ТАУ, Глава 16

 

(Выделения жирным - у ТАУ р а з р я ж е н н ы й  ш р и ф т)

TAU23233.jpg (60760 bytes)

ГЛАВА XVI.

Мото-механизированная война
и Красная армия.

В связи с успешным выполнением пятилетки в четыре года СССР по своей экономической мощи стал в один ряд с передовыми капиталистическими державами. Мало того, СССР по темпу развития индустриализации при одновременном проведении коллективизации сельского хозяйства имеет все шансы перегнать все капиталистические страны. Наметки второй большевистской пятилетки вполне подтверждают это. Уже в 1931 г. мы по ряду отраслей народного хозяйства оставили за собой такие мощные капиталистические страны, как Франция (по электротехническому производству), Англия (по чугуну), Германия (по меди, тракторам). По добыче нефти и по производству тракторов мы уже вышли на второе место после САСШ.

Вместе с тем неуклонно продолжает расти политический вес СССР как страны, строящей социализм. У нас ликвидировав без-

/232/

работица, с каждым днем растет благосостояние широких трудящихся масс. В капиталистических странах—неслыханный кризис, падение производства, колоссальный рост безработицы. Развертываются широкие классовые бои (в Германии, в Польше, в Китае, в Испании), еще больше расшатывающие гнилые устои капиталистического мира. СССР, как никогда, стал для международного пролетариата светлым примером его будущего, его действительным отечеством.

В такой обстановке окончательно рухнули расчеты империалистов на внутреннее перерождение советской системы и на постепенное ее “врастание в капитализм”. Разбиты еще недавние мечты капиталистов об уничтожении Страны советов силами 'внутренней кулацко-вредйтельской контрреволюции и вооруженных сил “санитарного кордона” малых империалистических государств вокруг СССР. Растущая экономическая и политическая мощь Советского союза поставила крест на этих расчетах империалистических генеральных штабов.

Значит ли это, что угроза войны против СССР стала меньше? Нисколько. Мы никогда не должны забывать, что чем тяжелее кризис империалистической системы, тем ближе война. Вспыхнет ли эта война в связи с революционными восстаниями внутри капиталистической системы, в форме ли войны империалистов между собой, или же в форме открытой интервенции против СССР,—• предсказать никто не в состоянии. Да в этом и нет никакой необходимости. Друг против друга стоят две различных социально- экономических системы: СССР и капиталистический мир.

Тов. Сталин очень метко определил современную политическую ситуацию словами: “Империалисты будут искать выхода в войне, рабочий класс — в революции”.

В силу существующих противоречий между СССР и капиталистическим миром любая империалистическая война легко может быть превращена в интервенцию против СССР. Вести массы в бой за чуждые им интересы без попытки уничтожения СССР весьма рискованно. С другой стороны перед лицом угрозы революционного восстания рабочего класса империалисты будут стремиться к большой гражданской войне, направленной против “собственного” пролетариата и сочетаемой с интервенцией против СССР.

Поэтому угроза войны против Советского Союза не уменьшается, а увеличивается. В 1929 г. империалисты впервые после гражданский войны пытались прощупать ,мощь и силу СССР штыком (на КВЖД). Красная армия достойно выдержала этот первый экзамен. Империалисты теперь прекрасно понимают, что СССР “голыми руками” не возьмешь, что против страны, строящей социализм, в случае новой интервенции придется мобилизовать все силы и средства. Вместе с тем в силу роста революционного движения в капиталистических странах, а также в силу общего роста симпатий рабочего класса к СССР—империалистам трудно поднять массы на большую войну. Поэтому империалисты все I больше и больше маскируют свои военные мероприятия, предпо-

/233/

читая скрытые, обманные формы подготовки военных действий. Пример японской интервенции на Дальнем востоке показывает, как это происходит. По меткому определению т. Молотова на XVII партконференции, сейчас осуществляется медленное, как бы незаметное “вползание в войну” без всякого формального ее объявления. Мелкие стычки на границах, карательные экспедиции против “бандитов”, борьба против революционных выступлений рабочего класса и крестьянства — все это легко может быть превращено в большую войну против СССР.

И мы должны быть готовы встретить войну, направленную против нас, во всеоружии. Это тем более важно, что в современных условиях мы не будем иметь дело со слабо развитыми вооруженными силами так называемых лимитрофных государств, а должны иметь в виду вероятность тяжелой, упорной борьбы с армиями передовых капиталистических стран. Раз это так, то мы должны быть готовы к войне с участием технически сильно насыщенных армий, мы должны быть готовы к мото-механизированной войне.

