fontz.jpg (12805 bytes)

 

На главную ]

 

23 ИЮНЯ 1941 - "ДЕНЬ-М" (ПО ПЛАНУ...)

 

В 90-х годах ХХ века были опубликованы многие документы, относящиеся к 1940 - первой половине 1941 года, которые ранее считались секретными. В частности, много документов изданы в двухтомнике "1941" (Москва, 1998, Международный фонд "ДЕМОКРАТИЯ", под общей редакцией академика А.Н.ЯКОВЛЕВА – краткое название: "Малиновка"). Эти документы показывают, что до высшего советского политического руководства доходила информация о военных приготовлениях Германии у западных советских границ. А также подтверждается усиление советской военной группировки в тех районах. Однако, в последовавших комментариях к этим документам нет однозначного вывода. Не совсем понятно, почему такая подготовка (как считается – для обороны) оказалась настолько неэффективной? Другой характерной чертой комментариев можно отметить практическое игнорирование сравнительного анализа некоторых взаимосвязанных документов. Наиболее часто вспоминаются и в первую очередь обсуждаются почему-то только "Соображения..." от 15 мая 1941. Причем, чаще всего аналитики считают, что этот документ был разработан как бы случайно в виде некой инициативы Генштаба, а после доведения его до Сталина он был как бы отвергнут и не принимался к исполнению. В самом издании "1941" дается странное объяснение истории его появления:

Этот документ С.К. Тимошенко и Г.К. Жукова не имеет даты и его условное датирование сделано на основании приложенной к нему карты по состоянию на 15 мая 1941 года. Составлялся он, видимо, сразу после выступления И. В. Сталина перед выпускниками военных академий 5 мая. Эта речь могла стать для наркома и начальника Генштаба реальной возможностью в очередной раз поставить перед И. В. Сталиным вопрос о необходимости срочных мер в условиях очевидного сосредоточения немецких войск у советских границ. Текст - в одном экземпляре - был написан рукой генерал-майора А. М. Василевского; заделанные им подписи на документе в оригинале не стояли (такой порядок существовал в Генштабе для особо важных документов). На нем нет также пометок об утверждении или отклонении. Имеются лишь косвенные свидетельства; в том числе сообщение ответственного сотрудника Института военной истории Н.А. Светлишина о беседе с Г.К. Жуковым, который сообщил ему, что И. В. Сталин категорически отклонил предложение. (Н.А. Светлишин. Крутые ступени судьбы. Хабаровск, 1992, стр.57 - 58). Приводимые в обоснование иной точки зрения ссылки на воспоминания А. М. Василевского ("Новая и новейшая история", 6/1992) безосновательны, т.к. в них речь идет о планах 1940 года. По мнению большинства военных историков, план принят не был.

Странным такое объяснение выглядит потому, что в том же издании "1941" до и после него размещены другие документы той же направленности (организационно-мобилизационной), в сравнении с которыми "Соображения..." "от 15 мая" не выглядят совершенно обособленными и такими, которые не были приняты к исполнению. Более того, сравнение этих (некоторых) документов позволяет сделать определенные выводы о стратегических целях, достижения которых добивалось высшее советское военное руководство в последние предвоенные месяцы 1941 года. В частности, интересной оказывается тема срочной переработки плана мобилизационной готовности армии и страны в целом в первой половине 1941 года. А также сравнение его по срокам с планами стратегического развертывания у западных границ и создания фронтов в период до 22 июня 1941.

В "Малиновке" под N: 272 (не позже 12 февраля 1941 г.) за подписями Тимошенко и Жукова приведен документ об утверждении новой схемы мобилизационного развертывания ("ЗАПИСКА НКО СССР И ГЕНШТАБА КРАСНОЙ АРМИИ В ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП(б) – И.В.СТАЛИНУ И СНК СССР – В.М.МОЛОТОВУ С ИЗЛОЖЕНИЕМ СХЕМЫ МОБИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ КРАСНОЙ АРМИИ")

В качестве обоснования такой необходимости в самом документе говорится следующее:

...В настоящее время в связи с реорганизацией стрелковых, танковых войск, ПВО и военно-воздушных сил, а также с перемещением значительного количества войск, является необходимым рассмотреть и утвердить новую схему мобилизационного развертывания.

В основу новой схемы развертывания Красной Армии положены:

а) новая организация стрелковых, танковых войск, артиллерии, ПВО и военно-воздушных сил;

б) измененная дислокация войск;

в) возможность отмобилизования войск по очередям и каждого округа в отдельности, в зависимости от обстановки.

В этих целях представляется на утверждение нижеследующий мобилизационный план развертывания Красной Армии:
......

ПРИЛОЖЕНИЕ: Ведомости за N:N: 1,2,3,4,5 на 17 лст. и проект постановления СНК Союза ССР на "_" лст.

Народный комиссар обороны Союза ССР
Маршал Советского Союза С.Тимошенко
Начальник Генерального штаба Красной Армии
генерал армии Жуков

ЦА МО РФ. Ф. 16. Оп.2154. Д.4. Лл. 199-250. Заверенная копия.

Интересный документ? Много ли важного можно из него почерпнуть? Имеет ли смысл на нем заострять внимание? Действительно, какие проблемы, если, например, некий артиллерийский полк, который дислоцировался, скажем, под Саратовом, получает приказ переехать в другое место (например, под Ровно в Западной Украине)? Что здесь необычного? Мало ли какие соображения возникли в Генштабе? На то он и существует, чтобы поддерживать уровень обороноспособности государства в зависимости от меняющейся обстановки. И совершенно нормально, что при этом возникает проблема приписного состава. Когда полк располагался под Саратовом, то вакантные должности подносчиков, зарядных, снарядных, ездовых, писарей, вторых разведчиков, командиров вторых огневых взводов и т.д. по мобилизации должны были быть заполнены людьми, проживавшими тоже где-то вокруг Саратова. А после переезда этого полка под Ровно возникает два варианта действий при мобилизации – ждать, пока к ним привезут приписанных людей из-под Саратова или вместо них приписать кого-то другого среди местных жителей. В первом случае удлиняются сроки развертывания полка до полного боевого штата. Но серьезное проведение массовой мобилизации "по взрослому" – это не игра в бирюльки. Как правило, это сразу же оказывается сигналом того, что данная страна собирается с кем-то повоевать. А в этом случае каждый час дорог. Вот потому более важным является максимально сократить "дальнюю" приписку и по возможности массово задействовать близко живущих граждан.

Но здесь могут возникнуть и другие вопросы-соображения. Если меняет дислокацию один полк, то переделывать под него ГОСУДАРСТВЕННУЮ схему мобилизации не имеет смысла. Эта проблема вполне может быть решена так сказать "в рабочем порядке" самим военным министерством по согласованию с местными органами. А местным органам вообще без разницы к какому полку приписывать местных жителей – то ли 154-му гаубичному полку РВГК, то ли к 32-му артполку в составе 15-ой стрелковой дивизии. Какая им разница? 154-ый полк убыл, 32-ой прибыл. Или вообще никакой не прибыл. Эта забота военкоматов. Оглашать передислокацию частей причиной переделки ГОСУДАРСТВЕННОЙ схемы мобилизации имеет смысл только тогда, когда передислоцируется сразу много частей. Вот тут у государства вполне должно возникнуть много разных проблем, к решению которых полезно подготовиться заранее. Во-первых, это и излишняя нагрузка на железнодорожный транспорт, который рискует сорвать какие-то другие народнохозяйственные перевозки. Во-вторых, это и проблема жилья и парков техники на новом месте дислокации. И не только жилья, а и взаимодействия с местной экономической структурой. Кроме того, проблемы приписки становятся серьезными, если эти части (много) передислоцируются надолго, когда вероятность возвращения является туманной.

