fontz.jpg (12805 bytes)

 

[ На главную ]

"ВИЖ", 1999, 6

Советские топокарты были лучше немецких

Полковник А.А.ШАРАВИН

VIZH996A.jpg

VIZH996B.jpg

Военно-топографическая служба Красной Армии и топогеодезическое обеспечение войск в начальный период войны.

Опыт минувших и современных воин свидетельствует, что успех различных по масштабу военных операций зависит от тщательного их планирования и обеспечения и максимально полной подготовки войск. В совокупности перечисленных мероприятий одинаково важное значение имеет каждое из них, поскольку недооценка какого-нибудь одного может привести к катастрофе. При наличии всех необходимых для успеха факторов определяющим становится процесс управления войсками, ибо потеря его, как правило, ведет к поражению. Осуществить надежное и четкое управление войсками при отсутствии или недостатке необходимой топогеодезической информации (топографических карт, аэрофототопографических документов, исходных геодезических данных для стрельбы артиллерии) практически невозможно. К сожалению, в начале Великой Отечественной войны не хватало, а иногда даже не было карт, за обеспечение которыми несла ответственность Военно-топографическая служба (ВТС) РККА. Об этом свидетельствуют архивные документы и воспоминания ветеранов - активных участников войны. Генерал-майор танковых войск В. Т. Вольский, сообщая о событиях первых дней войны начальнику Автобронетанкового управления генерал-лейтенанту Я.Н. Федоренко, отметил: "Командный состав карт не имел, что приводило к тому, что не только отдельные танки, но и целые подразделения блуждали" (1), Бывший командующий 10-й армией (октябрь 1941 - февраль 1942 г.) Маршал Советского Союза Ф.И. Голиков писал: "Имелось лишь два экземпляра карты. Один находился у меня, другой — у начальника штаба армии" (2). Командир 186-й стрелковой дивизии 62-го стрелкового корпуса генерал-майор Н.И. Бирюков замечал: "Единственный экземпляр карты, который мне удалось выпросить у начальника штаба 21-го механизированного корпуса, забрал у меня командир нашего корпуса генерал-майор И.П. Карманов" (3). Понятно, что наладить надежное управление войсками в столь тяжелых условиях было невозможно.

Почему же в начальный период Великой Отечественной войны в нашей армии вдруг выявился острый недостаток всего необходимого для победы над врагом, в том числе топографических карт и других документов с информацией о местности, как долго это продолжалось и каким образом был найден оптимальный выход из создавшегося положения, рассказывается в публикуемой статье.

Пламя второй мировой войны уже полыхало в Западной Европе, когда руководство СССР в пожарном порядке начало укреплять Военно-топографическую службу РККА, потерявшую в трагические 30-е годы немало военных геодезистов, топографов и картографов, людей в подавляющем большинстве честных, знающих свое дело, таких, как начальник Управления военных топографов комкор И.Ф. Максимов, начальник Ленинградского военно-топографического училища комбриг Н.М. Гравии и многие другие. Вакантные места заполнялись менее опытными руководителями и не столь квалифицированными специалистами. Так, в 1937-1938 гг. начальником геодезического факультета Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева — кузницы командных кадров ВТС — становится адъюнкт того же факультета В.Н. Чернышев. Возглавляет ВТС РККА также недавний адъюнкт М.К. Кудрявцев. Всего трехлетний опыт пребывания его на столь ответственном посту не замедлил сказаться в первые же часы войны: был потерян запас топографических карт и материально-технических средств, состоящих на вооружении частей и подразделений ВТС. Для удовлетворения возросшей потребности ВТС в кадрах было увеличено число слушателей геодезического факультета академии и курсантов военно-топографического училища, открыты курсы усовершенствования командного состава. К началу войны недостаток начальствующего состава ВТС почти полностью восполнился молодыми выпускниками перечисленных военно-учебных заведений.

В 1939 году Военно-топографический отдел Генерального штаба преобразуется в Управление Военно-топографической службы, которое в 1940 году стало именоваться Военно-топографическим управлением Генерального штаба (ВТУ ГШ). На новое, численно увеличенное управление возлагались задачи по заблаговременной подготовке вероятных театров военных действий в топогеодезическом и картографическом отношении, обеспечению войск топографическими картами и каталогами координат геодезических пунктов и топографической подготовке войск.

В 1939-1940 гг. в штабах Московского и приграничных военных округов были введены топографические отделы, упраздненные в 1936 году и преобразованные в управления военно-топографических работ. Помимо руководства топографическими частями и топографо-геодезическими работами на территории округов на эти отделы возлагалось снабжение войск округа картами и каталогами координат геодезических пунктов. В штабах армий топографическая служба была представлена топографическим отделом, в штабах корпусов — топографическим отделением оперативного отдела. В штабах дивизий по штату такой службы не предусматривалось. Обеспечение частей соединений картами возлагалось, как правило, на топографа оперативного отделения.

