачея Кучинського "Загадка Фестского диска и Змеепоклонники" (М., "Вече", 2000), в которой он предлагает свое видение молекулярно-биологической основы майянской культуры, в изображениях которой можно найти отражение знаний о генах, хромосомах и т.д. (Кучинський выдумывал это не в кабинете, а лично шарил по майянским городам и весям).
Дмитрий Беляев
post Aug 7 2004, 11:42 PM
Отправлено #38


Всадник
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 584
Регистрация: 22-March 04
Пользователь №: 33



QUOTE
"Западнее" – это с какой стороны смотреть?


Безусловно, остров Пасхи ни с какой стороны не может быть западнее Гавайев. Имелось в виду, конечно, восточнее. Прошу прощения за описку...

QUOTE
И лодки у полинезийцев, конечно, были. "Каноэ" называются. Но они таких размеров, что для плавания на тысячи км по океану они совершенно не годятся.


Каноэ - это слово из карибских языков и к полинезийцам не имеет никакого отношения. Про полинезийскую колонизацию см. указанную книгу Беллвуда.

QUOTE
А чего это я увлекся полинезийцами в теме про майя и т.д.


No comments

QUOTE
И я не согласен, что их могли остановить некие "протосуахили".


Это уже Ваши проблемы

QUOTE
И хотел бы спросить о Вашем мнении о книге Мачея Кучинського "Загадка Фестского диска и Змеепоклонники"


Я не комментирую книги, не имеющие никакого отношения к науке. Кроме переиздания "Тайн хеттов" Замаровского (хорошая научно-популярная книга) все остальное в издтелеьстве "Вече" - макулатура. И избавьте меня, пожалуйста, от рассказов про то, как некто Кучиньский нашел в джунглях "молекулярно-биологическую основу майянской культуры" и "знания о генах, хромосомах и т.д."
Ketzalcoatl
post Aug 7 2004, 11:42 PM
Отправлено #39


Гражданин
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 294
Регистрация: 23-March 04
Из: Зеленоград-Москва
Пользователь №: 35



QUOTE
...можно найти отражение знаний о генах, хромосомах и т.д....

о генах да, tongue.gif было представление такое - если у тебя в роду был предок правитель, значит и ты достоин быть правителем happy.gif если не было, то плохо, но можно выдумать и найти себе достойных якобы предков и/или покровителей blush.gif
а вотЪ с хромосомами я думаю у них были такие же познания как и у меня - то бишь никаких, их когда в жертву-то приносить??? laugh.gif

Дмитрий Беляев, а ведь 30-50 тыс. это немало для мезоамерики, и неужели они так спокойно в течении 100 лет расходились из Теотиуакана, т.е. практически просто взяли и покинули город? либо всё-таки ещё какие внешние причины могли быть? а куда они делись? расселились по анауаку?

Ketzalcoatl
post Aug 7 2004, 11:47 PM
Отправлено #40


Гражданин
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 294
Регистрация: 23-March 04
Из: Зеленоград-Москва
Пользователь №: 35



Кстати, ещё такой вопрос - что сейчас известно нового о происхождении тольтеков? откуда они? не могли ли они быть своего рода сынами высококультурных Теотиуаканцев?

Дмитрий Беляев
post Aug 7 2004, 11:50 PM
Отправлено #41


Всадник
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 584
Регистрация: 22-March 04
Пользователь №: 33



QUOTE(Ketzalcoatl @ Aug 8 2004, 12:42 AM)
Дмитрий Беляев, а ведь 30-50 тыс. это немало для мезоамерики, и неужели они так спокойно в течении 100 лет расходились из Теотиуакана, т.е. практически просто взяли и покинули город? либо всё-таки ещё какие внешние причины могли быть?
*



Да, Т. до 8 в. оставался одним из крупнейших центров. Оставление просходлио постепенно. И покинули они явно не просто - многие, наверное, бежали от войск победителей... closedeyes.gif

Ведь вообще Т. - это искусственное образование. В Город около 150-200 гг. согнали большую часть населения котловины. Южный берег оз. Чалько почти пустым остался. Так и получилось 125-150 тысяч. Поэтому как только центральная власть испытала сильный удар, в Городе явно начались проблемы.. Типа пища и т.д. Плюс на Город работали все провинции, а после падения все стало сложнее.

