fontz.jpg (12805 bytes)

 

[ На главную ]

 

"Готовить радистов в сложных условиях"
(журнал "Техника и вооружение", 06, 1941)

 

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ
N: 6, июнь, 1941 г.
Журнал Народного комиссариата обороны СССР
Десятый год издания

СОДЕРЖАНИЕ

АВТОБРОНЕТАНКОВЫЙ ОТДЕЛ

Майор М.Васильев – Организация посадки моторизованных частей на машины и высадки с машин в боевых условиях . . . 2
Майор В.Серпионов – Обеспечение движения танковых частей на марше . . . 6
Майор И.Чичиро – Работа оперативной части штаба при подготовке к совершению марша . . . 10
Я.Попов – Езда на мотоцикле с преодолением препятствий . . . 13
Подполковник Г.Кикинзон – О своевременном осмотре приборов . . . 17
Военинженер 2-го ранга В.Голоперов – Генераторы и магнето мотоциклов . . . 19

ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНЫЙ ОТДЕЛ

Военинженер 2-го ранга в.Ястребов – наблюдательные пункты . . . 26
Военинженер 3-го ранга А.Данилов – Электризованные препятствия . . . 34
Бригинженер А.Зилов – Инженерное оборудование позиции прожекторов . . . 40
Капитан И.Кондрашов – Применение прожекторов наземного действия . . . 43
Военинженер 2-го ранга П.Мугалев – Малый стандартный щит . . . 47

ОТДЕЛ СВЯЗИ

Полковник И.Гурьянов – Готовить радистов в сложных условиях . . . 51
Полковник Д.Кулюпин – Управление в ближнем бою . . . 59
Инженер Г.Хамицов – Влияние атмосферных разрядов на линию связи . . . 62

ВОЕННО-ХИМИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

Военинженер 2-го ранга Я.Шварц – Защита от окиси углерода . . . 67

ТРИБУНА РАЦИОНАЛИЗАТОРА И ОБМНА ОПЫТОМ

Капитан В.Поляков – Приборы для обучения стрельбе из танков . . . 71
Лейтенант В.Филонов – Весомер . . . 74

ЗАРУБЕЖНАЯ ХРОНИКА

Мотоциклетные части в Англии – Военные мотоциклы с вооружением – Германские автомашины связи – Радиостанции на мотоцикле . . .75 – 76

В ПОМОЩЬ ИЗУЧАЮЩИМ ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

The new cavalry Division. U.S.Army (продолжение) . . . 77
Eine Schiecht-Episode . . . 78
Новая американская кавалерийская дивизия . . . 79

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, Красная площадь, 2-й дом Наркомата обороны СССР

/1/

ОТДЕЛ СВЯЗИ

Полковник И.Гурьянов

Готовить радистов в сложных условиях

Работа радистов в настоящее время проходит в очень сложных условиях, значительно отличающихся от тех, которые были еще несколько лет назад. Сейчас эфир настолько загружен различного рода передачами, что нельзя найти ни одной волны, на которой бы не прослушивалась передача нескольких радиостанций.

Кроме того, сейчас в эфире идет ожесточенная война. Воюющие стороны стараются всеми имеющимися в их распоряжения средствами забить работу раций своего противника и тем сорвать его радиосвязь. Только очень опытные радисты могут обеспечить хорошую радиосвязь а любое время суток.

Насколько большое значение имеет для радистов умение работать на рациях при сильных помехах, видно из следующего примера.

В одной из частей связи радисты при проверке по радиообмену в нормальных условиях (без помех) давали обмен в 350 - 400 групп в час. Процент искажений не превышал единицы. При повторной проверке – с сильными помехами – радиообмен снизился до 275 групп в час, а процент искажений вырос до четырех.

Оказалось, что радистов все время тренировали в нормальных условиях, стараясь устранить всякие помехи.

В другой части, где обучение приему на слух и работе в сетях проходило на фоне различных помех, радисты первого годя службы в таких же условиях дали в середине апреля обмен в среднем 250 групп в час при 1,5% искажений.

Подготовка радистов в сложных условиях – вопрос первостепенной важности. Но, к сожалению, есть еще части, где этот вопрос понят неверно.

У сложным условиям прежде всего следует отнести слабую слышимость, которая обуславливается влиянием состояния атмосферы в и местности на прохождение коротких волн, невыгодным расположением земных антенн, работай на пределе радиуса действия раций и т.п.

