Глава 10
Распространение незнания о мире также С. Лец За столом в небольшой комнате сидят люди. На столе — фотоснимки, рисунки и схемы. Немного дальше, на видном месте — книжка в блестящем переплете: «Тайна пустыни» английским, немецким и испанским языками. Один из присутствующих поднимает руку, призывая к вниманию, и, когда все замолкают, обращается к женщине, которая сидит рядом: – Рассказывайте, пожалуйста. Женщина привстает и взволнованно, немного смущая, начинает: .– Понимаете, товарищи, я работаю над этим уже несколько лет. Ну, вообще концепция такая... Нет, лучшее начну с другого. Рассматривая эти линии — вот эти, пять параллельных,— я заметила, что расстояния между ними как бы пропорциональны. Тщательно измерила — и в самом деле, здесь мы имеем дело с четкой прогрессией. А потом взяла другие группы линий — эту, эту и эту — и продлила их к пересечению. Оказалось, что расстояния между пересечениями, или «центрами» тоже подчиняются этой закономерности. А посмотрите-ка на рисунки: если линия выходит из рисунка, она не пересекает валик, который образует фигуру, а наоборот — этот валик будто расступается, «выпуская» линию из фигуры. И это не единичный случай, я проверила. Итак, между фигурами и линиями есть несомненная связь, хотя раньше считалось, что фигуры сделаны позднее... Все возбужденно загомонили, перебивая друг друга, так как подробности были и в самом деле новыми и неожиданными, а докладчица продолжала свой рассказ... Все это происходило в конце 1984 года. Докладывал инженер одного из киевских НИИ А. Т. Белоконь. Речь шла о новом трактовании рисунков славной Наски. Но работа еще в самом разгаре, и к окончательным выводам очень далеко... /105/ ЗАЧЕМ НУЖНЫ ЭТИ РИСУНКИ?
Едва ли есть необходимость подробно рассказывать об удивительных рисунках в пустыне Наска, которые случайно открыл в 1920 году один из перуанских летчиков. Итак, ограничимся скупым перечнем того, что нам сейчас известно. В безводной и безлюдной Пампа Колорадо (место в пустыни Наска, где находятся рисунки) на огромные расстояния простирались прямые, как стрела, тысячи линий, которые пересекаются, стыкаются и расходятся по всем направлениям. Но самое интересное — это гигантские рисунки между ними, а именно: две ламы длиной 20 метров каждая, какое-то неизвестное 50-метровое животное, 80-метровый осьминог, такая же обезьяна, 46-метровый паук, 180-метровая ящерица, восемнадцать изображений птиц (причем одно из них длиной около 100 метров, второе имеет неестественно длинный 80-метровый клюв, а третье достигает в длину 250 метров!), ряд растительных орнаментов (цветы, почки, бутоны — и все это в границах 80—150 метров), пять рисунков, будто похожих на морские кораллы, еще некоторое количество вообще ни на что не похожих изображений, несколько незавершенных рисунков и среди них, кстати, человеческая фигура, но почему-то без головы и много других.
Известен и метод выполнения этих рисунков. В земле делали бороздки несколько сантиметров глубиной и шириной 20 – 30 см и с обеих сторон обкладывали их валиками из вынутых из грунта камешков. Если принять во внимание, что область Наски является одной из наизасушливых в мире, где раз на два года выпадает один-единственный небольшой дождик и где на уровне грунта фактически не бывает ветров, то становится понятным, почему на протяжении сотен лет эти знаки оставались неповрежденными. Впервые изучением таинственных линий и рисунков занялся в 1939 году американский археолог П. Козок. А немецкая исследовательница и бывшая помощница Козока, математик Мария Райхе посвятила этому всю свою жизнь. Уже свыше сорока лет она живет и работает в пустыне Наска. Мария Райхе считает, что более древние рисунки созданы в 350—950 гг. н.э., а более поздние (некоторые из них частично накладываются на более древние) — в 800—1400 гг. н.э. В одном месте был найден обломок деревянного столбика. Именно с помощью таких столбиков старинные художники «размечали» фигуры. Радиоуглеродный анализ показал, что его сделали около 525 г. н.э. Мария Райхе сделала вывод, что расцвет «культуры Наска» приходится на период между 300 и 900 годами. (Хотя, по новейшим данным существование культуры Наска датируется III в. до н.э.— VI в. н. е.) Едва ли не первым вопросом, который возникает при созерцании изображений Наски, является то, каким образом неведомые мастера были в состоянии без наименьшего отклонения провести прямые линии длиной в сотни метров? Еще до недавнего времени ни одной убедительной гипотезы по этому поводу не существовало. Но в январе 1985 года собственный корреспондент газеты «Труд» В. Кучеров рассказал о своей встрече с перуанским пилотом Эдуардо Эрраном, который также изучал линии и фигуры Наски. Он сам соорудил дельтаплан с двигателем от мотоцикла, налетал свыше полутора тысяч часов, сделал огромное количество снимков Наски, возможно самых лучших или даже единственных в мире. Эдуардо и его коллеги «расширили» площадь, где сделаны рисунки, до 911 квадратных километров, большее того, открыли 130 до сих пор неизвестных фигур и нашли подобные в других местностях Перу. Во время раскопок погребений в Наске была найдена еще одна вещь — «тупа», что до сих пор фигурировала в каталогах музеев как «вешалка» (хотя некоторые американисты считают, что небольшие «тупу» могли быть просто булавками). Извне «тупу» напоминает тарелко-/106/подобный диск, насаженный ребром на длинненькую ножку. Немного дальше от места крепления ножки в диске сделаны одно или два отверстия. «Тупу» изготовлялись из серебра, золота, меди или сплавов этих металлов. Они или гладко отполированы, или имеют рельефные изображения культового характера. А для какой цели служили большие диски, которые иногда достигают полметра в диаметре? И отверстия в них? – «Тупу» сразу привлек мое внимание,— рассказывал Э. Эрран.