fontz.jpg (12805 bytes)

 

Home ]

 

ОПЕРАЦИЯ "УЛЬТРА"


Интерес к этой операции может быть связан с историей "предупреждений" Черчилля Сталину в апреле 1941. И, видимо, с поведением английского посла сэра Стаффорда Криппса. Кроме того, эта история касается и самого начала 2-ой Мировой войны в сентябре 1939 г.

Термин "Операция "Ультра" можно встретить в "Малиновке", том 2, в комментариях к событиям апреля 1941:

1. История вручения послания У.Черчилля И. В. Стапину, от 03.04.1941 г., крайне характерна для состояния советско-английских отношений в начале 1941 г. В английском имперском генштабе, а особенно лично у премьер-министра, к этому времени имелось значительное количество разведывательных данных о приготовлениях Германии к войне против СССР. Кроме общих источников, У.Черчилль располагал источником уникальным - методом расшифровки немецкой радиопереписки (т.е. операция "Ультра"). Когда именно этот источник сигнализировал о немецких приготовлениях, Черчилль решил в какой-то форме довести до Сталина наличные факты, не раскрывая источника. Черчиллю пришлось преодолеть внутреннее сопротивление, поскольку все предыдущие попытки найти общий язык с СССР не имели успеха (см. беседу Сталина с Криппсом от 1.7.1940 г. и последующие беседы Криппса с В. М. Молотовым и А.Я. Вышинским). 3 апреля Черчилль составил текст послания И. В. Сталину и передал его в Москву послу Криппсу. Тот 5 апреля ответил в Лондон, что личная передача послания невозможна. Черчилль тогда согласился на передачу послания не Сталину, а Молотову. Но и это Криппсу было сложно (Молотов уже не раз отказывался его принимать). Криппс предложил, чтобы послание было передано в Лондоне послу СССР И. М. Майскому, что было сочтено неприемлемым.

Сам Криппс сомневался, произведет ли послание премьера должное впечатление, и боялся, что оно будет "неправильно понято" в Москве как попытка поссорить СССР с Германией. Вдобавок развитие событий вокруг Югославии сделало неактуальным само предупреждение Черчилля, которое и без того было составлено весьма неопределенно. В конце концов Криппс, получив текст послания дипломатической почтой, передал его А.Я. Вышинскому 19 апреля. (См. Госархив Великобритании, Public Rekord Office London, PREM 3/403/7).

=============

Таким образом получается, что процесс перехвата и дешифровки немецких секретных сообщений англичанами в начале 1941 года успешно продолжался. Причем, начался он еще раньше, задолго раньше и в первую очередь – в Польше.

В 2005 г. на русском языке была издана большая богатоиллюстрированная книга "ИСТОРИЯ: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ".
Издание – "Ридерз Дайджест", 320 стр. с иллюст.

Так вот, там на стр. 150-155 размещена статья "КЛЮЧ К "ЭНИГМЕ"" с описанием истории раскрытия кода немецкой шифровальной машинки "ЭНИГМА" ("ЗАГАДКА"). Большую роль в этом деле сыграли польские криптологи еще с конца 20-х годов. Но самый интересный период с августа 1939 по конец 1942 преподнесен как такой, когда расшифровывать сообщения англичане якобы не могли (хотя в этой же статье в других местах приводятся такие факты, которые показывают, что работа по дешифровке вообще-то велась). В книге "Ридерз Дайджест" говорится, что информация об этой операции по требованию Черчилля была засекречена на 30 лет. И только после 1975 г. о ней начали информировать общественность.

Есть английский сайт об этой истории с более подробными сведениями:
http://www.avoca.ndirect.co.uk/enigma/index.html

Полного перевода всех страниц у меня пока нет. Сделал только перевод (с изменениями) начальной страницы ("Краткий обзор").

1. Краткий обзор

После WW1 Польша оказалась между между националистической Германией и коммунистической Россией. Версальский договор не устарнил всех противоречий. Политическое, экономическое и общественное беспокойство вызывало фашизм и быстрая ремилитаризация в Германии. Предполагалось и наличие угрозы со стороны СССР.

Использование в немецкой армии кодирующей машины под названием "Энигма" ("Загадка") для передачи сообщений высшего уровня секретности создало проблему для разведорганов Польши, которые пытались декодировать перехваченные сообщения. В результате, в 1932 г. поляки создали современный криптографический отдел (Отдел) в познанском университете. После нескольких месяцев три молодых математика из него – Мариан Раевский, Ежи Ружицкий и Хенрик Жыгальский разработали очень хорошие методы декодировки перехваченных сообщений "Энигмы".

В течение следующих нескольких лет (перед и в течение войны) поляки имели возможость декодировать перехваченные немецкие сообщения. Но так как технология "Энигмы" со временем совершенствовалась, то совершенствовались и методы Отдела. Перед самым началом WW2 поляки передали все свои ноу-хау и оборудование французским и британским союзникам. После начала войны 1 сентября 1939 г. Отдел криптографии был быстро эвакуирован через Румынию во Францию. В октябре 1939 реорганизованное криптологическое подразделение снова начало расшифровывать сообщения "Энигмы". Это подразделение официально действовало во Франции до ее падения 17 июня 1940. Потом они переместились в зону "Виши", где действовали до ноября 1942, когда немцы заняли южную Францию. Оттуда они перешли в нейтральную Испанию (дружественную Германии), что оказалось бедствием для них, так как они были интернированы в лагерь. Двум криптологам и трем радистам удалось избежать ареста и добраться до Англии, но для остальных ситуация оказалась трагической. Два старших офицера разведки и три инженера были пойманы Гестапо и были посланы в немецкие концлагеря. Потом два офицера были освобождены армией США, три других погибли.

Британцы для применения польских методов декодировки сообщений немецкой машины "Энигмы" создали в Блетчли-Парке секретную организацию в составе около 10 000 сотрудников. Декодированные сообщения использовались англичанами при проведении военных операций в Атлантике, в Северной Африке, при высадке во Франции и в других операциях. Считается, что разгадка кода "Энигмы" сократила WW2 в Европе от 6 до 12 месяцев и защитила Западную Европу от оккупации Красной Армией.

В 2000 году президент Польши Александр Квасневский посмертно наградил высшими военными орденами Marian Rejewski, Jerzy Rozycki и Henryk Zygalski. Разгадка кода "Энигмы" определена многими военными историками и первыми лидерами стран как один из величайших вкладов в военные усилия союзников.

==============

(В плане есть мысль создать более подробное описание хода этой истории на основе разных источников. Но для начала надо бы перевести тексты с сайта).

24/12/2006

Home ]