fontz.jpg (12805 bytes)

 

Home ]

 

КОГДА ЧЕРЧИЛЛЬ
ПРЕДЛОЖИЛ СТАЛИНУ СОЗДАТЬ АГК?
22.06.41 ИЛИ 22.10.40?
(часть 2)


[Выделения в тексте жирным - zhistory].

Итак, так с какой стороны надо изучать причины катастрофы Красной Армии в июне 1941? Со стороны толщины брони танков БТ-5/7? Или наличия/отсутствия автоматов ППД? Или все же есть более важные стороны предвоенной ситуации?

В 1-ой части уже цитировались мысли Ленина на причины войны (из трудов маршала Шапошникова):

"Война есть продолжение политики. Надо изучить политику перед войной, политику, ведущую и приведшую к войне.(Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 30, с. 82-83)

"Обыватель не понимает, что война есть "продолжение политики", и потому ограничивается тем, что-де "неприятель, нападает", "неприятель вторгся в мою страну", не разбирая, из-за чего ведется война, какими классами, ради какой политической цели" (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 30, с. 83)

"Для обывателя важно, где стоят войска, кто сейчас побеждает. Для марксиста важно, из-за чего ведется данная война, во время которой могут быть победителями то одни, то другие войска." (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 30, с. 83).

Забегая немного вперед, мы должны отметить твердое заявление Эренталя о том, что применять войну или же отказываться от нее составляет прерогативу министра иностранных дел, а не начальника генерального штаба. (Шапошников Б.М. "ВОСПОМИНАНИЯ. ВОЕННО-НАУЧНЫЕ ТРУДЫ", 2-е издание, Москва, Воениздат, 1982, стр. 477)

А точнее, это цитата из труда Шапошникова "МОЗГ АРМИИ".

Т.е. начальник Генштаба, конечно, важный специалист ("мозг") по подготовке армии к чему-то. Но он не может решить, где готовить армию и к чему. То ли к обороне, то ли к наступлению. Это ему должны указать другие специалисты.

Можно конечно возразить: а разведка для чего? Знаменитый ГРУ ГенШтаба? (Не считая разведки НКВД, военных атташе, нелегальных резидентов и их помощников). Разве Начальник ГенШтаба не может принять решение о развертывании войск там-то и там-то для того-то и того-то на основе сводок разведки?

Теоретически может. Например, нач. ГШ решил, что для ведения боев на ТВД в районе Тянь-Шаня, Памира и предгорья Гималаев требуется 24 горно-стрелковых дивизий, сведенных в 8 горно-стрелковых мехкорпусов.

При чем, спрашивается, здесь Тянь-Шань с предгорьями? Ну, мало ли.. Допустим, разведка завалила ГШ разными подозрительными сводками про те места. Вот и взял нач. ГШ карту местности, оконтурил некий ТВД, собрал специалистов по тамошним перевалам, межгорьям, висячим мостам через пропасти, сведений про возможных противников и пришел к выводу, что меньше 24-х горно-стрелковых дивизий никак нельзя.

Но... любая дивизия – это не только списочный состав офицеров, прапорщиков и людей (в смысле – солдат и сержантов). Это еще и боевая техника, рембатальоны, склады сапог, бушлатов, рулонов портянок и т.д. А это все – забота народного хозяйства. А оно подчинено не начальнику ГШ. Вот и придется ему идти к более высшему руководству страны с расчетами, таблицами, графиками и картами. А там...

А там может возникнуть вопрос: А С КЕМ ВОЮЕМ И ПОЧЕМУ?
Для чего вдруг понадобилось воевать на Тянь-Шане?
Начальник ГШ в своем уме?

А может, не в своем уме тот, кто насочинял этот дурацкий пример?
При чем здесь Тянь-Шань?
Ежу понятно, что любой начальник любого ГШ сам по себе не сочиняет планы войны где попало.
Война... – дело серьезное. Тут не 7, а 27 раз надо хорошо подумать.
Логично.

Но возникает вопрос: а кому надо думать 27 раз? И кто принимает решение воевать?
И почему обязательно воевать?
А дипломаты для чего? Может, какими другими методами можно решить проблемы внешней политики? Почему вдруг ситуация может разрешиться только войной?
В частности, в июне 1941?

Конечно, можно возразить: в июне 1941 думал ли о чем-то нач. ГШ РККА или не думал – на СССР напал враг "со стороны". Без объявления войны, заранее подготовившись, сосредоточив массу войск. И только по этой причине пришлось руководить войной на западной границе.

И потому мемуары Начальника ГШ имеют такой большой интерес и выдержали столько изданий.
Возможно.

Вот только остается неизвестным, а что думал министр иностранных дел?
У него была своя разведка?
Он сочинял какие-то планы?
Он принимал какие-то решения?
Для него нападение армии соседней страны явилось совершенно неожиданным?
Мемуары есть?

Итак - кто был министром иностранных дел СССР перед войной, известно?

Отвечаю: товарищ МОЛОТОВ (псевдоним, наст. фам. Скрябин) Вячеслав Михайлович [р. 25.: (9.3).1890, Нолинск, потом Советск Кировской обл.], политический деятель СССР. Род. в семье приказчика. Учился в Петерб. политехнич. ин-те (1911 -1912). В Компартию вступил в 1906. ... В 1930-41 пред. СНК СССР, одновременно с мая 1939 нарком иностр. дел СССР. В 1941-57 1-й зам. пред. СНК (затем Сов. Мин.) СССР, одновременно (1941-49, 1953-57) нарком (затем министр) иностр. дел СССР. ... В 1957-1960 посол СССР в МНР, в 1960-62 возглавлял Сов. представительство в Между нар. агентстве по атомной энергии в Вене. С 1962 на пенсии.

(БСЭ, 3-ье изд., том 16).

И можно добавить: МЕМУАРОВ НЕ ОСТАВИЛ.
Жаль....

Но есть сведения, что и он решений про то, начинать войну или нет, не принимал.
Это делал другой человек – товарищ Сталин.
И тоже можно добавить: МЕМУАРОВ НЕ ОСТАВИЛ.

А историки большое внимание уделяли изучению мемуаров начальника ГШ с надеждой найти там ответ на вопрос, так почему? И как бы находили.
Но товарищ Жуков не мог на него честно и точно ответить. Он лишь исполнял приказ.
И возникает проблема: со стороны людей, принимавших решения, объяснений не осталось.

Осталось другое, что можно потрогать, пощупать, посмотреть на чертежах: броня левого заднего подкрылка танка БТ (тонковата, однако!), длинна фюзеляжа истребителя И-16 (конечно, коротковат в сравнении с Ме-109!) и т.д.

А вот фотографий мыслей тех, кто принимал решения, нет.
Нету таких фотографий.
И стенограмм не осталось.
Но историю надо изучать по документам.
Вот и пишут: товарищ Сталин весной 1941 хотел..., не хотел..., был уверен..., боялся..., не боялся...

Извините, а откуда это известно?
Но ответ повисает в воздухе.
Или отвечают: не понятно, что ли?
Да, лично мне не понятно.

Если историю надо изучать по документам, то почему так плохо обстоит дело с анализом документов предвоенной советской дипломатии?
Особенно по советско-английским отношениям?
Или их не было (документов вместе с отношениями)?
Или они никакого отношения не имеют к процессу выработки важнейших политических решений?

Например, вопрос: если звериное лицо немецкого фашизма было известно заранее, то почему антигитлеровская коалиция начала создаваться лишь после 22 июня 1941? А раньше никак было нельзя? Или это совершенно не интересно? (В сравнении со скороподъемностью самолета И-15-бис?)

А между прочим, если собрать в одно место документы по встречам английского посла в СССР сэра Стаффорда Криппса в период лета 1940-лета 1941, то могут возникнуть интересные соображения насчет возможной логики рассуждений высших советских руководителей перед войной.

В частности, получается, что мистер Черчилль первое серьезное предложение намеками создать антигитлеровскую коалицию прислал Сталину еще 22 октября 1940 года.

Товарищ Сталин его... послал (молча).
Точнее говоря, он послал еще и конкретно. Своего помощника на международной арене товарища Молотова в Берлин к лидеру звериного немецкого фашизма на дружеские беседы. Вместе с 32 специалистами. Что было замечено послом Криппсом и привело его, мягко говоря, в ярость.

Конечно, мы не знаем конкретные мысли и решения товарища Сталина в то время.
Но по вот таким действиям можно предположить вполне реальную их направленность.
В частности, посол Криппс честно попытался излить свою ярость кому-нибудь из лидеров СССР.
Но к Сталину его не пускали, Молотов уехал, оставались заместители.
Например, Вышинский Андрей Януарьевич ("Ягуарьевич", как о нем упомянул Виктор Суворов).
Но "Ягуарьевич" "плач Криппса в жилетку" выслушивать не стал (11 ноября 1940 г.).
Он предложил перейти к делу, если таковое есть.

И что оставалось послу?
Констатировать наличие непонимания?
Пришлось...

