fontz.jpg (12805 bytes)

 

[ На главную ]

 

Вступление в Теорию ММВ
(Мото-механизированной войны)

ПРИМЕЧАНИЕ: Статья представлена как текст (без картинок). Ссылки на сканы обложек и некоторых страниц упоминаемых здесь изданий можно найти на сайте: index2.htm , index3.htm

Любая теория (наука) связана с практикой (в том числе военная). Например, невозможно построить дом, не владея знаниями целой группы теорий (наук): материаловедения, сопротивления материалов, эксплуатации механизмов и машин, правил архитектуры, вообще – строительных норм и правил (с допусками). Не владеешь знаниями, не построишь. И наоборот: если дом строится, то понятно, что его возводят люди, не только владеющие знаниями определенных теорий, но и имеющие проект (план работ) по возведению дома, который в свою очередь тоже был создан на основе соответствующих теорий.

Летом 1941 г. в западных областях СССР (в т.ч. на Украине) произошли трагические события в связи с нападением армии гитлеровской Германии. Но за прошедшие десятилетия до сих пор нет вразумительного объяснения, почему так произошло. Конечно, профи-историками за прошедшие годы наработан набор причин. Но при более детальном изучении с ними можно и поспорить. В т.ч. по вопросу: а существовал ли план военной подготовки страны? И выполнялся ли он на практике?

В 2011 г. в Москве был выпущен 1-й том нового научного (практически академического, судя по списку авторов) 12-томного издания "Великая Отечественная война 1941-1945 годов" (В 12 т. Т.1 Основные события войны. М.: Воениздат, 2011. – 848 с., ил.). Тема советского военного планирования до 22.06.1941 в нем затронута на стр. 61-98 в главе "Происхождение войны", раздел: "К какой войне и как готовился Советский Союз?". Однако, не все эти страницы отведены именно военному планированию советским Генштабом. На первых 19 стр. речь идет о различных других мероприятиях военно-экономического характера (ситуация в промышленности, станочный парк, типы военной продукции, ситуация в армии и т.д.). И уже там попадаются высказывания, к которым можно задать вопросы. Цитата со стр. 63: "В предвоенные годы Советское правительство максимально использовало военно-техническое сотрудничество с Германией. В 1932 г. треть машиностроительной продукции Германии шла в СССР". Во-первых, как-то странно видеть "1932 г." в группе "предвоенных". Во-вторых, какое это имеет отношение к теме советского военного планирования? Но страница книги на советско-германские торговые отношения ушла. Дальше пошло обсуждение проблемы быстрого перехода народного хозяйства СССР на военные рельсы и длинный краткий обзор структуры довоенной советской армии и о задачах ее мобилизационного развертывания. И тоже попадаются странные высказывания. Например, на стр. 69 – 70 подробно перечисляется количество недоученных экипажей, некомплект полков по штату, число поломанных самолетов (которых в западных округах набиралось примерно столько, сколько числилось в одном немецком воздушном флоте). Подготовка летчиков хромала на "оба крыла", маскировку применяли редко, "основная часть авиации была приближена к границе. Некоторые полки находились в зоне досягаемости вражеской артиллерии". Но для чего "приближать к границе" всю эту массу поломанной техники с недоученными экипажами? Зачем? Не отвечает на это 1-й том. Его авторам нравится перечислять проблемы. Пример со стр. 74: "Потребности армии в вещевом имуществе в основном удовлетворялись, за исключением обуви, обеспеченность которой составляла лишь 70 %". А остальные 30% людей в чем ходили? Босые или в гражданских кедах? В главе не уточняется. Дальше идут проценты по грузообороту транспорта страны и его нехватка в армии. С стр. 75 ведется обзор качеств советских военоначальников, проводимых маневров, репрессий 1937-1938 гг., деловых качеств остального кадра армии. И лишь со стр. 80 начинается разговор про военное планирование – до стр. 85 (всего пять с половиной страниц!!). До стр. 87 идет обсуждение военной ситуации в Германии тех лет. И в заключение главы еще на трех с половиной страницах кратко говорится о том, что "конечно, советское руководство готовилось к войне" (стр. 87).

Смысл главы можно выразить следующими выводами:

1) Сначала в ней дается обзор всех родов войск РККА с объяснением, что в каждом из них треть всего была поломана, а остальное не особо лучше. Новые модели техники не освоены. Прежние устарели. У солдат мало опыта, у офицеров грамотности. И вообще РККА была на "переучете", на переформировании, на полной реорганизации. И т.д. И делается вывод, что такая армия никак не могла куда-либо наступать.

2) Затем приводится несколько кратких цитат из нескольких "Соображений..." с путанной последовательностью в объяснении подготовки наступления на Германию то ли севернее Бреста, то ли южнее. В октябре 1940 г. был утвержден южный вариант. Дошли те "Соображения..." до утвержденного плана или не дошли – не известно. Какую-то попытку "упреждающего удара" на Германию Генштаб как бы попытался сочинить, но товарищ Сталин его отверг "с выражениями". И тот план был отправлен в архив. (Стр. 84): "Таким образом, в 1939 – 1941 годах СССР не разрабатывал планов агрессивной войны против Германии. А записка не вышла за пределы Генерального штаба и была отправлена в архив".

