fontz.jpg (12805 bytes)

 

[ На главную ]

"ВИЖ", 1984, 4

О тыле фронтов в начале
Великой Отечественной войны

Полковник в отставке С. СКРЯБИН,
полковник в отставке Н. МЕДВЕДЕВ

В боях на реке Халхин-Гол и в советско-финляндской войне 1939—1940 гг. советские войска получили некоторый опыт организации тылового обеспечения войск. На его основе был разработан проект Устава тыла Красной Армии в двух частях (1941 г.). В понятие тыла фронта включались фронтовые части и упреждения, которые должны были обслуживать подвоз, эвакуацию и ремонт, а также тыловой район, где эти части и учреждения располагались и работали. На фронтовой тыл возлагалась задача заготавливать необходимые для проведения операций материальные средства и своевременно доставлять их армиям.

По предвоенным взглядам, схема снабжения фронтов материальными средствами выглядела следующим образом. Генеральный штаб определял потребности фронтов в материальных средствах и давал директивы подчиненным ему довольствующим службам, которые отгружали все, что им было указано, а органы ВОСО, в ведении которых находились все виды транспорта — автомобильный, железнодорожный, водный и воздушный, доставляли фронтам все необходимое. Генеральный штаб устанавливал нормы расхода материальных средств для фронтов и порядок эшелонирования запасов.

Накануне войны было принято решение объединить деятельность центральных органов, ведающих вопросами тыла. На заместителя Наркома обороны — начальника Генерального штаба генерала армии Г. К. Жукова было возложено руководство работой трех управлений: устройства тыла (1) и снабжения, военных сообщений и снабжения горючим. Руководство работой Главного интендантского, санитарного и ветеринарного управлений, а также отделом материальных фондов возлагалось на заместителя Наркома обороны Маршала Советского Союза С. М. Буденного (2). Принципиальная схема управления службами тыла в Центре, по довоенным взглядам, показана на рис. 1. Вопросами обеспечения фронтов вооружением и боеприпасами ведала служба артиллерийского снабжения Главного артиллерийского управления (ГАУ).
====
1. Под устройством тыла понималось назначение тыловых районов, размещение тыловых частей и учреждений, подготовка и использование путей' сообщения.
2. Тыл Советской Армии. — М.: Воениздат, 1968, с. 90.
/32/

Народный комиссар обороны

Заместитель наркома,
начальник Генштаба

Заместитель наркома

Управления

Управления

Устрой-
ство
тыла и
снаб-
жения

Воен-
ных
сообще-
ний (ВОСО)

Снабже-
ния горю-
чим

Глав-
ное интен-
дант-
ское

Сани-
тарное

Ветери-
нарное

Отдел мате-
риальных фондов

Рис. 1. Принципиальная схема управления службами тыла Центра
в начале Великой Отечественной войны

Что же касается вопросов управления тылом и координации деятельности довольствующих служб, то это возлагалось на общевойсковые штабы. В их состав были введены пятые отделы во главе с заместителем начальника штаба фронта (армии) по тылу (3).

За снабжение войск такими материальными средствами, как артиллерийское, инженерное, интендантское, автобронетанковое, медицинское и ветеринарное имущество, имущество противохимической защиты, средства связи, горюче-смазочные материалы, отвечали соответствующие начальники родов войск и служб, подчиненные непосредственно командующему фронтом.

В соответствии с предвоенными взглядами считалось, что главные силы вступят в сражение ориентировочно через несколько суток после начала войны. Исходя из этого планировалось и мобилизационное развертывание оперативного тыла. В мирное время в округах содержалось лишь ограниченное количество тыловых частей и учреждений, необходимых для обеспечения повседневной деятельности войск и развертывания тыла фронта в установленные мобилизационными планами сроки. С началом войны в первую очередь должны были отмобилизоваться тыловые части и учреждения армий прикрытия приграничных военных округов, а затем уже фронтовой тыл.

Предполагалось, что в начале войны фронт получит готовую базу для материального обеспечения и обслуживания войск — железнодорожные, водные, автомобильные и воздушные пути, местные и специально созданные запасы, склады, производственные предприятия, ремонтные мастерские, медицинские и ветеринарные лечебные учреждения. На базе этих стационарных окружных тыловых частей и учреждений должны были развертываться тыловые части и учреждения фронтов и армий (4).