После чего следующая встреча с одним из советских лидеров по иностранным вопросам (с Молотовым) у него состоялась аж через два с половиной месяца (1 февраля 1941). Для констатации все того же... И это в условиях, когда страна посла вела войну с тем самым "звериным немецким фашизмом", "звериное лицо" которого (как уверяли советские историки) в стране пребывания посла уже давно было всем известно. Но с ним продолжали торговлю, обмен специалистами и вообще дружили, игнорируя предложения от будущего соратника по антигитлеровской коалиции по борьбе с ним же.

И очередное кокретное предупреждение-предложение намеками от Черчилля Сталину 18 (или 19) апреля 1941 г. ушло туда-же.

Может быть, была какая-то причина?
Точнее говоря, причина же должна была быть?
Какая?

Может изучение этого направления более конструктивно по сравнению с изучением мемуаров начальника ГШ? (Написанных, кроме того, в стиле "по мотивам").

Но сначала, видимо, было бы полезно обратиться к подборке "первоисточников".
(Цитаты взяты из двухтомника "Малиновки").

foto_kr.jpg (3260 bytes)

Криппс Ричард Стаффорд (1889-1952) - депутат английского парламента (1931-1950), посол Великобритании в СССР (1940-1942).

10-05-1940

Уинстон Черчилль стал премьер-министром Англии и предпринял шаги к улучшению находившихся "на точке замерзания" отношений с СССР. Для этого предполагалось направить с "особой миссией" известного в Москве своими симпатиями лейбористского политика Стаффорда Криппса. Эта инициатива была отклонена советской стороной, в результате чего Криппс был направлен не с "особой миссией", а на смену прежнего посла У.Сиидса в конце мая 1940 г.

26-05-1940 Встреча Майского и министра ин.дел Англии Галифакса.
29-05-1940 Германское посольство в Москве получило из МИД Германии телеграмму с информацией, что есть достоверные сведения о том, что Советское правительство примет особо уполномоченного Британского правительства Криппса. В связи с этим оно предлагало провести некоторые мероприятия для противодействия этому. Но немецкое посольство вечером этого же дня ответило, что оно уверено в том, что Советское правительство не пойдет ни на какие соглашения с Англией, которые противоречили бы германо-советскому договору или же нанесли бы какой-нибудь вред интересам Германии.
30-05-1940 Советские газеты опубликовали сообщение ТАСС о том, что Советский Союз не намерен принимать господина Криппса в качестве особо уполномоченного. Это сообщение вызвало облегчение у немцев.
31-05-1940 Молотов принял Поверенного в делах Великобритании Ле Ружетеля, который сообщил об отзыве Сиидса и запросил агреман на Криппса в качестве Чрезвычайного и Полномочного Посла Великобритании со специальной миссией. В специальных полномочиях советская сторона отказала.
31-05-1940 Немецкое посольство из МИД Германии получило сообщение о том, что Английское правительство назначило господина Криппса своим послом в Москве.
3-06-1940 Молотов встретился с послом Германии Шуленбургом.

В конце беседы Шуленбург просил Молотова проинформировать его по вопросу об агремане Криппсу.

Молотов сообщил, что агреман на Криппса был запрошен, СССР согласился, но без оговорки о специальной миссии. И добавил, что Англия ведет враждебную политику против СССР, но СССР не может отказать ей в праве иметь посла без специальной миссии.

Шуленбург заявил, что он вполне понимает, что СССР, как нейтральная страна, может иметь английского посла.

20-06-1940

Глава Советского правительства В.М.Молотов в ответ на заявление Россо (Италия) сказал, что Советское правительство изъявляет готовность на обмен мнениями по всем вопросам, интересующим обе страны. Советский Союз отнюдь не является защитником существовавшего до последнего времени англо-французского господства в Европе. Господствующему положению этих стран приходит конец. Соответственно усиливаются на международной арене голоса СССР, Италии и Германии.

24-06-1940

Криппс получил инструкции МИД Великобритании – добиться приема у Сталина, так как "наш единственный шанс добиться перемены в советской политике – это личное обращение к нему". Галифакс считал возможным использовать "очевидное советское опасение последствий полной германской победы" и начать "консультации и сотрудничество", в том числе переговоры по предложенному еще в апреле 1940 года торговому соглашению.

26-06-1940 Молотов встретился с Криппсом , который вручил верительные грамоты. А также вручил Молотову записку, написанную от руки секретарем Британского посольства. В ней говорилось, что Криппс имеет весьма важное личное послание от Черчилля Сталину. И сообщил, что в нем идет речь о полном и откровенном изложении политики Великобритании. Дело не терпит и Криппс просит максимально ускорить рассмотрение этого вопроса.
1-07-1940 Встреча Криппса со Сталиным в Кремле.

В письме к Сталину Черчилль исходит из возникновения нового фактора, из-за которого желательно восстановление между СССР и Англией прежних связей для консультаций в отношении дел в Европе, которые неизбежно должны интересовать обе страны. В настоящий момент возникает проблема того, как государства и народы Европы будут реагировать на перспективу установления Германией гегемонии над континентом.

Черчилль излагает две цели политики Великобритании: спасти себя от господства Германии и освободить остальную Европу от ее господства.

Черчилль считает кризис в мировой политике очень серьезным и сообщает о готовности обсуждать с Советским правительством любую из громадных проблем, возникающих в результате нынешней попытки Германии осуществлять в Европе последовательными этапами методический процесс завоевания и поглощения.

Криппс перечисляет предложения Англии со стороны Черчилля:

- Иметь хорошие отношения с СССР, в первую очередь торговые.

- Главной задачей Англии является защита от германской агрессии и в то же время поддержание равновесия в Европе. Это относится также и к политике Англии на Дальнем Востоке. Англичане понимают действительную политику СССР в настоящей войне – политику поддержания нейтралитета.

- Но после поражения Франции в Европе возникли новые обстоятельства, которые создают большие неприятности и неудобства для Английского правительства.

- В этой обстановке Англия хотела бы иметь хорошие отношения с СССР и Турцией, с которой у Англии есть договор.

- И Англия хотела бы обсудить с СССР тему стабилизации положения на Балканах под эгидой СССР.

Сталин напомнил, что у СССР нет блока с Германией против Англии, но есть только пакт о ненападении.

Сталин заметил, что тема восстановления равновесия в Европе и в мире в отношении СССР является трудной задачей. А конкретно с английским предложением он согласиться не может.

А господствовать на Балканах СССР не стремится и такое стремление считает опрометчивым и опасным.

О господстве Германии в Европе говорить еще преждевременно, так как у нее нет господства на морях. Европа без водных путей сообщения, без колоний, без руд и сырья.

И еще Сталин заявил, что при всех встречах с германскими представителями он не замечал со стороны Германии желания господствовать во всем мире.

Криппс извинился, что он неправильно изложил вопрос по Балканам. Он уточнил, что имел в виду не желательность господства СССР на Балканах, а трудность установления равновесия без какой-либо большой соседней державы, дающей руководство в определенном направлении. А так как Германии не хватает нефтепродуктов, то есть опасность проникновения Германии на Балканы и Ближний Восток для того, чтобы получить их побольше. Но если будет вовлечена Турция, то есть угроза вовлечения туда и Англии.

И Криппс сообщил, что считает серьезной угрозу немцев господствовать в мире, исходя из немецких печатных источников.

Сталин заметил, что есть еще сила США и что он не всегда верит тому, о чем так много кричат, т.к. по опыту знает, что если о чем кричат, то это лишь военная хитрость. Сталин сказал, что он не исключает, что среди национал-социалистов есть люди, которые говорят о господстве Германии во всем мире. Но он знает, что есть в Германии неглупые люди, которые понимают, что у Германии нет сил для господства во всем мире. Нельзя господствовать в Европе без господства во всем мире. И еще Сталин сказал, что он продолжает верить в нежелание основных руководителей Германии господствовать в Европе, т.к. он знает, что у них нет сил для господства во всем мире.

Сталин сказал, что он уверен, какая бы большая сила ни вошла на Балканы в качестве руководителя, она будет иметь все шансы на то, чтобы там запутаться.

А вводить туда войска Сталин не хочет.

В отношении же Турции, Стамбула и Проливов. Какая же опасность может быть для Турции в этом вопросе? Может быть, это вымышленная опасность Турции, на которой последняя собирается сыграть и выкинуть новый фокус. Если же говорить не о мнимых, а о реальных опасностях, то выступление Молотова должно полностью успокоить турок. Отношения у нас с ними хорошие постольку, поскольку мы не собираемся нападать друг на друга. В отношении же последних переговоров нужно прямо сказать, что мы с турками не договорились и разошлись недовольные друг другом.

Во время своего последнего приезда, говорит Сталин, Сараджоглу и разговаривать не хотел относительно Проливов, и я думаю, что наши отношения нуждаются в улучшении. Если Великобритания имеет намерения приложить усилия, чтобы улучшить отношения, то мы возражать не будем.

Криппс отвечает, что он по этому вопросу снесется с правительством.

