fontz.jpg (12805 bytes)

 

[ На главную ]

«Т-М», 1941, 4, стр. 41 – 44

"МУЖЕСТВО  И   ЗАКАЛКА"

 

TM41_4A.jpg (21926 bytes)

С.Викторов

Тот, кто бывал в цирке, знает номер под названием «упражнения на батуде». Батуд представляет собой длинную горизонтальную сетку, растянутую резиновыми жгутами. Все вместе отдаленно напоминает гигантскую рогатку, а роль камешка, выстреливаемого из нее, играет кувыркающийся в воздухе артист.

Подобное же сооружение можно увидеть на краснознаменном военном факультете имени В. И. Ленина Государственного центрального института физической культуры. Здесь воздушно-акробатические номера на батуде исполняют слушатели факультета. Эти упражнения входят в систему физической тренировки летчика.

Забравшись на качели, пилот начинает описывать круги в воздухе. Он испытывает такие же ощущения, какие бывают при выводе самолета из пике.

Современный воздушный бой отличается скоротечностью и быстротой маневрирования. С огромными скоростями мчатся машины навстречу друг другу. Выпустив в противника сноп пулеметного огня, истребитель резко сворачивает в сторону или круто взмывает вверх.

Он настигает новую цель, расстреливая ее в самые уязвимые места и в то же время стараясь уклониться от огня противника.

Во время резких поворотов и машина и летчик испытывают огромную физическую нагрузку. Под действием центробежной силы вес летчика как бы удваивается, утраивается и даже удесятеряется. Нормальное кровообращение нарушается: кровь то отливает к ногам, то бросается в голову. А летчик во всех положениях должен сохранять способность ориентироваться, умело управлять машиной и вести меткий огонь.

Вот почему воздушная эквилибристика – разнообразные фигуры высшего пилотажа — входит в программу обучения современного летчика. Но безукоризненное выполнение этих красивых номеров под куполом неба требует от пилота, помимо прочих данных, специальной физической тренировки. Эту специальную тренировку будущий летчик и получает на батуде. Оттолкнувшись от сетки, он взлетает на несколько метров и делает в воздухе сальто. Совершив «мертвую петлю» без самолета, гимнаст «приземляется», как кошка, на ноги. Это головокружительное в буквальном смысле слова упражнение приучает летчика не терять самообладания и чувства равновесия при любом положении его тела. Большую ценность оно имеет и для подготовки парашютистов. Умение владеть телом в воздухе особенно нужно при затяжном прыжке.

Лопинг представляет собой смесь турника и качелей.

Упражнения на батуде особенно ценны для подготовки парашютистов.

От батуда пилот переходит к лопингу. Это тоже цирковой снаряд: он похож на смесь турника и качелей. Качели «жесткие», то есть роль веревок у них выполняют тонкие металлические брусья. Они вращаются вокруг турника, с которым связаны шариковыми подшипниками. Нижняя часть качелей представляет собой обыкновенную трапецию или особую корзину, сплетенную из металлических труб.

Забравшись в эту корзину, гимнаст энергично раскачивается. Размахи все увеличиваются; вот наконец качели заняли крайнее верхнее положение, а гимнаст повис вниз головой. В следующий миг качели переваливают мертвую точку, и гимнаст начинает описывать круги в воздухе. Чтобы тренирующийся не вылетел из качелей, его ноги и руки закреплены кожаными ремнями и специальными застежками. Гим-

/41/

Групповой рукопашный бой.

наст испытывает действие центробежной силы. Земля и небо, сменяясь, мелькают перед его глазами. Все происходит так, как это бывает при выходе самолета из пике. Но там это протекает в сравнительно короткое время, а упражнение на лопинге может длиться гораздо дольше. В зависимости от скорости вращения качелей гимнаст может искусственно вызвать четырех-шестикратную перегрузку организма.

Тренировка летчика на этом не заканчивается. Перед ним очередной снаряд: ренские колеса. Этот гимнастический прибор представляет собой два больших металлических обруча, соединенных перекладинами. Разместившись внутри снаряда и крепко ухватившись за перекладины, пилот катится в колесе по спортивной площадке. Он должен при этом описать на земле определенную, заранее заданную фигуру.