К июню 1941 года значительно возросло количество полевых частей службы. Например, только на Западном направлении были развернуты 3 геодезических, 10 топографических, 3 моторизированных топографических и 2 аэросъемочных отряда. В это время они выполняли задачи по заблаговременной топогеодезической подготовке территории вероятных боевых действий, осуществляя развитие и сгущение геодезических се-

/17/

тей, геодезическое обеспечение аэродромного строительства и укрепленных районов непосредственно в приграничной полосе, изготавливали и обновляли топографические карты. Для войск западных округов карты издавали Московская военно-картографическая фабрика имени Дунаева, несколько картографических частей, в том числе и две вновь созданные в Минске и Риге.

Только что сформированные и ранее существовавшие части ВТС были усилены транспортными средствами, снабжены новыми инструментами и приборами, картоиздательским оборудованием. Для ремонта и юстировки специальной техники в Прибалтийском и Киевском Особом военных округах были созданы оптико-механические мастерские. Предусматривалось размещение в промышленности заказов на изготовление специальных кузовов и картоиздательских средств для фронтовых походных топографических комплектов. Но, как оказалось, было слишком поздно: немецко-фашистские войска стояли вдоль западных границ СССР. К началу войны общий запас топографических карт на складах ВТС составлял около 550 млн. экземпляров. Примерно половина его хранилась на 21 складе карт западных округов, в том числе на Прибалтийском находилось 58 млн. карт, на Западном Особом - 88 млн., на Киевском Особом - 76 млн. К сожалению, названные склады в отличие от полевых частей службы транспортных средств не имели, а некоторые из них (в строгом соответствии с постулатом "воевать малой кровью на чужой территории") были неоправданно размещены в непосредственной близости от государственной границы (районы Белостока, Каунаса, Львова и др.). Выйти с предложением к начальнику Генерального штаба и настоять на оптимальном размещении складов карт, обеспечении их автотранспортом молодой начальник ВТС не решился. После войны генерал-лейтенант технических войск в отставке М.К. Кудрявцев с горечью признавал, что "размещение складов вблизи от государственной границы было ошибочным. Вопрос об их передислокации стоял в плане работ на 1941 год, но разрешить его до июня не удалось" (4).
[Прим. zhistory: понимая неакадемичную точность мемуаров можно предположить, что эта фраза могла быть вписана специально. Дело в том, что генерал-лейтенант тех. войск в отставке М.К. Кудрявцев нес определенную ответственность (как и Жуков), потому здесь может возникнуть вопрос: "планировал" ли он в реале "передислоцировать" те склады или это его послевоенное "размышление" (задним числом)?].

Используя боевой опыт топогеодезического обеспечения войск в операциях на реке Халхин-Гол (май - август 1939 г.) и в войне с Финляндией (ноябрь 1939 - март 1940 г.) части ВТС готовились к выполнению специальных работ в боевых условиях. С этой целью в Западном Особом, Закавказском, Одесском и других военных округах в 1940 году проводились учения частей ВТС совместно с войсками округов. В феврале - марте 1941 года на сборах начальников топографических отделов штабов военных округов и их заместителей, проведенных в ВТУ ГШ, отрабатывали задачи по топогеодезическому обеспечению войск в операциях.

По планам топографо-геодезических работ 1939-1941 гг. почти все полевые части ВТС, находившиеся в европейской части СССР, выполняли геодезические работы и топографические съемки в полосе между старой и новой границами. Поэтому до начала войны были закончены топографические съемки и исправлены устаревшие карты в Бессарабии, на Западной Украине, в Западной Белоруссии, на Карельском перешейке и частично на территории Прибалтики. На приграничную полосу были начерчены топографические карты масштаба 1:25000 и мельче. Следует отметить, что карты масштабов 1:25000 и 1:100000 были составлены в единой системе координат, на твердой геодезической основе, изготовлены главным образом по результатам аэрофотосъемки, и поэтому их качество было вполне удовлетворительным.

Карты масштаба 1:100000 и мельче были созданы также на часть зарубежной территории до линии Берлин - Прага - Вена - Будапешт - Бухарест. Однако современных топографических карт глубинных районов СССР явно не хватало. Даже карта масштаба 1:500000 была составлена лишь до Московского меридиана, на всю территорию СССР имелась только карта масштаба 1:1000000. В связи с этим генерал армии С. М. Штеменко в своей книге "Генеральный штаб в годы войны" писал: "Карт самого различного назначения и разных масштабов требовалось чрезвычайно много. А надо заметить, что до войны карты, нужные войскам, на значительную часть территории нашего государства не составлялись. Мы располагали вполне современными топографическими картами лишь до рубежа Петрозаводска, Витебска, Киева, Одессы. Когда же противник потеснил нас за этот рубеж, ко всем прочим бедам прибавилось еще и отсутствие карт" (5). Восточнее указанного рубежа топографические карты масштабов 1:50000, 1:100000 имелись лишь на районы Москвы, Горь-

/18/

кого, Харькова, Ростова-на-Дону и некоторые другие, а, например, на территорию Кавказа существовали только устаревшие карты одноверстного и двухверстного масштабов.