Основные мобилизационные запасы накануне войны сосредоточивались в пограничных округах вблизи границы. Количество запасов основных видов снабжения, содержавшихся во фронтовых складах, должно было обеспечить не менее месячной потребности войск — до 10 боекомплектов боеприпасов, до 10 заправок горючего, 30 суточных
====
3. Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг. — М.: Воениздат, 1977, с. 46.
4. Тыл Советской Армии, с. 84.
/33/

дач продовольствия и фуража. Такие запасы создавались из расчета того, что в ходе начавшейся войны (наступательных действий) фронтовой тыл должен будет обеспечивать своевременное создание необходимых запасов и доставку их на армейские распорядительные станции (6). Начальники довольствующих служб принимали все меры, чтобы своевременно выполнить указания Генерального штаба по созданию необходимых запасов в приграничных округах.

Управление снабжения горючим Красной Армии к началу войны своих складов для автотракторного горючего не имело, а авиационный бензин хранился всего на одном складе НКО. Горючее находилось на окружных складах и нефтебазах Главнефтесбыта на договорных началах (6).

Мобилизационные запасы боеприпасов в западных приграничных округах размещались на территории, удаленной от государственной границы на 50 —700 км. Около четверти этих запасов располагалось вблизи границы. В войсках имелся непосредственный запас боеприпасов в размерах от 1,25 (сд) до 3,0 (тд) боекомплекта снарядов и мин (7).

Мобилизационными планами предусматривалось, что с началом боевых действий войска приграничных военных округов (фронтов) должны получать боеприпасы на окружных артиллерийских складах из запасов, созданных здесь до войны. С переходом на военное положение Главное артиллерийское управление сразу же начинало поставлять боеприпасы с центральных складов в головные артиллерийские склады армий, которые должны были отмобилизовываться и формироваться на окружных артиллерийских складах за счет их кадров и размещаться в районах станций снабжения армий. С развертыванием головных артиллерийских складов армий предполагалось, что снабжение войск боеприпасами будет осуществляться с этих складов.

Внезапное, вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз сорвало планы ведения боевых действий в начальный период войны. Войска приграничных военных округов (фронтов) под ударами превосходящих сил противника вынуждены были с тяжелыми боями отходить в глубь страны.

Важнейшей задачей тыла фронтов в этой обстановке являлось обеспечение войск всеми необходимыми материальными средствами. Одновременно необходимо было в короткие сроки перевести имевшиеся во фронте тыловые части и учреждения на штаты военного времени, а также сформировать большое количество новых.

Отмобилизование, сосредоточение и развертывание фронтового и армейского тыла пришлось осуществлять в чрезвычайно сложной обстановке. Особенно большие трудности для работы тыла фронтов создались после того, как противник занял районы, которые были намечены для развертывания оперативного тыла и где предусматривалось формирование фронтовых и армейских тыловых частей и учреждений за счет местных ресурсов. В силу этого фронты, армии и даже некоторые соединения вели боевые действия, имея в весьма ограниченном количестве автотранспортные, медицинские и другие тыловые части и учреждения.

Не располагая нужным количеством автотранспортных средств, при нарушенном управлении и отсутствии надежной связи с войсками тыловые органы фронтов (армий) не могли успешно справиться со
====
5. Тыл Советской Армии, с. 84.
6. Там же, с. 91.
7. Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг., с. 58.
/34/

своими задачами. Материально-техническое обеспечение частей и соединений, ведущих боевые действия, осуществлялось с большими перебоями (8). Несмотря на наличие непосредственно в войсках и на территории приграничных военных округов (фронтов) крупных запасов боеприпасов, горючего, продовольствия и других материальных средств, они во многих случаях не были использованы. Значительная часть мобилизационных запасов, сосредоточенных к началу войны на территории западных округов, в связи с вынужденным отходом советских войск была уничтожена или захвачена противником. Фронты лишились значительных запасов горючего, боеприпасов, вооружения, обмундирования, медицинского имущества и других видов материальных средств. За несколько дней непрерывных упорных боев в приграничных сражениях войска быстро израсходовали имевшиеся мобилизационные, а также неприкосновенные запасы боеприпасов, горюче-смазочных материалов и продовольствия.

Из-за нарушения снабжения войск материальными средствами нередко срывались контрудары советских войск. Так, при нанесении контрудара Западного фронта 23—24 июня по сувалкской группировке противника в районе Гродно в самый разгар напряженных боев 6-й и 11-й механизированные корпуса остались без горючего и боеприпасов (9).

К 26 июня в 3-й и 10-й армиях, как и на всем Западном фронте, стал ощущаться острый дефицит в боеприпасах, ГСМ, продовольствии (10).

