Home ]

 

Совпадение некоторых спец. технологий древних жителей Старого и Нового Света

 

Идея этой странички возникла при чтении книги К. В. Керама «Первый американец. Загадка индейцев доколумбовой эпохи». (Hamburg 1972,  переведенной  и изданной в Москве в 1979 г. издательством  “ПРОГРЕСС” ) (текст книги размещен на сайте "ОСR").

 

Эта книга оказалась довольно большой и интересной. В частности, не без удивления я узнал, что один из авторов американской Декларации независимости (1776), третий президент США (в 1801-1809 годах), основатель Вирджинского университета, бывший одно время губернатором Вирджинии Томас Джефферсон (1743-1826) может считаться и одним из основоположников североамериканской археологии. В 80-х годах 17 века неоднократно издавалась его книга “Заметки о штате Вирджиния”, в которой он описал раскопки одного из рукотворных холмов, во множестве встречающихся в Северной Америке. При проведении раскопок он применил метод послойного изучения раскопа, позднее названный “стратиграфией”, причем именно он использовал слово “стратум” вместо “слой”. Таким образом, этот незаурядный человек не только заложил основы стратиграфического метода, но и дал ему наименование. Однако понадобилось почти сто лет, чтобы оно стало общеупотребительным в учебных заведениях, которые готовят археологов.

Но с точки зрения темы сайта интересным моментом здесь является именно факт существования в Северной Америке искусственных земляных холмов (курганов) во-первых, двух категорий – как захоронения умерших (которые, кроме того, могли выполняться по определенному ритуалу) и без таковых (создававшиеся, как сейчас считают, с религиозно-культовыми целями). А во-вторых, эти курганы могут иметь некую форму, лучше всего понятную сверху (чаще всего фигур животных). В настоящее время их называют “маундами”:

Город Ньюарк, расположенный в пятидесяти километрах восточнее Колумбуса, столицы штата Огайо, славится одной из необычайнейших площадок для игры в гольф. Возможно, непосвященный с первого взгляда не обнаружит в ландшафте ничего особенного: кое-где возвышаются несколько широких холмов с плоскими вершинами, но многие площадки для игры в гольф отличаются от остальных тем, что расположены на холмах. Однако холмы Ньюарка не просто площадки — они не что иное, как доисторические маунды! И белый мяч игроков летает над памятниками более чем тысячелетней истории!

На шести с половиной квадратных километрах протянулись когда-то окаймленные валами “проспекты” от одного маунда к другому. Многое уже разрушено, сохранился только “Большой круг” — круглая конструкция из земляных валов диаметром 365 м с фигурным маундом в виде орла посредине. Кажется удивительным, что граждане Ньюарка не постеснялись устроить здесь площадку для гольфа. Но нам следует помнить, что для жителей штата Огайо маунды не являются чем-то необычным: они живут среди них, а некоторые фермеры построили свои дома прямо на них. Как мы уже сказали, маундов здесь бесчисленное множество. И только кое-где к нам приходит чувство, испытанное Сквайром более ста лет назад, когда он бродил по этим местам:

“Здесь покрытое огромными деревьями девственного леса творение человеческих рук представляет собой величественную и впечатляющую картину; и, когда посетитель впервые идет по древней аллее, на него снисходит чувство благоговения, аналогичное тому, что он испытал бы, проходя через врата египетского храма или глядя на немые руины Петры, затерявшиеся в пустыне”.

Если идешь вдоль самого знаменитого, так называемого Большого змеиного маунда, он кажется весьма внушительным сооружением, но не ошеломляющим; лучше всего на него смотреть с башни для обзора, с самолета или вертолета, только тогда вы по-настоящему удивитесь этой огромной работе. И действительно, большинство распространенных изображений — это фотографии с воздуха; но воображение Сквайра, не имевшего в 1848 г. возможности сделать фотографию с воздуха, все же давало ему правильное представление об общей картине. В своей книге он сделал удивительно точный рисунок большой змеи с высоты птичьего полета и написал: “Это, вероятно, самое необычайное сооружение из земли, открытое до сих пор на Западе…”

Змея лежит в округе Адаме, в штате Огайо, и ее тело по всей длине повторяет изгибы маленькой речки Буш-Крик на 45 м над поверхностью воды. Голова лежит на самой верхней точке, рот открыт, хвост образует много колец. “Общая длина,— писал Сквайр,— составляет, вероятно, не менее тысячи футов” (305 м; в действительности же 1330 футов, следовательно, около 405 м). Средняя высота туловища около метра….