Надо сказать, что "нарезка" полосы картографической обеспеченности, ограниченной линиями Берлин - Прага - Вена - Будапешт - Бухарест на западе и Петрозаводск - Витебск -Киев - Одесса на востоке, была выполнена в 1939 году начальником Генерального штаба РККА Б.М. Шапошниковым собственноручно синим карандашом на рабочей карте начальника ВТУ ГШ полковника М.К.Кудрявцева. В первые тяжелейшие месяцы войны эта карта, подписанная Борисом Михайловичем, сыграла роль своеобразной охранной грамоты как для самого М.К.Кудрявцева, так и для его подчиненных, в числе которых оказался и начальник топографического отдела штаба Западного Особого военного округа (Западного фронта), участник многих памирских экспедиций полковник И.Г.Дорофеев, едва не разделивший трагическую участь командующего округом генерала армии Д.Г. Павлова и его начальника штаба генерал-майора В.Е. Климовских.

До начала войны не была закончена и разработка наставления по топогеодезическому обеспечению войск, в котором остро нуждались части ВТС и вновь созданные топографические отделы штабов военных округов. Его автор, бывший начальник Управления военных топографов комкор И.Ф. Максимов, очень много сделавший для реорганизации топографической службы из разряда инженерно-технической, производственной в войсковую, был репрессирован, а почти завершенный труд сдан в спецхран. Позже на основе обобщения опыта обеспечения войск в Монголии и в войне с Финляндией, проведения войсковых маневров и учений были разработаны учебные пособия. Наиболее ценным из них оказалось пособие по топогеодезическому или топографическому (по терминологии предвоенных лет) обеспечению боевых действий войск, разработанное группой преподавателей Военно-инженерной академии, в том числе и участниками советско-финляндской войны (6). Изданное и разосланное в части и учебные заведения ВТС в апреле - мае 1941 года и в начале войны, оно выполняло функции соответствующего наставления.

Таким образом, несмотря на старания руководства и всего личного состава ВТС РККА, намеченные мероприятия по усилению производственных мощностей службы и картографированию территорий западного ТВД осуществить полностью до начала Великой Отечественной войны не удалось. Завершать работу пришлось уже в ее ходе.

22 июня 1941 года в результате внезапного нападения фашистской Германии на СССР части ВТС РККА, дислоцирующиеся и выполнявшие специальные задания в приграничной полосе, особенно на территории Литвы, Латвии, Западной Белоруссии и Западной Украины, понесли значительные потери в личном составе и технике. Полевые команды топографов и геодезистов, работавшие на большой территории и на значительном удалении одна от другой, оказались в зоне боевых действий. Оторванные от баз своих отрядов, они присоединялись к пограничникам и частям Красной Армии, участвовали в боях, пробивались и выходили из окружения. Большие потери понесли 5, 16, 17, 31 и 75-й топографические и геодезические отряды ВТС. Например, 31-й моторизованный топографический отряд, обеспечивавший геодезическими данными Брестский, Осовецкий и Гродненский укрепленные районы, потерял более половины личного состава. В сложных условиях командование отряда сумело вывезти из-под удара противника походное картографическое отделение и спасти часть геодезических инструментов. Позже все эти отряды были отведены в тыл для переформирования и доукомплектования. Общие потери личного состава полевых частей ВТС в первые три месяца войны составили 148 офицеров, 1127 солдат и сержантов, 15 служащих (7). На территории, захваченной противником, оказались две картографические части (в Риге, Минске), оптико-механическая мастерская (во Львове), а несколько позднее картографическая фабрика ВТС (в Киеве). Для имеющей немногочисленный личный состав службы это был довольно ощутимый урон.

Особенно пострадали армейские и окружные склады топографических карт, на которых хранилось около 200 вагонов карт. В первую же неделю войны был разрушен, а затем и захвачен противником крупный окружной склад карт, дислоцировавшийся в Минске. Эвакуировать его запасы не удалось: отступавшие войска требовали карты только на районы восточнее Минска, да и то в небольшом

/19/

количестве, от остальных отказывались. Некоторую часть карт все же удалось эвакуировать из окружных складов Прибалтийского и Киевского Особого военных округов, однако долгое время находившиеся в пути вагоны с ними при необходимости разыскать было достаточно трудно. Армейские склады, находившиеся вблизи границы, были также разрушены или захвачены противником в первые же дни войны, значительное количество карт попало в его руки. Запасы карт из-за невозможности вывоза их большей частью подверглись уничтожению. С учетом потерь неприкосновенного запаса карт, хранившихся непосредственно в войсках, было утрачено 250 - 300 млн. экземпляров.

