fontz.jpg (12805 bytes)

 

[ На главную ]

 

ОПЕРАТИВНАЯ  ВНЕЗАПНОСТЬ

 

Полковник А. И. СТАРУНИН

(Статья из журнала «ВОЕННАЯ МЫСЛЬ», 1941, N: 3,  стр. 27-35)

Схематизм является величайшим злом как в тактике, так и в оперативном искусстве. В современных условиях войны, при возросшей дальности и разрушительной силе огневых средств, наземных и воздушных, успех в значительной мере, пожалуй, будет зависеть от изменения приемов ведения боя и операций. Естественно, что в современных условиях осуществить оперативную внезапность значительно труднее, чем это было в прошлых войнах.

Наличие больших масс авиации для ведения дальней воздушной разведки и трудность скрыть сосредоточение современных армий с их огромными тылами уменьшают возможности для оперативной внезапности. Основные средства и способы достижения оперативной внезапности в современных условиях остались в основном те же, что и раньше: сохранение в тайне возможно дольше замысла действий, ночные передвижения и маскировка их, организация диверсий и дезинформация всех видов, быстрое сосредоточение сил и развитие маневра, использование новых технических средств борьбы и приемов боя и операции.

Внезапность достигается неожиданным появлением мощных сил и средств в таком чувствительном пункте боевого порядка противника, где он не сможет противодействовать в данный момент достаточными силами.

Чтобы достигнуть оперативной внезапности, все действия войск должны совершаться с величайшей скрытностью и быстротой.

Внезапность в начальный период войны

Действия германской авиации и мото-механизированных войск против польской армии являются одним из характерных примеров внезапности. Наступление немцев в Голландии и Бельгии началось массовым нападением авиации на аэродромы противника и высадкой крупных воздушных десантов. Одновременному удару авиации подверглось до 70 аэродромов союзников. Воздушные десанты имели задачей за хват аэродромов, разрушение линии связи и различных сооружений на дорогах, нападение на транспорты, захват и удержание важных объектов (Роттердамский аэродром, железнодорожный мост через р. Маас и т. д.). Главными задачами операций начального периода войны, к решению которых обычно стремятся обе воюющие стороны, являются:

1) завоевания господстве в воздухе с целью обеспечить своим ВВС свободу действий по оперативным объектам на территории противника, а также обеспечить с воздуха проведение необходимых мероприятий на своей территории;

2) разгром главных баз огнеприпасов и горючего у противника;

3) создание противнику затруднений в проведении им мобилизации, а в некоторых районах – и срыв ее;

4) расстройство железнодорожного движения в период стратегического сосредоточения противника;

/27/

5) захват важных районов и рубежей на территории противника;

6) разгром частей противника и хотя бы частичное поражение развертывающихся армий противника на важнейших оперативных направлениях.

Борьба за господство в воздухе ведется путем уничтожения ВВС противника на аэродромах [1. прим. ред. – Завоевание господства в воздухе достигается не только борьбой с авиацией противника на ее аэродромах. Борьба в воздухе является также важнейшим средством уничтожения воздушных сил противника, и от исхода этой борьбы в значительной мере зависит завоевание господства в воздухе одной из сторон]. Для выполнения этой задачи необходимо обеспечить внезапность; поэтому каждый из противников при разных силах будет стремиться опередить другого.

Операции по разгрому авиации противника на аэродромах должны быть организованы так, чтобы одновременно иметь возможность вести успешно и воздушные сражения с авиацией противника, если она успеет встретить нападающего в воздухе.

Пои наличии превосходства в авиации одновременно с борьбой за завоевание господства в воздухе будет происходить уничтожение баз огнеприпасов и горючего и разрушение железнодорожных магистралей. Если для выполнения одновременно всех трех задач количества ВВС окажется недостаточно, то задачи эти должны выполняться последовательно: после завоевания господства в воздухе в течение первых 3—5 дней будет происходить разрушение баз, а с момента начала перевозок по сосредоточению авиация будет разрушать железные дороги. Но так как сосредоточение может происходить одновременно с мобилизацией, то и налеты на железные дороги должны производиться одновременно с разрушением баз.

Для выполнения пятой и шестой задач, а также для усилена действий ВВС на земле необходимо иметь подготовленные силы и средства. [2. Прим. ред. – Последовательность действий ВВС не всегда будет происходить соответственно схеме, данной автором. Главные усилия ВВС будут направляться на решение задачи (задач), наиболее важной в создавшейся обстановке].

