Home ]


ЗАГАДКИ  ДРЕВНОСТИ
(Белые пятна в истории цивилизации)

 

Глава 13 (в книге - 14)
ФОНАРИ ФАРАОНОВ

 

gl13_158.jpg (16620 bytes)

Рельеф в древнеегипетском храме богини Хатор
очень похож на схему электрического
светильника.

Аргументов следует избегать. Они
всегда вульгарны и нередко убедительны.

О. Уайльд

Представь себе, читатель, такую картину: египетская царица Клеопатра ведет своего друга Юлия Цезаря по храмовому подземелью, они входят под темный свод – и вдруг вспыхивает таинственный яркий свет! «Что за чудо?» – удивленно спрашивает Цезарь.– «Как, разве вы, просвещенные римляне, этого не знаете? – удивляется Клеопатра.– Нам это известно с давних времен!»

Невероятно, скажете вы. Но в древних источниках частенько попадаются упоминания про какое-то необыкновенное умение пользоваться чем-то таким, что удивительно напоминает современную электрическую энергию. Однако, следует сказать, что прямых указаний на электрику в этих произведениях нет. Речь идет об «источниках света долгодействующего действия».

 

СВИДЕТЕЛЬСТВА ПЕРВОИСТОЧНИКОВ

Плутарх писал о лампе, которая горела возле входа к храму Юпитера-Аммона; жрецы храма говорили, что она не гаснет уже несколько столетий. Греческий сатирик Лукиан (120 – 180 гг. н.э.) оставил подробное описание своего странствования. В Гераполисе (Сирия) он будто бы собственными глазами видел статую Геры, на голове у которой блестел драгоценный камень, который «сиял так ярко, что ночью освещал весь храм».

Павсаний (II столетия н.э.) рассказывает про замечательную золотую лампу в храме Минервы: она, не угасая, светила круглый год.

Св. Августин (354–450 гг. н.э.) в одном из своих произведений описывает странную лампу в храме Изиди в Египте, которую не могли погасить ни ветер, ни вода. Такая же лампа будто была и в Антиохии во времена правления Юстиниана Византийского (VI ст. н.э.). Надпись возле нее указывала, что она горит без перерыва уже свыше 500 лет. /158/

В 1652 году иезуит Кирхер издал в Риме книгу «Эдипус Египтиакус», где, между прочим, также говорит про действующие осветительные лампы, найденные будто бы в подземельях Мемфиса.

А вот что рассказывает современный английский писатель и ученый-ориенталист Эндрю Томас, который много лет провел на Востоке: «...Во время своего пребывания в Индии я ознакомился со старинным документом, который хранится в библиотеке города Уджайна,– «Адастия Самхита». Невероятно, но там я нашел подробную инструкцию, как изготовить электрические батареи! Она выглядит так: «...положите хорошо очищенную медную пластинку в глиняный горшок. Покройте ее сначала сульфатом меди, а потом – влажной тырсой. Далее положите сверху цинковую пластинку, амальгамированную ртутью. Контакт этих пластинок даст энергию, которая известна под двойным названием Митра-Варуна. Эта энергия расщепляет воду на Пранавайю и Уданавайю. Цепь из сотни таких горшков, обеспечивает очень активную и эффективную силу». Митру-Варуну мы сегодня называем катодом и анодом, а Пранавайю и Уданавайю – кислородом и водородом.

В 1966 году я находился в долине Кулу в Гималаях. В городе Кулу есть замечательный древний храм бога Шивы, а возле него 18-метровая железная мачта. Во время грозы она притягивает «благословение небес» в виде молнии, которая бьет и в статую Шивы возле ее подножия. Обломки разбитого Шивы жрец слепляет и ждет следующего «благословения». Этот обычай существует с древнейших времен, т.е., об электропроводности в Индии знали очень давно».

Дале Томас рассказывал, что, путешествуя по Австралии, слышал про небольшой поселок в джунглях неподалеку горы Вильгельмина в западной части Новой Гвинеи, или Ириану. Изолированное от современной цивилизации, оно имеет «систему искусственного освещения, такую же или даже более совершенную, чем наши системы XX века», как заявил в 1963 году К. С. Давние на конференции по вопросам уличного освещения и движения. Торговцы, которым посчастливилось побывать в этом поселке, которое спряталось между высоких гор, рассказывают, как они были ошеломлены, увидев много маленьких «месяцев», которые ярко светили на протяжении всей ночи. Эти искусственные месяцы представляли собой большие каменные шары, установленные на столбах. Когда садилось солнце, они начинали сиять удивительным неоноподобным светом.

Но все это – лишь литературные источники. А существуют ли какие-то материальные свидетельства о том, что древние жители нашей планеты знали об электричестве?

