Home ]

 

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ 600-ЛЕТНИЙ ЦИКЛ В РАЗВИТИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ?

 

 

В выпуске 34 добавлена #Часть 2.

 

Часть 1

 

Идея этой странички возникла давно, но долгое время не удавалось подобрать и проанализировать необходимый материал. Собственно говоря, в полной мере это не сделано до сих пор. Но вот однажды я ехал в метро и увидел, как сидевшая рядом женщина раскрыла небольшую книжку на странице со сравнительной таблицей греческих и римских богов. Это меня заинтересовало. Я давно думал найти нечто подобное с кратким описанием разных религий. Но долго размышлять в тот момент я не мог, так как через пару остановок мне надо было выходить. Поэтому я набрался небольшой наглости и спросил, по сколько торгуется эта книга? Женщина ответила, что эта книга не продается, а распространяется обществом “Свидетелей Иеговы” и, повертев ее в руках, видимо, о чем-то размышляя, в свою очередь спросила, интересует ли меня тема такой книги? Я ответил, что очень интересуюсь историей религий. В этот момент поезд остановился на моей станции и я с некоторой последней надеждой спросил, смогла бы она найти еще один экземпляр? После чего женщина подарила мне книгу и я с большой благодарностью к ней вышел из вагона.

 

Книга назывется "Человечество в поисках БОГА" и издана тиражом 16 530 000 экз. на 40 языках издательством "Watchtower Bible and Trast Society of New York, Inc." , International Bible Students Association, Brooklyn, NewYork, USA. Мне попался экземпляр на украинском языке с 384 страницами небольшого формата 11х16 см.

Что меня в ней заинтересовало, так это то, что в ней приводятся краткие сведения об основных самых крупных религиях мира: индуизме, буддизме, даосизме и конфуцианстве, синтоизме, иудаизме, христианстве, а также о религиях древних египтян, шумера, Вавилона, Греции и Рима. Причем, часто в сопоставлении. А также приводятся важные даты в их истории.

kniga1.jpg (8890 bytes)

И в книге отмечается мысль о том, что в далеком прошлом был некий общий источник, из которого каждая религия взяла большую или меньшую часть своих главных верований. “С течением времени они были подвергнуты таким изменениям, из которых развились другие учения. Но их основные черты легко узнаются. Возникает логичный вывод, что подобность основных понятий у многих религиях мира – это весомое доказательство того, что они не появились отдельно и независимо. Скорее всего их понятия должны были иметь общее начало в далеком прошлом.” (с. 35-36).

И далее книга в сопоставлении рассматривает одну часть “основных понятий” разных религий, – тему “истинного Бога”.

Но на данной страничке хотелось бы обратить внимание на другой аспект: на то, когда происходили важные принципиальные изменения в верованиях человечества. Дело в том, что здесь просматривается некая цикличность, на которую ранее никто не обращал внимания. Конечно, такую постановку можно подвергнуть сомнению, выдвинув предположение о случайности. Но для начала было бы полезно обратиться к фактам.

И можно начать с зарождения христианства. Иисус Христос, как считается, родился примерно 2000 лет назад. Причем, таинство его рождения связано с историей “непорочного зачатия”. А примерно 600 лет до него в Непале родился индийский принц из племени шакья по имени Сиддхаттха Готама, который через 39 лет стал основателем буддизма. И его рождение тоже связано с историей “непорочного зачатия”.

Справа показан рельеф на камне из Гандгары (Пакистан) - "Сон Майи". Окруженный ореолом будущий Будда в виде белого слона проникает через правый бок в утробу царицы Майи. Современный труд "Учебник буддизма", изданный на англ. в Коломбо (Шри-Ланка), так объясняет историю Будды:

"Майского дня в период полного месяца 623 года до н.э. в Непале родился индийский принц из племени шакья,

budd_m.jpg (7877 bytes)

которого звали Сиддхаттха Готама (на санскрите - Сиддхартха Гаутама). Его отцом был царь Суддходана, а матерью - царица Махамайя. Через несколько дней после родов мать умерла, а его мачехой стала Махападжапати Готама. . . .