После первой мировой империалистической войны военные специалисты всех стран выдвинули теорию «армии вторжения». По их мнению, «армия вторжения» и должна в начальный период захватить важные объекты и рубежи, разгромить части прикрытия и тем самым усилить действия ВВС. Состав «армии вторжения», по их мнению, должен зависеть от стоящих перед ней задач. «Армия вторжения» должна, опираясь на линию пограничных укреплений, внезапно нанести глубокий удар и создать благоприятные условия для действий главных сил.

Опыт последних войн в Польше и Западной Европе опрокидывает эту теорию. При наступлении на Польшу германское командование не выбрасывает «армию вторжения», а наносит удар всеми силами. Сосредоточив скрытно в течение длительного времени свои армии к польским границам, германское командование внезапно обрушивается с воздуха и на земле всеми армиями одновременно на неотмобилизованную и неподготовленную польскую армию. Таким образом, в данном случае не «армия вторжения», а вся масса вооруженных сил обрушивается на территорию противника. Авиация подавляет ВВС Польши на ее аэродромах, нарушает деятельность железных дорог, срывает мобилизацию и сосредоточение польских армий.

После того как первое сопротивление польских войск было сломлено, германское командование выбрасывает вперед сильные группы мотто-механизированных войск, которые окончательно парализуют всю польскую армию, разбивают ее на отдельные группы и этим создают для главных сил благоприятную обстановку.

/28/

Вторжение германских войск в Голландию, Бельгию и Люксембург было проведено также крупными массами войск. В первом эшелоне было сосредоточено не менее 50—60 дивизий. Основной удар наносился южнее Льежа. В ударную группу входило большинство танковых и моторизованных дивизий, которые, сломив сопротивление бельгийской армии, быстро продвигались в направлении Седан, Гиз, а затем последовательно заняли Лаон, Сан-Кантен, Камбре, Аррас. Скрытность сосредоточения и быстрота действий, два основных элемента внезапности, в обоих случаях сыграли решающую роль и обеспечили успех германским армиям!.

Как долго можно сохранять в тайне от противника подготовку внезапного удара в начальный период войны? Рассматривая опыт прошлых войн, мы можем найти целый ряд примеров, показывающих, что время и пространство рано или поздно демаскируют все оперативные передвижения. Чтобы внезапность действий в оперативном масштабе дала положительные результаты, необходимо еще иметь и превосходство в силах и средствах на направлении главного удара.

Шлиффен, разрабатывая свой план наступления на Западе, предвидел, что внезапность наступления через Бельгию будет продолжаться только до определенного момента. Шлиффен учитывал, что для того, чтобы преодолеть территорию Северной Бельгии, овладеть ее крепостями и совершить охват левого фланга французов, потребуется несколько недель. Естественно, что при таких условиях не могло быть и речи о внезапности в полном смысле этого слова. Поэтому Шлиффен стремится к тому, чтобы в оперативном плане было обеспечено превосходство сил и средств на правом фланге и после того, как внезапность будет обнаружена; превосходство сил должно быть решительным. Сосредоточение германских сил на Западе против союзников в 1940 г. не было неожиданностью; внезапным оказалось решение в связи с создавшейся обстановкой нанести удар по Голландии и Бельгии.

Наличие громадного превосходства сил и особенно технических средств в сочетании с внезапностью позволило германскому командованию быстро занять территорию Голландии и Бельгии и выйти на их западные границы в тот момент, когда войска союзников не были готовы к отражению, а план, намеченный Вейганом, не мог быть выполнен по времени. Таким образом, внезапность в стратегической подготовке, особенно в начальный период войны, должна достигаться не только скрытностью сосредоточения, но и первоначальным распределением войск, чтобы противник до последнего момента не знал нашего намерения.

Для достижения решающего успеха в начальный период войны необходимо четкое распределение сил при сосредоточении, так как ошибка, допущенная в первоначальном развертывании, едва ли может быть исправлена в течение всей кампании. [3. Прим. ред. – При существующем развитии путей сообщения и транспорта возможны любые перегруппировки в ходе кампании, лишь бы эти перегруппировки надежно были прикрыты авиацией. Союзники в 1940 г. не могли собрать достаточных сил не потому, что им помешали – этих сил просто не было, так как Германия имела подавляющее общее превосходство в силах и средствах].