3) После чего возникли неоднократные призывы авторов главы верить в то, что никакого наступления летом 1941 г. СССР на Германию не готовил. Никак. И в мыслях не было. ("Зарубите себе на носу"). Только и думали, как бы возможную войну оттянуть. В идеале до 1943 г. (или хотя бы до 1942 г.). Хотя и на 1942 г. плана наступления на Германию тем более не было. Какое наступление, если план был отправлен в архив?

4) А в конце главы кратко перечисляются разные передислокации частей РККА к западной границе весной и в начале июня 1941 г. в соответствии с определенным планом (неназываемом). Цитаты: (стр. 85): "Когда советское военно-политическое руководство осознало, что войны с Германией в самое ближайшее время не избежать, вооруженные силы явно отставали с созданием исходной группировки войск, предусмотренной предвоенными планами. Сосредоточение и развертывание войск Красной армии осуществлялось как реакция на становившуюся все более явной угрозу германского нападения и поэтому не могло не запаздывать по сравнению с аналогичными мероприятиями врага.". (Стр. 87-88): "Для создания запланированной группировки советских войск на Западе необходимо было....". (Стр. 88): "Сравнивая советский план войны с германским, следует в первую очередь...".

Вообще-то в первую очередь следует изложить этот самый "план". А уже потом его сравнивать с чем угодно. Но если план не выложен, а лишь он только упоминается, то любое сравнение окажется неполным и неправильным. Но нет в 1-м томе ни текста самого плана, ни данных когда он был утвержден, ни сроков реализации, ни даты начала выполнения.

"Планировалось", "было запланировано", "должны были", "соответствие замыслу". Какому? Где? В каком плане? Когда он был принят? Когда начал отрабатываться реально? Мартовский от 11 марта 1941 г.? В главе есть лишь отдельные намеки. О том, что советский план (неназываемый) предполагал сначала какие-то бои местного значения приграничными дивизиями. Под прикрытием которых должно было проводиться отмобилизование и сосредоточение остальных "главных сил". С последующей задачей "решительного наступления". В результате "это ставило советские войска в сильную зависимость от правильного определения вероятного срока агрессии. ... Разработка советского плана войны характеризовалась незавершенностью и обусловленной этим недостаточной освоенностью исполнителями... Советский план войны не способствовал успешному отражению нападения противника .." (стр. 88).

Итак, план был, но он до сих пор полностью неизвестен. И становится не понятно, в 1-й половине 1941 г. армейские мероприятия велись то ли по нему, то ли по причине немецкой угрозы. Увидело советское военное командование угрозу со стороны Германии и начало со своей стороны реагировать в подготовке обороны. Вне плана. Или по плану? Но недостаточно быстро.

На этом объяснения и закончились. Вместе с первой главой (дальше до стр. 98 идет перечень ссылок). И вопрос повисает: если передислокации войск к западной границе выполнялись не по опубликованным "черновикам", то в связи с чем? Чем еще мог заниматься Генеральный ШТАБ, как не разработкой каких-то военных планов? Допустим, согласимся, планов "агрессивной войны" СССР не разрабатывал. А что тогда вообще разрабатывалось? Очередность морских купаний на южном берегу Крыма? Оказание помощи колхозам в уборке озимых?

Но не все выглядит так потеряно. Некоторые документы военного планирования все же рассекречены. И нашлись люди, которые посетили ЦАМО РФ, посмотрели эти документы и опубликовали свои комментарии. В частности, в еженедельнике РФ "Военно-промышленный курьер" в выпуске N: 14 (431) за 11.04.2012 г. опубликована 1-я часть статьи Марка Солонина "Последние мирные дни" ( http://vpk-news.ru/articles/8779 ).

В ней М.Солонин написал:

"В течение последних 15–17 лет документы по планам прикрытия округов были рассекречены, и сейчас мы можем видеть – какой огромный объем работы военных профессионалов пропал даром. Планы прикрытия по каждому округу – это сотни страниц текста, десятки листов карт. И чего ж там только нет! Планы первых ударов советской авиации по аэродромам противника, ж/д станциям и мостам с расчетом наряда бомбардировщиков, потребного количества бомб по каждому объекту (!) и числа вылетов истребителей прикрытия. Приказы номер один для каждой части – командиру оставалось лишь достать из сейфа "красный пакет" и поставить на готовом тексте приказа дату и подпись. Маршруты выхода частей в ненаблюдаемые с воздуха районы сосредоточения..."

Что здесь может привлечь внимание? Вот эти слова: "расчет наряда бомбардировщиков, потребное количество бомб по каждому объекту". Откуда исполнители могли брать исходные данные для таких расчетов? Из какой теории? Была ли такая?