И в заключение Криппс и Сталин обменялись мнениями о возможности заключения торгового соглашения. Для англичан была проблема возможности попадания английских товаров через СССР в Германию. Сталин перечислил, чего не хватает СССР: никеля, меди; олова, станков, совершенно нет сырого каучука. С Германией у СССР есть договор, который СССР нарушать не может. С другой стороны, в Германии выполняются заказы для СССР, для которых может потребоваться советское сырье. Поэтому Сталин не гарантирует, что в Германию не попадут товары, полученные из Англии. Если эта возможность оказывается препятствием, то торговое соглашение с Англией не состоится.

Криппс пообещал получить инструкции от своего правительства и выразил надежду, что можно будет начать переговоры с Микояном, как только последний будет свободен.

3-4 -07-1940 Встреча советского посла Майского с Черчиллем в Лондоне.

1) В начале встречи Черчилль поинтересовался, есть ли подробности о встрече Сталина с Криппсом? Майский таковых не имел.

2) Затем Черчилль заявил о совершенно единодушной решимости вести войну до конца. Речь идет о жизни или смерти Англии и Британской империи. Не следует закрывать глаза: опасность очень велика. Основная задача, которую ставит себе Британское правительство в настоящий момент, – это "выжить" в течение ближайших 3 месяцев.

3) Черчилль интересовался событиями в Бессарабии. Он сообщил, что у него нет возражений по поводу "нового советского империализма".

После чего Черчилль горячо доказывал, что если бы Англия оказалась разбитой, то Гитлер затем всю свою мощь обрушил бы на СССР.

Майский ответил, что "СССР сумеет о себе позаботиться во всякое время и при всякой обстановке".

11-07-1940 Встреча Майского и МИД Англии Галифакса, который и пригласил к себе Майского побеседовать "вообще".

Сначала Галифакс довольно долго говорил, что Британское правительство придает большое значение встрече Сталина и Криппса. Но Майский не знал подробностей той встречи и не смог поддержать эту тему.

Затем Галифакс задал вопрос: возможно ли все-таки устранение "недоразумений", существующих между Англией и СССР?

Майский ответил, что в отношениях между обеими странами речь, к сожалению, идет не только о "недоразумениях". На заявление Галифакса о понятии "принципов международного права" Майский сравнил "международное право" вообще с "коллекцией прецедентов из истории права силы в международных отношениях". Галифакс в какой-то мере согласился.

Далее они недолго подискутировали о "праве силы в международных отношениях".

Следующей темой, которую предложил Галифакс было будущее советско-германской границы: непосредственно или через буферную Польшу? Галифакс заявил, что буферная Польша являлась бы постоянным источником европейских осложнений, почему с точки зрения европейского мира выгоднее, чтобы СССР и Германия имели общую границу.

Майский не поддержал дискуссию по этой теме.

Затем Галифакс путем разных наводящих вопросов попытался выяснить, нет ли у СССР планов дальнейшей "экспансии" на Балканах.

Майский высказал мысль о том, что Галифакс сильно встревожен кампанией, которая идет в Англии против "мюнхенцев" вообще и против него лично в частности, и стремится путем демонстрации своего "контакта" с СССР несколько укрепить свое положение.

13-07-1940 Молотов встретился с Шуленбургом.

В конце беседы Молотов сообщил Шуленбургу, что на днях Сталин принял английского посла Криппса. В беседе Сталина с Криппсом были затронуты вопросы, касающиеся интересов Германии, и .Молотов по поручению Сталина передал Шуленбургу для Германского правительства запись беседы с Криппсом. Шуленбург поблагодарил Молотова и просил передать благодарность Сталину.

23-07-1940

Заместитель НКИД СССР С.А.Лозовский вручил Криппсу вербальную ноту, которой Советское правительство заявляет Правительству Великобритании решительный протест против нарушения со стороны некоторых государственных учреждений Великобритании интересов Советского Союза и его законных прав на золото, купленное 13-07-1940 у банков Литвы, Латвии и Эстонии за соответствующий эквивалент.

Советское правительство ожидает немедленной передачи Госбанку СССР указанного золота и оставляет за собой право потребовать возмещение убытков, причиненных произвольными действиями английских государственных учреждений".

В тот же день Лозовский отправил телеграмму Майскому в Лондон с заданием посетить Галифакса и потребовать, чтобы Английское правительство дало указание Банку Англии немедленно передать в депозит Госбанка принадлежащее СССР золото.

24-07-1940 Посол СССР в Италии Н.В.Горелкин посетил Бенито Муссолини, который в беседе заявил, что в настоящий момент у трех стран: СССР, Италии и Германии, несмотря на различие внутренних режимов, имеется одна общая задача – это борьба против плутократии, против эксплуататоров и поджигателей войны на Западе.
29-07-1940 Молотов встретился с Шуленбургом.

Среди разных вопросов Шуленбург передал Молотову благодарность Риббентропа за переданную Молотовым, через Шуленбурга, запись беседы Сталина с английским послом Криппсом. .Молотов ответил, что он передаст эту благодарность Сталину.

5-08-1940

Криппс имел беседу с зам. НКИД СССР Лозовским по вопросу об английских пароходах на Дунае. Английское правительство хотело бы продать наливные и другие суда на Дунае, о чем было сообщено советскому полпреду в Бухаресте, который высказал интерес по этому вопросу. Лозовский выразил мнение о возможности ведения переговоров в Москве. Кроме того, Криппс просил разрешить перевозку через Советский Союз машин из Швеции в Индию для силовой станции.

6-08-1940

Встреча наркома внешней торговли СССР А.И.Микояна с Криппсом по вопросу продажи английских пароходов на Дунае. Микоян заявил, что английские условия неприемлемы. Криппс сообщил, что взамен пароходов они хотели бы получить от советской стороны некоторые товары: сою и смазочные масла. Микоян пообещал выяснить возможность этого товарообмена и просьбу транзита машин через СССР из Швеции в Индию.

У Микояна к Криппсу был вопрос о задержке в Англии более десятка балтийских судов, которым не разрешают отплыть в Мурманск. Криппс попросил список и пообещал выяснить.

7-08-1940 Молотов встретился с Криппсом.

Криппс сообщил, что Гитлер неофициальным путем передал Британскому правительству мирные предложения. Британское правительство их отвергло. И при этом оно предполагает, что Гитлер планирует освободить себе руки на Западе с тем, чтобы предпринять наступление в другом направлении до наступления зимы. Криппс считает эту информацию очень важной для СССР.

Далее Криппс заявил, что истинная политика настоящего британского правительства преследует сближение с СССР. Однако, его волнует нерешенность торговых переговоров, из-за чего процесс сближения Англии и СССР может не состояться.

Криппс сказал, что политика Советского Союза играет в политике Британского правительства имеет весьма важную роль и сильно его беспокоит в связи с тем, что заявленная СССР позиция нейтралитета в настоящей войне не может быть названа строгим нейтралитетом, так как он благожелателен по отношению к одной стороне (надо полагать, - к Германии), но его нет по отношению к другой стороне (надо полагать, - к Англии). В связи с чем "в Англии может наступить момент разочарования".

Далее он коснулся проблемы торговых переговоров, которые сильно затягиваются по неизвестной для него причине.

Молотов ответил, что политика нейтралитета Советского правительства действительно не одинаковая в отношении Англии и Германии. У Германии и СССР есть пакт о ненападении, а у Англии и Советского Союза нет. Поэтому возникает разница в отношениях.

Криппс прервал Молотова и спросил, возможно ли заключение с Англией договора, подобно заключению договора с Германией?

Молотов ответил, что "в такой форме вопрос еще не ставился".

СССР и Германия смогли договориться по ряду вопросов во внешней политике и ведут взаимовыгодную торговлю. А между СССР и Англией нет подписанных соглашений и есть очень много фактов невыполнения принятых заказов.

Но Молотов признает, что (для начала) есть возможность достигнуть улучшения в торговых отношениях между СССР и Англией. Но факты более благоприятствуют отношениям СССР и Германии, нежели отношениям СССР и Англии. Большую роль здесь играет географическое положение, так как у нас с Германией имеется общая граница, в то время как между Англией и СССР имеется непреодолимая преграда. Кроме того, такие факты, как задержание Англией бывшего балтийского золота ущемляют интересы СССР, что не благоприятствует развитию отношений между странами. И Молотов заявил, что он не думает, чтобы кто-либо мог предпринять что-либо такое, что повело бы к нарушению договора, заключенного между СССР и Германией.

В заключение между Криппсом и Молотовым произошла дискуссия по проблеме задержки Англией балтийского золота.

22-08-1940

Встреча наркома внешней торговли СССР А.И.Микояна с .Криппсом.

Микоян дает ответы на вопросы Криппса предыдущей беседы 6-08-1940. (2 недели назад).

Вопрос транзита решаем.

По товарообмену между СССР и Англией Микоян предложил начать с небольшой сделки - обменять 5000 тонн льна в обмен на каучук.

