fontz.jpg (12805 bytes)

 

[ На главную ]

"Могучая советская авиация", 1940

(Фрагмент: 1-я глава с некоторыми пропусками)

Н.Волков, Госполитиздат, 1940

SOVAV40A.jpg (13192 bytes)

SOVAV40B.jpg (15962 bytes)

1. АВИАЦИЯ ВО ВТОРОЙ
ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЕ
И УГРОЗА НАПАДЕНИЯ НА СССР

Авиация – детище ХХ века. Во время первой мировой империалистической войны 1914-1918 гг. авиационная техника сделала огромный шаг вперед. С тех пор авиация развивается быстрыми темпами, находя все более широкое применение в различных областях.

Обострение противоречий империализма вынуждает капиталистические страны лихорадочно вооружаться, влияет на характер развития и применения воздушного флота как составной части вооруженных сил капиталистического государства. Сокращается культурно-экономическое использование авиации. В капиталистических странах авиация превращается главным образом в орудие разрушения и истребления.

Маршал Советского Союза т. Ворошилов в речи на XVIII съезде ВКП(б) сказал:

"Бешенная гонка авиационных вооружений капиталистических стран продолжается уже ряд лет и, несомненно, представляет собою один из наиболее характерных и определяющих моментов неизбежного всеобщего военного столкновения".

Авиационное строительство форсируется всеми капиталистическими странами; авиация рассматривается империалистическими армиями как панацея от всех военно-.........диений. Империалистами поставлена ставка –

/3/

посредством авиации добиться военной победы. Это подтверждает ход второй империалистической войны.

Современная военная авиация является крупнейшим фактором успешного ведения боя. отдельных операций и войны в целом. Если в 1918 г. у воюющих государств было около 10 тыс. боевых самолетов и только в отдельных больших сражениях участвовало одновременно по нескольку сот самолетов с каждой стороны, то во второй империалистической войне такие сражения обычны и повседневны.

В мае 1940 г., когда война в Западной Европе приобрела характер столкновений крупных войсковых соединений на обширном театре военных действий, соотношение военно-воздушных сил было следующее: союзники имели около 7 тыс. боевых самолетов, численность германской авиации – около 9 тыс. самолетов. К этому следует добавить качественное превосходство технического оснащения германской авиации.

Свою авиационную технику и тактику воюющие государства в той или иной степени проверили в боях в Испании и Китае.

Конструкторы внесли соответствующие поправки в проекты самолетов, разработали новые типы машин. Вся истребительная и бомбардировочная авиация Англии перед войной была перевооружена новой материальной частью. На вооружении Англии состоят одноместные истребители "Спитфайр" и "Хаукер Харрикен". Максимальная скорость самолетов "Спитфайр" на высоте 5500 метров около 500 километров в час, а истребителей "Харрикен" – 450-530 километров. Практический потолок этих машин колеблется от 9 до 10 километров. Их боевая сила, несмотря на большое количество пулеметов, значительно ниже возможного, а "Спитфайр", кроме того, не обладает достаточной маневренностью. Все это говорит о том, что боевые качества английских истребителей невысоки. Основным самолетом средней бомбардировочной авиации является трехместный Бристоль-"Бленхейм". Его максимальная скорость 480 километров в час, практический потолок – 9150 метров, дальность полета – 3 тыс. километров. Вооружение этого самолета явно недостаточно. Он имеет всего один неподвижный пулемет впереди и один подвижный – сзади.

Французские военно-воздушные силы к началу военных действий перевооружились новой материальной частью. Основным типом самолетов-истребителей является "Мо-

/4/

ран-406". Он имеет вполне удовлетворительную маневренность, но уступает немецким истребителям в скорости и высотности.