Но кроме просто передислокации в февральской "ЗАПИСКЕ" среди причин указывается и "новая организация/реорганизация ... вооруженных сил". Как сие понимать? С одной стороны, вполне реальна ситуация, когда в связи с изменением роли тех или других родов/видов войск Генштаб желает изменить структуру уже имеющихся частей/соединений. Например, было 3 пехотных дивизии, 2 кавалерийских и 2 танковых. А вместо них решили создать 2 механизированных, 3 танковых и 2 пехотных. Возможно? Вполне! Вот и возникает проблема перемещения офицеров и личного состава с изменением списка вакантных должностей под приписку по мобилизации. Но возможен и другой вариант, когда Генштаб почему-то планирует увеличить количество частей/соединений. И это тоже отразится на приписных планах.

А подводя итог рассуждениям, можно сделать вывод, что в феврале 1941 Генштаб по какой-то причине начал формировать какие-то планы по перемещению большого количества военнослужащих и планы по созданию новых частей/соединений. Как показывают другие документы "Малиновки", новым местом дислокации для многих частей Красной Армии в начале 1941 г. оказались территории западных военных округов. И прибывали они туда скорее всего "надолго" (указаний на сроки возврата не приводятся). Но в таком случае полезно ознакомиться со сроками самой этой работы по переделке схемы мобилизации. Есть ли в них даты начала/окончания?

Как оказывается, есть. И расположены не в одном документе. Но перед их просмотром было бы полезно узнать – был ли принят к реализации этот план (переделки мобилизационной схемы)? В "Малиновке" об этом четко и конкретно не говорится. Первое предложение февраля 1941 озаглавлено как "Записка...". Следом приводится "N: 273. ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СНК СССР "О МОБИЛИЗАЦИОННОМ ПЛАНЕ НА 1941 ГОД"

12 февраля 1941 г.

О мобилизационном плане на 1941 год

/. Наименование мобилизационного плана, срок разработки и время ввода в действие.

Мобплану 1941 года присвоить наименование: по Красной Армии "Мобплан N: 23", по гражданским наркоматам – "Мобплан N: 9".

Все мобилизационные разработки по новому мобплану начать немедленно, с расчетом окончания всех работ, как в центре, так и на местах, к 1 июля 1941 года.

//. Объем мобилизационного развертывания Красной Армии по мобплану N: 23.

1. По сухопутным силам развернуть:

Объем мобилизационного развертывания Красной Армии на 1941 год, в случае объявления общей мобилизации, установить в следующих основных показателях (в 1-й очереди):

Полевых управлений фронтов – 9
Полевых управлений отдельных армий – 1
........

Утвердить порядок проведения мобилизации Красной Армии по мобплану 1941 года по двум вариантам:

а) при проведении мобилизации отдельных военных округов, отдельных частей и соединений, устанавливаемых специальным решением Совета Народным Комиссаров Союза ССР – скрытым порядком, в порядке так называемых "Больших учебных сборов (БУС)".

В этом случае призыва военнообязанных запаса, а также поставку приписанного к частям авто-мехтранспорта и конского состава из народного хозяйства, производить персональными повестками, специальным распоряжением народного комиссара Обороны СССР без объявления для всеобщего сведения приказов НКО;

б) при проведении общей мобилизации всех вооруженных сил Союза ССР или отдельных военных округов открытым порядком, т.е. когда мобилизация объявляется Указом Президиума Верховного Совета СССР (статья 49, пункт "Л" Конституции СССР) – призыв военнообязанных запаса, а также поставку из народного хозяйства авто-мехтранспорта и конского состава производить приказами народного комиссара обороны Союза ССР, расклеиваемыми для общего сведения (в порядке ст.ст. 72-73 Закона о всеобщей воинской обязанности).

ПРИЛОЖЕНИЕ: Ведомости за N:N: 1, 2, 3, 4 на 6 листах.

Председатель Совета
Народных Комиссаров Союза ССР
Управляющий делами СНК Союза ССР

ЦА МО РФ.Ф. 16. Оп. 2154. Д.4. Лл.268-281. Заверенная копия.

Был ли он принят? Или так и остался "проектом"? Судя по следующим документам марта-июня можно понять, что этот план ИСПОЛНЯЛСЯ. Другими словами, в феврале-июне 1941 в армии выполнялась работа по переделке мобплана. Это можно понять по другим документам в "Малиновке" и по примечанию за февраль 1941:

2. Мобилизационные планы составляют одну из основ обороноспособности любого государства. Они предусматривают планомерный и своевременный переход с организации и штатов армии мирного времени на организацию и штаты военного времени. Эту задачу в предвоенный период Красная Армия решала в сложных условиях – с мая 1940 до июня 1941 г. мобпланы перерабатывались четыре раза. Если учесть, что на разработки необходимой мобилизационной документации требовалось не менее 9 месяцев, то неудивительно, что к началу войны эта работа не была завершена. Некоторые важные элементы, например, мобилизационные планы развертывания военной промышленности, пролежавшие больше месяца в столе Председателя Комитета обороны К.Е.Ворошилова, так и не были утверждены.

Мобилизационные возможности СССР определялись общими условиями третьей пятилетки (1938 – 1942). В августе 1940 года было принято решение о разработке первого плана МП-41, согласно которому Вооруженные силы после отмобилизования должны были насчитывать 8,7 миллиона человек (206 дивизий). Однако эти цифры были вскоре увеличены до 8,9 млн. человек (303 дивизии). Это увеличение совпало с реорганизацией большинства соединений, в результате чего в большинстве войсковых частей и соединений возник большой некомплект. Появилось большое количество небоеготовных или ограниченно боеготовных соединений и частей. Те же части, которые были обращены на формирование новых соединений, утратили свою боеспособность. Полное обеспечение вооружением новых соединений МП-41 предусматривалось лишь через 5 лет.

Значительным просчетом мобилизационных планов было предположение, что противнику после нападения на СССР потребуется до 15 суток для своего стратегического развертывания. В действительности вермахт напал в состоянии уже произведенного полного развертывания. Советские планы предусматривали, что первый эшелон советских войск будет иметь на отмобилизование 1 – 3 суток, второй эшелон (все танковые части, большинство стрелковых дивизий) – от 8 – 15 суток. Эти сроки оказались нереальными.

Этот комментарий что-то поясняет, но не все и не в полной мере. Похоже на то, что автор комментария рассматривает мобплан исключительно как план подготовки к отражению возможного нападения (в первую очередь на западных границах). Но это еще вопрос, какова была его реальная цель. Точнее говоря, даже не этого конкретно плана по мобготовности, но вообще всего плана возможных военных действий страны в 1941 году. Если это не учитывать, то выводы могут оказаться очень далекими от реальности. Например, откуда автор комментария считает просчетом "предположение, что противнику после нападения на СССР потребуется до 15 суток для своего стратегического развертывания."? Откуда мог взяться срок в именно в 15 суток? И почему именно "после нападения на СССР"? Это доложила разведка? Начитавшись текст "Барбароссы" или других реальных директив немецких высших военных штабов? (Отсутствует. Немцы напали уже в основном развернутыми). Или этот срок взят исходя из каких-то своих рассуждений? Еще хорошо было бы, если бы они велись действительно с учетом знаний о профессиональных возможностях специалистов тех стран. Но проблема в том, что реальное немецкое нападение 22.06.41 оказалось НЕОЖИДАННЫМ и есть масса данных, что Сталин НЕ ВЕРИЛ в реальное немецкое нападение летом 1941. А с этой стороны ссылки на сроки неких действий возможного противника могут быть вообще любые. Т.е. здесь вполне можно предположение, что срок в "15 суток" касался не столько противника, сколько какой-то стороны своей подготовки.