Криппс заметил, что за прошедшие 10 недель (волокиты) ситуация изменилась и спрос на британский каучук вырос и предложил обговорить товарообмен по большой группе товаров, а не только по одному каучуку.

Микоян сказал, что ситуация не позволяет обсуждать широкую сделку.

Криппс спросил почему?

Микоян напомнил о задержке в Англии советского золота и пароходов.

Криппс напомнил о случаях задержки в Прибалтике английских товаров.

Микоян настаивает на том, что начать надо с небольшой сделки по обмену льна на каучук.

Криппс не согласен и замечает, что если препятствие происходит из-за включения Балтийских стран в Советский Союз, то он сделает об этом сообщение в Лондон.

Микоян говорит, что препятствий так много, что он их не в состоянии перечислить. Криппс просит их перечислить.

Микоян останавливается на захвате золота и кораблей в Англии.

Криппс суммирует, что широкая сделка не может быть заключена до того, как будут урегулированы вопросы, связанные с включением Балтийских стран в Советский Союз?

Микоян: соглашается.

24-08-1940 Молотов встретился с Криппсом.

Посол заявил, что ему поручено правительством выяснить точку зрения Правительства СССР на напряженную обстановку, создавшуюся на Балканах в связи с обострением итало-греческих отношений. Британское правительство желало бы знать, как будет реагировать Советское правительство на какие-либо действия Италии против Греции.

Молотов говорит, что Советское правительство не считало последние события на Балканах серьезными и рассматривает их как блеф.

Посол отвечает, что его правительство обеспокоено тем, что в случае итало-греческого столкновения в войну будут втянуты Турция и Югославия и пожар распространится на весь полуостров. Британское правительство желало бы этого избежать. Исходя из предположения, что намерения Италии являются серьезными, Британское правительство интересуется тем, окажет ли СССР сдерживающее влияние на Италию, а также окажет ли он дипломатическую поддержку Греции в случае, если последняя будет втянута в войну с Италией?

Молотов отвечает, что, как известно послу, СССР ведет политику мира и этим определяется его внешнеполитическая позиция. Ситуация на Балканах нуждается в изучении. Советское правительство не считает это дело таким, чтобы занимать активную позицию.

В заключение беседы Криппс просит ускорить выдачу виз британским подданным, желающим выехать из Литвы, Латвии и Эстонии.

Молотов отвечает, что Прибалтийские республики переживают период реорганизации, что может создать некоторые задержки.

Далее .Молотов говорит, что поскольку посол затронул вопрос о Прибалтике, он хочет спросить, нет ли "движения воды" в позиции Британского правительства в вопросе о вступлении Прибалтийских республик в СССР и в вопросе о задержанном в Англии советском золоте.

Посол отвечает, что он еще не получил ответа на свое донесение о беседе с Микояном, во время которой были затронуты эти вопросы, и поэтому не может ничего ответить. Но он работает над урегулированием этих вопросов.

10-09-1940

В Лондоне Майский встретился с Галифаксом, во время которой Галифакс изложил точку зрения Британского правительства по вопросу о Прибалтийских государствах.

14-09-1940 Встреча 1-го зам. НКИД СССР А.Я.Вышинского с Криппсом.

На вопрос Криппса о встрече Майского с Галифаксом Вышинский сказал, что у него есть только краткое сообщение об этой встрече и он не знает деталей.

Криппс разъяснил, что по мнению Микояна, пока не будет решен вопрос об отношении Англии к Прибалтийским советским государствам, торговые отношения между СССР и Великобританией не могут быть установлены.

Криппс сказал, что он стремился побудить Британское правительство возвратить деньги, принадлежащие Прибалтийским государствам, но, насколько он понимает, Британское правительство не может в настоящее время, учитывая общественное мнение, а также мнение США, возвратить золото Прибалтийским государствам.

Далее произошла длинная полемика по юридическим основаниям этой проблемы.

На замечание Вышинского, что у СССР нет политических затруднений для решения необходимых дел, Криппс ответил: "Да, но Вы не ведете войну в таких масштабах".

Далее Криппс спросил, а нельзя ли "заморозить" все взаимные претензии и контрпретензии до конца войны или хотя бы до тех пор, когда Англия сможет отразить германское нашествие, не связывая торговые переговоры с вопросом Прибалтийских государств.

Вышинский ответил, что не считает правильным и целесообразным "замораживать" такие вопросы, подчеркнув, что Советское правительство рассматривает арест Британским правительством советского золота как незаконный акт.

20-09-1940 Встреча 1-го зам. НКИД СССР А.Я.Вышинского с Криппсом.

Криппс сообщил, что, согласно полученным из Америки достоверным сведениям, некто Мантейфель, ближайший сотрудник великого князя Кирилла, едет из Америки через СССР в Шанхай и что он преследует цель восстановления в СССР при поддержке немцев монархии. Криппс сказал, что, возможно, эти сведения будут полезны Советскому правительству.

Потом Криппс попросил Вышинского прокомментировать военную информацию по немецким действиям в Румынии. Вышинский отказался.

Затем Криппс поинтересовался мнением советского правительства на его высказывания в прошлую встречу. Вышинский ответил, что так как в прошлой встрече разговор носил неофициальный характер, то он не видит необходимости его осуждать.

Криппс предложил организовать совместную встречу их двоих с Микояном.

Вышинский пообещал изучить этот вопрос и на днях дать ответ.

9-10-1940

Встреча 1-го зам. НКИД СССР А.Я.Вышинского с Криппсом.

Криппсу вручили советскую ноту с требованием разблокировать счета эстонских и латвийских пароходов.

Криппс заявил, что в газетах "Известия" или "Правда" была опубликована статья, где говорилось, что "целью СССР является помочь Германии сломить английскую блокаду".

Вышинский попросил прислать оригинал статьи.

14-10-1940 Криппс прислал письмо с оригиналом статьи из газеты.
16-10-1940 Криппс встретился с Микояном.
17-10-1940 Встреча 1-го зам. НКИД СССР А.Я.Вышинского с Криппсом.

Криппс сказал, что ввиду создавшегося положения в Румынии, Британское правительство предоставило право британскому посланнику в Румынии решать вопрос о дальнейших отношениях между Румынией и Великобританией.

По поводу задержанных в Британии балтийских пароходов получено предложение о том, чтобы между Англией и СССР было заключено соглашение об их оплате, временно реквизируемых английским правительством.

Далее Криппс поднял вопрос о завышенной цене на проезд британцев из Прибалтики до Владивостока в 17000 фунтов. Вышинский ответил, что изучит вопрос.

После этого Криппс заявил, что он имеет очень крупное, конфиденциальное поручение Британского правительства только лично к .Молотову и просил помочь ему встретиться с ним завтра.

Вышинский заметил, что если Криппсу что-то надо от Молотова, то он может лично обратиться с запросом о встрече.

Криппс смутился и заявил, что, в нарушение данных ему инструкций, он может в общих чертах изложить это предложение. Дело заключается в том, что в связи с событиями, происшедшими за последние несколько недель на Балканах, на Ближнем Востоке и на Дальнем Востоке, взаимоотношения Англии с этими частями мира изменились, а следовательно, должны быть изменены и взаимоотношения между Англией и СССР.

Вышинский пообещал доложить Молотову об этом разговоре и о его просьбе.

Далее Вышинский сообщает, что заявление Криппса от 9-10-1940 насчет статьи в газете не подтверждается. Присланные с письмом выдержки взяты из передовой статьи газеты "Известия" от 23 августа с.г., в которой подводятся годовые итоги советско-германских торговых отношений. Совершенно естественно, что советская торговля с Германией косвенно или прямо неизбежно отражается на английской морской блокаде, но что было бы странным ожидать от Советского Союза прекращения советско-германской торговли в интересах сохранения действенности английской блокады.

Криппс ответил, что ему это понятно, но также должно быть и Вышинскому понятно, как юристу, что слова передовицы: "Благодаря этому соглашению Германия получает сырье, в котором она особенно нуждается в течение всего этого периода из-за организованной Англией блокады сперва против одной Германии, а теперь уже против всей Европы" могут вызвать в Англии именно такое понимание, какое он изложил 9 октября.

Кроме того опять был поднят вопрос о разблокировании счетов пароходов.

Криппс ответил, что телеграмму в Лондон он послал, но ответа еще не получил.

19-10-1940 Встреча Криппса с Микояном. Криппс выдвинул торговые предложения.
22-10-1940 Встреча 1-го зам. НКИД СССР А.Я.Вышинского с Криппсом.

В начале разговора Криппс высказал сожаление о том, что Молотов отказался принять его. Далее произошла дискуссия, в которой Вышинский объяснял это недоразумением и тем, что у Молотова есть график работы и не всегда он может принимать послов.

После этого Криппс передал Вышинскому коммюнике от имени Британского правительства. Вышинский сказал, что для ответа на него требуется время на его изучение.