На вооружение бомбардировочной авиации Франции был принят двухмоторный самолет "Потез-63"; скорость на высоте 4 тыс. метров не превышает 460 километров в час, потолок – 9 тыс. метров, дальность – 1 тыс. километров, а бомбовая нагрузка – 600 килограммов. Закупленные в большом количестве в Америке бомбардировщики "Глен-Мартин-167" и Дуглас "DB-7" показали не очень высокие данные (1). Пикирующие бомбардировщики во Франции не нашли широкого применения.

Германские военно-воздушные силы снабжены лучшей материальной частью. На вооружении истребительной авиации находится Мессершмидт – "Ме-109", который развивает скорость до 570 километров в час. В боевых операциях участвуют также двухместные истребители "Ме-110", на которых установлены 4 пулемета и 2 пушки. Максимальная скорость бомбардировочных самолетов Хейнкель – "Не-113" и Дорнье – "Do-17" 500 километров в час. Основными типами пикирующих бомбардировщиков являются одноместный Хеншель – "Не-123", двухместный Юнкерс – "Ju-87": и новый самолет Юнкерс – "Ju-88", скорость которого достигает 500 километров в час, потолок – 9400 метров, а бомбовая нагрузка – 1400 килограммов.

Английские и французские империалисты, в течение многих лет раздувавшие войну, в конце концов оказались неподготовленными к ней. Это и не удивительно. Франция и в особенности Англия собирались вести войну чужими руками. Как известно, основой англо-французской внешней политики было стремление спровоцировать войну между Германией и СССР. "Всем хорошо известно, – писал американский журнал "Харперс Мэгэзин", – что, в то время как французские власти не могли получить сырье для строительства аэропланов у себя на родине, бокситы, являющиеся алюминиевой рудой, обильными потоками направлялись из Франции в Германию".

Англия, которую до сих пор спасало ее островное положение, стала благодаря развитию авиации театром военных действий.
====
1. С начала войны по июнь 1940 г. Англией и Францией было получено (? "из") США 6500 самолетов.

/5/

..........
...........

В октябре Англия и Франция объединили ....
английские империалисты

В течение шести месяцев после разгрома Польши между англо-французами и Германией ...
.....
8 апреля 1940 г. ... Дании и Норвегии ...
....

/6/

воздушных сил в современной войне. Германская авиация высадила воздушные десанты в ряде стратегических пунктов Норвегии. Наиболее уязвимым звеном германских войск в Норвегии являлись их коммуникации, тянувшиеся на 1500 – 2500 километров. Поэтому снабжение десантных частей всем необходимым для ведения боя и охраны коммуникаций от нападения противника были возложены на германские воздушные силы, которые справились и с этой задачей. Германский воздушный флот подверг бомбардировке подошедшие к Норвегии англо-французские транспортные суда.

События в Норвегии послужили началом оживления военных действий на западном фронте. Германия решила использовать голландско-бельгийский плацдарм для достижения быстрой победы. Имея количественное и качественное превосходство в воздухе (в частности большое количество пикирующих бомбардировщиков), германское командование отводило крупную роль военно-воздушным силам.

Авиация способствовала наступлению наземных войск и тормозила все контрмероприятиям англо-французов. В Голландии и Бельгии были высажены воздушные десанты. В Голландии эти операции были весьма успешными. Десантные отряды захватили ряд важнейших пунктов страны и удерживали их до прихода наземных войск. В Бельгии германские воздушные отряды были разгромлены, раньше чем германские наземные войска сумели оказать им помощь.

Десанты как новое средство борьбы были использованы с большим эффектом.

Одним из лучших способов оградить свои войска и территорию страны от нападения авиации и прочно завоевать господство в воздухе является уничтожение авиации противника на его же аэродромах. С этой целью германские воздушные силы с утра 10 мая произвели внезапный массовый налет на большинство аэродромов Голландии, Бельгии, а также Восточной и Северной Франции. Действуя на глубину до тысячи километров, германские самолеты подвергли серьезным разрушениям авиационные базы в Амстердаме, Антверпене, Брюсселе, Меце, Нанси, Реймсе, Ромильди, Дижоне, Лаоне и других городах. Нападению германской авиации подверглось до 70 полевых аэродромов и посадочных площадок. Из строя было выведено не менее 300 англо-французских самолетов.