Странным выглядит и комментарий к возникновению "большого количество небоеготовных или ограниченно боеготовных соединений и частей". Точнее говоря, его отсутствие при одной только констатации и как бы с намеком, что это плохо и как бы не отражало задачу обороны страны. Вполне возможно, для целей обороны такие мероприятия не очень подходят. А как насчет такой цитаты?: "...К концу первого месяца войны в состав фронта дополнительно поступают 6 стр.[елковых - zhistory] дивизий, развертываемых из 3 тыс.[ячных - zhistory] дивизий. ...."

О каком фронте идет речь? (О Юго-Западном). Какова его задача? Написано так:

Основная задача фронта – активной обороной в Карпатах и по границе с Румынией прикрыть Западную Украину и Бессарабию, одновременно, ударом с фронта Мосты-Великие, Рава-Русска, Сенява в общем направлении на Люблин, совместно с левофланговой армией Западного фронта нанести поражение Ивангородско-Люблинской группировке противника, выйти и закрепиться на среднем течении р.Висла.

В составе фронта иметь пять армий 5, 6, 12, 18 и 9.

Откуда взяты цитаты? Из документа N: 95 августа 1940 в 1-ом томе "Малиновки":

N: 95. ЗАПИСКА НАРКОМА ОБОРОНЫ СССР И НАЧАЛЬНИКА ГЕНШТАБА КРАСНОЙ АРМИИ В ЦК ВКП(б) И.В.СТАЛИНУ И В.М.МОЛОТОВУ ОБ ОСНОВАХ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР НА ЗАПАДЕ И НА ВОСТОКЕ НА 1940 И 1941 ГОДЫ

б/н

[не позже 19 августа 1940 г.]

Особой важности
Сов. секретно
Только лично

Докладываю на Ваше рассмотрение соображения об основах стратегического развертывания Вооруженных Сил СССР на Западе и на Востоке на 1940 и 1941 годы.

I. Наиболее вероятные противники

Сложившаяся политическая обстановка в Европе создает вероятность вооруженного столкновения на наших западных границах.

Это вооруженное столкновение может ограничиться только нашими западными границами, но не исключена вероятность и атаки со стороны Японии наших дальневосточных границ.

На наших западных границах наиболее вероятным противником будет Германия, что же касается Италии, то возможно ее участие в войне, а вернее, ее выступление на Балканах, создавая нам косвенную угрозу.

Вооруженное столкновение СССР с Германией может вовлечь в военный конфликт с нами – с целью реванша – Финляндию и Румынию, а возможно, и Венгрию.

При вероятном вооруженном нейтралитете со стороны Ирана и Афганистана возможно открытое выступление против СССР Турции, инспирированное немцами.

Таким образом, Советскому Союзу необходимо быть готовым к борьбе на два фронта: на Западе против Германии, поддержанной Италией, Финляндией и Румынией, а возможно и Турцией, и на Востоке – против Японии как открытого противника, или противника, занимающего позицию вооруженного нейтралитета, всегда могущего перейти в открытое столкновение.
......

Народный комиссар обороны СССР
Маршал Советского Союза (С.Тимошенко)
Начальник Генерального штаба
К[расной] А[рмии]
Маршал Советского Союза Б.Шапошников

ЦА МО РФ. Ф. 16. Оп.2951. Д.239. Лл. 1-37. Рукопись на бланке: "Народный комиссар обороны СССР". Имеется помета: "Написано в одном экземпляре. Исполнитель зам. нач. Опер.упр. генерал-майор Василевский". Подлинник, автограф Б.М.Шапошникова.

Но он не был принят. Как объясняется в примечаниях к сентябрю в 1-м томе "Малиновки", к его разработке Генштаб под руководством Б.М.Шапошникова приступил в июле 1940 года, но затем ситуация изменилась в связи с событиями в Прибалтике и Бессарабии. Документ переделали и он был готов в августе, однако Главный Военный Совет на своем заседании 16 августа решил внести в него изменения. Они разрабатывались уже под руководством нового начальника Генштаба К.А.Мерецкова, пришедшего на этот пост 19 числа. Новая версия документа была представлена 18 сентября. (Документ в "Малиновке" - N: 117. ЗАПИСКА НАРКОМА ОБОРОНЫ СССР И НАЧАЛЬНИКА ГЕНШТАБА КРАСНОЙ АРМИИ В ЦК ВКП(б) – И.В.СТАЛИНУ И В.М.МОЛОТОВУ ОБ ОСНОВАХ РАЗВЕРТЫВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СОВЕТСКОГО СОЮЗА НА ЗАПАДЕ И НА ВОСТОКЕ НА 1940 И 1941 ГОДЫ N: 103202/ов )

В нем предлагалось для рассмотрения два варианта развертывания – либо основные силы сосредотачиваются южнее Полесья (в Западной Украине) для главного удара по югу Польши, либо севернее (в Белоруссии) для главного удара по Пруссии. 5 октября И.В.Сталин определил главный удар на юге (т.е. он остановился на первом варианте). После доработки документ был утвержден 15 октября. А вот дальше в комментариях идет интересная фраза:

С октября 1940 года по февраль 1941 г. в план стратегического развертывания вносились лишь непринципиальные изменения. Более решительные доработки начались в феврале 1941 г. с приходом нового начальника Генштаба Г.К.Жукова, что привело к составлению новых документов (март, май).

Другими словами, этот план не являлся чем-то теоретическим "на всякий случай", а был вполне действующим документом. Таким образом, задачи по переделке мобплана в феврале 1941 отрабатывались в условиях существования более общего плана "ведения войны на западе", в котором ссылки на возможное наступление противника присутствуют в очень кратком виде и так, как если бы реагировать на него особо не требовалось. В том смысле, что задача именно обороны от нападения как бы не считалась серьезной и наличных сил как бы вполне хватит. В связи с чем в этом плане нет никаких конкретных предложений по организации обороны на направлениях главных ударов вторгнувшегося врага.

И кстати, в нем есть упоминание о сроке "15 суток" относительно немцев:

Примерный срок развертывания германских армий на наших западных границах – 10-15-й день от начала сосредоточения.

Т.е. здесь не идет речь о 15 сутках ПОСЛЕ нападения. Просто высказывается предположение, что минимально немцам может потребоваться 10-15 суток на сосредоточение. И все. А "до" нападения или "после" – нет уточнения. Скорее всего – "до" (какой смысл нападать, не развернувшись?) И есть упоминания о сроках своего развертывания:

...при настоящей пропускной способности железных дорог юго-запада сосредоточение главных сил армий фронта может быть закончено лишь на 30 день от начала мобилизации, только после чего и возможен будет переход в общее наступление для решения поставленных выше задач.

Столь поздние сроки развертывания армий Юго-Западного фронта и являются единственным, но серьезным недостатком данного варианта развертывания.

(Это при варианте главного удара на юге).

....сосредоточение армий закончится на 20 день от начала мобилизации, дивизии резерва фронта и Главного Командования сосредоточатся в первые дни операции.

В течение 20 дней сосредоточения войск и до перехода их в наступление армии – активной обороной, опираясь на укрепленные районы, обязаны прочно закрыть наши границы и не допустить вторжения немцев на нашу территорию.

При условии работы железных дорог в полном соответствии с планом перевозок войск, днем перехода в общее наступление должен быть установлен 25 день от начала мобилизации, т.е. 20 день от начала сосредоточения войск.

(Это при варианте главного удара севернее из Белоруссии).

