[ На главную ]
"МАСКИРОВКА
ВВС", /1/ Е.3.Ясин. "МАСКИРОВКА ВВС" 2-е переработанное и дополненное издание. В книге изложены вопросы маскировки аэродромов, материальной части авиации на земле и самолетов в воздухе, а также приемы маскировки элементов обороны аэродромов. Книга рассчитана па летный и технический состав ВВС РККА. ===== "Наша война за свободу нашего отечества сольется с борьбой народов Европы и Америки за их независимость, за демократические свободы. Это будет единый фронт народов, стоящих за свободу против порабощения и угрозы порабощения со стороны фашистских армий Гитлера" (СТАЛИН). /2/ Глава первая СУЩНОСТЬ МАСКИРОВКИ ВВС Маскировка ВВС преследует цель создать и поддерживать у противника в течение необходимого времени ряд ложных впечатлений в желаемом для нас направлении относительно: а) действительного расположения аэродромов, назначения, состояния и степени эксплоатации их; б) типов и количества имеющихся на аэродроме самолетов; в) количества и назначения аэродромных сооружений; г) количества самолетов, находящихся в воздухе; д) принятых командованием решений. I. РАЗВЕДКА АЭРОДРОМОВ И МАСКИРОВКА Из всех видов и способов наземной разведки, имеющих в других родах войск иногда решающее значение, для обнаружения аэродромов противника может применяться главным образом агентурная разведка. Как правило, основную работу агентурная разведка проводит в мирное время, собирая необходимые материалы об аэродромах противника до начала военных действий. Во время военных действий разведка аэродромов противника проводится в основном авиацией. Иногда агентурная разведка дополняет и уточняет данные воздушной разведки. Маскировка аэродромов должна быть рассчитана главным образом на разведку с воздуха, так как маскировать аэродромы от агентурной разведки весьма трудно, и против такой разведки должны приниматься особые меры. Относительно других родов войск (не ВВС) воздушная разведка может дать лишь общую их характера- /3/ стику и группировку, не расшифровывая хорошо замаскированных иногда очень важных объектов и подчас не обнаруживая целых соединений, умело расположенных в населенных пунктах и лесах. Поэтому информация бывает неполной, а иногда и неверной. Разведка же аэродромов с воздуха значительно облегчена, так как большую часть времени — до 70% — самолеты находятся на аэродромах и только около 30% — в воздухе. Аэродромы же, как правило, имеют ряд характерных и хорошо различимых для опытного наблюдателя внешних признаков. В отличие от разведки других родов войск, воздушный разведчик по очень незначительным признакам может обнаружить аэродром, а по ряду специфических данных определить не только наличие на нем авиачасти, но иногда также типы самолетов и их количество. Чем технически совершеннее средства разведывательной авиации, тем быстрее и шире раскрывается маскировка. Поэтому необходимо, чтобы техническому росту воздушной разведки соответствовал технический рост маскировки, особенно маскировки ВВС. II. МЕТОДЫ ВОЗДУШНОЙ РАЗВЕДКИ Воздушная разведка осуществляется визуальным наблюдением, фотографированием или при помощи огневых средств. 1. Визуальная разведка Визуальная разведка производится либо невооруженным глазом, либо с помощью оптических приборов. Она является простейшим видом разведки, и ее можно применять в любой обстановке при условии видимости земли. Данные визуальной разведки противник или запоминает, или же, если позволяет обстановка, фиксирует графически или письменно. При визуальном наблюдении с 2000 м и выше можно обнаружить лишь грубые дефекты маскировки аэродромов; мелкие же дефекты могут ускользнуть от разведчика, так как их трудно уловить на большой площади. Установим, с какого расстояния противник начнет рассматривать наши объекты. Известны четыре зоны наблюдения по направлению полета (рис. 1): /4/ 1. Зона общей ориентировки — участок местности, на котором большинство предметов сливается в сплошную неопределенной формы и цвета полосу. Углы обзора 76—82°. 2. Зона предварительного наблюдения — участок местности, на котором можно распознать предметы по контурам. Углы обзора 45—76°. В этой зоне противник окончательно нацеливает самолет на объект наблюдения. 3. Зона изучения — участок местности, на котором все предметы просматриваются в плане. Эта зона равна 2Н (Н — высота наблюдения), а углы обзора от –45° до +45°. Это — зона изучения объекта. 4. Зона контроля. Она отличается от зоны предварительного наблюдения лишь тем, что расположена не впереди наблюдателя, а позади него. В этой зоне разведчик дополняет и контролирует данные разведки. Таким образом, дистанция наблюдения с самолета до дальней границы зоны общей ориентировки равна 7,1Н; дистанция до дальней границы зоны предварительного наблюдения и ближней границы зоны общей ориентировки равна 4,13Н; наконец, до дальней границы зоны изучения и ближней границы зоны предварительного наблюдения она равна 1,41Н. Ниже, в главе второй, рассмотрен вопрос, каких размеров объекты с какого расстояния будут видны противнику на указанных дистанциях наблюдения. Высота наблюдения зависит, во-первых, от технического уровня средств активной борьбы с разведчиками, во-вторых, — от уровня развития авиации и средств визуальной разведки противника и, в-третъих, от метеорологических условий. Чем ниже будет лететь разведчик, тем легче ему распознать замаскированные объекты, но это, с одной стороны, увеличивает опасность для самолета, а с другой — значительно уменьшает время наблюдения. Сравним время наблюдения с двух высот: 1500 и 25 м, при скорости полета 100 м/сек и нормальной зоне изучения, равной 2Н. В первом случае время, необходимое для наблюдения и изучения объекта, будет равно (1500 х 2) : 100 = 30 сек., во втором случае (25 х 2) : 100 = 0,5 сек. Если допустить, что радиус наблюдения при бреющем полете равен 500 м, то разведчик имеет для наблюдения всего лишь 5 сек., Т. е. в шесть раз меньше, чем с высоты 1500 м. /5/
