Home ]


ЗАГАДКИ  ДРЕВНОСТИ
(Белые пятна в истории цивилизации)

 

Глава 7
КАЛЕНДАРЬ ОХОТНИКОВ КАМЕННОГО ВЕКА

 

gl7nac.jpg (14747 bytes)

Орнамент на мезинском браслете
расшифрован как календарь
двадцатитысячелетней давности.

Каждое столетие считает, что стоит на вершине.
Ю. Олеша

1957 года один из авторов этой книжки во время геологической экспедиции в бассейне реки Омолон (Магаданская область) натолкнулся на стоянку оленеводов-эвенков. Такие встречи у нас бывали зачастую, но эта оказалась особой и запомнилась надолго.

Хозяин, старый эвенк, пригласил нас к яранге. Кроме хозяина и его жены, здесь были еще их взрослые внук и внучка. Парень неплохо владел русским языком и был переводчиком во время нашего дружеского чаепития.

Среди нехитрого сокровища эвенков, развешенного на опорных жердях яранги, я обратил внимание на небольшую (около 15 х 15 сантиметров), потемневшую от времени, гладко обструганную дощечку с рядами отверстий и иссеченная рисунками. Молодой эвенк объяснил, что это — календарь, которым пользуются дед и баба. Заметив мою заинтересованность, старик снял дощечку и начал что-то быстро объяснять, указывая пальцем на ряды отверстий, в одном из которых торчал небольшой колышек.

Я попросил внука перевести. Оказалось, что этот своеобразный календарь остался еще от предков. Ряды отверстий на дощечке означают дни, колочек-метку каждый день следует переставлять с одного отверстия в следующий. Ряды дырочек были сгруппированы в “блоки”, а каждый такой “блок” заканчивался схематическим рисунком, который имел определенное значение: нерест щуки, прилет гусей, время, когда оленицы телятся, и т.п.. Словом, календарь этот отмечал важные события в жизни оленеводов, ежегодные этапы их хозяйствования. Стало понятно, почему старый оленевод так дорожил этой вещью. Никакое радио таких сведений не сообщает! /74/

В ПОИСКАХ ПЕРВОИСТОЧНИКОВ

Изучая древнейшие цивилизации мира — месопотамскую, египетскую, центрально-американскую, китайскую, — археологи и историки столкнулись с неожиданным фактом: наиболее ранние астрономические записи и календари (из тех, что их удалось изучить) оказались удивительно сложными. Никто из специалистов не мог объяснить, как они возникли и совершенствовались.

Знания египтян, шумеров, вавилонянин, индийцев, китайцев в точных науках были таким значительными и глубокими, что объяснить их внезапным “озарением” аж никак нельзя. Логичнее было бы предположить, что они базировались на знаниях и опыте более древних цивилизаций.

Так, например, шумерские жрецы умели предвидеть некоторые редчайшие небесные явления. Но, как считает доктор исторических наук В. Ларичев, сделать это возможно лишь в том случае, если проводить регулярные и точные наблюдения за Солнцем, Луной, планетами и звездами по меньшей мере на протяжении... десяти тысяч лет!

Первый календарь в Древнем Египте начинался с наидавнейшей даты - 4241 г. до н.э. Египетские звездные карты датируются еще 3500 г. до н.э. Наблюдения за движением Венеры, Марса и Юпитера записывались на клинописных табличках вавилонскими жрецами почти 4000 лет тому. Астрономия в Месопотамии была даже еще более точной, чем в Египте: вавилонские жрецы умели предсказывать солнечные затемнения.

В поисках “учителей” шумеров, вавилонянин, египтян и т.д. археологи, историки и представители точных наук обратились до интеллектуальных достижений людей каменного века — неолита и палеолита. Однако, в этом вопросе исследователям пришлось преодолеть психологический барьер. Дело в том, что еще с XIX века укоренилось представление о человеке каменного века, как о дикаре, одетого в мохнатые звериные шкуры, который с ревом размахивал молотом над головой мамонта, который попал в ловушку. О каких интеллектуальных способностях такого троглодита можно было говорить?

