Home ]

 

ЧИСЛОВОЙ РЕБУС АНГКОРА

(Введение в Палео-прикладную астрономию) (Часть 2.)

В части 1 этой темы приведена карта звездного неба, на которой созвездие Дракона размещено примерно так, как карта объектов комплекса Ангкор в Кампучии, но при этом совершенно не видно созвездие Ориона. Причина оказалась в том, что по укоренившейся привычке я разместил звездную карту севером вверх – как и карты земной поверхности. Но если смотреть на звезды в каком-нибудь направлении, то при переносе этого изображения на лист бумаги, оно вообще-то оказывается внизу. Таким образом, на звездной карте направление на север должно быть внизу, если требуется сравнивать его с северным участком неба. И именно при таком размещении вполне видны созвездия Дракона и Ориона. (Примеры карт взяты из мини-энциклопедии “Космос” Иана Ридпата и Уила Тириона (серия “Все обо всем”), Москва, 2001). Но в современное время в северном полушарии созвездие Дракона по схеме комплекса Ангкор в полном виде можно увидеть на широтах севернее 40 градусов (юг Италии, север Греции, Кавказ, Пекин), но не из Камбоджи.

nebos2.jpg (27900 bytes)

В Камбодже созвездия Дракона (в полном виде и вместе с Орионом) примерно в полночь хорошо видно действительно в ночь на 22 сентября 10450 года до н.э. (Если верить программе SKYGLOBE (под DOS) от Mark A. Haney с диапазоном дат плюс-минус 30000 лет). (Небо в полночь на 22 сентября имеет тот же вид, что и в полдень 21 марта, но когда звезды не видны из-за света Солнца). Остается свериться с утверждением, что Солнце в тот год вставало 21 марта в созвездии Льва. А вот это предположение программа SKYGLOBE не подтверждает. Сначала я решил, что в ней есть ошибки в формулах математики пересчета. Но другая программа-“планетарий” STARCALC от Александра Завалишина (под WINDOWS) (www.m31.spb.ru/StarCalc/main1251.htm)

nebo0039.png (25149 bytes)

показывает примерно ту же картинку (с ограничением до 9999 года до н.э.). И все это получается из-за того, что даты в прошлое, начиная с 4 октября 1582, в них обеих базируются на Юлианском календаре, имеющем ошибку в 1 день на 100 лет три раза из каждых 400 лет. Принимался он в 46 г. до н.э. И до 4.10.1582 даты в программе следует корректировать с учетом этого уточнения (аналогично, и в прошлое от 46 г. до н.э.) Поэтому реальная дата “21 марта 10540 год до н.э.” в программе будет соответствовать картине неба на формальную дату 7 июня (ошибка +78 дней). И при этом программа “SKYGLOBE” показывает восход Солнца именно на фоне созвездия Льва (в современных границах) (или в диапазоне дат “8 мая” – “13 июня”).

А есть и другой метод расчета “главного” созвездия для 21 марта 10450 года до н.э. – по карте эклиптики (например, из книги В.Цыбульского “Календари и хронология стран мира”, 1982, стр. 28-29):

ecliptic.jpg (22129 bytes)

Созвездие Льва отстоит от нынешнего “главного” созвездия Рыб примерно на 160-180 градусов. По времени прецессии (1 градус в 71,6 лет) это составит диапазон 11456 – 12888 лет (или за вычетом 2003: 9453 – 10885 годы до н.э.) Таким образом, вполне похоже, что в марте 10450 г. до н.э. Солнце всходило в созвездии Льва. И если рассматривать карту звездного неба для координат Ангкора при восходе Солнца в 7 час. 42 мин. утра 7 июня 10450 г. до н.э. по Юлианскому календарю, то расположение созвездий Льва, Дракона, Ориона и Водолея соответствует показанному выше.

Но есть небольшая проблема: когда светит Солнце, звезды не видны. В связи с этим странно то, что древние люди “просто так” догадались, что звезды днем вообще-то никуда не исчезают, а продолжают так же двигаться, что они просто не видны из-за свечения Солнца. Еще более удивительно, что древние догадались сгруппировать звезды, видимые ночью, в созвездия и выделить те из них, на фоне которых должно видеться Солнце, если бы его свет не закрывал видимость звезд. А сделать это можно, только понимая, что Земля вращается вокруг Солнца и то, что вид неба с Солнцем но без звезд повторяется ночью без Солнца через 12 часов к тому дневному времени, но через полгода. Таким образом, для составления карт звездного неба и особенно, для отображения на них пути Солнца, требуется вести записи наблюдений в течение года, имея при этом угловые инструменты и точные часы, которые могли бы работать ночью. И кроме того, чтобы не путаться с ориентацией звездных и земных карт, полезно привыкнуть к размещению в верху карты направления на юг, а не как сейчас – направлением на север. Вывод: в далеком прошлом звездным картам уделяли больше внимания, чем сейчас...

