fontz.jpg (12805 bytes)

На главную ]

ПРОГУЛКА ПО КИЕВУ 29.05.2004

У меня уже давно была мечта сделать несколько кадров некоторых объектов в Киеве, но долгое время все не мог заняться. Для этого требовались некоторые условия: заряженный пленкой фотоаппарат со вспышкой и с достаточным количеством свободного места на пленке, свободное время и благоприятствующая погода (желательно, - лето). И как-то так получилось, что все это возникло во второй половине дня 29 мая 2004 г. И я решился. План был такой:

1) Сначала сделать кадр правого берега Киева того места, где расположена Киево-Печерская Лавра и Национальный музей истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

2) Посетить Музей Войны, сделав кадры как на открытых площадках, так и внутри основного здания.

3) Посетить Киево-Печерскую Лавру и сфотографировать восстановленный Успенский собор.

И в целом этот план удался, хотя, конечно, не совсем так, как ожидалось и не в полном качестве. Некоторой проблемой оказалось время суток – вторая половина. Надо было торопиться, так как работа музеев уже приближалась к завершению. Но была надежда на успех, так как эти музеи расположены недалеко друг от друга. В частности, Успенский собор размещается сразу за Большой колокольней Лавры напротив ее главного входа (см. фрагмент схемы): 

Применительно к этой схеме, Днепр справа, а ниже начинается территория музея Великой Отечественной войны, главное здание которого находится в основании скульптуры "Родины-матери" высотой 40 метров (скульптор - В.З.Бородай, вес основного каркаса - 280 т, вспомогательного с обшивкой из нержавеющей стали - 108,2 т, обшивка - 70 т, открытие - 9 мая 1981 г.).

Сделать снимок этого участка правого берега Киева я решил с "Гидропарка" - одной из зон отдыха киевлян, тем более, что там располагается станция метро. Однако, она оказалась довольно далеко от кромки берега. Поэтому пришлось торопиться, обходя группы отдыхающих киевлян и вдыхая всякие запахи тут же готовящихся шашлыков и прочей закуски. Но на берегу загарающих было очень мало, так как весна выдалась затяжной, прохладной и вода в Днепре была еще холодная. И из-за того, что набежали тучки, четкий снимок "золотых куполов" соборов Лавры не получился. Но в целом на кадре видно и Большую колокольню (справа) и скульптуру "Родины-матери" (слева):

Так же в темпе пришлось возвращаться к станции метро, обходя  группы отдыхающих и вдыхая разные запахи. Но ехать пришлось недолго - через две остановки выход на метро "Арсенальна" (снимок осени 2002 г. с цветущим каштаном):

Ну а далее троллейбус или автобус - практически до конца в сторону Лавры по улице Сiчневого повстання (Январского восстания) (которая, однако, вроде бы переименована в улицу И.Мазепы).

У Лавры эта улица как бы раздваивается. Левая часть делает разворот, на котором разворачиваются автобусы и троллейбусы. И там же начинается дорога к музею Великой Отечественной войны, в самом начале которой можно посетить разные киоски кулинарных изделий с палатками "Кока-Колы", "Фанты", пива "Оболонь" и т.д.:

За "Брамой" открывается вид на музей, к основному зданию которого ведет ступенчатая дорога с правым поворотом через Мемориал освободителям в 1943 г. С левой стороны дороги выставлены группы полевых орудий ЗиС-3. Справа между холмами - экспозиция послевоенной боевой техники:

В частности, первым можно увидеть танк Т-10 (он же "Иосиф Сталин-8"). За ним (за краем холма) виднеется здание экспозиции послевоенной истории вооруженных сил СССР, перед которым тоже выставлены образцы бронетанковой техники (БМД, БМП-1, БМП-2 (слева и прямо за елями, что  виднеются левее ствола Т-10), а также вокруг здания - танки Т-54, Т-64 и т.д.)

Эту экспозицию я прохожу, не останавливаясь, так как время уже поджимает, и вхожу в главное здание музея Отечественной войны, расположенное в основании скульптуры "Родины-матери". В его кассовом зале я раньше видел разрешение делать снимки за отдельную плату, но не помнил, за какую. Оказалось - за эквивалент около 2-х долларов. И снимай, что хочешь. (Но билет оплаты съемки надо не терять и предъявлять служителям по их требованию).

И вот я у самого главного места, ради которого затеял всю эту "прогулку": экспозиция, посвященная 22 июня 1941. В дискуссиях по вопросу даты листовки об объявлении мобилизации мне неоднократно советовали пойти в ближайший музей и посмотреть на "живой" образец этой листовки. Вот я и пришел. И наблюдаю, что этот образец не очень похож на оригинал - что-то его бумага подозрительно очень белая. По сравнению с некоторыми соседними текстами - например, с текстом выступления Молотова (ниже-правее - "Виступ по радiо 22 червня Заступника Голови Раднаркому СРСР Народного Комiсара Закордонних Справ товариша Вячеслава Михайловича МОЛОТОВА")

kiev5.jpg (8599 bytes)

Кстати, как-то в прошлом музейные работники мне объясняли, что некоторые тексты они "перенабирают". И единственное, чего мне здесь не удалось сделать - это сфотографировать так, чтобы была видна подпись:

"Москва, Кремль
  -----------------------
   22 июня 1941   "

Дело в том, что тексты прикрыты листами стекла, который отзеркаливает свет вспышки. Да и пленка оказалась недостаточно мелкозернистой, чтобы можно было четко увеличивать фрагменты снимка. Думаю, что в этой ситуации выполнять съемку было бы лучше цифровым аппаратом с зуммированием и с немедленным просмотром того, что получается. И такой аппарат у меня одно время был - "Никон-5000". Но тогда посетить этот музей мысль не возникла, понадеялся на пленочный, вот так и получилось...

