fontz.jpg (12805 bytes)

 

[ На главную ]

"ВИЖ", 1966, 8

Тыл Западного фронта
в первые дни Отечественной войны

Полковник И. БОЙКО

В военно-исторической литературе сказано уже немало относительно причин поражения наших войск при наступлении фашистской армии летом 1941 года. В числе их можно указать и на крупные недостатки тыла Вооруженных Сил, которые вскрылись в первых боях. Довоенная его организация в значительной степени не соответствовала условиям и требованиям военного времени. Поэтому в самом начале войны были приняты серьезные меры по перестройке всей системы работы тыловых частей и учреждений и приведению их в соответствие с теми задачами, которые они были призваны решать.

Действия войск Западного фронта начались 22 июня 1941 года в условиях отсутствия устроенного оперативного тыла. Тыл фронта развертывался на базе стационарных складов, госпиталей, лазаретов и мастерских Западного особого военного округа. Имевшиеся тыловые учреждения и части окружного подчинения были недостаточно укомплектованы людьми, транспортом и техникой. Сроки отмобилизования фронтовых тыловых частей и учреждений, расположенных в передовой пограничной полосе, были сорваны начавшимися боевыми действиями. Особенно большие трудности в формировании тыловых частей и учреждений создались после того, как противник занял районы, намеченные для развертывания тыла. Приходилось назначать новые районы в более глубоком тылу. Развертывание оперативного тыла затянулось.

Не менее сложным оказалось развертывание армейского тыла. Накануне войны армии своих тыловых частей и учреждений не имели. Довольствием соединений занимался непосредственно Западный особый военный округ. 22 июня 1941 года все стационарные склады окружного подчинения, размещенные в границах 3, 10 и 4-й армий, и, частично, стационарные госпитали и мастерские окружного подчинения были переданы этим армиям.

Войсковой тыл накануне войны был развернут не полностью. В силу сложившейся обстановки полное его развертывание осуществлялось также в крайне трудных условиях. Об этом свидетельствует, например, донесение командира 2-го стрелкового корпуса 13-й армии от 28 июня командующему войсками Западного фронта. В нем сообщалось, что положение корпуса весьма трудное: нет боеприпасов, нет горючего, нет продовольствия, нет транспорта для подвоза и эвакуации, нет средств связи, нет госпиталей, неизвестно куда эвакуировать раненых. Такое положение было типичным и для многих других соединений.

Личному составу немногочисленных тыловых частей и учреждений, имевшихся в дивизиях, армиях и во фронте, пришлось приложить огром-
=====
1. Архив МО СССР, ф. 208, оп. 4516, д. 2, л. 14
/15/

ные усилия, проявить необычайную находчивость, чтобы в таких исключительно трудных условиях обеспечивать войска хотя бы минимальным количеством материальных средств, эвакуировать и восстанавливать поврежденную технику и вооружение, вывозить раненых.

В связи с отступлением наших войск обстановка для войскового и оперативного тыла была крайне неустойчива. Имевшиеся тыловые части и учреждения вынуждены были все время перемещаться и строить свою работу на ходу: обеспечивать войска, которые вели упорные оборонительные бои, и одновременно накапливать запасы для войск, предназначенных для проведения контратак и нанесения контрударов. В результате прорыва подвижных групп противника в оперативную глубину тыловые части и учреждения часто попадали под его удары, а тылы 3, 10 и 4-й армий оказались в окружении.

Пункты базирования фронта и армий перед войной определены не были. Лишь в ночь с 22 на 23 июня была отдана первая директива по тылу Западного фронта. В ней указывалось: "С 22 июня армии фронта базируются: 3-я — на железную дорогу Молодечно — Мосты — Гродно, распорядительная станция Молодечно; 10-я — на железную дорогу Барановичи — Волковыск — Белосток, распорядительная станция Барановичи; 4-я — на железную дорогу Лунинец — Пинск — Кобрин, распорядительная станция Лунинец.

Тыловая граница армий с фронтом — граница западных областей БССР.

...До открытия полевых санитарных учреждений санитарное базирование производить на постоянные госпитали. Санитарную эвакуацию до прибытия санитарных поездов производить обратным порожняком: 3 А — Полоцк, Витебск; 10 А — Минск; 4 А — Бобруйск, Гомель". (2)

Однако армии не смогли своевременно получить указанную директиву, и вынуждены были отдать свои приказы по тылу. Эти приказы оказались в явном противоречии с директивой фронта. Так, приказом по тылу 10-й армии в качестве распорядительной станции назывались не Барановичи, а Волковыск, эвакуацию раненых намечалось производить в госпитали не Минска, а Белостока и Волковыска.

29 июня была издана другая директива фронта по тылу. Ею определялось новое базирование армий и соединений. Но она также не дошла до армий. Станции снабжения армий из-за отсутствия частей обслуживания и средств ПВО для прикрытия с воздуха так и не развернулись, и войска продолжали базироваться на стационарные склады Народного комиссариата обороны, а также на базы и головные склады. Однако нормального базирования армии не имели. В сводках по тылу 4-й, 10-й и других армий неоднократно отмечалось, что им не назначаются ни оперативные, ни тыловые границы. Не зная их, армия не могла назначить войсковые тыловые районы и указать соединениям пути подвоза и эвакуации, отсюда происходило перепутывание тыловых частей и учреждений, создавалась излишняя скученность. Лишь 11 июля Генеральный штаб впервые издал директиву по тылу, в которой определялась: тыловая граница Западного фронта, железные дороги и пять распорядительных станций. Это послужило основой для упорядочения и организации тыла фронта и установления более строгой ответственности за потоками снабженческих грузов.