[Надписи вверху на виде зон сбоку (справо-налево):] 3Н - дальний обзор 3Н - Предварительный обзор 2Н - Вертикальный обзор 3Н - Контрольный обзор /6/ Очевидно, противник будет прибегать к бреющему полету только тогда, когда ему необходимо будет уточнить какой-нибудь элемент разведываемого объекта. Надо также учесть, что для увеличения времени наблюдения с малых высот противник будет стремиться вести самолет сбоку объекта, примерно на расстоянии 150 — 200 м. Это увеличит время наблюдения примерно до 15 сек. Во время войны в Испании разведка аэродромов обычно велась с высот 1500 — 5000 м. Японцы ведут разведку китайских аэродромов с высот 3000 — 4000 м. В современной войне в Западной Европе разведка аэродромов производится с различных высот. Только при низкой и сплошной облачности разведка ведется с малых высот. Однако, чем больше высота, тем меньше возможностей для визуального наблюдения. При хорошей видимости высота визуального наблюдения может быть выше 4000 м. Следует иметь в виду возможность повторного наблюдения одного и того же аэродрома через небольшие промежутки времени. Так, например, один китайский разведывательный самолет подошел к японскому аэродрому на высоте 4500 м. Была дымка. Ни с этой высоты, ни с высоты 3000 м, на которую самолет снизился, экипаж ничего не обнаружил. После разведки других объектов он снова решил разведать этот аэродром и, подойдя к нему внезапно на другом курсе, обнаружил взлетающие японские истребители. 2. Фотографическая разведка Фотографическая разведка — более надежное средство, чем визуальная разведка, так как: а) необходимые данные фиксируются фотоаппаратом, вследствие чего разведка всегда объективна и после нее остается документ — фотоснимок; б) фотография одновременно фиксирует большое количество объектов со всеми деталями; в) при помощи длиннофокусных фотоаппаратов возможно фиксирование объектов и деталей с больших высот, не доступных визуальному наблюдению; г) имеется возможность стереоскопически изучить заснятые объекты и по снимку определить точные размеры их. Фотография значительно облегчает распознавание замаскированных объектов, особенно при стереоскопическом фотографировании или при сличении снимков одного и того же объекта, сделанных в различное, время. /7/ Для расшифровки искусственных маскирующих материалов или окрасок, спектральный состав которых не соответствует спектральному составу цвета естественной зелени, особое значение имеет фотографирование на сенсибилизированных к инфракрасным лучам пластинках, а также цветная фотография, дающая возможность отличить цвета различного спектрального состава, хотя бы глазу эти цвета и казались одинаковыми. При аэрофоторазведке пользуются следующими двумя видами съемок: 1. Плановая съемка, при которой оптическая ось объектива фотоаппарата образует с земной поверхностью угол а = 90° (рис. 2). Снимок непосредственно дает план местности и объектов, расположенных на ней. Зная фокусное расстояние фотоаппарата и высоту съемки, можно определить размеры объекта в плане и масштаб снимка по формуле: 2. Перспективная съемка, при которой оптическая ось объектива фотоаппарата образует с земной поверхностью угол а < 90° (рис. 3). Определить размеры объектов и расстояния между ними на перспективном снимке значительно труднее (требуется дополнительная обработка), чем на плановом, но перспективная съемка имеет ряд преимуществ перед плановой, а именно: /8/ а) один снимок захватывает значительно
большую территорию, чем плановый снимок с той же
высоты; Эти преимущества противник может широко использовать при аэрофоторазведке наших аэродромов. Все дефекты маскировки, подчас даже незначительные, трудно уловимые глазом, будут точно зафиксированы на пленке и обнаружены при дешифрировании фотоснимков. Сравнивая аэрофотоснимки с данными визуальной разведки (схемы, зарисовки, записи и пр.), противник значительно полнее представит себе разведанный участок и те работы, какие на нем производились. Особенно следует запомнить, что аэрофотоснимки одного и того же аэродрома, сделанные в различное время, при сравнении их дают возможность обнаружить все те изменения, какие могли произойти на аэродроме и в маскировке его за некоторый период времени. Во время войны с белофиннами нашему командованию стало известно о наличии в данном районе аэродрома противника. Аэрофотосъемка его не обнаружила, так как аэродром был хорошо замаскирован. Однако при сравнении нескольких аэрофотоснимков, сделанных в различное время, удалось установить некоторые, весьма незначительные изменения на местности. По этим изменениям сначала был обнаружен один хорошо замаскированный в лесу самолет, а затем и все самолеты, укрытые среди деревьев. Если при дешифрировании аэрофотоснимков, сделанных в первом полете, противнику не удастся обнаружить замаскированный аэродром, то, найдя на снимках, полученных в последующие дни, хотя бы небольшие изменения на отдельных, даже мелких участках заснятого района, он получит нить к раскрытию большой работы по маскировке аэродрома. 