fontz.jpg (12805 bytes)

 

[ На главную ]

 

"МАСКИРОВКА ВВС",
Ясин Е.3., 1941, 2-е изд.

MSKVVTI1.jpg

MSKVVTI2.jpg

/1/

MSKVV2_3.jpg

Е.3.Ясин. "МАСКИРОВКА ВВС"

2-е переработанное и дополненное издание.

В книге изложены вопросы маскировки аэродромов, материальной части авиации на земле и самолетов в воздухе, а также приемы маскировки элементов обороны аэродромов.

Книга рассчитана па летный и технический состав ВВС РККА.

=====

"Наша война за свободу нашего отечества сольется с борьбой народов Европы и Америки за их независимость, за демократические свободы. Это будет единый фронт народов, стоящих за свободу против порабощения и угрозы порабощения со стороны фашистских армий Гитлера"

(СТАЛИН).

/2/

Глава первая

СУЩНОСТЬ МАСКИРОВКИ ВВС

Маскировка ВВС преследует цель создать и поддерживать у противника в течение необходимого времени ряд ложных впечатлений в желаемом для нас направлении относительно: а) действительного расположения аэродромов, назначения, состояния и степени эксплоатации их; б) типов и количества имеющихся на аэродроме самолетов; в) количества и назначения аэродромных сооружений; г) количества самолетов, находящихся в воздухе; д) принятых командованием решений.

I. РАЗВЕДКА АЭРОДРОМОВ И МАСКИРОВКА

Из всех видов и способов наземной разведки, имеющих в других родах войск иногда решающее значение, для обнаружения аэродромов противника может применяться главным образом агентурная разведка. Как правило, основную работу агентурная разведка проводит в мирное время, собирая необходимые материалы об аэродромах противника до начала военных действий. Во время военных действий разведка аэродромов противника проводится в основном авиацией. Иногда агентурная разведка дополняет и уточняет данные воздушной разведки.

Маскировка аэродромов должна быть рассчитана главным образом на разведку с воздуха, так как маскировать аэродромы от агентурной разведки весьма трудно, и против такой разведки должны приниматься особые меры.

Относительно других родов войск (не ВВС) воздушная разведка может дать лишь общую их характера-

/3/

стику и группировку, не расшифровывая хорошо замаскированных иногда очень важных объектов и подчас не обнаруживая целых соединений, умело расположенных в населенных пунктах и лесах. Поэтому информация бывает неполной, а иногда и неверной.

Разведка же аэродромов с воздуха значительно облегчена, так как большую часть времени — до 70% — самолеты находятся на аэродромах и только около 30% — в воздухе. Аэродромы же, как правило, имеют ряд характерных и хорошо различимых для опытного наблюдателя внешних признаков. В отличие от разведки других родов войск, воздушный разведчик по очень незначительным признакам может обнаружить аэродром, а по ряду специфических данных определить не только наличие на нем авиачасти, но иногда также типы самолетов и их количество.

Чем технически совершеннее средства разведывательной авиации, тем быстрее и шире раскрывается маскировка. Поэтому необходимо, чтобы техническому росту воздушной разведки соответствовал технический рост маскировки, особенно маскировки ВВС.

II. МЕТОДЫ ВОЗДУШНОЙ РАЗВЕДКИ

Воздушная разведка осуществляется визуальным наблюдением, фотографированием или при помощи огневых средств.

1. Визуальная разведка

Визуальная разведка производится либо невооруженным глазом, либо с помощью оптических приборов. Она является простейшим видом разведки, и ее можно применять в любой обстановке при условии видимости земли.

Данные визуальной разведки противник или запоминает, или же, если позволяет обстановка, фиксирует графически или письменно.

При визуальном наблюдении с 2000 м и выше можно обнаружить лишь грубые дефекты маскировки аэродромов; мелкие же дефекты могут ускользнуть от разведчика, так как их трудно уловить на большой площади.

Установим, с какого расстояния противник начнет рассматривать наши объекты.

Известны четыре зоны наблюдения по направлению полета (рис. 1):

/4/

1. Зона общей ориентировки — участок местности, на котором большинство предметов сливается в сплошную неопределенной формы и цвета полосу. Углы обзора 76—82°.

2. Зона предварительного наблюдения — участок местности, на котором можно распознать предметы по контурам. Углы обзора 45—76°. В этой зоне противник окончательно нацеливает самолет на объект наблюдения.

3. Зона изучения — участок местности, на котором все предметы просматриваются в плане. Эта зона равна 2Н (Н — высота наблюдения), а углы обзора от –45° до +45°. Это — зона изучения объекта.

4. Зона контроля. Она отличается от зоны предварительного наблюдения лишь тем, что расположена не впереди наблюдателя, а позади него. В этой зоне разведчик дополняет и контролирует данные разведки.

Таким образом, дистанция наблюдения с самолета до дальней границы зоны общей ориентировки равна 7,1Н; дистанция до дальней границы зоны предварительного наблюдения и ближней границы зоны общей ориентировки равна 4,13Н; наконец, до дальней границы зоны изучения и ближней границы зоны предварительного наблюдения она равна 1,41Н.

Ниже, в главе второй, рассмотрен вопрос, каких размеров объекты с какого расстояния будут видны противнику на указанных дистанциях наблюдения.

Высота наблюдения зависит, во-первых, от технического уровня средств активной борьбы с разведчиками, во-вторых, — от уровня развития авиации и средств визуальной разведки противника и, в-третъих, от метеорологических условий.

Чем ниже будет лететь разведчик, тем легче ему распознать замаскированные объекты, но это, с одной стороны, увеличивает опасность для самолета, а с другой — значительно уменьшает время наблюдения. Сравним время наблюдения с двух высот: 1500 и 25 м, при скорости полета 100 м/сек и нормальной зоне изучения, равной 2Н. В первом случае время, необходимое для наблюдения и изучения объекта, будет равно (1500 х 2) : 100 = 30 сек., во втором случае (25 х 2) : 100 = 0,5 сек. Если допустить, что радиус наблюдения при бреющем полете равен 500 м, то разведчик имеет для наблюдения всего лишь 5 сек., Т. е. в шесть раз меньше, чем с высоты 1500 м.

/5/

MSKVV6.jpg
Рис. 1. Зоны наблюдения.

[Надписи вверху на виде зон сбоку (справо-налево):]

3Н - дальний обзор
(замечание, нацеливание)
Зона общей ориентировки (пятен)

3Н - Предварительный обзор
(до 82°)
Зона предварительного изучения
(контуров)

2Н - Вертикальный обзор
(изучение)
Зона изучения

3Н - Контрольный обзор
(обзор назад)
Зона контроля (контуров)

/6/

Очевидно, противник будет прибегать к бреющему полету только тогда, когда ему необходимо будет уточнить какой-нибудь элемент разведываемого объекта. Надо также учесть, что для увеличения времени наблюдения с малых высот противник будет стремиться вести самолет сбоку объекта, примерно на расстоянии 150 — 200 м. Это увеличит время наблюдения примерно до 15 сек.

Во время войны в Испании разведка аэродромов обычно велась с высот 1500 — 5000 м. Японцы ведут разведку китайских аэродромов с высот 3000 — 4000 м. В современной войне в Западной Европе разведка аэродромов производится с различных высот. Только при низкой и сплошной облачности разведка ведется с малых высот.

Однако, чем больше высота, тем меньше возможностей для визуального наблюдения. При хорошей видимости высота визуального наблюдения может быть выше 4000 м.

Следует иметь в виду возможность повторного наблюдения одного и того же аэродрома через небольшие промежутки времени. Так, например, один китайский разведывательный самолет подошел к японскому аэродрому на высоте 4500 м. Была дымка. Ни с этой высоты, ни с высоты 3000 м, на которую самолет снизился, экипаж ничего не обнаружил. После разведки других объектов он снова решил разведать этот аэродром и, подойдя к нему внезапно на другом курсе, обнаружил взлетающие японские истребители.

2. Фотографическая разведка

Фотографическая разведка — более надежное средство, чем визуальная разведка, так как:

а) необходимые данные фиксируются фотоаппаратом, вследствие чего разведка всегда объективна и после нее остается документ — фотоснимок;

б) фотография одновременно фиксирует большое количество объектов со всеми деталями;

в) при помощи длиннофокусных фотоаппаратов возможно фиксирование объектов и деталей с больших высот, не доступных визуальному наблюдению;

г) имеется возможность стереоскопически изучить заснятые объекты и по снимку определить точные размеры их.

Фотография значительно облегчает распознавание замаскированных объектов, особенно при стереоскопическом фотографировании или при сличении снимков одного и того же объекта, сделанных в различное, время.