Красная армия в случае войны не будет в состоянии закрыть сплошной стеной громадные фронты, будь то на западе или на востоке. Мото-механизированные соединения пр-ков могут легко прорываться через фронт и поражать наши глубокие тылы, если мы не сумеем противопоставить империалистам такие же силы. Удары на наши “жизненные центры” не только могут расстроить оперативные действия на фронте, но угрожают и нашей военно-производственной базе. Как показал процесс вредителей, империалисты особенно интересовались именно нашими “жизненными центрами” (Донбасс и Баку). Поражать нашу угольную, нефтяные и металлургические базы в европейской части СССР можно только авиацией и мото-механизированными соединениями. В расчете на нашу слабость именно в этих средствах строились планы ударов в сердце Советского союза.

Выполнение задач по поражению Советского союза в глубину не может быть выполнено слабыми, силами лимитрофов. Здесь на помощь должны притти так называемые “великие державы”. Формирование ударные мото-механизированных частей из политически надежных фашистских головорезов для ударных действий по принципам “малой войны” (как это называют англичане) в начальный период операции в составе войск антисоветского фронта не представляет собой неразрешимой проблемы для империалистов. Английский генерал Айронсайд, руководивший в гражданскую войну 1918—1921 гг. экспедиционными силами союзников на Северном фронте, .вполне откровенно высказывает возможность непосредственного вторжения войск британского империализма на территорию СССР. В своей лекции в Лондонском университете в 1927 г. он подтвердил это следующими словами (1):
======
1. Ген. Айронсайд, глава из сборника „Исследование войны"].

/234/

"Теперь я перехожу к малым войнам. Британской армии в ближайшем будущем вероятнее всего придется участвовать в подобных войнах. Воевать придется может быть при морозах русской зимы, в горах и на границе Индии... Наиболее тяжелую и наиболее возможную малую войну нам придется вести в будущем против воинственного народа, который хотя и не вооружен как первоклассная держава, но имеет стойких бойцов, достаточно хорошо снабженных для использования всех выгод своих обширных, но малокультурных пространств. Нам придется или вести десанты с моря или же вести войну с ним в том месте, где границы наши соприкасаются, но где мы будем далеко от наших морских баз. Те, кто знает географию империи, поймут, о какой стране идет речь”.

Ежегодные тактические учения и маневры английской армии служат достаточным подтверждением -того, что британский империализм практически готовится к широкому применению броневых и мото-механизированных соединений, которые должны активно действовать в виде экспедиционного корпуса в самостоятельной операции или на фланге какой-либо союзнической армии. Английская армия по обстановке маневров часто выполняет роль “карательной армии Лиги наций”, армии, заступающейся за “обиженного” союзника, и пр. В специальном труде, описывающем действия броневой бригады (1), согласно официальным наставлениям, противник прямо называется своим именем— “большевики”.

Уже одно это говорит за то, что Красной армии следует не только изучать приемы и способы мото-механизированной войны, но что ей приходится соответственным образом вооружиться для достойного отпора чаяниям империалистов. Без широкой моторизации тылов и артиллерии, без достаточного насыщения пехоты танками и мото-механизированными тяжелым оружием, без усиления нашей славной конницы мощными броневыми средствами и моторизованными тылами, наконец без особых броневых соединений Красная армия не будет в состоянии вести навязываемую нам империалистами мото-механизированную войну. Нет сомнения в том, что даже “авангардный отряд” империализма — сопредельные с СССР капиталистические армии—уже с первого дня войны будут снабжены мото-механизированными средствами. Польская конница, мечтающая о лихом кавалерийском налете на Советскую Украину, будет иметь поддерживающие броневые силы и возможно целые моторизованные дивизии. Румынская армия под руководством фашиста Кароля открыто заявляет, что основной задачей .ближайшего будущего является снабжение армии мото-механизированными средствами и авиацией. Недостаточная база мото-механизации этих двух стран может быть подкреплена мощной промышленностью союзной Чехо-Словакии и страны-покровительницы — Франции. Нет ничего не-
========
1. Г. Грахам, Бой у Дора, Лондон 1931 г.

/235/

возможного в том, что Франция, фактически руководящая военной подготовкой лимитрофных государств, в случае войны перебросит на поддержку и для поднятия “боевого духа” наших заладных соседей специальные мото-механизированные ударные:части. О выгодах “подвижных соединений” громко говорят и Прибалты, рассчитывающие за счет мото-механизации компенсировать недостаток своих людских ресурсов и обеспечить более активные действия против “красных полчищ”. Японская армия также все более ускоренными темпами насыщается мото-механизированными средствами, которые находят достаточно широкое поле деятельности на Дальневосточном театре военных действий.