Таким образом, заблаговременно созданные запасы отличного качества топографических карт территории западного приграничного пространства в большинстве своем использованы не были. В то же время войска Красной Армии, особенно Центрального и Юго-Западного фронтов, вообще не имели необходимых им карт. Вместо крупномасштабных топографических карт (1:50000 и 1:100000) пришлось использовать мелкомасштабные (1:500000 и 1:1000000), которые в небольшом количестве поставляли быстро перемещавшиеся топографические отделы штабов фронтов. С отходом наших войск за рубеж Брянск - Курск - Харьков - Запорожье, восточнее которого других карт, кроме карт территории СССР масштаба 1:1000000 почти не было, положение со снабжением картами еще более ухудшилось. Отсутствие карт отрицательно сказывалось на возможностях боевого использования как стрелковых соединений и частей Красной Армии, так и авиации, бронетанковой техники и артиллерии. Это было тяжелое время для Военно-топографической службы, требовавшее как можно скорее исправить создавшееся положение. Надо было незамедлительно, хотя бы частично, восполнить запасы карт районов боевых действий, а также создать новые карты обширной территории, на которую они в предвоенные 20-25 лет не создавались.

С началом войны перед ВТУ Генерального штаба встала сложная задача: проводя текущую работу по топогеодезическому обеспечению войск в условиях тяжелой обстановки 1941 года, в кратчайший срок организационно перестроить службу на военный лад, доукомплектовать топографические части, понесшие большие потери, сформировать новые, правильно распределить свои силы и средства по фронтам действующей армии.

С этой целью на базе топографических отделов штабов Ленинградского, Прибалтийского, Западного Особого, Киевского Особого, Одесского и Закавказского военных округов формируются топографические отделы штабов Северного, Северо-Западного, Западного, Юго-Западного, Южного, Закавказского фронтов и штабов входивших в них армий. Позднее в силу сложившейся обстановки топографические отделы штабов армий реорганизуются в топографические отделения оперативных отделов штабов армий (9). Одновременно создаются 2 военно-картографические фабрики (в Свердловске и Саратове) и 11 полевых отрядов ВТС (в основном топографических и моторизованных топографических). Часть из этих отрядов была передана во фронты, а часть использовалась для топогеодезических работ в тылу действующей армии. К изданию карт привлекаются картографические предприятия различных ведомств Москвы и Ленинграда. Оснащение частей специальной топогеодезической техникой, вооружением и транспортом в условиях отступления войск и эвакуации местных учреждений на восток производилось с большим трудом.

Благодаря мерам, предпринятым ВТУ Генерального штаба, уже к 1 августа 1941 года в составе шести фронтов имелся 21 отряд (4 геодезических, 11 топографических и 6 моторизованных топографических). Однако распределены по фронтам эти отряды были весьма неравномерно, из-за трудности передислокации частей. На менее активном Северном фронте работали 6 отрядов, на Юго-Западном — 7, а на наиболее важном Западном фронте — лишь 2. К осени 1941 года полевые части ВТС удалось перераспределить с учетом складывающейся обстановки, причем некоторым из них вменялось в обязанность производить топографические съемки и исправлять устаревшие карты в тыловых районах, другие были переведены в резерв ВТУ для усиления топографических служб фронтов.

К этому же времени деятельность ВТС РККА в интересах действующей армии была направлена на обеспечение войск топографическими картами, исходными геодезическими данными и фотодокументами.

/20/

В первые месяцы войны обеспечение войск топографическими картами осуществлялось с большим трудом. Поэтому ВТУ ГШ и топографические отделы штабов фронтов главное внимание уделили решению этой первостепенной задачи. Проанализировав сложившуюся обстановку, руководящий состав ВТС скорректировал отработанную в условиях еще мирного времени систему обеспечения войск действующей армии топографическими картами.

В основу системы закладывался принцип обеспечения войск картами сверху — вниз по цепочке складов: центральные — фронтовые — армейские — корпусные. Затем карты должны были доставляться в штабы дивизий, бригад и полков для выдачи их по назначению до командиров взводов включительно. Однако на практике выявились непредвиденные трудности. Так, если во фронтовом и армейском звеньях работу по обеспечению войск картами проводили топографические службы соответствующих штабов, и, надо сказать, дело там было поставлено хорошо, то в тактическом (от дивизии, полка и ниже) она велась недостаточно подготовленными в этом отношении общевойсковыми командирами. Бывали случаи, когда даже при наличии карт в вышестоящих штабах они не доходили до частей и подразделений, а в результате войска несли неоправданные потери личного состава и боевой техники. Дефицит транспортных средств также приводил к сбоям в работе системы обеспечения войск картами. С учетом выявленных недостатков в конце 1941 — начале 1942 года был проведен ряд исправляющих положение дополнительных мероприятий: во фронтах стали создаваться головные и тыловые склады, из которых войска в основном и обеспечивались картами; начальникам топографических служб фронтов и армий стал выделяться автотранспорт; в штабах дивизий и полков были назначены лица, ответственные за учет и сбережение карт, а также за обеспечение ими частей и подразделений. Штабы дивизий выдавали карты со своих складов штабам полков, а те — штабам батальонов. Доставка карт производилась средствами получающих. В войска карты поступали, как правило, одновременно с предварительными боевыми распоряжениями. Соединения и части, прибывавшие в состав фронта, снабжались картами при их подходе к району боевых действий. Для доставки большого количества карт из тыловых складов использовалась транспортная авиация. Когда же на фронтовых складах не оказывалось отдельных номенклатурных листов карт, начальники топографических отделов штабов фронтов издавали карты с помощью имеющихся у них картоиздательских средств. Наиболее ходовыми в первый период войны являлись так называемые тактические карты масштабов 1:50000 и 1:100000, удельный вес их использования войсками составлял 35 и 65 проц. соответственно.