Более сильные ощущения создает колесо, установленное наподобие большого маховика на подшипниках в особой стойке. Привязав ноги и ухватившись за перекладины, гимнаст быстро крутится вокруг своего центра тяжести, напоминая белку в колесе. Горизонтальное положение сменяется вертикальным, голова оказывается то наверху, то внизу — все изменяется, только человек должен остаться самим собой, владеть своими чувствами, контролировать свои действия.

Эта серия тренировочных упражнений для летчиков составлена кафедрой гимнастики вместе с кафедрой физиологии военного факультета. Предварительно был проделан ряд исследований и экспериментов. Первыми «гимнастами» были кролики, которых сажали в модели цирковых снарядов. Физиологи во время опыта и после него тщательно измеряли давление крови в разных частях тела зверьков. Затем уже начались медицинские наблюдения над людьми. В результате было установлено, при каких именно упражнениях реакция организма больше всего соответствует физиологическим явлениям, которые происходят в организме летчика во время выполнения фигур высшего пилотажа.

Так летчик приобрел возможность тренироваться к полетам еще на земле. Он получил прекрасное дополнение к общим занятиям спортом и специальной летной подготовке.

На кафедрах факультета, выпускающего преподавателей физической подготовки для Красной армии, ведется большая научно-исследовательская работа. Факультет является своеобразной лабораторией, где разрабатываются новые методы физической подготовки бойцов и командиров. Многие из этих методов представляют большой интерес для самых широких масс советских физкультурников.

По полю бежит человек с винтовкой. Он подбегает к соломенному чучелу, делает выпад и втыкает штык в солому. Так выглядит начальная подготовка к рукопашному бою.

Но враг не будет ждать спокойно, подобно чучелу, пока его заколют. Он будет отбивать наносимые ему удары. И вот рядом с чучелом становится боец. Он держит в руках шест с мягким набалдашником. Этим шестом он старается отбить винтовку, колющую чучело, а нападающий, наоборот, стремится отклонить ударом шест и проколоть чучело.

Но ведь в настоящем рукопашном бою враг будет не только парировать удары, но и наносить их. Кафедра рукопашного боя, руководимая заслуженным мастером спорта СССР орденоносцем полковником Т. И. Климовым, решила более полно воссоздать картину штыковой схватки. Работники факультета исходили при этом из указаний наркома обороны маршала и Героя Советского Союза С. К. Тимошенко о максимальном приближении учебы к условиям действительной боевой обстановки. Был выработан ряд специальных приемов обучения действию штыком.

После того как человек научился уверенно обращаться с винтовкой и делать уколы в чучело, начинается рукопашный поединок. Обучаемый закрывает лицо фехтовальной маской — сеткой, сплетенной из проволоки, и надевает стеганый ватный нагрудник. В этих доспехах он вступает в схватку с одетым точно так же «противником». Оба фехтовальщика вооружены обычными винтовками, лишь боевые штыки у них заменены учебными. Эти учебные, так называемые эластичные штыки изготовляются из мягкой стали и имеют затупленный конец. При встрече с препятствием эластичный штык сгибается, подобно пружине.

В таком единоборстве приходится применять не только силу и ловкость, но и хитрость. Надо уметь и парировать удар «противника», и обмануть его, чтобы тем вернее самому нанести «смертельный» укол, Особенная сообразительность и способность быстро ориентироваться требуются при борьбе с двумя или тремя «противниками». А такая схватка с численно превосходящим неприятелем тоже входит в программу.

Обучение переносится в окопы, ходы сообщения, противотанковые укрытия. Обороняющийся действует активно и порой переходит в нападение, в контратаку. Атакующему приходится прилагать все усилия, чтобы выбить или уничтожить «противника».

Завершает эту программу групповой бой. Он проводится во время тактических занятий на местности и является их заключительным этапом.

Вот взвод наступает на «противника», расположившегося в окопах на скате высоты. Наступающие ведут беглый огонь, переползают, самоокапываются, пользуются каждой заминкой в огне «противника», чтобы сблизиться с ниш. Подойдя на расстояние броска для атаки, наступающие кидаются в штыки. Разыгрывается групповой рукопашный бой. Обучаемые соревнуются в ловкости, быстроте, инициативе, широко используют взаимную выручку

/42/

рукопашный бой требует от бойца не только уменья владеть штыком и лопатой, но и хорошей физической тренированности. Преодолев под огнем противника участок пересеченной местности с естественными и искусственными препятствиями, боец должен обрушиться на врага, укрытого в окопах. После ряда молниеносных схваток в тесных окопах и узких щелях он устремляется дальше, в глубь расположения противника. Все совершается быстро, от бойца требуется затрата больших физических усилий.