/7/

Для расшифровки искусственных маскирующих материалов или окрасок, спектральный состав которых не соответствует спектральному составу цвета естественной зелени, особое значение имеет фотографирование на сенсибилизированных к инфракрасным лучам пластинках, а также цветная фотография, дающая возможность отличить цвета различного спектрального состава, хотя бы глазу эти цвета и казались одинаковыми.

При аэрофоторазведке пользуются следующими двумя видами съемок:

1. Плановая съемка, при которой оптическая ось объектива фотоаппарата образует с земной поверхностью угол а = 90° (рис. 2). Снимок непосредственно дает план местности и объектов, расположенных на ней. Зная фокусное расстояние фотоаппарата и высоту съемки, можно определить размеры объекта в плане и масштаб снимка по формуле:

MSKVV8.jpg

2. Перспективная съемка, при которой оптическая ось объектива фотоаппарата образует с земной поверхностью угол а < 90° (рис. 3). Определить размеры объектов и расстояния между ними на перспективном снимке значительно труднее (требуется дополнительная обработка), чем на плановом, но перспективная съемка имеет ряд преимуществ перед плановой, а именно:

/8/

а) один снимок захватывает значительно большую территорию, чем плановый снимок с той же высоты;
б) вид объектов под углами, меньшими 90°, привычнее для глаза, а потому их легче расшифровать;
в) имеется возможность заснять аэродром, находясь в стороне от него.

Эти преимущества противник может широко использовать при аэрофоторазведке наших аэродромов. Все дефекты маскировки, подчас даже незначительные, трудно уловимые глазом, будут точно зафиксированы на пленке и обнаружены при дешифрировании фотоснимков.

Сравнивая аэрофотоснимки с данными визуальной разведки (схемы, зарисовки, записи и пр.), противник значительно полнее представит себе разведанный участок и те работы, какие на нем производились.

Особенно следует запомнить, что аэрофотоснимки одного и того же аэродрома, сделанные в различное время, при сравнении их дают возможность обнаружить все те изменения, какие могли произойти на аэродроме и в маскировке его за некоторый период времени.

Во время войны с белофиннами нашему командованию стало известно о наличии в данном районе аэродрома противника. Аэрофотосъемка его не обнаружила, так как аэродром был хорошо замаскирован. Однако при сравнении нескольких аэрофотоснимков, сделанных в различное время, удалось установить некоторые, весьма незначительные изменения на местности. По этим изменениям сначала был обнаружен один хорошо замаскированный в лесу самолет, а затем и все самолеты, укрытые среди деревьев.

Если при дешифрировании аэрофотоснимков, сделанных в первом полете, противнику не удастся обнаружить замаскированный аэродром, то, найдя на снимках, полученных в последующие дни, хотя бы небольшие изменения на отдельных, даже мелких участках заснятого района, он получит нить к раскрытию большой работы по маскировке аэродрома.

3. Разведка с применением огневых средств

Разведчик противника, пролетая над аэродромом и не обнаружив его, но зная хорошо, что он должен быть именно здесь, может применить огневые средства. Как правило, для целей разведки противник будет прибегать к активным средствам только в последний момент, когда

/9/

все способы, имеющиеся в его распоряжении для обнаружения замаскированного аэродрома, будут исчерпаны и он не получит желаемого результата. Такая разведка может заставить открыть огонь из имеющихся на аэродроме зенитных средств и тем самым выдать наличие аэродрома. Применение огневых средств иногда может помочь разведчику обнаружить замаскированные объекты не только благодаря их активному действию. Так, например, можно зажечь какое-нибудь маскировочное перекрытие над дорогой или другим элементом аэродрома. Легкое воспламенение этого перекрытия, имитирующего траву, и хорошее его горение, а также появление в месте пожара хорошо наезженной или даже шоссейной дороги намного облегчат работу и сократят время разведки.

4. Время выполнении воздушной разведки

Воздушная разведка может производиться как днем, так и ночью. В дневное время можно вести воздушную разведку почти всегда, за исключением дней со сплошным туманом или сильным снегопадом. Ночью воздушная разведка затруднена вследствие ограниченной видимости и сложности поддержания постоянной детальной ориентировки в полете.

Для достижения наибольшей скрытности и внезапности разведки полет к цели, как правило, будет выполняться на большой высоте, а подход к объекту разведки и наблюдение — на планировании с приглушенным мотором.

Если светомаскировка аэродрома хорошо поставлена и маскировочная дисциплина строго поддерживается, то в ночное время аэродром почти невозможно обнаружить. Поэтому противник вынужден будет применять осветительные средства, что создаст для него много неудобств, прежде всего в отношении его собственной маскировки. Однако при помощи осветительных средств можно вести разведку в очень темную ночь, детально обследовать аэродром в светлую ночь и производить аэрофотосъемку. Для этого существуют специальные устройства и аэрофотоаппараты.

Современные осветительные бомбы дают силу света до 2 миллиардов свечей. В иностранных армиях применяется осветительная бомба весом около 30 кг, вспышка которой, продолжающаяся от 1/5 до 1/50 секунды, происходит автоматически после сбрасывания с самолета, на расстоянии около 50 м от него.

/10/

MSKVV11.jpg

Рис 4. Ночной аэрофотоснимок аэродрома. На переднем плане видна группа из трех самолетов; перед ангаром — стоянка автомашин.

На рис. 4 показан ночной аэрофотоснимок аэродрома, на котором ясно видны самолеты и автомашины.

В некоторых случаях разведку значительно выгоднее производить не в дневное время, а ночью или в сумерках по следующим причинам:

а) ночью легче обеспечить внезапность и лучше обезопасить себя от зенитного огня и истребителей;

б) возможно использовать ночь для прохода линии фронта и следования к месту разведки, а наблюдение вести на рассвете или произвести разведку в сумерках, а ночью возвратиться на свой аэродром.

Зная это, можно соответственно маскировать не только аэродромы, но и свои действия и быть всегда наготове для соответствующей встречи разведчиков противника в любое время суток.

/11/

III. ПРИМЕНЕНИЕ МАСКИРОВКИ В ВВС

Маскировка ВВС, противопоставляемая главным образом воздушной разведке и являющаяся пассивным средством борьбы, должна создать определенное ложное впечатление у противника в желаемом для нас направлении. Иногда бывает недостаточно только скрыть факт существования действительного аэродрома, а возникает необходимость направить противника на ложный аэродром, заставив его израсходовать впустую определенное количество огневых средств.

Разберем в общем виде случаи маскировки, которые могут применяться в ВВС.

1. Полное сокрытие объектов

Рассмотрим возможность полного сокрытия от противника постоянных и оперативных аэродромов (1) и наземного перебазирования.

Постоянные аэродромы. Полностью скрыть от противника факт существования постоянного аэродрома — задача, практически не разрешимая по следующим причинам:

а) наличие в данном месте постоянного аэродрома может быть известно противнику задолго до начала военных действий;

б) отдельные крупные сооружения постоянного аэродрома — ангары, штабные и жилые здания — требуют для своей маскировки огромных затрат средств и рабочего времени;

в) интенсивная эксплоатация постоянного аэродрома в мирное время и создание для этого всех необходимых удобств вызывают необходимость сооружать большое количество крупных и мелких дополнительных элементов, маскировать которые чрезвычайно трудно.

Полностью скрыть постоянный аэродром на некоторое ограниченное время можно только при помощи дымовых
=====
1. Под оперативными подразумеваются такие аэродромы, которые не имеют никаких специально возводимых сооружений и используются для летной работы как в мирное время (учения, маневры), так и в военное. Для работы авиационных частей используются местные постройки и сооружения и оборудование временного характера.

/12/

завес. Дымовая завеса над аэродромом, значительно простирающаяся за его пределы, затрудняет отыскание данного аэродрома и исключает возможность прицельного бомбометания.

Применяя другие средства маскировки, можно достигнуть уменьшения заметности постоянного аэродрома или создать ложное впечатление о его состоянии.

Оперативные аэродромы. Скрыть от противника оперативный аэродром с временными сооружениями, материальной частью и транспортом — задача, вполне осуществимая даже без применения дымовых завес. Для этого необходимо выполнение следующих условий:

а) все работы по возведению данного аэродрома должны быть полностью увязаны с требованиями маскировки;

б) все элементы аэродрома, в том числе и летное поле, должны быть хорошо замаскированы;

в) эксплоатация аэродрома должна полностью исходить из принятого командованием решения по маскировке его без ущерба для выполнения боевых заданий;

г) должна строго соблюдаться маскировочная дисциплина.

Перебазирование. Скрыть полностью наземное перебазирование можно при соблюдении следующих условий:

а) тщательная маскировка всего перевозимого, характеризующего транспортировку элементов ВВС;

б) передвижение транспорта по укрытым от наблюдения противника дорогам (в лесу, густом кустарнике и т. д.);

в) перевозка в ночное время при выключенных фарах.

При невозможности осуществить указанные мероприятия, полностью скрыть перебазирование трудно и необходимо изыскивать иные меры, направленные на введение противника в заблуждение или на затруднение его разведывательных действий.

