fontz.jpg (12805 bytes)

 

[ На главную ]

 

Суворов о "фальшивке"
(в "Святом деле", 2008)

 

Историю появления этого листка, а не документа, уже давно рассматривали и пришли к выводу что это фальшивка.
ccsp, 18.04.17 12:02, форум "zhistory"

Виктор Суворов, "Святое дело", Глава 20, "Но я и мои люди…"
("АСТ", Москва, 2008, 368 стр.)

Для начала – 1-й параграф главы 20:

1

Хорошо живется придворным кремлевским историкам, которые пишут о Второй мировой войне. Они имеют доступ ко всем сокровищам российских архивов, поэтому им не составляет никакого труда подтвердить и научно обосновать свои гипотезы и теории.

А все их теории держатся на семи китах:

1. Советский Союз к войне с Германией был совершенно не готов.
2. Сталин страшно боялся войны.
3. Начало войны Сталину представлялось как нападение Германии на Советский Союз и никак иначе.
4. Сталин ничего плохого против Европы не замышлял, по крайней мере в 1941 году.
5. Главная забота Сталина: как бы не дать Гитлеру повода, как бы выиграть время и оттянуть германское вторжение на год, лучше — на два.
6. Разведка докладывала Сталину о подготовке германского вторжения, но он не верил, так как боялся смотреть правде в глаза.
7. Сталин окружил себя лизоблюдами, которые докладывали только то, что вождь хотел слышать. А слышать он хотел только усыпляющие новости.

Как все это доказать?

Очень просто. Опираясь на документы. Придворные историки достают бумаги из архивов и выставляют на всеобщее обозрение: вот! Любуйтесь!

А документ — это гранитная скала. Против листочка, извлеченного из кремлевского хранилища, бессильны любые доводы. Тут на мачту «Ледокола» надо поднимать белый флаг, признавать себя побежденным и сдаваться на милость победителей.

В мае 1985 года мне впервые удалось протолкнуть в прессу первые главы «Ледокола», а в 1988 году, как бы в ответ на это, официальными советскими историками был найден документ величайшей важности. На одной странице в семи предложениях заключены доказательства всех семи постулатов, на которых нерушимым монолитом покоится вся история советско-германской войны.

Документ сей — донос, точнее — жалоба Берии Сталину:

"21 июня 1941 года…

Я вновь настаиваю на отзыве и наказании нашего посла в Берлине, который по-прежнему бомбардирует меня дезинформацией о якобы готовящемся Гитлером нападении на СССР. Он сообщил, что это "нападение" начнется завтра... То же радировал и генерал-майор В.И. Тупиков, военный атташе в Берлине. Этот тупой генерал утверждает, что три группы армий вермахта будут наступать на Москву, Ленинград и Киев, ссылаясь на свою берлинскую агентуру. Он нагло требует, чтобы мы снабдили этих врунов рацией...

Начальник разведуправления, где еще недавно действовала банда Берзина, генерал-лейтенант Голиков жалуется на посла и на своего подполковника Новобранца, который тоже врет, будто Гитлер сосредоточил 170 дивизий против нас на нашей западной границе...

Но я и мои люди, Иосиф Виссарионович, твердо помним ваше мудрое предначертание: в 1941 году Гитлер на нас не нападет!"

Этот листок — настоящая находка для серьезных историков. Из этого доноса однозначно следует, что Берия — льстец и дурак.

Еще более глупым в свете данного документа выглядит Сталин. Он "мудро предначертал" действия Гитлера минимум на год вперед. Он окружил себя холуями, кретинами и лизоблюдами, и вот один из них усердно повторяет и усиливает сталинский бред.

И когда? 21 июня!

То-то назавтра денек им выпал!

Листок этот имеет уникальную ценность, так как это единственное документальное свидетельство того, что Сталин в 1941 году воевать не собирался. То, что Сталин ни на кого сам нападать не готовился, это как бы само собой разумеется. А то, что он нападения не ждал, зафиксировано в документе. Документ написан не Сталиным, но он адресован Сталину, и в нем изложена сталинская позиция. Не мог же Берия, обращаясь к Сталину, излагать мудрое сталинское предначертание, которого не было!