Итого, получается, что задача наступления против Германии была связана с проведением мобилизации. А дата его начала оценивалась не ранее чем на 25-30 день после ее объявления.

Откровенно говоря, такой подход выглядит очень опасным. Давать противнику "фору" на срок в месяц? Разумно ли? А противник при этом будет тих ждать, пока на него нападут? Нельзя ли как-то сократить сроки? Скорее всего, именно на это были направлены замечания И.В.Сталина и дальнейшая работа генерала Жукова.

Кроме того, надо помнить, что существовала идея и о войне с Финляндией-2 (документ в "Малиновке" N: 118). И конкретные соображения по ведению наступления против Японии. И вполне понятно, что на осуществление всех этих идей требовалось выделить значительные ресурсы и согласовать такое военное планирование с народно-хозяйственным планированием всей страны (что и делалось).

Итак, в феврале 1941 Генштаб РККА продолжил совершенствование военного планирования на 1941 год (кстати, а не на какой-то там 1942 и далее), частью которого требовалось срочно переделать план мобилизационной готовности (т.е. проведения мобилизации). В "Малиновке" есть несколько документов, в которых говорится о сроках его разработки. Наиболее компактно это представлено в документе N: 304:

N: 304. ЗАПИСКА ЗАМ. НАЧАЛЬНИКА ГЕНШТАБА КРАСНОЙ АРМИИ НАЧАЛЬНИКУ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВВС КРАСНОЙ АРМИИ

N: Моб/1/542250сс

7 марта 1941 г.

Препровождается копия директивы Командующему войсками Киевского особого военного округа по разработке нового мобилизационного плана "МП-1941".
Аналогичные указания Генштабом Красной Армии даны и остальным военным округам.
Срок разработки нового мобплана народным комиссаром обороны установлен 1 июля 1941 года.
Начальником Генштаба Красной Армии по разработке отдельных вопросов мобплана установлены следующие сроки:

1) исчисление штатно-табельной и мобилизационной потребности (всех видов имущества и вооружения, денежных средств и т.д.) – с 1 марта по 15 апреля;
2) разработка мобилизационных планов войсковых частей – с 20 марта по 20 июня;
3) проведение приписки начальствующего, младшего начальствующего и рядового состава – с 15 апреля по 15 мая;
4) предъявление заявок на доснабжение из местных ресурсов – к 20 апреля;
5) поверка разработки мобпланов войсковых частей – с 1 апреля по 1 июля;
6) представление Генштабу Красной Армии штабами военных округов донесений:

об окончании составления планов комплектования и готовности к приписке – к 10 апреля;
об окончании приписки – к 15 мая;
о ходе разработки мобплана в войсковых частях – к 10 июня 1941 года.

ПРИЛОЖЕНИЕ: Копия директивы Командующему войсками КОВО № Моб/1/542247сс (13 листов) только адресату.

Зам. начальника Генерального штаба
Красной Армии
генерал-лейтенант (Соколовский)
Начальник Мобуправления Генштаба
Красной Армии
генерал-майор (Никитин)

ЦА МО РФ. Ф.8. Оп.2729. Д. 28. Лл. 262-263. Заверенная копия. Пометы: "Сов. секретно", "Серия К".

Из этого текста становится ясным, что "Проект Постановления СНК о мобплане" от 12.02.1941 в каком-то виде был принят, иначе Нарком обороны не мог издавать приказы со сроками исполнения и рассылать директивы в штабы военных округов.

Но что должно было произойти после 1 июля 1941? Эти планы сложат в папочки и положат на полочки для хранения на "всякий случай"? Вот вздумает некий противник напасть на западные границы СССР, вот тогда и объявят мобилизацию и откроют эти папочки для выполнения? Когда-то "после 1 июля 1941"? В 1942-м? Или "далее"?

Возможно.

Но есть и другие документы того же периода, в которых некоторые даты интересно конкретизированы. Например:

N: 300. ДИРЕКТИВА ГЕНШТАБА КРАСНОЙ АРМИИ КОМАНДУЮЩЕМУ ВОЙСКАМИ ЗАПАДНОГО ОСОБОГО ВОЕННОГО ОКРУГА

N: Моб/1/542252сс
3/5 марта 1941 г.

При разработке нового мобилизационного плана "МП-1941" по схеме развертывания, посланной при директиве N: Орг/1/107476 и с изменениями к ней, народный комиссар обороны приказал:

1. Всем войсковым частям и учреждениям округа разработать в деталях планы укомплектования до штатов военного времени в соответствии со сроками, установленными схемой развертывания. Авиационные, механизированные части ПВО содержать в постоянной боевой готовности. По выделению кадров начальствующего состава
......

Разработка мобплана

39. Разработку планов комплектования и заявок на перевозку, приписку военнообязанных и отработку документов мобплана произвести в сроки, установленные календарным планом по разработке нового мобплана (приложение N: 12).

Срок разработки мобплана, установленный директивой N: Орг/1/107476, народным комиссаром обороны продлен до 1.7.1941 года.

40. В целях зашифрования и отличия от действующего мобплана, приписку по разработке нового мобплана вести с наименованием по "МП-1941".

При разработке мобилизационного плана руководствоваться приказом НКО N: 0130 и временными указаниями по составлению мобпланов в военных комиссариатах (приложение N: 13).

41. Штабу военного округа присвоить всем войсковым частям и учреждениям мирного и военного времени, развертываемым и вновь формируемым, при мобилизации номера команд (команда N: ...).

Присвоенные номера команд использовать для обозначения в мобилизационных предписаниях приписного состава, а также для передачи военкоматом распоряжений о выполнении нарядов на призыв и поставку при скрытом отмобилизовании.

С момента объявления мобилизации все части называть их полным наименованием.
.....

44. О ходе выполнения календарного плана работ по разработке нового мобплана доносить:

а) 10 апреля 1941 года с докладом о готовности к приписке;
в) 15 мая 1941 года с докладом об окончании приписки;
в) 15 июня 1941 года о ходе разработки мобплана войсковых частей и военкоматов.

45. К 15 июля 1941 года представить на имя народного комиссара обороны доклад о мобилизационной готовности войск округа.

Указания по проработке доклада о мобготовности будут даны дополнительно.
Получение настоящей директивы подтвердить.

Копии Ваших указаний выслать в Генштаб Красной Армии.
.....

п.п. зам. начальника Генерального штаба
Красной Армии
генерал-лейтенант (Соколовский)

ЦА МО РФ. Ф.8. Оп.2729. Д.28. Лл.61-82. Имеются пометы: "Сов. секретно", "Серия К". Заверенная копия.

В этом документе повторяются сроки, кратко перечисленные в документе N: 304. Но есть документ с таблицей, в которой представлен более конкретный перечень работ при подготовке нового мобплана:

N: 294. ДИРЕКТИВА ГЕНШТАБА КРАСНОЙ АРМИИ КОМАНДУЮЩЕМУ ВОЙСКАМИ ЗАКАВКАЗСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА

N: Моб/1/542241 cc

1 марта 1941 г.

При разработке нового мобилизационного плана "МП-1941" по схеме развертывания, посланной при директиве N: Орг/1/107474 и с изменениями к ней, народный комиссар обороны приказал:

1. Всем войсковым частям и учреждениям округа разработать в деталях планы укомплектования до штатов военного времени в соответствии со сроками, установленными схемой развертывания.
.....
ПРИЛОЖЕНИЕ: на 3 листах.