2. Уменьшение заметности и узнаваемости

Уменьшением заметности и узнаваемости постоянных и временных аэродромов и материальной части, расположенной на них, подвижных штатно-табельных средств, различных сооружений и автотранспорта с грузом при перебазировании можно добиться того, что противник, наблюдая объекты с близких дистанций, не будет их узна-

/13/

вать. Чтобы их распознать, противник вынужден будет находиться длительное время над объектом и на небольшой высоте, что облегчит работу наших зенитных средств.

Это достигается:

а) сокрытием отдельных, иногда мелких, но характерных элементов объекта или группы их от непосредственного наблюдения противника;

б) окраской объектов в цвет, если не точно совпадающий с цветом фона местности, на которой они расположены, то хотя бы близкий к нему;

в) перекрытием отдельных частей объекта различными маскирующими материалами, затрудняющими быстрое опознавание объекта;

г) возведением некоторых ложных объектов в непосредственной близости к действительным или пристройкой к ним отдельных элементов, искажающих их конфигурацию и форму.

Этим способом можно, например, ангару придать вид жилого сооружения, колонне автомашин и цистерн — вид транспорта хлеба, сена и пр.

3. Сокрытие отдельных элементов

Сокрытие отдельных элементов объекта может широко применяться при маскировке различных постоянных сооружений, главным образом тыловых, разбросанных на значительной территории. Однако в применении к объектам ВВС это решение будет иметь несколько меньший успех, хотя не исключена возможность получения необходимого эффекта. Так, например, не маскируя полностью весь аэродром, можно замаскировать отдельные важные элементы его во избежание прицельного бомбометания по ним.

4. Создание ложного впечатления о состоянии аэродрома

Если противнику известно наличие в данном месте аэродрома, но не известно, в каком состоянии он находится: имеется ли на нем авиачасть; расположены ли самолеты на аэродроме или они находятся в воздухе; интенсивно ли эксплоатируется аэродром; восстановлен ли аэродром после бомбардировки и т. II., — то противника можно ввести в заблуждение в желаемом для нас направлении.

/14/

Так, например, если противнику хорошо известно наличие аэродрома и дальнейшее пребывание на этом аэродроме нецелесообразно, можно произвести перебазирование, но с таким расчетом, чтобы оставляемый аэродром казался эксплоатируемым. Это достигается устройством ложной материальной части, располагаемой в местах, где находилась действительная, и эпизодическими ложным действиями в дневное и ночное время, создающими впечатление продолжающейся жизни на аэродроме.

Возможно также замаскированно восстановить разрушенное противником летное поле, но так, чтобы ему об этом не было известно. Вслед за восстановлением или одновременно с ним проводится маскировка, имитирующая воронки от разорвавшихся бомб в мостах, где они действительно были. Это создает впечатление, что аэродром не эксплоатируется.

5. Ложные аэродромы

Ложные аэродромы, как показал опыт современных войн, имеют огромное значение как средство введения противника в заблуждение. Поэтому они сделались неотъемлемой частью аэродромного узла.

Устройством ложных аэродромов можно добиться следующего:

а) внести неясность в определение противником действительных и ложных аэродромов;

б) облегчить работу своей авиачасти, если противник принял ложный .аэродром за действительный;

в) заставить противника расходовать большое количество огневых средств, имитируя после каждого нападения на ложный аэродром восстановление разрушений;

г) если противник, обнаружил, что аэродром ложный, использовать его как действительный (когда позволяют условия), оставив действительный аэродром в качестве ложного.

IV. НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ МАСКИРОВКИ

1. Тщательность маскировочных работ

При сличении аэрофотоснимков нескольких съемок одного и того же аэродрома по незначительным изменениям, получившимся в маскировке по истечении определенного времени, легко можно расшифровать маскировку аэро-

/15/

дрома, что сведет на-нет все затраченные на нее труды. Не продуманные до конца решения по маскировке недопустимы, точно так же как недопустима небрежность при выполнении маскировочных работ.

Тщательность маскировочных работ и продуманная целесообразность их — необходимые условия для того, чтобы маскировка полностью соответствовала своему назначению.

Если для маскировки используется срезанная растительность в виде естественного маскирующего материала, то за этой срезанной растительностью необходимо следить и своевременно ее заменять, так как срезанная растительность после высыхания приобретает цвет, отличный от цвета фона естественной зелени, и это упростит и облегчит разведывательную работу противника.

Если объект маскируют, допустим, под скирду соломы, то форма ее и размеры должны быть такими, как принято делать их в данном районе. Но когда такая скирда единственная не только на месте маскировочных работ, но и в районе радиусом свыше 50 км, то она уже является целью для противника, так как, увидев ее, он без труда расшифрует не только скирду, но и остальные работы по маскировке. В этом пагубность случайных мероприятий. Как бы эти мероприятия ни были технически правильно осуществлены, если они необычны на окружающей местности, они послужат только ключом для расшифровки остальных работ по маскировке.

2. Естественность маскировки

Из разобранного примера непосредственно вытекает необходимость придания всей маскировке вида, не вызывающего подозрения. Таким образом, все мероприятия должны быть согласованы с окружающей местностью и обстановкой и не должны вносить в нее чего-то чужеродного, искусственного, сразу привлекающего внимание противника.

Когда в целях маскировки задумано строить ложные дома, то их можно строить только в том случае, если вблизи аэродрома имеются селения и эти дома будут служить естественным их продолжением, а по своему типу, размерам и внешнему виду не будут отличаться от существующих домов.

/16/

Если, например, какой-нибудь объект расположен на ровном открытом месте, то можно замаскировать его под холм, по цвету совпадающий с фоном, на котором он проектируется, и полностью скрывающий объект. Однако этот холм быстро привлечет внимание противника, так как на ровном место он будет неестественным. На холмистой же местности даже не тщательно выполненный ложный холм может быть не замечен, так как он находится в естественных условиях.

3. Непрерывность маскировочных работ

Для того чтобы естественность маскировки не нарушалась с течением времени, необходимо вести за ней непрерывное наблюдение и вносить в нее те изменения, которые могут произойти на окружающей местности, т. е. маскировку необходимо систематически поддерживать и обновлять.

Достигнуть хорошего маскировочного эффекта с минимальными затратами можно лишь в том случае, если маскировочные мероприятия проводятся с момента начала рекогносцировки места под аэродром, при возведении и оборудовании аэродрома, в процессе самих работ по устройству аэродрома, а также при эксплоатации его. Даже после того как противник разрушил аэродром, нельзя прерывать маскировочные работы, а наоборот, их надо усилить, например при необходимости имитировать воронки после восстановления аэродрома. Если же нецелесообразно восстанавливать разрушенное летное поле, то необходимо имитировать восстановление, чтобы противник расходовал по нему бомбы и снаряды, в то время как части будут находиться на другом аэродроме.

4. Разнообразие маскировки аэродромов

При маскировке объектов, расположенных на большой территории (аэродромный узел и т. II.), необходимо стремиться к тому, чтобы отдельные приемы, применяемые для сокрытия того или иного объекта или части территории, мало походили друг на друга; особенно это необходимо учитывать при маскировке нескольких аэродромов, входящих в один узел. Шаблон и однообразие в маскировочных мероприятиях могут повести к тому, что противник, раскрыв маскировку одного из аэродромов и видя те же

/17/

приемы в других местах, приобретет навык в обнаруживании аэродромов.

Разнообразие маскировочных мероприятий имеет целью затруднить и усложнить разведывательные действия противника и свести к минимуму возможность обнаружения аэродромов.

Внешний вид оперативных аэродромов почти всегда однообразен; особенно похожи друг на друга аэродромы, находящиеся в одном и том же районе. Определив один такой аэродром, противник на очень большом расстоянии сможет опознать и другие аэродромы. Для таких аэродромов разнообразие маскировочных мероприятий приобретает исключительное значение. Перед маскировкой будут стоять задачи так замаскировать каждый аэродром в отдельности, чтобы он, во-первых, не выделялся на окружающей местности и, во-вторых, своим внешним видом не напоминал других участков местности, используемых под аэродромы.

5. Полнота маскировочных работ и своевременной их окончание

Не всегда возможно бывает полностью выполнить все маскировочные работы. Иногда обстановка позволяет замаскировать только часть задуманного. В этих случаях целесообразно придерживаться следующего:

а) не начинать работ по маскировке широким фронтом, не будучи уверенным в возможности их полного окончания;

б) лучше замаскировать хорошо и полностью часть аэродрома, чем плохо весь аэродром.

Неоконченные маскировочные работы помогают противнику обнаружить объекты. Если, например, начатые работы по маскировке дороги под окружающее поле не закончены, то воздушный разведчик, безусловно, обратит внимание на внезапно обрывающуюся дорогу, которая до маскировки могла и не привлечь его внимания. Ясно, что такая "маскировка" только ухудшает положение.

