Совпадение некоторых спец. технологий древних жителей Старого и Нового Света (часть 2), неожиданно переходящая в тему ППА Эта страничка планировалась как продолжение www.i.com.ua/~zhistory/OLDTEH.HTM, на которой использовался материал книги К. В. Керама “Первый американец. Загадка индейцев доколумбовой эпохи”. (Hamburg 1972, переведенной и изданной в Москве в 1979 г. издательством “ПРОГРЕСС” ) (текст книги был размещен на сайте “Библиотека OCR Альдебаран”). В тот раз разговор шел о строительстве холмов в древних Европе и Америке (маундов). Но осталась нерассмотренной тема создания городов коренными жителями нынешнего юго-запада США (культура “пуэбло” в штате Нью-Мексико), в которой просматриваются некоторые совпадения с технологиями древних жителей Старого Света, в частности, в Малой Азии (культура Чатал-Гуюка) и на Мальте (подземные помещения культового назначения). Кроме того, как и в других местах Старого и Нового Света, на территории “культуры пуэбло” отмечаются периоды ухода жителей на длительный срок в какие-то другие места, а также роль и влияние священников, причем некоторые индейские религиозные представления и обычаи напоминают аналогичные в Старом Свете (более конкретно - мусульманские). Индейские города в нынешнем Нью-Мексико впервые обнаружили испанцы, которые в начале XVI века гнались с юга (из Центральной Америки) за золотом. Эти города обладали важными особенностями, которые уже давно не использовались в Европе в таких масштабах. Вот, например, какое описание выдал летописец экспедиции Коронадо Кастаньеда о городе Кикуйе (ныне называемый как “Пекос”):“Кикуйе представляет собой город. В нем насчитывается около 500 воинов, которые держат в страхе всю страну. Он стоит на скале и имеет форму четырехугольника. В центре четырехугольника расположен большой двор или площадь, где содержатся “печи” (печи, или эстуарес, — испанское обозначение кив. Это слово из языка индейцев хопи служит для обозначения по преимуществу круглых помещений, имевших поддерживавшуюся балками крышу, в которой сооружался вход). Все дома одинаковы и имеют по четыре этажа. По крышам домов можно обежать весь город, и никто, ни с одной улицы, не сможет этому помешать. Существуют коридоры, которые опоясывают первые два этажа. По ним можно также пройти в любую часть города. Коридоры выступают вперед ярусами, и за ними могут укрываться воины. Внизу дома не имеют дверей. Широко используются лестницы, которые можно втягивать наверх. Таким путем они добираются до коридоров, расположенных с внутренней стороны города. Двери домов открываются напротив коридоров соответствующих этажей, и эти коридоры, как было сказано, служат улицами. Дома, имеющие выходы в сторону долины, расположены как раз за теми, выходы которых ведут во внутренний двор, и во время войны жители пользуются этими внутренними дверями. Город опоясан невысокой каменной стеной. Внутри города имеется родник, из которого можно делать отводы. Жители очень гордятся тем, что никто не в состоянии овладеть городом, тогда как сами они могут по своему усмотрению покорить любую деревню”. (Некоторые цитаты из книги по теме “пуэбло”): Слово “пуэбло” испанского происхождения. Оно означает народ, город, поселение, деревню. На Юго-Западе Северной Америки, особенно в Аризоне и Нью-Мексико, это слово использовалось испанцами специально для обозначения многоэтажных, по большей части сооружавшихся из адобов построек индейских поселений (адоб — высушенный на солнце кирпич, приготовленный из глины, смешанной с соломой или травой). В этом значении оно применялось независимо от того, шла ли речь об укрепленных “замках”, возвышавшихся на бесчисленных “месас” (плоскогорьях), или же о поселках свободно, без каких-либо укреплений, разбросанных по всей долине, подобно обычным деревням. Вопрос о том, следует ли сегодня называть эти селения “замками” или “деревнями”, входит в компетенцию социологов, поскольку разница состоит в уровне организации этих обществ. Придерживаясь такого подхода, не только можно, но и нужно считать некоторые