П. п. заместитель начальника
Генерального штаба Красной Армии (Соколовский)

ПРИЛОЖЕНИЕ N: 12

ВЫПИСКА
из утвержденного начальником Генерального штаба Красной Армии
генерал[ом] армии т. Жуковым календарного плана
разработки мобилизационного плана "МП-1941"
по Закавказскому военному округу

N: пп

Наименование работ

Кто выполняет

Срок исполнения

1

2

3

4

1.

Уточнение схемы развертывания, исчисление мобилизационной потребности, составление планов комплектования

Штаб округа

с 13.03 по 1.04

2.

Выписка заявок по частям и ВУС на пополнения, получаемые по внеокружным нарядам в округа-отправители (на людей, лошадей)

Штаб округа

39156

.....

.....

.....

.....

21.

Донесения Моб.Управлен. Генштаба:
а) об окончании составления планов комплектования и готовности к приписке

Штаб округа

к 10.04

б) об окончании приписки

Штаб округа

к 15.05

22.

Получение докладов командиров соединений, отдельных частей и областных военных комиссариатов об окончании разработки мобпланов и о мобготовности по "МП1941"

Штаб округа

с 15.06 по 25.06

23.

Представление народному комиссару обороны СССР подробного доклада о мобготовности по "МП -1941"

Ком. войсками округа

С 25.06 по 5.07 (точный срок указывается особой директивой)

ПРИМЕЧАНИЕ: на основе определенных настоящим планом основных работ и сроков штабу округа разработать детальный план разработки "МП1941", исходя из условий округа.

ЦА МО РФ. Ф.8. Оп.2729. Д.28. Лл.17, 17а-30. Имеются пометы: "Сов. секретно", "Секретно", "Серия К". Заверенная копия.

Таким образом, срок "1 июля 1941" не совсем точный. Точнее говоря, к этому сроку командующий округом должен быть готов доложить об окончании подготовки мобплана. А вот "Получение докладов командиров соединений, отдельных частей и областных военных комиссариатов об окончании разработки мобпланов и о мобготовности по "МП1941"" должно закончиться к 25 июня (начавшись 15 июня). Другими словами, основная работа по пере-приписке должна быть завершена где-то к 25 июня (к 24 июня, к 23 июня). Т.е. где-то в эти дни уже можно оглашать приказ об объявлении мобилизации. Вот если его не будет, то тогда конечно, тогда как бы этапом завершения работы по составлению мобплана окажется доклад командующего (в срок с 25 июня по 5 июля или по 15 июля). А если мобилизацию объявят, то и доклад не потребуется. Зачем, если эта самая готовность вот тут же и будет проверена практически?

Другой вопрос, а для чего объявлять эту самую мобилизацию? Для тренировки? Сорвать с места миллионы людей? Тысячи гражданских начальников поставить перед фактом срыва производственных планов? Внести хаос в железнодорожные перевозки? Ради шутки?

А как-то подешевле нельзя пошутить? (Для тренировки?)

Дело в том, что "просто так" мобилизация не объявляется. Для нее бывает две основные причины:
1) на страну напал враг;
2) страна сама планирует на кого-то напасть.

В любом случае должны быть какие-то документы какого-то армейского планирования. И это обычно документы по подготовке конкретных ТВД ("театров военных действий") – либо для обороны, либо для нападения. Есть такие в "Малиновке"? Оказывается, есть. И не только "Соображения..." ("от 15 мая"). Выше уже рассматривались "ЗАПИСКИ НАРКОМА ОБОРОНЫ СССР И НАЧАЛЬНИКА ГЕНШТАБА КРАСНОЙ АРМИИ В ЦК ВКП(б) – И.В.СТАЛИНУ И В.М.МОЛОТОВУ ОБ ОСНОВАХ РАЗВЕРТЫВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СОВЕТСКОГО СОЮЗА". Однако, можно заметить, что они обсуждались на уровне: наркомат обороны (плюс Генштаб) – Главный Военный Совет - Политбюро ЦК ВКП(б) с участием Сталина и Молотова. При таком составе участников можно считать, что эти обсуждения выполняются "на всякий случай". Если бы такие планы были приняты для осуществления, то это неизбежно привело бы к привлечению к этому делу других людей – командующих округами (будущих фронтов), их начальников штабов, других высших командиров окружного уровня (в меру своей компетенции). И все это уже не могло оформляться в виде "записок". Командующие округами могут реагировать на документы только определенного вида: "ПРИКАЗЫ" или "ДИРЕКТИВЫ". Имеется ли в "Малиновке" нечто подобное в развитие ранее рассмотренных "ЗАПИСОК"? Имеется.

В апреле 1941 нарком обороны и начальник Генштаба направили командующим западными военными округами совершенно конкретные ДИРЕКТИВЫ с приказом "приступить к разработке плана оперативного развертывания армий округа" (например, документ N: 425 ДИРЕКТИВА НАРКОМА ОБОРОНЫ СССР И НАЧАЛЬНИКА ГЕНШТАБА КРАСНОЙ АРМИИ КОМАНДУЮЩЕМУ ВОЙСКАМИ ЗАПОВО ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИКУ Д. Г.ПАВЛОВУ,
б/н [апрель 1941 г.]
Совершенно секретно,
Особой важности,
В одном экземпляре).

Если вспомнить, что уровней секретности было три: "секретно", "совершенно секретно" и "совершенно секретно, особой важности", то можно отметить, что этот документ был ВЫСШЕГО УРОВНЯ СЕКРЕТНОСТИ !!! "ОВ"-шный документ! В одном экземпляре! За потерю такого документа расстрел на месте – слишком мягкое наказание. Точнее говоря, "расстрелять" – "не расстрелять" вопрос не стоит, проблема в другом: до расстрела выяснить (любыми методами), в чьи руки этот документ мог попасть....

Но вот прошли годы, давно поменялась ситуация, документ рассекретили. И оказывается, что в нем есть преамбула, в которой командующим округами конкретно и явно Германия называется вероятным противником:

..... необходимо при выработке плана обороны СССР иметь в виду не только таких противников, как Финляндия, Румыния, Англия, но и таких возможных противников, как Германия, Италия и Япония. Вооруженное нападение Германии на СССР может вовлечь в военный конфликт с нами Финляндию, Румынию, Венгрию и других союзников Германии. Поэтому оборона западных границ СССР приобретает исключительное значение.

Однако, конкретного обсуждения задач обороны в этих документах нет. Она только упоминается как бы "мимоходом" как не совсем сложная и посильная наличным силам. Более того, "упорная оборона" требуется только для периода отмобилизования и сосредоточения войск. После которого необходимо приступить к другой задаче – "решительному наступлению". Вот пример из директивы Западному ОВО:
......

I. Основными задачами для войск Западного фронта ставлю:

1. В период отмобилизования и сосредоточения войск - упорной обороной, опираясь на укрепленные районы, прочно прикрывать наши границы и не допустить вторжения противника на нашу территорию.

2. С переходом армий Юго-Западного фронта в наступление ударом левого крыла фронта в общем направлении на Седлец, Радом способствовать Юго-Западному фронту разбить Люблин-Радомскую группировку противника. Ближайшая задача фронта - овладеть районом Седлец, Луков и захватить переправы через р. Висла; в дальнейшем иметь в виду действия на Радом с целью полного окружения Люблинской группировки противника, во взаимодействии с Юго-Западным фронтом.
.....

И есть упоминания о "соседях":

II. Правее - Северо-Западный фронт (штаб Паневеж). Имеет задачей упорной обороной прикрыть Рижское и Ковно-Виленское направления.
......
Левее - Юго-Западный фронт (штаб Тарнополь) имеет задачей ударом армий правого крыла фронта, во взаимодействии с левофланговой армией Западного фронта окружить и уничтожить группировку противника восточнее р. Висла.
......