Очевидно, отсутствие возможности закончить работы по маскировке этой дороги должно породить другое решение: отвести ложную дорогу в направлении ближайшего селения или соединить ее с другой существующей дорогой и одновременно замаскировать отрезок ее, ведущий к объекту. Это может дать значительно больший эффект уже потому, что работа будет полностью закончена и маскировка не будет привлекать внимание.

/18/

6. Подготовленность руководителя маскировочных работ

Естественно вытекающим из всего изложенного требованием является умение руководителя маскировочных работ на деле осуществить необходимые маскировочные мероприятия, правильно использовав и применив в соответствии с местными условиями естественные и технические средства маскировки. Руководитель маскировочных работ должен хорошо изучить территорию аэродрома, окружающую его местность, маскируемые объекты и все приемы и средства, которые возможно применить для сокрытия аэродрома в целом или его частей.

В случае маскировки перебазирования руководитель маскировочных работ должен изучить все условия, в каких оно будет происходить, и решить, как в данных местных условиях целесообразнее применить известные ему приемы маскировки.

=== * ===

Товарищи бойцы, командиры, политработники! Охраняйте, как святая святых, военную тайну. Помните, что всякое лишнее слово может принести нам огромный вред.

/19/

[Стр. 20 - 260 пропущены.
Пример стр. 178-179]:

MSKVV179.jpg

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава первая
Сущность маскировки ВВС

I. Разведка аэродромов и маскировка ... 3

II. Методы воздушной разведки ... 4

1. Визуальная разведка ... —
2. Фотографическая разведка ... 7
3. Разведка с применением огневых средств ... 9
4. Время выполнения воздушной разведки ... 10

III. Применение маскировки в ВВС ... 12

1. Полное сокрытие объектов —
2. Уменьшение заметности и узнаваемости ... 13
3. Сокрытие отдельных элементов ... 14
4. Создание ложного впечатления о состоянии аэродрома —
5. Ложные аэродромы ... 15

IV. Необходимые условия маскировки —

1. Тщательность маскировочных работ —
2. Естественность маскировки ... 16
3. Непрерывность маскировочных работ ... 17
4. Разнообразие маскировки аэродромов ... —
5. Полнота маскировочных работ и своевременное их окончание ... 18
6. Подготовленность руководителя маскировочных работ ... 19

Глава вторая
Видимость и опознавание объектов с воздуха

I. Видимость объектов человеческим глазом ... 20

II. Цвет ... 25

1. Природа цвета —
2. Основные свойства цвета ... 28
3. Оптическое смешение цветов ... 31
4. Зависимость цвета от фактуры и освещенности ... 32
5. Контрасты цветов ... 37
6. Цветочувствительность фотоэмульсии .. 39

III. Влияние формы, размеров и теней на видимость и опознавание объектов с воздуха ... 44

1. Форма и размеры объекта в плане –
2. Тени ... 46

/261/

Глава третья
Отрасли маскировки

I. Естественная маскировка ... 54

1. Местность и местные предметы —
2. Использование освещения и погоды ... 55

II. Растительная маскировка ... 56

1. Использование срезанной растительности —
2. Залужение ... 58
3. Пересадка деревьев ... 62
4. Приемы создания масок из растительности ... 66

III. Маскирующее окрашивание ... 68

1. Материалы ... 69
2. Инструменты ... 76
3. Приемы маскирующего окрашивания ... 88

IV. Декоративная маскировка ... 94

1. Назначение декоративной маскировки ... —
2. Средства декоративной маскировки ... —
3. Приемы декоративной маскировки ... 100

V. Дымовая маскировка ... 123
VI. Световая маскировка ... 128
VII. Звуковая маскировка ... 132

Глава четвертая
Маскировка летного поля

I. Демаскирующие признаки летного поля ... 133
II. Выбор площадки под аэродром ... 136

III. Борьба с демаскирующими признаками ... 138

1. Предупреждение появления демаскирующих признаков ... —
2. Уничтожение демаскирующих признаков ... 141

IV. Специальная обработка летного поля ... 145

V. Маскировка летного поля ложными элементами и макетами ... 146

1. Плоские ложные элементы ... 147
2. Макеты ... 152

Глава пятая
Маскировка самолетов

I. Демаскирующие признаки стоянок самолетов ... 160

II. Приемы маскировки самолетов на земле ... 161

1. Применение к местности ... —
2. Маскировка самолетов горизонтальными масками ... 169
3. Маскировка самолетов покрытиями ... 175
4. Маскирующее окрашивание самолетов ... 177

III. Приемы маскировки самолетов в воздухе ... 181

Глава шестая
Маскировка аэродромных сооружений

I. Демаскирующие признаки аэродромных сооружений ... 186

1. Постоянные сооружения ... —
2. Временные сооружения ... 188

/262/

II. Маскировка постоянных сооружений ... 190
III. Маскировка временных сооружений ... 197

Глава седьмая
Маскировка автосредств

I. Демаскирующие признаки ... 202
II. Приемы маскировки автосредств .. 204

Глава восьмая
Маскировка элементов обороны аэродромов

I. Демаскирующие признаки ... 210
II. Применение к местности при расположении элементов обороны аэродрома ... 212
III. Приемы маскировки элементов обороны аэродрома ... 214

Глава девятая
Ложные аэродромы

I. Имитация постоянных аэродромов ... 219

II. Имитация оперативных аэродромов ... 220

Глава десятая
Общее решение по маскировке аэродрома

I. Оценка обстановки ... 230

1. Маскировочная рекогносцировка аэродрома .. —
2. Анализ объектов маскировки ... 234
3. Обстановка ... 235
4. Время ... 236
5. Средства ... 237
6. Материалы, инструмент и рабочая сила ... —

II. Варианты маскировочного решения ... 238

1. Маскировка аэродрома, расположенного на открытой местности ... 240
2. Маскировка аэродрома, расположенного у населенного пункта ... 241
3. Маскировка аэродрома, расположенного у опушки леса ... 242

III. Расчет рабочей силы, средств и инструмента ... 243

IV. Организация работ ... 244

1. Организация работ на действительном аэродроме ... 253
2. Организация работ на ложном аэродроме ... 254

Приложения

1. Характеристики красок и красочных смесей ... 255
2. Веса различных маскматериалов ... 257
3. Некоторые ориентировочные нормы расхода материалов и рабочей силы на производство маскировочных работ ... 258

/263/

ИЗДАНИЕ 1939 г.

MSKVV39A.jpg (9282 bytes)

На библиотечной карточке указано: "Вс.(есоюзная) кн.(ижная). палата 3.IX.39"

В электронном каталоге РГБ ("Российской гос. библиотеки") написано:

Ясин, Ефим Зиновьевич.

Маскировка ВВС [Текст] : Учеб. пособие для училищ и частей ВВС
РККА / военинж. 2 ранга Е. З. Ясин. - Москва : Воениздат, 1939. - 208 с. :
ил., черт., схем.; 23 см.
B 29/252
B 29/253

[Примечание zhistory: Красным цветом - нет в издании 1941 г. На желтом фоне - есть в изд. 1941 г., нет в изд. 1939 г.:]

ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора ... 3

Глава первая
Сущность маскировки ВВС

I. Воздушная разведка аэродромов и маскировка ... 5

II. Методы воздушной разведки ... 6

1. Визуальная разведка ... —
2. Фотографическая разведка ... 8
3. Разведка с применением огневыми средствами ... 10
4. Время выполнения воздушной разведки ... –

III. Применение маскировки в ВВС ... 11

1. Полное сокрытие объектов —
2. Уменьшение заметности и узнаваемости ... 12
3. Сокрытие отдельных элементов ... 13
4. Создание ложного впечатления о состоянии аэродрома —
5. Ложные аэродромы ... 14

IV. Необходимые условия маскировки —

1. Тщательность маскировочных работ —
2. Естественность маскировки ... 15
3. Непрерывность маскировочных работ ... –
4. Разнообразие маскировки аэродромов ... 16
5. Полнота маскировочных работ и своевременность их окончания ... –
6. Подготовленность руководителя маскировочных работ ... 17

Глава вторая
Видимость и опознавание объектов с воздуха

I. Человеческий глаз и его работа Видимость объектов человеческим глазом ... 18

1. Анатомия глаза ... –
2. Процесс зрения ... 19
3. Глаз как оптический прибор ... 22
4. Острота зрения ... 23
5. Бинокулярное зрение ... 26

II. Цвет ... 28

1. Природа цвета —
2. Основные свойства цвета ... 31
3. Оптическое смешение цветов ... 34
4. Зависимость цвета от фактуры и освещенности ... 36
5. Контрасты цветов ... 41
6. Цветочувствительность фотоэмульсии .. 43