— Я отобрал несколько, и мы с друзьями выполнили серию экспериментов. Оказалось, что это замечательные рефлекторы! Если, скажем, держать «тупу» в руке или вонзить ножкой в землю и, смотря в отверстие, направить отраженный солнечный луч на другой такой «прибор», тот «вспыхнет». Именно таким образом нам удавалось «установить связь» в пустыне на расстоянии в 15, 20, 30 километров. Возможно, что и это не было рекордом для индейцев, которые славилось удивительно острым зрением. С помощью «тупу» довольно легко определить на поверхности точки, чтобы потом провести по ним многокилометровую линию. А если соответствующим образом расположить несколько «тупу», то линия станет зигзагоподобной — а таких в пустыне довольно много. В пампе я нашел восемь рисунков, которые очень напоминают «тупу». Рассказ Э. Эррана кажется нам интересным, но если даже целиком согласиться с его гипотезой относительно применения «тупу», то все равно остается вопрос: как быть с рисунками, которые представляют собой криволинейные фигуры? Здесь уже никакое «тупу» не поможет... Все, что ныне известно, отнюдь не объясняет главной загадки рисунков: зачем их делали? Ведь полностью их можно увидеть лишь с высоты несколько сотен метров! Кому они предназначались, к кому были обращены, кто должен был их прочитать? Эти вопросы уже много лет волнуют исследователей. Мария Райхе считает, что рисунки Наски имеют сугубо астрономически-календарное назначение. Вот что она говорит: «Я попробовала вывести сумму радиусов соединенных между собою дуг, которые образуют ту или другую фигуру. И что же? Во всех случаях я получила одно и то же число — 29,5 или производные от него. Но 29,5 — это же продолжительность синодического месяца! Большее того, чтобы сохранить эту закономерность, они намеренно шли на некоторые искажения: например, удлиняли лапы у собаки, у птицы и т.п.. Таким образом, каждая фигура будто включает в себя определенный отрезок времени: от нескольких месяцев до нескольких лет. Относительно линий, то некоторые из них указывают на местоположение звезд и созвездий, фиксируют разные фазы Луны, точки восхода и захода Солнца. В свое время это заметил и Пол Козок. Я поддерживаю высказанное им предположение: фигуры и линии Наски — это астрономический календарь. Но зачем было делать его таким огромным? Есть и другие вопросы, на которые тяжело ответить». Такой же мысли придерживается и профессор Мазотти из Перуанского военно-географического института. Гипотеза Райхе была очень одобрительно принятая подавляющим большинством ученых, пока ей не нанес сокрушительный удар профессор Джеральд Хокинс, известный американский астроном, тот же Хокинс, который с помощью ЭВМ с блеском доказал, что знаменитый Стоунхендж — астрономическая обсерватория. В книге «Кроме Стоунхенджа» он рассказал, что в компьютере была использована стоунхенджевская программа с поправками на широту. В соответствии с ней машина выполняла расчеты для любой заданной исторической даты, сообщала, находилась ли в это время на том месте горизонта, на который указывала та или другая линия, точка восхода или захода Солнца или Луны в их крайних календарных положениях — в день зимнего или летнего солнцестояния и т.п.. Для Перу ученые добавили, кроме того, еще и программу, которая охватывала звезды. /107/ Подробный анализ показал, что лишь около 20 % насканских направлений указывают на Солнце или Луну. Когда же исследователи перешли к звездам, то выяснилось, что точность направлений не превышает случайного распределения чисел. Итак, Хокинс вынужден был констатировать: «линии не указывают на звезды», а немного спустя, после нескольких других операций, выполненных компьютером, он сделал окончательный вывод: «Компьютер дотла разбил теорию звездно-солнечного календаря... С неприятностью мы отказались от теории астрономического календаря...» И в самом деле, «астрономически-календарная» теория выглядит довольно необоснованно. Об этом очень метко сказал советский журналист Я. Голованов, побывав в Наске: «Ведь для того, чтобы получить астрономические сведения, необходимые для повседневных потребностей, достаточно было бы создать лишь несколько рисунков, а здесь — 13 тысяч линий, 100 спиралей, 788 фигур! И я никак не могу себе вообразить, как можно сориентировать на небесные тела всех этих насекомых, рыб, птиц и животных? Как, скажем, «привязать» звезду к сложному, чрезвычайно выразительному изображению обезьяны?» В скором времени появились новые гипотезы о назначении рисунков. В конце 1980 года венгерский картограф Золтан Зелке высказал мысль, что исполинские линии и фигуры — это карта, которую создали полторы тысячи лет тому тогдашние жители Анд. На карте обозначен район озера Титикака в масштабе 1:16. 3.Зелке на протяжении нескольких лет проводил собственные исследования в пустыни Наска и заявляет, что его гипотеза полностью подтверждается. Он установил, что в районе озера есть по меньшей мере 30 точек, которые точно отвечают изображениям на «карте». «Тем не менее, — говорит он,— такой картой можно было пользоваться, лишь летая на большой высоте». Антрополог Лоуренс Доусон из Калифорнийского университета считает, что рисунки Наски имеют ритуальный характер, не конкретизируя, что именно. А австрийский историк Ганс Винкель выдвинул гипотезу, которая базируется на религиозно-мистических представлениях древних индейцев: он думает, что Пампа Колорадо была своеобразной площадкой, где происходили ритуальные церемонии в честь приближения весны или наступление времени сбора урожая. По точным расчетам жрецов, Солнце «садилось» на какую-то .из линий — и начинался праздник. Советский этнограф Л. Кулаковский усматривает в рисунках священные знаки тотемов некоторых перуанских (а возможно, и других южноамериканских) племен, чем-то родственные старинным славянским «оберегам»: «...