| |
[ Home ]
ЯЗЫК МАЙЯ
ИЗ АЛТАЙСКОЙ СЕМЬИ ЯЗЫКОВ?
В четверг 18 декабря 2003 11:23 am на
форуме "Новый Геродот" (старой редакции) я
открыл новую тему "Язык Майя из Алтайской
семьи языков?" и разместил следующее
сообщение:
==========================
В книге Хозе Аргуэльеса “Фактор
Майя”, Киев, “София”, стр. 233 приводится фраза из
языка Майя:
ТИН УИЛА ЛУУН ТУЛЬ ПИШАН (Tin Uila Luun Tul Pixan)
– Способность видеть душу, дух. Способность
воспринимать непроявленное.
Так вот, в “Татарско-русском словаре”, Москва,
1966, я нашел следующие татарские слова:
УЙЛАУ – думать, мыслить, придумывать.
АНЛАУ – видеть.
ТУЛАЙ – общий.
ТУЛУ – наполняться.
ТУЛЫ – полный.
ЖАН – дух.
Таким образом, я прихожу к выводу, что предки Майя
и предки Алтайской семьи языков когда-то давно
могли жить где-то рядом.
==============
При обсуждении этой проблемы с
одной стороны были высказаны критические
замечания, что еще вопрос, который диалект
считать "языком майя". И вообще, дескать,
нечего лезть в сферу интересов лингвистов – это
очень сложно. А в чт Дек 25, 2003 12:37 am я добавил
следующее уточнение:
==================
Вообще-то еще в самом первом своем постинге я
планировал разместить конспект статьи Вадима
СИЛАНТЬЕВА “ИНДЕЙЦЫ И ТЮРКИ: НЕНОВАЯ, НО
МАЛОИЗВЕСТНАЯ ТЕОРИЯ” (журнал
“Техника-Молодежи”, 11, 1999, стр. 46-47). Однако, из-за
нехватки времени и малой надежды, что эта тема
кого-то заинтересует, я этот конспект тогда
пропустил. А сейчас решил его выложить, в том
числе в качестве подготовки очередной страницы
своего сайта, на которой планирую разместить и
результаты своих поисков.
==================
В.Силантьев в цитируемой статье
перечисляет имена ученых, которые обращали
внимание на эту тему.
Сходство языка индейцев сиу и тюркских заметил и
изучал в 1860-х – 1870-х годах хирург и
филолог-ориенталист Фредерих Льюис Отто Рериг,
знавший много индоевропейских и восточных
языков. Во время Гражданской войны в США он
служил в армии северян хирургом в армейском
госпитале в штате Дакота, где много общался с
коренными жителями тех мест – индейцами сиу. В 1971
г. он опубликовал вывод: “наречие сиу или дакота
может быть отнесено к Урало-Алтайскому семейству
языков... А в этом семействе ближе всего стоит к
тюрко-татарской группе... Некоторые характерные
черты строя Урало-Алтайской группы языков нашли,
несомненно, явный отпечаток в языке сиу.” (И
приводится пример 16-ти слов, имеющий одинаковое
звучание и смысл в языке сиу и в татарском).
О сходстве языка майя и тюркских несколько
статей в шведском журнале “Ethnos” опубликовал в
1967, 1970 и 1971 гг. ориенталист Упсальского
университета Стиг Викандер под общим названием
“Имеется ли связь языков группы майя с языками
алтайского семейства?” (Он же ранее опубликовал
ряд работ по восточным и тюркскими языкам). В
упоминаемой статье он написал: “В первый раз,
когда мне пришлось услышать, как разговаривают
индейцы майя, я был ошеломлен схожестью их языка
с турецким, который только перед этим слышал в
Истамбуле. ... После, когда я начал изучать язык
майя, тексты их языка, то столкнулся с массой
слов, которые выглядели точно как турецкие”. (И
перечисляет около 200 сходных слов). (В статье
В.Силантьева приводится 14 сходных слов у мая и в
татарском).
