fontz.jpg (12805 bytes)

 

[ На главную ]

Журнал "Красноармеец", 1941, май, 10

Журнал "Красноармеец" за 1941 г.
Идавался два раза в месяц.
N: 10 (подписан к печати 29 мая 1941 г.).

KRSA0000.jpg (24199 bytes)

KRSA0001.jpg (51626 bytes)

Календарь красноармейца

 А. В. Суворов,

18 МАЯ 1800 ГОДА умер великий русский полководец А. В. Суворов.

Путем самообразования Суворов получил обширные знания. Человек твердой воли, он самовоспитанием, тренировкой закалил себя и физически.

Юношей Суворов был зачислен в солдаты гвардейского Семеновского полка, а с 1 января 1748 года он стал капралом. Жизнь вел в постоянном общении с солдатами.

А. В. Суворовым написана знаменитая "Наука побеждать". Девизом талантливого полководца было "быстрота, глазомер и натиск". Войска под водительством А. В. Суворова не знали поражений. Он одержал ряд блестящих побед над поляками, турками, немцами, французами. За год до смерти, в 1799 году, семидесятилетний Суворов совершил знаменитый поход через Альпы.

Чуждый лести, угодничества, великий полководец попал в опалу императора-полуидиота Павла I. "Фельдмаршал граф Суворов... так как войны нет и ему делать нечего, отставляется от службы,.." — так гласил приказ Павла I. Но не признанный придворной верхушкой, Суворов был любим народом и солдатами. Память о нем бережно хранит наш народ.

======

26 мая 1905 года в Иваново-Вознесенске был образован первый Совет рабочих депутатов.

25 мая 70 тысяч терпевших жесточайшую эксплантацию ивановских ткачей объявили стачку. Во главе стачки стоял М. В. Фрунзе. Под руководством большевиков был создан орган борьбы рабочих—Совет рабочих депутатов, состоявший из 151 человека — представителей ивановских фабрик.

Совет создал рабочую милицию. стачечную кассу, потребовал закрытия казенок. Власти Иваново-Вознесенска вынуждены были считаться с Советом рабочих депутатов. Популярность и авторитет первого органа власти рабочих росли и за пределами Иванова. Ходоки от рабочих и крестьян других районов ежедневно прибывали за помощью.

72 дня боролись рабочие Иваново-Вознесенска под руководством своего Совета. Стачка закончилась победой рабочих. Политическое значение ее было огромно. Она закалила рабочих. Стачка показала образец мужества, стойкости, выдержки, солидарности рабочего класса. Она явилась школой политического воспитания рабочих.

Созданный иваново-вознесенекими рабочими Совет был фактически одним из первых Советов рабочих депутатов в России.

=====

Н. А. Щорс.

25 МАЯ 1895 ГОДА в семье машиниста-железнодорожника родился герой гражданской воины Н. А. Щорс.

Еще в период первой империалистической войны Н. А. Щорс принимает участие в работе большевистских организаций, В 1918 году он был одним из руководителей освободительной борьбы украинского народа против германских интервентов, командуя знаменитым Богунским полком, а затем 1-й Украинской советской дивизией. 5 февраля 1919 года Щорс освободил от петлюровцев Киев. В июле 1919 года дивизию Щорса окружили в десятки раз превосходящие силы деникинцев, петлюровцев, поляков и махновцев. Щорс самоотверженно дрался, чтобы пробиться через огненное кольцо врагов и соединиться с Красной Армией. 30 августа 1919 года Н. А. Щорс, ведя в бой свою дивизию, был сражен вражеской пулей. Мстя за смерть своего любимого начдива, его дивизия несколько раз ходила в атаки, отстояла Коростень и, прорвав кольцо окружения, соединилась с Красной Армией. Героического начдива, отдавшего жизнь служению своей родине, товарищ Сталин назвал "украинским Чапаевым".

СОДЕРЖАНИ Е  ..... Стр.

П. ТЫЧИНА —Тебе, народ любимый мой (стихи) ... 1
И. ЭРЕНБУРГ— Генеральчик с пальчик ... 2
Л. АРГУТИНСКАЯ — Бензин (рассказ) ... 6
Л. ХАХАЛИН — Плотина (рассказ) ... 8
А. ФРОЛОВ — Смелых дел мастер (сценарий) ... 11
Наша малая энциклопедия ... 15
Взвод наступает {фото-очерк) ... 16
К. ЛЕВИН —Испытание (рассказ) ... 18
А. КРИШТОПЕНКО — Камышинка (рассказ) ... 21
Х. М. МУСУЕВ — Случай (рассказ) ... 23
Б. ПЕРЛИН — Воздушная война ... 25
Л.КРИВИНСКИЙ - Песня радистов ... 28
Книжная полка красноармейца ... 29
В зарубежных армиях ... 31
Красноармейский досуг ... 32

На 1-й странице обложки: Башенный стрелок Н. Дьяченко наблюдает за "противником".
Фото красноармейца М. Трахмана.

На 4-й странице обложки: Форсирование реки.
Фото-этюд М. Будумова.

В номере рисунки художников: Г. Балашова, Е.'Ведерникова, В. Высоцкого, Б. Ефимова, А. Житомирского, А. Шульца.
Фото: А. Грибовского, Ф. Кислова, П. Вознесенского, Э. Хайкина, М. Будумова, А. Паволоцкого.

/2-я стр. обложки/

(журнал) Красноармеец

23 год издании N: 10, май, 1941
Двухнедельный литературно-художественный журнал
==================

ТЕБЕ, НАРОД ЛЮБИМЫЙ МОЙ!