гигантское изображение тотема всегда напоминало небожителю (для чего ему достаточно было бы лишь взглянуть вниз, на священную долину), что племя находится под его защитой, под его охраной». Кстати, именно Дж. Хокинс обратил внимание на странную особенность рисунков: они выполнены «одной линией», которая нигде не пересекается. Именно она натолкнула Л. Кулаковского на интересное предположение, что эти линии вместе с тем могли использоваться на торжественных проводах войска на войну. И это были не просто такие себе «парады», нет, поход войск по священному магическому пути был, по мнению Л. Кулаковского, заклинанием сил, которые оберегали воинов, гарантировали им победы в битвах! Немного иначе трактовал непрерывность линий историк Алан Сауер. Он считал, что это — сугубо индивидуальный ритуальный «маршрут»: шагая по нему, индеец «углублялся в суть» изображенного предмета или животного. И наоборот, исследователь Дж. Никелль, который сделал большое количество экспериментов по воспроизведению подобных рисунков на местности, доказывает, что непрерывность контуров не имеет никакого особого значения, что это лишь следствие применения определенных технических средств при выполнении рисунков. /108/ Интересна и мысль Э. Эррана, которую он высказал, изучая Пампу Сан-Хосе, где также были найденные подобные изображения. Он установил, что до испанцев она носила название Хумана, что на языке кечуа означает «место, где рождается жизнь». В Пампе изображены растения, рыбы, животные, а недавно Эрран нашел рисунок, где показан плод в лоне матери. Он будто логически завершает процесс эволюции жизни, проиллюстрированный в пустыне. Эрран считает, что Хумана (а также и Пампа Колорадо) могла быть своеобразной школой, где и учили, и открывали новое, и старались увековечить, передать следующим поколениям накопленные знания. Интересная гипотеза. Остается только объяснить, откуда именно «ученики» рассматривали эти исполинские «наглядные пособия»... Не так давно появилось новое толкование линий Наски. Американский астроном Э. Авени и голландский историк и этнограф Т. Зойдема (что также работает в США) думают, что они представляют собой что-то наподобие инкской системы «секе», то есть линий, которые расходились от священного центра, храма в городе Куско. Линии разграничивали территории отдельных кланов и соединяли извлеченные в цепочку святилища. Эта сложная система отражала представления инков о структуре их общества, мифологические взгляды и календарь. Правы ли Э. Авени и Т. Зойдема — покажут дальнейшие исследования. А в 1978 году в журнале «Сайентифик америкен» появилась статья Уильяма Исбелла, который обращал внимание на удивительную схожесть между рисунками в пустыне и стилизованными изображениями на сотнях тысяч обломков керамической посуды, найденных в том же районе. Автор считал, что ритуальный орнамент, который сначала наносили на керамику, был со временем перенесен на грунт. Но никто же не доказал окончательно, что было именно так, а не наоборот (сначала грунт, потом керамика). Но об этом — немного спустя. РАССКАЗ О ЗАГАДКЕ ТКАНИ НАСКИ
Да, да, речь идет еще об одной загадке Наски, то есть не о самой пустыне, а о культуре наска. Она, эта загадка, не так сенсационна, как рисунки на земле, но смущает археологов еще большее, чем то, как удалось выполнить рисунок четырехсотметровой птицы или провести прямую линию от горизонта к горизонту. О ней рассказал советский историк, знаток перуанских культур Ю. Берёзкин, и мы разрешим себе выложить в сокращенном виде это сообщение. В свое время в Перу было найдено большое погребение, которое получило название Некрополис. Ученые установили, что оно представляет собой звено, которое связывает культуру наска с ее предшественницей — культурой паракас. Это удивительный пример того, как художественный стиль, который на протяжении столетий развивался как искусство орнаментации глиняной посуды, переходит потом на ткани. В это время декор керамики упрощается, сводится до нескольких несложных лепных изображений. Потом, по меньшей мере через сто лет, изображения снова переходят с тканей на посуду и дальше уже параллельно существуют и на том, и на втором материале. Можно себе вообразить, как были бы взволнованны специалисты, если бы ткани не сохранились. Между изображениями наска и паракас возник бы пробел, и археологи бесполезно придумывали бы хитроумные гипотезы, чтобы ее заполнить. Но не все выяснено и до сих пор. Многоцветные криволинейные изображения на глиняной посуде ранней наски будто созданы именно для этого материала. И попробуйте передать тот же узор на ткани — для этого нужна просто-таки изнурительная работа вышивальщицы! /109/ Но еще к появлению вышитых сорочек, найденных в погребении Некрополис, ткачихи культуры паракас тоже не оставляли ткань гладкой, без орнаментации. Тем не менее их узоры делались еще и с учетом примененного материала — прямые линии, острые углы. Что же заставило мастериц изменить технику и создавать криволинейные фигуры? Это было бы понятно, если бы они копировали рисунки на вазах, но все же было как раз наоборот: в то время не ткачихи подражали гончарам, а гончары — ткачихам. Кроме того, некоторые фигуры нужно рассматривать разве что через лупу — такие они крохотные. Однако, на каждом полотнище иногда расположенны сотни миниатюрных композиций. Почему мастерицы так усложняли свою работу? Сегодня можно сказать лишь одно: мы еще не можем понять какого-то звена в культурной цепи. Некоторые памятники все еще не раскопаны, а возможно, уже давно уничтожены...
ЛЕТАЮЩИЕ ИНКИ Рисунки Наски можно увидеть только с высоты (с самолета или вертолета), и потому нет никакого сомнения, что они адресовались «кому-то наверху». Именно это натолкнуло некоторых исследователей на другие, более смелые гипотезы. В 1977 году руководитель одной из английских авиационных фирм Джулиан Нотт и бывший моряк американец Джим Вудман выдвинули предположение, что инки (или их предшественники) умели летать на воздушных шарах, а рисунки Наски служили им ориентирами. Они отправили на анализ образцы хлопчатобумажных тканей, остатки которых были найдены в древних перуанских погребениях. Результаты исследований в лабораториях фирмы «Рейвен» показали, что хлопчатобумажные ткани насканцев намного крепче современных. Более того, измерительный прибор — тестер «Фрейзер 513» — удостоверил еще один невероятный факт: воздухопроницаемость древнеперуанских тканей меньше, чем в тех, из которых ныне изготовляют парашюты. Итак, Вудман и Нотт заказали ткань наподобие древних и сделали из них воздушный шар. Он был удлиненным и угловатым, как рисунок, найденный вблизи на склоне горы, который смельчаки приняли за изображение воздушного шара инков. Корзину в виде маленькой лодочки сплели те же ремесленники, которые в свое время сделали «Кон-Тики» для Тура Хейердала. Воздушные «последователи» инков взяли с собою 75 килограммов песка в мешках, которые должен был послужить балластом. Когда