пуэбло “городами”, а большинство других, ничем не примечательных, — деревнями. Со времен испанского завоевания вплоть до XIX столетия включительно речь шла обычно об “индейцах пуэбло” так, будто бы это было одно-единое племя или определенный народ. В действительности обитатели пуэбло принадлежали к резко отличавшимся одно от другого племенам, говорили на самых различных языках и имели различную историю. Тем не менее им была присуща одна общая черта. Все они являлись земледельцами, перешагнувшими через доисторическую ступень развития, на которой господствуют охота и собирательство в чистом виде. Зачастую совершенно по-разному построенные пуэбло также имели нечто общее. В их архитектуре важную роль играли сооружавшиеся наполовину под землей кивы. Эти помещения использовались для самых различных целей. Вход туда женщинам был строго-настрого запрещен. Кивы служили местом собраний, заседаний совета, местом отправления молитв и церемоний, использовались как школьные классы для подростков и были окружены очарованием тайны, в которую посвящались только мужчины. “В отличие от Новой Испании здешние племена не имеют вождей и управляются советом старейшин”, — писал Кастаньеда. “Они имеют священников, которые читают им молитвы и которых они называют “напас”. Это почитаемые люди. Рано утром, когда восходит солнце, священники поднимаются на самую высокую крышу города и обращаются оттуда, подобно общественным глашатаям, к жителям деревни с проповедью. В это время селение полностью затихает, все люди садятся рядами и слушают. Священники учат их, как следует жить. Я думаю, что они налагают определенные запреты, которые следует соблюдать жителям, поскольку среди них не наблюдается ни пьянства, ни оргий, ни кровавых жертв. Они не употребляют в пищу человеческого мяса, не крадут и очень трудолюбивы!” Важно отметить, что каждое пуэбло представляло собой своего рода самостоятельную “республику”. Торговля между различными племенами осуществлялась редко, причина тому — почти полное отсутствие предметов для обмена, пожалуй, за исключением почитавшейся священной бирюзы, которая в отдельных местах встречалась в значительно больших количествах, чем в других. Женщины во многом играли доминирующую роль. Родству по женской линии придавалось особое значение. Существовали также “колдуньи”, внушавшие страх. Бытовало поверье, будто “колдуньям” и могущественным знахарям подвластны стихии. Их религия, обожествлявшая природу и в которой особое место отводилось солнцу, наиболее ярко проявлялась в танцах... Ученые — антропологи и археологи — впервые обратили внимание на пуэбло в XIX веке и обнаружили, что жители этих глиняных небоскребов не были первыми американцами и что задолго до них здесь жили и исчезали целые народы... Состояние развалин разное и для раскопок каждого отдельного помещения приходилось применять свой особый метод. В первой половине 20 века раскопки, например, в пуэбло Ацтек выполнял Эрл X. Моррис. Он открыл многочисленные кивы — наполовину врытые в землю помещения, предназначавшиеся для проведения тайных собраний. В Ацтеке было обнаружено 29 таких построек... Наибольшая из них имеет форму круга, внутренний диаметр которого у основания немного превышает 12,5 м. В этом отношении она не является самой крупной (большая кива в Чако-Каньоне имеет, например, диаметр 19,2 м). На высоте метра от пола она расширяется до 14,5 м. Кива состоит из двух конструкций, которые можно назвать кольцами. Внутреннее кольцо, собственно кива, лежит примерно на глубине 2,4 м под землей. Внешнее кольцо состоит из четырнадцати помещений, которые открываются во внутреннюю часть. Одно из них образует выход на площадь. Когда сегодня входишь в это сумрачное помещение, то сразу же невольно ощущаешь внушаемый им священный трепет. Тщательно отделанное место для разведения огня создает впечатление алтаря. Красиво оформленные углубления, назначение которых пока что остается неясным, производят впечатление пустых саркофагов. Четырехгранные каменные колонны разделяют помещение подобно церкви...