В силу мощного развития тяжелой авиации и гигантов-дирижаблей, способных поднимать тяжелые грузы мото-механизированных войск, СССР становится уязвимым для налетов со стороны даже таких отдаленных .империалистических хищников, как САСШ. Морской флот и воздушные силы легко и быстро могут преодолевать 'океанские пространства, неся на себе не только артиллерию, химические средства, бомбы, но и мото-механизированные живые силы интервенции.

Военные приготовления империалистов всегда тщательно изучались Красной армией. Советская страна должна быть предупреждена от всяких неожиданностей, которые ей могут встретиться на вооруженном фронте. Не пропущены мимо глаз Красной армии и приготовления мото-механизированнои войны. Еще пару лет тому назад, до начала выполнения великой программы пятилетнего плана Советской страны, о мото-механизации Красной армии можно было говорить лишь в теории. Сейчас мы уже располагаем совершенно реальной базой для реконструкции Красной армии, в которой мото-механизация занимает достаточно почетное место.

В 1928 г. мы имели только 18000 автомашин, т. е. ровно столько же, сколько в 1913 г. С того же года начинается неуклонный рост нашей автомобильной и тракторной промышленности в связи с принятием пятилетнего плана индустриализации страны. Мы построили крупный автогигант в Нижнем-Новгороде и мощные тракторные заводы в Сталинграде и Харькове. Вместе с тем мы коренным образом реконструировали уже существующие автомобильные заводы в Ярославле и в Москве (АМО) и тракторный завод “Красный путиловец” в Ленинграде. В результате усилий советского правительства мы в состоянии производить сотни тысяч автомобилей и тракторов.

Хотя мы еще продолжаем отставать по автотранспорту от передовых капиталистических государств, все же наши достижения громадны. Лучше всего это чувствуют наши враги, которым не дает покоя рост мото-механизированнои базы Красной армии.

“Невзирая на все трудности, — пишут польские авторы [1. "Военнотехническое обозрение" за март и апрель 1931 г.] — советские усилия, направленные к автомобилизации страны, дают уже реальные и конкретные результаты. Если даже допустить,

/236/

что намеченный пятилетний план развития мехтранспорта в СССР будет выполнен только частично, и то странам с ввозом заграничных машин приходится считаться с весьма сильным ростом автомобильного парка Советского союза...”

“На основании отдельных отрывочных факторов можно уже делать вполне определенный вывод о том, что польской армии придется столкнуться в будущей войне на восточном театре с армией, у которой механизация и моторизация будут доведены до высокой ступени. Во имя исторической правды следует признать, что советские броневые силы, а в особенности бронепоезда, имели всегда прекрасно обученный и отважный личный состав, подобранный по преимуществу из убежденных коммунистов... С действиями механизированных частей Красной Армии, в особенности использующими малые быстроходные танки, мы встретимся уже в самом начале боевых операций частей прикрытия, причем действия эти повидимому выразятся в форме рейдов на наши ж.-д. узлы и районы сосредоточения”.

“У страха глаза велики”. Делая ставку на техническую отсталость Красной армии, Польша при поддержке великих держав надеялась на преимущества в использовании мото-механизированного оружия против нас. Намекая на возможность рейдов механизированных частей на “ж.-д. узлы и районы сосредоточения польские фашисты выдали свои же планы начального периода войны.

Но то, что ясно даже нашим пр-кам, еще недавно ставилось под сомнение идеологами реакционных теорий, проникавших и в нашу военнонаучную литературу. Люди, которые не сумели охватить всего величия грандиозной реконструкции Советского Союза на базе социалистической индустрии, не смогли и правильно уяснить себе коренной перестройки Красной армии на новой технической базе. Для этих людей наша пятилетка—только “отдельные пятна крупных достижений на карте нашего Союза” (1).

Для них "кизяк еще долго будет фигурировать в нашем топливном балансе, и не скоро еще удастся одолеть музейные экспонаты, имеющие применение как орудие труда”. По рассуждению этих людей нужно обуздать тех товарищей, которые, “одушевленные техническим ростом, готовы стать на крайнюю точку зрения механизированной войны, идейно далеко обогнать даже армии тех государств, которые уже в настоящее время реально располагают в своей стране весьма развитой промышленностью и дорожной сетью”. Для этих людей о технической реконструкции Красной армии можно говорить лишь как о далекой фантастической мечте, когда “нужна консультация астрономов для вычисления подправок на кривизну земной поверхности и на вращение земли при сверхдальней стрельбе”. По совету этих людей при строительстве армий и ведении войны нужно смотреть не вперед, а назад, исходя из следующего “мудрого” предупреждения, что “в глухой деревне крестьянки зимой быть может будут сидеть за
==========
1. А. Свечин. Между конем и трактором, "Красная звезда" от 15/VI 1929 г.