/204/

III. Влияние формы, размеров и теней на видимость и опознавание объектов с воздуха ... 46

1. Форма и размеры объекта в плане –
2. Тени ... 48

IV. Понятие о демаскирующих признаках ... 52

Глава третья
Отрасли маскировки

I. Естественная маскировка ... 53

1. Местность и местные предметы
2. Использование освещения и погоды ... 54
3. Погода ... 56

II. Маскирующее окрашивание ... –

1. Материалы ... –
2. Инструменты ... 61
3. Приемы маскирующего окрашивания ... 72

III. Декоративная маскировка ... 80

1. Назначение декоративной маскировки ... —
2. Средства декоративной маскировки ... —
3. Приемы декоративной маскировки ... 85

IV. Растительная маскировка ... 104

1. Использование срезанной растительности —
2. Залужение ... 105
3. Пересадка деревьев ... 109
4. Приемы создания масок из растительности ... 11

V. Дымовая маскировка ... 113
VI. Световая маскировка ... 117
VII. Звуковая маскировка ... 118

Глава четвертая
Маскировка летного поля

I. Демаскирующие признаки летного поля ... 120
II. Выбор площадки под аэродром ... 122
III. Борьба с демаскирующими признаками ... 123

1. Предупреждение появления демаскирующих признаков ... 124
2. Уничтожение демаскирующих признаков ... 126

IV. Специальная обработка летного поля ... 129
V. Маскировка летного поля ложными элементами и макетами ... 130

1. Плоские ложные элементы ... –
2. Макеты ... 134

Глава пятая
Маскировка самолетов на земле

I. Демаскирующие признаки стоянок самолетов ... 137
II. Приемы маскировки самолетов на земле ... 138

1. Применение к местности ... —
2. Маскировка самолетов горизонтальными масками ... 142
3. Маскировка самолетов покрытиями ... 146
4. Маскирующее окрашивание самолетов ... 149

III. Приемы маскировки самолетов в воздухе ... 181

Глава шестая
Маскировка аэродромных сооружений

I. Демаскирующие признаки аэродромных сооружений ... 153

1. Постоянные сооружения ... —
2. Временные сооружения ... 155

/205/

II. Маскировка постоянных сооружений ... 157
Маскировка ангаров ... 160

III. Маскировка временных сооружений ... 164

Глава седьмая
Маскировка автосредств

I. Демаскирующие признаки ... 168
II. Приемы маскировки автосредств .. 169

Глава восьмая
Маскировка элементов обороны аэродромов

I. Демаскирующие признаки ... 210
II. Применение к местности при расположении элементов обороны аэродрома ... 212
III. Приемы маскировки элементов обороны аэродрома ... 214

Глава восьмая девятая
Ложные аэродромы

I. Имитация постоянных аэродромов ... 173
II. Имитация временных аэродромов ... 174
III. Имитация жизни на ложных аэродромах ... 180
II. Имитация оперативных аэродромов ... 220

Глава девятая десятая
Общее решение по маскировке аэродрома

I. Оценка обстановки ... 182

1. Маскировочная рекогносцировка аэродрома .. —
2. Анализ объектов маскировки ... 185
3. Обстановка ... 186
4. Время ... –
5. Средства ... 187
6. Материалы, инструмент и рабочая сила ... —

II. Варианты маскировочного решения ... 188

1. Маскировка аэродрома, расположенного на открытой местности ... 189
2. Маскировка аэродрома, расположенного у населенного пункта ... 190
3. Маскировка аэродрома, расположенного у опушки леса ... –

III. Расчет рабочей силы, средств и инструмента ... –
IV. Организация работ ... 199

1. Организация работ на действительном аэродроме ... –
2. Организация работ на ложном аэродроме ... 202

Приложения

1. Характеристики красок и красочных смесей ... 255
2. Веса различных маскматериалов ... 257
3. Некоторые ориентировочные нормы расхода материалов и рабочей силы на производство маскировочных работ ... 258


ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИКАЗЫ
НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СССР
1937 — 21 июня 1941 г

(Русский архив: Великая Отечественная: Приказы народного комиссара обороны СССР. Т. 13 (2—1). — М.: ТЕРРА, 1994. — 368)

(Документ N: 92)

ПРИКАЗ О МАСКИРОВКЕ АЭРОДРОМОВ И МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ

N: 0367 (Секретно)
27 декабря 1940 г.

Приказом НКО 1939 г. № 0145* требовалась обязательная маскировка всех вновь строящихся оперативных аэродромов. Главное управление ВВС Красной Армии эти мероприятия должно бы до провести не только на оперативных аэродромах, но и на всей аэродромной сети ВВС. Однако ни один из округов должного внимания этому приказу не уделил и его не выполнил.
=====
* Приказом НКО № 0145 от 9.9.1939 г. устанавливались временные тактико-технические требования к аэродромным узлам и оперативным аэродромам.
/204/

Необходимо осознать, что без тщательной маскировки всех аэродромов, создания ложных аэродромов и маскировки всей материальной части в современной войне немыслима боевая работа авиации*.

Приказываю:

1. Представить мне на утверждение к 1 января 1941 г. инструкцию по маскировке аэродромов.

2. К 10 января 1941 г. представить соображения о применении камуфлирующей окраски самолетов, как выпускаемых авиапромышленностью, так и находящихся в строевых частях ВВС.

3. Все аэродромы, намеченные к засеву в 1941 году, засеять обязательно с учетом маскировки и применительно к окружающей местности путем подбора соответствующих трав. На аэродромах имитировать: поля, луга, огороды, ямы, рвы, канавы, дороги, с тем чтобы полностью слить фон аэродрома с фоном окружающей местности.

То же самое путем подсева провести на всех ранее построенных аэродромах.

К 1 июля 1941 г. закончить маскировку всех аэродромов, расположенных в 500-км полосе от границы.

Командирам авиационных дивизий:

4. До 1 апреля 1941 г. составить схему-план на каждый аэродром по маскировке как в части засева, так и на расстановку переносных маскировочных средств.

5. Силами частей до 1 апреля 1941 г. заготовить необходимый легкий переносной маскировочный материал применительно к каждому аэродрому.

6. По оперативным аэродромам, сдаваемым в аренду советским и хозяйственным организациям, оговорить в договорах требование сохранности и целости средств маскировки.

7. Маскировочный засев аэродромов и оборудование переносных средств маскировки произвести за счет денежных средств, отпускаемых на строительство аэродромов и их содержание.

8. В дальнейшем не принимать от строительных организаций вновь построенных летных полей, засеянных без учета маскировки.

9. Генерал-инспектору ВВС установить контроль и о ходе работ докладывать ежемесячно.

Народный комиссар обороны СССР
Маршал Советского Союза С, Тимошенко

РГВА Ф. 4, оп. 15, д. 27, л. 572. Типогр. экз.
=====
* См. док. N: 119, 120.

/205/

(Документ N: 119)

N: 0042 (Совершенно секретно)
19 июня 1941 г.

По маскировке аэродромов и важнейших военных объектов до сих пор ничего существенного не сделано*.

Аэродромные поля не все засеяны, полосы взлета под цвет местности не окрашены, а аэродромные постройки, резко выделяясь яркими цветами, привлекают внимание наблюдателя на десятки километров.

Скученное и линейное расположение самолетов на аэродромах при полном отсутствии их маскировки и плохая организация аэродромного обслуживания с применением демаскирующих знаков и сигналов окончательно демаскируют аэродром.

Современный аэродром должен полностью слиться с окружающей обстановкой, и ничто на аэродроме не должно привлекать внимания с воздуха.

Аналогичную беспечность к маскировке проявляют артиллерийские и мотомеханизированные части: скученное и линейное расположение их парков представляет не только отличные объекты наблюдения, но и выгодные для поражения с воздуха цели.

Танки, бронемашины, командирские и другие спецмашины мотомеханизированных и других войск окрашены красками, дающими яркий отблеск, и хорошо наблюдаемы не только с воздуха, но и с земли.

Ничего не сделано по маскировке складов и других важных военных объектов.

Приказываю:

1. К 1.7.41 г. засеять все аэродромы травами под цвет окружающей местности, взлетные полосы покрасить и имитировать всю аэродромную обстановку соответственно окружающему фону.

2. Аэродромные постройки до крыш включительно закрасить под один стиль с окружающими аэродром постройками. Бензохранилища зарыть в землю и особо тщательно замаскировать.

3. Категорически воспретить линейное и скученное расположение самолетов; рассредоточенным и замаскированным расположением самолетов обеспечить их полную ненаблюдаемость с воздуха.
====
* См. также док. N: 92, 120

/280/

4. Организовать к 5.7.41 г. в каждом районе авиационного базирования 500-км пограничной полосы 8—10 ложных аэродромов, оборудовать каждый из них 40—50 макетами самолетов.