Большая кива представляет собой не просто значительную пещеру, вырытую в земле. Это — произведение строительного искусства. То же Моррис отмечал и относительно построек самого пуэбло. Их вовсе нельзя назвать лишенным всякого плана нагромождением жалких сооружений, поставленных друг на друга. Напротив, они были выполнены из тщательно обработанных плит песчаника. Их желтовато-коричневые стены были даже украшены длинной, состоявшей из пяти рядов полосой зеленого камня.
Около 1110 г. первая группа поселенцев прибыла в те места и приступила к строительству. По-видимому, в следующем году, когда было завершено строительство лишь половины сооружений пуэбло, имело место вторжение туда еще более крупных групп. При взгляде на нынешние развалины трудно дать определенный ответ на вопрос о том, сколько людей могло участвовать в строительстве. Тем более что при тогдашнем уровне развития техники осуществление таких работ представляется просто немыслимым. Около 1115 г. появляется новая волна переселенцев, чтобы завершить строительство. Имеются данные, что постройки были доведены до высоты четвертого этажа. Время до 1124 или 1125 г. ознаменовано сооружением пристроек, потребность в которых, возможно, была вызвана ростом семей. Вполне вероятно, что увеличение числа помещений могло быть вызвано также потребностью для хранения различного рода припасов либо возникшим обычаем использовать старые помещения в качестве свалки. Но ... почему-то это процветающее сообщество вдруг неожиданно распалось и исчезло, не оставив никакого следа. Все должно было произойти очень быстро. И тем не менее жители, судя по всему, располагали необходимым временем, чтобы, образно говоря, упаковать свой багаж, ибо они забрали с собой все, что представляло хоть какую-то ценность. Моррис и работавшие вслед за ним другие археологи не смогли найти после них никаких, даже самых незначительных предметов. Не сохранилось ни следов пожара, ни трупов людей, умерших от чумы, которые могли бы указать причину панического бегства жителей. Нет ни малейших намеков на возможность их изгнания каким-то воинственным племенем. Нет никаких следов кровопролития, возможно учиненного новыми пришельцами. Около 1150 г. н. э. пуэбло оказалось совершенно опустевшим, словно город призраков... и оставалось покинутым на протяжении целых ста лет. Загадочным является и то, что этот уход почти полностью совпадает по времени с таким же бегством жителей пуэбло Чако. Но в Чако-Каньоне, совершенно очевидно, бегство было вызвано катастрофическим изменением водного баланса. Это изменение полностью нарушило систему водоснабжения, которая не могла больше обеспечить тысячи людей. Однако их уход, начавшись около 1100 г., растянулся на многие десятилетия. Весьма вероятно, что именно одна из первых групп переселенцев двинулась на север в плодородную долину реки Анимас. Там она основала Ацтек, подчинив себе находившуюся на гораздо более низкой ступени развития общину древних обитателей тех мест — “корзинщиков”. Трудности водоснабжения, погнавшие в путь строителей Чако, совсем или почти не были известны Ацтеку. Река Анимас никогда не пересыхала полностью. Вместе с тем отдельные факты позволяют предположить, что она, возможно, изменила русло и таким образом настолько нарушила систему водоснабжения полей, что ее либо не смогли, либо не захотели восстанавливать... В высшей степени вероятно, что тысячи мужчин из пуэбло Ацтек вместе с женщинами и детьми направились обратно на юг, к людям Чако, если те действительно являлись их сородичами. Они, видимо, застали их тоже давно готовыми двинуться в путь и отправились дальше к могучей реке Рио-Гранде в страну индейцев хопи, где их следы окончательно теряются во тьме веков. Однако возникает новая загадка. Примерно сто лет спустя город призраков был заселен новым народом. Точнее говоря, это произошло между 1220 и 1260 гг. н. э., когда вновь, особенно между 1225-1250 