Кафедра гимнастики, руководимая заслуженным мастером спорта майором А. А. Темниковым, разработала серию тренировочных упражнений для бойца-пехотинца, выполняемых на местности. Гимнастическим снарядом здесь служит обыкновенный глубокий окоп. Обучаемые с полного хода прыгают на его дно и учатся так же проворно выскакивать из окопа, чтобы ударить в штыки. В программу входят и такие упражнения,, как бег по извилистому ходу сообщения, преодоление крутой стенки противотанкового эскарпа и других препятствий. Гимнастическая площадка при этих занятиях имитирует участок поля боя.

Каждый должен уметь самостоятельно взобраться на любую кручу, перелезть через забор, перепрыгнуть канаву. Однако при групповом преодолении препятствий практикуется товарищеская помощь. Здесь тоже установились свои выработанные приемы. Так, например, при взятии противотанкового эскарпа первого бойца подсаживают товарищи. Воткнув в стенку эскарпа лопатку, они устраивают для него временную ступеньку. Преодолев самое крутое место, передний боец протягивает вниз винтовку и втаскивает с ее помощью товарищей.

Интересным упражнением является лазанье на дерево. И здесь обучаемый поставлен в естественные условия. Любое дерево, лишенное удобных сучьев внизу, пригодно для тренировки. Обучаемый влезает на дерево без всяких приспособлений, цепляясь за ствол руками и нотами, или с помощью веревки, которую он накидывает на ближайший сук.

Военно-прикладные . упражнения этого типа следует рекомендовать нашим спортивным обществам. Эти упражнения могут служить прекрасным дополнением к тренировке и легкоатлета, и футболиста, и гимнаста, и представителя любой другой разновидности спорта.

Более приближенно к боевой обстановке проводится на военном факультете и лыжная подготовка. Интересен опыт скоростных команд-

Воткнув в стенку эскарпа лопатку, бойцы устраивают временную ступеньку (нижний снимок).
Преодолев кручу, передний боец с помощью винтовки втаскивает товарищей (верхний снимок).

Преодоление противотанкового эскарпа.

/43/

ных соревнований, проведенных в порядке подготовки к Всеармейскому лыжному кроссу имени маршала и Героя Советского Союза С. К. Тимошенко. Обычно для участников лыжного соревновании заранее размечается путь пробега. На поворотах устанавливаются флажки и различные другие опознавательные знаки. Вдоль трассы маячат фигуры контролеров и судей, а сама она обозначена , проторенной лыжней.

Кафедра лыжной подготовки решила создать более трудные, но и более реальные условия, соответствующие той обстановке, в которой может очутиться группа лыжников во время военных действий. Перед участниками кросса простиралась незнакомая им местность, покрытая девственной снежной целиной. Маршрут и все его поворотные пункты были показаны только на карте. Выбрать наиболее выгодный путь на местности предоставлялось самим лыжникам.

Каждый отряд лыжников получал отдельный маршрут. Чтобы все дистанции оказались одинаковыми, придумали простой и остроумный прием. Обыкновенную тонкую нитку, длина которой в масштабе карты соответствовала дистанции пробега, связали в кольцо. С помощью этого кольца и нескольких булавок можно было построить на карте сколько угодно разнообразных многоугольников, сумма сторон которых всегда получалась одинаковой. Все отряды выходили из одной и той же точки и к ней же возвращались, все должны были совершить одинаковый путь, но маршрут у каждого отряда был разный. Судьи-посредники следовали вместе с лыжниками и отмечали прохождение командой установленных контрольных пунктов. Посредники фиксировали при этом отдельные ошибки того или иного командира отряда.

Опыт показал, что такое соревнование развивает у лыжников уменье работать с картой и компасом, ориентироваться на незнакомой местности, двигаться по азимуту (заданному направлению). Все это весьма пригодится в боевой обстановке.

Это интересное начинание заслуживает широкой популяризации среди спортсменов и притом не только лыжников. В частности такая методика может быть применена при организации военизированных походов и игр, которые все более прививаются среди нашей молодежи.

Современная военная техника знает много инженерных средств переправы через водные пространства.