Весна — вишневый сад в расцвете
И в небе ласточки зигзаг.
Нет выше красоты на свете,
Чем творчество, — чем. первый шаг.

Окрепла мускулы и жилы,
Грозы предчувствие в тебе.
Нет большей силы, высшей силы,
Чем быть участником в борьбе.

Но эта сила полным ходом
Не прибежит и не придет.
Учиться должен ты с народом
Борьбе, движению вперед.

Еще нам бить врагов немало.
Иди в ряды большевиков!
...Могу ль и я сказать, — бывало,
И я уничтожал врагов?

Не раз их песнь моя крушила -
Та песня, что зовет на бой.
Мое перо — моя вся сила —
Тебе, народ любимый мой!

Течет вода, шумит осока,
Привязан челн средь камышей.
Свежа земля, земные соки
Свежи, — и мы от них свежей.

Любил я разумом поэта
Материю, движенье, бой.
Но создано тобой все это —
Тобой, народ любимый мой.

(Фото П.Тычины)

Сверкает солнце, блещет хвоя,
Грядущим закипает кровь.
Есть мужество одно большое—
Навстречу жизни вновь и вновь!

Жизнь — это сердца жар весенний.
Стальная острота идей.
Сильнее нет землетрясений.
Чем потрясать сердца людей.

Но потрясешь их, поражая,
Предубежденье их круша.
Когда, поэт, в тебе большая,
Неволосатая душа!

Пером лебяжьим слово песни
Падет, — пускай ты стар и сед, —
На сердце девушки чудесной
И облетит широкий свет.

И, если небо гром распашет,—
Заржавленную прочь печаль!
Ты будь выносливым, как наша
Аустенитовая сталь.

Эх, бусами бы унизал я
Страны трепещущую грудь.
... А что — когда бы всем сказал я,
Что я уже собрался в путь?

Бредя дорогой и тропою.
Постичь всех дел язык живой.
Хочу звучать всегда тобою
Народ, родной, любимый мой!

За коммунизм, поэт, сражаясь,
Означь движенье наших сил.
Могу ль сказать, не обольщаясь,
Что я, как деятель, свершил?

Так, вырастая год от году,
Души мечтой не укачай.
Родному своему народу
И Сталину себя отдай.

Лауреат Сталинской премии

Павло ТЫЧИНА
Перевод Александра Гатова.

/1/

KRSA0607.jpg (59306 bytes)

 

Л. Аргутинская
Рис. Г.Балашова

БЕНЗИН

(Рассказ)

Все четыре машины были нагружены бочками с бензином. Пулемет установили на заднем грузовике.

Водитель Горчаков вышел на двор и поспешно зашагал к своей машине. И хотя мотор был в полной исправности, он еще раз проверил его.

Горчаков закурил папиросу, размышляя о задании.

В дивизию надо было во что бы то ни стало доставить бензин, но в лесу бродили небольшими группами финские банды. Утром было получено сообщение, что одна из них засела у самой дороги за скалой и обстреливает проезжающие машины.

День выдался редкостный. Кажется, никогда еще не было такого голубого неба, никогда так ярко не блестел на солнце снег. Издали, со стороны дивизии, непрерывно и равномерно доносилась артиллерийская стрельба. Будь что будет, но он доставит бензин в дивизию.

Горчаков был уже за рулем, когда комбат подошел к машине. И то ли от его шуток и громкого смеха, то ли от яркого солнечного дня, Горчаков почувствовал полную уверенность.

— Особо глядите у скалы,— предупредил комбат.— Проскочите ее,— значит уже в дивизии. Ну, двигайтесь,—махнул он рукой.— Завтра увидимся.

У белой церкви стояло несколько машин.

"По-видимому, тоже в дивизию,— подумал Горчаков.— Значит, можно проехать".

Он осторожно обогнул машины и из-за поворота у самого леса увидел идущую навстречу танкетку.

— Куда едешь?—крикнул незнакомый лейтенант, выскакивая из танкетки.

Горчаков остановил машину и открыл дверцу. '

— В дивизию.
— Куда тебя несет! — снова сказал лейтенант.— Дорога под обстрелом. Туда сейчас трудно проехать.
— Ну, а где же ехать?

Лейтенант неопределенно пожал плечами.

— Ничего, попробуем,— решительно сказал Горчаков и двинулся дальше.

Все что угодно, но только не поворачивать назад. Комбат сказал: "В этот рейс посылаем лучших водителей".

Горчаков резко нажал на педаль. Машину рвануло. Вот уже позади обгорелый дом, вот последние землянки. Водитель хорошо помнил дорогу. Там, на берегу Ладоги, двухэтажные каменные казармы с выбитыми окнами и облупленными стенами. Говорят, немало трудов стоило выбить оттуда белофиннов.

За казармой Ладога отошла в сторону. Высокие и причудливые с обеих сторон подходили к дороге скалистые высотки. До скалы, о которой говорил комбат, осталось еще километра два. На повороте Горчаков оглянулся. Три машины медленно двигались за ним. Было только странно, что навстречу никто не попадался. Обычно по этой дороге взад и вперед шныряли машины.

Невдалеке раздался сухой треск автомата. Через минуту треск повторился...

Затем послышалась ружейная стрельба.

"Значит, впереди на дороге наши", — с облегчением вздохнул Горчаков и прибавил газу.

За поворотом стояло несколько грузовиков. Горчаков затормозил, слез и поспешно пошел вперед. Бойцы столпились у головной машины. Съехав с дороги, она зарылась колесами в сугроб. Впереди, уйдя по пояс в снег и прячась за деревьями, стояло несколько бойцов с винтовками и ручным пулеметом. Остальные торопливо вытаскивали малину из обочины.