все было готово, разожгли костер и, наполнив хлопчатобумажный шар горячим воздухом, перерезали тросы. На высоте 60 метров Вудман снял балласт, и шар взлетел вверх на 125 метров, где продержался четыре с половиной минуты — результат, скажем откровенно, неутешительный. Можно ли считать, что этот полет что-нибудь доказал? Вряд ли. Слишком уж незначительной была его высота да и продержался шар в воздухе недолго. Но, с другой стороны, по свидетельству журнала «Эншнт Скайз», в конце 70-х лет археологи нашли в Перу возле Паракаса, а также в долине Рио-Гранде древние погребения с 429 мумиями, которые хорошо сохранились. Мумии были завернуты в плащи, украшенные богатой вышивкой, удивительно похожей на рисунки пустыни Наска. На некоторых вышитых сорочках можно было увидеть удивительные существа, которые, кажется, летают в воздухе, а вокруг них — своеобразные «бечевки». Интересно, что не существа привязанны к веревкам, а наоборот, /110/ эти бечевки их окружают. Кстати, по свидетельству В. Кучерова, в разговоре с ним гипотезу о воздушных шарах насканцев поддержала даже сама Мария Райхе. Кроме того, существуют исторические свидетельства об изобретении Бартоломеу де Гусмана. Его история показалась нам довольно интересной, чтобы пересказать ее читателям, опираясь на данные, собранные известным чешским этнографом, путешественником и писателем Милославом Стинглом. РАССКАЗ ПРО БРАЗИЛЬСКОГО ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЯ На одной из площадей бразильского портового города Сантус поставлен памятник человеку, который изобрел воздушный шар за 75 лет до исторического полета во французском городе Видалон-лез-Аннон, что прославил братьев Этьена и Жозефа Монгольфье. Бартоломеу де Гусман родился 1685 года в Сантуси. У его отца, местного тюремного врача, было восемнадцать детей. Родительского заработка не хватало на содержание семьи, и талантливого юношу Бартоломеу отдали на воспитание иезуитам. Парень учился в местном колледже, который был одним из наилучших учебных учреждений колониальной Америки. Преподаватели колледжа когда-то были миссионерами в наиотдаленных уголках Америки. Возможно, кто-то из них и подсказал молодому священнику идею создания чего-то наподобие воздушного шара?.. Как бы там ни было, но 8 августа 1709 года Бартоломеу де Гусман прибыл в Португалию и попросил аудиенции у короля. Он предложил монарху проект шара для полетов над землей и здесь же продемонстрировал уменьшенную модель такого летательного аппарата. Оболочка была сделана из хлопчатобумажной ткани, корзины сплетен из лозы. Гусман разложил огонь под соплом, шар наполнился нагретым воздухом и на глазах у восхищенного короля и его свиты поднялся в небо. Демонстрация была более чем убедительной, и король не возражал против постройки большого воздушного шара. Он приказал выдать молодому бразильцу деньги для создания такого летающего корабля, в корзине которого мог бы уместиться взрослый человек, и собственноручно подписал документ, по которому Бартоломеу де Гусману предоставлялось исключительное право на построение такого аппарата. Через два месяца воздушный шар был готов к полету, ее окрестили «Пассарола», что в переводе с португальского означает «Воробей». Рассказывают, что он несколько раз пролетал над Лиссабоном на километровой высоте. Единственным пассажиром был сам Бартоломеу де Гусман, которого лиссабонцы начали называть «О Воадор» — «Летающий человек». Но вскоре зависть и интриги погубили талантливого изобретателя. За свои «грешные» идеи ему пришлось отвечать перед судом инквизиции, а со временем, спасая жизнь, убежать в Испанию. Тридцативосьмилетний Бартоломеу умер в Толедо, забытый всеми изгнанник, так же быстро забыли и про его изобретение. Помнили про Гусмана лишь жители его родного города. На почтовой марке, которая вышла в 1944 году, изображен Гусман со своим воздушным шаром, который напоминает перекинутую кверху основой пирамиду... Готовясь осуществить свой проект и изучая все исторические документы, Вудман и Нотт натолкнулись на эту историю и использовали форму шара Гусмана. Итак, несмотря на то, что полет Вудмана и Нотта ничего по сути не доказал, именно этим двум смельчакам мы обязанные тем, что имя Бартоломеу де Гусмана вынырнуло из забвения... /111/ ДРУГИЕ ГИПОТЕЗЫ Советский писатель В. Казаков из города Саратова считает, что инки умели строить планеры, а линии Наски были взлетными полосами и местами стоянок. Как доказательство, В. Казаков ссылается на удивительные фигурки «летательных аппаратов», найденные в Колумби и Египте (о них подробнее рассказывается в другом разделе нашей книги). Вот что он пишет: «Предположим, что планер прилетел на плато Наска. Что его здесь ждет? Вот «посадочные полосы», где можно приземлиться практически с любым курсом, их направления отвечают розе ветров района. Вокруг большие и маленькие камни, а полосы мягкие и равные... При посадке на такой грунт не будет поврежден даже хрупкий планер. «Треугольники» информируют планериста, что на этой полосе возможен боковой ветер. «Квадраты» — про лучшее место для посадки. Места стоянок могут быть обозначены стилизованными фигурами. Именно вокруг них попадаются большие валуны, которые по форме и весу пригодны для швартовки планеров. Вдобавок, рисунки, разрезанные тонкими прямыми линиями,— это, возможно, линейные указатели стоянок. Следует обратить внимание на рисунок птицы «без головы и клюва». Вместо них будто длинная извилистая шея. Не похоже ли это на развернутый перед планером амортизатор, трос, канат? А утолщение в конце — не обозначает ли оно площадку, где помещалась своеобразная катапульта? Как утверждают археологи... исполинские рисунки есть в Перу на юге побережья, то есть именно там, где наилучшие условия для планеристов... Не исключено, что этим же «планеродромом» пользовались старинные аэронавты. На плато найдены каналы с остатками горючих материалов в донной прослойке. А в горах — наскальный рисунок, похожий на аэростат угловатой формы...» Подобной мысли придерживается и Э. Эрран. Он тоже думает, что инки, возможно, умели летать, подниматься в воздух. Эрран указывает на наличие большого количества связанных с этой темой мифов и легенд, которые