QUOTE(Ketzalcoatl @ Aug 8 2004, 12:42 AM)
а куда они делись? расселились по анауаку?
*



Судя по всему, население Города действительно расселилось по Анауаку. По крайней мере в прежде оставленных районах (южный берег оз. Чалько, п-ов Иштапалапа), а также вокруг провинциальных центров (Аскапоцалько) в это время отмечается резкий рост населения. Т., видимо, некторое время оставался столицей ядра государства, но потом и это распалось...
Дмитрий Беляев
post Aug 7 2004, 11:57 PM
Отправлено #42


Всадник
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 584
Регистрация: 22-March 04
Пользователь №: 33



QUOTE(Ketzalcoatl @ Aug 8 2004, 12:47 AM)
Кстати, ещё такой вопрос - что сейчас известно нового о происхождении тольтеков? откуда они? не могли ли они быть своего рода сынами высококультурных Теотиуаканцев?
*



Смотря кто подразумевается под тольтеками cool.gif Если великий древний народ, населявшй Толлан и обладавший мудростью и знаниями, то есть сильное подозрение (впервые высказанное Дэвидом Стюартом), что это реминисценция Теотиуакана smile.gif Толлан означает "Место тростника", а в "теотиуаканоидной" иконографии в области майя постоянно встречаеются изобржения тростника и т.д. (Но это пока гипотеза, хотя и очень быстро завоевывающая популярность.

Что касается собственно обитателей Тулы в долине тулы (штат Идальго), то это смесь населения эпохи владычесва Т. и первой волны северных варваров.
Ketzalcoatl
post Aug 8 2004, 12:10 AM
Отправлено #43


Гражданин
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 294
Регистрация: 23-March 04
Из: Зеленоград-Москва
Пользователь №: 35



та-а-а-ак... )) интересно)) на пока вопросов больше не имею (наверное потому что спать уже хотца))))) Ну, разве что про хромосомы ещё - вы так и не ответили))))) lol.gif lol.gif crazy.gif

Дмитрий Беляев
post Aug 8 2004, 12:21 PM
Отправлено #44


Всадник
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 584
Регистрация: 22-March 04
Пользователь №: 33



Теотиуаканское государство (III–VIII вв.)
Долина Мехико – это обширная котловина в Центральной Мексике на высоте 2200–2300 м над уровнем моря. В ее центре располагалось соленое озеро Тескоко и сеть связанных с ним пресноводных озер и водоемов. В северо-восточном ответвлении долины находится небольшая долина Теотиуакан. В начале I в. н. э. здесь возник город, правители которого в начале III в. под-чинили всю долину Мехико. Побежденные жители насильственно переселялись в Теотиуакан, население которого достигло 125 000 человек. В III–V вв. Теотиуаканское государство занимало более 25 000 кв. км и включало почти всю Центральную Мексику.
Влияние Теотиуакана прослеживается и за пределами Центральной Мексики: на побережье Мексиканского залива, в горных районах Чиапаса и Гватемалы, в низменных районах майя. В Матакапане (Веракрус) и Каминальхуйю (горная Гватемала) были основаны торговые колонии.
Наивысшего расцвета Теотиуакан достиг в правление «Совы-Копьеметателя» в 378–439 гг. В 378 г. его войска вторглись в земли майя. Однако теотиуаканская «империя» просуществовала недолго. Уже после смерти «Совы-Копьеметателя» государства майя стали фактически независимыми, а в конце V в. цари Тикаля сами приняли титул «царя царей».
Обособление земель майя было, судя по всему, одним из первых кризисов, приведших к падению Теотиуакана в середине VII в. Около 650 г. все центральные постройки города были сожжены. По-видимому, государство охватили междоусобицы и социальные конфликты.
Теотиуакан был построен по единому плану, определявшемуся «Дорогой Мёртвых» – центральным проспектом, идущим с юга на север. Население жило в стандартизированных компаундах – одноэтажных жилых комплексах, состоявших из комнат, расположенных вокруг внутренних двориков. Средние размеры обычных компаундов – 60 на 60 м, но существовали и более крупные ансамбли. Дифференциация отмечается как среди компаундов, так и внутри них. По-видимому, компаунды были резиденциями большесемейных домовых общин с родовым ядром.
Политическое устройство Теотиуаканского государства остается предметом дискуссий. Ряд исследователей считает, что в нем существовало олигархическое или даже жреческое правление, а царская власть исчезла еще в III в. н. э. Другие считают, что, как и по всей Мезоамерике, во главе государства стоял царь, считавшийся олицетворением бога дождя.
Соседние с долиной Мехико земли были превращены в теотиуаканские провинции. В них распространился единый стиль, включавший однообразную планировку поселений, массовое строительство жилых компаундов, использование элемента талуд-таблеро в монументальной архитектуре, специфические мотивы в изобразительном искусстве и керамические изделия.
Экономика долины Мехико базировалась на земледелии. Местные жители возделывали растения «мезоамериканской триады» (кукурузу, тыкву, бобы), а также томаты, хлопок, магей и др. В Центральной Мексике использовались три формы интенсивного земледелия: ирригация, чинампы и «грядковая» система на искусственных террасах по склонам холмов и гор. Дополнением к растительной пище служили продукты охоты и рыбной ловли.
Как и все города Мезоамерики, Теотиуакан сохранял земледельческое население. Однако ресурсов городской округи не хватало для обеспечения 125-тысячного населения. В этой связи вся долина Мехико была преобразована в единую систему, состоявшую из четырех зон и обеспечивавшую Теотиуакан продовольствием и строительными материалами. Территории за пределами долины также служили были включены в единую экономическую сеть.
Теотиуакан был крупнейшим ремесленным и торговым центром классического периода. Археологами были найдены многочисленные мастерские по изготовлению керамики и обработке обсидиана. Обсидиан, добывавшийся на месторождениях близ города, распространялся по всей Мезоамерике, достигая области майя.
Во главе теотиуаканского пантеона стоял бог дождя и грозы («Тлалок»). Важную роль играли «Пернатый змей» (прототип позднейшего Кецалькоатля), чье тело было небесным сводом, и «Мозаичный змей», связанный с огнем и войной. Еще одной ключевой фигурой пантеона было женское божество – так называемая «Великая богиня». Население города кроме верховных божеств почитало также своих предков. Ритуалы в их честь отправлялись в жилых компаундах.
Исследования последних десятилетий (К. Мийон, К. Таубе и др.) показали, что в Теотиуакане существовала собственная иероглифическая письменность. Однако эта система письма пока изучена недостаточно, чтобы ее можно было дешифровать.
Ketzalcoatl
post Aug 8 2004, 08:22 PM
Отправлено #45