— Давай, давай своих людей, — обрадованно крикнули Горчакову.— Сейчас вытащим и назад надо поворачивать. Не проехать тут сегодня.

— Почему же не проехать?

— Да мы уж пробовали несколько раз. Только машина за поворот, а ее — с двух сторон из автоматов, — возбужденно объяснял сапер. — Мы и так и сяк. Ну, нипочем. Засели они в скалах, точно в догах. Ни с одной стороны не подойти.

— А проехать-то сущий пустяк, — сказал молодой боец с гранатой за поясом.— Метров пятьдесят — семьдесят. Тут надо бы броневик вперед пустить...

— А если проскочить на всем ходу? — спросил Горчаков и сразу решил, что так и надо сделать. Надо только осмотреть местность.— В каком месте обстреливают?

/6/

— Да тут за поворотом, у самой скалы,— сказал сапер и, увидя, что Горчаков двинулся вперед, крикнул вдогонку.— Ты что? Голову потерял? Куда ты прешь? Убьют!

В первую минуту, когда Горчаков услышал треск автоматов, ему стало страшно. Каким тяжелым сразу показался руль. Пальцы стали вялыми и липкими. Теперь же, когда он окончательно решил пробиться, страх пропал.

Горчаков пополз по обочине дороги, приподняв дуло винтовки, чтобы в него не попал снег.

По шути Горчаков услышал, .что за ним кто-то ползет, и оглянулся. Это был сапер.

— Подожди,— оказал сапер тихо.— И я с тобой. Вместе спокойнее. Я тут местность знаю.

У самого поворота стояла ель с густыми, спускающимися до земли ветвями.

Бойцы подползли и, маскируясь за елью, стали наблюдать. Финнов не было видно.

С правой стороны поднималась небольшая лесистая высотка, с левой, над самой дорогой, нависла массивная скала, поросшая соснами. Только бы проскочить мимо нее, а там — второй поворот, и дело в шлите.

У самой скалы, загораживая дорогу, лежала на боку машина.

— Миной ее подорвало, миной,— прошептал сапер.

Горчаков старался запомнить каждую мелочь. Вон там надо взять вправо, быстрый поворот руля и — гнать, гнать машину во весь дух.

Горчаков кивнул головой саперу и пополз назад.

— Ну, что? '— встретили их водители.

По приказу Горчакова откатили передние машины в сторону. Надо было в полной тишине приготовить хороший разбег. Наконец, Горчаков влез в кабину.

— Ну, браток,— взволнованно нагнулся к нему сапер.— Держись, браток.

Чтобы заглушить шум мотора, пулеметчики открыли стрельбу. Видно было, как закачались верхушки елей и с них пылью посыпался снег. Машина рванула. Горчаков прижался к рулю. Узкая дорога понеслась под колеса.

Скала летела .навстречу. Резкий стук автомата раздался со скалы. Казалось, что высотка качнулась и снова встала на свое место. Пули с визгом скользнули по крыше кабинки. Треск автоматов доносился с обеих сторон. Только бы еще раз вдохнуть воздух. Горчаков вобрал голову в плечи.

Вот он — поворот. Еще несколько метров. Страшный неожиданный треск оглушил Горчакова: ударило в голову. Резкая боль отдалась во всем теле и сразу наступила темнота.

Очнувшись, Горчаков увидел над собой мохнатые ветви ели. Осторожно повернул голову. В глаза ударил яркий свет. Пахло горящим бензином. На взрыхленном снегу Горчаков увидел небольшие огненные островки.

Он понял, что случилось. Разве при такой скорости можно было разглядеть мину? А теперь горел бензин. Нет. Три бочки лежали в стороне — совсем целые.

Онемела правая нога. Около валенка темнела кровь. Горчаков с трудом двинул ногой и застонал от острой боли. Оставаться на месте было нельзя Надо пробраться в дивизию, рассказать о бензине. Горчаков собрал все силы и пополз к повороту. Но пришлось зарыться. По нему стреляли. Что теперь скажет комбат? Какими глазами он посмотрит на него? Не смог довезти...

И вдруг Горчаков уловил новый звук. Сзади, там где стояли машины, было тихо. Повидимому, товарищи решили, что он убит. Грохот доносился из-за поворота.

На дороге со стороны дивизии показался танк. О медленно подошел к уцелевшим бочкам и загородил их. Значит, бензин доставят в дивизию.

Горчаков пытался доползти до танка, но сил уж больше не было. Он из последних сил взмахнул рукой и в отчаянии опустился в снег. Потом Горчаке почувствовал на своей руке тепло человеческой ладони. Холодный металл обжег щеку. От потери крови и от волнения он снова потерял сознание.

Пришел он в себя только в дивизии. И тут сапер, который ходил вместе с ним в разведку, рассказал ему, как танк обстрелял высотку и как они тоже открыли огонь по засевшим за скалами финнам и обратили их в бегство.

— Бензин цел? — спросил Горчаков, чувствуя боль в ноге.

— Цел, браток, все вывезли. А машину твою буксиром притащили. Она не дюже попорчена...— Сапер засмеялся и отодвинулся в сторону, пропуская врача и санитаров с носилками.

(На рисунке: танк загородил уцелевшие бочки).

/7/

Страница 5 под общим заглавием: "В КРАСНОЙ АРМИИ":

В самом верху размешено  два фото с торжественного собрания 5 мая 1941 г. в Большом Кремлевском дворце, посвященном выпуску военных академий. На левом фото товарищ Сталин читает свою речь (потом ставшую знаменитой):

 

На правомя - фото зала, в котором выпускники военных академий слушают речь товарища Сталина:

Подпись к снимкам:
Руководители партии и правительства на торжественном собрании 5 мая 1941 года в Большом Кремлевском дворце, посвященном выпуску военных академий. На трибуне товарищ И.В.Сталин. Справа - выпускники военных академий слушают речь товарища Сталина. Фото Ф. Кислова.