Эту жалобу Берии неоднократно цитировали советник Президента России генерал-полковник Волкогонов, глава Союза писателей СССР Карпов, генерал армии Гареев и другие официальные лица. Документ этот попал в научный оборот и быстро пересек государственные границы Советского Союза. Его обильно цитируют в научных изысканиях и публикациях. Некий аноним, который спрятался под именем Виктор Суровов, тоже не преминул сей документ предъявить публике как доказательство полной несостоятельности сталинского руководства, как свидетельство животного страха Сталина перед лицом неизбежного вражеского вторжения.

А меня терзает удивление: отчего столь ответственные лица никакой фальши в данном "документе" не усмотрели?

==========

И дальше пошел текст двух глав с объяснением, что этот документ Берии – на самом деле фальшивка. Я сам когда-то прочитал эту книгу, но эти две главы (20 и 21) тогда не особо воспринялись. По какой причине, уже не помню. Подробностями я тогда не владел. Слишком много букв по поводу нескольких абзацев не увиделись важными. Но теперь некоторые подробности возникли. Причем такие, которыми тогда В.Суворов не владел. И в их свете ситуация оказывается не так однозначна.

Для начала можно навести критику на "7 китов" "придворных историков":

1. Советский Союз к войне с Германией был совершенно не готов.

Действительно, до 1991 г. этот тезис мог использоваться. Однако, потом были опубликованы различные цифры наличия войск и техники в РККА к 22.06.41 и настаивать на "неготовности" стало не совсем правильно. С годами этот "кит" трансформировался. Особенно к его трансформации приложили руку такие "борцы за правду", как Арсен Мартиросян, Олег Козинкин и другие. Трансформация произошла в такое объяснение: у РККА вообще-то сила была. И товарищ Сталин отдавал правильные команды. Но высшие военные "начудили" то ли из-за своей упертости, то ли из-за "Плана поражения Тухачевского". И вот из-за них-то и оказалась РККА тактически не готова к 22.06.41.

2. Сталин страшно боялся войны.

Этот тезис в целом остался. Но в несколько более мягком варианте: Сталин не хотел лишних страданий народам СССР. И как бы пытался "оттянуть" начало на период более лучшей подготовки.

3. Начало войны Сталину представлялось как нападение Германии на Советский Союз и никак иначе.

Этот "кит" вообще-то является развитием предыдущего. Т.е. предыдущий можно переписать иначе: "2. Сталин страшно боялся немецкого нападения на СССР".

4. Сталин ничего плохого против Европы не замышлял, по крайней мере в 1941 году.

Эта идея как была много лет до 1991 г., так и осталась. Без проблем.

5. Главная забота Сталина: как бы не дать Гитлеру повода, как бы выиграть время и оттянуть германское вторжение на год, лучше — на два.

Тут тоже развитие 2-го "кита" (Сталин страшно боялся войны/не хотел лишних страданий народам СССР. И как бы пытался "оттянуть" начало на период более лучшей подготовки).

6. Разведка докладывала Сталину о подготовке германского вторжения, но он не верил, так как боялся смотреть правде в глаза.

С этим тезисом тоже произошла метаморфоза. Если до 1991 г. он использовался без уточнений, то потом были опубликованы различные конкретные разведдонесения и настаивать на "неожиданности" стало не совсем правильно. С годами этот "кит" трансформировался. Особенно к его трансформации приложили руку те же "борцы за правду" – Арсен Мартиросян, Олег Козинкин и другие. Трансформация произошла в такое объяснение: разведка правду доносила. И товарищ Сталин как бы ей верил. Разве что просил уточнить то те моменты, то эти. Чтобы отсеять дезинформацию. А на основе проверенной информации отдавал правильные команды. Но высшие военные "начудили" то ли из-за своей упертости, то ли из-за "Плана поражения Тухачевского". И вот из-за них-то и оказалась РККА тактически не готова к 22.06.41.

7. Сталин окружил себя лизоблюдами, которые докладывали только то, что вождь хотел слышать. А слышать он хотел только усыпляющие новости.

Строго говоря, любой начальник имеет свой стиль отношения к поступающим сведениям. Некоторая определенность была и в отношениях Сталина с теми, кто приходил к нему на доклады. Здесь как бы нет особого повода "копья ломать".