5. К 1.7.41 г. провести окраску танков, бронемашин, командирских, специальных и транспортных машин. Для камуфлированного окрашивания применить матовые краски применительно к местности районов расположения и действий. Категорически запретить применять краски, дающие отблеск.

6. Округам, входящим в угрожаемую зону, провести такие же мероприятия по маскировке складов, мастерских, парков и к 15.7.41 г. обеспечить их полную ненаблюдаемость с воздуха.

7. Проведенную маскировку аэродромов, складов, боевых и транспортных машин проверить с воздуха наблюдением ответственных командиров штабов округов и фотосъемками. Все вскрытые ими недочеты немедленно устранить.

8. Исполнение донести 1.7 и 15.7.41 г. через начальника Генерального штаба.

Народный комиссар обороны СССР
Маршал Советского Союза С. Тимошенко

Начальник Генерального штаба Красной Армии
генерал армии Г. Жуков

РГВА Ф. 4, оп. 11, д. 62, л. 201—203. Подлинник.

(В "Малиновке", том 2, документ N: 582: "РГВА. Коллекция документов. Машинопись, подлинник, автограф.")

РГВА – Федеральное казенное учреждение "Российский государственный военный архив".
До июня 1992 г. - Центральный государственный архив Советской Армии (ЦГАСА).

/281/

===========

(Документ N: 120)

ПРИКАЗ О МАСКИРОВКЕ САМОЛЕТОВ, ВЗЛЕТНЫХ ПОЛОС, АЭРОДРОМНЫХ СООРУЖЕНИЙ

N: 0043 (Совершенно секретно)
20 июня 1941 г.

Самолеты, находящиеся в частях ВВС, взлетно-посадочные полосы, палатки и аэродромные сооружения по всей окраске не удовлетворяют требованиям современной маскировки*.

Такое отношение к маскировке, как к одному из главных видов боевой готовности ВВС, дальше терпимо быть не может.

Приказываю:

1. К 20 июля 1941 г. силами авиачастей с привлечением работников авиамастерских произвести маскирующую окраску всех имеющихся самолетов согласно прилагаемой схеме окраски, за исключением нижней поверхности, которую оставить с прежней окраской.

2. К 10 июля 1941 г. произвести маскировку всех существующих взлетно-посадочных полос, бетонных рулежных дорожек и якорных стоянок самолетов применительно к фону окружающей местности.

3. К 1 июля 1941 г. произвести маскировку всех аэродромных сооружений применительно к фону местности.

4. К 1 июля 1941 г. замаскировать палатки в лагерях авиачастей.

5. На лагерных аэродромах самолеты располагать рассредоточение под естественными и искусственными укрытиями, по окраинам летного поля, не допуская расстановки их по прямым линиям.

6. Ответственность за выполнение всех маскировочных мероприятий как по качеству, так и по срокам возлагаю на военные советы и персонально на командующих ВВС округов.

7. План мероприятий доложить 23 июня 1941 г.
====
* См. также док. N: 92, 119.

/281/

О ходе окраски самолетов командующим ВВС округов докладывать ежедневно по ВЧ начальнику ГУ ВВС Красной Армии с 21 часа до 23 часов.

Народный комиссар обороны СССР
Маршал Советского Союза
С. Тимошенко

Член Главного военного совета
Секретарь ЦК ВКП(б)
Г. Маленков

Начальник Генерального штаба
Красной Армии генерал армии Г. Жуков

РГВА Ф. 4, оп. 11, д. 62, л. 204—205. Подлинник.


КОММЕНТАРИЙ  ZHISTORY  К   ПРИКАЗАМ

По поводу (просто) секретного приказа N: 0367 от 27 декабря 1940 г.: по тексту становится понятно, что маскировка самолетов подразумевалась ЛЕТНЯЯ (с готовностью к 1 июля 1941 г.). Приказ хоть и секретный (просто), но подписан лишь наркомом Тимошенко. Подписи члена ГВС нет (как нет и подписи нач. Генштаба - тогда был Мерецков).

Приказ N: 0042 от 19 июня 1941 г.  (уже "совершенно секретный") более интересен. Его подписали двое: нарком Тимошенко и нач. Генштаба Жуков. Однако приказ касался не только маскировки авиации, но и маскировки остальных войск.

Приказ N: 0043 от 20 июня 1941 г. (тоже "совершенно секретный") еще более интерсен. Он подписан не только Тимошенко и Жуковым, но и членом ГВС Маленковым (что указывает на его особую важность). Касается приказ маскировки только авиации. Сроки выполнения в приказе указываются в основном к 1 - 10 июля. А план работ представить 23 июня. Не успели приказ выпустить (в пятницу 20 числа), как уже требуется представить план работ на понедельник 23 числа. Сов.секретный приказ можно быстро отправить разве что шифротелеграммой по ВЧ-связи. Допустим, 21 июня его получат начальники ВВС округов и за оставшиеся 21-22 июня они должны срочно (а что случилось?) составить план работ и отослать его в Москву. Но он наверное тоже должен быть секретным (если не тоже "сов. серктеным"). Но "план" - это не текст на половине странички. Там, видимо, должны указываться разные технические подробности и по аэродромам и по самолетам.  Шифровкой его вряд ли отправить. Посыльным секретным пакетом? За ночь может доехать. Но тот пакет еще надо сочинить, написать, запечатать, оформить в секретке. Т.е. чтобы 23-го его получили в Москве, он должен быть готов к отправке вечером 22 июня (не позже). Итого, начальникам ВВС округов остаются сутки на подготовку плана. И это все якобы в условиях ожидания немецкого удара со дня-на день (когда практически уже не оставалось времени на все эти мероприятия по срочной маскировке - раньше надо было об этом думать). К 1 июля еще могли что-то сделать. А лучше - к 15 июля. Но не к утру 22 июня.

Это говорит о том, что на 22 июня 1941 г. начало войны не ожидалось. Если бы ожидалось, то заниматься срочной маскировкой приказали бы раньше. Если война не ожидается вообще, то срочно маскировать (по всем правилам маскировочной науки - см. книгу Ясина Ефима Зиновьевича) нет смысла. Разве что частично (например) по теме окраски самолетов. И неспешно заготовить некие маскировочные материалы (масксети и т.п.). Срочная маскировка требуется в период ожидания боевой работы. К 22.06.41 сделать ее не приказали. К чему этопривело, есть описание (например) в книге Смыслова Олега Сергеевича "Асы против асов" (родился в 1968, в 1989 г. закончил Высшее военное авиационное училище штурманов, а в 1998 Военно-воздушную академию, автор нескольких книг). Ниже приводится фрагмент из этой книги издания 2012 г. (М., "Вече") (стр. 157-165):

MSKSMT12.jpg

Часть 2. Битва в воздухе

Глава вторая
Триумф люфтваффе

.....

1

К началу Великой Отечественной войны Советский Союз ..... имел на западе многочисленную авиационную группировку. В ВВС пяти западных приграничных округов (Ленинградский ВО, Прибалтийский ОВО, Западный ОВО, Киевский ОВО, Одесский ОВО) насчитывалось (без дальней бомбардировочной авиации, истребительной авиации ПВО, авиации училищ ВВС) всего 6781 боевой самолет (7555 летчиков), или 33 дивизии (116 авиаполков). Из этого числа 3460 самолетов (3906 летчиков) находились в истребительных авиачастях. А с учетом истребителей ПВО группировка ВВС Красной армии насчитывала 7133 самолета. Для сравнения: ВВС военных округов имели в своем составе — 13 288 самолетов, дальняя авиация — 2331 самолет. Итого: 15 619 самолетов. Если сюда прибавить 3984 самолета военных училищ ВВС, то боевой состав ВВС Красной армии составлял 19 603 самолета.

/157/
.....
Несмотря на поступление в приграничные округа к июню 1941 г. 1448 самолетов новых типов, устаревшие самолеты продолжали составлять подавляющее большинство. На их долю в пяти приграничных округах приходилось свыше 80%. Например, в истребительной авиации такими самолетами были И-16 и И-153, которые по своим тактико-техническим данным уступали истребителям противника. Они имели невысокую скорость (420–525 км/ч, в зависимости от мотора) и недостаточную маневренность в вертикальной плоскости. Самолеты с пушечным вооружением составляли лишь 10% из них, остальные располагали пулеметами (по два — четыре, калибра 7,62 мм).

Интенсивное формирование авиачастей до войны привело к тому, что большая часть летного состава состояла из молодых летчиков. Например, в ВВС Ленинградского округа вновь прибывшие летчики составляли 60% от общего числа рядовых пилотов.

К 22 июня 1941 г. на новую боевую технику в ВВС пяти приграничных округов переучилось лишь 30% от запланированного на июль 1941 г.