ПРИЛОЖЕНИЕ

КОММЮНИКЕ БРИТАНСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА СОВЕТСКОМУ

(фрагменты)

В течение предыдущих нескольких недель война вступила в новую фазу. Широко оповещенное Германией наступление на Англию задержано, и хваленое заявление г-на Гитлера, что он прибудет в Лондон к середине сентября, сведено на нет действенным превосходством британских воздушных сил и британского флота.

Тем временем Англия расширяет быстрым темпом как свою оборонную, так и свою наступательную мощь, и у нее есть виды на оказание ей в скором будущем еще более активного содействия со стороны величайшей мировой промышленной державы.

Великобританское правительство питает еще большую уверенность, чем когда-либо, в своем конечном торжестве, но оно вполне сознает, во что это обойдется.

Вследствие неудачи непосредственного германского нападения на Англию возникла необходимость для "оси" в пересмотре ее планов, а потому можно почти безошибочно предположить, что в скором будущем последуют свежие попытки держав "оси" к расширению арены боевых действий. Они уже сделали попытку вовлечь Японию с тем, чтобы оказать давление на две великие нейтральные страны, которые еще не участвуют в войне.

Нельзя сомневаться, что судьба тех стран, которым поныне удавалось остаться в состоянии нейтралитета, в значительной степени связана с удачей или крушением британской обороны, хотя возможно, что при существующей обстановке для некоторых из них было бы затруднительно или опасно заявить об этом открыто.

При этих обстоятельствах Великобританское правительство подвергло самому внимательному пересмотру вопрос об его иностранной политике, в особенности, что касается Ближнего Востока. Ему показалось, что в настоящее время явилось необходимым для него попытаться определить более полно свое отношение к важнейшим нейтральным державам и стремиться получить от этих держав более точные определения их отношения к Великобритании.

Отношение таковых держав, из коих СССР является наиболее важным в сфере Европы и Азии, теперь представляет жизненное значение не только для этих самых держав, но и для Англии и других, меньших, держав, не вовлеченных еще в войну.

Великобританское правительство считает, что для таких держав вопрос об обеспечении их положения по окончании войны на случай, что им удастся сохранить свой нейтралитет до конца, должен представить сугубый интерес.

Характер этого нейтралитета является жизненно важным для Великобританского правительства, ибо, в то время как враждебный нейтралитет способен продлить затруднения и опасности войны и быть, таким образом, почти равнозначащим самой враждебности, благожелательный нейтралитет может быть почти столь же ценным, как вооруженная помощь в сокращении периода войны и приближении той благоразумной атмосферы, в которой, как мы надеемся, может быть выработан новый и более здоровый международный порядок усилиями держав-поработительниц и их партнеров.

Нельзя считать неестественным, что Великобританское правительство, будучи твердо уверенным в своей победе, желает выяснить степень благожелательности или враждебности, с которой обращаются с ним великие нейтральные державы, с тем чтобы оно могло выказать свою признательность по окончании войны тем, которые содействовали его делу тем или иным путем, и просить участвовать активно в задаче восстановления порядка, которая тогда будет стоять на очереди.

Великобританское правительство считает, что едва ли является необходимым привлечь внимание Советского правительства к целой серии событий последнего времени, которые указывают с предельной ясностью, каковым будет положение СССР, если бы Германия и ее союзники одержали верх, и к тому факту, что ни Германия, ни ее сообщники не выказывают ни малейшего намерения совещаться с СССР по поводу воссоздания порядка в Европе и в Азии в случае их успеха. Такое отношение ясно видно из последних событий в Румынии и Болгарии, в Финляндии, в находящейся под германской оккупацией части Польши, где интенсивное украинское националистское движение поддерживается теперь всевозможными мерами, и на Дальнем Востоке, не упоминая об откровенных высказываниях влиятельных германцев обо всем, о чем Советское правительство получает, несомненно, столько же достоверных донесений, как и Великобританское правительство.

Имея теперь желание изъяснить свое отношение в будущем к СССР как великой нейтральной державе, Великобританское правительство хотело бы выдвинуть Советскому правительству некоторые соображения в надежде, что они послужат тому, чтобы внести ясность в отношения между двумя странами и сдвинуть их ближе друг к другу, что, по убеждению Великобританского правительства, должно в конечном счете повести ко взаимной выгоде.

Великобританское правительство вполне сознает, что теперь не время просить СССР увеличить имеющиеся для него опасности тем, что будет объявлено открыто о повороте в политике, и у Великобританского правительства отнюдь нет таких намерений. Оно считает, что более ясное понимание отношения каждой из стран к другой не только для настоящего времени, но и для будущего, будь таковое установлено, должно остаться пока конфиденциальным и неразглашенным. Оно желает сделать полное и откровенное предложение сотрудничания в будущем в течение созидательного периода, который должен последовать за войной, каковое предложение должно неизбежно повлечь за собой внесение со стороны СССР некоторой доли в смысле оказания помощи интересам Англии и ее друзей во время теперешнего чрезвычайно трудного периода. Когда теперешние трудности будут превзойдены, это содействие, конечно, будет иметь значительно меньшую ценность.

Едва ли приходится подчеркивать, что эти обязательства, которые Великобританское правительство решило выдвинуть для обсуждения Советским правительством, имеют, что касается Великобританского правительства, столь далеко идущий характер, что оно могло бы принять их на себя лишь в том случае, если бы Советское правительство было готово вступить в соглашение вроде предложенного. Помимо того, если бы теперь не состоялось такое соглашение, то не придется ожидать от Великобританского правительства осуществления этих обязательств в случае одержания победы.

Великобританское правительство предлагает, чтобы документ, составленный в следующих общих чертах, определяющий отношение, которое будет принято каждой из стран по отношению к другой, был подписан от имени каждой стороны облеченными надлежащими полномочиями лицами и чтобы тем временем, впредь до конечного подписания, каждая страна относилась бы к другой в полном соответствии с духом соглашения, изложенного в документе.

Как существование, так и содержание соглашения будут храниться сугубо секретно и конфиденциально обеими сторонами вплоть до того времени, когда Советское правительство даст согласие на его опубликование; после чего оно может быть обнародовано одновременно в обеих странах.

I. Советское правительство обязуется:

а) относиться к Великобританскому правительству с проявлением в полной мере такого же благожелательного нейтралитета, какой в настоящее время соблюдается по отношению к Турции;

б) поддерживать по отношению к Турции и Ирану благожелательный нейтралитет, в особенности на тот случай, если одна из этих стран или обе они окажутся вовлеченными в войну с одной или обеими из держав "оси", и оказать им в их обороне содействие такими мерами, в пределах технического нейтралитета, какие Советское правительство проводило поныне относительно Китая;

в) продолжать в несокращенных размерах оказанную уже Китайскому правительству помощь и поддержку означенного правительства против японской агрессии, а также воздержаться от вступления в какое-либо соглашение с Японией, которое лишило бы его возможности продолжать оказание такого содействия Китаю или которое поощрило бы Японию приступить к агрессивным действиям по отношению к каким-либо британским владениям;

г) на тот случай, что торговое или товарообменное соглашение, предусмотренное статьей II (г), не вызовет опасной реакции со стороны держав "оси" или Японии, заключить с Великобританским правительством, как только вслед за тем станет практически возможным, пакт о ненападении, подобный действующему ныне между Германией и СССР.

II. Великобританское правительство со своей стороны взаимно обязуется:

а) на случай победного заключения войны консультировать в полной мере с Советским правительством наравне с другими державами, оказавшими Великобритании содействие или прямой военной помощью, или соблюдением благожелательного нейтралитета по отношению к послевоенному устройству в Европе и Азии.

Такое обязательство не могло бы, конечно, наложить на Великобританское правительство заранее долг выразить свое согласие с какими-либо частными взглядами Советского правительства, равно как подобное обязательство, данное другой какой-либо державе, не могло бы принудить Великобританское правительство согласиться со взглядами этой другой державы. Это обязательство, однако, служит ручательством, что взгляды Советского правительства будут приняты полностью в соображение на базе дружеского совещания с другими заинтересованными державами;

б) по окончании войны не организовывать или не вступать в какой-либо союз, направленный против Советского Союза, поскольку Советское правительство со своей стороны готово воздержаться от какого-либо враждебного действия, направленного против Великобританского правительства, будь это непосредственно или косвенно, посредством внутренней пропаганды;

в) признать впредь до того, как состоится консультация, предусмотренная выше, по статье II (a), de facto власть Советского Союза в Эстонии, Латвии, Литве, Бессарабии, Северной Буковине и тех частях бывшего Польского государства, которые теперь находятся под Советским главенством;

г) поставлять Советскому правительству, на основании общего торгового или товарообменного договора, поскольку сделают это возможным собственные потребности Великобританского правительства или предшествующие обязательства по отношению к третьим странам, имеющиеся налицо товары или оказать содействие в лице экспертов в зависимости от того, потребуется ли то или другое Советскому правительству в целях защиты СССР на случай будущего нападения со стороны его соседей;

д) гарантировать, что не будет произведена атака на территорию Советского Союза со стороны Турции или Ирана этими странами или их существующими или будущими союзниками.