Оказывается, похоже, что была. Да, не каждый может позволить себе съездить в подмосковный Подольск и посетить архив МО РФ. Тем более, что те документы изготовлялись если не в одном экземпляре, то все равно нескольких оригиналов не хватит на крупнейшие библиотеки мира. А вот книги по военной теории в то время публиковались определенными тиражами и их вполне можно поискать в центральных библиотеках, например, в НБУ им. Вернадского.

В частности, там можно заказать и полистать книгу полковника Чалика Е.С. 1940 г. "Авиация в борьбе с железнодорожными перевозками". (М., "Воениздат", 1940, 156 с). Вот там и даются подробные разъяснения в каком порядке следует вести бомбардировку железнодорожных объектов. Вторая часть книги так и называется: "Организация боевых действий авиации против железнодорожных перевозок". Почему этой теме уделяется особое внимание? В начале книги ее автор объясняет (стр. 5-6):

"Значение железных дорог в современных условиях ведения войны

Значение железных дорог как основного вида транспорта еще более возрастает в современных войнах в силу следующих факторов: .....

Современные многомиллионные армии, оснащенные огромным количеством танков, артиллерии, авиации и другими техническими средствами борьбы, требуют для поддержания своей боеспособности ежедневной подачи и подвоза сотен тысяч тонн боеприпасов, горючего, продовольствия и т. д. Снабжение современной ударной армии в составе 5—6 корпусов, с приданными средствами усиления, потребует в различные периоды операции ежедневной подачи на фронт до 55—60 поездов снабженческих грузов, не считая подачи эшелонов с подкреплениями.

Следует отметить, что не только боеспособность, но и самое существование современных армий находится в прямой зависимости от состояния путей сообщения, связывающих армию с пунктами снабжения и пополнения. Пути сообщения должны обеспечить непрерывный и своевременный приток всех материально-технических средств питания армии, так как в противном случае может наступить быстрый упадок и даже гибель армии.

Только железные дороги нормальной колеи, постоянно и надежно действующие, с мощным подвижным составом и большой пропускной способностью могут полностью обеспечить снабжение современных армий".

Соответственно, это касается как своих войск, так и армии противника. Поэтому надо всемерно развивать прикрытие своих железных дорог и максимально разрушать дороги у врага. Кроме того, есть особенности в начальном периоде войны (во время "Первой операции").

Но бомбить надо не только дороги. Успешные бомбежки над вражеской территорией возможны при подавлении его боевой авиации (в противном случае, она будет оказывать сопротивление). Другими словами, требуется добиться господства в воздухе. Какими методами? Уничтожением вражеских самолетов в воздушных боях. А также на его аэродромах. И эта задача становится еще более актуальной в начальном периоде войны (во время "Первой операции"). И по этой теме тоже выпускались книги. Например, книга полковника Лозового-Шевченко В.М. (января 1941) "Борьба с авиацией на ее аэродромах". (Москва: Воениздат, 1941 (Ленинград). – 136 с.). В книге 5 глав. Подробности теории боевой работы показаны в 5-й главе "Воздушные операции по уничтожению военных воздушных сил на аэродромах" (стр. 97). В ней параграфы: "Масштаб и продолжительность операций по уничтожению авиации на ее аэродромах; Подготовка операции; Планирование операции; Организация разведки; Подготовка аэродромной сети" и т.д. Отдельно выделена тема "Организация и проведение операций в начальный период войны и в ходе ее". Некоторые цитаты (стр. 113-114): "Первый массовый удар по аэродромам противника должен решить дальнейшее развитие операции. Не разрозненными эпизодическими ударами, а одновременным сосредоточением всех усилий можно сковать воздушные силы противника и нанести ему значительное поражение. Поэтому управление авиацией фронта должно быть организовано таким образом, чтобы в начале операции действия всех сил были централизованы и охватывали на широком фронте всю глубину расположения аэродромов противника. Вопрос организации и построения операции по уничтожению воздушных сил противника на его аэродромах зависит от того, в какой период войны проводится данная операция. Все операции по уничтожению воздушных сил противника можно подразделить на два вида: действия в начальный период войны и в ходе самой войны. ...

Операция по уничтожению авиации противника на его аэродромах в начальный период войны имеет ряд особенностей как положительных, так и отрицательных. Прежде всего необходимо отметить то первостепенное значение, которое приобретает в данной операции внезапность и возможность нанести удар по авиации противника раньше, чем он это сделает сам в отношении нападающего. Первый массовый удар по аэродромам обязательно уменьшит воздушные силы противника и ответный удар его никогда не будет таким мощным, каким мог бы быть первый.

Надо иметь в виду, что противник всегда будет стремиться нанести удар первым и даже при незначительных признаках начала военных действий он примет все меры к тому, чтобы выйти из-под удара. Поэтому элемент внезапности приобретает большое значение, и как следствие этого подготовка операции должна протекать в условиях строжайшего соблюдения военной тайны и принятая всех мер маскировки. Момент начала операции должен быть известен только весьма ограниченному кругу лиц и может быть передан непосредственным исполнителям за возможно минимальный срок до вылета.