Слабым оказалось и оборудование территории приграничных округов в авиационном отношении. Для базирования 116 авиаполков имелось 95 постоянных и 382 оперативных аэродромов. Однако из этого числа 160 аэродромов реконструировались. Кроме того, оперативные аэродромы не имели складов ГСМ и боеприпасов, линий связи и подъездных путей, а это, в свою очередь, определяло расположение полков только

/158/

на аэродромах постоянного базирования, что в итоге привело к скученному размещению авиации.

Ряд аэродромов, и прежде всего для истребительной авиации, находились в непосредственной близости от границы, в пределах досягаемости огня артиллерии противника (12–22 км и т.д.). Почти на всех этих аэродромах базировалось по 80–100 и более самолетов новых и старых типов. Все аэродромы армейской авиации находились в 150-километровой зоне эффективных действий авиации противника. Авиация базировалась по 1–2 полка на аэродроме (в частности, ВВС Западного округа), при этом в истребительных авиаполках имелось по два комплекта самолетов: старые и новые. Часть старых была законсервирована и подготовлена для отправки в тыл железнодорожным транспортом.

Примерно за месяц до начала войны "в ЦК было получено письмо от одного летчика о том, что у самой границы наши лагеря выстроились, как на параде: поставили белые палатки рядами, так что сверху они ясно видны. Никакой маскировки нет". В своих мемуарах авиаконструктор Яковлев написал: "От нас потребовали объяснений, как маскируются самолеты. Мы доложили, что бомбардировщики СБ выпускаются серебристой окраски, то есть никак не маскируются и очень заметны на фоне аэродрома сверху. Истребители окрашиваются сверху зеленой краской, а снизу голубой — это считается защитной окраской. Но зеленая краска делается в один цвет и сверху покрывается лаком, поэтому машина очень блестит и заметна не меньше, чем покрашенная алюминиевой краской.

Сталин интересовался тем, как маскируются военные самолеты за границей. Услышав, что немцы, а также американцы и англичане покрывают свои самолеты трехцветным камуфляжем под окружающую окраску местности, он упрекнул нас в беспечности. В ходе совещания выяснилось, что один из институтов Наркомата обороны, разрабатывающий образцы маскировки,

/159/

имеет несколько вариантов маскировочной окраски самолетов, но до сих пор не дал еще окончательного. Нас назвали безответственными бюрократами и приказали дать в трехдневный срок предложения о маскировке самолетов".

А ведь еще в 1939 г. нарком обороны (приказ N: 0145) потребовал обязательной маскировки всех вновь строящихся оперативных аэродромов, а также маскировки аэродромной сети ВВС.

Вы думаете, что-то сделали? Конечно же нет!

В декабре 1940 г. вышел приказ НКО N: 0367, где ставилась задача закончить маскировку всех аэродромов, расположенных в 500-километровой полосе от границы. И на этот раз маскировка не производилась.

19 июня 1941 г. выходит приказ НКО N: 0042, где после письма летчика и внушения Сталина говорилось о том, что по маскировке аэродромов до сих пор ничего существенного не сделано. Последовал приказ наркома: "Категорически воспретить линейное и скученное расположение самолетов". Но теперь было уже поздно!

Неорганизованная и, я бы даже сказал, хаотичная реорганизация ВВС и всей Красной армии привели нашу страну на край катастрофы и, как следствие, — к трагическим поражениям 1941–1942 гг.

За несколько дней до войны командир 43-й истребительной авиадивизии Н. Захаров получил приказ командующего авиацией округа пролететь над участком нашей западной границы с задачей определить, как выглядит приграничная полоса. Протяженность маршрута составляла около 400 км, а направление полета — с юга на север, до Белостока. "Все увиденное, — вспоминал генерал, — вызывало чувство тревоги и недоумения: приграничные районы западнее государственной границы были забиты фашистскими войсками; в деревнях, на хуторах, в рощах стояли плохо замаскированные и совсем не

/160/

замаскированные танки, бронемашины, орудия, грузовики; по дорогам шныряли мотоциклы; передвигались легковые, судя по всему, штабные автомобили. Создавалось впечатление, что где-то в глубине огромной территории зарождалось движение, которое притормаживалось здесь, у самой нашей границы, упираясь в нее, как в невидимую преграду, и готовое вот-вот перехлестнуть через край".

2

В приграничной зоне противник создал достаточно стройную систему органов авиационного тыла. Штабы военно-воздушных округов (один на воздушный флот) сформировали по две группы материально-технического обеспечения, а те, в свою очередь, руководили деятельностью соединений авиационного тыла — аэродромными районами (от 2 до 5).

Таким образом, тыл, отделенный от боевых частей и соединений, обеспечивал последним высокую маневренность.

Передислокация основных сил ВВС Германии в районы боевых действий проводилась в первые три недели июня 1941 г. В сжатые сроки были перебазированы в новые районы авиасоединения и части четырех воздушных флотов (ВФ).

По данным германских архивов, у границы СССР было сосредоточено более 4000 боевых самолетов, 1259 — бомбардировщиков, 1118 — истребителей, 715 разведчиков, в т.ч. более тысячи самолетов со стороны Румынии, Финляндии, Венгрии, Италии, Хорватии и Словакии (*) .

Как напишет впоследствии немецкий генерал Швабедиссен: "Начиная нападение на Советский Союз на рассвете 22 июня
=====
* К. Беккер в книге "Военные дневники люфтваффе" пишет: "В начальный период военных действий на востоке они совместно насчитывали (воздушные флота) 1945 самолетов, из которых, однако, едва ли две трети, то есть 1280 машин, были в боевой готовности. Сюда входили около 510 бомбардировщиков, 290 пикирующих бомбардировщиков, 440 одноместных и 40 двухместных истребителей плюс около 120 дальних самолетов разведчиков".

/161/

1941 г., немецкое командование рассчитывало, используя тактику блицкрига, очень быстро завершить кампанию". Командиры люфтваффе, действительно имея за спиной богатый боевой опыт и множество побед, вступили в бой с полной уверенностью в своем превосходстве.

В этот день 637 бомбардировщиков в сопровождении 231 истребителя нанесли удар по 31 передовому аэродрому советских ВВС, на которых базировалась в основном истребительная авиация и размещались самолеты новых типов. Затем после предварительной воздушной разведки силами 400 бомбардировщиков были подвергнуты ударам еще 35 аэродромов, расположенных в тылу. В результате в первый же день войны воздействию подверглись 66 аэродромов, на которых базировалось более 2/3 сил фронтовой авиации.

Потери советских ВВС были катастрофическими. Только 22 июня 1941 г. ВВС приграничных округов потеряли 1200 самолетов, что составило около 17 % их исходного боевого состава (имеется в виду численность самолетного парка фронтовой авиации — 7133 самолета).

Начальник Генерального штаба сухопутных войск Германии Франц Гальдер записал в своем дневнике 22 июня: "13.

30 — из оперативного отдела доложили: а. Командование ВВС сообщило, что наши Военно-воздушные силы уничтожили 800 самолетов противника (1-й воздушный флот — 100 самолетов, 2-й воздушный флот — 300 самолетов, 4-й воздушный флот — 400 самолетов). Нашей авиации удалось без потерь заминировать подходы к Ленинграду с моря. Немецкие потери составляют до сих пор 10 самолетов". А в конце дня он отметил: "Командование ВВС сообщило, что за сегодняшний день уничтожено 850 самолетов противника, в том числе целые эскадрильи бомбардировщиков, которые, поднявшись в воздух без прикрытия истребителей, были атакованы нашими истребителями и уничтожены".

/162/

Исходя из этих записей, можно говорить о том, что немецкое командование в первый день войны получало заниженные цифры потерь противника, при этом получая заниженными и свои.

Автор книги "Военные дневники люфтваффе" Кайюс Беккер сообщает: "Исход этого жаркого и кровавого дня 22 июня 1941 г. принес самую крупную победу, когда-либо одержанную за один день авиацией одной страны над другой. Было уничтожено не менее 1811 советских самолетов, а потери Германии составили 35. 322 самолета было сбито истребителями и зенитной артиллерией, а 1489 было уничтожено на земле.

Главнокомандующему люфтваффе Герингу сообщения о победах казались настолько невероятными, что он приказал их подвергнуть тайной проверке. Несколько дней офицеры из его штаба пробирались сквозь аэродромы, захваченные в ходе германского наступления, пересчитывая останки обгоревших русских самолетов. Результат был еще более поразительным: счет превысил 2000!"

* * *

Героя Советского Союза С. Ф. Долгушина война застала в Белоруссии. "Аэродром был у самой границы. В субботу, 21 июня летчики отлетали до 14 часов, вечером пошли на танцы, вернулись в полночь. А в три утра — тревога, налет немецкой авиации. Думали, очередная провокация, а они — из пулеметов. Один из истребителей нашего звена сгорел на земле, второй не завелся. Я поднялся в воздух в 4.20, на взлете меня поймали девять "мессеров", машина получила шестнадцать пробоин, но я кое-как сел. А в 7.15 утра сбил первого фашиста — это был бомбардировщик".