А дальше в директиве приводится длинное перечисление привлекаемых сил и средств с задачами для них:

III. Для выполнения поставленных задач в боевой состав войск Западного фронта включить:

четыре управления армий;
двенадцать управлений стрелковых корпусов;
.....
Указанные войска Западного фронта развернуть,
Штаб фронта - Обуз-Лесна.
.......
[задачи армиям, ВВС, расположение штабов]

В завершающей части директивы приводятся некоторые подробности об организации обороны. Но только в виде перечисления имеющихся укрепленных районов и прочих укреплений только в районах, примыкавших к границе. Разговор о рубежах обороны в глубине тыла даже не рассматривается:

V. Прикрытие отмобилизования, сосредоточения и развертывания войск фронта.

1. Учитывая возможность перехода противника в наступление до окончания нашего сосредоточения, прикрытие границы организовать на фронте всех армий по типу прочной, постепенно усиливающейся по мере прибытия войск, обороны с полным использованием укрепленных районов и полевых укреплений, с всемерным развитием их в период сосредоточения.

2. В соответствии с планом развертывания, в начальный период иметь четыре района прикрытия.

Район прикрытия N: 1 - 3 Армии, в составе:
управления 4 стрел. корпуса;
2,27,56, 85 и 24 стрел. дивизии;
гарнизоны Гродненского и Осовецкого укрепленных районов;
11 авиационных смешан.дивизий;
пограничные части.

Первые мобэшелоны 56 и 24 дивизий подвести к фронту обороны не позднее 5 дня мобилизации.

Задача - прочной обороной Гродненского и Осовецкого укрепленных районов прикрыть Лидское и Белостокское направления.

Границы района - границы 3 Армии.
....
Для ликвидации попыток противника к прорыву с первых же дней мобилизации командованию фронта иметь в своем распоряжении мощные, подвижные резервы, в составе,

13 мехкорпуса (25,31 танк .див., 208 мотодив.) в районе Нарев, Бельск, ......
Кроме того, к 15 дню мобилизации в резерв фронта вывести:
21 стр. корпус, в составе 17,37,50 стр. дивизии в район Жидомля, Скидель;
47 стр. корпус, в составе 55,113,121 и 75 стр. дивизии, в район Пружаны, Запруды (кир.20 Картуз - Береза, Блудень).

Указанные стрелковые корпуса, с выходом из глубины в район сосредоточения новых корпусов, включить в состав соответствующих армий.

3. Первый перелет или переход государственной границы допускается только с особого разрешения Главного командования.

VI. Настоящему плану развертывания присвоить условное наименование " " .

План вводится в действие при получении шифрованной телеграммы за моей и начальника Генерального штаба КА подписями, следующего содержания: "Приступить к выполнению".

2. Военному совету и штабу Западного особого военного округа надлежит к 1941 году в Генеральном штабе КА разработать:

а) план прикрытия и обороны на весь период сосредоточения;
б) план сосредоточения и развертывания войск фронта;
в) плана выполнения первой операции 13 и 4 армий и план обороны 3 и 10 армий;
.....
[zhistory: и еще 5 планов]

3. К разработке плана допускаются в полном объеме - командующий войсками, член Военного совета, начальник штаба и начальник Оперативного отдела;
в части разработки плана действий ВВС - командующий ВВС ЗапОВО;
в части разработки плана устройства тыла - зам. начальника штаба округа по тылу;
в части плана военных сообщений - начальник 3 отдела штаба ЗапОВО.

Начальники родов войск и служб округа к разработке плана не допускаются и могут привлекаться только как консультанты по специальности.

Документы плана пишутся только от руки или печатаются на машинке лично командирами, допущенными к разработке плана. По окончании разработки все материалы при описи сдаются начальнику Оперативного управления Генерального штаба КА.

ПРИЛОЖЕНИЯ: .....

Народный комиссар обороны СССР
Маршал Советского Союза (С. Тимошенко)
Начальник Генерального штаба
Красной Армии
генерал армии (Г. Жуков)

ЦА МО РФ. Ф. 16. Оп.2951. Д.237. Лл.48-64. Рукопись на типографском бланке: "Народный комиссар обороны СССР". Незаверенная копия.

Если нормально отнестись к анализу этого документа, то может возникнуть ряд вопросов. (Если он планировался для организации обороны от НАПАВШЕГО врага).

Что означает фраза "План вводится в действие при получении шифрованной телеграммы"?
Как это? А разве не в связи с вражеским нападением?
Почему в плане вообще нет упоминания ситуации этого самого нападения врага? (Почему нет фразы: "После нападения врага ...."?) Вместо этого почему-то попадаются фразы об организации обороны от "попыток противника к прорыву с первых же дней мобилизации".
А в другое время противник не будет пытаться прорваться? (Например, до ее объявления?)

Или это надо понимать так, что противник нападает, после этого объявляется мобилизация и ... (далее по тексту?) Но тогда фраза должна быть иной. Например, такой: "После нападения противника объявляется мобилизация. До подхода войск помощи, войскам округа ... [действовать так-то]... " Какие еще шифротелеграммы с приказом "ПРИСТУПИТЬ"? Приступить к чему? К обороне от напавшего врага? А если он не напал? Или эта шифротелеграмма придет только после нападения? А в какие сроки оно ожидается? Уже летом 1941? Или не ранее 1942? Если летом 1941 нападение противника не ожидается, то что может напланировать лично командующий округом лично своей ручкой в секретной комнате Генштаба в Москве в апреле-мае 1941? Задачи занятия укрепрайонов? А они точно соответствуют направлениям возможных главных ударов противника? Разведка все выяснила? Или все это "на всякий случай"?

Но вот наступил май 1941. И появляются "Соображения...." ["не ранее 15 числа"], оформленные опять в виде "ЗАПИСКИ" (документ "Малиновки" N: 473):

N: 473. ЗАПИСКА НАРКОМА ОБОРОНЫ СССР И НАЧАЛЬНИКА ГЕНШТАБА КРАСНОЙ АРМИИ ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СНК СССР И. В. СТАЛИНУ С СООБРАЖЕНИЯМИ ПО ПЛАНУ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СОВЕТСКОГО СОЮЗА НА СЛУЧАЙ ВОЙНЫ С ГЕРМАНИЕЙ И ЕЕ СОЮЗНИКАМИ

б/н
[не ранее 15 мая 1941 г.]

Докладываю на Ваше рассмотрение соображения по плану стратегического развертывания Вооруженных сил Советского Союза на случай войны с Германией и ее союзниками.

.....

Можно отметить, что ранее (в 1940 г.) такие документы имели название "ОБ ОСНОВАХ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР НА ЗАПАДЕ И НА ВОСТОКЕ НА 1940 И 1941 ГОДЫ". Так сказать, - "вообще" по всем направлениям. "Записка" же от 15 мая касалась только Германии "с ее союзниками".

И возникает такая последовательность:

Июль-август-сентябрь 1940 - обсуждаются варианты войны с Германией (и Финляндией), с Финляндией (без Германии), с Японией (без Финляндии и Германии) или со всеми сразу.

Ноябрь 1940 – переговоры с немцами в Берлине, на которых до реальных договоренностей дело не дошло. 25 ноября СССР выставил свой вариант Договора, но Берлин на него потом так и не ответил. Вместо этого Гитлер принимает решение форсировать подготовку плана нападения на СССР (декабрь 1940).

В конце декабря 1940 в Москве проводится большое военное совещание.

В январе – "стратегические игры" в варианте отбития нападения Германии ("мимоходом") с последующим переходом в наступление.

В феврале возникает предложение переделать мобплан с готовностью к 1 июля 1941 (в развитие которого нарком обороны рассылает директивы округам – т.е. этот план принимается к выполнению).