гг. отмечается, правда более короткий, чем прежде, период бурного строительства. Работы продолжались на протяжении жизни целого поколения. За это время дети успели вырасти и обзавестись собственными семьями. Факт полного отсутствия жителей в Ацтеке на протяжении предшествовавших ста лет неопровержимо доказан археологами. Пришельцы строили новые помещения внутри засыпанных песком, щебнем и балками старых, прямо поверх неубранного мусора. Кроме того, они уменьшили многие прежние помещения, возведя внутри них новые стены, и уменьшили входы. Их архитектурный стиль, бесчисленные предметы обихода и керамики, оставшиеся после них, свидетельствуют о бесспорном влиянии, исходившем на этот раз с севера — из Меса-Верде, а не из расположенной южнее долины Чако. Они восстановили также Большую киву, но сделали это небрежно, не в строгом соответствии с прежним стилем. Пришельцы вновь использовали ее. Были построены новые, менее крупные кивы измененной формы. Опорные балки старых построек были выломаны и установлены на новых местах. Кроме отесанного песчаника, теперь в строительстве стали использовать булыжник. Своеобразное сооружение с тремя стенами в его нынешнем виде представляет собой так называемый курган Хуббарда. И в целом религиозный центр позволяет сделать вывод, что в этот период “священники” или знахари доминировали сильнее, чем когда-либо в прошлом... Но подобно тому как за сто лет до этого поступили “люди Чако”, новые пришельцы, пробыв здесь на протяжении жизни одного поколения, покинули восстановленное ценой тяжких усилий пуэбло и канули около 1252 г. в неизвестность так же, как их предшественники. И снова не сохранилось никаких видимых указаний на причины такого бегства. Можно лишь предполагать, что основную роль играло здесь новое ухудшение водного режима... Сегодня от Ацтека сохранились лишь развалины, и только тщательно восстановленная кива дает нам возможность судить о единственной в своем роде культуре, которой была отмечена жизнь этого исчезнувшего народа... За 2000 лет, если считать от эпохи “корзинщиков”, индейцы пуэбло не открыли ни колеса, ни плуга и не знали железа. Они не имели ни лошадей, ни крупного рогатого скота, ни овец, ни свиней и сумели приручить только собаку и индюка (которые, как предполагают, сами же и "приручились").
Так вот, на северо-западе Ирака, у подножия горного хребта Синджар, на территории плодородной лессовой равнины археологи обнаружили поселение древних земледельцев VIII-VII тысячелетий до н.э. И они тоже еще не знали глиняной посуды. Вместо нее использовали каменную (в частности тщательно отшлифованные сосуды из мрамора) и гипсовую посуду. Причем, на гипсе сохранились отпечатки корзин и камышовых циновок. Что же касается подземных религиозных помещений "кив", то они могут вспоминаться, когда знакомишься с подземными культовыми сооружениями, например, на острове Мальта (rjazan.htm) (и тоже, кстати, круглыми).
Таким образом, система пуэбло в каньоне Чако может являться "зеркалом небес" звездного созвездия Рака. И если это действительно так, то причиной ухода их жителей в определенные моменты времени могла оказаться не только ухудшившаяся ситуация с водным балансом. Но возникает другой вопрос - кто был автором такой культовой "постройки века"? Пока на него можно ответить очень кратко - "жрецы" (которые при этом должны были обладать вполне конкретным объемом знаний по астрономии и топопривязке, не говоря уже и о знаниях по строительству). А теперь сравним: великие пирамиды в Гизе - "зеркало небес" пояса Ориона, комплекс Ангкор-Ват в Кампучии - "зеркало небес" созвездия Дракона, страна Майя (возможно - "в плане") - "зеркало небес" созвездия Близнецов и т.д. И при их строительстве тоже важную руководящую роль играли "жрецы". Таким образом, наблюдается странная тенденция некой конкретной озабоченности древних священников. И ради чего - только ли по поводу сохранения своей власти? 12.10.03 |