Стиг Викандер обращает внимание и на схожесть
тюркских языков и языка кечуа (потомка инкского и
родственного группе майя-киче), на котором ныне
разговаривает более трети индейского населения
Латинской Америки. Но Стиг Викандер не был
первым, кто обратил на это внимание. В 1935 г. в Риме
на XIX Международном конгрессе востоковедов о
возможном родстве языка кечуа с тюркскими
алтайскими языками выступил с докладом
уругвайский профессор Б.Феррарио. В 1954 и 1955
научные работы по сравнению языка кечуа с
тюркскими опубликовал французский ориенталист
Георг Дюмезель. (В статье В.Силантьева приводится
14 сходных слов у кечуа и в татарском).
В 1853 г. в Вашингтоне вышла в свет книга Джона
Макинтоша, в которой он сообщает, что языки
кока-сиу и тюркские, вероятней всего, родственны.
В 1965 г. вышли комментарии А.Р.Аравио к памятнику
литературы майя “И чол кин”, в которых также
говорится о возможном родстве языка майя и
тюркских.
В 1672 г. в Лондоне вышла книга “Редкости Новой
Англии”. Ее автор Джон Джосселини более 20 лет
прожил среди сиуязычных индейцев Северной
Америки. И он пришел к выводу, что аборигены, с
которыми он общался, по своему облику, манерам,
некоторым обычаям, языку и интонации речи
напоминают “татар, которые говорят на турецком
языке”. Кроме того, в этой книге Джосселини есть
подробный рисунок тотемного знака одного из
дакотских племен (крылатого дракона) – почти
копия старинного герба столицы Татарстана
города Казани.
В научном сборнике “Труды Института Этнографии
имени Н.Н.Миклухо-Маклая”, т. 2, 1947 г. опубликовано
наблюдение советского ученого Н.Ф.Яковлева о
наличии древнейших связей языков Кавказа, Азии и
Америки.
====================================
Из сайта “Кеты” ( http://www.indigenous.ru/russian/people/r_kety.htm
):
Название "кеты" происходит от
слова “кет” - человек. Оно утвердилось в русском
языке с 20-х годов прошлого столетия. До этого кеты
были известны под наименованием "остяки",
"енисейские остяки", "енисейцы". Предки
современных кетов сформировались, видимо, в
эпоху бронзы на Юге междуречья Оби и Енисея в
результате смешения европеоидов Южной Сибири с
древними монголоидами. Позднее (в 1-м тысячелетии
нашей эры) они вступили в контакт с тюрко-,
самодийско- и угроязычным населением. В
результате миграций (возможно, нескольких волн)
произошло оседание на Енисейском Севере
немногочисленных групп. Известны три родовые
локальные группы: земшаки - в низовьях
Подкаменной Тунгуски, богденцы - в устье Бахты и
инбаки - в бассейне Елогуя. В дальнейшем, с
продвижением отдельных семей на Север,
образовались смешанные территориальные группы.
В некоторых из них соседями кетов были селькупы и
эвенки.
Кетский язык занимает изолированное положение и
не входит ни в одну родственную группу языков
Северной Азии. Лингвистические исследования
последнего времени все чаще обращают внимание на
общие черты в основных принципах построения
кетского языка с некоторыми языками кавказских
горцев, басков и североамериканских индейцев.
Кетский язык разделяется на имбатский и сымский
диалекты, которые значительно отличаются друг от
друга фонетикой, морфологией и лексикой.
Письменность разработана на основе русской
графики.
Оксана Синникова, стажер ИЦ "Л",
Туруханский район Красноярского края
==================
P.S. (В том же номере журнала “ТМ” 11, 1999 буквально
перед статьей о индейцах и тюрках опубликована
статья о Новгородско-Полоцких отношениях в 13
веке, в частности о том, как женился будущий
Александр Невский).
==================
А дальше (на 4-ой странице этой
темы форума) произошел такой обмен мнениями:
|
Главная страница
-> Список форумов Открытый общеисторический
форум -> Гипотезы и теории
Язык Майя из Алтайской семьи языков?