Командованию Юго-Западного фронта также не удалось организовать бесперебойное снабжение войск боеприпасами и горючим. О трудностях, с которыми встретились войска в первые дни войны, очень образно вспоминал Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский, который в то время командовал 9-м механизированным корпусом: "Вся подготовка шла в быстром темпе, но спокойно и планомерно. Каждый знал свое место и точно выполнял свое дело. Затруднения были только с материальным обеспечением. Ничтожное число автомашин. Недостаток горючего. Ограниченное количество боеприпасов. Ждать, пока сверху укажут, что и где получить, было некогда. Неподалеку находились центральные склады с боеприпасами и гарнизонный парк автомобилей. Приказал склады вскрыть. Сопротивление интендантов пришлось преодолевать соответствующим внушением и расписками" (11).

Чтобы облегчить тяжелое положение отходящих войск, главный интендант Красной Армии генерал-лейтенант интендантской службы А. В. Хрулев срочно направил своих представителей в штабы фронтов для оказания необходимой помощи тыловым органам, а также принятия мер по эвакуации интендантского имущества.

В связи с неукомплектованностью автотранспортных подразделений в войсках, занятостью войскового транспорта перемещением подвижных запасов в ходе проводившихся оборонительных операций и отходом наших войск подача материальных средств в дивизии чаще всего производилась средствами армий, фронтов и автоколоннами Ставки Верховного Командования. Широко стала практиковаться посылка войскового автотранспорта за материальными средствами на армейские, фронтовые и даже ближайшие центральные склады НКО (12).
====
8. История второй мировой войны 1939—1945, т. 4. — М.: Воениздат, 1975, с 49, 50.
9. Там же, с 40.
10. ЦАМО СССР, ф. 208, оп. 3038, д. 15, л. 12.
11. Рокоссовский К. К. Солдатский долг. — М.: Воениздат, 1980, с. 11 —12.
12. Тыл Советской Армии, с. 104.
/35/

Огромную работу по тыловому обеспечению войск фронтов в начальный период войны проводили довольствующие управления Наркомата обороны, которые по просьбе командования фронтов и армий организовали их снабжение непосредственно из центральных складов, минуя фронтовое, а нередко и армейское звено, широко используя железнодорожный, а иногда автомобильный транспорт предприятий народного хозяйства.

Тыловые органы фронтов в начальный период войны часто не имели связи с Центром. И фронты, несмотря на ряд директивных указаний Генерального штаба и главных довольствующих управлений о порядке снабжения действующей армии, все чаще практиковали посылку своих представителей в различные довольствующие органы Центра с требованиями и заявками на отпуск различного имущества. Это в определенной степени дезорганизовывало работу центральных органов снабжения.

На основе опыта начального периода войны был сделан вывод о настоятельной необходимости реорганизации органов управления тылом как в Центре, так и во фронтах и армиях.

В конце июля Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин поручает заместителю Народного комиссара обороны — главному интенданту Красной Армии генералу А. В. Хрулеву (13) подготовить предложения о создании самостоятельных органов управления тылом Красной Армии, которые непосредственно ведали бы тыловым обеспечением войск.

Проект "Схемы организации тыла Красной Армии" был разработан в Главном интендантском управлении и 27 июля согласован с заместителем Председателя Совета Народных Комиссаров А. И. Микояном, занимавшимся тогда вопросами снабжения Советской Армии. На другой день эта схема была доложена Верховному Главнокомандующему И. В. Сталину и утверждена им И, Начальником Тыла Красной Армии был назначен генерал А. В. Хрулев. На начальника Тыла возлагались функции организации тыла, подвоза всех видов снабжения фронтам, эвакуация больных, раненых и военного имущества (15).

1 августа 1941 года Народный комиссар обороны И. В. Сталин подписал приказ "Об организации Главного управления тыла Красной Армии. Об организации управлений тыла фронта и армий. Положение об управлениях". С учетом важности приказа он был передан в действующую армию по телеграфу (16). Во фронте создавалось управление тыла во главе с начальником тыла фронта в составе отделов: организационно-планового, военных сообщений, автодорожной службы и инспекции начальника тыла фронта. На формирование управления обращался личный состав отделов устройства тыла и снабжения, военных сообщений и автодорожной службы штаба фронта. Принципиальная схема управления органами тыла Центра после их реорганизации показана на рис. 2.