Внезапность в ходе войны и значение маневра

«Внезапность,— пишет Клаузевиц, — проявляется в том, что в одном из пунктов противопоставляют неприятелю значительно больше сил, нежели он ожидает». [4. Прим. ред. – Клаузевиц. О войне, т. 2. Воениздат, 1937 г., стр. 10].

/29/

Скрытность маневра в ходе операций является основой внезапности и маневра. Удар армии Наполеона между австрийскими и пьемонтскими войсками является одним из выдающихся примеров внезапности. Основной принцип ведения сражения Наполеоном сводился к тому, чтобы возможно быстрее собрать свои силы в один кулак и не производя сложных маневров бить противника по частям.

Способы действий наполеоновских армий в Италии не могут быть применимы в современных условиях. Армия Наполеона должна была преодолеть небольшое сравнительно пространство. Для сосредоточения больших масс войск не требовалось обширных театров и значительного времени. В современных условиях на современных полях сражений потребуется для сосредоточения войск значительно больше времени, а противник сможет принять соответствующие контрмеры.

Примитивный способ введения противника в заблуждение, какой применил Наполеон в 1796 г. в виде высылки одной бригады на Геную,

Схема 1. Сражение на р. Марне (обстановка к 5.9.1914 г.)

мог обмануть только таких (полководцев, какими были австрийский главнокомандующий Болье и пьемонтский — Колли.

При наступлении во Франции в 1940 г. германское командование сосредотачивает свои силы перед вторжением в Голландию и Бельгию не на крайнем правом фланге, как предполагали французы и англичане, а в центре и на левом фланге прорыва. Это оказалось внезапным для французского командования. Как только прорыв удался, германское командование повертывает моторизованные войска резко направо (на северо-запад), прорывает линию обороны у Соммы до побережья, затем теснит северо-западную группу войск противника к Дюнкерку.

Первая мировая империалистическая война дает много самых разнообратных примеров оперативной внезапности.

Наиболее характерными с точки зрения внезапности, достижение которой удалось благодаря маневру, были следующие сражения: а) битва на Марне; б) маневр трех русских армий с австрийского фронта к Варшаве; в) маневр 9-й германской армии и др.

Жоффр благодаря слабо поставленной германской разведке в короткие сроки сосредотачивает 6-ю армию Манури против правого крыла германских войск и внезапным ударом этой армии парализует успешное продвижение германских армий (схема 1). Правое крыло германских армий, состоящее из малоподвижных макс, способных только к прорыву, подвергается внезапному удару.

Внезапный удар 6-й французской армии не мог разгромить германские армии, но он оказал свое влияние на весь ход дальнейшей войны. Недостаток сил у немцев, а затем и у французов не обеспечил решающего успеха в сражении на Марне. Французский маневр 6-й армии парализовал успешное продвижение немцев, что позволило французскому империализму продолжать войну, а германский план войны потерпел крах.

/30/

Во второй мировой империалистической войне французское командование оказалось неспособным к такого рода маневрам и вынуждено было капитулировать перед внезапностью, силой и быстротой германских войск (5. Внезапность и сила удара сыграли решающую роль в разгроме Франции; но автор упускает из виду такие, например, факторы, как разложение правящей верхушки Франции, неподготовленность ее к войне, – которые также сыграли значительную роль в поражении Франции. – Ред.).

Через два месяца после сражения на Марне (в 1914 г.) германское командование показывает пример удачного маневра. Германские армии терпят поражение на восточном фронте и вынуждены отходить. Создается угроза промышленному району Германии — Силезии. Чтобы парализовать успешное наступление русских армий, Гинденбург, получив незашифрованную радиограмму русского командования о приостановке дальнейшего преследования пехотой, отводит 9-ю германскую армию на 100 км в тыл для получения свободы маневра. Произведя отрыв, армия под прикрытием кавалерийского корпуса Фроммеля производит перегруппировку на крайний левый фланг в район Торна (схема 2). Перегруппировка ввиду бездеятельности русской конницы осталась для русского командования нераскрытой.

Схема 2. Перегруппировка 9-й германской армии под Лодзью 4 – 10.11.1914 г.

Сражение под Лодзью не дало больших оперативных результатов для немцев, так как 2-я русская армия, окруженная с трех сторон, не была разбита. Однако этот маневр останавливает дальнейшее продвижение русских армий в Силезию. Так же как и на Марне, здесь отсутствие превосходства в силах не дает того результата, который был необходим германскому командованию, т.е. уничтожения живой силы противника.