Железные дороги служили основой организации тыла фронта и армий. Фронт стремился выделять армиям самостоятельные железнодорожные участки с двумя—четырьмя станциями. Руководство ими осуществлял, как правило, начальник военных сообщений фронта, так как на одном участке переплетались интересы нескольких армий.
=====
2. Архив МО СССР, ф. 208, оп. 224922, д. 1, л. 1
/16/

По существовавшим у нас перед войной взглядам для руководства армейским участком предусматривалось формирование управления начальника этого участка с подчинением его начальнику военных сообщений армии, последнему должны были подчиняться и железнодорожные войска, работающие на железнодорожном направлении. В соответствии с такой организацией и задачами был создан сравнительно сильный в штатном отношении аппарат начальника военных сообщений армии. Кроме того, предусматривалась организация распорядительной станции армии. Но в первые же дни войны, в связи с тем, что роль армии в операциях существенно изменилась, руководство железными дорогами было сосредоточено непосредственно в руках начальника военных сообщений фронта с подчинением ему всех органов военных сообщений и железнодорожных войск. Поэтому предусмотренное схемой развертывания формирование управлений начальников армейских участков оказалось ненужным.

В период отхода наших войск интенсивно эвакуировались из приграничных районов в тыл страны паровозы и подвижной состав союзной колеи (во многих случаях вагоны и платформы отправлялись даже порожними). Но железные дороги оставлялись исправными, так как необходимых сил и средств для приведения их в негодность у фронта не было, а железнодорожники оказались к этому неподготовленными.

Военно-автомобильные дороги для передвижения войск, подвоза и эвакуации приобрели большое значение с первых же дней войны. Согласно предвоенным взглядам предполагалось во фронте организовывать фронтовые военно-автомобильные дороги, а в армиях — грунтовые участки. Фронтовые дороги планировалось оборудовать во фронтовом тыловом районе от конечных пунктов военно-автомобильных дорог Ставки или фронтовых распорядительных станции до границы с армейскими тыловыми районами, а иногда и до армейских станций снабжения.

Однако в первые дни войны военно-автомобильные дороги оказалось некому обслуживать: дорожно-эксплуатационные полки (15, 16, 17, 18, 20 и 21-й) в составе Западного фронта начали отмобилизовываться несвоевременно. Отрицательно сказывалась на дорожном обеспечении система двойного руководства дорожными работами (с одной стороны отделы автодорожной службы штабов фронта и армий, ведавшие организацией дорожно-эксплуатационной и дорожно-комендантской служб, а с другой — отделы Гушосдора НКВД, занимавшиеся ремонтам и восстановлением дорог).

По дорогам днем и ночью двигалось большое количество транспортов различных армий, частей и огромные потоки беженцев. Интенсивное движение маршевых частей на фронт и встречное движение в тыл при отсутствии службы регулирования беспрерывных налетах вражеской авиации приводило к созданию заторов на дорогах, тормозило переброску войск, подвоз и эвакуацию. Чтобы как-то обеспечить движение, тыловым органам штабов армий приходилось отвлекать часть командного состава на создание службы заграждения и регулирования. Приказами по тылу армий в ряде случаев служба регулирования на грунтовых дорогах возлагалась на командиров стрелковых корпусов.

Одним из важнейших вопросов в деятельности командования с началом войны стала охрана и оборона тыла. Враг стремился бомбардировкой железнодорожных узлов, станций, переправ, эшелонов, шоссейных дорог, выброской в тыл войск фронта автоматчиков, диверсантов, шпионов и провокаторов парализовать работу тыла. Вот почему уже 26 июня 1941 года был учрежден институт начальников охраны тыла действующей армии, на который возлагалась охрана фронтового и армейского тыла. К решению этой задачи привлекались войска НКВД и
/17/

другие части. Охрана и оборона войскового тыла организовывалась распоряжением командиров частей и соединений. В пунктах размещения нескольких тыловых частей и учреждений общее руководство их обороной по единому плану возлагалось на начальника гарнизона.

Для наведения строжайшего порядка в войсковом, армейском и фронтовом тылу, борьбы со шпионами и диверсантами, а также для сбора военнослужащих, потерявших связь со своими частями, была организована заградительная и установлена комендантская служба (на железных дорогах создавались этапно-заградительные комендатуры).

Итак, мы видим, что в первые дни войны оперативному и войсковому тылу пришлось решать много таких задач, которые не были заранее и в достаточной мере разработаны теоретически. Структура органов управления оперативного и войскового тыла, сложившаяся к началу войны, не соответствовала требованиям ведения маневренных боевых действий. Оперативный тыл оказался громоздким и сковывал маневр войск. Вскрылась острая необходимость более глубокого эшелонирования тыловых учреждений оперативного значения и запасов материальных средств. Практика первых же боевых операций показала, насколько важно было заблаговременно, то есть в мирное время, позаботиться о базировании фронта и армий, рассредоточить окружные склады, чтобы иметь возможность затем развернуть быстро и планомерно на их базе фронтовые и армейские склады.