В 1942 году по инициативе ВТУ ГШ и при непосредственном участии опытных военных специалистов-картографов был оборудован специальный картографический поезд — подвижная военно-картографическая фабрика, который вошел в историю ВТС под названием "поезд-литография". Он следовал за войсками действующей армии, и его личный состав оперативно составлял и издавал разведывательные и исправленные топографические карты, планы городов, боевые графические документы. Коллективу поезда приходилось работать под бомбежками и обстрелами по нескольку суток подряд без отдыха, неся потери, но задания командования фронта выполнялись точно в срок. За боевые заслуги и проявленные командирами и красноармейцами мужество и самоотверженность поезд-литография Указом Президиума Верховного Совета СССР был награжден орденом Красной Звезды.

Как уже отмечалось, в начале войны карт внутренних районов европейской части СССР явно не хватало, что создавало угрозу нарушения всей системы обеспечения ими войск. Так, карты масштабов 1:100000 и крупнее имелись только отдельных участков (полигонов, военных лагерей, новостроек и др.), карты же основной части территории были лишь старые, в метрических масштабах. Поэтому перед ВТС РККА встала задача огромной важности: в чрезвычайно короткие сроки, в условиях сложной военной обстановки картографировать районы, которые могли стать полями сражений. К выполнению ее руководство службы приступило немедленно, направив на съемки резервные, вновь сформированные и выведенные с фронтов для переформирования полевые части ВТС. Одновременно силами военно-картографических фабрик (Московской имени Дунаева, Саратовской и Свердловской), Московской, Харьковской

/21/

и Ростовской картографических частей, двух вновь сформированных картографических отрядов, научно-исследовательского и испытательного полигона ВТС, редакционно-издательского отдела ВТС, предприятий Главного управления геодезии и картографии (ГУГК) НКВД СССР, других организаций (комбината газеты "Правда", Гознака) буквально днем и ночью составлялись и издавались карты. Общее планирование полевых топографо-геодезических работ, подготовку к изданию и печатание карт, распределение районов по очередям и частям, контроль за выполнением заданий осуществляло ВТУ ГШ.

В результате самоотверженного и напряженного труда уже через месяц после начала войны карты масштаба 1:100000 имели все войска, действовавшие в полосе Западного фронта до линии Калинин, Можайск, Орел, а Ростовская и Харьковская картографические части во взаимодействии с родственными по профилю гражданскими организациями сумели к этому времени обеспечить такими же картами части и соединения в полосе Юго-Западного и Южного фронтов. К концу 1941 года части ВТС и подразделения ГУГК произвели новые съемки карт на общей площади в 520 тыс. кв. км, главным образом масштаба 1:100000, исправили старые, всего было составлено 2638 листов оригиналов и отпечатано 200 млн. экземпляров карт.

После выполнения перечисленных мероприятий обеспечение войск всех фронтов картами значительно улучшилось. Советское правительство и Верховное командование высоко оценили деятельность Военно-топографической службы по созданию новых карт территории страны восточнее и юго-восточнее Москвы до реки Волги включительно, наградив в мае 1942 года большую группу руководящего состава и инженерно-технических работников орденами и медалями. Начальнику ВТС М.К. Кудрявцеву и его заместителю Ф.Я. Герасимову было присвоено очередное воинское звание генерал-майор.