Возвращаясь к теме комплекса Ангкор в Камбодже, можно сказать, что идея реализации на Земле в его образе схемы созвездия Дракона еще не получила официального признания среди науки. Но Грэм Хэнкок, соглашаясь с ней, не обратил внимания на ряд чисел, использовавшихся в повседневной жизни кхмерского общества того времени. Об этом говорится в статье Михаила ДУБЕЙКО “БЛЕСК И НИЩЕТА АНГКОРА” (“ИГ”, вып. “G”, N: 11, 1999, с. G-11). В ней ее автор не вспоминает созвездие Дракона. Он считает странным большой расход средств на строительство и эксплуатацию большого количества храмовых комплексов. Но кроме того перечисляет ряд странных числовых величин, на которые не обратил внимание Грэм Хэнкок (приводится фрагментарно):

В самом сердце Камбоджи, на север от большого озера Тонле-Сап, простираются джунгли. В их влажном, знойном чреве скрывается одно из величайших архитектурных чудес света. На площади в 200 квадратных километров среди гигантских деревьев, мощных корней и переплетающихся лиан раскиданы руины огромного города, в котором когда-то жило не менее чем миллионное население.

Архитектура строений, уже сильно обветшалых и поросших буйной тропической порослью, столь необычно фантастична и впечатляюща, что у путешественника возникает ощущение, будто он очутился в мире чудес или видит сказочный сон. Там воздвигнуто более ста монументальных построек из серого песчаника, сплошь покрытого рельефами, разнообразие тематики, многогранность декоративных мотивов и реалистичный динамизм которых прямо-таки вызывают головокружение. Кроме двух дворцов, украшенных великолепными террасами, колоннами и резьбой, это главным образом культовые строения, то есть храмы, вознесенные на основаниях в виде ступенчатых пирамид, монашеские и жреческие монастыри. Вокруг крупных зданий рассыпалось море скромных деревянных жилых домишек. От них не осталось и следа, и только гигантские груды песчаника свидетельствуют о былом величии.

Благодаря работе французских археологов таинственная метрополия перестала быть тайной. Мы знаем, что называлась она Яшодхарапура, что позднее ее окрестили именем “Ангкор-Тхом”, что означает просто “Большой город”. Она была столицей могущественного государства кхмеров, которое с IХ в. до XIV в. переживало высший этап развития и экспансии. В 1431 году город после семимесячной осады племенами из Юго-Восточной Азии, известными под общим названием тьямпа, был взят ими и сожжен. Поражению способствовали внутренние распри в государстве, измена и смерть царя.

С этого времени начался медленный упадок огромного миллионного города. Дворцы пустели, деревянные домишки кхмеров гнили и рассыпались в убийственном климате тропиков...

В 1320 году Ангкор упоминает в своих записях французский путешественник Одорик Портене. Но больше всего сведений содержится в докладе китайского посла Чута-куана, который в течение 11 месяцев в 1297-1298 гг. жил в столице кхмеров и внимательно наблюдал за всем, что происходило...

Город производит абсолютно необычное и неизгладимое впечатление. В полумраке чаши дремлет четырехугольное озеро, обрамленное песчаником. В его оливковых водах отражается фантастический лес башен причудливой барочной формы. На террасах, ступенях, во дворе бодрствуют гигантские львы и слоны. На этот мир скульптурного и архитектурного неистовства со всех сторон напирают могучие деревья и корневища, лианы и заросли, среди которых деловито снуют обезьяны, горланят попугаи, мелькают яркие птицы.

Неповторимой особенностью Ангкор-Тхома является храм Байон — безусловно, нечто уникальное в истории архитектуры. Он покоится на массивной, состоящей из двух террас платформе, над которой возносятся шестнадцать неповторимых башен. С их вершин на все четыре стороны света смотрят крупные, вырезанные из песчаника мужские лики. Глаза их совсем закрыты либо чуть-чуть приоткрыты, на выпуклых губах блуждает улыбка духовного блаженства.

Вдоль обеих террас на разных расстояниях стоят изваяния богини-дракона Нага и гротескно стилизованных львов. Все пространство стен заполнено рельефами: марширующие сквозь джунгли воины; морские сражения; крокодилы, хватающие упавших с палубы воинов; рыбаки, музыканты; рыночные сценки; водоносы; азартные игроки, наблюдающие за петушиными боями; несметное количество полуобнаженных танцовщиц в различных танцевальных позах, с завлекающей улыбкой на губах.