Для устранения взаимных помех и маскировки радиосвязи станции нередко должны будут работать с пониженной ^мощностью. Это, естественно, будет отражаться на их слышимости.

Помехи приему: со стороны радиовещательных станций. передающих информационные сообщения, пение .и музыку; со стороны радиотелеграфных станций, работающих ключом и посредством различных скородействующих аппаратов; со стороны радиостанций, работающих токами различной частоты, и т. п.

Кроме того, будут ощущаться: взаимные помехи своих радиостанций, работающих ключом и микрофоном, на идентичных и смежных

/51/

волнах; помехи радиостанций противника, возникающие вследствие совпадения диапазонов волн или создаваемые умышленно для дезорганизации нашей радиосвязи; атмосферные и грозовые разряды; помехи от различных электрических установок, находящихся вблизи радиостанций, как полевые электроосветительные и телеграфно-телефонные станции, зарядные агрегаты, мастерские со сварочными агрегатами и т.п.

Каждый радист должен быть хорошо знаком с различными видами помех, чтобы правильно их определять и умело от них отстраиваться.

Работа радиостанции короткими сигналами, как это требуется в современном бою, должна быть также отнесена к сложным условиям. Эта работа требует от радистов высокой бдительности, быстрой ориентировки в сложном сплетении различных передач на одной волне и отличного владения своим приемником.

Немалую сложность для радистов представляет также обеспечение радиосвязью управления войсками и взаимодействие технических средств борьбы в динамике боя. От радистов требуется умение работать в движении, быстро развертывать и маскировать рации, работать в нескольких сетях, переходить с одной волны на другую.

К этому следует добавить различные упражнения, применяемые для маскировки работы рации: групповые позывные, различные парольные сигналы, сменные радиоданные и т. п.

Не нужно забывать также и о возможности включения раций противника в наши сети, чтобы дезорганизовать работу станций и сорвать радиосвязь. Этот вид помех, один из наиболее сложных и опасных, при недостаточной подготовке радистов может не только нарушить радиосвязь между рациями, но и дезориентировать командование.

Обучение приему при слабой слышимости

Умение принимать передачу своего корреспондента при слабой слышимости — ценное качество каждого радиста. Такой радист никогда не пропустит вызова и с первого же знака уловит предназначенную для него передачу. Это качество, зависящее прежде всего от тонкости слуха, нужно всячески развивать.

Некоторые командиры при обучении бойцов приему на слух с зуммера совершенно не следят за громкостью звука, что крайне отрицательно влияет на развитие остроты слуха радистов. Вначале радисты обычно испытывают неприятное ощущение от чрезмерной громкости, а через два-три месяца они настолько привыкают к сильным звукам, что не воспринимают звуков средней слышимости.

Только вредной привычкой к повышенной громкости приема можно объяснить жалобы радистов на плохую слышимость при работе раций на предельных расстояниях.

Для устранения этого серьезного недочета в подготовке радистов надо еще до выезда в лагери проверить остроту слуха радистов и определить для каждой группы красноармейцев минимальную громкость, при которой они могут без особого напряжения различать знаки азбуки Морзе.

Тренировку следует начинать со средней для данной группы громкости и в дальнейшем постепенно снижать, добиваясь, чтобы радисты привыкали слышать слабую работу своего корреспондента, даже на фоне сильных помех.

Регулировку громкости в зуммерных классах можно производить в широких пределах посредством реостата, включи его в линии передачи последовательно с ламповыми зуммерами, или шунтированием выходных клемм зуммеров соответствующими сопротивлениями.

/52/

При тренировке радистов в работе на рациях громкость приема следует регулировать путем работы на передачу уменьшенной мощностью, применением небольших суррогатных антенн или шунтированием телефонов омическими сопротивлениями (рис. 1).

Обучение радистов при помехах

Чтобы привить радистам прочные практические навыки в приеме на слух при сильных помехах, всю учебную работу нужно вести на фоне действительного состояния эфира. Это легко осуществить, включив в линию, соединяющую ламповый зуммер с учебными столами, выходной каскад усиления низкой частоты какого-либо типового приемника (рис. 2).

При таком» соединении лампового зуммера о приемником можно вести обучение приему на слух в классе на фоне атмосферных разрядов и других помех, регулируя их громкость и интенсивность.