есть в старинных манускриптах, на изображения на тканях и керамических изделиях, найденных при раскопках. Он также отмечает, что в 1927 году перуанский археолог Хулио Тельо нашел на полуострове Паракас ткани, покрытые перьями, которые достигали более 4 метров в длину и около 2,5 метра в ширину. И, в конце концов, в самой пустыне есть рисунок, известный под названием «крыло дельта». По странному совпадению, это «крыло» указывает доминирующее направление тех ветров в пампе, которые Эрран изучал на протяжении многих месяцев. Как показала летная практика, именно над этим изображением происходит столкновенье воздушных течений и возникает наибольшая подъемная сила. Эрран сумел продержаться над этим местом на своем дельтаплане (без двигателя) свыше полутора часа. Еще одну гипотезу выдвинул швейцарец Зрих фон Деникен. Рисунки Наски, по его мнению, было сделано для пришельцев из космоса: то ли по их приказу, для ли того, чтобы указывать им путь в воздухе, или как ориентиры для посадки небольших аппаратов. Ради справедливости следует сказать, что Деникен был не первый, кто высказал такую мысль: еще те пилоты, которые впервые увидело эти рисунки и линии в 1920 году, ради шутки назвали их «доисторическим аэропортом». Итак, на самом деле Деникен лишь подхватил это выражение и сделал ему «наукоподобный вид»... /112/ С точки зрения здравого смысла предположения Деникена о назначении насканских рисунков кажутся слишком уже упрощенными и наивными. Разве можно вообразить себе, чтобы те, кто был в состоянии добраться до Земли на космических кораблях, не имели более совершенных приборов для ориентирования, чем рисунки в пустыни? Нет, насканськие дива – это, бесспорно, дело рук туземцев, и если уж связывать их с палеоконтактом, то лишь с точки зрения разве что какого-либо символического обращения или призыва к пришельцам, или упоминания о посещении. Таким образом, несмотря на многочисленные гипотезы, ответа на вопрос «Зачем сделаны линии и рисунки в Наске и как их могли увидеть с высоты древние?» пока что нет... ДРУГИЕ НЕОЖИДАННОСТИ НАСКИ Но кроме этой «главной» тайны, в Наске есть еще немало загадочного. Скажем, среди рисунков очень много спиралей и кругов. Никто не знает, что должны означать спирали, если же речь идет о кругах, то трудно предположить еще и кто их нарисовал: ведь ни одна из известных нам старинных цивилизаций этого континента не только никогда не пользовалась колесом, но и вообще не имела о нем представления! Хотя... В апреле 1983 года собственный корреспондент «Комсомольской правды» в Перу А. Кармен известил о том, что во время раскопок в Аякучо были найдены три каменных колеса. «Три каменных диска можно было бы считать своеобразной «прихотью природы», если бы не наличие в центре каждого диска характерного отверстия, назначение которого иначе, как креплением оси, истолковать нельзя... Однако, как и каждое открытие, оно также требует тщательной проверки». А немного спустя в печати промелькнуло сообщение, будто где-то в раскопках в Южной Америке была найдена... глиняная модель – игрушка тележки на четверых колесах! Но никаких научных подтверждений этих фактов нет. Или, например, изображение паука, «нарисовано» одной беспрерывной линией длиной 800 метров. Третья конечность паука удлинена и искривлена, рядом с самым ее кончиком — расчищенная площадка. Неужели эта просто прихоть художника? Биологи подтвердили, что это особая разновидность паука «рицинулеи», редчайшего из всех пауков мира. К середине XX столетие ученые нашли лишь 32 таких особи. Живет он в тьме тропических пещер или в перегное джунглей Амазонки и бывает длиной всего... шесть миллиметров! А удивительная площадка возле третьей конечности — это копулятивный орган, который биологи впервые обнаружили лишь во второй половине 20 столетия да и то только под микроскопом! Как индейцы увидели эту необыкновенную микроскопическую деталь паука? Прибавим, что и тропические пещеры, и амазонские джунгли расположены по ту сторону Анд... Там же живет и паукоподобная тонконогая обезьяна, и колибри. Почему именно этим «нездешним» животным уделили такое внимание насканские художники? На одном из найденных в Наске керамических сосудов изображен белогрудый пингвин. Откуда местные жители знали про его существование? Ведь такие пингвины обитают только в Антарктике и еще на Галапагосских островах в Тихом океане. Возникает вопрос: неужели Наска — уникальное место удивительных гигантских изображений? Или действительно лишь здесь жили неизвестные художники, которые через много веков прославили себя необыкновенными шедеврами? Или на этих огромных пространствах /113/ когда-то существовало единое государство, в состав которого входили джунгли Амазонки? И Галапагосские острова, и какие-то еще земли? Возможно, тогда разгадку тайн Наски следует искать и в других местах? «БЛИЖАЙШИЕ РОДСТВЕННИКИ» 6 апреля 1980 года в пустынях Майяс и Сихуас в перуанской провинции Арекипа, что за 1000 километров на юго-восток от Лимы, доктор Элой Линарес Малага, хорошо известный перуанский археолог, директор музея в Национальном университете города Арекипа, с вертолета открыл новые гигантские рисунки доинкских времен. Ученые считают, что это важнейшая археологическая находка последних лет. На рисунках — ламы, змеи, круги, спирали, узкие и широкие полосы, площадки в виде трапеции и прочие геометрические фигуры. Изображения очень напоминают славные насканские рисунки и выполнены тем же самым методом. А 18 сентября 1984 года «Известия» сообщили, что перуанский пилот Эдуардо Гомес де ла Торре (по сообщениями зарубежных агентств) обнаружил наземные рисунки в окраинах Наски, за 450 километров на юг от Лимы, где в І — VIII ст. н.