* * *

С началом войны для обеспечения боевых действий войск потребовалось огромное количество наличных материальных средств. Однако значительные потери их в первых оборонительных сражениях, к сожалению, не могли своевременно восполниться. Это обусловливалось тем, что текущая обеспеченность Западного особого военного округа основными видами оружия и техники к 22 июня составляла: стрелковым оружием — 60%, минометами — 75%, зенитными пушками — 80%, орудиями наземной артиллерии — 75%, танками — 56,5%, тракторами — 56%, автомашинами грузовыми, специальными и легковыми — 55%, самолетами боевыми — 53%. На окружных складах было накоплено около 6700 вагонов боеприпасов различных видов. Обеспеченность зенитными, бронебойными и подкалиберными боеприпасами была низкой. Горюче-смазочных материалов в округе к этому времени также недоставало. Наиболее ограниченными были запасы по дизельному топливу и автобензину. Накопление горючего накануне не было осуществлено в основном из-за отсутствия в округе тары. А вот запасы продфуража, инженерного, вещевого, обозно-хозяйственного, медико-санитарного и другого имущества, созданные в Западном особом военном округе, значительно превышали потребности фронта. Особенно много на складах имелось продфуража.

Все основные склады с запасами материальных средств накануне войны размещались в 30—80 км от государственной границы, как правило, в крупных городах. В связи с отступлением наших войск многие базы и склады из-за невозможности использования и эвакуации были либо взорваны, либо уничтожены вражеской авиацией, либо оставлены. К 29 июня на территории, занятой противником, осталось более 60 окружных складов, в том числе 10 артиллерийских, 25 горючего, 14 продовольственных, 3 автобронетанковых. Общие потери к этому Бремени составили: боеприпасов — свыше 2000 вагонов (30% всех запасов фронта), горючего — более 50 тыс. т (50% запасов), автобронетан-
/18/

кового имущества — около 500 вагонов. продфуража — около 40 тыс. т (50% запасов), вещевого имущества — около 400 тыс. основных комплектов (90% запасов). Потери инженерного, обозно-хозяйственного, медико-санитарного имущества и средств противохимической защиты достигли 85—90% запасов фронта. (4)

Основной причиной столь больших потерь в материальных средствах следует считать очень близкое размещение складов и баз от государственной границы. Кроме того, объясняются они и тем, что довольствующие отделы фронта не руководили эвакуацией, не имели планов на этот счет и до 29 июня даже не дали никаких указаний об уничтожении имевшихся запасов и случае отхода наших войск. Из прифронтовой полосы удалось эвакуировать всего около 2000 вагонов материальных средств, из них 1700 вагонов продфуража. Потеря фронтом в первые дни войны многих запасов, созданных в мирное время, привела к тому, что для обеспечения войск, ведущих боевые действия, и вновь формируемых частей и соединений уже в начале июля 1941 года не хватало вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия и др.

Укомплектование войск техникой и оружием проводило очень медленно. Так, на 1 июля в 7-м механизированном корпусе 20-й армии из положенных по штату 120 танков КВ имелось только 40, а из 420 танков Т-34 не было ни одного, в 14-й танковой дивизии этого же корпуса - недоставало 300 специальных и транспортных автомобилей. Для выполнения боевой задачи корпусу необходимо было иметь 1650 т горючего из расчета на три заправки, однако из-за отсутствия автоцистерн он такого запаса горючего иметь не мог.

Западному фронту при его образовании с началом Великой Отечественной войны не удалось получить запланированного количества автомашин. В связи с большим некомплектом транспорта войска не располагали положенными им по нормам подвижными запасами материальных средств. Армейские запасы были также незначительны и не обеспечивали бесперебойного снабжения войск до подхода железнодорожных поездов. К тому же из-за недостатка транспорта армии не в состоянии были и эти небольшие запасы приблизить к войскам своевременно. Крайне ограниченное количество автомобилей вызывало огромные трудности в подвозе материальных средств. В ряде случаев войска были вынуждены переходить на довольствие за счет местных ресурсов. Однако службе продовольственного снабжения потребовалось известное время для того, чтобы подготовиться к их использованию, ибо в тыловых организациях не имелось каких-либо заготовительных органов, не было и практических руководств для проведения заготовок. Уже в ходе войны СНК СССР разрешил для обеспечения текущей потребности заготавливать силами войск продовольствие и фураж из ресурсов колхозов, колхозников и единоличных хозяйств по местным заготовительным ценам в счет обязательных поставок государству. Широкое использование местных возможностей позволило уменьшить нормы запасов продфуража во фронтовых и армейских складах,

И все же, несмотря на сравнительно благоприятные условия в осуществлении снабжения продовольствием, имели место крупные недочеты. Долгое время не было налажено обеспечение войск горячей пищей, во вновь формируемых частях не имелось походных кухонь, котелков. Многие части и соединения 20-й и других армий по несколько дней не получали хлеба и сухарей. Хлебопекарни отсутствовали.