 

С течением времени ему начала проясняться истина. (На 30-м году жизни) отказавшись от королевской роскоши, как-то ночью он покинул дом, ... обстригся, надел простую одежду аскета и отправился в путешествия как искатель Истины..."  (с. 135-136).

 

Другим активным деятелем буддизма через 200 - 300 лет после Гаутамы оказался царь Ашока, в результате действий которого буддизм стал распространяться по всей южной и юго-восточной Азии и на Дальнем Востоке.

 

budd_pln.jpg (27476 bytes)

 

Но, к сожалению, точная дата рождения Будды в настоящее время не согласована. Приводятся другие года, по большей частью, лет на 50 ближе к новой эре (560, 563, 567 года до н.э.) Но пока остановимся на округленном сроке - за 600 лет до Христа.

 

А примерно через 600 лет после Христа (около 570 года н.э. в городе Мекка в Саудовской Аравии) родился будущий основатель еще одной важной мировой религии (ислама) – Муххамед. В возрасте около 40 лет (610 год н.э.) он был "призван" на пророка архангелом Гавриилом (по арабски – "Джабраил").

 

Но не только для ислама важным оказался 7 век новой эры. Он оказался важным и для японцев. Тогда императорская семья объединила народ и провозгласила богиню солнца Аматерасу Омиками государственным божеством и главным лицом пантеона синтоистских богов. А со временем распространился миф о том, что император является непосредственно потомком богини солнца.   Для усиления веры в это, в 8-м веке н.э. были упорядочены две главные синтоистские книги "Кодзики" и "Нихон секи".

 

И в Китае важными этапами идеологической жизни оказались периоды 7-6  веков до новой эры (зарождение даосизма и рождение Конфуция - 551 год до н.э.) и 7 век н.э., когда даосизм был объявлен коренной китайской религией во времена правления династии Тан (618-907 годы н.э.).

 

Считается, что в период 8-7 веков до н.э. создавались и первые книги "Ветхого завета", признаваемого иудейской и христианской религиями.

 

А где-то за 600 лет до этого (1372-1354 года до н.э.) религиозную революцию попытался провести фараон Аменхотеп-4 в Египте. В отличие от большого пантеона старых богов, он огласил бога солнца Атона главным единым богом. А себя приказал величать Атоновым сыном - Ехнатоном. И построил новую столицу - Ахетатон ("Город Солнца").

 

Важные перемены происходили и в 13 веке новой эры (примерно через 600 лет после Муххамеда). В то время началось использование огнестрельного оружия, что оказало большое влияние на политику царей того времени. В частности, на территории древнерусских княжеств стали возникать новые унитарные образования (Московско-Русское государство и Литовско-Русское княжество).

 

А если добавить еще 600 лет, то попадаем в 19 век - период возникновения марксистско-ленинской идеологии, о важности влияния которой на судьбы стран и народов даже можно не напоминать.

 

Таким образом, здесь были затронуты некоторые аспекты истории религии и других учений – этапы их возникновения (по которым проглядывается некоторая цикличность).

Во-вторых, наличие общих идей, понятий и даже принципа зарождения. Но есть и еще один момент – наличие неких научных знаний, которые оказались вплетенными в систему рассматриваемых древних вероучений. И почему-то на этот элемент до сих пор не обращается отдельное внимание. Случайно ли все это?

 

Часть 2.

 

Чтение рассматриваемой книги может привести к выводу, что главным содержанием религий является обоснование существования некой всемогущей сущности – не только создателя (творца) всего материального мира, но и активно влияющего на его судьбы вообще и судьбы каждого живого организма в частности. Но в то же время и невидимого и трудно понимаемого. В связи с этим возникает другая задача религии – не только объяснять такое видение окружающего мира, но и показывать людям пути сближения с миром богов, в том числе в виде руководства разными обрядами.