Но вот американский исследователь О. Маршак, изучая африканское орудие труда из кости, сделанное около 8,5 тысяч лет тому назад в долине Нила, обратил внимание на загадочные царапины, будто нарочно нанесенные на его края. О. Маршак пришел к парадоксальному заключению: засечки сгруппированы так, будто они показывают фазы Луны. Но это же означало, что за 6500 лет до н.э., задолго до появления письменности, “примитивный” рыбак из долины Нила не только вел отсчет времени, а и делал это последовательно и планомерно!

О. Маршак, а за ним и другие исследователи обратились к запасникам археологических музеев, где собраны тысячи орудий труда человека каменного века. “Я начал,— пишет О. Маршак,— с просмотра огромного количества археологических раскопок XIX века, изучая находки, которые, будучи завернуты в старые газеты, лежали на забытых стеллажах и в коллекциях музеев. Со временем занялся странными пометками и непонятными символами, которые человек оставил на стенах пещер”. Великое множество орудий труда того времени имели на себе засечки, риски, точки и прочие пометки, которые археологи традиционно считали орнаментами, узорами, украшениями и т.п.. О. Маршак упомянул о фантастической (такой ее считали) идее французского археолога XIX века Э. Ларте, который утверждал, будто все эти пометки могли использоваться людьми каменного века для подсчета периодов времени. Изучив сотни костей и камней с рисками, лунками, полосами и другими геометрическими “узорами”, О. Маршак убедил- /75/ся, что они представляют собой календари, основанные на месячных циклах. Значит, много тысяч лет тому назад жители пещер уже проводили наблюдения за движением небесных тел и составили довольно точный месячный календарь?

О. Маршак приходил к выводу, что охотники-кроманьонцы, очевидно, пользовались такой же “доарифметической системой” наблюдений, которой еще до недавнего времени пользовались американские индейцы, когда они регистрировали “разные месяцы” и давали им соответствующие названия: скажем, месяц Желтой листвы, месяц Первого снегопада или месяц Весеннего наводнения. “Не имея арифметики, индейцы по-своему строили год,— объясняет О. Маршак.— Очевидно, так же вели себя и другие первобытные народы. Они владели необыкновенным знанием сезонных явлений”. Как считает исследователь, кроманьонские охотники знали, когда весной должны прилететь птицы, когда может выпасти снег, когда начнется миграция северных оленей и когда лососи начнут подниматься вверх по реке после весеннего таяния снега.

Древние люди подробно отображали в рисунках все эти жизненно важные для них естественные процессы, “их символы позволяли регистрировать продолжительность времени, которое проходило от одного периодического явления до другого”,— отмечает О. Маршак.

Иссеченные серпантины и зигзаги ученый обнаружил не только у кроманьонцев, а и среди изображений, выполненных неандертальцами, в том числе и на одному из обломков ребра бизона, возраст которого 300 тысяч лет! О. Маршак сделал чрезвычайно важный вывод: человек каменного века имел мозг структурно почти такой, как у нас сегодня, иначе он не сумел бы создать такую развитую культуру, ему бы не хватило многих участков мозга, которые обеспечивают “роботу” языка, способность к мышлению символами, а также к точным и тонким движениям руки. “Интеллектуальный мир тех далеких времен был такой же непростой, как и наш сегодняшний,— писал исследователь.— В экономическом отношении существование кроманьонца было, безусловно, жалким, но в биологическом, как мыслящее существо, он не уступал нам с вами”.

НОВЫЕ НАХОДКИ

Советский ученый, кандидат исторических наук Б. Фролов обратил внимание на замечательные произведения искусства каменного века — два браслета из мамонтовой кости, найденные еще в 1908 году на верхнепалеолитической стоянке Мезин (правый берег Десны близ Новгород-Северского Черниговской области). Поверхности браслетов древний мастер украсил сложным орнаментом, который напоминает древнегреческий меандровий узор. Изучение их натолкнуло на мысль, что это не что другое, как календари двадцатитысячелетней давности!