/237/

тем же ткацким станком, целиком из дерева, без одного гвоздя, представляющим точную копию образца, за которым работали- египтянки при фараонах средних династий”. К счастью на сегодняшний день в Красной армии таких людей уже не осталось. Последние “могикане” теории “русских крестьянских будней” давно разбиты 150 тысячами тракторов на просторных колхозных полях новой советской деревни. Но остались еще маловеры и нытики — своего рода “примиренцы”, не верующие в мощь технической реконструкции Красной армии. Суровый климат на значительном протяжении СССР, малое количество хороших грунтовых дорог, болотисто-лесистые районы Полесья, недостаток кадров и пр. в глазах нытиков и маловеров превращаются в неприступные и непреодолимые препятствия для мото-механизации Красной армии. Вместо того чтобы равняться по новой технической базе, вместо того чтобы смотреть вперед, маловеры впадают в уныние перед трудностями и сложностью правильного и умелого оперативно-тактического использования имеющихся в Красной армии новых технических средств.

Но количество таких людей с каждым днем становится все меньше и меньше. Твердое и неуклонное проведение пятилетки в четыре года, победное шествие колхозного строительства на основе решений партии и при трудовом энтузиазме масс обеспечили переход ко второй пятилетке. Твердый курс партии, Реввоенсовета СССР на техническую реконструкцию Красной армии, поддержанный 'и проводимый на деле красноармейской массой и начальствующим составом, поможет довести начатое дело до конца.

На базе общего технического роста Красной армии растут и крепнут новые, молодые, полные энергии творческие силы ее руководящих кадров, задача которых провести в жизнь указания партии и Реввоенсовета. Среди них особое место принадлежит Владимиру Кириаковичу Триандафиллову и Константину Брониславовичу Калиновскому. Первый из них — признанный авторитет новых форм оперативно-тактического искусства технически реконструируемой Красной армии. Разработанные Владимиром Кириаковичем основы оперативного и тактического взаимодействия мощные технических средств ныне изучаются и проводятся в жизнь всей Красной армией. Второй—подлинный энтузиаст моторизации и механизации РККА, разрабатывавший ведущую далеко вперед систему мото-механизации нашей армии. Тов. Калиновский детально с полным пониманием всей сложности проблемы изучил и передал Красной армии методы глубинной операции и тактики мото-механизированных соединений. Оба эти товарища отдали свою жизнь в борьбе за техническое укрепление и мото-механизацию Красной армии. Гибель молодых энтузиастов не означала гибели тех идей, которые, были ими разработаны. Они уже давно стали достоянием Красной армии и нашли там горячую и полную поддержку. Тысячи командиров и политработников и красноармейские массы РККА под руковод-

/238/

ством своего вождя К. Е. Ворошилова продолжают осуществление и дальнейшее развитие достижений погибших энтузиастов боевой техники.

Постоянный рост боевей мощи и идейной сплоченности вооруженных сил пролетариата возможен лишь потому, что Красная армия строится на совершенно иных началах, чем буржуазные армии. Красная армия – детище всего трудового населения СССР. Мощные многомиллионные организации Осоавиахима и Автодора являются теми звеньями, которые связывают Красную армию в одно целое с массами, перестраивающими страну и перестраивающими свою вооруженную силу. Еще 5-6 лет тому назад нельзя было серьезно говорить о Красном воздушном флоте. При энергичном содействии Осоавиахима наш воздушный флот сейчас может соперничать по силе и качеству с любым из воздушных флотов империалистических держав. Наш воздушный флот построен и строится энтузиазмом рабочего класса.

Автодор – еще сравнительно молодая организация. Он призван выполнять роль мобилизатора революционного энтузиазма масс помимо всего прочего и для мото-механизации Красной армии. И мы имеем в этом направлении определенные достижения. Автодор передал Красной армии не одну колонну танков, не одну колонну машин повышенной проходимости. Автодоровцы растят кадры водителей для боевых машин на случай империалистической интервенции. Автодоровцы участвуют своими моточастями и машинами на маневрах и учениях Красной армии. Ряды Автодора растут и крепнут. Беря пример от своего “старшего брата” – Осоавиахима, Автодор должен еще более форсировать свою активность, ибо только в этом залог успеха настоящей, крепкой мото-механизации РККА. Мы сумели в 5 лег построить мощный воздушный флот, мы сумеем в еще более короткий срок построить мощные мото-механизированнные силы.

