fontz.jpg (12805 bytes)

[ На главную ]

К  ВОПРОСУ  О  БОЕВОЙ   ПОДГОТОВКЕ
МЕХКОРПУСОВ  КИЕВСКОГО  ОСОБОГО
ВОЕННОГО  ОКРУГА  НАКАНУНЕ  ВОЙНЫ

«ВИЖ», 1, 1984

Боевой опыт, полученный в районе озера Хасан, на реке Халхин-Гол, в освободительных походах в Западную Украину и Западную Белоруссию и особенно в войне с Финляндией зимой 1939/40 года выявил ряд слабых сторон в боевой подготовке автобронетанковых войск Красной Армии, а частности в использовании боевой техники, организации взаимодействия этих войск с частями и подразделениями других родов войск и авиацией при прорыве обороны противника, а также в оперативно-тактической подготовке командного состава (1). Пленум Центрального Комитета партии, состоявшийся в марте 1940 года, вскрыл эти недочеты. В соответствии с его указаниями был подготовлен и издан приказ Народного комиссара обороны № 120 от 16 мая 1940 года «О боевой и политической подготовке войск на летний период 1940 г.» (2). В этом документе обра-

==============

1. Советские танковые войска 1941–1945. – Воениздат, 1973, с. 16.
2. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941–1945, т. 1. – Воениздат, 1960. с.467.

/93/

щалось особое внимание командования приграничных военных округов на отработку вопросов боевого применения механизированных корпусов новой организации на учениях и маневрах, которые давали возможность командному составу частей и соединений глубже осмысливать характер современного боя и операции и выявлять наиболее эффективные способы использования бронетанковой техники в сложных условиях ведения боевых действий.

Приказом НКО № 254 от 26 июля 1940 года Киевскому особому военному округу была поставлена задача провести летом и осенью 1940 года ряд учений на тему «Наступление армии и ввод мехкорпуса в прорыв». К учениям привлекались 4-й механизированный корпус (командир генерал-майор танковых войск М. И. Потапов) в составе 8-й и 10-й танковых и 81-й моторизованной дивизий, 3-го мотоциклетного полка, частей боевого обеспечения и обслуживания; 6-й стрелковый корпус 6-й армии и 6-я бомбардировочная авиадивизия.

Первое командно-штабное учение по вводу мехкорпуса в прорыв было проведено в начале августа 1940 года. На нем отрабатывались вопросы взаимодействия 4-го механизированного корпуса с другими родами сухопутных войск и авиацией. Учением руководил командующий войсками округа генерал армии Г. К. Жуков. В отработке вопросов взаимодействия корпуса с другими родами войск и авиацией активное участие приняли начальник штаба соединения генерал А. А. Мартьянов, начальники артиллерии и инженерной службы, а также офицеры штабов 6-го стрелкового корпуса и 6-й авиадивизии. В этом и последующих учениях принимал непосредственное участие автор статьи (3). В ходе учений были выявлены недостатки в организации взаимодействия частей корпуса с другими родами войск и авиацией. Разработанные таблицы взаимодействия не отличались конкретностью и не полностью соответствовали обстановке. Поэтому, исходя из опыта учений и анализа вскрытых недостатков, на разборе Г. К. Жуков поставил задачу командирам и штабам частей и соединений отработать более качественно все боевые документы, особенно по вопросам организации взаимодействия.

Первое войсковое (тренировочное) учение 4-го механизированного и 6-го стрелкового корпусов с привлечением авиации также было проведено в августе 1940 года. Как и КШУ, оно посвящалось отработке вопроса ввода мехкорпуса в прорыв.

Заслуживает внимания тог факт, что при подготовке к учению Г. К. Жуков и М. И. Потапов рассмотрели вопросы, связанные с выбором района сосредоточения мехкорпуса, его удалением от рубежа ввода в прорыв и порядком выдвижения к нему войск. Г. К. Жуков вместе с М. И. Потаповым решили назначить район сосредоточения войск мехкорпуса в 15 км от рубежа ввода, что, по их мнению, исключало обнаружение соединения противником. Было также решено вводить корпус в прорыв в походных колоннах по двум параллельным маршрутам.