Орнамент имеет пять зон, три из которых выполнены “меандром”, а две — зигзагами. Всего в зонах 30 меандров, каждый из них состоит из 12 линий. Всего таких линий 360. Фролов вспомнил, что жрецы-астрономы Древнего Египта продолжительность года распределяли именно на 12 месяцев, а каждый месяц — на 30 дней. К ним прибавляли 5 “лишних” дней, которые не входили ни в один месяц и посвящались памяти умерших. Значит, египетская традиция основана еще в каменном веке?

Со временем исследователь занялся теми двумя зонами, которые состоят из зигзагоподобных линий. В первой — 6 зигзагов по 7 линий в каждом, в сумме 42 линии. Во второй зоне — 8 зигзагов или 56 линий. А всего — 14 зигзагов, 98 линий. Фролов знал про архаический лунный календарь, описанный этнографом Е. Орловой, которым еще до- /76/ недавна пользовались чукчи. Он насчитывал 14 недель по 7 дней, всего — 98 дней. Этнографами описан также лунный календарь с 10 синодическими месяцами, которым пользовались индейцы Северной Америки (племена арапахо, майданов и другие). Индейцы объясняли ученым, что такой календарь лучше всего отвечает сути человека (так как у него, дескать, по 10 пальцев на руках и ногах, беременность длится 10 синодических месяцев и т.п.). Возможно, с этим прадревним лунным календарем наших предков связано происхождение нашей десятичной системы исчисления.

Но на мезинском браслете нанесено 564 линии, то есть 20 синодических месяцев! Как это объяснить? Исходя из гипотезы, что наши древние предки считали день и ночь в отдельности, Фролов считает, что здесь не 20, а лишь 10 синодических месяцев, как и в календаре индейцев. Дале: если два “лишних” зигзага одной зоны присоединить к другой зоне, то в ней будет 282 линии, то есть — именно 10 синодических месяцев. А в трех зонах вообще помещается 366 линий — количество дней солнечного года. Таким образом, на мезинском браслете видим довольно удачную попытку объединения солнечного и лунного календарей. Не исключено, что этот принцип был положен в основу календарных систем египтян, вавилонян, чукчей, североамериканских индейцев и т.д. Пока что сегодня мы не можем разгадать метода, с помощью которого древние жители Мезина пользовались своими астрономическими “приборами”-браслетами. Ведь жили они в другой среде, и в их мышлении объединялись такие явления, которые для нас существуют в отдельности — социология, физиология, этика, эстетика и т.п..

Мезинський календарь — не исключительное явление. Подобную загадку каменного века удалось разгадать археологам, которые изучали Ачинскую стоянку в Сибири, возраст которой - 18 тысяч лет. Среди многочисленных предметов быта был найден и небольшой жезл из мамонтовой кости со спиральным узором, который образуют 1065 разных по контурам лунок. Лунки собраны в ленты, которые группируются в календарные блоки подсчета времени по Луне и Солнцу. Общее количество лунок на жезле составляет три лунных года плюс два дня. Как считает В. Ларичев, который изучал эту находку, древним сибирякам удалось в этом календаре ликвидировать главное затруднение — расхождение лунного и солнечного календарей. Используя специальную систему поправок, они разработали стабильный календарь. Рисунок на жезле из мамонтовой кости мог служить своеобразным “вечным календарем”. Да и это еще не все. Два варианта комбинаций в одной из лент были “ключом”, который давал возможность рассчитать время обращения на небесной сфере любой из пяти планет: Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна. Причем точность расчета в сравнении с современными данными чрезвычайно высокая — сотые доли суток. Таким образом, сибиряки каменного века сумели объединить в единую календарную систему календари Земли и пяти планет.

Правда, остается невыясненным вопрос, зачем это нужно было делать, ведь не из одной жизненной потребности древних охотников такая необходимость будто бы не вытекала. А тем временем, за много тысяч лет до шумеров и вавилонян, охотники за мамонтами в Сибири интересовались законами вселенной...

