fontz.jpg (12805 bytes)

 

[ На главную ]

журнал "Военная мысль", 1956, 7
Полковник К. ЧЕРЕМУХИН

Боевые действия советских войск
в первые дни войны
на западном направлении
(с 22 июня по 10 июля 1941 года)

Обложку снимал в полутьме, получилось некачественно.
И сверху обрезалась фраза (пример с обложки журнала за 1961 г.):

"Журнал для генералов, адмиралов и офицеров
  Советской Армии и Военно-морского флота"

Статья выкладывается не вся - 10 первых страниц (с 49 по 59).
Их текст выложен в отдельном заархивированном файле - bd_zf41.rar
Она представлена здесь для наглядного представления, как в то время озвучивались причины трагедии лета 1941 г.

Немецкий план "Барбаросса" в статье подробно комментируется на трех страницах (49 - 51) (по датам, по содержанию). На стр. 50 говорится:

Стратегическое сосредоточение сухопутных войск немецко-фашистской армии для нападения на Советский Союз было начато в феврале 1941 года. Переброска войск к нашим западным границам осуществлялась немецким командованием поэшелонно, с февраля до середины июня. Развертывание немецких войск началось в первых числах июня, а занятие исходных положений для наступления проводилось в ночное время с 18 июня. В первом стратегическом эшелоне немецко-фашистской армии было сосредоточено 95 проц. сил и средств групп армий. Это обеспечило противнику нанесение сильного первоначального удара.

Советский план вообще никак не комментирвуется. На стр. 51-52 дается лишь намек, что какой-то план был:

Задача прикрытия мобилизации, сосредоточения и развертывания войск на территории Западной Белоруссии в случае нападения врага была возложена советским командованием на войска Западного особого военного округа (командующий генерал армии Павлов Д. Г.). Непосредственно эту задачу должны были выполнять войска первого эшелона округа - армии прикрытия (3, 10 и 4-я армии). В первый эшелон этих армий выделялись стрелковые дивизии, а во второй - механизированные корпуса. Стрелковые дивизии должны были развернуться вдоль границы
/51/

от Копцово до Влодавы на участке общим протяжением 450 км и надежно прикрыть минское и бобруйское направления. Авиационное прикрытие и поддержка боевых действий наземных войск в случае войны возлагались на авиационные дивизии, входившие в состав армий округа. В соответствии с этим и были определены районы дислокации войск округа.

Задача обороны "была возложена" - в каком документе, неизвестно. Это сейчас после опубликованных в 90-е годы "ПП" есть понимание, как "возлагалось". Но по факту разгрома становится понятно, что относительно возникшего 22.06.41 удара армии Германии силы советской армии выделялись и размещались неправильно. В частности, в статье на стр. 52-53 говорится:

К началу войны основные силы первых эшелонов советских войск прикрытия находились в гарнизонах и лагерях, расположенных вдоль государственной границы и удаленных от нее на 10-40 км, вторые эшелоны - на 80-100 км от границы. Непосредственно на границе, осуществляя ее охрану, находились пограничные войска. Здесь же на строительстве укрепленных районов были заняты инженерные части и подразделения, а также выделенные для этих работ стрелковые войска из дивизии первого эшелона.
....
К началу боевых действий в полосе от Копцово до Влодавы в дивизиях группы армий «Центр» (без дивизий 3-й танковой группы и двух армейских корпусов 9-й армии, наступавших севернее в полосе 11-й армии Прибалтийского особого военного округа) насчитывалось людей почти в два раза больше, чем во всех дивизиях Западного особого военного округа. На направлениях главных ударов немецко-фашистских войск их численное превосходство было еще более значительным. Достаточно указать, что на брестско-барановическом направлении (на участке 100 км от Мельник до Славатыче) немецкое командование создало почти четырехкратное превосходство в живой силе и трехкратное в артиллерии. В последующие дни, когда против войск Западного фронта начали действовать все силы группы армий «Центр», а со стороны советских войск по частям вступали в сражение соединения второго эшелона Западного фронта, соотношение в силах и средствах по всем показателям значительно возросло в пользу противника.
/52/

Таким образом, военные действия на западном направлении начались в обстановке, исключительно неблагоприятной для войск Западного особого военного округа.

И на стр. 54 приводится ПЛАНИРУЕМАЯ по какому-то плану задача для 6-го МК:

6-му механизированному корпусу 10-й армии (командир корпуса генерал-майор Хацкелевич М. Г.), находившемуся в районе Белостока и нацеленному для действий в юго-западном направлении, необходимо было перенести свои действия на северо-западное направление, для чего совершить 45-километровый марш в новый район.

Кроме того, в том неназываемом плане должн был быть и какой-то расчет для увеличения (к какому-то сроку) советской военной группировки у западных границ. На стр. 52 говорится:

Вероломное нападение немецко-фашистских войск было совершено тогда, когда соединения округа еще не развернулись и не заняли обороны вдоль границ. Кроме того, значительная часть войск, предназначенных для включения в состав округа, находилась в пути и в районах сосредоточения, удаленных от границы на 170-500 километров.

Понятно, что те "значительные" войска не могли "включиться" в состав округа сами по себе без какого-то плана. Но он в статье подробно не комментируется. А по факту того, что к утру 22.06.41 войска округа не были развернуты для более эффективной боевой работы, получается, что немецкое нападение советские Главковерхи не ожидали (до самого 22.06.41). И это отмечается в статье на стр. 53:

Войска немецко-фашистской армии вторглись на советскую территорию на западном направлении 22 июня 1941 года в 4 часа утра. Военные действия враг начал артиллерийским обстрелом пограничных войск и укреплений, длившимся на различных участках границы от одного до двух часов, и налетами авиации по городам, железнодорожным узлам, воинским гарнизонам, аэродромам, пунктам управления и другим объектам. В полосе Западного особого военного округа ударам с воздуха подверглись Гродно, Лида, Белосток, Волковыск, Слоним, Барановичи, Бобруйск, Брест, Кобрин, Пружаны. Пинск. Общая глубина воздействия авиации противника превышала 300 километров.

Начало военных действий для войск округа оказалось неожиданным. Они не были заранее приведены в боевую готовность и своевременно развернуты и вступили в сражение разрозненно, по частям, неорганизованно. Это обстоятельство отрицательно сказалось на ходе боевых действий в первые дни войны. Противник сразу захватил инициативу, нанес большие потери нашим войскам, особенно в боевой технике, вывел из строя основные узлы связи, нарушил управление войсками, и в первый день войны его танковые и моторизованные дивизии, наступавшие в первом эшелоне, на направлениях главных ударов вторглись вглубь нашей территории до 60 километров.

На стр. 56-57 приведена черно-белая карта: "Схема. Общий ход боевых действий на западном направлении (с 22 июня по 10 июля 1941 года)". Она здесь выложена в отдельном файле (уменьшенная картинка кликабельна):

Статья показана не вся, пропущено описание событий после 30 июня (и до 10 июля).
Пропущенное можно найти в других многочисленных изданиях, например, здесь:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Белорусская_стратегическая_оборонительная_операция

Кстати говоря, "стратегической" она стала по факту, так как по плану такая не готовилась.
Поэтому слово "стратегическая" здесь не совсем уместно (лишнее).

(04/11/2018)

[ На главную ]