Распоряжением по тылу фронта от 23 июня предусматривалось: "До
=====
4. Архив МО СССР, ф. 208, оп. 2848, лл. 52-85,; оп. 14703, д. 1, л. 36, оп. 2454, д. 27, л. 152; оп. 4516, д. 2, л. 54
/19/

прибытия армейского аппарата распределения на распорядительных станциях Молодечно, Барановичи и Лунинец создать за счет средств фронта ячейки распределения. Указанные ячейки создать из представителей артиллерийского снабжения, снабжения горючим и продовольственного снабжения по одному человеку на каждую распорядительную станцию". Однако в условиях сложной и быстро меняющейся обстановки эти ячейки не смогли организовать планомерное снабжение войск.

Поскольку армии Западного особого военного округа не были своевременно извещены о порядке материального обеспечения войск, с началом военных действий они не знали, где расположены окружные склады и центральные базы снабжения. В сводке по тылу 4-й армии от 2 июля, например, указывалось: отдел тыла штаба не располагает данными о наличии в полосе действий армии тех или иных складов и баз. Отсутствие твердых установок штаба фронта о том, с каких именно складов получать материальные средства, приводит к тому, что части в поисках того или иного вида снабжения бесцельно мечутся от пункта к пункту. Обеспеченность их крайне низкая. Нет материальной части и транспорта. (5) Командующий 3-й армией генерал-лейтенант В.И. Кузнецов уже 24 июня докладывал Военному совету Западного фронта о чрезвычайно трудном положении с боеприпасами и о том, что артсклады и базы армии неизвестны. (6)

Уже с первых дней боевых действий выяснилось, что наибольший удельный вес в снабжении занимают боеприпасы, которые вначале расходовались без всяких ограничений (особенно много тратилось бронебойных и зенитных выстрелов, а также 7,62-мм и 12,7-мм патронов). Планирования обеспечения поиск боеприпасами во фронте в этот период не было, а подвоз их осуществлялся эпизодически железнодорожным транспортом, главным образом из запасов центра. К концу июня в войсках фронта начал ощущаться большой недостаток боеприпасов, особенно зенитных выстрелов, 120-мм мин, 76-мм полковых и дивизионных выстрелов, ручных гранат (бронебойных, кумулятивных и подкалиберных снарядов не было вообще}.

В снабжении войск горючим также вскрылись существенные недочеты. Вначале оно отпускалось войскам по запискам и устным заявкам, что приводило к бесконтрольному его расходованию. Поэтому в директиве Генерального штаба от 26 июня было указано: "Отпуск горючего для частей действующей армии в пределах установленного им лимита производить со складов НКО, коммерческих нефтебаз главнефтесбыта только по письменным требованиям командиров частей и доверенностям". На первых порах был установлен порядок отпуска горючего войскам по пятидневкам. Проверкой члена Военного совета фронта 8—9 июля было установлено, что отдел снабжения горючим формально отправляет армиям горюче-смазочные материалы, но не знает, доходят ли они до соединений, так как занаряженное не сопровождается представителями фронта на армейские станции снабжения; отдел снабжения горючим не увязывает свою работу с органами военных сообщений, не контролирует продвижение грузов до потребителя. (7)

В целях улучшения снабжения горючим по решению Военного совета фронта на распорядительных станциях стали впервые создаваться специальные группы для организации отправки горючего. Во фронте такие группы состояли из пяти человек, а в армии - из трех. Кроме того, во фронте и армиях были еще команды в составе 15 человек для
=====
5. Архив МО СССР, ф. 208, оп. 2862, д. 8, л. 15
6. Там же, оп. 355803, д. 1, л. 34
7. Там же, ф. 208, оп. 2848, д. 1, лл. 106-112
/20/

сопровождения горючего при перевозке по железной дороге с одного склада на другой, а также при доставке его автотранспортом непосредственно в войска. На каждой фронтовой распорядительной станции формировалось по одной железнодорожной летучке из 10 цистерн для экстренного подвоза горючего на станции снабжения армий. Для подачи войскам боеприпасов, продовольствия и других материальных средств во фронте и армиях также использовались железнодорожные летучки из 8—9 вагонов. Они выдвигались на конечные железнодорожные станции, где запасы материальных средств передавались войскам. При господстве в воздухе авиации противника железнодорожные летучки были менее уязвимы и более маневренны, чем большие транспорты.

Наличие на территории фронта довольно густой сети железных дорог позволяло использовать железнодорожный транспорт для подвоза материальных средств непосредственно в дивизии. Но это удавалось далеко не всегда, что объясняется отсутствием взаимодействия между общевойсковыми штабами, службами снабжения и органами военных сообщений, незнанием штабами потребностей войск, имевшихся ресурсов, а также утратой органами военных сообщений управления снабженческими перевозками. Подвоз осуществлялся нерегулярно, распорядительным порядком по железной дороге и в отдельных случаях автотранспортными колоннами.