Более важным с годами оказывается вопрос о том, верил ли Сталин в вероятность немецкого нападения вплоть до утра 22.06.41 или не верил? Судя по ряду обстоятельств, получается, что не верил. Вплоть до утра 22.06.41. Но вот с этим профи-историки с годами соглашаться не хотят. По ряду причин. Однако, "записка Берии" работает как раз против них. В связи с чем я не вижу необходимости в заявлении, что из-за нее "Ледоколу" пора сдаваться. В.Суворов написал:

"Тут на мачту "Ледокола" надо поднимать белый флаг, признавать себя побежденным и сдаваться на милость победителей".

Никакой белый флаг поднимать не требуется. И тем более на чью-то милость сдаваться. Это пусть "они" попытаются теперь доказать, что товарищ Сталин данным разведки доверял и вовремя отдавал правильные приказы. И что только из-за упертости "Жуковых" вполне неслабая РККА оказалась не способна эффективно отбить неожиданный удар 22.06.41.

Таким образом, "вводная" В.Суворова оказывается не совсем по теме.

Но она была лишь "запевом" к длинному тексту с попыткой доказать, что эта записка – фальшивка. Можно прокомментировать слова В.Суворова в свете вновь открывшихся обстоятельств.

2

.... Первая странность заключается в том, что на записке такой важности нет грифа секретности. Написал Берия на листочке и отдал Сталину. Потом листок попал в архив, где и был найден через полвека после войны.

Вот вам повод удивиться: неужели нарком НКВД, генеральный комиссар государственной безопасности, главный хранитель всех важнейших государственных секретов и тайн так халатно относился к их сбережению? И как, хотел бы я знать, товарищ Сталин реагировал на столь вопиющее разгильдяйство?

А вторая вот какая странность: зачем вообще потребовалось записку писать? Берия Лаврентий Павлович был в постоянном контакте со Сталиным. Они говорили по телефону каждый день, вечерами кушали шашлыки и пили грузинское вино. Неужели устно трудно ситуацию выразить?

Кроме того, они чуть ли не каждый день встречались в официальной обстановке. Зачем 21 июня 1941 года Берия решил писать записку Сталину, если он только 20 июня просидел в сталинском кабинете 4 часа 25 минут. А на следующий день, 21 июня, еще 3 часа 55 минут! Неужели за 8 часов 20 минут невозможно поставить три-четыре коротких вопроса?

Интересно, как вообще Берия Сталину эту записку передавал? Наверное, долгими часами они что-то обсуждали, а потом Берия, выходя из кабинета, передает бумажку: вот, товарищ Сталин, почитай на досуге... Или во время обсуждения других проблем Берия вдруг бумажку сует: тут еще кое-что утрясти надо...

С одной стороны все, что тут написал В.Суворов – правда. При одном условии: если бы товарищ Сталин 21-22 июня 1941 г. был в Москве. Тогда действительно нет никакого смысла черкать какую-то записку. Но zhistory провело расследование по теме "Где был Сталин 19-28 июня 1941 г.?", в результате которого возникает предположение, что его в Москве тогда не было. И вот тут-то и может возникнуть необходимость в написании записок (срочных), отчетов, докладов, справок, которые собирались в папочку и с курьером отправлялись "туда". В связи с этим можно оценить необходимость такой записки.

Как показывают опубликованные документы (например, в "Малиновке"), тогда существовала практика "рассылки". И в адрес Сталина (вместе с другими высшими руководителями СССР) разные исполнители готовили и рассылали разные документы. Среди них могли оказаться подборки разведданных, которые Берия не готовил. И если в тех данных были повторяющиеся сведения об угрозе немецкого нападения, то Берия как куратор НКВД и НКГБ просто обязан был как-то прореагировать. А то получится, что подготовили папочку для товарища Сталина со сводками об угрозе, а как на это смотрят оставшиеся на "хозяйстве" непонятно. Вот товарищ Берия и написал свое мнение (наказать). Таким образом наличие этой записки является еще одним косвенным доказательством, что товарища Сталина не было в Москве 21-22 июня 1941 г.

Теперь о том, что эта записка была обнаружена через 50 лет после войны.