Гражданин
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 294
Регистрация: 23-March 04
Из: Зеленоград-Москва
Пользователь №: 35



А что было до начала I в. н.э.? просто небольшое поселение, правители которого постепенно смогли подчинить своей воле окрестные селения?

Ольмеки и их потомки имеют отношение к основанию Теотиуакана? ведь их закат и начало расцвета Теотиуакана отделяет всего 300-400 лет, а расстояние там до побережья совсем небольшое.

Guest
post Aug 8 2004, 09:10 PM
Отправлено #46


Unregistered









Ketzalcoatl:

>>пока вопросов больше не имею ...
>>Ну, разве что про хромосомы ещё - вы так и не ответили...

Дмитрий Беляев:
>>избавьте меня, пожалуйста, от рассказов про то, как некто
>>Кучиньский нашел в джунглях "молекулярно-биологическую
>>основу майянской культуры" и "знания о генах, хромосомах и т.д."

Йокбармак:
А таки могу привести фрагмент про хромосомы из "макулатуры" Кучиньского:
================

Гул вертолета, долетевший по впадине долины, был слышен задолго до появления "летающего трактора”. Он вынырнул из-за облаков в небе, уже распогодившемся, обошел полукругом далекую вершину — гребень Сан-Андреса с церковью и домами — и начал снижаться.

Прежде чем он сел и взбил облако пыли, из базы выехала “ниса” с Мусёлом. Машина неуклюже ползла по камням, кто-то еще подавал в нее ящики с бутылками, запрыгнул Сурдель с киноаппаратом.

Спустя полчаса я увидел, как вертолет поднялся в воздух, разметав вокруг себя клубы пыли, вынырнул из сердцевины этой желтоватой туманности и помчался над хребтами, исхлестывая деревья вихрями воздуха, овеял церковную башню и растаял в голубизне.

"Эй, разве люди — как Солнце? Из камня, из которого состоит Желтизна... Эй, откуда вы, добрые люди?” — вопрошала книга древних знаний Чилам-Балам. Я все время возвращался к этим словам, малопонятным, все еще не объясненным.

Разорвалось небо; время раскололось, как туча, взрезанная молнией: я увидел себя на дороге в Тамоанчан. В Шочикалько, давний Тамоанчан. Место рождений, место откровений, где Господь находился у истока Захода.
В Тамоанчан! Там как бы повторно родился

КЕЦАЛЬКОАТЛЬ,

Пернатый Змей, великий символ, издревле известный в Мезоамерике, который здесь, в Тамоанчане, обрел новое значение и, возведенный в ранг бога, считался уже творцом и добродеем человека.

Я вознамерился отыскать связь между этим богом и записями в кодексах, говорящими о генезисе человека. Особенно многообещающей казалась мне именно 36-я страница кодекса Нутталь, которая без всяких оговорок приравнивала человека полосчатой ленте, украшенной перьями. Но для чего, спрашивал я себя, надобно было бога втискивать в драгоценный сосуд — в яйцо? Я уже знал, что миштекские храмовые художники видели в нем самое подходящее место для полосчатой ленты. Но змей?..