Для правильного использования материальных средств фронта командующий фронтом Маршал Советского Союза С.К. Тимошенко 8 июля приказал установить следующий порядок обеспечения войск:

1. Каждое соединение, отдельная воинская часть обязательно приписываются на снабжение к армейским складам (или базам) распоряжением начальника соответствующей службы фронта (армии) на основании приказа о включении в состав фронта (армии).

2. Отпуск боеприпасов, имущества, горючего и продфуража производить только по нарядам фронтовых (армейских) снабженческих органов или по официальным требованиям, подписанным командиром части или начальником снабжения. Отпуск всякого военного имущества со складов по запискам, неофициальным документам воспрещается. прекратить выдачу какого бы то ни было имущества без нарядов довольствующих управлений.

3. Начальники головных и стационарных складов (баз) не имеют права отпускать со склада какое бы то ни было имущество частям и учреждениям, не приписанным к данному складу (базе). Начальники складов (баз), виновные в нарушении этого порядка, будут привлекаться к судебной ответственности. (8).

Развертывание работы оперативного и особенно армейского тыла осуществлялось очень медленно. Характеризуя сложившуюся в этом смысле на 9 июля 1941 года обстановку, Военный совет Западного фронта отмечал, что работа армейского тыла продолжает оставаться неудовлетворительной. Планового снабжения войск нет. Станции снабжения не управляются, связи с армиями нет.

Распорядительные станции армии не связаны с армиями и работают без системы. Учета обеспеченности войск в армиях нет и мер к ее выяснению не принимается.

Автотранспорт используется расточительно. Сотни машин болтается бесцельно по тылам армий. Пути подвоза не организованы.

Эвакуация имущества проводится без потребности войск. (9)
======
8. Архив МО СССР, ф. 208, оп. 4516, д. 1, л. 53
9. Там же, оп. 224922, д. 1, л. 53
/21/

Учитывая все это, Военный Совет фронта потребовал от командующих армиями:

"Принять меры через местные партийные, советские органы и изыскать бензоемкости (цистерны, бочки, контейнера) для головных складов горючего.

Создать в каждой армии из разрозненных автоколонн организованные автобатальоны или роты.

Проверить эвакуационные планы армий, обеспечив на складах запасы для текущего снабжения войск.

Довести запасы огнеприпасов, горючего и продфуража в войсках до положенных норм, на станциях снабжения до 1 бк, 2 заправок и 3-4 сутодач продфуража.

Привести в порядок расход всех материальных средств, обеспечив выдачу только по нарядам и законным требованиям командира частей.

Прибывающие дивизии и части обязать представлять немедленно данные о боевом составе и обеспеченности всеми видами вооружения." (10).

Чтобы экономнее расходовать боеприпасы, горючее, продовольствие и другие виды материальных средств. Военный совет фронта установил лимиты их отпуска и расхода. Это явилось прочной основой для планирования и снабжения, важным способом контроля за расходом.

Некоторые недочеты в обеспечении войск фронта материальными средствами являлись следствием того, что отдельные положения по организации снабжения и работы служб, например, удовлетворение потребностей войск по их заявкам, большие размеры запасов материальных средств на фронтовых и армейских складах, наличие весьма незначительных ресурсов в распоряжении центральных довольствующих управлений, на практике себя не оправдали. Особенно тяжело на организации обеспечения войск в начале войны отразилось положение о перестройке служб снабжения для работы в военное время в течение мобилизационного периода, в связи с чем важнейшие вопросы материального обеспечения войск пришлось решать в трудных и сложных условиях начавшейся войны.

Бесперебойное обеспечение войск материальными средствами в начальный период войны затруднялось отсутствием разработанного порядка по организации снабжения войск фронта в условиях внезапного нападения противника, вынужденным отходом войск и массовой эвакуацией, а также неудачным эшелонированием запасов от западной границы в глубь страны, чрезмерным сосредоточением запасов на стационарных складах крупных городов.

* * *

Что касается ремонта и эвакуации техники и оружия, то здесь встретились немалые трудности, связанные с отсутствием к началу войны во фронте и армиях ремонтно-восстановительных батальонов и низкой укомплектованностью войсковыми ремонтно-эвакуационными средствами. К тому же большинство гарнизонных и походных мастерских не имело узкой специализации и занималось одновременно ремонтом автомобилей, танков и тракторов. Все это, с одной стороны, отражалось на качестве ремонта, а с другой, не позволяло достигнуть высокий производительности труда. Средств технического обеспечения в дивизиях не было. Склады запасных частей автобронетанкового имущества в Гродно и Витебске оказались уничтоженными авиацией противника в первые два дня войны. Тягачей для эвакуации техники не хватало. Многие поврежденные машины из-за отсутствия запасных частей и средств эвакуации приходилось оставлять на поле боя. (11)
=====
10. Архив МО, ф. 208. Оп. 224922. д. 1. л. 54.
11. Там же, оп. 10169, лл. 63-64
/22/

9 июля в сводках по тылу армий сообщалось, что в армиях скопилось большое количество транспорта и вооружения, требующих ремонта. Например, в 4-й армии к 3 июля 40% машин нуждались в капитальном и среднем ремонте. (12)

В целях улучшения ремонта, восстановления и эвакуации техники и оружия 6 июля 1941 года была издана специальная директива Генерального штаба, согласно которой весь основной ремонт материальной части надлежало производить на местах в мастерских соединений, армий и фронтов и лишь то, что не могло быть отремонтировано фронтом, эвакуировать в глубь страны. Причем эвакуация должна была производиться по указанию соответствующих центральных управлений НКО. (13) После отмобилизования ремонтно-эвакуационных частей и учреждений техническое обслуживание автобронетанковой техники и вооружения улучшилось.