На нашей стороне и преимущество наиболее полного использования оперативно-тактических выгод мото-механизации, Тов. Ворошилов с особенной силой подчеркивает это, когда говорит (1): “Будущая война... будет войной машин. В будущей войне будут действовать два основных фактора: машина и человек”. Красная армия — армия революции, армия сознательных борцов за дело социализма. Каждый боец Красной армии знает, за что он борется. В Красной армии основа боевой мощи — сознательный, полный энтузиазма боец революции. Машина в Красной армии не заменяет бойца, а только усиливает его стальной кулак, предназначенный для нанесения сокрушающего удара каждому, кто осмелится препятствовать победоносному строительству социализма.

Пространственная стратегия и оперативно-тактическое искусство полностью по плечу только Красной армии. Вооруженный пролетариат Советского союза в случае империалистической
============
1. Из речи на IX съезде ВЛКСМ 18/1/1931 г.

/239/

войны против него будет располагать миллионными активными резервами рабочего класса в тылу буржуазии. Могут создаться условия, когда удары в глубоком тылу врага станет возможным наносить не только красной авиацией и мото-механизированными частями, но и силами революционного пролетариата той или иной капиталистической страны. Удачно начатое вооруженное восстание в условиях империалистической войны против СССР может быть легко и быстро поддержано комбинированными действиями Красной авиации и мото-механизированных соединений на фронте. Рейдирующая красная конница, усиленная броневыми силами, или мото-механизированные соединения могут быть более спокойны за свой тыл в буржуазной стране. Им помогут сочувствие и активное содействие трудовых эксплоатируемых масс. Им не нужно занимать крупными гарнизонами “оккупационной армии” пролетарские центры, откуда выбиты силы империалистов. Рабочая Красная гвардия — лучший “гарнизон” и лучшее обеспечение тыла оперирующей Красной армии. Советизированный на этой основе тыл красного фронта станет лучшим укрепленным рубежом и источником постоянных пополнений Красной армии, которая борется за общие интернациональные интересы всего рабочего класса. Мото-механизированная война будет постоянно увеличивать силы Красной армии, в то время как силы империалистов будут таять. Чем быстрее темп наступления мото-механизированных красных частей, тем ближе окончательный успех — полный разгром вооруженных сил контрреволюции.

При возникновении революционной ситуации в тылу пр-ка, когда в огне вооруженных восстаний пролетариата империали-

tau188.jpg (39986 bytes)
(Рис. 188. Примерная схема комбинированной операции мото-механизированных сил и авиации
Красной армии в условиях вооруженного восстания в тылу пр-ка).

/240/

стическая война против СССР превращается в большую гражданскую войну, авиация и мото-механизированные соединения Красной армии будут действовать в несколько раз более быстрым темпом, чем их противники. Подвижность машины удесятерится революционным энтузиазмом масс. Красной армии нет нужды направлять свои главные усилия на разложенный участок империалистического фронта. Легкие мотомеханизированные соединения без особых трудностей будут уничтожать последние остатки контрреволюционных островков на охваченной гражданской войной территории. Главные силы Красной армии в таких обстоятельствах могут легко повернуть фронт на 90°, атакуя более сильные контрреволюционные очаги.

То же самое касается пространственной или глубинной тактики: Мото-механизированная война приведет к ожесточенной борьбе отдельными изолированными островками внутри оборонительного расположения пр-ка или далеко у него в тылу. Успех боя будет зависеть от устойчивости и героизма каждой отдельной части, каждого отдельного бойца, зачастую окруженных со всех сторон. Борьбу в такой обстановке может выдержать только революционная армия, сознательны и боец.

Гражданская война 1918—1921 гг. выработала основные оперативно-тактические приемы Красной армии, базирующиеся на развитии больших темпов и подвижности. Невзирая на полное почти отсутствие новейших подвижных средств войны (авиации, автомобилей, танков), Красная армия сумела развить нужные темпы и подвижность и разбить контрреволюцию. Конница заменяла тогда быстроходный танк, пулеметная тачанка — мотопулемет и подвода — автотранспорт. В сочетании мощных ударов конницы и пехоты на подводах с революционными восстаниями и партизанщиной в тылу контрреволюции и интервентов Красная армия быстро дошла до Тихого океана, Черного моря и Варшавы. Мото-механизированные соединения и мощная авиация в несколько раз увеличат “радиус действия” Красной армии в случае новой интервенции против СССР.

/241/

Важнейшая литература

(15/06/2008 - 14/08/2013)