Ответ найти было нетрудно — стоило вернуться на 15-ю страницу того же манускрипта, содержащую эпизод из жизни уже известной мне кияжны З-ремень. Эта особа из древней хроники в присутствии жрицы 1-Орел приносила здесь жертву, сжигая копаль — смолу — в переносной кадильнице. Само по себе это действо было мне малоинтересно. Мое внимание живо привлекло тело женщины и место, в котором оно находилось.

Так вот, создатель пиктограммы, дабы придать акту молитвы и жертвования предельно глубокое, мистическое значение, снабдил княжну змеиным телом, покрытым перьями. Из пасти змеи выглядывала всего лишь женская голова. И все это мистическое существо было целиком погружено в живую воду, заполняющую драгоценный сосуд!

Есть ли более веское доказательство тому, что я на верном пуги? Ряд символов складывался в ясное, осмысленное целое: полосчатая лента приравнивалась змею, змей — человеческому телу, а местом их пребывания было яйцо. Да что там, тут дело даже не в символах, а в реальном теле, принадлежавшем в прошлом живой женщине, как доказал Альфонсо Касо. Вот так хроникер возвел сцену жертвоприношения до символического уровня, до “княж
Йокбармак
post Aug 8 2004, 09:14 PM
Отправлено #47


Unregistered









(извините, продолжение-окончание)

до “княжны в зародыше” — того, что дало начало ее существованию.

Так еще раз выяснилось, что человеческие головы, выглядывающие из пасти или клюва, несут в себе особое неожиданное значение. Мне оставалось одно: просмотреть микроскопные снимки ядер органических клеток, чтобы проверить, нет ли там какой-нибудь “змеиной” структуры.

Долго искать не пришлось. Во многих специальных работах помещены изображения “щеточных” хромосом. Их подобие змею, покрытому взъерошенными перьями, было более чем очевидно.

Хромосома — это образование, так же изменяющее свой вид, как хамелеон цвет: в период между делениями клетки она не сохраняет форму палочки, ярма или волюты, а раскручивается, распрямляется в чрезвычайно длинную ленту. У различных позвоночных — социтах земноводных — можно наблюдать отходящие от продольной оси этой ленты многочисленные петли, напоминающие ершики для мытья бутылок или стекол керосиновых ламп — отсюда их название: “ламповые щетки”. Петли считают нитями ДНК с генной записью для репродуцирования белков.

О ленте хромосомы — "пернатом змее” — говорит нам сегодня молекулярная биология. Выходит, жрецы в мексиканских храмах еще в древности кое-что знали об этом. Ну а коли я убедился, что они знакомы с другими морфологическими формами хромосом, — чего ради исключать эту?..

На рисунке в кодексе княжна 3-Кремень выныривает из собственной генетической записи, из символической змеи-хромосомы, покрытой петлями-перьями хроматина.

Возникает, однако, вопрос, почему, собственно, жрецы связывали человека с одной змеей, одной хромосомой, если у него их в клетке целых 46: 23 отцовских и 23 материнских? Допуская, что они знали об этом, было бы излишним требовать, чтобы они еще изображали в храмовом кодексе весь их комплект, тем более что создатели рисунков пребывали в мире знаков и символов, мифов, избегая, как и в других вопросах, дословности, законченности. Но есть указания на то, что они прекрасно знали об удвоении элементарных хромосом.

Биваленты они часто рисовали в виде двух сплетенных змей, или змеи с двумя головами, или же двух змей с одним общим хвостом.

30-я страница кодекса Борджиа представляла собою как бы синтез всего, что я смог установить по моей части (см. фото 2). Рисунок изображает череду события в “путешествии” планеты Венеры, отождествляемой с душой бога Кецалькоатля, Пернатого Змея, по миру подземелий. Комментарий Эдуарда Зелера объясняет нам астрономические явления, календарные даты и связанные с ними религиозные представления древних мексиканцев. Так, в период отсутствия планеты на небе она — Кецалькоатль, чистый, светлый дух — встречалась с мертвой материей земли, чтобы проникнуть в нее и наполнить жизнью.

Где происходил этот процесс? Вот перед нами кольцевидный драгоценный камень, окруженный его постоянным знаком — лестничкой. Вокруг — корона лучей, черных прямоугольных перьев — атрибут Пернатого Змея, а при них, по Зелеру, “некие палкоподобные объекты”. Я убежден, что они изображают другой атрибут Кецалькоатля, известный как его способный раздваиваться “животворный жезл”.