Археологи наших дней не любят слова “строители маундов” (Mound Builders) и по очень простой причине. Когда в 1900 г. начались научные исследования маундов…, становилось все ясней, что “народа — строителя маундов” никогда не было. Более того, эти сооружения создавали в разное время многие племена и с совершенно различными целями.

К примеру, в северной части течения Миссисипи стоят маунды с горбами и редко выше 10 м. Это все маунды захоронения (Burial Mounds), полные скелетов. Южнее, на территории от Сент-Луиса до Мексиканского залива, находятся маунды, которые чем-то напоминают пирамиды; это насыпи с плоской вершиной, которые имеют в основании квадрат или прямоугольник. Еще и сегодня мы можем различить, что наверх вела лестница с высокими ступенями или наклонный въезд. Для чего? Куда? Вероятней всего, к храму, стоявшему на вершине. Так для этих маундов появилось название “храмовый маунд” (Tempel-Mound).

Особенно трудно было классифицировать маунды, имеющие очертания животных. Большой “змеиный маунд” мы уже описали. Многие из них находятся и сейчас в штатах Висконсин и Огайо. Они имеют форму распластанных на земле орлов, черепах, медведей, лис, лосей, бизонов и даже людей; насколько мне известно, подобных земляных сооружений в мире больше нет.

Эти земляные сооружения археологи называют Effigy Mounds. Слово effigy многозначно в английском языке. Оно означает полное или частичное изображение человеческого тела, к примеру барельеф, высеченный на саркофаге, но также и королевский портрет на монете или куклу, которую сжигают или вешают за отсутствием данного человека. Североамериканский маунд — это всегда сооружение из земли, в большинстве случаев изображение зверя, но такого колоссального размера, что с высоты человека его невозможно окинуть взглядом. Типичная группа “фигурных” холмов, группа Лавер Деллс в Саук Каунти, штат Висконсин. Размах крыльев нижней из трех птиц — 73 м. Удивительно воображение создателей этих земляных сооружений, ибо их можно окинуть взглядом только с высоты птичьего полета.

В этом фрагменте меня особо заинтересовал следующий фрагмент с его последней фразой:

Особенно трудно было классифицировать маунды, имеющие очертания животных. Большой “змеиный маунд” мы уже описали. Многие из них находятся и сейчас в штатах Висконсин и Огайо. Они имеют форму распластанных на земле орлов, черепах, медведей, лис, лосей, бизонов и даже людей; насколько мне известно, подобных земляных сооружений в мире больше нет.

Так вот, ошибается здесь К. В. Керам – подобные земляные сооружения в мире есть и наибольшее их число встречается и исследовано на территории современной Украины. Но есть и в других местах Восточной Европы (Молдавия, Кавказ), а также в Сибири. Причем, некоторые “маунды Старого Света” запечатлел на своих рисунках Тарас Григорьевич Шевченко! А его посещение Савур-Могилы запечатлено в стихах: KURG11.jpg (16191 bytes)

KURG12.jpg (9168 bytes)

У степу могила

З вітром говорила:

“Повій, вітре буйнесенький,

Щоб я не чорніла”

 

И есть не менее большая книга, целиком посвященная “маундам Старого Света” – книга Юрия Шилова “ПУТИ АРИЕВ”, изданная в Киеве в 1996 г. (426 страниц)

Предлагаю сравнить вышеприведенное описание американских маундов с отрывком из книги Шилова, посвященным истории изучения курганов на Украине:

Итак, первых археологов интересовали прежде всего изделия, а затем уже могилы. Однако, уже на 1-ом Археологическом съезде (1869 г.) было обращено внимание и на курганную насыпь. Их решили подразделять на погребальные и “простые”; “простые насыпи могут указать нам или пункты сторожевые, обсервационные и маячные, или границы”. Немного позже были выделены также курганы обрядовые, известные в лесостепной Украине (а также в Индии, отчасти в Иране – на чем остановимся ниже) под названием майданы. Ярым приверженцем их изучения стал А.А.Бобринский.

Майданы отличаются от курганов вычурной формой. Это не подобия холмов, а, скорее, некие гигантские символы – чаще всего Луны или Солнца.