Героя Советского Союза Ф. Ф. Архипенко война застала на Украине. "22 июня в 4 часа 25 минут все кругом содрогнулось от

/163/

взрывов и группа немецких бомбардировщиков до 60 самолетов нанесла сокрушительный удар по аэродрому, один самолет пролетел так низко, что я увидел стрелка, показавшегося мне женщиной из-за торчавших из-под шлема волос. Не успели опомниться от первого удара, как на аэродром был произведен второй налет. Противодействовать ударам бомбардировщиков мы не могли. Летный состав находился в Ковеле у своих близких, а зенитной артиллерии возле аэродрома не было — это была одна из тяжелейших оплошностей вышестоящего руководства. Постепенно стал прибывать на аэродром летный и технический состав, начались отдельные вылеты наших летчиков. До полудня наш аэродром четыре раза подвергался массированным бомбардировкам. В 11 часов дня из Житомира к нам прилетел авиаполк на самолетах И-153. Фактически в этой тяжелейшей обстановке никакого руководства на аэродроме не было. Я же, оперативный дежурный по аэродрому младший лейтенант Федор Архипенко, неумело пытался организовать редкие боевые вылеты и эвакуацию разбитых машин. Связь была нарушена, указаний и приказов — никаких, лишь внутренние телефонные линии, проложенные к стоянкам авиаэскадрильи, уцелели каким- то чудом..."

Только около 13 часов прилетел заместитель командира смешанной авиадивизии генерал И. А. Лакеев, а к 14 часам прибыл командир полка, который отпустил Архипенко с командного пункта.

На второй день войны на аэродроме летчики насчитали целыми всего 25–30 самолетов, более сотни оказались повреждены осколками, а остальные сгорели. Далее Ф. Ф. Архипенко пишет в своей книге: "В целом для полка второй день войны прошел спокойно, немцы аэродром не трогали, летали над ним только разведчики. Зато утром третьего дня прилетела дюжина истребителей Me-109. Стали в два круга: шесть самолетов с правым креном и шесть самолетов — с левым и проштурмовали,

/164/

как на полигоне. Обстрелы были точные, уверенные, как по мишеням. В результате на аэродроме осталось 10 исправных И-153 и один Миг-1, все остальные машины (около 150) были повреждены. Среди них были и старенькие самолеты И-15 бис с неубирающимися шасси, которые стояли в линейке и не были рассредоточены, и "миги", и наши "чайки", и самолеты Житомирского авиаполка".

Все же врасплох немцы застали не всех. Например, 164-й истребительный авиаполк, базирующийся в Умани, еще 15 июня получил приказ рассредоточиться, замаскироваться, подготовить укрытия для людей и защиты самолетов. А 22 июня в два часа был поднят по тревоге и к трем часам был готов к вылету.
.....

/165/


Итак, 19-20 июня 1941 г. НКО СССР издает парочку приказов о срочной маскировке войск у западных границ СССР (особенно авиации). Это можно понять, если предположить, что Тимошенко и Жуков в ближайшей перспективе (примерно через месяц по каким-то своим планам) ожидали серьезную боевую работу. Готовность в 1941 г. определялась к 1-15 июля. Видимо, не случайно 1-е издание книги Ясина вышло в начале сентября 1939 г. - до освободительного похода РККА в восточную Польшу оставалась еще пара недель: какие-то мероприятия еще можно было выполнить (хотя и не все). Но сильное противодействие тогда вряд ли ожидалось. Для понимания "на всякий случай" книга вполне могла пригодиться. Понятно, что в те времена (в 1939 г., да и к 22.06.41, а собственно как и теперь) мгновенно выполнить все мероприятия по маскировке практически не было и нет возможности. Реально сделать можно за несколько дней-недель (составить план, отослать заявки на материалы, получить на склад, назначить бригады исполнителей, выполнить).

Но, как оказывается приказ 0042 19.06.41 появился не сам по себе. Перед ним в тот же день вышло совместное Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О маскирующей окраске самолетов, взлетно-посадочных полос, палаток и аэродромных сооружений" (документ "Малиновки" N: 575, том 2, стр. 387-388):

N: 1711-724сс

19 июня 1941 г.

Сов. секретно

В связи с тем, что выпущенные и выпускаемые промышленностью самолеты по своей окраске не удовлетворяют современным требованиям маскировки, Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) постановляют:

1. Принять предложения начальника Главного управления ВВС т. Жигарева и начальника НИИ ВВС т. Петрова о маскирующей летней окраске самолетов.

2. Обязать Наркомат авиационной промышленности (т. Шахурина) перейти с 1 июля 1941 года на маскировочное покрытие матовой краской всех типов (387) боевых, учебных и пассажирских самолетов, согласно пункту 1 настоящего постановления.

3. Утвердить приказ НКАП по маскирующей окраске самолетов.

4. Обязать начальника ГУ ВВС т. Жигарева:

а) к 20 июля 1941 года все имеющиеся в строю самолеты покрасить маскирующей краской, согласно пункту 1 настоящего постановления, за исключением нижней поверхности, которую оставить с прежней окраской;
б) к 20 июля 1941 года произвести маскировку взлетных полос;
в) к 1 июля 1941 года произвести маскировку палаток;
г) к 30 июля 1941 года произвести маскировку аэродромных сооружений.

5. Утвердить приказ НКО - О маскирующей окраске самолетов и о маскировке взлетных полос, палаток и аэродромных сооружений в частях ВВС.

6. Обязать Наркомхимпром (т.Денисова) обеспечить с 25 июня 1941 года сдачу красок для Наркомавиапрома в сроки, количествах и номенклатуре.

7. Утвердить мероприятия по обеспечению изготовления маскирующих красок.

8. Поручить ВВС (т. Т. Жигареву и Петрову) к 15 июля 1941 года внести предложения о зимней маскирующей окраске самолетов.

9. Обязать НКВД (т.Берия) по окончании строительства взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и якорных стоянок самолетов произвести маскировку их путем окраски применительно к фону окружающей местности.

Обязать нач. ВВС т. Жигарева к 10 июля 1941 г. передать НКВД технические условия по маскировке взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и якорных стоянок самолетов.

Обязать Госплан (т. Сабурова), НКВД (т.Берия) и Наркомхимпром (т.Денисова) выделить материалы и средства, необходимые для проведения работ, указанных в настоящем пункте, и представить свои предложения на утверждения СНК СССР.

Председатель СНК Союза ССР
и Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И. Сталин

АП РФ. Ф.93. Коллекция документов

Если раскрыть "Журнал посещений кабинета товарища Сталина в Кремле" за 18.06.41, то можно увидеть, что Жигарев и Петров тогда там были:

1. т. Молотов 20.00 – 0.30
2. т. Тимошенко 20.25 – 0.30
3. т. Жуков 20.25 – 0.30
4. т. Маленков 20.45 – 0.30
5. т. Кобулов 22.25 – 23.00
6. т. Жигарев 23.10–0.30
7. т. Петров 23.10 – 0.30
8. т. Шахурин 23.10 – 0.30
9. т. Яковлев 23.10 – 0.30
10. т. Ворошилов 23.10 – 0.30
Последние вышли 0.30

Можно предположить, что в тот вечер Тимошенко с Жуковым, видимо, сообщили товарищам, что уже "ПОРА" готовиться к серьезной боевой работе. Но тут Жигарев с Петровым могли и напомнили, что есть риск понести лишние потери, так как самолеты от заводской краски блестят на солнце как надраенный сапог. Ожидается срочная боевая работа по какому-то ПЛАНУ? С такой покраской и отсутствием маскировки? Да нет, ну, да никак!! Нужно выполнить срочную маскировку. Вот поэтому, скорее всего и приняли решение издать совместное Постановление. Но текст еще не был готов, а на следующий день (как предполагается – см. исследование zhistory) Сталин из Москвы уезжал (вместе со Ждановым). Поэтому и могла возникнуть подпись в таком варианте, в каком были заранее подготовлены другие совместные Постановления по этой теме.

Потом товарищ Сталин появился в Москве 29 числа и подписал (задним числом).

Вот и еще один косвенный факт, который укладывается именно в версию, что в начале лета 1941 г. НКО с Генштабом планировали серьезную боевую работу где-то с середины июля (но не в 1942 г.). Однако она началась почему-то 22 июня.

Неожиданно.

И понятно, почему книгу Ясина переиздали в августе 1941 г. После 22.06.41 РККА сильно отступила от границы, где были потеряны не только аэродромы и самолеты, но вместе с аэродромами и разные документы, в т.ч. первое издание книги Ясина. Но тема маскировки осталась (для новых авиационных полков). Вот эту книгу и выпустили (повторно).

(30/04/2017)

[ На главную ]