Поиск в Интернете почти не показал других фотографий с этого мероприятия, кроме одного фото на странице в Википедии о том событии:  https://ru.wikipedia.org/wiki/Речь_Сталина_5_мая_1941_года :

Источником фото называется РГАКФД\РОСИНФОРМ, автор неизвестен.
Однако, можно заметить отличия с фото из журнала "Красноармеец":

1. Трибуна как бы та же, но на фото РГАКФД   виден микрофон на длинной ручке. На фото из журнала его нет. На фото из журнала слушатели в зале показаны, приставившее к уху ладонь - что свидетельствует, что Сталин (видимо) говорил без микрофона. Можно предположить, из-за опасения (гарантии), что речь не будет записана.

2. На фото РГАКФД Молотов сидит справа от Сталина, а на фото из журнала - слева. Возможно, фото РГАКФД надо просто зеркально отрадить по горизонтали? Но как быть с микрофоном?

3. На фото РГАКФД кроме Молотова не видно других руководителей СССР, на фото из журнала - они есть.

4. На фото из журнала видно оформление стен, на фото РГАКФД его нет.

В журнале есть и другие фотографии.
В частности ниже слева показано три генерала (их биографии есть в Интернете):

Справа - группа выпускников электротехнической академии связи званиями пониже.

Еще ниже расположено фото выпуска младших политруков и два фото младших сержантов:

/5/

(Разворот на 16-17 стр.:)

KRSA1617.jpg (34566 bytes)

KRSA16A1.jpg (17453 bytes)
1. Взвод лейтенанта С. И. Смирнова, получив задачу от командира роты, двинулся в расчлененном строю. Впереди — командир взвода с ячейкой управления.
(zhistory: В правой группе военнослужащих на фото у второго и у пятого (справа) в руке винтовка с видимым магазином - похоже, это не винтовка Мосина, а СВТ - самозарядная винтовка Токарева - она видна более конкретно на других фото).

KRSA16A2.jpg (15782 bytes)
2. На исходном положении отделения развернулись в боевой порядок.

KRSA16A3.jpg (9468 bytes)
3. Лейтенант С. И. Смирнов после личной разведки отдал приказ на наступление.

KRSA16A4.jpg (16575 bytes)
4. Взвод упорно продвигается вперед, сочетая движение с огнем. Станковые пулеметчики сосредоточили свой огонь на огневых точках "противника", наиболее мешающих продвижению взвода.

KRSA16A5.jpg (16518 bytes)

KRSA16A6.jpg (20552 bytes)

5—6. При поддержке огневых средств взвода бойцы перебегают и, достигнув нового рубежа, окапываются, чтобы подготовиться к новому броску.
(zhistory: бросается в глаза две особенности: бойцы не в пилотках или в касках, а в фуражках. И скатки (скатанные шинели) надеты на не плечо, а на ранец).

KRSA16A7.jpg (16392 bytes)
7. Выставленный лейтенантом Смирновым боец передает сигналы командирам отделений.
(zhistory:  хорошо видна самозарядная винтовка Токарева - СВТ:

KRSA16Ad.jpg (11961 bytes)

KRSA16A8.jpg (17893 bytes)
8. Взвод продвигается все ближе и ближе к "противнику".
Командир взвода указывает командирам отделений рубеж накапливання для атаки.

KRSA16A9.jpg (17414 bytes)
9. Одно из отделений попало на участок заражения.
В резиновых перчатках, противогазах, с матами В. Я. Ходюк, Б. Ф, Коваль к И. Ф. Кулаев преодолевают участок заражения.

KRSA16AA.jpg (18090 bytes)
10. Укрывшись в складках местности, взвод приготовился к атаке.
Сейчас с криком "ура" бойцы бросятся в решительную схватку с "противником". |
(zhistory:  в руках у ближайшего на снимке солдата автомат (пистолет-пулемет) Дегтярева - ППД.)

KRSA16AB.jpg (20521 bytes)
11. Подавлены огневые точки "противника". Станковые и ручные пулеметчики, автоматчики открыли огонь и при его поддержке взвод бросился в атаку.
(zhistory: на снимке четко видно вооружение ближайших бойцов: оучной пулемет Дегтярева ДП - пехотный и СВТ Токарева. Скатка надета на ранец. В войну ранцев уже не было, вместо них массово использовали вещмешки. Солдаты в фуражках, а не в пилотках или касках).

KRSA16AC.jpg (16238 bytes)
12. "Противник" атакован. Взвод ведет огневую подготовку для наступления на следующую огневую точку в указанном ему направлении.

/15-16/

(Дальше статья со стр. 25-27)

KRSA25A.jpg (37085 bytes)

Воздушная война
(Роль авиации в войне на Западе)

К началу первой мировой империалистической войны авиация была еще, так сказать, едва вылупившимся из яйца птенцом с очень слабыми крылышками. Воздушные силы пяти важнейших государств состояли в общей сложности из 1275 самолетов. И что это были за самолеты! ^Мощность мотора самолета разведчика составляла 80 лошадиных сил, скорость —80 километров в час. Но огромная грядущая роль авиации в военном дело была уже ясна. Лихорадочно работала научно-исследовательская и конструкторская мысль, усиленно насаждалась авиационная промышленность, крылышки "птенца" быстро отрастали. В 1918 году общее количество боевых самолетов у тех же пяти государств достигло 33600. И это уже были самолеты различные категорий — бомбардировщики, истребители, разведчики.