На страницу Пред. 1, 2, 3,4, 5 След.
|
Дмитрий
Беляев
Начинающий
Зарегистрирован: 04.06.2003
Сообщения: 42 |
quote:
Кныш писал (а):
Еще раз спасибо за коментарий. Я вижу Вы, Дмитрий,
неплохо осведомлены об исследованиях в области
заселения Американского Континента. Не могли бы
Вы поделиться информацией о современном
варианте периодизации заселения Америки (волны
переселенцев, их предположительное
происхождение и т.д.), если конечно Вам не сложно
это сделать.
quote:
L'Osha писал (а):
Присоединяюсь к категорическому требованию Кныша , очень интересует эта тема в
любительском понимании слова "интересует".
Пожелания приняты к сведению. Но отвечу чуть
позже, а то завал на работе - конец года и сессия |
Сб
Дек 27, 2003 1:59 pm |
|
|
Ketzalcoatl
Логограф
Зарегистрирован: 23.09.2003
Сообщения: 62
Откуда: Зеленоград-Москва |
Дмитрий Беляев , подождите....
какие ещё лошади?
Может я что-то пропустил? Вы писали: "по перешейку
Берингово пролива они пошли вслед за мамонтами и
...лошадьми...". Что, тогда лошади были на
Американском континенте? |
Ср
Янв 14, 2004 1:44 pm |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кныш
Тацит
Зарегистрирован: 18.12.2003
Сообщения: 449 |
Не думаю
однако что древние люди могли съесть всех
лошадей Америки и закусить всеми мамонтами.
Видимо без глобальных котоклизмов здесь дело не
обошлось... |
Сообщение
Ср Янв 14, 2004 4:33 pm |
|
|
Ketzalcoatl
Логограф
Зарегистрирован: 23.09.2003
Сообщения: 62
Откуда: Зеленоград-Москва |
Кныш , не спорю!... но всё равно
жалко...))) |
Сообщение
Ср Янв 14, 2004 4:51 pm |
|
|
bgraf
Логограф
Зарегистрирован: 22.12.2003
Сообщения: 51
Откуда: МГИАИ :-)) |
Дмитрий
Беляев
Прошу обратить внимание на статью в
"Знание-силе" http://www.znanie-sila.ru/online/issue_774.html
- про проблему барьера Кловиса и связанную с ней
предполагаемую "поздноту" заселения
Америки. А как в отечественной литературе с этой
проблемой ? |
Сообщение
Ср Янв 14, 2004 6:19 pm |
|
|
Дмитрий
Беляев
Начинающий
Зарегистрирован: 04.06.2003
Сообщения: 42 |
Оригинальных
мыслей (кроме Кнорозова и вслед за ним Ершовой)
особо никто не высказывал. В.И. Гуляев считает
культуру Сандиа (прекловисская каменная
индустрия) вполне реальной. По его мнению, первые четко датированные следы
человека появаляются не ранее 26 тыс. лет назад.
А.А. Зубов также считал вероятной докловисское
заселение. А вот некоторые археологи, изучающие
сибирский палеолит, на основании поздних
дюктайских датировок, вероятно, склоняются к
поздним датам ( http://www.ibmh.msk.su/vivovoco/...SIBAM.HTM
)
В последнее время популярны генетические
исследования. К.Н. Несис пересказал статью
Бонатто и Сальзано из Proceedings of National Academy of Sciences:
"Исходя из предположения, что геном изменяется
на 10 - 15% за миллион лет, было оценено время
расхождения ветвей. Оказалось, что все народы
Америки (америнды, на-дене и эскимосы), а также
чукчи произошли от одной волны переселенцев,
пришедших, видимо, откуда-то с востока
Центральной Азии. Эта волна мигрантов ушла из
Азии приблизительно 50 - 90 тыс. лет назад, но в
Америку проникла через Берингию 22 - 55 (вероятнее 30
- 43) тыс. лет назад, что совпадает с оценкой по
палеогеографическим данным: 32 - 40 тыс. лет. Значит,
Берингия была не просто мостом или коридором для
миграции людей из Азии в Америку, а играла в этом
процессе ключевую роль: именно там начали
формироваться и дифференцироваться три языковые
семьи современной Америки. Поэтому бразильские
ученые делают вывод: Америка была заселена из
Берингии, а не из Азии. Приблизительно 18 - 20 тыс.