 

Активные приверженцы атеизма (неверия в Бога) называли такой подход сказками, мифами, не имеющими под собой никакой реальной основы. И только в последнее время начинают появляться исследователи, обращающие внимание еще на одну сторону религиозных представлений – на то, что в них можно найти отголоски, отрывки вполне конкретных знаний, в первую очередь из области астрономии и геодезии. И которые повторяются в разных религиях.

 

Например, не каждый из граждан христианского мира может что-то рассказать о Мекке. Не все отметят, что это место является святым для мусульман, посетить которое хоть раз в жизни положено каждому правоверному мусульманину. И на этом знания о Мекке могут закончиться. Дескать, у нас самих хватает своих святых мест, чем думать еще и о святых местах чужих религий. А вот как выглядит главный объект поклонения мусульман в Мекке издалека:

mekka.jpg (17968 bytes)

На правом снимке слева показан внутренний дворик "Р" – образного в плане здания, в котором в черном кубе (Каабе) вмонтирован священный "Черный Камень", которому арабы поклонялись еще до Мухаммеда. "Согласно исламской традиции, "Каабу построил Адам в соответствии с небесным образцом. После Потопа ее отстроили Авраам и Измаил". Она стала святилищем с 360 идолами, по одному на каждый день месячного года" (стр. 287)
На левом снимке показан вид сооружения сверху.
Можно ли здесь обратить внимание на что-то еще? Например, на наличие четырех башен по две с каждой стороны "Каабы". Во-первых, почему башни являются важным элементом мусульманских храмов? А во-вторых, почему линия их расположения в здании в Мекке находится под некоторым углом к его длинной части  ("палочки" буквы "Р" его плана)? Какой угол он напоминает? Часом, не угол ли наклона земной оси вращения? (См. рисунок справа из книги Грэма Хенкока) Судя по длине теней на снимке выше можно предположить, что его сделали примерно в полдень.

zemlya.jpg (8014 bytes)

Но тогда получается, что линия башен ориентирована по линии Юг-Север. А в таком случае оказывается, что длинная сторона здания совпадает с перпендикуляром к плоскости околосолнечной орбиты  Земли. Если это сделано специально уже в историческое время (еще не проверил), то почему мало обращается внимание на наличие конкрентных астрономических знаний в религиозных текстах и сооружениях?

 

Почему не только башни являются важным элементом мусульманских храмов, но и полукруглые купола? (На снимаках справа (стр. 298 книги) мечети в Турции и Южной Африке). Кстати, когда читаешь описание "Дома Господня" в "2-ой книге Паралипоменона" (из "Ветхого Завета"), то   представляется сооружение, чем-то напоминающее мусульманские мечети: mechet.jpg (13453 bytes)

Глава 3 И вот основание, положенное Соломоном

    при строении дома Божия:

    длина его шестьдесят локтей, по прежней мере,

    а ширина двадцать локтей;

. . . . .

15 И сделал пред храмом два столба,

    длиною по тридцати пяти локтей,

    и капитель на верху каждого в пять локтей.

. . . . .

17 И поставил столбы пред храмом, один

    по правую сторону, другой по левую,

    и дал имя правому Иахин, а левому имя Воаз.

. . . . .

Глава 4

. . . . .

2 И сделал море литое, – от края его до края его десять локтей, –

    все круглое, вышиною в пять локтей;

    и снурок в тридцать локтей обнимал его кругом;

. . . . .

4 Стояло оно на двенадцати волах:

    три глядели к северу, и три глядели к западу;

    и три глядели к югу, и три глядели к востоку, –

    и море на них сверху; и зады же их были обращены

    внутрь под него.

 

Но элемент башни и купола можно найти и в буддийских, и в китайских храмах, которые строились или в виде многоярусных пагод, или с использованием вида как у колокола (ступы). Да и в православных храмах встречаются купола (в меньшем размере, чем у мусульман, но числом поболее). А также и башни: во-первых, колокольни, а во-вторых, в виде надстроек на крыше. Справа – православная церковь св. Николая (София, Болгария) (стр. 278 книги)

pravosl.jpg (14356 bytes)

 

(продолжение следует)

 

 

Home ]