Реостат, включенный в линейную цепь зуммера, позволяет изменять громкость передачи и по мере необходимости повышать или уменьшать ее, заглушая посторонними звуками.

В дальнейшем, по мере роста подготовки радистов, тренировку следует производить с эфира и постепенно усложнять ее различными помехами. Для этого учебные столы питать, от двух зуммеров и нести дополнительную передачу с эфира, используя маломощные радиостанции (рис. 3).

Посредством такой схемы можно одновременно вести передачу для трех подгрупп радистов с различной скоростью. Например. если во взводе есть радисты, принимающие со скоростью 6, 8 и 11 групп, то их можно (в одном классе) разделить на три группы и для каждой группы вести отдельную передачу. Чтобы бойцы различали предназначенные для них передачи, ламповые зуммеры следует настроить на разные тона, постепенно их сближая и тем создавая затруднения в приеме.

/53/

Интенсивность помех с эфира легко регулировать, настраивая приемник на волны с различной нагрузкой. Можно, наоборот, вести тренировочную передачу посредством одной-двух маломощных раций, а ламповые зуммеры использовать для создания помех и для тренировочной передачи третьей группы.

Сочетание ламповых зуммеров и приемников позволяет создавать в классе реальные условия для обучения радистов и путем различных комбинаций передач тренировать радистов на фоне любых помех, имитируя сложные условия работы.

При переводе радистов на работу на рациях нужно предварительно ознакомить бойцов с методами отстройки от различных помех и выделения работы своего корреспондента.

Ознакомление следует производить на приемнике с включенным в него репродуктором, предварительно выбрав волны, загруженные различными передачами.

При тренировке радистов на рациях в парном обмене или в составе сети для создания помех следует назначать им смежные волны или волны, загруженные различными передачами (рис. 4).

Радиосигнализация

Безотказный и уверенный прием коротких сигналов требует от радистов большой внимательности и умения быстро схватывать и принимать предназначенную для них передачу. Кроме того, каждый радист должен хорошо знать настройку своего приемника и умело ею пользоваться.

Эти качества получают у радистов наиболее полное развитие только при регулярной и последовательной тренировке в радиосигнализации. Такую тренировку следует начинать при обучении радистов зуммерном классе.

Руководитель занятий предварительно составляет таблицу сигналов, рассчитанную примерно на час работы. В эту таблицу нужно включить сигналы из различных сочетаний букв и цифр, а также общевойсковые условные сигналы.

Для создания соответствующей "обстановки в эфире" в зуммерную сеть включается приемник и подбирается волна, загруженная разными передачами (микрофон, ключ, автомат). Если нужно создать фон, в эту же сеть можно включить один из ламповых зуммеров.

Громкость зуммеров или рации, предназначенных для передачи сигналов, должна быть отрегулирована так, чтобы не превышала громкости передачи, принимаемой с эфира.

Затем руководитель занятий приступает к передаче сигналов, передавая их быстро и обязательно через неравномерные промежутки времени, поддерживая этим внимание радистов в постоянном напряжении.

После каждой тренировочной передачи следует производить проверку принятых сигналов и устанавливать, кто и по каким причинам не принял сигналы.

В дальнейшем такую тренировку следует усложнять, передавая для двух-трех подгрупп радистов сигналы от разных зуммеров или передатчиков, требуя, чтобы каждая подгруппа принимала только те сигналы, которые ей предназначаются.

/54/

После освоения приема коротких сигналов в условиях зуммерного класса радистов следует тренировать в приеме сигналов на приемнике и в обмене радиосигналами на рациях в составе сети.

Для этого используются отдельные приемники и рации. Между ними распределяются радисты, которые принимают сигналы от главной рации.

Ясно, что и в этом случае должна быть выбрана волна, загруженная какой-либо передачей, а рации, передающая сигналы, должна работать с минимальной мощностью.

Такие упражнении в приеме сигналов полезно проводить целыми соединениями, когда в определенное время все рации полка, дивизии должны принимать сигналы, передаваемые рацией, установленной при вышестоящем штабе.

Регулярная тренировка радистов в приеме коротких сигналов на фоне различных помех позволяет им быстро и хорошо освоить радиосигнализацию.

Тренировка в смене волн

Полная смена волн, переход на запасную волну, установление связи с рациями других сетей проходят в отдельных случаях нечетко и иногда сопровождаются перерывами радиосвязи.