АВП РФ. Ф.06. Оп.2. П. 10. Д.99. Лл. 1-17.

29-10-1940

Криппс обратился к Молотову с нотой, в которой Британское правительство выражало свой протест против принятого Правительством СССР решения о необходимости организации новой (унитарной) Дунайской комиссии и участии представителей СССР в переговорах с представителями Германии, Италии и Румынии в Г.Бухаресте. Рассматривая действия Советского правительства как нарушение им нейтралитета, Британское правительство заявило, что оно не может признать какие бы то ни было Соглашения, которые могут нарушить существующие договоры, и что оно должно сохранить все свои права, связанные с этим вопросом.

2-11-1940

Встреча 1-го зам. НКИД СССР А.Я.Вышинского с Криппсом.

Вышинский от имени Советского правительства вручил послу ноту, в которой Правительство СССР заявляет, что оно вынуждено признать неправильным утверждение Британского правительства о том, что признание Советским правительством необходимости образования новой Дунайской комиссии и участие СССР в переговорах в Г.Бухаресте является нарушением нейтралитета.

11-11-1940

Опубликовано коммюнике об отъезде Молотова в Берлин.

11-11-1940

Встреча 1-го зам. НКИД СССР А.Я.Вышинского с Криппсом.

После обсуждения двух технических вопросов Криппс перешел к основной цели своего визита и напомнил, что 22 октября он протестовал против отказа В.М.Молотова принять его. Он считал, что этот отказ равнозначен политически недружелюбному отношению к Англии и счел необходимым в своем отчете правительству указать, что этот факт носил политическую окраску. И это подтверждается. Криппс установил, что с 22 октября В.М.Молотов проявил такое же отношение ко всем дипломатическим представителям, за исключением стран "оси" и Японии. Нельзя поверить, чтобы такое отношение, не имеющее себе прецедента, было случайным. В настоящее время причина этого отношения, по мнению Криппса, выяснилась: это – поездка Молотова в Берлин.

В.М.Молотов, как заявил Криппс, лишил прямого контакта с Народным комиссаром иностранных дел представителей всех государств, которые могли бы выразить взгляды, противоположные взглядам представителей держав "оси" и Японии, и тем самым продемонстрировал свое "антинейтральное" отношение, что явилось предметом усиленного обсуждения среди дипломатического корпуса. Представители других стран были отосланы к заместителям, которые должны были дать заверения о "нейтральности" СССР в то время, как сам В.М.Молотов неоднократно встречался с представителями стран "оси" и Японии. Криппс начал было свое заявление с негодованием, но Вышинский его прервал. Затем прошла дискуссия о формах бесед дипломатов.

Вышинский заметил, тогда он может не продолжать встречу.

Криппс ответил, что он желает продолжать беседу, и заявил, что поездку В.М.Молотова в Берлин он должен рассматривать как ответ на его заявление от 22 октября. Криппс считает, что он вправе был ожидать ответа на это заявление до опубликования коммюнике об отъезде В.М.Молотова в Берлин, и т.к. Правительство Великобритании до настоящего времени ответа не получило, он хотел бы поставить два вопроса:

1. Следует ли понимать так, что Советское правительство отклонило предложение Британского правительства от 22 октября?

2. Прав ли он будет, если сообщит своему правительству, что поездка В.М.Молотова в Берлин означает нежелание Советского правительства улучшить свои отношения с Правительством Великобритании?

Криппс сказал, что, если он не получит от меня иных сведений, он будет считать, что это так. И стал намекать, что это может отразиться на будущих отношений СССР и Британии после войны.

Кроме того, Криппс указал, что в таком же духе следует понимать вопрос об обещании Правительства Великобритании не принимать участия в антисоветских комбинациях и не снабжать враждебные СССР силы военными материалами, о чем говорилось в заявлении от 22 октября.

Вышинский заметил, что это замечание можно рассмотреть как известную угрозу Английского правительства выступить на стороне враждебных СССР сил.

Криппс стал отрицать это, подчеркнув, что в Англии имеется много людей, готовых выступить против СССР и даже заключить пакт с Гитлером против СССР, и что он приложил много усилий, чтобы преодолеть эти настроения.

Криппс добавил, что современный метод внешней политики, проводимый СССР, не оставляет никакого места для дальнейших экономических отношений между Англией и СССР.

Криппс считает бесполезным прилагать какие бы то ни было новые усилия к улучшению отношений между СССР и Англией и полагает необходимым довести до сведения Правительства Великобритании свой взгляд на поездку В.М.Молотова в Берлин, но что он будет рад, если я поправлю его прежде, чем он сделает это сообщение своему правительству. Криппс закончил свои излияния словами: "Вот все, что я хотел сегодня откровенно изложить."

Далее прошла дискуссия Вышинского и Криппса по вопросу о возвращении прибалтийских пароходов и разблокировании счетов эстонских и латвийских судовладельцев. Криппс предложил считать это второстепенным вопросом, и что решение его едва ли возможно до разрешения основного вопроса о соглашении между Англией и СССР.

По вопросу Коммюнике Криппс заметил, что многие в Англии не понимают, почему В.М.Молотов не принял его через несколько дней после получения предложений Правительства Великобритании, тем более что за это время В.М.Молотов неоднократно принимал германского посла, его же, Криппса, В.М.Молотов не принял даже по столь важному вопросу.

Вышинский ответил, что рассмотреть эти предложения поручено ему, у него есть свое личное мнение, но решения правительства СССР еще нет. Кое-какие личные мнения общего характера Вышинский сказал. Они с Криппсом подискутировали без определенных выводов.

В заключение Криппс спросил, соответствуют ли действительности слухи о том, что СССР собирается признать господствующее влияние Германии на Балканах и самоустраниться от балканских дел.

Вышинский ограничился ссылкой на опубликованное в газете "Красная звезда" сообщение редакции по поводу статьи батальонного комиссара М.Айрапетяна.

15-11-1940

Около 5 часов дня на конференции английских и иностранных журналистов отделом печати Форин-офис было сделано официальное сообщение о сущности британских предложений от 22-10-1940. Вечером об этом было объявлено по лондонскому радио.

18-11-1940

Майского послал телеграмму в НКИД СССР, в которой приводит соображения о причине публикации изначально секретных британских предложений 22-10-1940. Главной причиной он считает слухи об отставке Галифакса, который таким образом хотел упрочить свое положение.

1-02-1941

Встреча Молотова с Криппсом.

Молотов выразил удивление заявлению Идена о том, что Молотов долго не принимает Криппса. Он объяснил это большой загруженностью.

Криппс для развития диалога между странами предложил сначала выработать условия улучшения отношений в общей форме, чтобы на этой основе разрешить отдельные частные вопросы.

Молотов ответил, что в то время, как со стороны СССР не было сделано никаких недружественных шагов по отношению к Англии, последняя предприняла ряд новых недружественных актов по отношению к СССР в 1940 году, что не свидетельствовало о желании Британского правительства улучшить отношения между обеими странами. Молотов привел пример с прибалтами (золото, суда и др.). Не свидетельствует о желании улучшения отношений и документ, врученный Криппсом Вышинскому.

Далее Молотов заявил, что высказанная Вышинским 11 ноября личная точка зрения о том, что предложения, содержащиеся в британском меморандуме, не могут служить базой для урегулирования советско-английских отношений, была одобрена Советским правительством.

Молотов не согласился с предложением Криппса выработать сначала условия улучшения отношений в какой-то общей форме, указав, что это ни к чему хорошему не приведет, так как Английское правительство не хочет считаться с интересами Советского Союза и нагромождает все больше недружественных актов в отношении СССР. Кроме того, не по вине СССР, а по вине Англии мы не можем договориться по второстепенным вопросам.

На заявление Криппса, что отношения между обеими странами должны быть основаны не на временном соглашении военного периода, а на более прочной основе, дающей возможность улучшения дружественных отношений, Молотов заявил, что в этом заинтересованы обе страны, но накопление количества недружественных актов по отношению к СССР со стороны Англии не свидетельствует о желании Английского правительства улучшить отношения между нашими странами. Об этом свидетельствует как опыт 1939 года, так и опыт 1940 года.

На это Криппс заявил, что он понял Молотова в том смысле, что улучшение англо-советских отношений должно начинаться с разрешения отдельных актуальных вопросов.

Молотов это подтвердил.

24-02-1941

Встреча 1-го зам. НКИД СССР А.Я.Вышинского с Криппсом.

Криппс сказал, что ему надо съездить в Турцию на встречу с министром ин. дел Иденом. И он предложил организовать встречу Идена с Сталиным в Москве для улучшения англо-советских отношений. Вышинский ответил, что это предложение он передаст в правительство.

25-02-1941

Встреча 1-го зам. НКИД СССР А.Я.Вышинского с Криппсом.

Вышинский сообщил, что самолет для полета в Турцию выделен.

Что касается идеи встречи Идена и Сталина, то Советское правительство считает, что сейчас еще не настало время для решения больших вопросов путем встречи с руководителями СССР, тем более, что такая встреча политически не подготовлена.