В апреле нарком обороны рассылает западным военным округам директивы о разработке планов оперативного развертывания армий округа (имеется в виду до штатов военного времени, что предполагает период "после объявления мобилизации").

В мае появляется очередная "Записка о стратегическом развертывании ...", но уже конкретно по войне с Германией. В ней не совсем верно определяются направления возможных главных ударов немецких войск. И задачи организации обороны рассматриваются очень слабо. Вместо этого больше внимания уделяется организации наступления для выполнения вполне конкретной цели:

II. Первой стратегической целью действий войск Красной Армии поставить - разгром главных сил немецкой армии, развертываемых южнее Демблин, и выход к 30 дню операции на фронт Остроленка, р.Нарев, Лович, Лодзь, Крейцбург, Оппельн, Оломоуц. Последующей стратегической целью иметь: наступлением из района Катовице в северном или северо-западном направлении разгромить крупные силы Центра и Северного крыла германского фронта и овладеть территорией бывшей Польши и Восточной Пруссии.

И далее перечисляются идеи из предыдущих "Записок" 1940 года о создании фронтов на базе западных военных округов с примерно таким же перечислением сил и средств для выполнения все той же задачи – проведения наступления против Германии с главным ударом южнее полесских болот. Для сокращения проведения мобилизации предлагается выполнить определенные мероприятия (которые реально и выполнялись):

...Для того, чтобы обеспечить выполнение изложенного выше замысла, необходимо заблаговременно провести следующие мероприятия, без которых невозможно нанесение внезапного удара по противнику как с воздуха, так и на земле:

1. Произвести скрытое отмобилизование войск под видом учебных сборов запаса;

2. Под видом выхода в лагеря произвести скрытое сосредоточение войск ближе к западной границе, в первую очередь сосредоточить все армии резерва Главного Командования;

3. Скрыто сосредоточить авиацию на полевые аэродромы из отдаленных округов и теперь же начать развертывать авиационный тыл;

4. Постепенно под видом учебных сборов и тыловых учений развертывать тыл и госпитальную базу.

Коль это все реально выполнялось, то как можно заявлять, что эти "Соображения..." не были приняты Сталиным и он на них что-то там "прорычал"? Более того, в это же время (в "Малиновке" говорится "не позднее 20 мая" – но это из-за фразы в тексте документов) в штабы западных военных округов пошли новые директивы "с целью прикрытия отмобилизования, сосредоточения и развертывания войск округа, к 20 [zhistory: или к 25] мая 1941 г. лично Вам [zhistory: т.е. командующему округом], с начальником штаба и начальником оперативного отдела штаба округа, разработать:

а) детальный план обороны государственной границы от .... до .....;
б) детальный план противовоздушной обороны.

В "Малиновке" – это документы:

N: 481. ДИРЕКТИВА НАРКОМА ОБОРОНЫ СССР И НАЧАЛЬНИКА ГЕНШТАБА КРАСНОЙ АРМИИ КОМАНДУЮЩЕМУ ВОЙСКАМИ ЗАПОВО

N: 482. ДИРЕКТИВА .... КОМАНДУЮЩЕМУ ВОЙСКАМИ КОВО

N: 483. ДИРЕКТИВА .... КОМАНДУЮЩЕМУ ВОЙСКАМИ ОДЕССКОГО ВО

N: 507. ДИРЕКТИВА ... КОМАНДУЮЩЕМУ ВОЙСКАМИ ПРИБАЛТИЙСКОГО ОВО

Возможно, эти планы и можно рассматривать как план обороны страны от нападения. И слова там попадаются вроде бы правильные (4. Всеми видами разведки округа своевременно определить характер сосредоточения и группировку войск противника). Но главной задачей этих планов является вполне конкретная задача: (2. Упорной обороной укреплений по линии госграницы прочно прикрыть отмобилизование, сосредоточение и развертывание войск округа). Другими словами, эти планы нацеливались не на оборону страны от вполне конкретного возможного массированного нападения врага, действующего по своим планам ведения войны, а на организацию обороны границы от возможных нападений в период развертывания войск округа для последующей задачи наступления. Естественно, развертывание войск должно выполняться после объявления мобилизации. Причем, не совсем ясным оказывается соотношение даты объявления мобилизации с датой вражеского нападения. Что из них первично? Враг нападает, объявляется мобилизация, на границе ведутся бои по сдерживанию напавшего врага, в это время на протяжении недели-двух разворачиваются войска округа, после чего они переходят к решительному наступлению? Или возможны "другие варианты"? А если враг вообще не нападет летом 1941? Значит, эти планы должны были составляться "на всякий случай"? Составили, положили в папочку и пусть лежат до времени "Ч" вражеского нападения?

Но есть в этих планах интересные фразы о дислокации штабов (кстати, как и в "Соображениях" от 15 мая, но там без ссылки на "День-М"):

В директиве Прибалтийскому ОВО:

///. Правее Ленинградский военный округ с основной задачей обороны Ленинграда. ....
Левее Западный особый военный округ. Штаб с 3 дня мобилизации - Барановичи.

В директиве ЗапОВО:

///. Правее - Прибалтийский военный округ. Штаб с 3 дня мобилизации в Поневеж. ....
Левее - Киевский особый военный округ. Штаб с 3 дня мобилизации Тарнополь.

В директиве КОВО:

///. Правее - Западный особый военный округ. Штаб с 3 дня мобилизации Барановичи. ....
Левее - Одесский военный округ. Штаб с 3 дня мобилизации Тирасполь.

В директиве Одесскому ВО:

///. Правее - Киевский особый военный округ. Штаб с 3 дня мобилизации Тарнополь. ....
Левее - Северо-Кавказский военный округ организует оборону Черноморского побережья от Керченского пролива до Адлер. Штаб округа Ростов-на-Дону.

"Штаб с 3 дня мобилизации"....

Что это означает? Враг напал. Срочно объявляется мобилизация. Соответствующие штабы срочно переезжают в указанные районы с готовностью к боевой работе на 3 день мобилизации. Так?....

Но есть одна закавыка – приказ переехать в указанные районы эти самые "соответствующие штабы" получили ДО НЕМЕЦКОГО НАПАДЕНИЯ....

Приказ о строительстве и об оборудовании этих самых "указанных районов" Генштаб выдал в конце мая 1941. А во второй половине июня 1941 выдал приказ занять эти районы в срок 21-25 июня. Об этом открыто написано во многих источниках. В том числе в мемуарах маршала Баграмяна и маршала Жукова. Причем, эти фрагменты можно найти и в Интернете. Например:

http://militera.lib.ru/memo/russian/zhukov1/09.html

Военная литература: Мемуары: Жуков Г. К. Воспоминания и размышления

Глава девятая. Накануне Великой Отечественной войны

...В конце мая Генеральный штаб дал указание командующим приграничными округами срочно приступить к подготовке командных пунктов, а в середине июня приказывалось вывести на них фронтовые управления: Северо-Западный фронт — в район Паневежиса; Западный — в район Обуз-Лесны; Юго-Западный — в Тернополь; Одесский округ в качестве армейского управления — в Тирасполь. В эти районы полевые управления фронтов и армий должны были выйти к 21—25 июня.

По другим данным, это был приказ маршала Тимошенко N: 0042 от 19 июня 1941 г. о выведении к 22-25 июня штабов трех ФРОНТОВ на полевые командные пункты (соответственно, в Паневежис, Обус-Лесна и в Тарнополь). Но штабу Юго-Западного фронта перенесли срок на 22 июня, остальным – 25 числа.