3. Разведка с применением огневых средств Разведчик противника, пролетая над аэродромом и не обнаружив его, но зная хорошо, что он должен быть именно здесь, может применить огневые средства. Как правило, для целей разведки противник будет прибегать к активным средствам только в последний момент, когда /9/ все способы, имеющиеся в его распоряжении для обнаружения замаскированного аэродрома, будут исчерпаны и он не получит желаемого результата. Такая разведка может заставить открыть огонь из имеющихся на аэродроме зенитных средств и тем самым выдать наличие аэродрома. Применение огневых средств иногда может помочь разведчику обнаружить замаскированные объекты не только благодаря их активному действию. Так, например, можно зажечь какое-нибудь маскировочное перекрытие над дорогой или другим элементом аэродрома. Легкое воспламенение этого перекрытия, имитирующего траву, и хорошее его горение, а также появление в месте пожара хорошо наезженной или даже шоссейной дороги намного облегчат работу и сократят время разведки. 4. Время выполнении воздушной разведки Воздушная разведка может производиться как днем, так и ночью. В дневное время можно вести воздушную разведку почти всегда, за исключением дней со сплошным туманом или сильным снегопадом. Ночью воздушная разведка затруднена вследствие ограниченной видимости и сложности поддержания постоянной детальной ориентировки в полете. Для достижения наибольшей скрытности и внезапности разведки полет к цели, как правило, будет выполняться на большой высоте, а подход к объекту разведки и наблюдение — на планировании с приглушенным мотором. Если светомаскировка аэродрома хорошо поставлена и маскировочная дисциплина строго поддерживается, то в ночное время аэродром почти невозможно обнаружить. Поэтому противник вынужден будет применять осветительные средства, что создаст для него много неудобств, прежде всего в отношении его собственной маскировки. Однако при помощи осветительных средств можно вести разведку в очень темную ночь, детально обследовать аэродром в светлую ночь и производить аэрофотосъемку. Для этого существуют специальные устройства и аэрофотоаппараты. Современные осветительные бомбы дают силу света до 2 миллиардов свечей. В иностранных армиях применяется осветительная бомба весом около 30 кг, вспышка которой, продолжающаяся от 1/5 до 1/50 секунды, происходит автоматически после сбрасывания с самолета, на расстоянии около 50 м от него. /10/ Рис 4. Ночной аэрофотоснимок аэродрома. На переднем плане видна группа из трех самолетов; перед ангаром — стоянка автомашин. На рис. 4 показан ночной аэрофотоснимок аэродрома, на котором ясно видны самолеты и автомашины. В некоторых случаях разведку значительно выгоднее производить не в дневное время, а ночью или в сумерках по следующим причинам: а) ночью легче обеспечить внезапность и лучше обезопасить себя от зенитного огня и истребителей; б) возможно использовать ночь для прохода линии фронта и следования к месту разведки, а наблюдение вести на рассвете или произвести разведку в сумерках, а ночью возвратиться на свой аэродром. Зная это, можно соответственно маскировать не только аэродромы, но и свои действия и быть всегда наготове для соответствующей встречи разведчиков противника в любое время суток. /11/ III. ПРИМЕНЕНИЕ МАСКИРОВКИ В ВВС Маскировка ВВС, противопоставляемая главным образом воздушной разведке и являющаяся пассивным средством борьбы, должна создать определенное ложное впечатление у противника в желаемом для нас направлении. Иногда бывает недостаточно только скрыть факт существования действительного аэродрома, а возникает необходимость направить противника на ложный аэродром, заставив его израсходовать впустую определенное количество огневых средств. Разберем в общем виде случаи маскировки, которые могут применяться в ВВС. 1. Полное сокрытие объектов Рассмотрим возможность полного сокрытия от противника постоянных и оперативных аэродромов (1) и наземного перебазирования. Постоянные аэродромы. Полностью скрыть от противника факт существования постоянного аэродрома — задача, практически не разрешимая по следующим причинам: а) наличие в данном месте постоянного аэродрома может быть известно противнику задолго до начала военных действий; б) отдельные крупные сооружения постоянного аэродрома — ангары, штабные и жилые здания — требуют для своей маскировки огромных затрат средств и рабочего времени; в) интенсивная эксплоатация постоянного аэродрома в мирное время и создание для этого всех необходимых удобств вызывают необходимость сооружать большое количество крупных и мелких дополнительных элементов, маскировать которые чрезвычайно трудно. Полностью скрыть постоянный аэродром
на некоторое ограниченное время можно только при
помощи дымовых /12/ завес. Дымовая завеса над аэродромом, значительно простирающаяся за его пределы, затрудняет отыскание данного аэродрома и исключает возможность прицельного бомбометания. Применяя другие средства маскировки, можно достигнуть уменьшения заметности постоянного аэродрома или создать ложное впечатление о его состоянии. Оперативные аэродромы. Скрыть от противника оперативный аэродром с временными сооружениями, материальной частью и транспортом — задача, вполне осуществимая даже без применения дымовых завес. Для этого необходимо выполнение следующих условий: а) все работы по возведению данного аэродрома должны быть полностью увязаны с требованиями маскировки; б) все элементы аэродрома, в том числе и летное поле, должны быть хорошо замаскированы; в) эксплоатация аэродрома должна полностью исходить из принятого командованием решения по маскировке его без ущерба для выполнения боевых заданий; г) должна строго соблюдаться маскировочная дисциплина. Перебазирование. Скрыть полностью наземное перебазирование можно при соблюдении следующих условий: а) тщательная маскировка всего перевозимого, характеризующего транспортировку элементов ВВС; б) передвижение транспорта по укрытым от наблюдения противника дорогам (в лесу, густом кустарнике и т. д.); в) перевозка в ночное время при выключенных фарах. При невозможности осуществить указанные мероприятия, полностью скрыть перебазирование трудно и необходимо изыскивать иные меры, направленные на введение противника в заблуждение или на затруднение его разведывательных действий. 