И нашлась еще одна интересная экспозиция, посвященная 22 июня 1941 - подборка повесток в военкоматы ("Документы про призыв в Красную Армию 1941 г.").

Но они тоже оказались "за стеклом", что не позволило этим аппаратом сделать кадр с читаемыми текстами (на что надеялся).

На всех повестках указана дата "23 июня 1941 в 13 часов", кроме одной - большой повестки красного цвета. На ней имеется несколько дат (времени). На ней сверху написано следующее:

"Военнообязанный запаса тов. Скнучков
    Иван Степанович
        П О В Е С Т К А
Приказываю Вам 22 июня . . . . 22 час
. . . . . . .
по адресу Щорса 13"

Слева сбоку размашисто наискось написано "Явиться в 9-05 23/VI" (зачеркнуто). Справо сбоку нискось написано "к-да 3504, явиться 23/VI 1941" (зачеркнуто) и наконец ниже тоже наискось: "к-да 5385".

Еще ниже на этой повестке говорится следующее:

"  Администрация по месту Вашей работы (службы) обязана . . . .
   При явке на сборы иметь с собой документы и вещи, указанные на обороте.
   За неявку в указанный срок будете привлечены к ответственности по уголовному кодексу.
   РАЙВОЕНКОМАТ . . . . "

Еще надеялся сфотографировать текст сводки советского Генштба за 22 июня 1941, котороя раньше была и в которой были слова о том, что немецкие войска упредили советские в развертывании. Но в этот раз ее уже не было (были только "Директивы" за 22.06.41) - как оказалось, многие экспозиции подверглись изменениям. В частности, изменился зал о судьбе советских военнопленных. Появился стенд с несколько раз повторенной фотографией колонны советских военнопленных под Харьковом весной 1942:

В описании к этому стенду говорится:

"На центральном фото композиции - нескончаемая колонна советских военнопленных под Харьковом. Осмысление уроков этой одной из безмерных людских трагедий 2-ой Мировой войны продолжается и поныне. Еще и сейчас в спецхранилищах сохраняется текст советского секретного приказа от 29.12.41 г. об обязательной госпроверке бывших военнопленных в армейских сборно-пересыльных пунктах и в спецлагерях НКВД. С 1956 г. все дела бывших советских пленных, которые считались "предателями Родины", были пересмотрены и большая часть из них реабилитирована. Однако, этот процесс растянулся на десятки послевоенных лет."

Хотелось сфотографировать стенд, посвященный Харьковской битве 1942 года, но снимок почему-то не получился (оказался слишком затемнен). И на этом пришлось заканчивать просмотр экспозиций, так как время уже приближалось к 18-00. Была идея сделать несколько кадров на открытой площадке боевой техники в основном 1941-1945 годов (но попадались и более современные). Однако, ограничился только одним кадром "из-за ограды" (сверху - увеличенный фрагмент):

На этой площадке по периметру выставлены танки и самоходки, в центре - пушки и минометы, есть два самолета - Ли-2 и истребитель. Вся техника - только советская. Вернувшись на конечную остановку троллейбусов и автобусов, я решил сделать кадр "золотых куполов Лавры" (получилось светловато), после чего решил попытаться дойти до восстановленного Успенского собора, опасаясь, что вход уже может оказаться закрытым:

Однако, главный вход в Лавру был открыт, но киоски по продаже билетов были закрыты. Видимо, они продают билеты для входа внутрь зданий. Посещать здания я не планировал, поэтому просто вошел через главный вход на территорию Лавры и увидел восстановленное здание Успенского собора. Причем, перед ним была установлена съемочная камера телевидения и оператор наводил ее куда-то на купола:

Но от главного входа увидеть все здание не получается - мешают деревья. Поэтому я сделал второе фото сбоку и постарался найти такой вид, в котором было бы видно одно   из "солнышек" на крыше собора, которые развернуты под разными углами (на фото помечено желтой стрелкой):

Солнце в этот момент было сзади-справа. И оказалось, что прямо над этим "солнышком" в небе была Луна с ровной линией терминатора (света-тени). Т.е. в этот момент между Луной, мною и Солнцем был угол почти 90 градусов. А на задней стороне собора в стену вмуровано объяснение судьбы этого здания (фрагментарно):

"Собор Успения Пресвятой Богородицы Киево-Печерской Лавры."

Закладен в 1073 г.
Освящен впервые в 1089 г.,
во второй раз в 1729 г.,
разрушен варварами 20 века в 1941 г.
Восстановлен по распоряжению Президента Украины Л.Кучмы от 27.01.1996 г.
Освящен 24 августа 2000 г."
19/06/2004

Home ]