СУЩЕСТВУЕТ ЛИ 600-ЛЕТНИЙ ЦИКЛ В РАЗВИТИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ?
В выпуске 34 добавлена #Часть 2.
Часть 1
Идея этой странички возникла давно, но долгое время не удавалось подобрать и проанализировать необходимый материал. Собственно говоря, в полной мере это не сделано до сих пор. Но вот однажды я ехал в метро и увидел, как сидевшая рядом женщина раскрыла небольшую книжку на странице со сравнительной таблицей греческих и римских богов. Это меня заинтересовало. Я давно думал найти нечто подобное с кратким описанием разных религий. Но долго размышлять в тот момент я не мог, так как через пару остановок мне надо было выходить. Поэтому я набрался небольшой наглости и спросил, по сколько торгуется эта книга? Женщина ответила, что эта книга не продается, а распространяется обществом “Свидетелей Иеговы” и, повертев ее в руках, видимо, о чем-то размышляя, в свою очередь спросила, интересует ли меня тема такой книги? Я ответил, что очень интересуюсь историей религий. В этот момент поезд остановился на моей станции и я с некоторой последней надеждой спросил, смогла бы она найти еще один экземпляр? После чего женщина подарила мне книгу и я с большой благодарностью к ней вышел из вагона.
И в книге отмечается мысль о том, что в далеком прошлом был некий общий источник, из которого каждая религия взяла большую или меньшую часть своих главных верований. “ С течением времени они были подвергнуты таким изменениям, из которых развились другие учения. Но их основные черты легко узнаются. Возникает логичный вывод, что подобность основных понятий у многих религиях мира – это весомое доказательство того, что они не появились отдельно и независимо. Скорее всего их понятия должны были иметь общее начало в далеком прошлом.” (с. 35-36).И далее книга в сопоставлении рассматривает одну часть “основных понятий” разных религий, – тему “истинного Бога”. Но на данной страничке хотелось бы обратить внимание на другой аспект: на то, когда происходили важные принципиальные изменения в верованиях человечества. Дело в том, что здесь просматривается некая цикличность, на которую ранее никто не обращал внимания. Конечно, такую постановку можно подвергнуть сомнению, выдвинув предположение о случайности. Но для начала было бы полезно обратиться к фактам. И можно начать с зарождения христианства. Иисус Христос, как считается, родился примерно 2000 лет назад. Причем, таинство его рождения связано с историей “непорочного зачатия”. А примерно 600 лет до него в Непале родился индийский принц из племени шакья по имени Сиддхаттха Готама, который через 39 лет стал основателем буддизма. И его рождение тоже связано с историей “непорочного зачатия”.
которого звали Сиддхаттха Готама (на санскрите - Сиддхартха Гаутама). Его отцом был царь Суддходана, а матерью - царица Махамайя. Через несколько дней после родов мать умерла, а его мачехой стала Махападжапати Готама. . . .
С течением времени ему начала проясняться истина. (На 30-м году жизни) отказавшись от королевской роскоши, как-то ночью он покинул дом, ... обстригся, надел простую одежду аскета и отправился в путешествия как искатель Истины..." (с. 135-136).
Другим активным деятелем буддизма через 200 - 300 лет после Гаутамы оказался царь Ашока, в результате действий которого буддизм стал распространяться по всей южной и юго-восточной Азии и на Дальнем Востоке.
Но, к сожалению, точная дата рождения Будды в настоящее время не согласована. Приводятся другие года, по большей частью, лет на 50 ближе к новой эре (560, 563, 567 года до н.э.) Но пока остановимся на округленном сроке - за 600 лет до Христа.
А примерно через 600 лет после Христа (около 570 года н.э. в городе Мекка в Саудовской Аравии) родился будущий основатель еще одной важной мировой религии (ислама) – Муххамед. В возрасте около 40 лет (610 год н.э.) он был "призван" на пророка архангелом Гавриилом (по арабски – "Джабраил").
Но не только для ислама важным оказался 7 век новой эры. Он оказался важным и для японцев. Тогда императорская семья объединила народ и провозгласила богиню солнца Аматерасу Омиками государственным божеством и главным лицом пантеона синтоистских богов. А со временем распространился миф о том, что император является непосредственно потомком богини солнца. Для усиления веры в это, в 8-м веке н.э. были упорядочены две главные синтоистские книги "Кодзики" и "Нихон секи".