Еще в конце XIX века начались раскопки палеолитической стоянки на Украине возле села Гонцы на речке Удай. Здесь также нашли обломок клыка с рисунком, точнее, не с рисунком, так как ни одной фигуры или орнаментальных узоров там не было, а с засечками, просто-таки с ювелирной точностью нанесенными на клык 10-15 тысяч лет тому назад. Это еще один календарь той далекой эпохи.

Во время раскопок возле села Слатино (Болгария) был найден календарь, созданный в V — IV тысячелетиях до н.э. Он представляет собой таблицу, нарисованную на... печи. Рисками в столбиках обозначены лунные фазы. Поля столбиков, закрашен-/77/ные красной охрой, означают 12 месяцев, объединенных в три группы. Каждый месяц имеет по 30 дней, а год — 360 дней. Дополнительные пять дней обозначены пятью знаками на площадке перед отверстием печи. Такая структура (3 сезона года, 12 месяцев по 30 дней и 5 дополнительных дней “памяти умерших”) лежит в основе, как мы уже говорили, египетского календаря. Но болгарский календарь создан приблизительно на 10 столетий раньше календарей Египта и Вавилона.

Кстати, этот календарь и до сих пор пользуется популярностью у миллионов египтян. Дело в том, что он тесно связан с основным занятием жителей долины Нила — земледелием. Начало года совпадает с периодом, когда уровень воды в Ниле достигает максимума, а годовой цикл делится на три группы, которые соответствуют трем основным сезонам сельскохозяйственных работ — разлива Нила, посева и жатвы.

ТАЙНЫ КАЛЕНДАРЯ МАЙЯ

Особенно сложную и еще до конца не расшифрованную систему календаря создали жители Южной Америки — майя, их необыкновенная и самобытная цивилизация зародилась, как считают ученые, за 1,5 тысячи лет до н.э. на территории современных Гондураса, Гватемалы и южной части Мексики.

Культура майя погибла в середине XV ст. н.э., когда их города стали добычей соседей — тольтеков и ацтеков. Но в том, что остатки культуры майя почти не сохранились до наших дней, наибольшая вина испанских конкистадоров, которые поработили этот народ, уничтожили его храмы и города, сожгли рукописи, беспощадно пограбили и вырезали целые поселки. Этот страшный разбой благословили католическая церковь и испанский король. Но наибольшее количество памятников древних майя уничтожили католические попы и миссионеры, такие, как недоброй памяти Диего де Ланда, который сжег несколько сотен рукописных кодексов этого народа.

После испанского лихолетья джунгли поглотили руины майянских городов, а потомки тех, кто достиг неслыханных тогда высот науки, поселились в джунглях или стали рабами испанских плантаторов.

И лишь в конце XIX века европейская наука начала “открывать” культуру майя. Глазам археологов открылись величественные храмы, пирамиды и астрономические обсерватории, каменные монументы-стелы, покрытые иероглифическими письменами. Раскопано около 150 городов майя и найдено почти пять тысяч иероглифических надписей.

Ученые приложили немало усилий, чтобы разгадать тайны письменности майя и в частности их календаря. Большая заслуга в этом и ленинградского ученого Ю. В. Кнорозова.

Майя унаследовали от своих предшественников — ольмеков — и значительно усовершенствовали письменность, математику и астрономию. Это дало возможность создать необычный календарь. Жрецы майя каким-то образом обнаружили связь между постепенным перемещением планет по небу и изменением пор года. Они установили продолжительность тропического и звездного года, лунного цикла. Известно, что майя боялись времени и обожествляли его.

Майя изобрели нуль, возможно, что и раньше индийцев. Жрецы пользовались двадцатеричной системой счисления, на ней базируется и их знаменитый календарь. Единицей первого порядка в нем является "кин" — один день, а единицей высшего порядка — период — 28 040 000 000 дней. Именно здесь кроется первая загадка: зачем майя, народу земледельцев, был нужный такой сложный и, главное, “длинный” календарь, отрезки времени в миллионы и миллиарды лет? /78/