Наряду со снабжением войск картами ВТС РККА обеспечивала артиллерию исходными геодезическими данными, поскольку артиллерийский огонь может быть эффективен только тогда, когда огневые позиции батарей, наблюдательные пункты их командиров, позиции средств артиллерийской разведки, цели в расположении противника с достаточной точностью "привязаны" к геодезическим пунктам и ориентированы на местности. Как показал опыт первых месяцев войны, топогеодезическое обеспечение артиллерии нуждалось в производстве значительных по объему работ: в развитии геодезических и так называемых артиллерийских геодезических сетей, привязке боевых порядков артиллерии, определении местоположения целей и ориентиров, обеспечении потребителей специальной артиллерийской картой, каталогами координат геодезических пунктов, разведывательными схемами и другой графической документацией. Только при успешном выполнении всего этого артиллерия была способна внезапно и эффективно поражать цели противника, невидимые с огневых позиций. В начале войны, когда велись тяжелые оборонительные сражения в приграничных районах, привязка позиций артиллерии производилась по крупномасштабной карте [можно предположить, что здесь ошибка и логичнее надо понимать не "крупномасштабной" типа 1 : 25000, а "мелкомасштабной", т.е. масштаба типа 1 : 100 000 - zhistory] с последующим уточнением местоположения целей пристрелкой. Это требовало дополнительного расхода снарядов и исключало внезапность артиллерийского огня. Поэтому перед артиллерийской топографической службой (АТС) была поставлена задача: готовить данные для стрельбы на полной геодезической основе. К этому времени АТС еще не располагала достаточно квалифицированными кадрами, и помощь ей оказала ВТС. Так, весной 1942 года ВТУ ГШ направило в распоряжение Главного артиллерийского управления 200 выпускников Ленинградского военно-топографического училища, которых позже в войсках называли артиллерийскими топографами. В это же время на основе анализа опыта первого полугодия войны было разработано и введено в действие "Положение о работе органов Военно-топографической службы Красной Армии по обеспечению артиллерии в боевых условиях". В нем, в частности, определялись задачи топографических частей по топогеодезическому обеспечению артиллерии, требования к плотности и точности пунктов специальных геодезических сетей, а также принципы взаимодействия подразделений ВТС и АТС при подготовке стрельбы артиллерии.

Но, несмотря на оказанную помощь, основной объем геодезических работ выполнялся по-прежнему силами полевых частей ВТС. Ее подразделения придавались армиям, где они выполняли задачи по планам штабов артиллерии. В исключительно трудных условиях военные геодезисты и

/22/

топографы развивали опорные сети, проводили привязку огневых средств, по вспышкам выстрелов вражеских орудий, засечками, с помощью оптических средств (теодолитов) определяли их координаты. Списки координат и схемы расположения определенных опорных артиллерийских пунктов передавались непосредственно в топографический отдел армии, а результаты привязки элементов боевых порядков — начальнику топографической службы армии или старшему начальнику артиллерийской группы. Такие задания выполнялись в условиях непрерывного воздействия авиации, артиллерийского и минометного огня. За военными геодезистами и топографами охотились немецкие снайперы. Большой вклад в успех контрбатарейной борьбы внесли подразделения ВТС на Ленинградском фронте, выявляя тяжелые дальнобойные орудия неприятеля. Так, например, в ночь на 12 декабря 1941 года они с трех точек местности засекли железнодорожную сверхтяжелую немецкую мортиру "Большая Берта" калибра 420 мм, успевшую сделать по Ленинграду несколько выстрелов. По данным геодезистов, мортира была уничтожена нашими бомбардировщиками.

Таким образом, в интересах артиллерии личный состав полевых частей ВТС выполнял необходимую и громадную по объему работу. Так, только за первый год войны на советско-германском фронте было открыто около 62 тыс. геодезических пунктов, привязано свыше 20 тыс. огневых позиций артиллерийских батарей, определены координаты 5,5 тыс. важных целей противника, измерено свыше 500 базисов эталонирования дальномеров зенитных артиллерийских частей.

Опыт войны с Финляндией показал исключительно важное значение аэрофоторазведки, которая в 1941 году в условиях подавляющего господства немецко-фашистской авиации велась в весьма ограниченных размерах. И все же эффективность ее была высокой. Уже в августе 1941 года при подготовке наступательной операции под Ельней авиация Западного фронта произвела аэрофотосъемку полосы вражеской обороны. Военные топографы совместно с личным составом аэрофотослужбы 1-й воздушной армии произвели дешифрирование аэрофотоснимков. Выявленные военные объекты противника (огневые позиции артиллерии и минометов, пулеметные гнезда, блиндажи, места скопления боевой техники, склады боеприпасов и др.) обозначались на разведывательных каргах, которые после размножения выдавались войскам, а координаты объектов передавались артиллеристам. Эти данные в определенной мере облегчали тяжелую участь войск Красной Армии, с их помощью наши артиллеристы успешно поражали цели противника.