Быстрые успехи нового рода оружия повели к тому, что среди военных теоретиков появилась теория самостоятельной воздушной войны, без помощи наземных и морских вооруженных сил. Наиболее рьяный идеолог этой теории итальянский генерал Дуэ имел много сторонников.

Более серьезно, на протяжении многих лет, дискуссировался вопрос о том, является ли авиация подсобным элементом — "слугой" армии и флота —или новым элементом вооруженных сад. Одновременно были высказаиы взгляды, что авиация может вытеснить даже морской флот. В результате дискуссий вопрос был решен так: авиация в некоторых армиях была выделена в самостоятельные "воздушные силы", но в то же время она была призвана решать задачи во взаимодействии с сухопутными и морскими вооруженными силами как один из важнейших факторов для достижения успеха.

Ход второй мировой империалистической войны показал, что это единственно правильное решение.

* * *

Гонка авиационных вооружений началась в капиталистических странах тотчас после первой империалистической войны. С каждым годом темпы этой гонки убыстрялись. Буржуазная печать широко "разглашала" цифры бурного роста военно-воздушных сил своих государств. Но обычно красноречивый "язык цифр" оказался тут темным и путаным. Одни источники давали цифры самолетов только "первой линии", готовых к боевым действиям в любой момент, другие— "самолетов в строю", то-ость включая и "резервы", готовые к замене пли пополнению самолетов "первой линии", третьи — также и "мобилизационный запас". Получался сумбур, ибо численность резервов вдвое больше количества "самолетов в строго". Кроме того, самолет самолету .рознь... Выросли качественные показатели авиации. Последние рекорды накануне второй империалистической войны: скорость — 746,6 километра в час, высота ("потолок") — 17 074 метра, дальность полета — 11 500 километров. Росла грузоподъемность.

В последние годы появились новые виды боевой авиации — пикирующие бомбардировщики, атакующие с вертикального полета, транспортные самолеты, новые виды авиационных бомб: планирующие, парашютные, воющие, бомбы-оболочки, наполненные бомбами различного действия и веса.

Наиболее ясные цифры авиационных вооружений дал товарищ Ворошилов в своей речи в 1930 году па XVIII съезде партии. Товарищ Ворошилов не ограничился указанием роста количества самолетов капиталистических стран по отношению к 1918 году, но привел тут же и рост бомбового залпа (в тоннах) и количества выпускаемых пуль (в минуту). Напомним цифры, относящиеся к .главным участникам второй империалистической войны па Западе.

По сравнению с 1918 годом общее количество самолетов в 1938 году увеличилось в довольно скромных размерам: в Англии — на 27,3 процента, в Германии — на 47 процентов, во Франции — на 20 процентов. Но за то же время бомбовой залп вырос: в Англии — в 9,9 раза, в Германии — в 22,3 раза, .во Франции — в 11,5 раза, а количество пуль, выпускаемых самолетами в минуту, в Англии — в 9,2 раза, в Германии — в 10,5 раза, во Франции — в 6,3 раза.

KRSA25B.jpg (15808 bytes)
Немецкий штурмовик Ю-87 "Штука" (Ju 87 "Stuка")
Похожий вид есть на сайте:
http://www.1zoom.ru/Авиация/обои/278500/z244.3/

KRSA25B2.jpg (24447 bytes)

Снимки внизу страницы\:

KRSA25C.jpg (14479 bytes)

KRSA25D.jpg (18473 bytes)

KRSA25E.jpg (17818 bytes)

Британский авианосец времён Второй мировой войны "Арк Ройял" (англ. HMS Ark Royal)
Практически такой же снимок нашелся в Интернете где-то на сайте http://www.labirint.ru (точный адрес утерян):

KRSA25F.jpg (18531 bytes)

/25/

KRSA2627.jpg (37592 bytes)

* * *

В первый же день войны в Польше на польские аэродромы обрушилась лавина 1-го и 4-то германских воздушных флотов в составе около 1300 самолетов. Они разрушали аэродрома, уничтожая на них самолеты, внесли сумятицу в тыл польской армия, громили военные и промышленные объекты и содействовали названья войскам.

Еще. более тесное взаимодействие авиации с морским флотом и наземными войсками и бронетанковыми в особенности можно было наблюдать у немцев на. следующих этапах войны — при оккупации одновременно с моря, с суши и с воздуха Дании и Норвегии в апрелю 1940 года, а затем в Бельгии и во Франции.

Особенно показательна борьба в северной Норвегии. Высаженный здесь немцами с эсминцев под прикрытием авиации морской десант был оттеснен англичанами в глубь Норвегии, где он, казалось, был обречен,. Но немцы организовали снабжение и пополнение отряда с воздуха при помощи парашютов, а затем выбросили и высадили дополнительные войска, использовав для этой цели транспортные и боевые самолеты. Упорная борьба закончилась победой немцев главным образом благодаря брошенным ими сюда крупным авиационным силам. Здесь действовал вновь сформированный 5-й воздушный флот в составе одного корпуса и одной дивизии.

10 мая, не закончив еще борьбу на севере Норвегии, немцы начата наступление против Франции, Бельгии и Голландии.

У союзников наблюдалось отсутствие единого плана и единства действий. .Английская авиация в основной своей части оставалась на своих островах для обороны собственной страны. В период напряженных боев на фронтах союзников она почти ограничивалась "булавочными уколами" по глубокому тылу Германии, и сконцентрированный мощный удар Германии пришлось почти целиком принять на себя французской и бельгийской авиации, слабой не только количественно, но и качественно. Повидимому, эти причины повели к тому, что действовавшие здесь 1-й и 3-й воздушные флоты Германии в составе пяти корпусов и одной дивизии стремительным натиском в течение нескольких дней разгромили более 100 аэродромов, уничтожили 740 французских самолетов, ангары, бензинохранилища, склады боеприпасов и захватили господство в воздухе, а затем оказали непосредственную поддержку наступавшим колоннам германских наземных войск.