Службы снабжения войск боевым и техническим имуществом начальнику Тыла Красной Армии не подчинялись. Они оставались в подчинении начальников соответствующих родов войск. Доставка же имущества этих служб в войска планировалась органами тыла, в ведении которых находился весь транспорт.
====
13. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 20 июля 1941 гола главный интендант Красной Армии генерал-лейтенант интендантской службы А. В. Хрулев был назначен заместителем Народного комиссара обороны
14. ЦАМО, ф. 67, он. 12018, д. 147, лл. 1—10.
15. Там же, оп. 5890, д. 2, л. 14.
16. Там же, ф. 2 оп. 795437, д. 5. лл. 545—547.
/36/

Народный комиссар обороны

Заместитель наркома обороны –
начальник тыла.

Главное интендантское управление

Управ-
ление

снаб-
же-
ния(?)

нор-
мами
(?)

Главное управление тыла

Сани-
тар-
ное

управ-
ление

Вете-
ринар-
ное

управ-
ление

Управления

Управления

Прод.

снаб-
жения

Веще-
вого

снаб-
жения

Обоз-
но-
хозяй-
ствен-
ного

снаб-
жения

Штаб

ВОСО

Авто-
до-
рож-
ное

Ин-
спек-
ции

на-
чаль-
ника

тыла

Рис. 2. Принципиальная схема управления органами тыла Центра
после их реорганизации в августе 1941 г.

По такой же схеме была утверждена структура органов тыла фронтов. Начальник тыла фронта являлся заместителем командующего войсками фронта. Он подчинялся командующему фронтом и одновременно начальнику Тыла Красной Армии.

На должности начальников тыла фронтов были назначены генералы В. К. Мордвинов, М. Г. Снегов, В. Н. Курдюмов, М. С. Хозин, И. Г. Советников, М. А. Рейтер, И. К. Смирнов. Всех их накануне собрали в кабинете И. В. Сталина. Верховный Главнокомандующий ознакомил собравшихся с обстановкой и подчеркнул исключительные трудности в подаче войскам материальных средств и эвакуации раненых. "Война, — говорил он, — требует железного порядка в снабжении войск. Этот порядок должен наводиться твердой рукой начальников тыла фронтов и армий. Вам нужно быть диктаторами в тыловой полосе своих фронтов, и это каждый должен хорошо усвоить" (17).

Приказом НКО от 7 августа 1941 года войскам запрещалось посылать без вызова своих представителей в Центр, а центральным довольствующим управлениям вменялось в обязанность строго придерживаться установленного порядка обеспечения войск через фронт по утвержденным начальниками главных управлений планам. Внеплановую потребность разрешалось удовлетворять только после проверки начальниками главных управлений ее срочности и необходимости.

Большое количество стационарных складов, баз и ремонтных мастерских во фронтах и армиях сковывало мобильность и маневренность тыла, до крайности затрудняло управление им. Так, например, в августе 1941 года Юго-Западный фронт имел более 100 различных, в основном стационарных, складов, а каждая его армия — до 25. Поэтому одной из важнейших задач являлось облегчение оперативного тыла, обеспечение лучшей его подвижности.

По предложению начальника Тыла Красной Армии приказами НКО упразднялись многие стационарные тыловые части и учреждения. Для повышения подвижности и маневренности оперативного тыла во
====
17. Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг., с. 78.
/37/

фронтах создавались полевые фронтовые склады по основным видам материальных средств (артиллерийского, автобронетанкового, интендантского и военно-технического имущества, а также горюче-смазочных материалов), которые располагались в районе распорядительных станций фронта. В армиях создавались армейские базы в составе 7— 8 полевых складов вместо 24—25 (18).

* * *

Опыт тылового обеспечения войск в начале Великой Отечественной войны показал, что фронтовой тыл должен быть подвижным, маневренным. Для оперативного управления службами тыла необходимо иметь самостоятельные органы управления как в Центре, так и на местах. Управление всеми тыловыми службами должно быть централизовано.

Создание самостоятельных органов управления тылом, сосредоточение в руках начальников тыла планирования, организации снабжения и управления тылом, а также подвоза и эвакуации позволило более оперативно решать многие вопросы работы тыла, упорядочить снабжение войск материальными средствами, рационально использовать все виды транспорта и обеспечить твердый воинский порядок в тыловых районах. Вновь созданная структура Тыла Советской Армии полностью себя оправдала в последующих операциях Великой Отечественной войны.
====
18. Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг., с. 82.
/38/

(10/05/2016)

[ На главную ]