Деятельность аэрофоторазведки значительно активизировалась после того, как в январе 1942 года по настоянию ВТУ ГШ штаб ВВС дал указание оборудовать специальными аэрофотоаппаратами по одному звену боевой авиации, обязал авиацию фронтов улучшить качество аэрофотосъемки и обеспечить топографическую службу фронтов материалами воздушного фотографирования. Надо заметить, что аэрофотослужба ВВС, возглавлявшаяся тогда генерал-майором авиации Г. Д. Баньковским, отнеслась к этому заданию с большим интересом и пониманием. Для выполнения аэрофотосъемки стали выделяться летчики и штурманы, имевшие опыт такой работы. В это же время начальник ВТС своей директивой обязал топографические отделы штабов фронтов создать фотограмметрические группы для обработки материалов аэрофоторазведки. Ядром каждой такой группы были подразделения частей ВТС. Группы работали во взаимодействии с картоиздательскими подразделениями топографических служб фронтов. Наиболее крупная фотограмметрическая группа (47 человек) — "Фотограммцентр" — была создана на Калининском фронте. В нее были включены: отделение 32-го моторизированного топографического отряда, фотограмметрические отделения ВВС, фотовзвод артиллерии, представители разведывательного и инженерного отделов штаба фронта. Группа имела фотолабораторное оборудование и литографский станок для размножения графических документов. В ее задачи входили: дешифрирование снимков и определение координат объектов (целей) по ним, изготовление фотосхем и аэроснимков с координатной сеткой, исправление топографических карт по снимкам, а также оперативное составление новых карт пониженной точности. "Фотограммцентр" первоначально подчинялся штабу воздушной армии, а с июня 1942 года — топографическому отделу штаба фронта. Планирование аэрофоторазведки велось разведывательным отделом при не-

/23/

посредственном участии топографического отдела. Тесное взаимодействие разведывательных и топографических органов было довольно эффективным. Сопоставление результатов аэрофоторазведки и других видов разведки показало, что она дает наиболее точную и достоверную разведывательную информацию о местности и противнике. Так, например, первая полевая проверка результатов работы "Фотограммцентра", произведенная специальной комиссией Калининского фронта в районе Ржева, показала, что все инженерные сооружения и артиллерийские позиции опознаны на 100 проц., блиндажи (землянки) и ДЗОТы — на 60-70 проц. В целом надежность дешифрирования военных объектов оценивалась не ниже 70 проц. В первой половине 1942 года фотограмметрические группы были созданы на всех существовавших в то время фронтах. В том же 1942 году было разработано "Положение о взаимодействии Военно-топографической службы с аэрофотослужбой ВВС", утвержденное начальником штаба ВВС и начальником ВТС РККА. Это положение действовало до конца войны и имело большое организационное значение в топогеодезическом обеспечении войск. Повышению качества аэрофотосъемки и последующего дешифрирования объектов противника способствовали разработанное коллективом авторов ВТС и аэрофотослужбы ВВС "Руководство по дешифрированию аэрофотоснимков".

В короткое время многие военные топографы настолько овладели искусством дешифрирования объектов противника по аэрофотоснимкам, что от них почти ничего не ускользало. На практике боевая работа между авиаторами и топографами распределялась следующим образом. Самолеты воздушных армий производили аэрофотосъемку, подразделения аэрофотослужб воздушных армий проявляли аэропленку, печатали снимки, частично дешифрировали объекты противника. Затем аэрофотослужба передавала пленки и снимки топографической службе фронта, которая производила подробное дешифрирование объектов противника, изготавливала разведывательные карты, фотосхемы и фотопланы, размножала их и после доклада начальнику штаба фронта по его указанию доводила до войск. Взаимодействие ВТС с аэрофотослужбой ВВС подняло значение аэрофоторазведки, справедливо названной во время войны аэрофототопографической разведкой. Общевойсковые командиры и начальники, принимая решения на бой, операцию и при их проведении наряду с данными других видов разведки успешно использовали изготовленные с помощью последней разведывательные карты. Несмотря на недостаток опыта и ограниченность действий советской разведывательной авиации (в силу временного превосходства авиации противника), в первый год войны на всех фронтах было отдешифрировано более 28 тыс. аэроснимков и изготовлено около 700 штук оригиналов фотосхем. В дальнейшем объем этой работы значительно увеличился. Только за период обороны Ленинграда, например, было отдешифрировано почти 66 тыс. снимков.

Получаемые от ВВС аэрофотоснимки не только давали возможность определять координаты невидимых с наземных наблюдательных пунктов вражеских военных объектов, по ним топографические части составляли планы населенных пунктов, обычно превращаемых противником в узлы сопротивления, вели исправление топографических карт территории, занимаемой врагом, изготовляли крупномасштабные схемы железнодорожных узлов и отдельных участков обороны неприятеля и т.д. К 1942 году на всех фронтах широкое распространение получили разведывательные карты (схемы), составлявшиеся по данным аэросъемки с дополнением их сведениями других видов разведки и вошедшие в число основных документов, издававшихся картографическими подразделениями топографической службы фронтов. К концу первого периода войны силами этой службы было отпечатано и передано войскам более 600 тыс. листов разведывательных карт и схем.

К этому времени определились и дополнительные виды работ по топогеодезическому обеспечению войск. Так, например, выяснилось, что из-за недостаточной топографической грамотности командиров различных родов войск, особенно призванных из запаса, возникали трудности в ориентировании на местности и в ведении карты, в правильном отображении на ней начертания переднего края, расположения боевых порядков, что нередко приводило к передаче ошибочных сведений о расположении как своих войск, так и войск противника. В связи с этим военных топографов некоторых фронтов обязали определять положение переднего края и наносить его начертание на карту.