6-03-1941

Встреча 1-го зам. НКИД СССР А.Я.Вышинского с Криппсом.

Криппс поблагодарил за хорошую организацию полета в Истамбул.

Затем он долго рассказывал о своих впечатлениях от поездки и делился полученной информацией. В частности, Криппс убежден, что Турция последовательно выполнит все свои обязательства по отношению к Англии.

В англо-турецких отношениях не произошло никаких перемен вследствие болгаро-турецкого соглашения.

Криппс также беседовал с Сараджоглу. Из бесед с ним он вынес впечатление, что в турецких кругах ведется сильная пропаганда о якобы имеющихся у СССР намерениях напасть на Турцию.

На вопрос Вышинского, кем ведется такая пропаганда, Криппс ответил, что турецкий посол в Берлине был информирован ответственным лицом из Германского министерства иностранных дел о том, что если возникнет война между Турцией и Германией, то Турции придется иметь дело не только с германской, но и с русской армией, в частности на Кавказе. Что касается лично Криппса, то он, Криппс, считает подобного рода слухи ерундой. Именно так он, Криппс, заявил и Сараджоглу, но все же в турецких кругах эта "пропаганда" кое-кого заставляет настораживаться.

Криппс оговорился, что он не хотел бы быть пророком. Он высказывает лишь личное мнение, сложившееся у него после бесед со многими лицами во время своего пребывания в Турции. В результате этих бесед дальнейшие шаги Германии представляются примерно в следующем плане: Германия попытается принудить Грецию заключить соглашение с Италией.

Для осуществления своего плана снабжения нового фронта Германия потребует у Югославии охраны путей путем ввода своих войск на территорию Югославии, тем самым Германия ее оккупирует. Если Германии удастся закрепиться в Салониках и принудить Югославию присоединиться к тройственному пакту, то дальнейший германский удар будет направлен против изолированной от своих балканских соседей Турции. Но наиболее важным является план нападения Германии на СССР. Криппс хотел бы сообщить мне об этом совершенно конфиденциально.

Ходят слухи, что Германия готовится направить свой удар против СССР и что все действия Германии на Балканах в настоящее время имеют своей целью лишь защитить свой балканский фланг в предстоящем нападении на СССР. Криппс, впрочем, не верит этим слухам, но эти слухи за последнее время широко распространяются, и он считает нужным об этом сказать. На чем основываются эти слухи? Вот на чем. Бесспорно, что Гитлер отказался в настоящее время от плана вторжения на Британские острова: ему приходится отказаться и от своей цели покорения Европы. Поскольку Англия не побеждена, Гитлеру нужно найти выход из создавшегося и все ухудшающегося положения, и притом еще до того, как американская помощь Англии примет более широкие формы.

Нападение на СССР даст Германии возможность пойти на мир с Англией на основе отказа от Бельгии, Франции и пр. за счет СССР. Таков этот "Резервный план", который в настоящее время кажется маловероятным, но который, однако, требует к себе внимания. Что нужно делать сейчас тем, кто против расширения сферы войны? Нужно, очевидно, создать достаточно сильное сопротивление Германии. Он, Криппс, вполне согласен с мнением Советского правительства, изложенным в последнем ответе Болгарскому правительству, что Болгария идет не по пути мира, а по пути войны. Английское правительство, продолжал Криппс, окажет поддержку Балканским странам в том, чтобы противостоять германскому продвижению, но на этом пути имеется целый ряд трудностей. Одна из таких трудностей – это пропаганда "красной опасности", якобы угрожающей Балканским странам. За последнее время на Балканах, особенно в Югославии, эти слухи муссируются с целью принудить Югославию присоединиться к тройственному пакту.

6-03-1941

Английский посол Криппс собрал пресс-конференцию, на которой присутствовали английские и американские корреспонденты Чоллертон, Ловелл, Кассиди, Дюранти, Шапиро и Магидов.

Предупредив присутствующих, что его информация носит конфиденциальный характер и не подлежит использованию для печати, Криппс сделал следующее заявление...

Советско-германские отношения определенно ухудшаются, и заявление Вышинского по болгарскому вопросу очень знаменательно открытым выражением недовольства СССР Германией. Советско-германская война неизбежна. Многие надежные дипломатические источники из Берлина сообщают, что Германия планирует нападение на Советский Союз в этом году, вероятно, летом.

Отвечая на вопросы, Криппс заявил, что германский генеральный штаб убежден, что Германия в состоянии захватить Украину и Кавказ, вплоть до Баку, за две-три недели. Такого же мнения придерживается и Дилл, который низко оценивает боеспособность Красной Армии.

По словам Криппса, он заявил Идену и Диллу, что Красная Армия значительно лучше, чем они о ней думают, и с каждым днем становится сильнее.

(Об этом мероприятии Криппса есть донесение советской разведки от 11-03-1941)

7-03(?)-1941

Из агентурного донесения источника 3-го отдела ГУГБ НКВД СССР "Теффи"

... Как передает Депаста, за последнее время среди дипкорпуса сильно окрепли слухи о возможности нападения Германии на Советский Союз.

....Депаста в беседе с сотрудником греческой дипломатической миссии Костаки, сказал, что английский посол Криппс передал греческому посланнику, что во время его беседы в Анкаре с Иденом последний высказал ему уверенность на основании сведений, которыми он располагает, что Германия в самом непродолжительном времени нападет на Советский Союз.

9-03-1941

Встреча Вышинского с послом Турции А.Х.Актаем.

Вышинский передал Актаю декларацию советского правительства в связи с сообщением, сделанным Советскому правительству английским послом Криппсом, только что вернувшимся из Турции. Криппс сообщил, что Турция опасается, что, если она подвергнется нападению со стороны какой-либо иностранной державы, и она вынуждена будет защищать свою территорию с оружием в руках, то Советский Союз воспользуется трудным положением Турции и в свою очередь нападет на нее.

Вышинский заявил, что по поручению Председателя Правительства и наркоминделом СССР заявить, что эта версия совершенно не соответствует позиции Советского правительства, и что, наоборот, если Турция действительно подвергнется нападению со стороны какой-либо иностранной державы и будет вынуждена с оружием в руках защищать неприкосновенность своей территории, то Турция, опираясь на существующий между ней и СССР пакт о ненападении, может рассчитывать на полное понимание и нейтралитет Советского Союза.

22-03-1941

Встреча 1-го зам. НКИД СССР А.Я.Вышинского с Криппсом.

Криппс затронул положение в Скандинавии.

По его мнению, положение Скандинавских стран (Швеция и Финляндия) похоже на положение Балканских стран. Эти страны так же, как и Балканские, находятся на другом фланге СССР. За последнее время в Финляндии, заявил Криппс, ведется усиленная антисоветская пропаганда, инспирируемая со стороны Германии: визиты немецких военных в Финляндию – генерала Зайдель и полковника Бушенхаден, лекционный тур немецкого профессора Хиндельберга в Хельсинки, поведение финляндской прессы, снабжение Финляндии немецкими фильмами. Все это показывает, что со стороны Германии ведется антисоветская пропаганда в Финляндии. Со стороны Германии оказывается сильное давление на Швецию в отношении пропуска немецких войск через шведскую территорию. Но самым зловещим, по мнению Криппса, является то, что Германское правительство заявило Швеции, что Швеция не должна интересоваться Финляндией и должна предоставить защиту Финляндии Германии, тогда как раньше Германское правительство заявляло, что вопрос о сближении Швеции и Финляндии ее не интересует. В Швеции, как и в Финляндии, ведется усиленная антисоветская пропаганда со стороны Германии. Об этой пропаганде Криппс имеет сведения не только из печати, но и по наблюдениям своей жены, которая некоторое время тому назад посетила Стокгольм и могла там наблюдать проявление этой пропаганды. Криппс считает, что имеется большая опасность, что, если между Финляндией и Швецией не будет заключено соглашение, Германия может занять сначала одну сторону, а затем другую.

Вышинский ответил, что доведет информацию Криппса правительству.

Через короткое время после ухода Криппс вторично попросил принять его по срочному делу.

Он заявил Вышинскому, что только что получил телеграмму от Идена с предложением довести до сведения Советского правительства заявление, по ситуации в Югославии.

За последние дни правительство Югославии занимает нерешительную позицию в отношении германских домогательств. Правительство Югославии находится под ложным впечатлением, что если Югославия подпишет пакт с Германией, то она избегнет участи других малых стран.

Криппс заявил, что Английское правительство со своей стороны сделало все, что от него зависело, но, несмотря на все усилия, в настоящее время имеются серьезные опасения, что Югославия находится накануне подписания соглашения о присоединении к "оси". Криппс заявил, что если были бы сохранены нейтралитет и независимость Югославии и если бы Германия не смогла провести через югославскую территорию свои войска, то для нее были бы созданы значительные трудности в дальнейших трудностях по расширению войны на Балканах.