2. Уменьшение заметности и узнаваемости Уменьшением заметности и узнаваемости постоянных и временных аэродромов и материальной части, расположенной на них, подвижных штатно-табельных средств, различных сооружений и автотранспорта с грузом при перебазировании можно добиться того, что противник, наблюдая объекты с близких дистанций, не будет их узна- /13/ вать. Чтобы их распознать, противник вынужден будет находиться длительное время над объектом и на небольшой высоте, что облегчит работу наших зенитных средств. Это достигается: а) сокрытием отдельных, иногда мелких, но характерных элементов объекта или группы их от непосредственного наблюдения противника; б) окраской объектов в цвет, если не точно совпадающий с цветом фона местности, на которой они расположены, то хотя бы близкий к нему; в) перекрытием отдельных частей объекта различными маскирующими материалами, затрудняющими быстрое опознавание объекта; г) возведением некоторых ложных объектов в непосредственной близости к действительным или пристройкой к ним отдельных элементов, искажающих их конфигурацию и форму. Этим способом можно, например, ангару придать вид жилого сооружения, колонне автомашин и цистерн — вид транспорта хлеба, сена и пр. 3. Сокрытие отдельных элементов Сокрытие отдельных элементов объекта может широко применяться при маскировке различных постоянных сооружений, главным образом тыловых, разбросанных на значительной территории. Однако в применении к объектам ВВС это решение будет иметь несколько меньший успех, хотя не исключена возможность получения необходимого эффекта. Так, например, не маскируя полностью весь аэродром, можно замаскировать отдельные важные элементы его во избежание прицельного бомбометания по ним. 4. Создание ложного впечатления о состоянии аэродрома Если противнику известно наличие в данном месте аэродрома, но не известно, в каком состоянии он находится: имеется ли на нем авиачасть; расположены ли самолеты на аэродроме или они находятся в воздухе; интенсивно ли эксплоатируется аэродром; восстановлен ли аэродром после бомбардировки и т. II., — то противника можно ввести в заблуждение в желаемом для нас направлении. /14/ Так, например, если противнику хорошо известно наличие аэродрома и дальнейшее пребывание на этом аэродроме нецелесообразно, можно произвести перебазирование, но с таким расчетом, чтобы оставляемый аэродром казался эксплоатируемым. Это достигается устройством ложной материальной части, располагаемой в местах, где находилась действительная, и эпизодическими ложным действиями в дневное и ночное время, создающими впечатление продолжающейся жизни на аэродроме. Возможно также замаскированно восстановить разрушенное противником летное поле, но так, чтобы ему об этом не было известно. Вслед за восстановлением или одновременно с ним проводится маскировка, имитирующая воронки от разорвавшихся бомб в мостах, где они действительно были. Это создает впечатление, что аэродром не эксплоатируется. 5. Ложные аэродромы Ложные аэродромы, как показал опыт современных войн, имеют огромное значение как средство введения противника в заблуждение. Поэтому они сделались неотъемлемой частью аэродромного узла. Устройством ложных аэродромов можно добиться следующего: а) внести неясность в определение противником действительных и ложных аэродромов; б) облегчить работу своей авиачасти, если противник принял ложный .аэродром за действительный; в) заставить противника расходовать большое количество огневых средств, имитируя после каждого нападения на ложный аэродром восстановление разрушений; г) если противник, обнаружил, что аэродром ложный, использовать его как действительный (когда позволяют условия), оставив действительный аэродром в качестве ложного. IV. НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ МАСКИРОВКИ 1. Тщательность маскировочных работ При сличении аэрофотоснимков нескольких съемок одного и того же аэродрома по незначительным изменениям, получившимся в маскировке по истечении определенного времени, легко можно расшифровать маскировку аэро- /15/ дрома, что сведет на-нет все затраченные на нее труды. Не продуманные до конца решения по маскировке недопустимы, точно так же как недопустима небрежность при выполнении маскировочных работ. Тщательность маскировочных работ и продуманная целесообразность их — необходимые условия для того, чтобы маскировка полностью соответствовала своему назначению. Если для маскировки используется срезанная растительность в виде естественного маскирующего материала, то за этой срезанной растительностью необходимо следить и своевременно ее заменять, так как срезанная растительность после высыхания приобретает цвет, отличный от цвета фона естественной зелени, и это упростит и облегчит разведывательную работу противника. Если объект маскируют, допустим, под скирду соломы, то форма ее и размеры должны быть такими, как принято делать их в данном районе. Но когда такая скирда единственная не только на месте маскировочных работ, но и в районе радиусом свыше 50 км, то она уже является целью для противника, так как, увидев ее, он без труда расшифрует не только скирду, но и остальные работы по маскировке. В этом пагубность случайных мероприятий. Как бы эти мероприятия ни были технически правильно осуществлены, если они необычны на окружающей местности, они послужат только ключом для расшифровки остальных работ по маскировке. 