/7/

Авиация Англии и Франции не сумела отразить сосредоточенного удара германских воздушных сил, охватившего сразу большие районы. Систематические атаки германской авиации на аэродромы и площадки противника продолжались по нескольку раз днем и ночью. Воздушным силам союзников был нанесен значительный урон.

Германская авиация помимо поддержки атакующей пехоты бомбардировала ряд пунктов в Западной Фландрии и дезорганизовала тыл союзных армий. Особое значение имели удары по аэродромам юго-восточной и восточной Англии. Они связывали действия английской авиации, ослабляли этим оборонительные возможности союзных войск.

На поле боя действовали массы крупных танковых и мотомеханизированных соединений и несколько тысяч самолетов. В крупном масштабе такое взаимодействие осуществлялось на поле боя впервые.

Несомненно потери обеих сторон как в личном составе, так и в материальной части очень велики. По американским данным, немцы потеряли во время боев во Фландрии 40% своих военно-воздушных сил.

Огромное значение в боях во Фландрии имело применение воздушных десантов и пикирующих бомбардировщиков. Это были средства и методы, мало знакомые войскам союзников и поэтому особо эффективные.

Еще большее количество самолетов участвовали с обеих сторон в парижской операции с 5 по 13 июня 1940 г. Уже к 4 июня одновременно с окончанием операции во Фландрии германская армия была готова к новому наступлению. Германские воздушные силы предварительно нанесли французской авиации сильный удар, уничтожив в районе Парижа, по германским сведениям, до 500 самолетов (большей частью на аэродромах).

Утром 5 июня началось решительное наступление на Париж. После мощной артиллерийской подготовки, поддержанной бомбардировочной авиацией, последовала атака пехоты. В течение трех дней, с 5 по 7 июня, несмотря на поддержку танков и свыше 2 тыс. самолетов, германское наступление развивалось довольно медленно. Не утомленные еще боями, французские войска защищали сильно укрепленные позиции и держались хорошо. Весьма активно действовала англо-французская авиация.

Главный удар немцев последовал лишь на четвертый день сражения, 8 июня. Германское командование не применило, однако, воздушных десантов в парижской опе-

/8/

рации. Французы имели достаточно сил и средств, чтобы расправиться с самым крупным воздушным десантом, прежде чем на помощь к нему могло подоспеть какое-нибудь мотомехсоединение. Лишь 9 июня германское командование, не рассчитывая больше на длительное сопротивление противника, выбросило в Шампании парашютный десант.

Главную роль в этой наступательной операции играла пехота. Захватывая с помощью авиации и танков ряд неприятельских позиций, пехота достигала полного прорыва отдельных участков фронта. Немцы попрежнему широко использовали свою авиацию, хотя в этих боях уже отмечалось меньшее участие пикирующих бомбардировщиков. Париж был объявлен открытым городом и оставлен французами. Это сражение по существу решило исход войны Германии с Францией.

Исход сражения решили не только мощная техника и новая германская тактика, перед которой растерялось союзное командование в первые недели военных действий. Этот исход был определен прежде всего почти тройным превосходством сил наступающих немцев, количеством самолетов и танков. По мнению корреспондента английской газеты "Дейли Мейл", "Франция располагала лучшим по качеству, но меньшим по количеству самолетным парком. Генеральный штаб Франции преуменьшил значение танков и авиации и рассматривал то и другое как вспомогательные роды оружия" (1). Недостатки танков и самолетов, численное превосходство германской армии сыграли роковую для Франции роль. Она вынуждена была подписать соглашение о перемирии.