Внутри, в ядре драгоценного яйца, видна, как нельзя более к месту, биологическая структура — скрученный шнур малиналли, изображающий двойную гелису ДНК. Две ее нити, покрытые белыми, красными и желтыми полосками, выражают идею линейной генетической записи. Группировка полосок тройками может указывать на то, что код этой записи троичный.
В самом же центре этой страницы я обнаружил двойного Кецалькоатля в его змеиной ипостаси, хочется сказать — бивалент этого бога. Следовало бы добавить: бога, повсюду именуемою также Драгоценным Близнецом! Как ни объясняли это имя, в своем представлении я видел за ним двузмеиное божество внутри драгоценного камня. Вернее, я видел изображение яйцеклетки, в которой пребывал Кецалькоатль в виде двух хромосом близнецов...

Пасти змея украшены характерными масками с прямоугольным носом и раскрытым птичьим клювом. Это — постоянный атрибут иного воплощения Кецалькоатля, уже как бога ветра — Эекатля, который в мексиканской мифологии вдохнул душу в тело человека. Из раскрытых челюстей змея выскакивают две фигурки того же бога, своим черным цветом возвещая, что это Шолотль — еще одно воплощение Кецалькоатля. И в этом — важная мысль о двойственности змея.

Имя Шолотль означает "тот, кто появляется двойным”, а на рисунках он появлялся с атрибутами Кецалькоатля, поскольку Кецалькоатль являл собой еще и Драгоценного Близнеца.

Слово "близнец" следует понимать как "очень похожий”, “одинаковый" "составленный из двух одинаковых частей”. Стало быть, имя Драгоценного Близнеца относилось к двузмеиной фигуре бога, а не к его различным воплощениям. Ибо последнее — различные воплощения — противоречит понятию “близнецы”. Об этом и говорило изображения, и подобных им можно было найти множество, однако я прекрасно понимал, что линию доказательств необходимо поддержать и с другой стороны. И я задался вопросом: а в самом ли деле можно в чем-то отождествлять “пернатого змея” Древней Америки с органической клеткой? Ведь этот символ древнейший, и прежде чем стать богом, он проделал долгий путь постепенного возвышения. Так вот, на какой стадии, скажем так, своего мифического бытия его существо не имело еще ровно никакого отношения к биологии?

Появился он во времена, когда на еще мало заселенном континенте сельскохозяйственные общины индейцев жили в мире магического, сверхъестественного, в котором правили различные духи, и только их действиями объяснялись явления природы и поступки человека. В жизни этих людей царили маги — вдохновенные посредники между человеком и душами их предков и предметов. Почитались тотемы, что чрезвычайно привязывало к миру природы: земле, воде, животным, растениям, особенно к кукурузе. Женщину, как существо, дающее жизнь, уподобляли плодоносящей земле, а мужчин, его семя —удобрению и воде.

На низинном побережье Мексиканского залива ольмеки с их древнейшей культурой почитали ягуара как своего зверя тотема. Вот тогда уже в условном изображении своего тотема пятна на шкуре ягуара они заменяли двумя перекрещенными палочками. На керамике появился особый декоративный мотив: ленты, переплетенные подобно двум змеям. Не исключено, что таинственный народ ольмеков, который — есть такое предположение — явился сюда из Африки, принеся с собой знание о какой-то связи полосчатых и палочкообразных созданий с развитием жизни.

Одновременно с культом ягуара существовал культ воды — рек и озер — в виде особого духа — водяного змея: Вскоре мифологическое скрещивание этих животных, ягуара как духа земли и змея как духа воды, породило ягуара-змея, дракона, ниспосылающего плодородие земле.

Ранняя культура ольмеков относится к 1500—900 годам до нашей эры. В последующие столетия, примерно до 100 года новой эры, приходящиеся на пик развития культуры ольмеков, магов-волшебников — заменили жрецы — служители культа —и стали возводиться церемониально-культовые центры — храмы. Развивалось искусство, появились календарь, иероглифическое письмо и умение счета. Древние тотемические животные давно стали всесильными богами, магия уступила место религии.

Однако идеи вместе с их символами и много столетий спустя продолжают жить в мировосприятии уже городского общества, возникшего тогда крупного центра мысли, религии и искусства — Теотиуакане. В этом городе-метрополии, управляемой кастой жрецов, развилось религиозное почитание змея-птицы (querzalli-coatl). Внешность змея с драгоценными перьями порой являла признаки ягуара и пасть кипактли (сiрасtli) —Чудовища Земли. Пернатый Змей стал божеством. В настенных росписях он изображался с одним или двумя переплетенными телами, но всегда с одной головой или одним хвостом. Надо было, по-видимому, показать, что второй, новый змей (новая лента) возникает из первого, является его точным отображением и, прежде чем они разделятся, соединен с ним.