2. Естественность маскировки Из разобранного примера непосредственно вытекает необходимость придания всей маскировке вида, не вызывающего подозрения. Таким образом, все мероприятия должны быть согласованы с окружающей местностью и обстановкой и не должны вносить в нее чего-то чужеродного, искусственного, сразу привлекающего внимание противника. Когда в целях маскировки задумано строить ложные дома, то их можно строить только в том случае, если вблизи аэродрома имеются селения и эти дома будут служить естественным их продолжением, а по своему типу, размерам и внешнему виду не будут отличаться от существующих домов. /16/ Если, например, какой-нибудь объект расположен на ровном открытом месте, то можно замаскировать его под холм, по цвету совпадающий с фоном, на котором он проектируется, и полностью скрывающий объект. Однако этот холм быстро привлечет внимание противника, так как на ровном место он будет неестественным. На холмистой же местности даже не тщательно выполненный ложный холм может быть не замечен, так как он находится в естественных условиях. 3. Непрерывность маскировочных работ Для того чтобы естественность маскировки не нарушалась с течением времени, необходимо вести за ней непрерывное наблюдение и вносить в нее те изменения, которые могут произойти на окружающей местности, т. е. маскировку необходимо систематически поддерживать и обновлять. Достигнуть хорошего маскировочного эффекта с минимальными затратами можно лишь в том случае, если маскировочные мероприятия проводятся с момента начала рекогносцировки места под аэродром, при возведении и оборудовании аэродрома, в процессе самих работ по устройству аэродрома, а также при эксплоатации его. Даже после того как противник разрушил аэродром, нельзя прерывать маскировочные работы, а наоборот, их надо усилить, например при необходимости имитировать воронки после восстановления аэродрома. Если же нецелесообразно восстанавливать разрушенное летное поле, то необходимо имитировать восстановление, чтобы противник расходовал по нему бомбы и снаряды, в то время как части будут находиться на другом аэродроме. 4. Разнообразие маскировки аэродромов При маскировке объектов, расположенных на большой территории (аэродромный узел и т. II.), необходимо стремиться к тому, чтобы отдельные приемы, применяемые для сокрытия того или иного объекта или части территории, мало походили друг на друга; особенно это необходимо учитывать при маскировке нескольких аэродромов, входящих в один узел. Шаблон и однообразие в маскировочных мероприятиях могут повести к тому, что противник, раскрыв маскировку одного из аэродромов и видя те же /17/ приемы в других местах, приобретет навык в обнаруживании аэродромов. Разнообразие маскировочных мероприятий имеет целью затруднить и усложнить разведывательные действия противника и свести к минимуму возможность обнаружения аэродромов. Внешний вид оперативных аэродромов почти всегда однообразен; особенно похожи друг на друга аэродромы, находящиеся в одном и том же районе. Определив один такой аэродром, противник на очень большом расстоянии сможет опознать и другие аэродромы. Для таких аэродромов разнообразие маскировочных мероприятий приобретает исключительное значение. Перед маскировкой будут стоять задачи так замаскировать каждый аэродром в отдельности, чтобы он, во-первых, не выделялся на окружающей местности и, во-вторых, своим внешним видом не напоминал других участков местности, используемых под аэродромы. 5. Полнота маскировочных работ и своевременной их окончание Не всегда возможно бывает полностью выполнить все маскировочные работы. Иногда обстановка позволяет замаскировать только часть задуманного. В этих случаях целесообразно придерживаться следующего: а) не начинать работ по маскировке широким фронтом, не будучи уверенным в возможности их полного окончания; б) лучше замаскировать хорошо и полностью часть аэродрома, чем плохо весь аэродром. Неоконченные маскировочные работы помогают противнику обнаружить объекты. Если, например, начатые работы по маскировке дороги под окружающее поле не закончены, то воздушный разведчик, безусловно, обратит внимание на внезапно обрывающуюся дорогу, которая до маскировки могла и не привлечь его внимания. Ясно, что такая "маскировка" только ухудшает положение. Очевидно, отсутствие возможности закончить работы по маскировке этой дороги должно породить другое решение: отвести ложную дорогу в направлении ближайшего селения или соединить ее с другой существующей дорогой и одновременно замаскировать отрезок ее, ведущий к объекту. Это может дать значительно больший эффект уже потому, что работа будет полностью закончена и маскировка не будет привлекать внимание. /18/ 6. Подготовленность руководителя маскировочных работ Естественно вытекающим из всего изложенного требованием является умение руководителя маскировочных работ на деле осуществить необходимые маскировочные мероприятия, правильно использовав и применив в соответствии с местными условиями естественные и технические средства маскировки. Руководитель маскировочных работ должен хорошо изучить территорию аэродрома, окружающую его местность, маскируемые объекты и все приемы и средства, которые возможно применить для сокрытия аэродрома в целом или его частей. В случае маскировки перебазирования руководитель маскировочных работ должен изучить все условия, в каких оно будет происходить, и решить, как в данных местных условиях целесообразнее применить известные ему приемы маскировки. === * === Товарищи бойцы, командиры, политработники! Охраняйте, как святая святых, военную тайну. Помните, что всякое лишнее слово может принести нам огромный вред. /19/ [Стр. 20 - 260 пропущены. ОГЛАВЛЕНИЕ Глава первая I. Разведка аэродромов и маскировка ... 3 II. Методы воздушной разведки ... 4