лет назад наступление ледника прервало связь
между ушедшими далеко на юг потомками первой
волны переселенцев и людьми, оставшимися в
Берингии, но разрыв длился не более 6000 лет, а по
некоторым данным - только 2000 лет. Этот разрыв
объясняет то обстоятельство, что по генетическим
данным эскимосы, на-дене и чукчи немного ближе
друг к другу, чем к американским индейцам, хотя
все вместе они сохраняют гораздо большую
близость друг к другу, чем к народам Сибири и
Центральной Азии. После таяния ледников на-дене
расселились на юг, эскимосы - на восток, а чукчи
так и остались на своей родине, к западу от
Берингова пролива". |
Сообщение
Чт Янв 15, 2004 2:30 am |
|
|
Кныш
Тацит
Зарегистрирован: 18.12.2003
Сообщения: 449 |
Я где-то
читал, что эскимосы и алеуты имеют отдаленное
языковое родство с языками так называемого
нострического происхождения (индоевропейские,
эламодравидские, алтайские), что может указывать
на их достаточно поздние появление на
Американском континенте . Что вы думаете по этому
поводу? |
Сообщение
Чт Янв 15, 2004 11:02 am |
|
|
Юрий Второй
Начинающий
Зарегистрирован: 19.12.2003
Сообщения: 45
Откуда: Москв |
Предлагаю
ознакомиться всем желающим по этому вопросу:
КАРИМУЛЛИН АБРАР ГИБАДУЛЛОВИЧ
Регалии и элементы биографии тут:
http://www.gpntb.ru/win/whoiswho/f_587.html
В частности: "...Казанский государственный
университет, 1953; доктор филологических наук;
гл.научный сотрудник; действительный член
Академии наук РТ..."
То есть не дилетант.
А вот его очень любопытная работа:
"Прототюрки и индейцы Америки. По следам одной
гипотезы"
http://newchron.narod.ru/texts/karimullin.htm |
Сообщение
Чт Янв 15, 2004 11:21 am |
|
|
|
|
|
И как оказалось, статья Вадима
СИЛАНТЬЕВА “ИНДЕЙЦЫ И ТЮРКИ: НЕНОВАЯ, НО
МАЛОИЗВЕСТНАЯ ТЕОРИЯ” в журнале
“Техника-Молодежи”, 11, 1999, стр. 46-47 - это
укороченый вариант именно работы Абрара
КАРИМУЛЛИНА... Ну а на самом форуме дальнейшее
обсуждение ограничилось небольшой критикой (к
моменту прекращения его работы). В частности,
КНЫШ заметил 15.01.2004:
Вопрос о предположительном родстве
некоторых языков индейцев с тюркскими языками
обсуждался в этой теме выше. Резюме по этому
поводу можно вынести следующее: допустим такое
родство имеется, тогда остается открытым вопрос -
откуда оно возникло? Т.к. по окончанию
ледникового периода связь между Азиатским и
Американским континентами прервалась (ок. 10 тыс.
лет назад) а деференциация тюркских языков из
общего профино-угро-тюркского языкового массива
по данным лингвистов произошла не ранее 5-7тыс.
лет назад?
Более длинным оказалась
критика YAR, но после критики работы КАРИМУЛЛИНА и
подробностей относительно языков СИУ, он вдруг
заявляет:
И несколько слов о языках
Америки и их классификации. Эти языки весьма
разнообразны и довольно слабо изучены. Общих
классификаций этих языков довольно мало.
Последняя мне известная - Джозефа Гринберга (Joseph
H. Greenberg "Language in the Americas", 1987). Согласно ей эти
языки образуют три общности:
а)эскимосо-алеутскую (Чукотка, Командорские и
Алеутские острова, Арктическое побережье Аляски
и Канады, Гренландия)
б)на-дене (обширная и довольно компактная группа
языков носители которых на момент контактов с
европейцами занимали Аляску, Северо-Запад Канады
и пятнами Юго-Запад Канады и Тихоокеанское
побережье США до Центральной Калифорнии. К ней
также относились апачи и навахо пересилившиеся с
севера на Юго-Запад Сша и Великие Равнины уже в
исторический период XV - XVII вв.)