* * *

В основе медицинского обеспечение в начальный период войны лежало требование обязательной эвакуации раненых и больных со сроками лечения свыше 15 суток в глубокий тыл в сочетании с необходимым лечением на этапах в условиях отхода войск. Для этого требовалась развернутая система медицинской эвакуации. Однако фронт такой системы к началу войны не имел, а все довоенные расчеты по коечной сети оказались заниженными в четыре-пять раз. Внезапное начало войны опрокинуло и все расчеты на то, чти можно в угрожаемый период мобилизовать необходимые для фронта и армий медицинские части и учреждения. В донесении фронта начальнику Санитарного управления Красной Армии от 30 июня отмечалось:

"В процессе боевых действий все санитарные учреждения, дислоцируемые на территории западной и частично восточной БССР, не отмобилизовались. В результате фронт лишился 32 хирургических и 12 инфекционных госпиталей, 16 корпусных госпиталей, 13 эвакопунктов, семи управлений эвакопунктов, трех автосанитарных рот, трех санитарных складов, трех управлений госпитальных баз армий, эвакогоспиталем на 17 тыс. коек и 35 других различных, санитарных частей и учреждений. Имущество санитарных учреждений осталось в пунктах формирования и уничтожено пожарами и бомбардировками противника. Формируемые санитарные учреждения на территории восточной Белоруссии остались без имущества. В войсках и санитарных учреждениях фронта большой недостаток в перевязочном материале, наркотических средствах и сыворотках". (14)

Формирование медицинских учреждений не успевало за ростом санитарных потерь. Постоянные и временные военно-санитарные поезда, санитарные летучки, автотранспортные и гужетранспортные роты, авиасанитарные эскадрильи только еще предстояло сформировать. Но война уже шла. На медицинских пунктах и в полевых подвижных госпиталях скапливалось большое количество раненых, причем в некоторых до 2000—2500 человек, а в дивизионных медицинских пунктам до 350—500.

В общем числе санитарных потерь большой удельный вес приходился на легкораненых. Довоенные положения предусматривали организацию пунктов сбора легкораненых при медико-санитарных батальонах дивизий. Однако развертывание таких пунктов, как показал опыт, распыляло силы и средства медицинских батальонов. В то же время не было смысла далеко эвакуировать легкораненых, их лечение целесообразнее было организовать в оперативном тылу. Вот почему некоторое
======
12. Архив МО СССР, ф. 208, оп. 2862, д. 8, л. 51-52
13. Там же, ф. 208, оп. 4975, д. 1, л. 25
14. Там же, оп. 2454, д. 27, л. 147
/23/

время спустя во фронте были сформированы госпитали для легкораненых на 1000 мест каждый. Наличие их позволили обеспечить быстрое возвращение выздоравливающих в строй, главным образом в свои части, избежать излишних эвакуационных перевозок, совмещать лечение с боевой и политической подготовкой.

Вся тяжесть по медицинскому обслуживанию ложилась на медицинские органы соединений. Между тем в них не хватало медперсонала и транспорта. По этой причине возникали трудности даже с организацией выноса раненых с поля боя, их эвакуацией в госпитальные базы, довольствием в пути. Армии по медицинскому обеспечению базировались на стационарные военные госпитали, причем они почти не имели своих эвакуационных средств. Эвакуация из армий производилась с большим напряжением, а в ряде случаев и в гражданские больницы. Например, в распоряжении заместителя начальника штаба по тылу 13-и армии от 4 июля указывалось: "Эвакуацию раненых производить попутным порожняком в гражданские больницы г. Могилев". (15)

В ходе отступления эвакуация раненых из войск в полевые госпитали осуществлялась по принципу "от себя", не ожидая прибытия автотранспорта от вышестоящих инстанций. Далее до распорядительных станций эвакуация тяжелораненых, как правило, производилась военно-санитарными поездами. Отправка в армейские и фронтовые госпитальные базы железнодорожным транспортом тормозилась, так как из-за отсутствия армейского автомобильного транспорта вагоны на станциях снабжения подолгу не разгружались, на железнодорожных участках скапливалось большое количество поездов. Решение вопроса эвакуации усложнялось еще и тем. что часть автомашин, направляемых с ранеными в госпитали, на обратном пути перехватывалась другими армиями и не возвращалась.

Из-за отсутствия лечебных учреждений госпитальные базы армий и фронта развертывались лишь частично. Формирование армейских и фронтовых медицинских учреждений задерживалось. 1 июля начальник санитарной службы фронта в своем донесении начальнику Санитарного управления Красной Армии сообщал: "Для организации медицинского обеспечения войск фронту необходимо направить 68 армейских полевых госпиталей, 15 инфекционных госпиталей, 5 автосанитарных рот, 5 головных медицинских складов; передать Вяземский склад для организации фронтового медицинского склада и воздушным транспортом направить перевязочный материал в Рославль". (16)

Госпиталями, медицинским составом и медикаментами фронт в основном был обеспечен только к 8—9 июля.