Большим преимуществом операций в начальный период войны является то обстоятельство, что в этот промежуток времени можно рассчитывать захватить некоторую часть воздушных сил противника на стационарных аэродромах, расположение которых будет хорошо известно по данным мирного времени. Кроме того, в этот период на уничтожение воздушных сил противника может быть направлена вся масса воздушных сил, так как перевозки по сосредоточению и развертыванию операций наземных войск начнутся несколько позже".

Но авиация не может начать свои вылеты на бомбежку сама по себе. Она действует в помощь наземным силам. Т.е. особенности "первой операции" касаются не только авиации, но и других родов войск. Они в 30-е годы ХХ века находились в стадии превращения из армии немеханизированной в механизированную. 2-ая Мировая война (далее – "МВ") отличалась от 1-ой МВ тем, что в 1-ой МВ "обычная" армия – это пехота пешком, обозы не лошадях, мобильный род войск – конница. Во 2-ой МВ конница еще использовалась в небольшом количестве, но "обычная" армия все больше превращалась в армию, насыщенную моторной техникой. Соответственно, менялись правила тактики и стратегии. И чтобы их отличать от правил 1-ой МВ, стали применять термин: "мото-механизированная армия" (ММА), "мото-механизированная война" (ММВ). Рассмотрим, почему использовалось именно два термина, а не какое-то одно из них. Неплохое разъяснение есть на стр. 263 книги С. Н. Красильникова 1933 г. "Организация крупных общевойсковых соединений (прошедшее, настоящее и будущее)" (Москва: ОГИЗ, 1933. – 316 с):

"Под моторизацией принято понимать использование моторов (двигателей) как средства транспорта (использование разного рода машин). Моторизованные часта это – такие части войск, которые перевозятся на автомашинах к месту боя, а затем дерутся в обычных строях.

Механизация же заключается в использовании двигателя в боевых машинах, к которым относятся все машины, непосредственно участвующие в бою, например: танки, танкетки, бронеавтомобили. Механизированные части ведут бой с тех же машин, на которых они передвигаются к месту боя. Однако как моторизованные, так и механизированные соединения войск в чистом виде встречаются чрезвычайно редко.

Трудно представить себе в чистом виде моторизованное соединение, так как в его состав неизбежно в той или иной пропорции должны войти механизированные единицы, мелкие и крупные (взводы, роты, батальоны, танкетки, танки, броневики и пр.), в высокой степени необходимые в бою для всякого моторизованного соединения. С другой стороны весьма нецелесообразно иметь крупные соединения исключительно механизированные, без моторизованных частей (пехоты, артиллерии, специальных войск и пр.), так как в свою очередь эти части восполняют в боевом отношении недостатки механизированных единиц.

Поэтому только для небольших, не вполне самостоятельных единиц (роты, батальоны) применимы в чистом виде моторизация или механизация; для более крупных тактических, а тем более оперативно самостоятельных соединений необходимо сочетание моторизованных и механизированных единиц, называемое мото-механизацией".

Соответственно, и война такими армиями будет иметь название "мото-механизированная" (ММВ), которая (в свою очередь) должна иметь и свою Теорию ("Теорию ММВ"). В начале 1930-х годов в СССР было выпущено немало книг на эту тематику. Примеры:

Гладков П.Д. "Тактика броневых частей", М., 1930
Журнал "Механизация и моторизация армии", 1931
Аммосов С. "Тактика мотомехсоединений", М., Воениздат, 1932
Перепеловский Б. "Общие сведения по курсу механизации", Л., Издание ВПАТ, 1932
Шванебах Б. "Механизация и моторизация современных армий", М., Воениздат, 1933
ТАУ "Моторизация и механизация армий и война", М., Воениздат, 1933

Последнюю вообще можно рассматривать как своего рода "библию" по теме ММА-ММВ. Она была написана к сентябрю 1931 г., но издана в 1933 г. Есть информация, что псевдоним "ТАУ" был у Тухачевского, но в данном случае у этой книги могло быть несколько авторов (в первую очередь переводчиков). В книге 244 стр., 16 глав, в частности: 7. База мото-механизированной войны, 8. Быстроходные боевые машины, 9. Мото-механизированные средства различных родов войск и служб, 10. Авиация и мото-механизация, 11. Теория мото-механизированной войны Фуллера, 12. Размах мото-механизации империалистических армий, 13. Броневые и мото-механизированные соединения, 14. Мото-механизированная армия, 15. Репетиции мото-механизированной войны, 16. Мото-механизированная война и Красная армия.

Общая теория ММВ в это книге выложена в главе 15. Некоторые цитаты со стр. 184-185:

"Какие же важнейшие изменения по взглядам крупно-капиталистических армий вносит мото-механизированная война в характер операции и боя?