э. существовала индейская цивилизация. Пилот предложил музею в Лиме 87 фотоснимков, которые он сделал с самолета в малоизученной зоне, так называемой Пампе Сан-Хосе (мы уже упоминали о ней в связи с находками Эдуардо Эррана). Но чуть ли не наибольшей после Наски загадкой является Андский канделябр («Лос Трес Круцес» — «Три Креста», как его называли местные жители), расположенный на северном склоне гористого полуострова Паракас в Перу, немного южнее небольшого порта Писко. На склоне холма висичена фигура в форме канделябра с тупыми симметричными ветвями с обеих сторон центрального ствола, нижняя часть которого опирается на прямоугольную подставку. На верхушке центрального ствола что-то похожее на тотем – будто голова и две поднятые кверху руки. Немного ниже, с обоих сторон – по две линии, которые завершаются спиралями. Две другие боковые ветви отходят горизонтально ниже от центра ствола, потом под прямым углом возвращают вверх, их верхушки не доходят до верхушки центрального ствола и завершаются причудливыми изображениями, которые напоминают ящериц или саламандр. Высота всего рисунка — 128 метров, ширина — 74 метры. Контуры в разных местах имеют ширину от 1,6 до 4 метров. Сделан «канделябр» тем же методом, что и рисунки в Наске. Холм укрыт пластом песка толщиной 12 сантиметров, под ним — пласт каменной соли, а уже ниже — коренная порода, красный порфир. «Резец» неизвестного художника прошел по склону холма, проложил сотни метров борозд, добравшись вплоть до коренной породы, и набросал по их краям песок и обломки солончаковой корки. Кому и как служил «канделябр»? Хронист Эдуардо Гарсия Монтрео считает, что это был «секретный сигнал пиратов, которым они обозначили место, где запрятали сокровища». Нечего и говорить, что это совершенная бессмыслица. Что же это за «секретный» сигнал, если он просто таки режет глаз своим красным цветом с расстояния в несколько километров! Другие склоняются к мысли, что его сделал в 1835 году какой-либо монах «между островом Сан-Галлан и мысом Пейеррец, чтобы рыбака залива Писко могли ориентироваться в этом месте, которое обдувают жестокие ветры». Но и это бессмыслица, так как, во-первых, «канделябр» описывали еще в XVI столетии, а во-вторых, тот монах должен был выполнить /114/ в самом деле гераклову работу и жить по крайней мере сотни лет, чтобы завершить дело. Кое-кто из современных ученых думает, что это стилизованное изображение «дерева жизни» с двумя ветвями, дескать, в Старом Свете — в Вавилоне, в Ассирии, в Греции, в Палестине, в Индии, в Месопотамии — этот символ чаще всего можно было встретить возле кладбищ, а на противоположном склоне холма, где нарисован «канделябр», как раз и было кладбище. Но, к сожалению, внешний вид «канделябра» очень мало напоминает символы «дерева жизни», распространенные в Старом Свете. В то же время, французский писатель Роббер Шарру в книге «Погибшие миры» пишет: «Я собственными глазами видел другой, больших размеров и более красивый канделябр в пустыне Наска (...). Нет сомнений, что рисунки Наски очень похожи на Андский канделябр, и таким образом, объяснение одного может дать важную информацию про второй». Тем не менее уже упоминавшийся историк Ю. Берёзкин утверждает, что ближайшие аналоги можно найти в самый раз не в культурах паракас и наска, в зону которых входил полуостров Паракас, а именно в искусстве горцев — творцов цивилизаций Тиауанако и Пукара. Он очень интересно описывает отношение местных жителей к «канделябру»: «Оставим, однако, за жителями ближайшей к полуострову долины Піско право на собственное мнение по этому поводу. Каждый год вместе со священником они приезжают до Трех Крестов, проводят возле них церемонию и восстанавливают рисунок, выбирая песок из углублений. Люди говорят, что иначе ветер нанесет столько песка, что изображение совсем исчезнет. Но если так, то рисунок должны были подправлять и раньше — в первые годы испанского властвования, при инках и еще раньше — в доинкский период. Проходили столетия, народы сменяли друг друга, а это место считалось священным. Разве это не поражает?» Да, поражает. А еще большее поражает довольно странное совпадение: случайно ли Андский канделябр всеми своими тремя концами указывает на расположенную позади него пустыню Наска?.. В 1968 году перуанская научная экспедиция под руководством профессора Умберто Сарнатаго Бунада открыла в Андах на высоте 3200 метров, неподалеку от вулкана Дескабезадо Гранд (Чили) так называемую «Эль Энландрильядо» («Шахматную доску») — две платформы неизвестного назначения общей площадью в 700 квадратных метров, выложенные людьми из правильных квадратных каменных блоков. Местные индейцы из поколения в поколение передают удивительную легенду, по которой сюда якобы прилетали боги на воздушных аппаратах, и что под платформами якобы существуют какие-то помещения, откуда подземный туннель ведет к самому озеру Титикака (то есть к Тиауанако!). Никто не проверял, есть ли тот туннель на самом деле или нет, но снова ж таки поражает одно и то же странное стечение обстоятельств: Андский канделябр, Наска, Тиауанако, Эль Энландрильядо — все они лежат на одной прямой, будто пункты одной воздушной трассы... И можно ли считать, что подобные гигантские рисунки — привилегия лишь Южной Америки? Джон Хокинс рассказывает, что от Скалистых гор к Апалачам, от Больших озер к Мексиканскому заливу те, кто строил насыпи, оставили после себя следы — исполинские, геометрически правильные земляные насыпи: круги, квадраты и безупречные, точно замкнутые восьмиугольники. По неизвестной нам причине, говорит Дж. Хокинс, в силу какой-то групповой психологической потребности североамериканские индейцы приблизительно с 1000 г. до н.э. и до 500 г. н. э. занимались колоссальным, продуманным с архитектурной точки зрения строительством, для которого нужно было большое творческое воображение. Наикрупнейшая и древнейшая фигура находится на берегу реки Арканзас. С помощью радиоуглеродного анализа определен ее возраст: от 200 до 1300 г. н.