Естественно, что в современных условиях, при наличии больших масс авиации, совершить подобный маневр незаметно вряд ли будет возможно. Наличие авиации позволит вести разведку днем и ночью, и, следовательно, противнику не удастся скрыть свой замысел, а быстрое раскрытие карт противника позволяет ликвидировать его внезапный маневр в самом зачатке.

Особое значение приобретает оперативная внезапность при прорыве сильно укрепленных полос.

Характерным примером внезапной для противника атаки укрепленной полосы в первую мировую войну является Брусиловский прорыв. Брусилов отказался от принятой шаблонной схемы построения фронтовой операции. Учтя, что прорыв в одной точке фронта укрепленной позиции противника не может дать должных результатов, а скрыть подготовку такого прорыва от противника невозможно, Брусилов решает наносить удары одновременно на различных участках широкого фронта, чтобы не дать возможности противнику сосредоточить свои резервы к месту прорыва. Подготовка плацдарма для прорыва производилась на всем фронте, и противник не смог установить действительные направления ударов. В течение двух месяцев велась тщательная подготовка на всем фронте. 4 июня все армии юго-западного фронта переходят в наступление (схема 3).

/31/

Брусиловское наступление имело крупный успех ввиду полной неожиданности для австрийцев, а также в связи с тем, что для начального удара была достигнута некоторая концентрация сил в пунктах атаки. 8-я армия из 12 пехотных дивизий, действовавших на фронте в 180 км, главный удар наносила 7 пехотными дивизиями, расположенными на фронте в 20 км, т.е. на одну дивизию приходилось 3 км фронта, а на 1 км Фронта было сосредоточено около 20 орудий.

Схема 3. Брусиловский прорыв
(заимствовано из книги Е.Болтин и Ю.Вебер "Очерки мировой войны").

Хотя Брусиловский прорыв и не дал выхода из позиционного тупика в связи с недостатком сил и особенно средств, однако он нанес решающий удар австро-германской коалиции. Франко-английские войска получили свободу действий, а Италия была спасена от разгрома.

Здесь, как и в других операциях, медлительность русского командования, а также недостаток сил и средств на юго-западном фронте позволили австро-гермаицам выиграть время и подтянуть средства для ликвидации прорыва.

Опыт подготовки Брусиловского прорыва был учтен при организации контрнаступления союзников в 1918 г. Наступление 1-й французской и 4-й английской армий в Амьенской операции было внезапным для германского командования. Фош пишет:

«Противник был застигнут врасплох быстротой и энергией атак Он отошел в полном беспорядке, оставив значительное количество материальной части. За день мы продвинулись вперед больше чем на 10 км на фронте более 20 км. Более 13000 пленных и более 300 захваченных нами орудий свидетельствовали о размерах нашего успеха» (6. Ф. Фош. Воспоминания (война 1914 –1918 гг.). Воениздат, 1939 г. стр. 339-340).

Однако и здесь успех ограничился тремя днями, и 11 августа наступление франко-английских армий ввиду узкого фронта прорыва и недостатка сил и средств было приостановлено.

Оперативная внезапность и новые средства борьбы

Внезапность достигается также и неожиданным для противника применением новых технических средств борьбы. Применение германским командованием в сражении на Ипре 22 апреля 1915 г. химических средств привело к очищению союзниками значительной территории. Химическая атака на фронте в 6 км путем выпуске газов из газобаллонов и обстрела на флангах химическими артиллерийскими снарядами принесла союзникам в первый же день значительные потери — до 15000 . Однако применение этого нового средства борьбы не дало оператив-

/32/

ных результатов. Сказались неуверенность самих немцев в возможностях нового средства борьбы и отсутствие защитных средстве химической подготовки в германской армии.

В сражении у Калибре англичане ввели в бой 378 танков. Атака танков началась без артиллерийской подготовки, и внезапность атаки при достаточно хорошем материальном обеспечении дала значительные результаты. За 12 часов боя англичане прорвали позицию Гинденбурга на фронте в 13 км и проникли в глубину на 9 км, захватив около 8 000 пленных и 100 орудий. Как только первое ошеломляющее действие от применения нового средства военной техники прошло и немцы начали применять (вначале самые примитивные) средства противодействия, внезапность, достигнутая при помощи танков, потеряла свое значение.