1. Как операции, так и бои ведутся более усиленным темпом в условиях большей маневренности. В наступательной операции мото-механизированные соединения будут делать в среднем 16 км/час и до 160 – 200 км в сутки; с боями эта подвижность в зависимости от обстановки будет падать от 8 – 10 км/час и 80 – 100 км в сутки до нормальной скорости пех. бойца – 2 – 3 км/ч. и 10 – 15 км в сутки. ....

2. Вместо прежней формы боя и операции на определенных позициях и фронтах, напоминающих линии, действия мото-механизированных частей и авиации будут протекать в пространственном масштабе, охватывая целые большие районы. Фронтовая операция будет вестись совместно с бомбардировочной авиацией, авиадесантом, самостоятельными броневыми соединениями, конницей и мото-механизированными соединениями на глубину в 300 – 500 км. Небольшая страна или недостаточно глубокий театр таким образом поражается одновременно всеми мощными средствами наступающего. Армейская операция при участии воздушных сил, броневых и мото-механизированных соединений ведется на глубину в 100 – 150 км.

3. В мото-механизированной войне будут в первую очередь искать фланг и тыл пр-ка. Бои и операции по своему характеру будут более скоротечны. Больше будет при движении вперед или назад маневрирования; меньше будет тягучих, малоподвижных фронтальных боев с методическим, медленным продвижением вперед или назад. Удачная атака тыла или угроза коммуникациям часто предрешает крупный скачок вперед или назад. В связи с этим в боевых действиях в прямом смысле этого слова будут участвовать и тылы; они должны думать не только о налаженной системе питания боевых частей, но и о согласованном маневре вместе с боевыми частями. Исключительное значение при этом приобретает искусное сочетание мощных наступательных ударов с устройством заграждений на флангах и в тылу своего боевого порядка",

Отдельно рассматриваются особенности "Первой операции" (или "Начального периода войны") (стр. 186-187).

"Начальный период войны.

Боевые действия начнутся без формального объявления войны. В период напряженных политических отношений, предшествующих войне еще за несколько месяцев до открытия боевых действий, промышленность перейдет на военную ногу с тем, чтобы материально обеспечить большой размах мото-механизйрованной войны. ...

Подготовленные уже в мирное время авиация, мощные броневые соединения, мото-механизированные дивизии и крупные конные массы глубоко вторгнутся на территорию пр-ка. Эти части двигаются со скоростью 100 – 150 км в сутки на широком фронте (50 – 60 км на броневую бригаду). Зона их наступления охватит до 100 – 150 км в глубину. Авиация будет громить важные промышленные и административные центры и высаживать авиа-мото-механизированные десанты, поддерживаемые наступающими броневыми соединениями и крупными массами мото-механизированной конницы. На территории пр-ка одновременно развернутся широкие диверсионные и партизанские действия. Внутри своей страны будет происходить мобилизация массовой армии и переброска ее на поддержку мото-механизированной ударной армии временно моторизованных дивизий.

В зависимости от наличия средств и характера мото-механизированных соединений действия ударных частей прикрытия будут отличаться большей или меньшей интенсивностью...."

В книге много схем, фотографий из зарубежных книг и зарубежной практики маневров мото-механизированных частей иностранных армий (в первую очередь английской, а также французской, США и Германии). В СССР к 1931 г. серийно производился единственный легкий пехотный танк Т-18 (МС-1 — малый сопровождения), а в Англии к 1931 г. уже проводились маневры с участием танковых бригад. И вообще в английской армии к тому году уже существовало большое разнообразие моторной техники. В частности, о ней говорится в специальной статье "Механизация английской армии (механизированная пехота, кавалерия, артиллерия и обозы)" в 1-м номере журнала "Механизация и моторизация армии" за 1931 г. (стр. 91-92 + вклейка). В статье показаны два рисунка, в примечании к которым говорится: "Обе иллюстрации и объяснительный текст к ним взяты из очень распространенного английского журнала "The Illustrated London News". Цель их, так же как и многих выпускаемых в последние годы книг, — пропаганда идей моторизации и механизации среди широких слоев гражданского населения Англии".

На рисунке 1 изображены: (на переднем плане) танкетка типа будущей Т-27, трехбашенные танки типа будущих Т-28 и Т-35, самоходная артустановка, трехосная бронемашина типа советских "БА", (на дальнем плане) пехота, тыловые обозы и другие подразделения на грузовиках типа будущих ЗиС-5. ЗиС-6 и ГАЗ-АА. Описание в журнале: "На рис. 1 показаны многие типы моторных повозок, принятых в британской армии. На переднем плане рисунка видна малая двухместная танкетка, идущая впереди пехоты. За ней следует типичный средний танк, наиболее распространенный в последнее время. За ним, полускрытый в пыли, одни из последних образцов среднего танка; левее на холм поднялся тяжелый танк, сзади него идет легкий танк. Справа на самом краю один из новейших образцов броневиков; эти броневики нашли себе большое применение для механизации частей, входящих органическим соединением в кавалерию. На некотором расстоянии от них виден сабельный взвод, с ним вместе следует грузовая машина с запасным вооружением и снаряжением, возимым раньше лошадьми. Вниз по дороге идет колонна механизированного обоза. Она состоит из шестиколесных грузовиков, которые способны проходить по самому трудному грунту. Артиллерия движется со скоростью свыше 30 миль в час на специально спроектированных для этого автоплатформах. Тракторы сгружают с платформы и отвозят пушки на позиции. В орудиях более крупных калибров тракторы вполне заменили лошадей.