И в Китае важными этапами идеологической жизни оказались периоды 7-6 веков до новой эры (зарождение даосизма и рождение Конфуция - 551 год до н.э.) и 7 век н.э., когда даосизм был объявлен коренной китайской религией во времена правления династии Тан (618-907 годы н.э.).
Считается, что в период 8-7 веков до н.э. создавались и первые книги "Ветхого завета", признаваемого иудейской и христианской религиями.
А где-то за 600 лет до этого (1372-1354 года до н.э.) религиозную революцию попытался провести фараон Аменхотеп-4 в Египте. В отличие от большого пантеона старых богов, он огласил бога солнца Атона главным единым богом. А себя приказал величать Атоновым сыном - Ехнатоном. И построил новую столицу - Ахетатон ("Город Солнца").
Важные перемены происходили и в 13 веке новой эры (примерно через 600 лет после Муххамеда). В то время началось использование огнестрельного оружия, что оказало большое влияние на политику царей того времени. В частности, на территории древнерусских княжеств стали возникать новые унитарные образования (Московско-Русское государство и Литовско-Русское княжество).
А если добавить еще 600 лет, то попадаем в 19 век - период возникновения марксистско-ленинской идеологии, о важности влияния которой на судьбы стран и народов даже можно не напоминать.
Таким образом, здесь были затронуты некоторые аспекты истории религии и других учений – этапы их возникновения (по которым проглядывается некоторая цикличность). Во-вторых, наличие общих идей, понятий и даже принципа зарождения. Но есть и еще один момент – наличие неких научных знаний, которые оказались вплетенными в систему рассматриваемых древних вероучений. И почему-то на этот элемент до сих пор не обращается отдельное внимание. Случайно ли все это?
Чтение рассматриваемой книги может привести к выводу, что главным содержанием религий является обоснование существования некой всемогущей сущности – не только создателя (творца) всего материального мира, но и активно влияющего на его судьбы вообще и судьбы каждого живого организма в частности. Но в то же время и невидимого и трудно понимаемого. В связи с этим возникает другая задача религии – не только объяснять такое видение окружающего мира, но и показывать людям пути сближения с миром богов, в том числе в виде руководства разными обрядами.
Активные приверженцы атеизма (неверия в Бога) называли такой подход сказками, мифами, не имеющими под собой никакой реальной основы. И только в последнее время начинают появляться исследователи, обращающие внимание еще на одну сторону религиозных представлений – на то, что в них можно найти отголоски, отрывки вполне конкретных знаний, в первую очередь из области астрономии и геодезии. И которые повторяются в разных религиях.
Например, не каждый из граждан христианского мира может что-то рассказать о Мекке. Не все отметят, что это место является святым для мусульман, посетить которое хоть раз в жизни положено каждому правоверному мусульманину. И на этом знания о Мекке могут закончиться. Дескать, у нас самих хватает своих святых мест, чем думать еще и о святых местах чужих религий. А вот как выглядит главный объект поклонения мусульман в Мекке издалека:
Но тогда получается, что линия башен ориентирована по линии Юг-Север. А в таком случае оказывается, что длинная сторона здания совпадает с перпендикуляром к плоскости околосолнечной орбиты Земли. Если это сделано специально уже в историческое время (еще не проверил), то почему мало обращается внимание на наличие конкрентных астрономических знаний в религиозных текстах и сооружениях?
Глава 3 И вот основание, положенное Соломоном при строении дома Божия: длина его шестьдесят локтей, по прежней мере, а ширина двадцать локтей; . . . . . 15 И сделал пред храмом два столба, длиною по тридцати пяти локтей, и капитель на верху каждого в пять локтей. . . . . . 17 И поставил столбы пред храмом, один по правую сторону, другой по левую, и дал имя правому Иахин, а левому имя Воаз. . . . . . Глава 4 . . . . . 2 И сделал море литое, – от края его до края его десять локтей, – все круглое, вышиною в пять локтей; и снурок в тридцать локтей обнимал его кругом; . . . . . 4 Стояло оно на двенадцати волах: три глядели к северу, и три глядели к западу; и три глядели к югу, и три глядели к востоку, – и море на них сверху; и зады же их были обращены внутрь под него.
(продолжение следует)
|