Июньская катастрофа 1940 г. будет вписана в историю авиации как неизбежное возмездие за предательскую политику правящих классов Франции. Германия потребовала сдачи в хорошем состоянии военных самолетов. В качестве гарантии выполнения условий перемирия французские военно-воздушные силы были демобилизованы и разоружены. Больше того, в условиях перемирия между Францией и Германией сказано: "ни один французский самолет не должен подниматься в воздух" (статья 12-я).

Так бесславно прекратила существование еще не столь давно самая сильная в мире французская военная авиация.

Война вступила в новую фазу. Положение Англии, оставшейся теперь в одиночестве, осложняется тем обстоятельством, что Италия также вступила в войну
======
1. "Правда" от 23 июня 1940 г.

/9/

против Англии и Франции. Бассейн Средиземного моря стал новым театром военных действий.

Авиационные базы Германии, расположенные на позициях, завоеванных германскими войсками на побережье Ламанша, находятся от Лондона всего лишь на 250 километров. Это расстояние самолеты покрывают менее чем за полчаса. Германская авиация сковывает британский "Большой флот", лишая его возможности успешно вести наступательные операции.

Возрастает военная опасность и на Тихом океане. Противоречия между США и Японией резко обострились в связи с борьбой за голландскую колонию Индонезию и Французский Индо-Китай. Европейская война превращается в мировую.

Военные действия в Западной Европе показывают, что превосходство в воздухе является решающим. Без авиации невозможны никакие успешные операции на суше или на море.

Из всех технических родов войск авиация является наиболее сложным. Ее техника растет и развивается во много раз быстрее, чем техника остальных родов войск.

Однако силами одного воздушного флота выиграть войну невозможно. Лишь во взаимодействии с современными сухопутными родами войск и морским флотом авиация играет одну из решающих ролей.

* * *

Советские военные специалисты давно уже учли громадное значение авиации во взаимодействии наземных, танковых, воздушных и морских сил в современной войне. В СССР создан большой воздушный флот, подготовлены массовые кадры пилотов, парашютистов, построена передовая авиационная промышленность.

Наша родина волею партии и народа превратилась в великую авиационную державу. Существование социалистического государства немыслимо без первоклассного воздушного транспорта, связывающего быстрым, надежным способом многие союзные республики и области, немыслимо без мощной военной авиации – сильнейшего оружия Красной Армии и Военно-Морского Флота. В этом великое государственное значение авиации.

Военным неудачам инициаторов нынешней войны сопутствовало опубликование их тайных договоров и секретной переписки.

Когда сорвалось на севере – в Финляндии, неудачливые

/10/

организаторы походов против СССР переносят свою деятельность на юг. Начинают разрабатываться прямые планы коварного нападения на наши Закавказские республики.

Генерал Вейган телеграфирует 7 марта в Париж генералу Гамелену: "Маршал авиации Митчелл, командующий авиацией на Среднем Востоке... сообщил мне, что он получил из Лондона указания относительно приготовлений к возможной бомбардировке Баку и Батуми. Он сообщил о своем намерении просить разрешения у генерала Чакмака провести разведку аэродромов в Диарбекире, Эрзеруме, Карсе и... которые могли бы служить промежуточными авиационными базами, главной базой из которых был бы Джезире. Маршал авиации Митчелл просил у меня разрешения на производство разведки аэродромов в Джезире, так как политическое положение Ирака, независимость которого признана, не позволяет без угрозы осложнений использовать аэродромы этой суверенной территории. Я имею честь информировать вас, что я удовлетворил желание маршала авиации". (1) Таким образом базами для английской и французской авиации намечались с разрешения турецкого командования турецкие аэродромы.