Змеи Теотиуакана были божествами дождя — из их пастей потоки воды изливались на землю. Но так было до поры до времени. Развитие религии и усиление вершимой с ее помощью власти понуждали жрецов призывать новых богов и разделять между ними их назначения. Так появился тлалок — бог дождя, создатель воды, молний и родственных им явлений. С этого момента змей-птица становится его ездовым существом. На нем Тлалок носился по небу, иначе говоря, змей-птица стал олицетворять тучу.

В Теотиуакане имели особое значение и такие символы, как простые и украшенные ленты; волюты в виде знака вопроса, истекающие изо ртов человечков и богов; окружности-круги как драгоценные камни; раковицы улиток — символы не только зародышей, но и воздуха и божественного дуновения; звездные глаза Тлалока; водяные потоки в форме меандров и др.
От 650 до 900 годов нашей эры культура ольмеков вступила в свой нисходящий период. Политеистическая религия аграрного типа достигла того состояния, которое уже не позволяло обществу развиваться далее. Для безграничной власти над людьми жрецы неимоверно расплодили богов, но теократия уже не в состоянии была разрешать проблемы неуправляемо растущего городского населения. Религиозные колонии Теотиуакана обретали независимость и переставали обеспечивать столицу продуктами питания. Наступал застой культуры, творческий дух метрополии истощался. Змей-птица в это время был уже второстепенным божеством, носящим Тлалока в небесах. Но в будущем его ожидало могущество бога — создателя человека. Эта поразительная метаморфоза произошла в

ШОЧИКАЛЬКО,

ныне штат Морелос, к западу от Мехико, где обитал народ, подвергшийся влиянию не только Теотиуакана, но и других культурных регионов. Именно там был явлен новый бог. Им стал Пернатый Змей — Кецалькоатль.
Более чем через тысячу лет после этого события, изложенного в статьях известного археолога Романа Пинья Чана, я, взбудораженный его мыслями, оказался там, чтобы искать путь, по коему змей, дождевое божество, ушел внутрь чальчиуапастли — драгоценного сосуда, то есть яйцеклетки. Я двинулся туда, где он когда-то явился, резонно полагая, что его изображения в камне — рельефах и скульптурах, — которые предстанут передо мной воочию, скажут моему сознанию несравненно больше документальных фотографий.

Толкнуло меня в путь и другое поразившее меня обстоятельство: в своей кандидатской работе Пинья Чаи показал, что теперешний Шочикалько и есть тот самый считавшийся мифическим Тамоанчан. Стало быть, это "место нисхождения” бога вовсе не было фантастическим. Там росло древо Жизни рода человеческого. Там — гласили легенды — было месторождения человека: Кецалькоатль создал его и, чтобы он не погиб от голода, дал ему пищу — кукурузу....

Одним из знаменитых символов легендарного Тамоанчана – я это помнил – был известный рисунок (см. фото 1) из кодекса Виндобонеси; покрытое знаками клеток дерево, вырастающее из перьев-хромосом и драгоценного сосуда-яйца. Зная это, я ждал, что и бог-змей, созданный воображением и знанием именно в Тамоанчане, окажется отображением какой-то биологической структуры...
========

Мачей Кучиньский родился в 1929. В 1953 г. окончил институт, получил диплом инженера-архитектора. С 1963 по 1973 он – технич. руководитель научных экспедиций в Польской академии наук. Посетил: Татры, Гоби, Перу, Гималаи, Шпицберген (будучи руководителем палеонтологической экспедиции ПАН), Амазонию, Аляску, Мексику. Он является членом Высокогорного клуба в Варшаве и Эксплорерс Клад в Нью-Йорке. Написал более 20 книг. В 1980 г. получил премию Совета министров Польши. Основываясь на собственных наблюдениях, изучив литературу по Древней Мексике, вооружившись внушительным багажом знаний по разным наукам и, кроме того, обладая сильным воображением, польский путешественник и писатель пришел к поразительным выводам. Он обратил внимание на то, что религия древних индейцев, вся их жизнь и творчество подчинены неким биологическим знаниям, причем самым современным: генетике, цитологии и биохимии.

Вопрос к Дмитрию Беляеву: а Ваши регалии перевесят регалии Кучиньского? biggrin.gif
>Ketzalcoatl
post Aug 8 2004, 10:43 PM
Отправлено #48


Гражданин
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 294
Регистрация: 23-March 04
Из: Зеленоград-Москва
Пользователь №: 35



QUOTE
кроме того, обладая сильным воображением, польский путешественник и писатель пришел к поразительным выводам.


это уж точно...