При современном развитии техники, радиотехники и телемеханики появление новых средств борьбы на поле боя не только возможно, но и вполне вероятно.

В войне на Западе мы видим пока только некоторые новые технические средства: воющие бомбы, зажигательные пластинки, сбрасываемые с самолетов в громадных количествах, новые виды торпед и мин для уничтожения надводного и подводного флота. Химия и бактериология не находят пока применения.

В способы использования танковых войск внесено немцами много нового: массовость, значительный отрыв (150—200 км) от. остальных сил наступающих армий, действия по глубоким тылам, совместные действия танков и авиации как на фронте, так и в тылу противника, особенно с пикирующими бомбардировщиками, против артиллерии и танков. Пикирующие бомбардировщики в войне на Западе проявили себя как новый вид авиации, способный действовать более точно не только по неподвижным целям малых размеров, но и против танков противника.

В использовании танков, особенно при массировании их, внезапность является основным фактором успеха действий.

Обеспечение внезапного маневра в современных условиях

Основным препятствием для внезапного оперативного маневра является авиация. Естественно, что при решающем превосходстве авиации, как это было, например, на стороне Германии во время германо-польской войны, оперативной внезапности сравнительно легко можно достигнуть на любом участке фронта. При равных силах в авиации и мото-мехвойсках достижение внезапности значительно труднее.

Не останавливаясь на действиях авиации, рассмотрим обеспечение внезапности маневра наземных войск. Учитывая возможные действия авиационной разведки противника, каждый командующий крупным общевойсковым соединением, тем более армией, должен заранее подготовиться к противодействию и найти все способы и средства, чтобы «укрыть» задуманный им маневр от авиации противника хотя бы на определенное время. Успех этого во многом будет зависеть от подготовки войск в мирное время. Сосредоточение незаметно для противника крупных войсковых соединений (а тем более армий) в нужный район необходимо проводить рассредоточенно. Стрелковая дивизия вынуждена будет двигаться в район сосредоточения небольшими по глубине колоннами на широком фронте и, как травило, в ночное время. Естественно, что такой маневр потребует значительных усилий и соответствующей тренировки сил в мирное время.

Выгоды вступления войск в бой может обеспечить только отлично организованный выполненный марш. Войска должны быть на-

/33/

тренированны в совершении маршей на большие расстояния в течение нескольких суток на любой местности, в любое время года и в любую погоду.

Ночью авиации труднее обнаружить движущиеся войска; поэтому марш следует совершать преимущественно ночью или условиях ограниченной видимости (туман).

При современных средствах воздушной разведки ночные марши должны быть организованы так, чтобы к рассвету все колонны были уже расположены замаскированно. Поэтому большое развитие получает движение колонными путями, и к этому необходимо готовить войска и штабы.

Идеальная отработка войсками техники марша, а штабами - организации марша - далеко еще не все, что требуется для обеспечения внезапного маневра. Открытое или недостаточно хорошо замаскированное расположение хотя бы и небольшой группы войск из состава совершающей маневр армии может раскрыть противнику все карты и сорвать очень хорошо задуманную операцию. При расположении днем маскировка войск должна быть совершенной. Движения даже небольших групп бойцов должны запрещаться, а мото-механизированные средства и автотранспорт должны располагаться там, где их трудно обнаружь авиации. Особенно это относится к штабам, где всегда находятся машины, средства связи и постоянно наблюдается движение около них. Разброска войск днем с целью лучшей маскировки, естественно, вызовет большие затруднения в организации управления и связи.

Вторым средством обеспечения внезапности маневра может быть изменение состава самой группы войск, наносящей решающий удар. Приведенные выше примеры внезапного маневра возможны были в первоначальный период первой мировой войны, когда авиация была недостаточно развита, а мото-механизированных войск и вовсе не было. В современных условиях элемент времени будет иметь решающее значение. Поэтому иногда выгодно будет выбрасывать ударную группу из состава армии по более короткому направлению или группу более быстроподвижную, чем главные силы армии, для нанесения короткого флангового удара и обеспечения главным силам армии скрытого выхода в район сосредоточения.

Третьим средством, обеспечивающим внезапность оперативна маневра, является быстрота действий войск.

Развитие техники вооружения и появление новых соединений быстроподвижных войск предоставляют армиям .возможности быстрого маневра. Авиация благодаря своей высокой подвижности имеет огромное преимущество в смысле достижения внезапности. Значительно увеличивая силу удара армии, авиация, однако, в течение дня может сделать не более 2—4 вылетов; поэтому для непрерывности действий авиации количество ВВС должно быть значительным.