Но пехота, в особенности ее мелкие подразделения, должна уметь совершенно самостоятельно переправляться через реки и другие водные преграды. Боец-пехотинец должен не только переплыть реку, но и доставить на противоположный берег свою одежду, снаряжение и, главное, оружие. Пехотинец носит на себе большую, как говорят, выкладку. Тут и сапоги, и шинель, и ранец, и противогаз, и лопатка, и винтовка, и патроны, и десяток других вещей.

Этот груз весит много килограммов. Как же переправить его на себе через речку?

Кафедра переправ вплавь (есть и такая на военном факультете) проделала множество опытов, в результате которых был найден ряд простых и надежных способов переправы через реку пехотинца вместе со всей его амуницией.

Так обнаружилось, что если все вещи, которые носит на себе боец, сложить определенным образом в плащ-палатку и завязать в узел, то этот узел, положенный на воду, не потонет. Мало того: он будет обладать даже значительной пловучестью. Сверху узла можно привязать винтовку, и она будет находиться довольно высоко над водой.

Боец остается в одних трусах. Он берет веревку от плащ-палатки, привязывает один конец к узлу, а другой, затянутый в виде глухой петли, надевает себе на шею. Боец плывет в воде, свободно действуя руками и ногами, и тянет за собой на буксире свое имущество.

Из двух плащ-палаток, набитых сеном или соломой, получается небольшой плотик. На нем можно перевезти не только все вещи двух бойцов, но, сверх того, еще и станковый пулемет.

А если объединить три плащ-палатки, то два пловца сумеют доставить на противоположный берег третьего бойца, раненого или не умеющего плавать. Само собой разумеется, что тем же рейсом будут переправлены вещи и вооружение всей тройки. «Пассажир» может помогать своим товарищам, гребя, как веслами, ручными лопатками.

Так работают кафедры военного факультета Института физической культуры.

Военный факультет имеет свою боевую историю. Он ведет начало от организованной еще в годы гражданской войны Главной военной школы физического образования трудящихся. В 1921 году курсанты и преподаватели школы участвовали в подавлении контрреволюционного кронштадтского восстания, захватив с боем восемь мятежных фортов. За боевое отличие школа была награждена Красным знаменем ВЦИК. Это знамя с почетом хранится в особой комнате старинного здания, построенного известным» русским зодчим Казаковым. В одном из корпусов этого здания помещается факультет.

На краснознаменный военный факультет Института физическое культуры принимаются командиры Красной армии. Они находятся в стенах этого высшего военного учебного заведения четыре года. Большая теоретическая программа факультета включает ряд специальных дисциплин — анатомию, физиологию, педагогику, историю и методику физического воспитания.

Командиры-педагоги расширяют и свой политический кругозор, детально изучая основы марксизма-ленинизма.

Преподаватель физической подготовки в Красной армии сам должен быть разносторонним спортсменом. Все слушатели факультета в обязательном порядке занимаются гимнастикой, легкой атлетикой, упражнениями на снарядах, борьбой, боксом, плаванием, фехтованием. Особенное внимание обращается на военно-прикладные занятия: рукопашный бой, лыжную подготовку, переправу вплавь и тренировку летчика. Последнюю проходят командиры военно-воздушных сил, направляющиеся после окончания факультета в авиационные части.

Воспитанники факультета держат первенство страны по некоторым военно-прикладным видам спорта. Троекратный чемпион СССР лейтенант В. В. Вышпольский на последних соревнованиях занял первое место по бою на рапирах и эспадронах. Ему же присуждено общее первенство по фехтованию. Лучший штык страны находится в руках слушателя факультета комсомольца лейтенанта И. М. Тарасова.

Во время обучения все слушатели факультета проходят стажировку в воинских частях, где выполняют обязанности руководителей физической подготовки.

Находясь на факультете, командиры продолжают совершенствоваться в военном деле. Пехотные командиры изучают тактику, тренируются в стрельбе, совершают походы и занятия на местности. Летчики изучают предметы, входящее в штурманскую службу.

Окончившие факультет командиры-преподаватели физической подготовки направляются в многочисленные военные училища и части Красной армии. Они несут с собой большие знания и опыт. Эти знания командиры-педагоги прилагают к тому, чтобы воспитать тысячи волевых и разносторонне тренированных бойцов Красной армии.

/44/

(28/01/2012)

[ На главную ]