>Ketzalcoatl
post Aug 8 2004, 11:53 PM
Отправлено #49


Гражданин
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 294
Регистрация: 23-March 04
Из: Зеленоград-Москва
Пользователь №: 35



Про кодекс Борджиа: представлю вашему вниманию одну страничку - http://www.famsi.org/research/pohl/jpcodices/images/borgia_alg.jpg (!!! 1,5 Мb) - на этом листе изображены вверху слева Шолотль (брат-близнец Кецалькоатля у ацтеков, проводник мёртвых в подземный мир, охраняет путешествие солнца по подз.миру), внизу справа Кецалькоатль и внизу слева Миктлантекутли (владыка подземного мира).

А теперь такой вопрос - вы действительно там видите хромосомы, яйцеклетки и прочее???

Если да, то вы - романтик cool.gif

Ketzalcoatl
post Aug 9 2004, 12:02 AM
Отправлено #50


Гражданин
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 294
Регистрация: 23-March 04
Из: Зеленоград-Москва
Пользователь №: 35



про регалии: даа... Д.Беляев не инженер-архитектор и не член Высокогорного клуба в Варшаве и Эксплорерс Клад в Нью-Йорке - уж и неее знаю тогда как он может с этим (точнее без этого) жить, а главное кое-что знать о Месоамерике biggrin.gif

Кныш
post Aug 9 2004, 08:46 AM
Отправлено #51


Проконсул
**

Группа: Совет
Сообщений: 3047
Регистрация: 18-March 04
Из: Москва
Пользователь №: 5



QUOTE(Ketzalcoatl @ Aug 6 2004, 04:56 PM)
И при этом, заметьте, совсем без лошадей и колёс чичимеки смогли одолеть пришедший в упадок мегаполис - вотЪ такими они были сильными, не то, что нынче народ. Сейчас все стали слабыми-слабыми, а раньше, когда я был молод.... эээ....занесло...)))))
*



Ну колеса индейцам были никчему, у них были и посильней средства, одни только наркотические клизмы майя чего стоят.

Йокбармак
post Aug 9 2004, 10:58 AM
Отправлено #52


Unregistered









Кстати, отражение МИКРО-исходников в культуре майя - это еще не все. В ней, как некоторые отмечают, еще отражается МАКРО-исходники [например, циклы прецессии земной оси кратностью 72 лет (округленно, точно - 71,6 годов на 1 градус) и т.д.].
Дмитрий Беляев
post Aug 9 2004, 11:02 AM
Отправлено #53


Всадник
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 584
Регистрация: 22-March 04
Пользователь №: 33



QUOTE(Ketzalcoatl @ Aug 8 2004, 09:22 PM)
А что было до начала I в. н.э.? просто небольшое поселение, правители которого постепенно смогли подчинить своей воле окрестные селения?


Ну не то, чтобы небольшое... smile.gif Изначально там было две деревни. Потом они слились в одну. К началу I в. н. э. в Теотиуакане жило около 10 000 человек, во II в. – уже от 30 000 до 50 000, а к V в. н. э. – более 100 000 человек.

QUOTE(Ketzalcoatl @ Aug 8 2004, 09:22 PM)
Ольмеки и их потомки имеют отношение к основанию Теотиуакана? ведь их закат и начало расцвета Теотиуакана отделяет всего 300-400 лет, а расстояние там до побережья совсем небольшое.
*



"Ольмеки и их потомки" к Теотиуакану, разочарую, вообще никакого отношения не имеют. Это своя, отдельная, культура.
Дмитрий Беляев
post Aug 9 2004, 11:12 AM
Отправлено #54


Всадник
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 584
Регистрация: 22-March 04
Пользователь №: 33



QUOTE(Йокбармак @ Aug 8 2004, 10:14 PM)
Вопрос к Дмитрию Беляеву: а Ваши регалии перевесят регалии Кучиньского? biggrin.gif
*



То, что написано выше, повторюсь, комментировать не буду.
А насчет регалий мне, конечно, до товарища Кучиньского далеко... Я всего-навсего скромный кандидат наук, преподаватель Мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова РГГУ, руководитель российской секции Европейской ассоциации майянистов ВАЙЕБ и член Административного Совета оной же ассоциации sad.gif Че-то как-то мало набралось... Можно еще добавить, что я заместитель декана факультета истории, политологии и права по учебной работе (курирую специальности "история" и "востоковедение")unsure.gif Вот и все

И в пустыню Гоби я не ездил и на Шпицберген... - только в Мексику, в Мексику, родимую. Хромосом мы там не искали - только копали всякие развалины и черепки cool.gif

Ладно, совсем расстроился, пойду читать "Керамику Монте-Альбана" Касо и Берналя
Йокбармак
post Aug 9 2004, 12:12 PM
Отправлено #55


Unregistered









QUOTE
То, что написано выше, повторюсь, комментировать не буду.


Ну да, конечно, вы какой школы придерживаетесь? Профессора Петрова? А мы - профессора Сидорова и вашу недоделанную школу Петрова в упор не видим...