/24/

После исключительно снежной зимы 1941/42 года специалисты гидрометеорологической службы предсказали возможность сильного весеннего паводка и затопления значительной части территории, где размещались элементы боевых порядков войск Северо-Западного фронта. По указанию начальника штаба фронта генерал-полковника Н.Ф. Ватутина военные топографы получили задание составить карту возможного затопления местности при подъеме уровня воды в реках и озерах. Вскоре такая карта была изготовлена. Командиры частей и соединений, начальники служб изучили по ней местность, учли вероятные участки затопления, составили и реализовали план передислокации складов, оборудовали новые пути подвоза материальных средств и боеприпасов.

На Брянском и Карельском фронтах потребовались новые виды специальных карт, в частности карт проходимости для танков и другой техники. Чтобы составить такие карты, топографы вместе с танкистами заблаговременно рекогносцировали районы и направления предстоящих действий бронетанковых войск, выделяя на топографических картах непроходимые для танков места, противотанковые препятствия и т.п. Полученный таким образом оригинал оперативно и в необходимом количестве был размножен топографической службой фронта для снабжения соответствующих соединений и частей.

Большим спросом в войсках пользовались создаваемые при непосредственном участии топографов бланковые карты — топографические, отпечатанные бледными тонами красок и служащие основой различных боевых графических документов, в том числе разведывательных схем и карт. По этому поводу Маршал Советского Союза И. С. Конев в своих мемуарах писал: "Как показал ход боевых действий, а также проверка на местности эффективности артиллерийского огня, бланковые карты были составлены с большой точностью и полностью отражали систему обороны противника и расположение его огневых средств. Бланковки, как их тогда называли, доведенные до командира роты и командира батареи, были основным документом для организации наступления и атаки" (11).

Как видим, в начальный период Великой Отечественной войны Военно-топографическая служба, разделив вместе со всей Красной Армией горечь стратегических просчетов верховного командования при подготовке к отражению возможной агрессии, понесла большие людские потери, лишилась специальной картосоставительской и картоиздательской техники, огромных запасов топографических карт. Однако благодаря высокой организованности и самоотверженности личного состава она сумела в короткие сроки перестроиться на военный лад, своевременно и в достаточном количестве обеспечить войска картами, исходными геодезическими данными и фотодокументами. 1942 год стал для Военно-топографической службы годом перелома, когда не только было выправлено тяжелое положение, создавшееся в первые месяцы войны, но и достигнуто преимущество в обеспечении войск картами в сравнении с топографической службой немецко-фашистской армии. Это вынужден был признать и сам противник. "Придерживаясь мнения, что в Советской России ничего существенно не сделано и картографическое дело не пошло далее старых верстовых карт царского времени, мы были вовлечены в большую ошибку. Оказалось, что Советской Россией было создано картографическое производство, которое по своим планам, широкой организации, объему работ и их качеству превосходило все то, что до сего времени было где-либо осуществлено", — писал генерал вермахта Б.Кариберг (12).

1. ЦАМО РФ, ф. 38, оп. 11360, д. 2. л. 13.
2. Воен.-истор. журнал. 1966. N: 5. С. 74.
3. Воен.-истор. журнал. 1962. N: 4. С. 82.
4. Кудрявцев М.К. О военно-топографической службе и топогеодезическом обеспечении войск. М.: РИО ВТС, 1980. С. 129.
5. Штеменко С. М. Генеральный штаб в годы войны. М.: Воениздат. 1968. С. 128.
6. Граменицкий Д.С., Кремп А.И., Торопкин Ф.М., Харин К.Н. Топографическое обеспечение боевых действий войск. М.: Изд. Военно-инженерной академии Красной Армии имени В.В.Куйбышева, 1941. С. 151.
7. Кудрявцев М.К. Указ. соч. С. 131.
8. Шаравин А.А., Молчанов ВВ. Чьи топокарты были лучше? //Воен.-истор. журнал. 1990. N: 4. С.81-82.
9. В 1942 г. топографические отделения оперативных отделов армий были вновь преобразованы в топографические отделы.
10. Корпуса своего тыла обычно не имели, входившие в их состав соединения снабжались с армейских складов.
11. Конев И. С. Записки командующего фронтом 1943-1944 гг.. М.: Наука, 1972. С. 243.
12. Cariberg В. Die heuen Kartenwerke der Sovjets. Potemiaims geographischen Mittelungen, 1943. Heft 9/10.

Полковник А.А.ШАРАВИН,
доктор технических наук

/25/


ДОПОЛНЕНИЕ ZHISTORY:

Все географические карты в зависимости от масштабов условно подразделяются на следующие типы:

- топографические планы — до 1:5000 включительно;
- крупномасштабные топографические карты — 1:10 000; 1:25 000; 1:50 000;
- среднемасштабные топографические карты — 1:100 000; 1:1 000 000;
- мелкомасштабные топографические карты — 1:1 000 000 и выше
(Источник: Википедия)

(20/05/2017)

[ На главную ]