* * *

После капитуляции Франции Англия осталась один на один с Германией при значительном перевесе германских воздушных и наземных сил.

В руках Германия находилось все побережье Западной Европы от Нордкапа до испанской границы. Германская авиация получила базы в нескольких минутах полета от английских берегов. Побережье и порты Англии в проливе Ла Манша простреливаются германской наземной артиллерией с французского берега. Тем не менее год их непосредственной борьбы не привел еще к решительным результатам.

Английский военно-морской флот продолжает господствовать на морях. Торговый флот Англии, не без серьезных, правда, потерь, бороздит моря и океаны, снабжая британские острова всем необходимым.

Особенно показательно, что при большой активности германских воздушных сил дальнего и, тем более, ближнего действия на долю их, по официальным германским данный, приходится лишь около 18 процентов торгового тоннажа,, потопленного немцами до 1 января 1941 года (позднее несколько больше). В основном роль германской авиации на море сводится к разведкам и наведению германских подводных лодок на английские торговые караваны, то-есть к роли "глаз" морских сил. Морская авиация Англии играет крупную роль и в боевых действиях флота благодаря наличию у нее 7 авианосцев.

Эти факты показывают, .что военно-морской флот сохранил все свое огромное значение для господства в море, особенно в сочетании и тесном взаимодействии с мощной морской авиацией.

* * *

Военная и авиационная промышленность Англии, несмотря на многочисленные жестокие бомбардировки, продолжает интенсивно работать.

Не парализована и работа английских портов. Английские порты Гулль, Глазго, Ливерпуль, Бристоль, Плимут, Саутгемптон, Лондон и ряд других подвергаются многочисленным атакам с воздуха, но вывести их из строя, сделать непригодными для разгрузки не удалось. Тем не менее англичане считаются с такой опасностью и спешно обзаводятся быстроходными небольшими судами, которые могли бы разгружаться в многочисленных мелких английских гаванях.

* * *

При превосходстве военно-воздушных сил Германии Англии все же удалось сохранить свой воздушный флот не только в качестве оборонительной силы, но и наступательной, способной на ответные удары но германскому тылу.

Потерн обеих стирол достаточно внушительны. Общеизвестно, что даже в мирное время потери авиации только от аварий и износа составляют 25 процентов в год от наличного количества самолетов.

Фото внизу сраницы:

KRSA26A.jpg (18641 bytes)

Слева - итальянский средний бомбардировщик SIAI (Савойя-Маркетти) S.81 "Пипистрелло"
http://pro-samolet.ru/aircraft-ww2-italy/... :

KRSA26A2.jpg (5384 bytes)

серийно производился с 1934 до марта 1938 года. За этот период построено 534 самолета. Состоял на вооружении Regia Aeronautica с весны 1935 года. Это был типичный представитель бомбардировщиков середины 30-х гг., отличающихся, в частности, тихоходностью, громоздкостью и неубирающимся шасси. Самолет, сыгравший значительную роль в Гражданской войне в Испании, к 1940 году уже устарел.

Справа - видимо, "Норт Америкэн" B-25 "Митчелл" (англ. "North American" B-25 "Mitchel"l) — американский и британский двухмоторный цельнометаллический пятиместный бомбардировщик среднего радиуса действия. https://ru.wikipedia.org/wiki/North_American_B-25_Mitchell

KRSA26A3.jpg (9352 bytes)

С другого ракусра, но с такой же (как на фотов журнале) полосатой раскрасской килей и с выпущенными шасси:

KRSA26A4.jpg (11599 bytes)

/26/

KRSA27A.jpg (30649 bytes)
(Подпись к снимку) Воздушная бомбардировка моста и судов

Однако оба противника сохранили полную возможность воспроизводства потерь, несмотря на интенсивные бомбардировки авиазаводов. Английская авиация с помощью США даже несколько улучшила в свою пользу соотношение между своими воздушными силами и силами Германии. Различные источники единодушно определяют это отношение как 5 : 3 или 5 : 3,5 в пользу Германии. А по сведениям американского журнала "Бизнес уик" уже в текущем году месячное производство самолетов Германии и Италии, с одной стороны, и Англии с помощью США — с другой, уравняется и составит по 2200 самолетов в месяц.

По германским официальным отчетам с 8 августа по 31 декабря 1940 года германская авиация совершила 2000 налетав на .Англию, во время которых было сброшено 44,6 млн. килограммов бомб. Английская авиация, по германским же данным, только за сентябрь 1940 года совершила 1471 налет на Германию и сбросила 7452 бомбы, а по официальным английским данным по 10 марта с. г. совершила 1680 налетов на Германию, причем на некоторые объекты (заводы Круппа в Эссене а др.) было произведено до 500 атак.

* * *

Следует отмстить использование авиации для организации контрнаступления итало-германских войск в Киренаике. Здесь немцы использовали опыт своих действий в северной Норвегии в новом варианте. Англичане, вытеснив итальянцев из Киренаики, не сочли нужным иттл через пустыню Сирт, чтобы захватить последнюю базу Италии в Ливии — Триполи. Это использовали немцы. Они сконцентрировали сильный итало-германский бронетанковый отряд — не менее двух дивизий — в соседней Сицилии, под покровом темноты, по ночам, с помощью транспортной авиации, перебросили постепенно эти силы в Триполи, неожиданно дли англичан, беспечно надеявшихся на силу своего флота, начали наступление, сравнительно быстро овладели всем побережьем Киренаики и вышли к границам Египта. Снабжение и пополнение зги вооруженные силы, повидимому, получают воздушным же путем.