Не менее сложной была и астрономия майя. Жрецы изучали звездное небо с вершин каменных пирамид и в специальных обсерваториях, записывали данные о движении планет, составляли таблицы будущих солнечных и лунных затмений. Делали это не год, не два, а столетия или тысячелетия. По современным астрономическим данным, продолжительность года — 365,2422 дня. В григорианском календаре он составляет 365,2425 дня, то есть довольно точно по сравнению с современными данными. А майя вычислили продолжительность года 365,2420 днях, что еще точнее. У майя из города Копана синодический месяц (период времени между одинаковыми фазами Луны) составляет 29,53020 дня, а у их земляков и современников из города Паленке — 29,53086 дня. По современным данным эта величина составляет 29,53059 дня, то есть лежит между величинами, определенными майя с Копана и Паленке. Иначе говоря, древние жители Центральной Америки тысячи лет тому назад пользовались календарем не менее точным, чем мы в эпоху Науки. Как смогли они получить эти результаты без хронометров и других сложных прецизионных инструментов, которые есть в нашем распоряжении? И зачем им вообще нужно было вычислять продолжительность месяца с такой точностью?

Но объектами наблюдений майя были не только Солнце и Луна. Жрецы установили, что синодический период обращения (время, за которое небесное тело, начиная двигаться по собственной орбите, снова возвращается в исходное положение) Венеры - 584 суток. Сравните его с данными науки наших дней — 583,9 дня! Тот же период, вычисленный ими для Марса,— 780 дней — целиком совпадает с современными данными. Вот и вторая загадка: зачем нужны были майя эти данные о планетах, отнюдь не связанные с их жизненными или хозяйственными потребностями?

Третья загадка. Майя одновременно пользовались двумя календарными системами. В одной из них были “длинные” года: 365-дневной “хааб” и 360-дневной “тун”, а в другой - один “короткий” год с 260 дней — “цолкин”, который состоял из 13 месяцев по 20 дней. Был у них еще и особый лунный календарь, каждый месяц которого состоял из 29 или 30 дней, причем первый день месяца считался нулевым, а другие обозначались соответствующим порядковым номером. Поражает точность подсчетов. По одной из майянских календарных записей, 405 месяцев этого календаря равнялись 11 960 дням, а по современными подсчетам этот период состоит из 11 959,1 дня!

gl7maja.jpg (14400 bytes)
Система зубчатых колес, которые изображают связь между
годами "хааб" (365 дней) и "цолкин" (260 дней) стародавнего
календаря майя

Повседневная жизнь, разнообразные обряды и ритуалы, которых выполняли майя, были каким-то образом связанны с взаимной зависимостью между “хаабом” и “цолкином”. Эту зависимость можно вообразить в виде двух зубчатых шестерен: одна с 260 зубцами, вторая — с 365. Майя придавали огромное значение периоду между двумя последовательными совпадениями зубцов на шестернях. Этот период составляет 18 980 дней, или 52 года. Последние 5 дней 52-годового периода майя считали чрезвычайно опасными, так как верили, что именно тогда происходят стихийные бедствия и катастрофы.

Очередная загадка — начальная дата календаря майя. Как считает Ю. Кнорозов, в хронологии майя были две нулевых точки отсчета: 3113 г. до н.э. и... 5041738 год до н.э.! Какое значение из этих дат, с какими мифологическими событиями в истории народа они связаны,— никто сказать не может... Если даже взять за истинную дату 3113 г. до н.э., то и она на 3000 лет старше известной нам древнейшей записи на одной из стел, где указан 292 г. до н. е. Что же происходило на протяжении почти трех тысячелетий до установки стелы? Ответить на этот вопрос еще никому не удалось.

Если бы фанатичный безумец Диего де Ланда не сжег сотни книг майя, если бы до нашего времени дошла пусть часть этих бесценных сокровищ, ученые, наверное, смогли бы ответить на немало вопросов, связанных с наукой и культурой этого талантливого народа. /79/

gl7znak.jpg (11031 bytes)
Календарные знаки майя (слева)
и тибетские символы (справа)
странно похожи между собой

gl7actek.jpg (34942 bytes)
Ацтекский диск с изображениями, которые,
как считают ученые, составляют календарь

Home ]