Таким образом, в первые недели войны тыл Западного фронта испытывал серьезные трудности в организации медицинского обслуживания войск. Это в значительной мере обусловливалось ограниченностью сил и средств медицинской службы и исключительно сложными условиями ее работы. Сказалась и недостаточная подготовленность медицинской службы к обеспечении оборонительных действий, особенно к работе в условиях отступления войск.

* * *

Управление тылом Западного фронта в начале войны характеризовалось тем, что единого органа, способного централизовать все вопросы обеспечения и обслуживания войск, не было. Отсюда разрозненность усилий различных служб снабжения фронта, армий и соединений. Организаторами и руководителями тыла объединений юридически являлись
=====
15. Архив МО СССР, ф. 208, оп. 2862, д. 8, л. 16
16. Там же, оп. 2454, д. 27, л. 198
/24/

общевойсковые штабы. А фактически разработкой всех вопросов, связанных с тыловым обеспечением, занимались заместитель начальника штаба по тылу и начальник отдела устройства тыла. По своему должностному положению эти лица не могли эффективно руководить тылом и навести там в сложившихся условиях, порядок, так как не имели для этого достаточных прав. Начальники штабов, будучи перегруженными оперативной работой, были не в состоянии вникать в детали разнообразной и сложной деятельности тыла. Начальники родов войск и служб снабжения не были подчинены начальнику штаба и стремились решать свои задачи самостоятельно. Вследствие этого начальник штаба занимался бесконечным согласованием работы множества служб, а командующий перегружался решением частных вопросов тылового обеспечения. В работе тыла отсутствовала плановость, преобладал самотек.

Резкое увеличение материальных потребностей войск, большие санитарные потери и потери в технике, а также маневренный характер боевых действий — все это усложняло управление тылом в начальный период войны. Документы по управлению тылом почти не отрабатывались. В большинстве случаев издавались лишь отдельные директивы (приказы) по тылу и распоряжения начальников родов войск и служб снабжения по специальным вопросам.

Никаких планирующих документов по тылу на первых порах не составлялось. Только в начале июля 1941 года по требованию Военного совета фронта было принято решение, чтобы все начальники служб снабжения дали свои предложения о том, что им надо для обеспечения войск и управления своей службой. Интенданту фронта и заместителю начальника штаба фронта по тылу поручалось свести все эти предложения в единый план и представить его на утверждение Военного совета. Практически это была первая попытка подчинить службу снабжения заместителю начальника штаба по тылу и интенданту фронта.

В первые дни воины отдел тыла штаба и довольствующие отделы фронта не имели технических средств связи с базами, складами, распорядительными станциями, станциями снабжения и другими тыловыми учреждениями, находящимися на большом удалении от штаба фронта и друг от друга. Поддержание связи с войсками, получение сведений об обеспеченности оставалось делом самого начальника службы. К середине июля была введена связь заместителя начальника штаба по тылу и все довольствующие службы стали пользоваться ею. В июле же штаб фронта разделился на два эшелона, но второй эшелон еще не имел связи с первым, не говоря уже о связи с войсками. Армии находились на большом расстоянии от штаба фронта. Например, штаб 22-й армии был удален более чем на 300 километров.

Для приведения тыла в порядок командующий войсками фронта 3 июля приказал всем начальникам довольствующих отделов представить в штаб фронта перечень тыловых армейских и фронтовых частей и учреждений с указанием их боеготовности, а также полную дислокацию всех запасов фронта, в том числе и находящиеся на колесах. Кроме того, он потребовал установить ежедневную посылку делегатов службы тыла фронта в штабы армий с приказом по тылу. Из штабов армии делегаты должны были привозить сводки по тылу и все требования к штабу фронта по вопросам тылового обеспечения. Для делегатской службы в распоряжение начальника отдела тыла штаба фронта выделялось четыре автомобиля. (17) 9 июля 1941 года Военный совет фронта вынес постановление, которым обязал военные советы армий: "В течение 48 часов провести полный учет материальной обеспеченности вой-
======
17. Архив МО СССР, ф. 208, оп. 7169, д. 2, л. 18
/25/

сковых соединений и частей, входящих в армию. Для наведения учета выслать в дивизии делегатов довольствующих отделов армии". (18)

В начале минувшей войны были выявлены и устранены многие недостатки в работе служб снабжения, накапливался опыт снабжения войск материальными средствами. Многие положения по обеспечению действующей армии, установившиеся в этот период, просуществовали без особых изменений до конца войны. Опыт показал, что недочеты в этой области обусловливались прежде всего низкой укомплектованностью тыловых частей, учреждений и аппарата служб снабжения личным составом и транспортом, а также длительностью сроков отмобилизования тыловых частей, учреждений и служб снабжения.