Английская пехота имеет противотанковые пушки, пехотные танки, подвижные пулеметы с боевым расчетом и транспортеры, которые доставляют бойцов в боевое расположение много скорое, чем может пройти человек. В данное время все эти машины и много других позднейших принимали участие в маневрах".

Если сравнивать этот рисунок с развитием РККА, то для 1930 г. почти все это было в ней в диковинку. В металле массово все это реализовалось к концу 30-х годов, постепенно наращивая количество и разнообразие моторной техники вплоть до танков разных типов и передвижных хлебозаводов или походных зарядных станций (ПЗС) на базе ГАЗ-ААА (см., например, "Руководство по походным зарядным станциям", М., Воениздат, 1940). Таким образом, 30-е годы оказались таким временем, когда в армии СССР (как и других стран) лошадь активно вытеснялась мотором. Соответственно, менялись (совершенствовались) правила боевой работы (тактика и стратегия). И продолжали выходить разнообразные книги. Например:

Громыченко А. "Очерки тактики танковых частей", М., Госвоениздат, 1935
Игнатьев А.А. "Танки в общевойсковом бою. Очерки тактики танковых частей", М., Воениздат, 1939
Терещенко В.Ф. "Бронетанковые войска. Основные сведения по материальной части, организации и тактике", М., Редиздат ЦС Осоавиахим СССР, 1939
Кузнецов П. "Тактика танковых войск", М., Воениздат, 1940

Однако, в СССР перекос теории пошел в сторону наступательных действий (в т.ч. в изучении теории "Первой операции"). Упоминаемая иногда профи-историками теория "Глубокой операции" – это лишь часть Теории ММВ, вспоминать подробности о которой в советский период вообще не было принято. Тем самым из истории был вырван целый пласт определенной информации. Причем, в то время можно наблюдать и некоторую эйфорию, о которой упомянуто в 16-й главе книги ТАУ "Мото-механизированная война и Красная армия". Цитаты: (стр. 234): "... мы должны быть готовы встретить войну, направленную против нас, во всеоружии. Это тем более важно, что в современных условиях мы не будем иметь дело со слабо развитыми вооруженными силами так называемых лимитрофных государств, а должны иметь в виду вероятность тяжелой, упорной борьбы с армиями передовых капиталистических стран. Раз это так, то мы должны быть готовы к войне с участием технически сильно насыщенных армий, мы должны быть готовы к мото-механизированной войне".

(Стр. 239-240): "Пространственная стратегия и оперативно-тактическое искусство полностью по плечу только Красной армии. Вооруженный пролетариат Советского союза в случае империалистической войны против него будет располагать миллионными активными резервами рабочего класса в тылу буржуазии. Могут создаться условия, когда удары в глубоком тылу врага станет возможным наносить не только красной авиацией и мото-механизированными частями, но и силами революционного пролетариата той или иной капиталистической страны. Удачно начатое вооруженное восстание в условиях империалистической войны против СССР может быть легко и быстро поддержано комбинированными действиями Красной авиации и мото-механизированных соединений на фронте. Рейдирующая красная конница, усиленная броневыми силами, или мото-механизированные соединения могут быть более спокойны за свой тыл в буржуазной стране. Им помогут сочувствие и активное содействие трудовых эксплоатируемых масс. Им не нужно занимать крупными гарнизонами “оккупационной армии” пролетарские центры, откуда выбиты силы империалистов. Рабочая Красная гвардия — лучший “гарнизон” и лучшее обеспечение тыла оперирующей Красной армии. Советизированный на этой основе тыл красного фронта станет лучшим укрепленным рубежом и источником постоянных пополнений Красной армии, которая борется за общие интернациональные интересы всего рабочего класса. Мото-механизированная война будет постоянно увеличивать силы Красной армии, в то время как силы империалистов будут таять. Чем быстрее темп наступления мото-механизированных красных частей, тем ближе окончательный успех — полный разгром вооруженных сил контрреволюции."

(Стр. 241): "В сочетании мощных ударов конницы и пехоты на подводах с революционными восстаниями и партизанщиной в тылу контрреволюции и интервентов Красная армия быстро дошла до Тихого океана, Черного моря и Варшавы. Мото-механизированные соединения и мощная авиация в несколько раз увеличат "радиус действия" Красной армии в случае новой интервенции против СССР".

Берем глобус, определяем дистанцию между Варшавой и Владивостоком и увеличиваем его в "несколько раз". До Антарктиды что ли?