Вслед за разведкой аэродромов начинается обсуждение планов воздушных бомбардировок. 14 марта 1940 г. французский посол в Анкаре Массильи беседовал с турецким министром иностранных дел Сараджоглу по поводу возможности бомбардировки Баку и Батуми. При этом Массильи ставит в известность французское правительство и английского посла, что никаких препятствий со стороны турецкого правительства не предвидится, и хладнокровно разъясняет, какие последствия может иметь бомбардировка с воздуха советских нефтяных районов, задуманная генералом Вейганом. По сведениям французского посла в Анкаре, пожары, вызванные воздушной бомбардировкой, продлятся долгие месяцы и охватят огромные пространства насыщенной нефтью земли. Варварские разрушения и массовые – вот что замышляли англо-французские империалисты. Массильи утверждает, что детали плана бомбардировки Баку и Батуми он обсуждал с турецким министром иностранных дел Сараджоглу, и в ходе этих обсуждений турецкий министр выразил свою полную готовность оказать помощь осуществлению этого чудовищного замысла. Более того, в этих дружеских беседах
=====
1. Документ N: 1 германской шестой "Белой книги". "Правда" от 5 июля 1940 г.

/11/

затронута была также и роль Ирака в предстоящем разбое (1).

В докладной записке генерала Гамелена от 16 марта 1940 г. уточняется количество самолетов, предназначенных для бомбардировки нефтяных районов Баку и Батуми.

"Согласно планам, намеченным в свое время, для этого предназначалось 9 соединений самолетов. Командование французским военно-воздушным флотом представит для этой цели четыре соединения, остальную часть – английский военно-воздушный флот. Эти соединения имели бы свою базу в Джезире, где для этого имеются подходящие условия. Кроме того, должны быть созданы базы также в Азиатской Турции. Командование французским военно-воздушным флотом могло бы уже теперь начать бомбардировку Закавказья, используя два соединения тяжелых бомбовозов, которые могут быть усилены двумя соединениями средних бомбовозов" (2).

Эти документы до конца выясняют, какие именно страны замышляли и подготовляли агрессию против СССР. Они подтверждают, насколько прав был СССР, укрепляя свои позиции на всех окраинах, в том числе в районах Баку и Батуми.

* * *

Советский Союз занимает площадь около 24 млн. кв. км. Расстояния между центрами страны и окраинами достигают тысяч километров. Быстра и надежна связь с помощью самолетов. Огромная территория обеспечивает СССР наибольшую по сравнению с другими европейскими странами безопасность индустрии и населенных пунктов от нападений с воздуха. Моря и океаны, омывающие СССР, многочисленные реки и озера нашей родины представляют благоприятные условия для развития гидроавиации.

СССР вырабатывает в достаточном количестве все виды материалов, необходимых для производства самолетов, авиамоторов, приборов и вооружения. Полностью освоена металлургия качественных сталей, созданы алюминиевые и магниевые заводы.

За последние годы продукция авиационной промышленности Советского Союза увеличилась во много раз. Построен ряд новых авиационных заводов, оборудованных по последнему слову техники и не имеющих равных
======
1. Документ N: 3 германской шестой "Белой книги", "Правда" от 5 июля 1940 г.
2. Там же, документ N: 5.

/12/

в мире. Мощность нашей авиапромышленности обеспечивает массовый выпуск самолетов. Авиазаводы усовершенствовали технологические процессы, внедрили поточно-конвейерные методы сборки самолетов, механизировали производство. Много сил и внимания было уделено прогрессу моторостроения. В итоге СССР получил прекрасные авиамоторы оригинальных конструкций. Ежедневно наши заводы выпускают грозные стаи стальных птиц.

Сила и могущество советской авиации прежде всего в ее людях: летчиках, конструкторах, производственниках – смелых, бесстрашных, беспредельно преданных партии Ленина-Сталина.

Наши людские резервы неисчерпаемы. В СССР имеются целые династии рабочих авиационной промышленности, немало рабочих с 30-летним стажем. Летчики, имеющие четверть века летного стажа, насчитываются десятками.

За границей гражданская авиация по существу подчинена военно-стратегическим задачам. В нашей стране сеть воздушных сообщений обеспечивает связь важнейших пунктов с Москвой. Создана полярная авиация. Наши транспортные самолеты летают над высочайшими хребтами Памира, над бурным Татарским проливом, знойной пустыней Кара-Кум, тундрами Крайнего Севера и степями Азии.