Особое внимание Бобринский обратил на гигантское сооружение у села Цветна Чигиринского уезда Киевской губернии. “С высоты птичьего полета все насыпи майдана должны представлять подобие громадного паука”, – отметил исследователь в своей публикации 1898 года. Поскольку частичные раскопки открыли скифо-сарматское захоронение, впущенное в ранее сооруженный майдан, то археолог отнес его к предшествующему бронзовому веку. “Отсутствие могил под майданом, его своеобразная форма… все это, в общем, оправдывало предположение, что сооружения такого рода следует относить к насыпям, имеющим цели не погребальные, а иные, например, обрядово-религиозные”. И обсерваторно-календарные – добавим мы, зная теперь о принадлежности их к памятникам типа вышерассмотренного Стоунхенджа-1.

Такие памятники возникли в Подунавье на рубеже V-IV тыс. до н.э., а в Поднепровье стали затем сопровождать города и селения “трипольской археологической культуры”…Впоследствии майданы продолжали сооружаться вплоть до утверждения христианства на Руси…

Напрасно А.А.Бобринский призывал коллег разбираться в каждом случае особо и указывал на аналоги Западной Европы. Преобладающее мнение было поддержано В.А.Городцовым, виднейшим исследователем доскифских курганов. Это мнение преобладает доныне, вследствие чего майдан Бурты возле Цветны – одно из грандиознейших святилищ Европы и Азии – уничтожено недавно на потребу очередной новостройки…

Причем, в отличие от К. В. Керама, Юрий Шилов помнит о американских “маундах”:

Оказалось также, что подобные конструкции давно уже изучают на Западе, развивая – не ведая о том – начинания А.А.Бобринского… А “культура изобразительных курганов” индейцев долины среднего течения реки Миссисипи?.. Такие повсеместно распространенные сооружения в виде гигантских фигур наряду с заключенными в них астрономо-математическими данными вот уж лет тридцать как привели западных исследователей к необходимости пересмотра основ современной цивилизации – ее предыстории и иерархии ценностей.

Работы нового поколения археологов, посвященные изучению геометрии и астрономии эпохи позднего камня и ранней бронзы, воссоединяются ныне с общепринятыми археологическими данными, и это лишь первый шаг к созданию новой, более полной картины того периода… Однако уже в 70-х годах, вследствие изучения пранауки Северо-западной Европы, традиционную картину пришлось переписать заново. Новый вариант значительно интересней и ярче. Теперь у нас есть уникальная для археологии перспектива, весьма созвучная нашему времени, – пишет по данному поводу Дж.Вуд в своей замечательной книге “СОЛНЦЕ, ЛУНА И ДРЕВНИЕ КАМНИ”. (Москва, 1981).

 

Увы! пренебрежение направлением Бобринского и повторное его открытие лишь в 70-х годах – раскопками Высокой Могилы (у Староселья – самый большой курган Херсонщины), – сильно затормозили вышеуказанную перспективу для отечественной археологии, а также истории и других гуманитарных наук; тормоза не сняты доныне. Тем не менее, курганы с фигурными конструкциями и обсерваториями обнародованы уже археологами Херсонской, Запорожской, Днепропетровской, Полтавской, Николаевской, Одесской областей Украины; известны они также в Грузии, Кабардино-Балкарии, Молдове, России.

(Справа: фигурные курганы араттов и ариев первой половины III тыс. до н.э. – из книги Ю.Шилова)

KURG2.jpg (19526 bytes)

А теперь предлагаю вспомнить фрагмент о змеевидном кургане (т.е. “маунде”) в штате Огайо (США):

Змея лежит в округе Адаме, в штате Огайо, и ее тело по всей длине повторяет изгибы маленькой речки Буш-Крик на 45 м над поверхностью воды. Голова лежит на самой верхней точке, рот открыт, хвост образует много колец. “Общая длина,— писал Сквайр,— составляет, вероятно, не менее тысячи футов” (305 м; в действительности же 1330 футов, следовательно, около 405 м). Средняя высота туловища около метра….