По мере насыщения армии боевой и прочей техникой к концу 30-х годов военная мысль продолжала совершенствовать Теорию ММВ. Для колесной техники (да и для гусеничной) нужны дороги. Особенно в период подготовки "Первой операции". В 1938 г. была издана книга военного инженера Васильева Н.Г. "Подготовка театра военных действий в дорожном отношении" (М., ВИА РККА им. В.В.Куйбышева, 70 с.). Практически вся она посвящена именно этому – вопросу подготовки дорог будущего театра военных действий (ТВД) для "Первой операции". Ее первый раздел так и называется: "Характер современных операций и условия воинских перевозок в начальный период войны" В нем параграфы: "Вопрос о начале военных действий, Воздействие авиации, Воздействие мотто-мехсоединений, Моторизация". Отдельно рассматривается тема "Районы сосредоточения и развертывания армий в современных условиях". И дальше: система дорог ТВД, типы и конструкции автодорог ТВД, грузонапряженности дорог, типы автотранспорта и его дорожные характеристики, скорости движения, возможности быстрого усиления пропускной способности дорог и требования к ним. В книге воспринимается как факт возможность начать войну мото-мехчастями внезапно. Цитаты со стр. 8-9:

"Вопрос о начале военных действий

Тов. Молотов на XVII партконференции говорил:

"Особенность данною момента заключается в том, что все больше стирается грань между мирным положением и войной – вползают в войну и воюют без открытого объявления войны". Таким образом, как это и видно из опыта действия японцев в Китае или на опыте итало-абиссинской войны, в современных условиях никаких официальных объявлений войны не будет, равно как предварительных ультиматумов, официальных приказов о мобилизации и т.д.

Стирание грани между мирным и военным положением, вытекающее из всей современной империалистической экономики и политики, приводит к огромному развитию военной промышленности, созданию массовых вооруженных резервов, содержанию готовой к вторжению армии, созданию железобетонных барьеров на границе и т. п.

Война есть продолжение политики, но только другими средствами. "Вползание в войну", вытекающее из экономики и политики империалистических государств, естественно, приводит к стратегической внезапности, к внезапному вторжению армий на территорию противника и стремлению сорвать планы мобилизации и сосредоточения противника.

Современные боевые и транспортные средства (авиация, автотранспорт, огромное развитие железнодорожного транспорта, моттомехвойска) обеспечивают эту внезапность технически.

Следовательно, и план войны (стратегический) должен предусматривать эту внезапность вторжения противника. Должна быть обеспечена готовность армий к отпору вторгшемуся противнику, должна быть обеспечена возможность опережения противника в сроках сосредоточения и развертывания вооруженных сил.

Но всякое действие порождает противодействие. Одним из таких противодействий вторжению является современная фортификационная подготовка границ. Эта новая фортификационная подготовка, возникшая на основе развития техники и современных условий войны, стремится поставить вторгшегося противника перед фактом наличия железобетонного барьера на границе (например, северо-восточная граница Франции). Наличие системы приграничных укрепление влияет на характер развертывания и сосредоточения и на характер подготовки театра военных действий в дорожном отношении.

Между системой фортификационного усиления границ и подготовкой театра военных действий в дорожном отношении должна существовать самая теснейшая связь".

На стр. 39 в книге размещена интересная "Схема 3 Дорожная сеть района театра военных действий". Вот на ней и показан фрагмент территории страны у границы с двумя вариантами сосредоточения своих войск: перед укрепленными районами (УР) на границе или внутри них. Показаны разного типа станции разгрузки, схема дорог.

Если продолжать касаться темы дорог, то по железным дорогам могла быть одна проблема: различие ширины колеи в СССР и у соседних стран. Если РККА уйдет в наступление в этих странах (где ширина коли отличается), то возникнет проблема или замены колесных пар у вагонов или перешивка чужой колеи под свой стандарт. Для решения второго варианта в 1930 г. было выпущено "Наставление по перешивке железнодорожных путей нормальной заграничной колеи (1435 мм) на нормальную русскую колею (1524 мм)" (М., Транспечать Н.К.П.С., 1930, 180 с. + вклейки). Это наставление согласовано с Начальником военных сообщений РККА. В 1941 г. был "второй тираж" (М., Трансжелдориздат, 148 с, + вклейки).

В этом наставлении приводится не только техническая сторона перешивки железных дорог в различных вариантах (повороты, стрелки, станции и т.д.), но и рассматривается вопрос согласования работ с военным командованием, которое и ведет наступление по чужой территории. В частности (стр. 127): "Раздел IV.

ДОНЕСЕНИЯ О ПЕРЕШИВКЕ.

Глава I.

Порядок донесении.

147. Точные, своевременные и регулярные донесения о ходе работ по перешивке ж.-д. путей необходимы для увязки оперативных заданий, даваемых войскам с действительным состоянием перешиваемых ж.-д. путей.