В военных действиях против Югославии и Греции огромную роль опять-таки играла авиация. Здесь накануне объявления войны было сконцентрировано 35—40 германо-итальянских дивизий, из них 3—4 бронетанковых, и два германских воздушных флота, из которых один базировался на Вену, другой — на Софию. Оба вместе насчитывали 3000— 3500 боевых самолетов. Несомненно, с помощью авиации немцам удается одолевать трудности, связанные с рельефом театра войны.

* * *

В общем итоге ход войны дает богатый материал для практических выводов об огромной роли авиации в современной войне.

Фото внизу старницы:

KRSA27B.jpg (22931 bytes)

/27/

KRSA2829.jpg (57642 bytes)

Песня радистов

Текст замполитрука Л. КРИВИНСКОГО
Музыка сержанта Е. РУСАНОВА

Облака пушистые проплыли,
Улыбнулось солнце широко,
А радисты в поле уходили
И летела песня далеко.

Припев:
    Все мы готовы,
    Эх, все да мы готовы
    Привольную родину нашу
    В битвах защищать!

И у речки быстрой золотистой
За зеленой юною ольхой
Развернули рацию радисты
И зажили жизнью боевой.

Мы в землянки рации упрячем.
Телефонов скроем провода,
Боевую выполним задачу
И узнаем замыслы врага.

Связь, радист, держи всегда отлично
Бей врагов в решительном бою!
Покажи своим примером личным,
Как ты любишь родину свою!

/28/

О начинающих поэтах

(zhictory: Дается обзор публикаций стихов на страницах газеты ПрибОВО "За родину" больше двух десятков начинающих красноармейских поэтов. Пропущено).

Ниже обзор книги "Герои боев с белофиннами" (изданной в "Библиотеке красноармейца", Воениздат, 1941) – "Очерки о героях".

/29/

KRSA3031.jpg (73500 bytes)

На стр. 30 сверху - окончание обзора книги "Герои боев с белофиннами".
А снизу обзор сборника стихов К.Симонова "Победитель" (также изданного в "Библиотеке красноармейца", Воениздат, 1941) – "Очерки о героях".

/30/

Проверка пулеметчика

Прибывающие в Англию австралийские войска тщательно проверяются. Этим достигается, по словам английской печати, высокое качество прибывающих войск.

На снимке изображен момент проверки знаний австралийского пулеметчика, который с завязанными глазами в присутствии инспекции собирает пехотный пулемет системы "Виккерс".

(«Сфир»).

Легкий миномет испанской армии

На «вооружение испанской армии принят 46-миллиметровый легкий миномет. Наклон его ствола образует постоянный угол в 45°. Дальнобойность миномета колеблется в пределах от 100 до 800 метров. Стрельба на различные дистанции производится путем регулирования силы пороховых газов. Общий вес миномета в положении для стрельбы равен 9,5 килограмма. Снаряд его имеет в длину 25 сантиметров и весит 760 граммов.

("Милитер-Вохенблат").

Торпедная лодка

Для береговой охраны США принята новая торпедная лодка. Скорость ее достигает 80 километров в час. Длина лодки — около 24 метров. Вооружение: 4 торпеды и 2 спаренных установки тяжелых пулеметов.

Экипаж — 8 человек. На лодке уставлено 3 мотора по 1350 лошадиных сил каждый. Для постановки дымовых завес на лодке имеется специальная аппаратура.

На снимке изображена торпедная лодка в движении,

(«Попюлар Сайенс»).

Германская зенитная артиллерия

Германская зенитная артиллерия имеет на вооружении орудия двух основных типов: легкого и тяжелого. К легким зенитным орудиям относятся орудия калибра от 18 до 50 миллиметров. Вес снаряда, выпускаемого этими орудиями, колеблется в пределах от 225 граммов до полутора килограммов в зависимости от калибра.

Скорострельность зенитных орудий уменьшается по мере увеличения дальнобойности, веса снаряда и калибра орудия. Так, например, германская 20-миллиметровая зенитка дает 160 выстрелов в минуту и стреляет на высоту до 2150 метров. В то же время 47-мнллиметровое орудие выпускает лишь 25 снарядов в минуту, но стреляет на высоту около 5000 метров.

Легкие зенитки стреляют трассирующими снарядами, которые разрываются при ударе, но снабжены также и самовзрывателями.

Тяжелые зенитные орудия стреляют снаридами с дистанционными трубками.

Основными типами орудий германской тяжелой зенитной артиллерии являются 75-миллиметровое орудие, которое выпускает 15 снарядов в минуту и стреляет на высоту до 6000 метров, и 105-миллиметро»вое орудие, делающее 10 выстрелов в минуту и посылающее 14,5-килограммовые снаряды на высоту свыше 9000 метров.

Огонь легкой зенитки регулируется специальным приспособлением, определяющим скорость и направление полета самолета. Огонь тяжелой зенитной артиллерии ведется с помощью сложного прибора "предиктора". Пользуясь им,. 11 человек рассчитывают для наводчика все данные, необходимые ему для поражения цели. Но и "предиктор" не в состоянии обеспечить попадание снаряда в самолет, если последний изменил свой курс, высоту или скорость за время, прошедшее между выстрелом из орудия и достижением снаряда намеченной точки прицела.

В ночное время или во время тумана огонь зенитной артиллерии регулируется с помощью звукоулавливателей.

Прожектор в 8 000 000 свечей

В системе ПВО г. Лондона применяются мощные прожекторы силой света свыше 8 миллионов свечей,.