Ну и где критерии, что прав Сидоров, а не Петров?

Какая-то же была причина в том, что древние майянцы скрестили змея с перьями? А почему не черепаху с копытами? Или какого-нибудь конька морского с раковиной? Не приходилось видеть морские раковины южных морей (в которые рука влазит внутрь)? Нам подарили одну - от офицера, бывшего на Кубе в 1961. Он еще рассказывал, что когда в последний день они проснулись на пультах запуска ракет после хорошего бодуна, то с интересом соображали, на каком они свете - на этои или... А сколько нам потом лапшу на уши вешали - "интернациональный долг", то да се. И между прочим, та операция доставки ракет на Кубу называлась "Анадырь" (однако).
Я это к тому, что высшие начальники (в прошлом - жрецы) массам объяснять могли одно, а причины могли оказаться другими.
Кныш
post Aug 9 2004, 12:18 PM
Отправлено #56


Проконсул
**

Группа: Совет
Сообщений: 3047
Регистрация: 18-March 04
Из: Москва
Пользователь №: 5



QUOTE
Ладно, совсем расстроился, пойду читать "Керамику Монте-Альбана" Касо и Берналя


Дмитрий, Вы это.. того... держитесь, а то неровен час текилу с ромом запьете и мы без Вас скучать будем.

Йокбармак
post Aug 10 2004, 08:48 AM
Отправлено #57


Unregistered









Как помню, в детстве мне понравилась книга Э.Успенского "Слово о словах" и с тех пор я интересовался темой топонимов. Почитав словарь Дмитрия Беляева, с некоторым удивлением нашел один топоним, который мне что-то напомнил:

[Ho’channaah (HO’-CHAN-NAH) – топоним]

Как я понимаю, это читается как: "ХО-ЧАН-НААХ".

Просматривая словарь дальше, можно найти следующие переводы частей этого топонима:

ХО – 5
ЧАН – небо, земля, 4
НААХ – дом, поселиться в доме.

Так вот, это название меня заинтересовало потому, что одно время я имел касательство к другому названию: ЧО-КУР-ДАХ. И находится оно в Якутии. Вы бывали в ЧОКУРДАХ-е? О-о!!! Оставляет незабываемые впечатления. Кругом все на сваях – вечная мерзлота. Летом комары летают как правило тучками. Зимой… Но рыба в речке была и очень хорошая.

Там же в Якутии есть и другие названия, оканчивающиеся на "-АХ":
САНЫЯХТАХ, СЫГЫННАХ, НЫЧАЛАХ (а также ТАЛНАХ под Норильском).

У якутов есть легенда, что когда-то часть их предков ушла на север ("с концами"). И с ее учетом геолог Обручев написал свой роман "Земля Санникова".

А также заинтересовали названия, оканчивающиеся на "-ал":

K’anwitsnal
k’ihnha’nal
Oxwitsnal
Yaxik’nal
K’ahk’nal

Дело в том, что в Сибири тоже есть названия такого плана: ЯМАЛ, БАЙКАЛ.

Есть в майянском словаре и группа названий с окончанием на "-ТУУН":

Lakamtuun - (ЛАКАМ – "БОЛЬШОЙ", ТУУН – "КАМЕНЬ)
Oxte’tuun – (ОХ – "ТРИ" или "МНОГО")
Pohptuun

Так вот, например, на карте Камчатки я нашел гору с названием: ХУВХОЙТУН.

Ну а названий на "-ан" в Сибири и на Дальнем Востоке вообще валом: СУСУМАН, АЛДАН, СЕЙМЧАН, ОРОТУКАН, наконец, - МАГА-ДАН.
Йокбармак
post Aug 10 2004, 11:22 AM
Отправлено #58


Unregistered









Кстати (к предыдущему): а чего это "ЧАН" по майянски одновременно и "небо", и "земля"? В древнешумерском, например (как помню), "небо" (или "земля"?) - АН, а "вода" - НЕ-НЕБО, т.е. АКИ-АН.
Дмитрий Беляев
post Aug 10 2004, 08:50 PM
Отправлено #59


Всадник
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 584
Регистрация: 22-March 04
Пользователь №: 33



Смешно. lol.gif

Cha'n (с глоттальной смычкой) - это "небо", а chaan (с долгой гласной) - "ЗМЕЯ", а вовсе не "земля"
Кныш
post Aug 11 2004, 08:23 AM
Отправлено #60


Проконсул
*

Группа: Совет
Сообщений: 3047
Регистрация: 18-March 04
Из: Москва
Пользователь №: 5



Дмитрий Беляев, Вы нам зубы не заговаривайте, а прямо отвечайте - Магадан майя оснавали, ведь так?

Часть 3 (стр. 5-6)