 

БАГДАДСКАЯ БАТАРЕЯ

В 1938 году немецкий археолог Вильгельм Кениг, который несколько лет проводил раскопки парфянского поселения Кужут Рабуах близ Багдада, нашел остатка странного предмета. Это был терракотовый кувшин или ваза высотой 18 сантиметров; в нем находился немного короче медный цилиндр, в котором находился окисленный железный стержень. Донышко цилиндра было припаяно с помощью сплава свинца и олова, которое и сейчас широко применяется в электронике.

В цилиндре нашли остатки асфальта. Кениг высказал предположение, что это могла быть... электрическая батарея! В своей книге, которая вышла из печати в 1940 году в Австрии, он написал, как, по его мнению, могли изготовить такую батарею. Из тонкого медного листа делали цилиндр длиной 12 см и 2,5 см в диаметре. Потом при- /159/ паивали донышко этого цилиндра сплавом свинца и олова. В верхнее отверстие вставляли асфальтовую пробку, через которую проходил изолированный от меди железный стержень, который глубоко входил в цилиндр. Когда в эту конструкцию заливали какую-нибудь кислотную или щелочную жидкость (скажем, уксус, лимонный сок, вино или даже обычную морскую воду), возникала разность потенциалов. Таким образом, это гальванический элемент, которому 4000 лет.

gl13_bbt.jpg (18002 bytes)

"Гальванический элемент",
найденный вблизи Багдада:

1 - керамическая посуда;
2 - битумная пробка;
3 - железный стержень;
4 - медный цилиндр;
5 - электролит;
6 - битумная изоляция;
7 - медное днище цилиндра.

Сам Кениг не предал своей находке особого значения. Со временем она попала в музей города Гильдесхайма (ФРГ), где хранится до сих пор. После второй мировой войны американские археологи во время раскопок в Селевкии на Тигре и в Ктесифони (древней столице Парфии) нашли несколько небольших глазированных десятисантиметровых глиняных сосудов, которые напоминали вазы для цветов. В некоторых из них обнаружили запаянные медные цилиндры и железные стержни, причем металл имел такой вид, будто его полностью разъела кислота. Лежали в вазах и кусочки битума.

Находками археологов заинтересовались инженеры. Немецкий исследователь Винклер изготовил копию древнего «гальванического элемента», созданного за 3800 лет до Гальвани. Как электролит, он использовал уксусную и лимонную кислоты (обе были хорошо известные в древности). В эксперименте с десятипроцентным раствором уксусной кислоты элемент дал напряжение 0,5 В, а с лимонной кислотой – 0,54 В.

Соединяя такие вазы между собой проводниками, можно было получить ток значительного напряжения.

Американский инженер У. Грей, научный сотрудник лаборатории высоких напряжений фирмы «Дженерэл электрик» также провел опыты по моделированию древней батареи. В качестве электролита он использовал раствор сульфата меди и получил электрический ток напряжением от 0,25 В до 0,5 В и силой 0,5-5 мА.

Как использовали наши далекие предки такие батареи? Следует отметить, что в работах античных историков не раз упоминаются умелые мастера царицы Клеопатры, которые, если верить рассказам, умели «делать золото». Наверное, речь идет о какой-то неизвестной нам технологии, с помощью которой разные металлические, преимущественно культовые изделия, покрывали тоненьким пластом золота. Тем не менее этот процесс, который в наши дни носит название гальванопластикой, невозможен без источника электроэнергии. Поэтому современные историки не верили заявлениям своих античных коллег. Находки Кенига и других археологов приводят к мнению, что гальванопластика могла быть известна очень давно. Не открыли ли ее еще вавилонские жрецы, а потом переняли мастера Клеопатры? Кстати, при раскопках в той же Месопотамии были найдены серебряные украшения, покрытые золотой пленкой в несколько микрон. Подобные предметы из меди и серебра, покрытые тончайшим слоем золота, археологи обнаружили в Перу. Возможно, и здесь мы имеем дело с электрогальваническим способом?