III. Применение маскировки в ВВС ... 12
IV. Необходимые условия маскировки —
Глава вторая I. Видимость объектов человеческим глазом ... 20 II. Цвет ... 25
III. Влияние формы, размеров и теней на видимость и опознавание объектов с воздуха ... 44
/261/ Глава третья I. Естественная маскировка ... 54
II. Растительная маскировка ... 56
III. Маскирующее окрашивание ... 68
IV. Декоративная маскировка ... 94
V. Дымовая маскировка ... 123 Глава четвертая I. Демаскирующие признаки летного поля ... 133 III. Борьба с демаскирующими признаками ... 138
IV. Специальная обработка летного поля ... 145 V. Маскировка летного поля ложными элементами и макетами ... 146
Глава пятая I. Демаскирующие признаки стоянок самолетов ... 160 II. Приемы маскировки самолетов на земле ... 161
III. Приемы маскировки самолетов в воздухе ... 181 Глава шестая I. Демаскирующие признаки аэродромных сооружений ... 186
/262/ II. Маскировка постоянных сооружений ... 190 Глава седьмая I. Демаскирующие признаки ... 202 Глава восьмая I. Демаскирующие признаки ... 210 Глава девятая I. Имитация постоянных аэродромов ... 219 II. Имитация оперативных аэродромов ... 220 Глава десятая I. Оценка обстановки ... 230
II. Варианты маскировочного решения ... 238
III. Расчет рабочей силы, средств и инструмента ... 243 IV. Организация работ ... 244
Приложения
/263/ ИЗДАНИЕ 1939 г. На библиотечной карточке указано: "Вс.(есоюзная) кн.(ижная). палата 3.IX.39" В электронном каталоге РГБ ("Российской гос. библиотеки") написано:
[Примечание zhistory: Красным цветом - нет в издании 1941 г. На желтом фоне - есть в изд. 1941 г., нет в изд. 1939 г.:] ОГЛАВЛЕНИЕ От автора ... 3 Глава первая I. Воздушная разведка аэродромов и маскировка ... 5 II. Методы воздушной разведки ... 6
III. Применение маскировки в ВВС ... 11
IV. Необходимые условия маскировки —
Глава вторая I. Человеческий глаз и его работа Видимость объектов человеческим глазом ... 18
II. Цвет ... 28
/204/ III. Влияние формы, размеров и теней на видимость и опознавание объектов с воздуха ... 46
IV. Понятие о демаскирующих признаках ... 52 Глава третья I. Естественная маскировка ... 53
II. Маскирующее окрашивание ... –
III. Декоративная маскировка ... 80
IV. Растительная маскировка ... 104
V. Дымовая маскировка ... 113 Глава четвертая I. Демаскирующие признаки летного поля ... 120
IV. Специальная обработка
летного поля ... 129
Глава пятая I. Демаскирующие признаки стоянок самолетов ...
137
III. Приемы маскировки самолетов в воздухе ... 181 Глава шестая I. Демаскирующие признаки аэродромных сооружений ... 153
/205/ II. Маскировка постоянных сооружений ... 157 III. Маскировка временных сооружений ... 164 Глава седьмая I. Демаскирующие признаки ... 168 Глава восьмая
Глава восьмая девятая I. Имитация постоянных аэродромов ... 173 Глава девятая десятая I. Оценка обстановки ... 182
II. Варианты маскировочного решения ... 188
III. Расчет рабочей силы, средств и инструмента ...
–
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИКАЗЫ (Русский архив: Великая Отечественная: Приказы народного комиссара обороны СССР. Т. 13 (2—1). — М.: ТЕРРА, 1994. — 368) (Документ N: 92) ПРИКАЗ О МАСКИРОВКЕ АЭРОДРОМОВ И МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ N: 0367 (Секретно) Приказом НКО 1939 г. № 0145* требовалась
обязательная маскировка всех вновь строящихся
оперативных аэродромов. Главное управление ВВС
Красной Армии эти мероприятия должно бы до
провести не только на оперативных аэродромах, но
и на всей аэродромной сети ВВС. Однако ни один из
округов должного внимания этому приказу не
уделил и его не выполнил. Необходимо осознать, что без тщательной маскировки всех аэродромов, создания ложных аэродромов и маскировки всей материальной части в современной войне немыслима боевая работа авиации*. Приказываю: 1. Представить мне на утверждение к 1 января 1941 г. инструкцию по маскировке аэродромов. 2. К 10 января 1941 г. представить соображения о применении камуфлирующей окраски самолетов, как выпускаемых авиапромышленностью, так и находящихся в строевых частях ВВС. 3. Все аэродромы, намеченные к засеву в 1941 году, засеять обязательно с учетом маскировки и применительно к окружающей местности путем подбора соответствующих трав. На аэродромах имитировать: поля, луга, огороды, ямы, рвы, канавы, дороги, с тем чтобы полностью слить фон аэродрома с фоном окружающей местности. То же самое путем подсева провести на всех ранее построенных аэродромах. К 1 июля 1941 г. закончить маскировку всех аэродромов, расположенных в 500-км полосе от границы. Командирам авиационных дивизий: 4. До 1 апреля 1941 г. составить схему-план на каждый аэродром по маскировке как в части засева, так и на расстановку переносных маскировочных средств. 5. Силами частей до 1 апреля 1941 г. заготовить необходимый легкий переносной маскировочный материал применительно к каждому аэродрому. 6. По оперативным аэродромам, сдаваемым в аренду советским и хозяйственным организациям, оговорить в договорах требование сохранности и целости средств маскировки. 