Накануне учения перед командирами участвовавших в нем соединений и частей выступил Г. К. Жуков. Он подчеркнул, что войсковое учение с участием мехкорпуса новой организации проводится в Красной Армии впервые, и призвал командный состав творчески подойти к решению поставленных задач. Георгий Константинович отдельно остановился на вопросах организации взаимодействия сил и средств при вводе корпуса в прорыв и предложил разработать не текстовую, а графическую таблицу взаимодействия.

В ходе учения Г. К. Жуков и М. И. Потапов побывали на командных пунктах дивизий и в некоторых полках, наблюдали за действиями войск. Учение в целом прошло успешно. На его разборе командующий войсками округа еще раз обратил внимание на необходимость более детальной организации взаимодействия во веех звеньях, а также на подготовку механиков-водителей танков и водителей автомашин, чтобы исключить «пробки» и отставание техники на маршрутах выдвижения. На офицеров оперативного отдела штаба мехкорпуса возлагалась задача с учетом результатов учения разработать вариант таблицы взаимодействия корпуса и принципиальную схему его построения для ввода в прорыв с необходимыми расчетами. В соответствии со схемой построения впереди каждой колонны должен был следовать отряд обеспечения движения, со-

==========

3. И.И.Баранов в то время исполнял обязанности начальника оперативного отдела штаба 4-го мехкорпуса.

/94/

стоящий из саперных подразделений, роты танков с десантом автоматчиков и батареи противотанковых орудий. Замыкали колонны тыловые подразделения и части, прикрывавшиеся легкими ганками и мотопехотой. Артиллерию предусматривалось рассредоточить по всей глубине обеих колонн на случай отражении внезапных атак танков противника. Зенитная артиллерии находилась ближе к голове колонн в готовности с выходом в оперативную глубину обороны противника к развертыванию и отражению налетов вражеской авиации.

В разработанной штабом корпуса таблице взаимодействия были отражены действия сухопутных войск и авиации в период сосредоточения корпуса на исходном рубеже, при вводи его в прорыв и наступлении в глубине обороны противника,

Второе войсковое (тренировочное) учение 4-го механизированного и 6-го стрелкового корпусов было проведено в середине сентября 1940 года с учетом опыта ранее проведенных учений. В ходе учения предусматривалось обратить внимание всего командного состава на отработку таких вопросов, как повышение темпов наступления мехкорпуса в оперативной глубине обороны противника, применение обходов и охватов вражеских опорных пунктов, прорыв оборонительных рубежей в глубине обороны противника с ходу, разгром противника во встречном бою путем окружения, расчленения и уничтожения его войск по частям.

26—28 сентября 1940 года проводилось итоговое учение 6-й армии на тему «Наступление армии и ввод мехкорпуса в прорыв» (4). На нем присутствовали начальник Генерального штаба генерал армии К. А. Мерецков, генерал армии Г. К. Жуков, представители Главного управления автобронетанковых войск и военной академии Генерального штаба. Руководил учением Нарком обороны Маршал Советского Союза С. К. Тимошенко. Он высоко оценил результаты учения и поощрил наиболее отличившихся его участников.

16 октябре 1940 года в соответствии с директивой командующего округом от 8 августа 1940 года было проведено опытное учение на тему «Марш и встречный бой мехкорпуса». В нем участвовали штабы и войска 8-й танковой и 81-й моторизованной дивизий 4-го механизированного корпуса. Целью учения являлась проверка возможности подготовки и проведения марша в сжатые сроки, а также отработка вопросов доведения до подчиненных частей и подразделений решения командира корпуса в ходе марша на резкий поворот колонн с выходом войск на новые маршруты в готовности к ведению встречного боя.

Результаты учения были оценены Г. К Жуковым положительно. За качественную его подготовку и проведение руководящий состав корпуса (в том числе и автор статьи) был награжден ценными подарками.

В заключение следует отметить, что накануне войны боевой подготовке мехкорпусов на основе опыта боевых действии автобронетанковых войск в 1938—1940 гг., поиску путей и способов развития успеха в наступательных операциях с применением ем мобильных соединений придавалось важное значение. На всеармейском совещании высшего командного и политического состава в декабре 1940 года учения, проведенные в Киевском особом военном округе, получили высокую оценку. Отработанные в ходе учений документы были доведены в письменной форме до командного состава механизированных корпусов приграничных военных округов.

Полковник в отставке И.Баранов

=========

4. ЦАМО СССР, ф. 3429, оп. 1, д. 1, лл. 1 – 8.

/95/

(15/04/2011)

[ На главную ]