И тут возможны два варианта. (Теоретически):

1) Это делалось "для тренировки". На "недельку до второго...."
    После чего все вернутся в свои кабинеты "на зимних квартирах".

2) Все это делалось "по-взрослому".

В первый вариант не совсем верится, так как в это же время выполнялось и много других ЗАТРАТНЫХ и массовых мероприятий: перемещение к границе многих воинских частей из глубины округов, призывались запасники на БУС, свозились различные запасы к той же западной границе и т.д. и т.п. Назвать все это "тренировкой" можно, но которая совершенно перекрывала все мыслимые и немыслимые ее варианты. А если это делалось "по-взрослому", то развертывание штабов ФРОНТОВ автоматически должно означать и ПРОВЕДЕНИЕ МОБИЛИЗАЦИИ. Ибо с войсками по мирному штату никакой нормальной боевой работы они выполнять не могут. Ну а коль все делалось по плану, то дата 25 июня 1941 должна была означать ТРЕТИЙ ДЕНЬ МОБИЛИЗАЦИИ.

И можно "отсчитать обратно":

25 июня – 3-ий день мобилизации,
24 июня – 2-ой,
23 июня – 1-ый.

Ну а зная конкретную дату объявления мобилизации, можно заранее напечатать листовки в качестве средства оповещения. (Как и говорится в февральском "проекте" по разработке мобплана). Причем, есть и другие документы в "Малиновке" с указанием на "День М плюс 2":

N: 510. ДИРЕКТИВА ШТАБА КОВО ПО СВЯЗИ

N: 1
31 мая 1941 г.
г. Киев Сов. секретно
Особой важности
Карта 500 000.

1. Штаб КОВО с 20-00 М-2 Тарнополь, откуда будет организована связь со штабами; РП N: 1 - Ковель по проводу N: 427x1026x1220x1205x474x1175 через Проскуров, Шепетовка,
.......

Начальник штаба КОВО
генерал-лейтенант Пуркаев
Начальник связи
генерал-майор Добыкин

ЦА МО РФ. Ф. 16. Оп.2951. Д.262. Лл.413-417. Машинопись, подлинник, автограф. Имеются пометы: "Напечатано в 2 экз. 1-е Генеральный штаб; 2-е плане связи. Исполнитель Добыкин. 30.5.41 г.".

Прошу обратить внимание: директива по связи штаба округа мая месяца имеет номер "1". За почти полгода ни одной директивы? Или это уже не штаб округа, а штаб фронта? Так к чему вел страну Сталин к 23 июня 1941? Возможно, вот это он и обсудил 24 мая в своем кабинете в Кремле с командованием всех западных военных округов:

1. т. Молотов 18-00 22-45
2. т. Тимошенко 18-00 21-20
3. т. Жуков 18-10 21-20
4. т. Ватутин 18-10 21-20
5. т. Жигарев 18-50 21-20
6. т. Павлов 18-50 21-20
7. т. Фоминых А.Я. 18-50 21-20
8. т. Копец 18-50 21-20
9. т. Кузнецов Ф.И. 18-50 21-20
10. т. Дибров П.А. 18-50 21-20
11. т. Ионов А.П. 18-50 21-20
12. т. Попов М. М. 18-50 21-20
13. т. Клементьев Н.Н. 18-50 21-20
14. т. Новиков А.А. 18-50 21-20
15. т. Черевиченко 18-50 21-20
16. т. Колобяков А.Ф. 18-50 21-20
17. т. Мичугин Ф.Т. 18-50 21-20
18. т. Кирпонос М.Т. 18-50 21-20
19. т. Вашугин Н.Н. 18-50 21-20
20. т. Птухин E.C. 18-50 21-20
21. т. Лаврищев 21-25 22-20
Последн. вышли 22-45

N: 512. ИЗ ДИРЕКТИВЫ НАЧАЛЬНИКА ГЛАВПУРА А. С.ЩЕРБАКОВА О СОСТОЯНИИ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ

б/н
[начало июня 1941 г.]

...СССР живет в капиталистическом окружении. Столкновение между миром социализма и миром капитализма неизбежно. Исходя из неизбежности этого столкновения - наше, первое в мире социалистическое государство, обязано изо дня в день, упорно и настойчиво готовиться к решающим боям с капиталистическим окружением с тем, чтобы из этих боев выйти победителем и тем самым обеспечить окончательную победу социализма.

Внешняя политика Советского Союза ничего общего не имеет с пацифизмом, со стремлением к достижению мира во что бы то ни стало.
.....
Мирное строительство, передышку от военных столкновений, Ленин расценивал, как средство накопления сил для последнего боя. Еще в 1920 году он писал: "... но как только мы будем сильны настолько, чтобы сразить капитализм, мы немедленно схватим его за шиворот" (т. XXV, стр.500).
.....
Итак, ленинизм учит, что страна социализма, используя благоприятно сложившуюся международную обстановку, должна и обязана будет взять на себя инициативу наступательных военных действий против капиталистического окружения с целью расширения фронта социализма.

До поры до времени СССР не мог приступить к таким действиям ввиду военной слабости. Но теперь эта военная слабость отошла в прошлое. .....

Международная обстановка крайне обострилась, военная опасность для нашей страны приблизилась, как никогда. В этих условиях ленинский лозунг "на чужой земле защищать свою землю" может в любой момент обратиться в практические действия.
.....
Эти новые условия, в которых живет страна, требуют от партийных организаций коренного поворота в партийно-политической работе по большевистскому воспитанию личного состава Красной Армии и всего советского народа в духе пламенного патриотизма, революционной решимости и постоянной готовности перейти в сокрушительное наступление на врага.
.....
Перед лицом военной опасности партийные организации обязаны были удесятерить усилия по воспитанию в народе патриотизма, беспредельной любви к социалистической родине, в духе бесстрашия и готовности пойти на любые жертвы.

Однако - вместо укрепления мобилизационной готовности, воспитания мужества, бесстрашия и героизма в массах трудящихся, воспитания ненависти к врагам родины и беззаветной любви к социалистическому отечеству, - в агитационных выступлениях и в печати нередко под видом пролетарского интернационализма протаскиваются гнилые идейки мелкобуржуазного пацифизма, слезливый гуманизм и сентиментальные настроения, способные только расслаблять мобилизационную готовность советского народа. .....

В современной международной обстановке, чреватой всякими неожиданностями, переход от мирной обстановки к военной - это только один шаг. "Война может вспыхнуть неожиданно. Ныне войны не объявляются. Они просто начинаются" (Сталин).
.....
Трудящиеся должны знать, что если придется воевать, то война потребует жертв. Агитаторы, пропагандисты, печать обязаны прививать народу ту мысль, что мы должны быть не менее, а более энергичны, напористы и подготовлены, чем наши противники, и уметь на удар отвечать двойным и тройным ударом...

Всей своей пропагандистской и агитационной работой партийные организации обязаны воспитывать боевой наступательный дух Красной Армии и всего советского народа, подчинив все средства пропаганды и агитации газеты и журналы, брошюры и книги, лекции и доклады, собрания трудящихся и беседы - этой важнейшей задаче.

РЦХИДНИ. Ф.88. 0п. 1. Д.898. Лл. 14-22. Машинопись, незаверенная копия.
===================

Но может возникнуть еще вопрос: когда возник срок 23 июня как дата "Дня-М"? Можно предположить, что где-то в мае 1941 после обмена секретными письмами между Сталиным и Гитлером. Гитлер тогда намекнул, что его войска концентрируются в Польше ненадолго. Числа 22 они должны начать перемещаться для решительного наступления на Англию. В немецкое нападение на СССР Сталин не верил. Вот и оставалось "воспользоваться моментом"....

18/03/2007

Home ]