7. Маскировочный засев аэродромов и оборудование переносных средств маскировки произвести за счет денежных средств, отпускаемых на строительство аэродромов и их содержание. 8. В дальнейшем не принимать от строительных организаций вновь построенных летных полей, засеянных без учета маскировки. 9. Генерал-инспектору ВВС установить контроль и о ходе работ докладывать ежемесячно. Народный комиссар обороны СССР РГВА Ф. 4, оп. 15, д. 27, л. 572. Типогр. экз. /205/ (Документ N: 119) N: 0042 (Совершенно секретно) По маскировке аэродромов и важнейших военных объектов до сих пор ничего существенного не сделано*. Аэродромные поля не все засеяны, полосы взлета под цвет местности не окрашены, а аэродромные постройки, резко выделяясь яркими цветами, привлекают внимание наблюдателя на десятки километров. Скученное и линейное расположение самолетов на аэродромах при полном отсутствии их маскировки и плохая организация аэродромного обслуживания с применением демаскирующих знаков и сигналов окончательно демаскируют аэродром. Современный аэродром должен полностью слиться с окружающей обстановкой, и ничто на аэродроме не должно привлекать внимания с воздуха. Аналогичную беспечность к маскировке проявляют артиллерийские и мотомеханизированные части: скученное и линейное расположение их парков представляет не только отличные объекты наблюдения, но и выгодные для поражения с воздуха цели. Танки, бронемашины, командирские и другие спецмашины мотомеханизированных и других войск окрашены красками, дающими яркий отблеск, и хорошо наблюдаемы не только с воздуха, но и с земли. Ничего не сделано по маскировке складов и других важных военных объектов. Приказываю: 1. К 1.7.41 г. засеять все аэродромы травами под цвет окружающей местности, взлетные полосы покрасить и имитировать всю аэродромную обстановку соответственно окружающему фону. 2. Аэродромные постройки до крыш включительно закрасить под один стиль с окружающими аэродром постройками. Бензохранилища зарыть в землю и особо тщательно замаскировать. 3. Категорически воспретить линейное и
скученное расположение самолетов;
рассредоточенным и замаскированным
расположением самолетов обеспечить их полную
ненаблюдаемость с воздуха. /280/ 4. Организовать к 5.7.41 г. в каждом районе авиационного базирования 500-км пограничной полосы 8—10 ложных аэродромов, оборудовать каждый из них 40—50 макетами самолетов. 5. К 1.7.41 г. провести окраску танков, бронемашин, командирских, специальных и транспортных машин. Для камуфлированного окрашивания применить матовые краски применительно к местности районов расположения и действий. Категорически запретить применять краски, дающие отблеск. 6. Округам, входящим в угрожаемую зону, провести такие же мероприятия по маскировке складов, мастерских, парков и к 15.7.41 г. обеспечить их полную ненаблюдаемость с воздуха. 7. Проведенную маскировку аэродромов, складов, боевых и транспортных машин проверить с воздуха наблюдением ответственных командиров штабов округов и фотосъемками. Все вскрытые ими недочеты немедленно устранить. 8. Исполнение донести 1.7 и 15.7.41 г. через начальника Генерального штаба. Народный комиссар обороны СССР Начальник Генерального штаба Красной Армии РГВА Ф. 4, оп. 11, д. 62, л. 201—203. Подлинник. (В "Малиновке", том 2, документ N: 582: "РГВА. Коллекция документов. Машинопись, подлинник, автограф.") РГВА – Федеральное казенное
учреждение "Российский государственный
военный архив". /281/ =========== (Документ N: 120) ПРИКАЗ О МАСКИРОВКЕ САМОЛЕТОВ, ВЗЛЕТНЫХ ПОЛОС, АЭРОДРОМНЫХ СООРУЖЕНИЙ N: 0043 (Совершенно секретно) Самолеты, находящиеся в частях ВВС, взлетно-посадочные полосы, палатки и аэродромные сооружения по всей окраске не удовлетворяют требованиям современной маскировки*. Такое отношение к маскировке, как к одному из главных видов боевой готовности ВВС, дальше терпимо быть не может. Приказываю: 1. К 20 июля 1941 г. силами авиачастей с привлечением работников авиамастерских произвести маскирующую окраску всех имеющихся самолетов согласно прилагаемой схеме окраски, за исключением нижней поверхности, которую оставить с прежней окраской. 2. К 10 июля 1941 г. произвести маскировку всех существующих взлетно-посадочных полос, бетонных рулежных дорожек и якорных стоянок самолетов применительно к фону окружающей местности. 3. К 1 июля 1941 г. произвести маскировку всех аэродромных сооружений применительно к фону местности. 4. К 1 июля 1941 г. замаскировать палатки в лагерях авиачастей. 5. На лагерных аэродромах самолеты располагать рассредоточение под естественными и искусственными укрытиями, по окраинам летного поля, не допуская расстановки их по прямым линиям. 6. Ответственность за выполнение всех маскировочных мероприятий как по качеству, так и по срокам возлагаю на военные советы и персонально на командующих ВВС округов. 7. План мероприятий доложить 23 июня 1941 г. /281/ О ходе окраски самолетов командующим ВВС округов докладывать ежедневно по ВЧ начальнику ГУ ВВС Красной Армии с 21 часа до 23 часов. Народный комиссар обороны СССР Член Главного военного совета Начальник Генерального штаба РГВА Ф. 4, оп. 11, д. 62, л. 204—205. Подлинник. КОММЕНТАРИЙ ZHISTORY К ПРИКАЗАМ По поводу (просто) секретного приказа N: 0367 от 27 декабря 1940 г.: по тексту становится понятно, что маскировка самолетов подразумевалась ЛЕТНЯЯ (с готовностью к 1 июля 1941 г.). Приказ хоть и секретный (просто), но подписан лишь наркомом Тимошенко. Подписи члена ГВС нет (как нет и подписи нач. Генштаба - тогда был Мерецков). Приказ N: 0042 от 19 июня 1941 г. (уже "совершенно секретный") более интересен. Его подписали двое: нарком Тимошенко и нач. Генштаба Жуков. Однако приказ касался не только маскировки авиации, но и маскировки остальных войск. Приказ N: 0043 от 20 июня 1941 г. (тоже "совершенно секретный") еще более интерсен. Он подписан не только Тимошенко и Жуковым, но и членом ГВС Маленковым (что указывает на его особую важность). Касается приказ маскировки только авиации. Сроки выполнения в приказе указываются в основном к 1 - 10 июля. А план работ представить 23 июня. Не успели приказ выпустить (в пятницу 20 числа), как уже требуется представить план работ на понедельник 23 числа. Сов.