Мото-механизированные и кавалерийские соединения значительно увеличивают для ударных группировок возможности маневра и быстроту действий. Первая Конная армия в гражданской войне благодаря быстроте действий и широким маневренным возможностям нередко решала судьбу сражений (на деникинском фронте, в войне с белополяками, в разгроме Врангеля). Современная конница, имеющая большую силу удара, мощные огневые средства и мототранспорт, значительно увеличила свои маневренные и ударные возможности, особенно при внезапных действиях на флангах войск противника.

Операции в Польше и во Франции показывают, что маневренные возможности танковых и моторизованных соединений очень велики. Крупные мото-механизированные группы германских войск уже на третий день боевых действий вышли на глубину до 100 км, а мото-механизированная группа генерала Гота охватила польские войска на р. Варте.

/34/

и уничтожила 7-ю польскую пехотную дивизию. Мото-механизированная труппа генерала» Гудериана, пройдя по тылам 3-й армия, заняла выход из Данцигского коридора и способствовала ликвидации польских войск в Коридоре. В дальнейшем эта группа на 150 км опередила армию Рейхенау и, разогнав одну пехотную дивизию и кавалерийскую бригаду поляков, 8 сентября подошла к Варшаве. Германские мото>-механизированные группы в Польше выбрасывались вперед на 100— 150 км с целью создать охватывающий маневр. Там, где пехоте потребовались бы два-три дня марша, мото-механизированные группы выполняли этот маневр в течение одного дня.

В сражениях на Западе германские мото-механизироваиные группы в основном действовали такими же темпами и с таким же отрывом от главных сил армий, но при более мощной поддержке авиации.

Таким образом, возможности глубокого флангового удара в современной войне значительно возросли, и чем более скрытно удар будет подготовлен, чем быстрее он будет выполнен, тем больше шансов на успех. Конечно, опыт войны в Польше и на Западе нельзя механически переносить на любое поле сражения. Но он показывает, какие возможности имеются для широкого маневра, какие способы, методы и формы можно применить в современной войне для достижения внезапности.

Там, где мото-механизированных войск для широкого и глубокого маневра во фланг и тыл противника недостаточно, широкое применение найдут пехота с артиллерией, посаженные на автомобили. Обеспеченные поддержкой авиации, быстроподвижные войска (конница, мотомеханизированные .войска), а также пехота на автомобилях при хорошей организации марша имеют достаточно возможностей скрыть свой маневр от авиации противника. Малоподвижные силы армии легче могут выполнить задачу сковывания значительных сил и прорыва, а быстроподвижные войска — нанесения удара во фланг и тыл противника.

Для сохранения в тайне оперативного маневра недостаточно будет только рассредоточенного и скрытного подхода к полю боя и ночных маршей; значительную роль в решительный момент операции будет .играть своевременное введение в дело оперативного резерва. Наполеон почти во всех важнейших сражениях выигрывал умелым и своевременным введением в бой своего оперативного резерва.

Автотранспорт и широкая сеть железных дорог с большой пропускной способностью дают командованию широкие возможности для достижения внезапности, чего не имела армия наполеоновских времен. Не следует, однако, забывать, что эта возможности будут одинаковы у обоих противников, а перевозки с погрузкой и выгрузкой — далеко не легкое дело. Поэтому потребуются большое искусство и тренировка в мирное время, чтобы иметь превосходство над противником. Большое значение приобретает местность, которая оказывает громадное влияние на успех действий всех родов войск. Наличие естественных масок затрудняет действия авиации. Недостаточное количество дорог, плохое их состояние, отсутствие нужного количества переправ и наличие естественных препятствий — все это затрудняет действия бронечастей и мото-механизированных войск. Умелое использование противником местности с широким применением разрушений и устройством препятствий может свести на-нет внезапность маневра или значительно уменьшить его результаты.

Внезапность достигается быстротой и скрытностью действий, стремительным маневром, искусным использованием местности и надежным прикрытием с воздуха. Для того чтобы войска могли выполнить поставленную перед ними задачу, они должны быть подготовлены к быстрым действиям в меняющейся обстановке. А чтобы противник не мог войск застать врасплох, нужна высокая бдительность и постоянная боевая готовность.

/35/

(03/12/2010)

[ На главную ]