Прожектор имеет гусеничный ход и поэтому его можно передвигать и во время работы. Для охлаждения прожектора в его верх ней части установлен вентилятор .(см. снимок).

(«Фляйт»).

На снимке: германское 37-милли»метровое зенитное орудие, установленное на четырехколесной платформе с резиновыми шинами. Орудие на этой платформе может буксироваться автотягачом-вездеходом или танком по пересеченной местности.

(«Дефенс»).

/31/

KRSA3233.jpg (53678 bytes)

KRSA32A.jpg (49502 bytes)

/32/

На 3-й стр. обложки раздел: "Искусство в Красной Армии"

Героическая киноэпопея

Лауреаты Сталинской премии режиссеры братья Васильевы, создавшие знаменитый фильм "Чапаев", снимают сейчас одновременно две картины: "Поход Ворошилова" и "Оборона Царицына". Это — киноэпопея о незабываемых исторических днях гражданской войны. Обе серии связаны единым сюжетом и общими героями.

Фильм "Поход Ворошилова" воссоздает на экране героический 800-километровый переход 5-й Украинской армии из Луганска в Царицын, который был совершен летом 1918 года.

Красные полки луганских металлистов и донецких шахтеров под командованием К. Е. Ворошилова с боем прорвались сквозь белоказачье окружение и вовремя пришли на помощь осажденному Царицыну.

О беспримерной защите столь важного в стратегическом отношении города на Волге, осуществленной под непосредственным руководством товарища Сталина, расскажет вторая серия фильма.

Центральными в обоих фильмах являются образы И. В. Сталина и его верного соратника К. Е. Ворошилова.

Летом 1940 года режиссеры и авторы сценария С. и Г. Васильевы побывали в Сталинграде (бывший Царицын) и окрестных казачьих станицах и хуторах, где собрали богатый фактический материал для будущих фильмов. Старые казаки-колхозники рассказывали им в станичном парткоме обо всем, что видели и слышали в те далекие дни, Они пели походные песни тех времен, объясняли, какое тогда было вооружение, какие пики, какие седла. Они помогли режиссерам собрать богатый реквизит— упряжь, седла, казачью одежду.

Работая по-стахановски, режиссеры сумели в течение зимних месяцев в короткий срок отснять большую часть павильонных сцен.

Сейчас съемочная группа, возглавляемая Васильевыми, находится в Сталинграде. Там уже закончена съемка целого ряда натурных эпизодов. Сцены железнодорожного комплекса снимаются на сталинградском вокзале, которому придан прежний вид — вид побитого пулями и шрапнелью Царицынского вокзала 1918 года. Отсняты сцены: "Приезд товарища Сталина в Царицын летом 1918 года", "Вагон товарища Сталина" и другие. На линии Сталинград—Кривая Музга—Калач снимаются сцены "Бой за Царицын".

У берегов Дона будут сниматься эпизоды постройки огромного деревянного моста и переправа по нему эшелонов 5-й Украинской армии.

Над героической киноэпопеей работает в основном тот же творческий коллектив, который создал фильмы "Чапаев" и "Волочаевские дни": оператор Л. Сигаев, художник П. Якимов, композитор Г. Попов, звукооператор А. Беккер.

Роль И. В. Сталина исполняет лауреат Сталинской премии артист М. Геловани, роль К. Е. Ворошилова — лауреат Сталинской премии артист Н. Боголюбов, казака Перчихина—лауреат Сталинской премии М. Жаров, Коли Руданева — П. Кадочников, Молдавского — лауреат Сталинской премии Б. Бабочкин, председателя Горсовета Рындина — В. Софронов, работницы Кати Давыдовой — В. Мясникова.

Оба фильма предполагается закончить к XXIV годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.

(Кадр из фильма)

На снимке: (слева направо): в роли казака Перчихина арт. М. Жаров, в роли И. В. Сталина арт. М. Геловани, в роли К, Е. Ворошилова арт. Н. Боголюбов,

(zhistory: https://ru.wikipedia.org/wiki/Оборона_Царицына_(фильм)
"Оборона Царицына" — советская двухсерийная историко-революционная киноэпопея производства киностудии "Ленфильм", 1942 год. Авторы сценария и режиссёры-постановщики братья Васильевы.

Первая серия — "Поход Ворошилова" [из ДКР в Царицын], вторая серия — "Оборона".
Первая серия фильма вышла на экраны СССР 29 марта 1942 года.

http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/4621/forum/
Киноэпопея о героической обороне Царицына в 1918 году, которой руководили, согласно официальной трактовке истории гражданской войны, И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов. Вторая серия на экраны не выпущена).

Работа Краснознаменного ансамбля

В начале апреля коллектив Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР в составе 220 человек во главе с профессором А. В. Александровым вернулся в Москву из концертной поездки по Прибалтийскому особому военному округу. Кроме ПрибОВО, ансамбль побывал в Ленинграде и в Выборге.

Поездка продолжалась месяц. Ансамбль дал 54 концерта, из них 40 концертов — в частях Красной Армии и Военно-Морского Флота.

Концерты прошли с большим успехом, в переполненных залах.

Особенно большой интерес к Краснознаменному ансамблю проявили национальные части Красной Армии прибалтийских советских республик и новые советские граждане, которые до приезда ансамбля в Прибалтику слышали его только по радио.

В настоящее время ансамбль работает над новым репертуаром.

.....
(окончание пропущено)

/3-я стр. обложки/

KRSA34A.jpg (12596 bytes)
Форсирование реки.
Фото-этюд М. Будумова.

/4-я стр. обложки/

(06-21/08/2016)

[ На главную ]