секретный приказ можно быстро отправить разве что шифротелеграммой по ВЧ-связи. Допустим, 21 июня его получат начальники ВВС округов и за оставшиеся 21-22 июня они должны срочно (а что случилось?) составить план работ и отослать его в Москву. Но он наверное тоже должен быть секретным (если не тоже "сов. серктеным"). Но "план" - это не текст на половине странички. Там, видимо, должны указываться разные технические подробности и по аэродромам и по самолетам. Шифровкой его вряд ли отправить. Посыльным секретным пакетом? За ночь может доехать. Но тот пакет еще надо сочинить, написать, запечатать, оформить в секретке. Т.е. чтобы 23-го его получили в Москве, он должен быть готов к отправке вечером 22 июня (не позже). Итого, начальникам ВВС округов остаются сутки на подготовку плана. И это все якобы в условиях ожидания немецкого удара со дня-на день (когда практически уже не оставалось времени на все эти мероприятия по срочной маскировке - раньше надо было об этом думать). К 1 июля еще могли что-то сделать. А лучше - к 15 июля. Но не к утру 22 июня. Это говорит о том, что на 22 июня 1941 г. начало войны не ожидалось. Если бы ожидалось, то заниматься срочной маскировкой приказали бы раньше. Если война не ожидается вообще, то срочно маскировать (по всем правилам маскировочной науки - см. книгу Ясина Ефима Зиновьевича) нет смысла. Разве что частично (например) по теме окраски самолетов. И неспешно заготовить некие маскировочные материалы (масксети и т.п.). Срочная маскировка требуется в период ожидания боевой работы. К 22.06.41 сделать ее не приказали. К чему этопривело, есть описание (например) в книге Смыслова Олега Сергеевича "Асы против асов" (родился в 1968, в 1989 г. закончил Высшее военное авиационное училище штурманов, а в 1998 Военно-воздушную академию, автор нескольких книг). Ниже приводится фрагмент из этой книги издания 2012 г. (М., "Вече") (стр. 157-165):
Итак, 19-20 июня 1941 г. НКО СССР издает парочку приказов о срочной маскировке войск у западных границ СССР (особенно авиации). Это можно понять, если предположить, что Тимошенко и Жуков в ближайшей перспективе (примерно через месяц по каким-то своим планам) ожидали серьезную боевую работу. Готовность в 1941 г. определялась к 1-15 июля. Видимо, не случайно 1-е издание книги Ясина вышло в начале сентября 1939 г. - до освободительного похода РККА в восточную Польшу оставалась еще пара недель: какие-то мероприятия еще можно было выполнить (хотя и не все). Но сильное противодействие тогда вряд ли ожидалось. Для понимания "на всякий случай" книга вполне могла пригодиться. Понятно, что в те времена (в 1939 г., да и к 22.06.41, а собственно как и теперь) мгновенно выполнить все мероприятия по маскировке практически не было и нет возможности. Реально сделать можно за несколько дней-недель (составить план, отослать заявки на материалы, получить на склад, назначить бригады исполнителей, выполнить). Но, как оказывается приказ 0042 19.06.41 появился не сам по себе. Перед ним в тот же день вышло совместное Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О маскирующей окраске самолетов, взлетно-посадочных полос, палаток и аэродромных сооружений" (документ "Малиновки" N: 575, том 2, стр. 387-388):
Если раскрыть "Журнал посещений кабинета товарища Сталина в Кремле" за 18.06.41, то можно увидеть, что Жигарев и Петров тогда там были: 1. т. Молотов 20.00 – 0.30 Можно предположить, что в тот вечер Тимошенко с Жуковым, видимо, сообщили товарищам, что уже "ПОРА" готовиться к серьезной боевой работе. Но тут Жигарев с Петровым могли и напомнили, что есть риск понести лишние потери, так как самолеты от заводской краски блестят на солнце как надраенный сапог. Ожидается срочная боевая работа по какому-то ПЛАНУ? С такой покраской и отсутствием маскировки? Да нет, ну, да никак!! Нужно выполнить срочную маскировку. Вот поэтому, скорее всего и приняли решение издать совместное Постановление. Но текст еще не был готов, а на следующий день (как предполагается – см. исследование zhistory) Сталин из Москвы уезжал (вместе со Ждановым). Поэтому и могла возникнуть подпись в таком варианте, в каком были заранее подготовлены другие совместные Постановления по этой теме. Потом товарищ Сталин появился в Москве 29 числа и подписал (задним числом). Вот и еще один косвенный факт, который укладывается именно в версию, что в начале лета 1941 г. НКО с Генштабом планировали серьезную боевую работу где-то с середины июля (но не в 1942 г.). Однако она началась почему-то 22 июня. Неожиданно. И понятно, почему книгу Ясина переиздали в августе 1941 г. После 22.06.41 РККА сильно отступила от границы, где были потеряны не только аэродромы и самолеты, но вместе с аэродромами и разные документы, в т.ч. первое издание книги Ясина. Но тема маскировки осталась (для новых авиационных полков). Вот эту книгу и выпустили (повторно). (30/04/2017) [ На главную ] |