Неправильная и несвоевременная информация командования о перешивочных работах может отразиться на ходе и успехе операции. Поэтому все начальники, в ведении коих находятся работы по перешивке ж.-д. путей, должны особенно серьезно относиться к донесениям, проверяя их правильность и наблюдая за своевременной их подачей".

Чем больше расширялась география 2МВ, тем более актуальными становились теоретические проработки отдельных аспектов подготовки и ведения ММВ. Они обсуждались, в т.ч. на страницах такого издания, как журнал "Военная мысль". В 3-м (мартовском) номере за 1941 г. на стр. 27-35 размещена важная статья полковника А. И. Старунина "Оперативная внезапность". Вот в ней и рассматриваются конкретные требования к подготовке "Первой операции" в условиях достигнутого на то время технического уровня боевой техники. После рассмотрения исторических примеров они показаны на стр. 33-35 в разделе "Обеспечение внезапного маневра в современных условиях". В частности (стр. 33-34):

"Основным препятствием для внезапного оперативного маневра является авиация. Естественно, что при решающем превосходстве авиации, как это было, например, на стороне Германии во время германо-польской войны, оперативной внезапности сравнительно легко можно достигнуть на любом участке фронта. При равных силах в авиации и мото-мехвойсках достижение внезапности значительно труднее.

Не останавливаясь на действиях авиации, рассмотрим обеспечение внезапности маневра наземных войск. Учитывая возможные действия авиационной разведки противника, каждый командующий крупным общевойсковым соединением, тем более армией, должен заранее подготовиться к противодействию и найти все способы и средства, чтобы "укрыть" задуманный им маневр от авиации противника хотя бы на определенное время. Успех этого во многом будет зависеть от подготовки войск в мирное время. Сосредоточение незаметно для противника крупных войсковых соединений (а тем более армий) в нужный район необходимо проводить рассредоточенно. Стрелковая дивизия вынуждена будет двигаться в район сосредоточения небольшими по глубине колоннами на широком фронте и, как травило, в ночное время. Естественно, что такой маневр потребует значительных усилий и соответствующей тренировки сил в мирное время.

Выгоды вступления войск в бой может обеспечить только отлично организованный выполненный марш. Войска должны быть натренированны в совершении маршей на большие расстояния в течение нескольких суток на любой местности, в любое время года и в любую погоду.

Ночью авиации труднее обнаружить движущиеся войска; поэтому марш следует совершать преимущественно ночью или условиях ограниченной видимости (туман).

При современных средствах воздушной разведки ночные марши должны быть организованы так, чтобы к рассвету все колонны были уже расположены замаскированно. Поэтому большое развитие получает движение колонными путями, и к этому необходимо готовить войска и штабы.

Идеальная отработка войсками техники марша, а штабами – организации марша – далеко еще не все, .... При расположении днем маскировка войск должна быть совершенной. Движения даже небольших групп бойцов должны запрещаться, а мото-механизированные средства и автотранспорт должны располагаться там, где их трудно обнаружь авиации".

В первых 6 номерах журнала "Военная мысль" за 1941 г. рассматривались и другие вопросы ведения ММВ (в первую очередь наступательного). Например:

"Артиллерийское обеспечение ввода в прорыв мех. соединения", N: 1, 1941
"К вопросу о сопровождении танков и пехоты в наступательном бою", N: 1, 1941
"Характер современных боев", N: 2, 1941
"Моторизованные соединения в современном бою", N: 5, 1941

Кроме того, выпускалось и много других как отдельных изданий, так и статьи в других журналах. Примеры:

"Преодоление предполья в обороне противника при наступлении СД", генерал-майор Ф. К. Кузьмин, (М., Краснознаменная и ордена Ленина Военная Академия Красной Армии имени М. В. Фрунзе, подписано к печати 5.3.41).

"Особенности базирования армии при прорыве сильно укрепленной полосы" (статья в "Интендантском журнале", 1941, N: 6).

"Борьба за господство в воздухе" (статья полковника Н.Журавлева в журнале "Самолет", N: 6, 1941)

"Боевые действия в горах" (Сост: Агапов, М. В. Алексеев, Биязи и др.), (Краснознаменная и ордена Ленина военная академия Красной Армии им. М.В. Фрунзе. - М.: Воениздат, 1940. – 240 с. с.: со схем. и карт.). Для какой войны готовилась эта книга, в которой рассматривается пробивание горных массивов дивизиями и корпусами! По границам СССР в то время подобные горные массивы были на Кавказе на границе с Турцией и Ираном, а также в Средней Азии на границе с Афганистаном (и далее – Индия).

На этом "Вступление в Теорию ММВ" можно завершить и отметить, что если сравнивать известные действия РККА перед 22.06.1941 с Теорией ММВ, то может возникнуть только один вывод: Генштаб РККА готовил "Первую операцию", соответственно отрабатывая логистику. Другие варианты не просматриваются. Немецкое нападение 22.06.41 прервало этот процесс, а неверная логистика и привела к целой полосе потерь и отступлений.

(08/10/2017)

[ На главную ]