Чтобы радисты при смене волны всегда действовали уверенно, не теряли устойчивой связи с другими рациями, необходимо практиковать следующие специальные упражнения.

Руководитель занятия (командир взвода) должен продумать план занятия и составить расписание смены волн по времени или по сигналам главной рации и короткую радиосигнальную таблицу для управления работой раций.

Для проведения тренировки маломощные радиостанции и отдельные приемники устанавливаются на расстоянии 10—15 м один от другого, так чтобы они находились под непосредственным наблюдением руководителя занятия.

Для понижения слышимости типовые антенные устройства следует устанавливать наименьшие (один штырь) или заменять их суррогатными (конец провода).

Радиостанция, назначенная для установления связи с перечисленными рациями и передачи сигналов, устанавливается отдельно и связывается телефоном с руководителем занятия.

При смене волн по расписанию руководитель занятия дает на каждую рацию расписание смены волн, таблицу радиосигналов, предупреждая, что время смены будет объявляться.

По команде руководителя все радиостанции настраиваются на исходную волну, а выделенная радиостанция вызывает по очереди каждую рацию группы и устанавливает с ней связь.

Приемо-передающие рации отвечают на вызовы, а прием вызовов приемниками фиксируется руководителем занятий.

После установления связи выделенная рация передает циркулярные радиограммы и различные сигналы, которые должны приниматься всеми рациями.

Для перевода всех раций сети на другую волну руководитель занятия объявляет время перехода, например: «Внимание, сейчас 8.00". Если по расписанию все рации должны в 8.00 перейти на другую волну, радисты немедленно перестраивают на нее приемо-передатчик и продолжают работу в том же порядке.

/55/

При смене волн по сигналам главной рации организация работы раций остается та же, только радистам не дается расписания смен волн а они сменяются лишь по соответствующим сигналам главной рации.

После приема сигнала о смене волны каждая рация по очереди подтверждает прием сигнала и сейчас же переходит на новую волну.

Применяя такой метод тренировки, в течение двух учебных часов можно заставить радистов сменить волны 15 – 20 раз. При тренировке в работе сменными волнами следует также передавать сигналы, сокращенные обозначения и короткие циркулярные радиограммы.

Все это должно проводиться на фоне различных помех, дли чего следует подбирать соответствующие волны или выделять для создания помех специальные рации.

Установление связи с соседними сетями

Обучение и тренировку радистов в установлении связи с рациями других сетей следует проводить исключительно на рациях, сведенных в сети по две-три рации в каждой.

При недостатке раций соседние сети могут обозначаться и одной рацией (рис. 5).

При этом нужно отрабатывать два метода установления связи с соседними сетями: на волнах приемников или путем включения в сеть той рации, с которой устанавливается связь.

В первом случае встройка приемников остается без изменения. а перестраиваются только передатчики; во втором случае перестраиваются и приемники, и передатчики, и радиостанция, устанавливающая связь с рацией соседней сети.

Указанные методы установления связи с рациями соседних сетей могут отрабатываться раздельно или вместе.

Руководитель занятия должен составить схемы радиосвязи и план тренировки. Распределив рации по сетям и расставив их на местности с таким расчетом, чтобы их обход не занимал более 10—15 минут, руководитель подает сигнал: "Приступить к работе". По этому сигналу рации в своих сетях устанавливают связь и ведут обмен короткими радиограммами, примерно по 10—15 груш каждая.

Руководитель занятия обходит рации и, руководствуясь своим планом, отдает приказания радистам войти в связь с рацией соседней сети.

Радист должен выполнить приказание, обменяться с указанной ему рацией короткими радиограммами и снова переключиться на работу с рациями своей сети.

Если руководитель занятия имеет одного или двух помощников (младших командиров), то они отдают аналогичные распоряжения другим рациям. В этом случае, чтобы устранить встречные вызовы, необходимо строго придерживаться плана тренировки.

При такой тренировке нужно заставлять радистов как можно больше устанавливать связь по принципу соседних сетей и производить обмен только для оформления этой связи.

/56/

Имея семь маломощных радиостанции, можно отработать самые разнообразные варианты установления связи (рис. 6). Как и во всех предыдущих случаях, рации должны работать на минимальной мощности и на фоне различных помех.

Такая тренировка должна состоять из ряда последовательных, постепенно усложняющихся упражнений, пока радисты полностью не овладеют этим разделом специальной подготовки.