Опыт первых дней войны полученный тылом Западного фронта, вполне определенно вскрыл существенные недостатки в составе армейского и фронтового тыла, а также в организационных принципах руководства его работой. Со всей очевидностью выявилась необходимость создания единых органов управления тылом, в которых объединилась бы его многообразная деятельность. Выяснилось, что непосредственно отвечающие за организацию и управление тылом начальники общевойсковых штабов не в состоянии уделять тылу достаточного внимания. Таким образом, боевая практика поставила в порядок дня необходимость перестройки тыла на новых началах. Исходя из опыта. Коммунистическая партия и Советское правительство приняли ряд мер по укреплению тыла действующей армии. Такими мерами явились, в частности, создание органов управления тыла в центре, фронтах и армиях, определение порядка управления тылом Красной Армии в военное время, введение в состав военных советов фронтов и армий члена Военного совета по тылу, создание во фронтах и армиях политических отделов тыловых частей и учреждений, формирование необходимых тыловых частей и учреждений, создание в каждой армии полевой армейской базы. Кроме того, были проведены большие организационные мероприятия, в результате которых армейский и войсковой тыл стал более маневренным, что соответствовало характеру боевых действий войск.

Все это способствовало улучшению работы войскового и оперативного тыла, мобилизации личного состава тыловых частей и учреждений на выполнение задач по бесперебойному обеспечению и обслуживанию войск, ликвидации неорганизованности, которая наблюдалась до этого в тыловом обеспечении войск.
=====
18. Архив МО СССР, ф. 208, оп. 224922, д. 1, л. 53
/26/

ПРИЛОЖЕНИЕ zhistory

ДИРЕКТИВА КОМАНДУЮЩЕГО ЗАПАДНОГО ФРОНТА ВОЕННЫМ СОВЕТАМ АРМИЙ, НАЧАЛЬНИКУ ВОЙСКОВОГО ТЫЛА, ВОЕННОМУ СОВЕТУ ЗАПВО.

9 июля 1941 г.

N: 043

Работа армейского тыла продолжает оставаться неудовлетворительной. Планового снабжения нет. Станции снабжения не управляются, связи с армиями нет. Распорядительные станции армии не связаны с армиями и работают без системы. Учета обеспеченности войск в армиях нет и мер к ее выяснению не принимается. Войска снабжаются без учета их обеспеченности. Автотранспорт используется расточительно, хищнически. Сотни машин болтается бесцельно по тылам армии. В тоже время ведется "захват" машин всякими начальниками. Пути подвоза не организованы. Эвакуация раненых происходит без системы, от случая к случаю. Эвакуация имущества производится без потребности войск. Сегодня эвакуируют, завтра везут обратно.

Пора Военным Советам взяться за наведения порядка в армейском тылу.

Организовать связь [штарма] с РС (Распорядительной станцией) и станциями снабжения и управление ими. Выслать на каждую станцию снабжения ответственного командира для приведения их в порядок.

Принять меры через местные партийные, советские органы и изыскать бензоемкости (цистерны, бочки, контейнера) для головных складов горючего.

В течении 48 часов провести полный учет людей и материальной обеспеченности войсковых соединений и частей, входящих в армию. Для наведения учета, выслать в дивизию делегатов довольствующих отделов армии. К утру 12.7 нарочным выслать в штаб фронта данные по численному составу и материальной обеспеченности всех видов снабжения. Впредь высылать аккуратно сводки обеспеченности всех видов снабжения.

Решительно отобрать из частей излишиствующие автомашины, против штата военного времени и использовать их для укомплектования автобатов дивизий и армейских. Создать в каждй армии из разрозненных автоколонн организованные автобатальоны или роты.

Прекратить самовольные захваты автотранспорта в частях и армии. Все машины закрепить за частями коим они положены.

Проверить эвакуационные планы армий, обеспечив на складах запасы для текущего снабжения войск.

Организовать систематическую эвакуацию раненых в армейском звене до госпитальной базы армии.

Организовать связь с распорядительными станциями и взять на себя управление подвозом на армейском железнодорожном участке.

Довести запасы огнеприпасов, горючего и продфуража в войсках до положенных норм, на станциях снабжения до 1 бк [боеприпасов], 2 заправки [горючего] и 3-4 сутодачи продфуража. Привести в порядок расход этого имущества, обеспечив выдачу только по нарядам и законным требованиям командира части.

Прибывающие дивизии и части обязать представлять немедленно данные о боевом составе и обеспеченности всеми видами вооружения.

Обязать начальников родов войск и служб армии представлять сведения об обеспеченности точно в установленные сроки.

Обеспечить противовоздушную оборону станций снабжения хотя бы станковыми пулеметами.

Директиву ввести в действие по телеграфу. О принятых мерах и исполнении донести к 15.7.1941 г.

Командующий Западным фронтом
Маршал Советского Союза ТИМОШЕНКО

Член Военного совета
армейский комиссар 1 ранга Л.МЕХЛИС

Заместитель нач. штаба Зап. фронта
полковник ВИНОГРАДОВ

ЦАМО. Ф. 208. Оп. 224922. Д. 1. Л. 53,54. Подлинник.

Источник: "Русский архив", Тера
http://rkka.ru/docs/d-zf-043.htm

(17/04//2016)

[ На главную ]