Наряду с железнодорожным транспортом (80% всех перевозок) растет с каждым днем удельный вес воздушного транспорта. За пять лет перевозки воздушного транспорта увеличились в 10 раз. Значение воздушного транспорта в преодолении громадных и укреплении обороноспособности СССР исключительно велико. По протяженности воздушных линий СССР занимает первое место в мире.

По мировым рекордам советская авиация занимает одно из первых мест в мире. За четыре года пребывания в Международной авиационной федерации (ФАИ) Центральный аэроклуб имени В.П.Чкалова вышел на первое место и по числу рекордов опередил все страны. Из 200 зарегистрированных рекордов 40 принадлежат советской авиации; из них 29 мировых и международных рекордов на самолетах, 8 международных рекордов на планерах и 3 по воздухоплаванию. Все советские рекорды установлены на серийных машинах. В капиталистических странах для этих целей строят специальные рекордные самолеты.

Исключительно важна и существенна роль авиации в обороне страны.

/13/

Красный воздушный флот теперь способен вести победоносную войну с целым рядом воздушных флотов капиталистических стран.

"... Сейчас нередко встретить на наших военных аэродромах не только истребитель, но и бомбардировщик со скоростями, далеко перевалившими за 500 километров в час, а высотностью за 14-15 тыс. метров", – говорил т. Ворошилов на XVIII съезде ВКП(б).

Полтора года прошло с тех пор, и наши самолеты ныне летают еще выше, быстрее и дальше.

Однако при бешенной гонке вооружений во всем мире мы не можем успокаиваться на достигнутом. Мы не можем ни на минуту ослабить заботы о дальнейшем укреплении могущества воздушных сил социалистического государства.

"...Нужно всемерно усилить и укрепить нашу Красную армию, Красный флот, Красную авиацию, Осоавиахим. Нужно весь наш народ держать в состоянии мобилизационной готовности перед лицом опасности военного нападения, чтобы никакая "случайность" и никакие фокусы наших внешних врагов не могли застигнуть нас врасплох" (1), – указывал товарищ Сталин.

Окруженные всенародной любовью и поддержкой, бойцы Красной Армии, Военно-Морского Флота и Красной Авиации покрыли себя неувядаемой славой в боях у озера Хасан, в Монголии, в освободительной войне в Западной Украине. и Западной Белоруссии, в борьбе против белофинских бандитов.

Всего 30 лет существует в нашей стране авиация. В наши дни человечество завершает лишь первый этап развития авиации. Возможно, что мир уже вплотную подошел к созданию качественно новых летательных машин. Но каковы бы ни были исторические испытания, предстоящие ей, авиация Советской страны служит делу сближения народов, делу защиты мира.

.....
======
1. Письмо т. Иванова и ответ товарища Сталина, стр. 13. 1940 г.

/14/


ДОПОЛНЕНИЯ zhistory

Про планы АиФ начала 1940 г. побомбить Баку можно почитать на разных сайтах, например:

В книге Cултанова Чапай Али оглы "Выстояли бы СССР и Европа против фашизма, в случае потери бакинской нефти?":
ГЛАВА 5. НАПАДЕНИЕ НА СССР МОГЛО НАЧАТЬСЯ С ЮГА И ДРУГИМИ СТРАНАМИ

На сайте "Наш баку":
Бомбы на Баку - Военные планы Франции и Англии против СССР (1939 /1940г.г.)

На сайте "Уголок неба" статья "Англо-французские планы нападения на СССР в 39-40 гг."

По теме снабжения Германии нефтью есть подробная статья: Состояние с топливом в нацисткой Германии в период 1933 - 1945

Варианты строк поиска для Гуугл:
"планы англо-французов бомбить Баку и Батуми"
"поставки нефти в Германию"

(14/05/2017)

[ На главную ]