Кто-то дал себе труд подсчитать всех этих полных женского очарования танцовщиц и, к своему удивлению, узнал, что их... десять тысяч!

Король Джаяварман VII, который жил в ХII веке н.э. и прожил девяносто лет, был королем-строителем. Ему обязан Ангкор-Тхом своим архитектурным великолепием, по его приказу возведены дворцы, павильоны, храм Байон, укрепленные стены, изукрашенные террасы, в частности монументальная терраса, украшенная изваяниями слонов. В отличие от предшественников, чтивших прежде всего Шивy и Вишну, Джаяварман был горячим сторонником буддизма. Чтобы укрепить и расширить влияние буддизма, он приказал вырезать лик Будды в четырехстах экземплярах и украсил ими все важнейшие городские застройки. Всей душой преданный альтруистическому учению своего божественного Наставника, он организовал общественные работы, чтобы улучшить жизнь подданных. Вдоль дорог он повелел построить постоялые дворы для пилигримов и путешественников, но самое главное — открыл сто две больницы. На стенах больниц Джаяварман приказал сделать надписи, которые начинались словами: “Я страдал от болезней своих подданных больше, нежели от собственных болезней..:”

Понятно, что в те времена такое развернутое, масштабное строительство могло позволить себе только государство, основанное на принудительном труде рабов. Китайский посол Чута-куан сообщает, что Ангкор-Тхом строили двадцать лет сорок четыре тысячи рабов и тысяча резчиков по камню. Колоссальная армия рабов была собрана из военнопленных, но есть данные, позволяющие считать, что сами кхмеры пользовались определенной свободой...

Чута-куан сообщает, что царский двор состоял из 12640 человек, из которых 2740 -- это чиновники, а 515 — певцы и танцовщицы...

Царь почитался божественной особой и единственным властителем всей земли. О его сверхъестественных достоинствах ходили разнообразные легенды. Так, верили, что монарха необходимо носить на руках, ибо земля мгновенно разверзнется, если он коснется ее ногой.

Но всевластие царя было только внешним. Подлинными хозяевами страны были священники. Они управляли царским гаремом, они держали в руках администрацию и осуществляли надзор за многотысячной армией рабов, которые пожизненно носили металлический ошейник. О всемогуществе священников мы можем судить по надписи в святилище Та-Пром. В нем одновременно пребывало 18 верховных священников, 2740 обычных и 2232 служки. Одно время в святыне проживало 12640 человек, которых кормили 66625 крестьян, работавших на принадлежащих храму землях. То есть это была хозяйственная организация, охватывавшая 80 тысяч человек. Если вспомнить, что подобных святынь в государстве кхмеров было достаточно много, легко понять, какой силой обладала каста священников.

Странность числа 12640 в том, что оно не делится без остатка на 72 или на 71,6. На 72 делится 12960 (и при этом получается 180). Или 12888 делится без остатка на 71,6 (и тоже получается 180). Т.е. не хватает 320 или 248. Т.е. число 12640 как-то не очень вписывается в теорию использования прецессионного календаря. А кроме того, что могут означать другие числа кмерских комплексов (2740, 2232 или 515)?

По широте Ангкор (104 градуса восточной долготы) отстоит от индонезийского Боробудура на примерно 3 градуса. Это чуть больше 215 (если перемножить на 71,6). Допустим, что в этом ряде действительно не хватает “248”. Тогда 2740 + 2232 + 248 = 5220 Делим 5220 на 71,6 – получаем около 73 градусов – расстояние по долготе между Ангкором и Гизой.

Другое математическое упражнение: 12640 + 248 = 12888. Делим на 71,6 – получаем 180 градусов – расстояние по долготе между Ангкором и меридианом пустыни Наска в Перу.

Еще пример: 12640 – 2232 = 10408. Делим на 71,6 – получаем 145 градусов – примерное расстояние по долготе между Ангкором и меридианом острова Пасхи.

Еще пример: 2232 делим на 71,6 = 31 градус – расстояние по долготе между Ангкором и меридианом Бомбея, в районе которого есть буддийский монастырь.

Еще пример: 12640 – (515 + 248) = 11877. Делим 11877 на 71,6 = получаем 166 градусов – расстояние по долготе между Ангкором и средним меридианом комплекса храмов страны Майя в Центральной Америке.

Конечно, можно заметить, что подобные сравнения могут быть спорными. Но остается фактом то, что застройка “идолами” острова Пасхи велась под руководством жрецов, как и застройка страны Майя. Причем, у майя аналогично кхмерам наблюдается некая планомерность деятельности, когда можно выделить вполне определенный период активного строительства с последующим резким его прекращением, как и у кхмеров. И майя тоже обращали внимание на небесное созвездие, только другое – “Близнецов”. Но это уже тема следующей странички.

Home ]