Так вот, на Украине есть древние курганы особого вида, именуемые в народе “Змиевы валы”). Эти многокилометровые, достигающие в высоту шести метров валы соперничают с могилами-курганами и по виду, и по таинственности, и по значимости в народных легендах. В книге Шилова этой теме посвящена отдельная глава, которая так и называется (“Змиевы валы”), легенды о которых уходят в седую древность к предкам киммерийцев, к ариям. А судя по анализу Шилова, в их основе лежат знания о космическом “миропорядке”, образно представленные, например, в индийской мифологии, в которой важное место занимает змий-вседержатель Шеша, на кольцах которого почивает “Всеобъемлющий” бог Вишну и стоит вся Вселенная, живущая циклами. В конце одного из них Шеша “просыпается” и своим дыханием испепеляет Вселенную, погрязшую в грехах и страданиях. После этого наступает ночь Брахмы. В ее вязкой, океаноподобной бездонной и безбрежной пучине зарождается “Огненный зародыш” обновленной Вселенной. Воплощением этого мифа может считаться приморский курган Гарман на Чонгарском полуострове Сивашского залива. Это было одно из грандиознейших культовых сооружений Земли – по размерам (более 40 км), а по заложенной в нем мифологеме – самое грандиозное.

Но не только в кургане “Гарман” на Чонгаре (Крым) заложена информация о древней мифологии (точнее сказать, о древней астрономии эпохи позднего камня и ранней бронзы, о чем пишет Дж.Вуд). Эта же идея прослеживается и при анализе других курганов. Но это слишком большая тема для одной странички сайта. Очень кратко (тезисно) теорию Юрия Шилова можно изложить так:

1. На протяжении VI – II тысячелетий до н.э. в период зарождающегося производящего хозяйства эпохи позднего камня и ранней бронзы страны возглавляли  не воины, а священнослужители (жрецы, брахманы, волхвы –“первобытная интеллигенция”). Князья же избирались на вече голосованием как военные начальники (кстати, об этом говорит и “Велесова книга”). Жрецы же были не только носителями древних знаний, но и руководителями различных обрядов и торжественных церемоний, определенную роль в которых играло создание курганов (маундов, майданов). Потом этот тип государственного устройства заменился военными (а часто и рабовладельческими) демократиями, перераставшими в диктатуры. А чтобы снизить роль жрецов, новым борцам за власть приходилось менять идеологию (в том числе религиозные каноны). И смысл создания курганов на долгие столетия оказался забыт. Но его, как оказалось, можно восстановить и довольно детально.

2. Подробный анализ мифологии, заложенной в устройстве курганов, показывает, что древние жрецы имели конкретные знания об астрономии, в частности: о прецессии земной оси, о длительности лунного месяца, о лунном и солнечном годах, об их согласовании на протяжении 19 лет и т.д. Но официальное признание этих фактов порождает новый вопрос: ОТКУДА?

К сожалению, Юрий Шилов его не рассматривает. А основное внимание в своей книге “ПУТИ АРИЕВ” уделяет подробному анализу устройства разных курганов и системе древней мифологии, отраженной в них. Но надо признать, что этот вопрос оказывается очень обширным и вполне достаточным для одной книги. Жалко только, что Юрий Шилов не принимает во внимание идеи, которые отрабатывает, например, Грэм Хенкок. В связи с чем, его анализ оказывается как бы незавершенным.

Но не только по теме земляных курганов перекликаются культуры древних жителей Старого и Нового Света. В своей книге Юрий Шилов упомянул древний город культуры Чатал-Гуюка (современная Турция) – наиболее известное на сегодня неолитичное поселение в Старом Свете. Его стратиграфия представляет собой 12 строительных горизонтов, датированных радиоуглеродным методом 6500-5650 годами до н.э.

Шилов упоминает Чатал-Гуйюк в связи с его “жреческим кварталом” и с тем, что (как установлено А.Г.Кифишиным), около 6200 г. до н.э. жрецы Чатал-Гуйюка посетили Каменную Могилу предположительно в поисках мест для расселения вокруг Черного моря (стр. 102).

Так вот, есть книга Н.А.Чмыхова “ДАВНЯ КУЛЬТУРА” (на украинском языке) (как учебное пособие для высших учебных заведений, издано в Киеве издательством “Лыбидь” в 1994), в которой приводятся описания жилых построек в Чатал-Гуюке, устройство которых напоминает устройство “пуэбло” – поселений разных индейских племен Северной Америки, истории которых также коснулся К. В. Керам в книге “Первый американец. Загадка индейцев доколумбовой эпохи”. (Но это уже тема следующей странички сайта).

 Home ]