Работа групповыми позывными

Работа (радиостанций групповыми позывными и парольными сигналами требует от радистов отличного знания своей схемы радиосвязи и быстрой ориентировки в большом количестве позывных.

Нужно, чтобы радисты быстро заучивали напамять свои позывные и умело пользовались схемой радиосвязи для определения позывных своих корреспондентов. Кроме того, применение групповых позывных требует также и отличного знании порядка их использования.

Что касается парольных сигналов, то радисты должны знать, в каких случаях ими пользоваться, как нужно запрашивать и передавать парольные сигналы, с тем, чтобы весь процесс обмена ими проходил незаметно для радиоразведки противника.

Чтобы привить радистам необходимые практические навыки, нужно, во-первых, на всех занятиях (тренировках) по приему на слух, парному обмену и работе на рациях каждой рации (каждому радисту) назначать по два-три позывных и требовать, чтобы радисты запоминали их напамять; во-вторых, на тренировочных занятиях по приему на слух между учебной передачей систематически передавать позывные отдельных радистов, требуя, чтобы они отзывались на эти позывные; в-третьих, при работе раций в составе сети назначаемые групповые позывные использовать как линейные, вызывные и рабочие, сменяемые по времени и т. д., а также проводить тренировку в пользовании парольными сигналами, обращая при этом особое внимание на скрытность запроса и передачи их.

На время проведения таких тренировок следует выделить приемо-контрольную рацию, которая будет наблюдать за правильным использованием групповых позывных и парольных сигналов.

/57/

Для того чтобы учить радистов, как нужно боролся с попытками противника включать спои рации в наши сети, нужно одновременно выделять одну приемо-передающую рацию, укомплектованную хорошими, опытными радистами.

Выделенная для этой цели радиостанция должна сначала быстро изучить схему радиосвязи, волны и позывные, а затем включиться в сеть и, работая позывными раций сети, вносить дезорганизацию в их работу (рис. 7).

Такой метод тренировки заставит радистов соблюдать строгую дисциплину, умело пользоваться групповыми и позывными парольными сигналами и учиться отличать работу своих раций по тону и характерным особенностям работы каждого радиста.

После того как будут отработаны все элементы, составляющие сложные условия работы рации, следует проводить систематическую тренировку радистов в полном комплекте всех элементов, усложняющих работу раций.

Примерная организация такой тренировки показана на рис. 8.

В основном она сводится к тому, что прежде всего нужно обеспечить необходимый фон для создания помех извне. Для этого у каждого командира-радиста должны быть данные о загрузке эфира в месте расположения части. Такие данные легко получить, прослушав на приемнике поочередно на всех фиксированных волнах диапазона, на котором работают табельные рации.

Для создания фона нужно подобрать две-три волны, на которые бы производилась вещательная и телеграфная передача мощных раций.

В зависимости от подобранных воли назначаются на сеть рабочая и запасная волны, с тем чтобы иметь помехи на той и на другой волне.

Затем подбираются волны для соседних сетей, которые могут развертываться полностью или только обозначаться. Соседним сетям также следует назначать смежные волны. Если же сеть составляется из раций средней мощность, то разницу волн следует брать большую.

На каждую рацию назначается по три-четыре позывных и указывается порядок пользования ими

/58/

Также назначаются циркулярные позывные и парольные сигналы.

Для тренировки в смене радиоданных волны, позывные, парольные сигналы, ключи и переговорные таблицы могут назначаться из расчета двух-трех смен и устанавливается порядок перехода на новые радиоданиые.

Для создания помех и дезорганизации работы раций выделяется специальная радиостанция. Для контроля работы радистов и фиксирования всех ошибок в установлении связи и последующем обмене выделяется ириемоконтрольиая рация.

Вся организация работы рации и тренировка радистов должны проходить на определенном тактическом фоне, в соответствии с принадлежностью и предназначением радиостанций; руководитель должен иметь план проведения занятий, в котором в зависимости от выбранной обстановки должен быть отражен весь порядок проведения тренировки.

Для нагрузки радиостанции должны быть подготовлены расписания передачи сигналов и радиограмм.

При такой организации тренировки радистов и хорошо составленном плане се проведения можно с большой пользой и эффективностью обучать радистов работе действительно в сложных условиях и создавать такую обстановку, которая будет полностью соответствовать требованиям обороны.

/59/

(21/02/2016)

[ На главную ]