в)америндскую (все прочие)
Концепции Гринберга довольно регулярно
критикуют за недостаточную обоснованность, но
следует отдать ему должное, ошибается он не
слишком часто. Тем более, что резкую
обособленность индейцев на-дене, причём не
только по языку, но и по культуре и
антропологическим данным, отмечают практически
все исследователи занимавшиеся этим вопросом.
Что до остальных индейских языков то вопрос об их
происхождении и взаимных связях остаётся
открытым. Тем более об их связях с
неамериканскими языками. Можно лишь отметить,
что разнообразие и взаимные отличия этих языков
крайне велики (более существенны, чем, к примеру,
ностратических, включающих индоевропейские,
алтайские (в том числе тюркские), уральские,
картвельские(грузинский) языки), что указывает на
длительную эволюцию, которая, впрочем, могла
протекать и вне Америки, ещё до переселения туда
палеоиндейцев.
Также можно отметить предположения о связи
языков на-дене с синокавказскими языками
(китайско-тибетские, северно-кавказские,
енисейские, бурушаски). Впрочем даже авторы этой
гипотезы соглашаются с тем, что изученность
предмета ещё недостаточна для однозначных
выводов. Тем не менее "отдельность" на-дене
от прочих индейцев может считаться доказанным
фактом, также как и их миграцию на континент
отдельной волной. Причём многие исследователи
считают миграцию на-дене хронологически
последней, то есть более поздней чем миграцию
эскимосов и алеутов, и относят её к V тыс. до н.э.
С уважением, Yar
На это Дмитрий БЕЛЯЕВ
заметил, что:
>Не, эскимосско-алеутские
группы пришли позднее - на рубеже 2-1 тыс. до н. э.
И на этом обсуждение
закончилось. Кстати, действительно, ряд важных
слов в языке майя (рассматриваемом диалекте) не
очень сходны с тюркскими. Я имею в виду
числительные, названия сторон света и т.п.
Поэтому, видимо, есть смысл поискать аналогии по
этим словам с другими языковыми семьями, но уже
ближе к Америке - например, с
малайе-полинезийской. К примеру, по данным книги
Майкла Ко "МАЙЯ (исчезнувашая цивилизация:
легенды и факты)" (Москва, ЦЕНТРПОЛИГРАФ, 2003), на
стр. 194 говорится, что "в
более ранние эпохи у майя, живущих в горной
области, были настоящие короли - "ахау",
которые имели власть над довольно обширными
территориями".
Термин "ахау", думается, как-то
перекликается с термином "аху" - элемент
статуй божеств с острова Пасхи. А носители
малайе-полинезской языковой семьи расселены
довольно широко - от острова Мадагаскар на западе
до Гавайский островов на севере, до ближайших
островов к Америке на востоке и Новой Зеландии на
юге. (Т.е. можно было бы отнести эту задачу на
будущее). А в заключение темы можно привести
небольшую табличку некоторых слов из
современного турецкого и майя с переводами:
"Турецко-русский словарь" (Москва, 1977, 48000
слов)
"Русско-турецкий словарь" (Москва, 1972, 47700
слов)
Турецкий |
Русский |
Майя |
Русский |
Kan |
Источник, кладезь |
Кан |
Энергия |
Gunes, gun |
Солнце |
Кин |
Солнце |
Yeshil |
Зеленый |
Яш |
Зеленый, новый |
Yeni |
Новый |
Йашкин |
Новое Солнце |
Esans |
Духи |
Пишан |
Дух |
Lami |
Блистающий, яркий |
Ламат |
Блестеть |
Ak |
Белый |
Сак |
Белый |
Kaplamak |
Накрывание |
Мак |
Накрывание |
Duman |
Туча |
Муан |
Облачный |
Son, Sonu |
Конец |
Шуль |
Конец |
Но много слов майя не сходятся с турецкими,
поэтому можно предположить, что если и есть некое
родство язков майя с тюркскими, то в период
изоляции в Америке они могли ощущать влияние
неких соседних языков других языковых семей. И
это вполне нормально.
Где-то такой головной убор мне уже встречался...
[ Home ]
|