На самом деле не так. Обнаружена она была раньше. Свою повесть "Накануне, или трагедия Кассандры" Овидий Горчаков написал к 1956 г. Опубликована она была, правда, в конце 80-х. Оттуда:

Раскроем чудом сохранившуюся, чудом не сожженную старую папку с пожелтевшими страницами и полустертыми грифами: "Совершенно секретно" и "Хранить вечно"...
.....
Из докладной записки Л. П. Берии И. В. Сталину:

"21 июня 1941 года… Я вновь настаиваю на отзыве и наказании нашего посла в Берлине Деканозова, который по-прежнему бомбардирует меня "дезой" о якобы готовящемся Гитлером нападении на СССР. Он сообщил, что это "нападение" начнется завтра…

То же радировал и генерал-майор В. И. Тупиков, военный атташе в Берлине. Этот тупой генерал утверждает, что три группы армий вермахта будут наступать на Москву, Ленинград и Киев, ссылаясь на свою берлинскую агентуру. Он нагло требует, чтобы мы снабдили этих врунов рацией… (подпольную организацию Шульце-Бойзена и Харнака — О. Г.).

Начальник разведупра, где еще недавно действовала банда Берзина, генерал-лейтенант Ф. И. Голиков жалуется на Деканозова и на своего подполковника Новобранца, который тоже врет, будто Гитлер сосредоточил 170 дивизий против нас на нашей западной границе…

Но я и мои люди, Иосиф Виссарионович, твердо помним Ваше мудрое предначертание: в 1941 году Гитлер на нас не нападет!.."
.....
Москва, 31 декабря 1956 г.

Повесть Горчакова ВСЯ состоит из цитат разведдонесений за несколько месяцев до 22.06.41 (с марта). Вряд ли он сам нафантазировал бы все эти донесения. Среди них много сообщений таких агентов, которые не показаны в других публикациях, например, в "Малиновке". Есть и такой вариант: "Из справки заместителя наркома иностранных дел А. Я. Вышинского". Как оказалось, есть еще одна книга, в которой упоминаются справки Вышинского – А.Ваксберга "ЦАРИЦА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ. Вышинский и его жертвы" (написанной в 1989 г., изданной в 1992 г.).

Оказалось, что Ваксберг просматривал архив Вышинского и на стр. 240 своей книги написал следующее:

Донесения ... [разведки] шли не только по каналам военной и чекистской разведок: их передавали и советские дипломаты. Все их донесения проходили через Вышинского. Он же был осведомлен ("в порядке сверхсекретной информации") о сведениях, которыми на этот счет располагал НКВД, информируемый своей агентурой из числа сотрудников западных посольств в Москве. По материалам этих донесений заместитель наркома иностранных дел Вышинский готовил обобщенные справки для Сталина и Молотова. Недавно кое-что стало достоянием гласности (публикация О. Горчакова — "Горизонт". 1988, N: 7).

Вот такую справку и нашел Овидий Горчаков в какой-то папке с донесениями разведки. Можно предположить, что в ту папку попадали документы из разных каналов по "рассылке". Т.е. они могли печататься в нескольких экземплярах, один попадал в эту папку. Какие-то из них (возможно) приходили как разведсводки НКВД или НКГБ. Какие-то как донесения военных атташе или от других работников посольств (в т.ч. как советских агентов в иностранных посольствах в Москве). Т.е. сначала (возможно) они попадали в НКИД, а потом через "справки" Вышинского в эту папку, доступ к которой вполне мог иметь и Берия. Или Берия получал от НКИД справку Вышинского как свой экземпляр по рассылке. Так что длинные рассуждения В.Суворова, что Берия никак не мог видеть документы дипломатов оказывается не совсем верным. Мог! Тем более, если посмотреть на его должность в июне 1941 г. (хотя бы по той же Википедии):

С 22 марта 1939 года — кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б). 30 января 1941 года Л. П. Берии было присвоено звание генерального комиссара государственной безопасности. 3 февраля 1941 года был назначен заместителем председателя Совета народных комиссаров СССР. Он курировал работу НКВД, НКГБ, наркоматов лесной и нефтяной промышленности, цветных металлов, речного флота.

"Курировал"!! (НКГБ и НКВД). И мог (должен был) получать сообщения военных атташе и других дипломатов (хотя бы через справки Вышинского – зама Молотова по иностранным делам). И в его словах понятие "мы" в то время касалось не столько "НКВД", сколько вообще "нас" (т.е. советских начальников зарубежных советских дипломатов). Поэтому не совсем верными оказываются длинные рассуждения В.Суворова про бессмысленность требовать рацию работником НКИД у НКВД.

(23/04/2017)

[ На главную ]