Американский журнал «Кемистри» предложил еще одну гипотезу относительно назначения загадочных вавилонских «ваз». Ссылаясь на то, что в некоторых из этих сосудов были остатки маслинового масла, авторы гипотезы считают, что «ваза» могла служить конденсатором. При этом цилиндр и стержень были его обложками, а масло в сосуде – диэлектриком. Конденсатор заряжали путем многоразового перенесения на стержень заряда с любого диэлектрика, натертого шерстью или мехом. После заряжания от банки можно было получить сильный разряд. Вспомните в связи с этим сказку о волшебной лампе Алладина: джин появлялся тогда, когда лампу терли. Не ли мог этот джин быть художественным воплощением электрического разряда? Такой конденсатор годился и для культовых ритуалов. Тем не менее до сих пор еще никто не провел опытов, которые подтвердили бы дееспособность подобного конденсатора. Ведь более вероятной можно считать первую гипотезу. /160/

Немало загадок и в римской цивилизации, казалось бы, хорошо изученной историками и археологами. Из некоторых намеков можно понять, что древние римляне знали кое-что о свойствах электричества. Так, известно, что они лечили радикулит и другие заболевания, сажая больного... на электрического ската! А недавно на поднятых со дна моря римских кораблях нашли медные гвозди, которыми в беспорядке оббита подводная часть судов. Сначала специалисты решили было что таким образом на кораблях защищали обшивку от древоточцев и обрастание морскими ракушками. Тем не менее известно, что с этой целью использовали тонкие листы меди. Для чего же тогда гвозди? Эту загадку удалось решить физикам. Они пришли к парадоксальному заключению: судостроители вбивали в корпус медные «костыли» для того, чтобы защитить судно от разрушительного действия естественного электролиза!

 

СТРАННАЯ НАХОДКА В КОСО

/*** Далее идет рассказ о находке 13 февраля 1961 года в горах Косо (Калифорния) «жеоды» (сростки кристаллов во внутренних пустотах скал) с каким-то металлическим стержнем. В свое время эта история получила некоторую известность. Однако потом, владельцы «странной» «жеоды» повели себя не совсем адекватно с точки зрения проведения соответствующих анализов. А сама «странная» «жеода» вообще пропала после 1969 г. Поэтому перевод этой истории пропускается. Подробности см. книгу Брайан Хотона «Великие тайны и загадки истории», 2008, параграф «Артефакт Косо». ***/

/161/

 

РИСУНОК В ХРАМЕ ХАТОР

Возвратимся, однако, к Клеопатре. Были ли у нее в самом деле электрические фонари, пусть карманные – неизвестно. Но вот что рассказал немецкий инженер Р. Хабек на страницах журнала «Эншнт Скайз»: «В октябре 1979 года наша группа из пяти мужчин, в которой были инженер-строитель и инженер-электрик, побывала в Египте, где посетила храм богини Хатор в городе Дендера. На стенах узких и длинных (4,6 х 1,12 метров) помещений, которые считаются культовыми комнатами, мы осмотрели несколько очень интересных и загадочных рельефов. Один из них в особенности заинтересовал нас.

На стене можно различить фигуры людей, а рядом с ними – пузыри, похожие на исполинские электрические лампы накаливания. Внутри «ламп» изображены волнистые змеи. Может, это символические нити накаливания? Острые хвосты змей входят в цветок лотоса. Не надо владеть чрезвычайным воображением, чтобы интерпретировать его, как электрический патрон. От этого элемента очень своеобразный «кабель» ведет в «сундучок», на котором стоит на коленах бог воздуха. Бог воздуха? Нет ли здесь какой-либо связи с ионизацией воздуха? Рядом – фигура демона, который держит два ножа,– символ защиты и обороны. Такое предположение полностью обосновано, так как всем известно, что работать с электрическим током опасно. Итак, этот демон может представлять собой предупреждение об опасности (наподобие современного символа – черепа с перекрещенными костями.– Авт.)».

Привлекают внимание и особые опоры, которые носят название «столбы Джед».

Впервые эти рельефы обнаружил француз Огюст Мариетт. Со временем он выполнил ряд исследований и их результаты опубликовал в 1969 году. Тем не менее дешифровать иероглифы, вычеканенные рядом с загадочными рельефами, Мариетт так и не смог.

В 1982 году египтолог профессор Э. Винтер с Трирского университета подтвердил, что надежного перевода этой иероглифической надписи не удалось сделать и до сих пор.

Некоторые египтологи считают, что рельефы храма Хатор можно трактовать, как изображения «каменных змей». Имеются в виду большие каменные блоки, на которых высечена змея, которая свернулась в кольцо. Такие камни древние египтяне устанавливали перед храмами, чтобы защитить их от злых сил. (Еще и до сих пор их можно увидеть возле храмов Сахура, Тети, Наоса и др.). Но в Дендере ни на одном из рельефов такого изображения нет!

А что говорят электрики?

Один из них, В. Харн, высказал мысль, что по своему внешнему виду «столбы Джед» полностью подобны современным изоляторам высокого напряжения. Тогда змеи могли бы быть электрическими искрами или светло-газовыми разрядами, которые под влиянием высокого напряжения срываются с лепестков «цветка лотоса». Чтобы такое изобразить, надо иметь пусть элементарные знания в области электротехники!»