э. Установить, что на самом деле представляет собой это изображение, удалось лишь в 1953 году с помощью /115/ аэрофотосъемки. Оказалось, что это — «набор» из шести безупречных восьмиугольников, которые входят один в другого. Поперечник внешнего восьмиугольника равняется 1200 метрам. Археологам это место известно под названием Поверти-Пойнт. Интересно, что даже при наитщательных поисках они не нашли здесь наименьших признаков постоянного жилья, хотя сначала думали, что имеют дело с остатками спланированного поселения. Все находки были типичными для охотничье-кочевой культуры. Зачем же кочевникам понадобились безупречные геометрические восьмиугольники, ведь, чтобы их построить, надо было выполнить исполинский объем земляных работ — вынуть и вынести в корзинах по меньшей мере 400 000 кубометров земли. «Старинные строители не имели возможности взглянуть на свое гигантское сооружение свыше. Тяжело вообразить, что они достигли такого уровня, когда художник может заниматься искусством ради искусства (...). Наше воображение не способно найти причину — умную — для такой работы»,— писал Джон Хокинс. То же самое можно сказать и о подобных сооружениях в Северной Америке: геометрические фигуры, образованные насыпями, возле рек Литтл-Майами и Сайото в штате Огайо. Это и изображения трех исполинских птиц возле города Медисон в штате Висконсин. Размах их крыльев достигает 62 метров. Это и целый комплекс фигур — женская фигура в центре, а рядом змея и конь — в штате Айдахо. Это и широкоизвестная «Змея» длиной 411 метров возле Браш-Крик в штате Огайо и 40-метровая, окруженная кругом птица, которая раскинула крылья по земле, — в штате Джорджия. Это и великаны — один, 52-метровый, в Калифорнии около Блита, второй, 46-метровый, в Сакатони (Аризона), не говоря уже про наиболее похожие на Наску гигантские фигуры в калифорнийской пустыне Мохаве... Но подобные «дива» встречаются не только на Американском континенте, но и в Англии. Вспомним лишь про «белого коня с Уффингтона», который блестит белизной на фоне меловых пород возле Йоркширдауна. Его можно увидеть за 30 километров! Когда-то под этим огромным рисунком был поселок древних жителей страны — кельтов. Поэтому кое-кто думает, что белый конь — это символ их прав на владение окружающей территорией. Но это лишь предположение... Или 55-метровый великан в Керче-Абасе в южной Англии. Почти 100-метровый «длинный человек» в Суссексе, который в обоих руках держит длинные палки, опираясь ими на землю. Контур этой фигуры выполнен также глубокими бороздками... ЧУДНЫЕ «КОЛЕИ» МАЛЬТЫ В состав средиземноморского государства Мальты входят острова Мальта, Гозо, Комино и прочие, которые, как считают ученые, представляют собой остатки бывшего сухопутного перешейка, который соединял Европу с Африкой. Расстояние от Мальты до Сицилии — 90 км, от Туниса — 325 км. Одним из доказательств того, что между Африкой и Европой когда-то существовала суша, есть сталактитовая пещера «Гхар Далам», глубина которой 200 метров. Здесь были найдены странные реликты доисторического периода. В наиболее низких пластах археологи натолкнулись на скелеты и зубы оленей, медведей, бегемотов и карликовых слонов, то есть животных, которые могло добраться до островов только сухопутным путем. Когда же их заселили люди? Кое-кто из ученых думает, что неизвестная цивилизация существовала там еще в V-VII тысячелетиях до н.э. Если это и в самом деле так, то культу-/116/ра доисторической Мальты древнее египетской и является современницей древнейшей городской культуры той эпохи — Иерихона. Но подавляющее большинство археологов и историков придерживается мысли, что около 3200 г. до н.э. на острова высадились колонисты с Сицилии, которых гораздо позднее сменили воинствующие пришельцы, скорее всего — из Западной Греции. Именно к этому периоду ученые относят и так называемые странные «колеи». Сегодня на Мальте и Гозо их осталось несколько сотен, а тысячи лет тому назад острова были покрыты этими загадочными произведениями. Что же представляют собой мальтийские «колеи»? Местное население называет их «карт рате» (от «карт» — тележка и «рате» — рельса, рельсовый путь). Это удивительные, вдавленные в скальный грунт борозды, большинство которых расположены параллельными парами. На первый взгляд кажется, что это рельсы каких-то направляющих колей, но только на первый взгляд. Следы обоих параллельных борозд неодинаковы не только в разных местах: они изменяются даже в течение одной и той же колеи. А, скажем, в районе Дингле, что на юго-запад от древней столицы Мдини, колей так много, что эта местность напоминает современную железнодорожную станцию с резервными путями или большую сортировочную горку. Даже археологов поражает странный характер «рельс»: они ведут через долины, взлетают на горы, многие из них тянутся параллельно, а потом неожиданно соединяются в «дворельсовую колею», чтобы резко повернуть, или же наоборот — ровно, как по ниточке, пролечь в сторону Средиземного моря или оборваться на круче, а потом продолжиться, не изменяя направления, намного ниже — уже на земле. Возле Сент-пол-тат-тарги колеи с четырех пар соединяются в одну «рейку»; недалеко от этого места один «рельс» пересекает другой, но глубина у них разная. А вот возле Менсии древние строители поработали «халатно»: колея полностью «разбалансована», ее глубина достигает 60 см, но в самом глубоком месте борозда в ширину всего 11 см, в то время как в самом мелком месте — свыше 20 см. Во многих местах побережья, как, например, в бухте Сент-Джордж или на юг от Дингле, «рельсы» ведут... прямо в голубые воды Средиземного моря! Сначала археологи думали, что неподалеку отсюда, в нескольких метрах от берега, они обрываются под водой, и, значит, сделаны в то время, когда уровень Средиземного моря был намного ниже. Но они ошиблись! Аквалангисты опровергли эту мысль. Оказалось, что на большой глубине «рельсы» тянутся под водой не на одну сотню метров. Невероятно, удивительно, но факт! Известно, что Средиземное море имеет довольно стабильный уровень по меньшей мере уже 10 000 лет. Тогда остается одно из двух: или 5-7 тысячелетий тому назад жители Мальты владели соответствующей техникой и технологией для подводного прокладывания колей (!), или... это сделали не они, а кто-то другой намного раньше! Сетку борозд не могли спланировать и создать греческие или и финикийские поселенцы. Историки доказывают, что иммигранты на новой земле всегда неуклонно повторяли то, чему научились на оставленной родине. Но ни в Греции, ни на Сицилии нет ничего подобного на мальтийские борозды... И еще одно: чем были выдолблены или вырезаны «колеи»? Первое, что приходит на ум,— орудием из кремня. Он тверже известняка и использовался для изготовления орудий еще в каменном веке. Но дело в том, что геологи нигде не нашли кремния — ни на самой Мальте, ни на любом из островов! Трудно предположить, что