Оценивая политику Советского Союза как политику, представляющую препятствие для распространения войны на Балканах и в других районах, Криппс заявил, что Правительство Великобритании желает сделать запрос Советскому правительству, будет ли возможным для Советского правительства принять немедленно меры, чтобы ободрить и поощрить Югославское правительство и югославский народ в поддержании настоящего положения Югославии, т.е. положения нейтралитета и независимости Югославии. Английское правительство полагает, что если со стороны Советского правительства не будет такого "ободряющего действия" в отношении Югославии, которое могло бы оказать на нее сильное влияние, то Югославия может в течение ближайших нескольких часов или дней присоединиться к державам "оси", что имело бы неизбежным следствием перенесение войны на Балканы.

Вышинский обещал Криппсу довести до сведения Советского правительства сделанное им мне сообщение.

Вышинский вновь принял Криппса в 22 часа в связи с вопросами, поставленными им сегодня, и заявил ему, что в настоящее время при существующих отношениях между СССР и Англией нет необходимых предпосылок и условий для дружественного обсуждения поставленных вопросов.

1-04-1941

Встреча Вышинского с посланником королевства Югославия в СССР М.Гавриловичем.

4-04-1941

Встреча Вышинского с посланником королевства Югославия в СССР М.Гавриловичем.

18-04-1941

Встреча 1-го зам. НКИД СССР А.Я.Вышинского с Криппсом.

Криппс вручил "Записку" на 14 листах, предназначенную Молотову (вероятнее всего, о Черчилля).

Вышинский пообещал, что ее передаст.

И они побеседовали по ее содержимому.

В этой записке не называя некоторые обстоятельства прямым текстом сообщается, что Англия уже ведет войну с Германией и ее правительство должно строить планы на будущее. Но по сведениям разных источников в скором будущем возможно движение Германии "на восток". А так как сейчас СССР продолжает снабжение Германии разными необходимыми товарами, то есть повод обсудить совместные действия в связи с возможным военным развитием событий в скором будущем.

Вышинский сделал вид, что не понимает, о чем идет речь. В частности, он отклонил попытки Криппса оспаривать право СССР торговать с Германией и с любым другим государством, заявив, что это дело СССР и только СССР.

ЦИТАТЫ ИЗ "ЗАПИСКИ"

....Недавние события войны и кажущееся решение Гитлера отложить попытку вторжения в Англию увеличили, по мнению Великобританского правительства, вероятность германского выступления на Востоке, и, по имеющимся у него сведениям, этот взгляд подтверждается со стороны большого числа независимых источников в других странах, особенно в самой Германии.

Предполагая, что Гитлер ныне намеревается вести войну, простирающуюся на несколько лет, какого мнения я придерживаюсь и которое подтверждается всеми имеющимися у нас сведениями, включая выступления самих руководителей Германии, он должен - как он сам заявил - обеспечить себе поставку достаточного количества продовольствия и сырья из другого источника, нежели те, которые теперь находятся в его распоряжении. Если ему не удастся добиться преобладания на морях - а это едва ли будет для него достижимо, - он сможет получить эти материалы в количестве мало-мальски соразмерном с его потребностями лишь от Советского Союза или через Советский Союз.

Таким образом, казалось бы, что развитие событий в Восточной Европе могло бы происходить по одному из двух вариантов. Другими словами, Гитлер мог бы покрыть свои потребности двояким образом: или путем соглашения с Советским Союзом, или же, если он не сможет заручиться заключением и выполнением такого соглашения, то путем применения силы попытаться захватить то, в чем он нуждается.

Что касается первого варианта, то придется лишь заметить, что Великобританское правительство было бы, очевидно, поставлено перед необходимостью усилить свою блокаду везде, где это представится возможным.

При втором варианте у нас был бы обоюдный интерес, ибо Великобритания уже противопоставляет свою силу силе Гитлера. В этом случае Великобританское правительство, исходя из своих собственных интересов, стремилось бы по мере сил оказать содействие с тем, чтобы помешать Гитлеру в достижении его цели, и в откладывании, таким образом, окончательной победы союзников. Мы приложили бы потому все старания, чтобы оказать содействие Советскому Союзу в его борьбе, причем помощь давалась бы нами в экономическом смысле или другим практическим способом, например, координированной воздушной деятельностью.

==================

.История вручения послания У.Черчилля И. В. Сталину, от 03.04.1941 г., крайне характерна для состояния советско-английских отношений в начале 1941 г. В английском имперском генштабе, а особенно лично у премьер-министра, к этому времени имелось значительное количество разведывательных данных о приготовлениях Германии к войне против СССР. Кроме общих источников, У.Черчилль располагал источником уникальным - методом расшифровки немецкой радиопереписки (т.е. операция "Ультра"). Когда именно этот источник сигнализировал о немецких приготовлениях, Черчилль решил в какой-то форме довести до Сталина наличные факты, не раскрывая источника. Черчиллю пришлось преодолеть внутреннее сопротивление, поскольку все предыдущие попытки найти общий язык с СССР не имели успеха (см. беседу Сталина с Криппсом от 1.07.1940 г. и последующие беседы Криппса с В. М. Молотовым и А.Я. Вышинским). 3 апреля Черчилль составил текст послания Сталину и передал его в Москву послу Криппсу. Тот 5 апреля ответил в Лондон, что личная передача послания невозможна. Черчилль тогда согласился на передачу послания не Сталину, а Молотову. Но и это Криппсу было сложно (Молотов уже не раз отказывался его принимать). Криппс предложил, чтобы послание было передано в Лондоне послу СССР И. М. Майскому, что было сочтено неприемлемым.

Сам Криппс сомневался, произведет ли послание премьера должное впечатление, и боялся, что оно будет "неправильно понято" в Москве как попытка поссорить СССР с Германией. Вдобавок развитие событий вокруг Югославии сделало неактуальным само предупреждение Черчилля, которое и без того было составлено весьма неопределенно. В конце концов Криппс, получив текст послания дипломатической почтой, передал его А.Я. Вышинскому 19 апреля.

5-06-1941

Встреча 1-го зам. НКИД СССР А.Я.Вышинского с Криппсом.

Криппс заявил, что по вызову своего правительства он вылетает на самолете из Москвы в пятницу утром, 6 июня с. г. в Стокгольм, чтобы оттуда отправиться в Лондон для консультации со своим правительством. Если Советское правительство, заявил Криппс, желает сделать какое-либо сообщение или заявление для Английского правительства, то Криппс готов сегодня или завтра встретиться с Председателем Совета Народных Комиссаров или народным комиссаром иностранных дел.

После отъезда Криппса из Москвы поверенным в делах Англии в СССР будет советник посольства Баггаллей.

Уходя, Криппс сказал, что, быть может, это его последний визит в НКИД, поблагодарил Вышинского за внимательное к нему отношение в течение всего "бесплодного" года его пребывания в Москве. Вышинский пожелал Криппсу счастливого пути.

13-06-1941

Сообщение ТАСС

Еще до приезда английского посла в СССР г-на Криппса в Лондон, особенно же после его приезда, в английской и вообще в иностранной печати стали муссироваться слухи о "близости войны между СССР и Германией". По этим слухам: 1) Германия будто бы предъявила СССР претензии территориального и экономического характера и теперь идут переговоры между Германией и СССР о заключении нового, более тесного соглашения между ними; 2) СССР будто бы отклонил эти претензии, в связи с чем Германия стала сосредоточивать свои войска у границ СССР с целью нападения на СССР; 3) Советский Союз, в свою очередь, стал будто бы усиленно готовиться к войне с Германией и сосредоточивает войска у границ последней.

Несмотря на очевидную бессмысленность этих слухов, ответственные круги в Москве все же сочли необходимым, ввиду упорного муссирования этих слухов, уполномочить ТАСС заявить, что эти слухи являются неуклюже состряпанной пропагандой враждебных СССР и Германии сил, заинтересованных в дальнейшем расширении и развязывании войны.

....

22-06-1941

Встреча 1-го зам. НКИД СССР А.Я.Вышинского с Г.Л.Баггалеем.

Баггалей заявил, что он еще не получил инструкций от своего правительства, но учитывая изменившуюся обстановку, заявил он, можно было бы установить сотрудничество, в известной мере, до получения инструкций от его правительства.

На вопрос Вышинского, в чем это сотрудничество могло бы выразиться, Баггалей сослался на беседу Идена с Майским, во время которой Идеи заявил, что в случае, если Германия нападет на СССР, то английские воздушные силы могли бы оказать помощь СССР путем бомбардировки германских вооруженных сил на Ближнем Востоке. Английское правительство могло бы оказать помощь в снабжении СССР через Владивосток или Персидский залив, а также для оказания помощи советскому командованию послать в СССР английских офицеров, имеющих опыт борьбы против германских танков.

Вышинский заявил Баггалею, что его сообщение передаст своему правительству и, если получит соответствующие указания, то поставит Баггалея в известность.

В связи с вышеперечисленным повторяю вопрос из 1-й части:

Так кто был для Сталина более важным врагом до 22.06.41 - Гитлер или Черчилль?

(29/10/2006)

Home ]