Если согласиться с мыслью В. Харна, то можно задать вопросы: откуда же поступает электрический ток? К какому источнику энергии были подключены эти «лампы»? /162/

На рельефах можно различить кабелеподобные предметы, и каждое из них входит в какую-то емкость, которая может представлять собой генератор электрического тока. Так ли оно было на самом деле, трудно сказать, так как иероглифические надписи не расшифрованы и до сих пор. На одном из рельефов В. Харн увидел даже «электрический пробой». «Поскольку для этого требуется высокое напряжение, – говорит он, – жрецы, наверное, имели в своем распоряжении что-то наподобие генератора Ван-де-Граафа, которые ныне используют преимущественно в ядерной физике. В нем по изолированной ленте электрические заряды попадают в шар, где снимаются острыми выступами. Благодаря этому шар заряжается и находится под высоким напряжением. С помощью таких примитивных генераторов можно очень легко получить напряжение в несколько тысяч вольт».

А что же «столб Джеда», этот древнеегипетский символ стабильности и силы? В. Харн считает, что его заряжали горячим воздухом с пылью. Не поэтому ли на рельефах изображен бога воздуха? В. Харну удалось реконструировать действующую модель такого генератора, который дает дуговой пробой, сопровождаемый интенсивным свечением. В. Харн пришел к таким выводам: «Если откачать воздух из стеклянной колбы с двумя металлическими стержнями, то электрический разряд возникает при значительно низком напряжении (в зависимости от размеров стеклянной колбы). При давлении в 40 мм рт. ст. от одного стержня до второго проскакивает нитевидный разряд, который сопровождается свечением. Если и дальше откачивать воздух, разряд становится более широким, аж пока заполнит все свободное пространство колбы. Это полностью соответствует рельефу в храме Хатор».

Кое в чем отличающуюся, остроумную и даже смешную гипотезу предложил норвежец Оддвар Эриксен. Соглашаясь с мыслью, что на рельефе в принципе изображенный осветительный прибор, он выдвинул другую трактовку его конструкции. Эриксен пишет: «По моему мнению, то, что изображено внутри «колбы», может быть интерпретировано, как электрический угорь. Я уверен, что египтяне помещали его в стеклянную колбу, заполненную водой, и он вырабатывал электрический ток. Ведь известно, что электрический угорь способен вырабатывать ток напряжением от 40 до 650 вольт. Итак, мы имеем дело с живой «электростанцией», которую можно превратить в аквариум, если нет необходимости в свете.

Что же до рисунка, то левая колба присоединена к медной пластине, а правая – к преобразователю, на котором стоит лампа, дающая свет. Похоже, что угорь в колбе достигает двух метров в длину.

Известно также, что электрический орган угря состоит из хаотически расположенных ячеек и имеет положительный заряд в задней части, а отрицательный – в передний. А волнистую линию, которая является символом воды, можно вместе с тем трактовать, как символ и магнетизма, и электрической энергии».

Мы не считаем, что утверждения Хабека, Харна и Эриксена имеют полностью реальную основу, тем не менее пренебрегать ими также не следует. Почему бы не предположить, что они имеют хотя бы отдаленную связь с тем, о чем мы рассказали раньше?

А что же египтологи? Большей частью отмалчиваются. Правда, профессор Зетцингер из Вены считает, что: «Речь может идти про так называемую «солнечную лодку», символ Древнего Египта. Это лодка, на которой бог Солнца днем плывет по небу, а ночью –в подземном царстве. По своей форме она напоминает папирусные лодки, которыми пользовался Тур Хейердал. На корме такой «солнечной лодки» находилась платформа с циновкой, а нос был оформлен в виде цветка лотоса». Как профессору удалось увидеть на рельефах «солнечную лодку»? Ведь это намного сложнее, чем распознать в них электрический разряд... Итак, загадка остается неразгаданной.

А вместе с этим пока что нет и окончательного ответа на такой вопрос: с помощью /163/ чего древние египтяне освещали гробницы своих фараонов, когда разрисовывали стены и стелы фресками? Понятно, что во тьме художники работать не могли. Факелами? Но никаких следов копоти на стенах и потолках не найдено. Ночниками с касторовым маслом, которое почти не дает дыма? Вряд ли. Во-первых, освещение было бы слишком уже слабым, во-вторых, какие-то следы все равно остались бы. Много приверженцев у гипотезы об использовании системы зеркал, которые передавали один от другого солнечные лучи в глубину помещений. Возможно. Но не следует забывать, что при этом преобладающая часть света, отражаясь много раз, теряется вследствие рассеяния. Как же тогда освещались такие глубокие подземные камеры, как, скажем, в Долине Царей?

А все же был у Клеопатры карманный фонарик или нет? /164/

Home ]