в каменном веке кремень завозили на острова, да еще и в больших количествах, которые было необходимые для прокладки сетки борозд.../117/ И, в конце концов, последний вопрос: зачем проложены колеи? Гипотеза первая: эти следы тележек, которых тянули животные. Но если бы по ним катилась одноосная тележка, она не могла бы поворачиваться: его ось или тонула бы в борозде, или должна была бы находиться над ней. Тогда диаметр колеса должен был бы достигать по меньшей мере полтора метра! Но такое большое колесо едва ли могло бы маневрировать, поворачиваясь по довольно небольшим радиусам (эксперименты на макете с песком показали, что радиус поворота такого колеса равняется 84 метра, на самом же деле радиусы намного меньшие). А о двух таких колесах и нечего говорить. То же самое касается и двухосной тележки: задняя пара колес оставляла бы более узкий след и с меньшим радиусом, чем передняя пара. Тем временем второй, поуже след на поворотах отсутствует. Нет и доказательств того, что эти гипотетические тележки тянули животные. Ни между колеями, ни рядом с ними не найден следов копыт. По этой гипотезе древние жители Мальты должны были б знать колесо. Но и намного более поздние культурные народы Средиземноморья и Ближнего Востока не знали колесных тележек. Неужели мальтийцы в этом плане исключение и неужели они были настолько изолированы от внешнего мира, что их гениальное изобретение не распространилось бы? Гипотеза вторая: для транспортирования грузов люди использовали шары. На Мальте найдены сотни шаров из мягкого известняка: наибольшие имеют в диаметре 60 см, наименьшие — 7 см. Так, может быть, давние мальтийцы изобрели транспортные устройства на каменных «шарикоподшипниках»? Может, они принуждали шары катиться по бороздам, а на них грузили тяжелые предметы? Тогда все было бы ясно: и почему борозды имеют разную ширину, и почему они делают такие резкие повороты, и почему «рельсы» с такой легкостью пересекают одна другую, ведь шары упрямо катятся по следу, проложенному в грунте, независимо от его ширины. К сожалению, это не так. Найденные шары, как мы уже говорили, сделаны из известняка. Груз весом всего в одну тонну раздавил бы их вконец. Кроме того, независимо от размеров шары не могут проложить острых борозд, оставленные ими следы обязательно будут иметь округленную форму. Такой шар должен был бы иметь диаметр больше чем 70 см — а лишь некоторые из них, как мы уже говорили, достигают 60 см, вес друг намного меньше. И надо учесть еще и необходимость преодолеть огромную силу трения! Гипотеза третья: «колеи» — полуоткрытые водопроводные каналы, так как вода всегда стекает в более низкую местность. Однако «колеи» проходят горами и долинами. Воду можно было бы подать вверх, если бы водонапорный источник находился на более высоком месте. Но его здесь нет. Да и нужны ли такие каналы? В свое время острова были скалистыми и неплодородными, а еще пятьдесят лет тому назад капитаны, которые брали на Мальте воду, рассчитывались не деньгами, а удобрениями... Ныне на Мальте нет ни речек, ни струек, ни каких-либо других постоянных источников воды, и жители вынуждены запасать дождевую воду. Откуда же было взяться мощным источникам в древности? Однако, кое-кто из ученых придерживается противоположной мысли, считая, что после ледникового периода на Мальте существовало высокоразвитое земледелие. Значит, здесь должны были бы быть искусственные водохранилища, причем огромные. Но никаких остатков таких сооружений на острове не найдено. Поэтому приверженцы этой гипотезы выдвигают единое возможное объяснение: дескать, в те времена остров был намного выше и имел какие-то постоянные проточные источники воды. Но доказательств привести не могут... Предполагают также, что борозды — это литейные канавы; письмена, которые можно увидеть только свыше (ну чем не Наска?); остатки транспортной системы, которая соединяла Европу с Африкой; плантации шелкопрядов или какой-либо съедобной разновидности водорослей и т.п.. Но все эти гипотезы слишком уже умозрительные и невероятны. /118/ Интересна и еще одна деталь. На Мальте найдены остатки около тридцати мегалитических храмов, сооруженных неизвестно кем. Так вот, все «колеи» будто намеренно обходят их места расположения. Если бы это были пути (независимо от вида транспорта), они обязательно должны были бы пролегать именно к этим сооружениям, не так ли? Такой вывод ставит под сомнение уже саму мысль о транспортном назначении «колей». В культуре Мальты много похожего с древнеминойской культурой Древнего Крита, но последнюю следует считать младше культуры доисторической Мальты. Если на Мальте были гигантские мегалитические сооружения, то на Крите их нет (самый знаменитый дворец-лабиринт Кносса в самом деле огромное и сложное сооружение, а отнюдь не мегалитическое). Можно предположить, что доисторическая культура Мальты более близка к древнейшей культуре юга Испании, где были найдены мегалитические сооружения и гидротехнические установки отдаленнейших эпох. Целиком возможно, что Мальта была связующим звеном в длинном ряде древнейших в мире и очень мало изученных культур позднего неолита — энеолита Средиземноморья, которые распространялись с запада на восток: Тартесс (Испания) — Балеарские острова — Мальта — Крит — Эгейский архипелаг. Это был комплекс островных культур, созданных народами — мореплавателями седой давности, которые начали свою экспансию еще в мезолите. Это они изобрели парусные морские суда, их подвиги легли в основу мифов и легенд более поздний народов: миф о заморском странствии Гильгамеша у шумеров, про Мелькарта у финикийцев, о Геракле у греков, про Одиссея... И в заключение еще одна гипотеза. Мы уже говорили, что на Мальте найдены остатки мегалитических храмов. Выяснилось, что ни в одном античном произведении, которое дошло до наших времен, ни в одном мифе и пересказе Средиземноморья нет ни малейшего упоминания о них, кроме... «Одиссеи», где есть очень похожие описания родины героя, острова Итаки. Тем не менее археологи ничего похожего на современную Итаку в группе Ионических островов не нашли. Поэтому кое-кто среди ученых высказывает мысль: а что, если родиной Одиссея на самом деле была Мальта?.. /119/
|