[ /номера страниц/, если есть, даются
внизу страницы!]
Видимо, разные. Но видимо, есть смысл
повнимательнее обратиться к ним. Ведь в 1940 году
еще не знали, как повернутся события летом
будущего 1941 года. А по ряду данных получается, что советский
Генштаб просто НЕ ВЕРИЛ в то, что немцы
нападут на СССР летом 1941! И этим определяется
стратегия советской военной подготовки к лету
1941. Но ведь к чему-то должна была готовиться РККА?
Какие-то планы ведь должны были быть у советского
Генштаба? Какие? По какой теории?
Хорошо, допустим, немцы нападают не на СССР, а на Англию.
Как должен был вести себя СССР? Оставаться нейтральным? Или вступить в
"махаловку"? На чьей стороне? Или сам по себе?
Это вопросы стратегии. Но должна была быть и теория ведения
и (что тоже очень важно!) теория Первого удара.
Что-то об этом говорилось в теории (ММВ) тех лет?
Некоторые современные историки
соглашаются, что у СССР был наступательный план,
но не столько реальный, сколько "на всякий
случай". Как, якобы, у остальных стран. Но его
реализация требовала многоплановой подготовки и
участия миллионов людей. И можно предположить,
что на эту цель должен был работать и
"Воениздат" в 1940-начале 1941 гг. Можно ли
посмотреть список издававшихся тогда книг?
Оказывается, можно. Есть сайт "Российская
книжная палата, Книгоиздание военных лет 1939-1945.
Ретроспективная библиография изданий 1939-1945
годов отражает национальный книжный репертуар
самого тяжелого времени для нашего государства -
время Великой Отечественной войны и Второй
мировой войны"
Поиск по издательству "Воениздат"
в 1940-1941 гг. вывел большой список книг, сотни
названий. Среди них боевые уставы, руководства
службы, инструкции по эксплуатации, опыт боев с
Финляндией, в Испании и т.д. И хотя больше 3-х
страниц посмотреть почему-то не удалось, среди
открывшихся названий нашлись и такие:
15. КОРСУН Н. Г. Алашкертская и
Хамаданская операции на кавказском фронте
мировой войны в 1915 году
/ Н. Г. Корсун. - М.: Воениздат, 1940. - 200 с., 7 отд. л.
карт. с.: с карт.; 23 см см.
16. РЕЗНИКОВ И. Александр
Македонский
[Очерк жизни и деятельности] / И. Резников. - М.:
Воениздат, 1940. - 144 с., 1 вкл. л. карт. с.: с илл и схем,
карт.; 19 см см.
21. Артиллерия в горах
Сб. статей. - М.: Воениздат, 1940. - 40 с. с.; 19 см см.
26. СТАНИШЕВСКИЙ А. Афганистан
[Соц.-экон. очерк] / А. Станишевский. - М.: Воениздат,
1940. - 88 с., 1 вкл. л. карт. с.: с илл., карт.; 20 см см.
45. Боевые
действия в горах
/ [Сост: Агапов, М. В. Алексеев, Биязи и др.];
Краснознаменная и ордена Ленина военная
академия Красной Армии им. М.В. Фрунзе. - М.:
Воениздат, 1940. - 240 с. с.: со схем. и карт.; 22 см.
46. КЛЕМЕНТЬЕВ В.Г. Боевые действия
горных войск
/ В.Г. Клементьев. - М.: Воениздат, 1940. - 208 с., 4 вкл. л.
схем. с.; 23 см см.
48. Боевые действия японской армии в
Маньчжурии и Шанхае 1931-1933 гг.
- М.: Воениздат, 1940. - 144 с., 1 вкл. л. схем. с.: со схем.;
20 см см. - (Воен.-историч. б-ка)
(в 1941-ом):
28. КОРСУН Н. Г. Балканский фронт
мировой войны 1914-1918 гг.
/ Н. Г. Корсун. - 2-е изд. - М.: Воениздат, 1941. - 136 с., 5
отд. л. карт. с.: с карт.; 20 см см. - (Б-ка командира)
Конечно, обучение действиям в горах
вообще-то должно входить в программу любой
военной подготовки. Но более конкретное изучение
географических условий конкретного ТВД всегда
есть отдельная конкретная тема. И лично меня
насторожила фамилия генерала Биязи в списке
авторов книги "45. БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ГОРАХ".
Если страна готовилась к отражению
внешней агрессии на своей территории, то какое
отношение к этой книге мог иметь специалист по
иностранным (европейским) языкам? Кроме того,
возникла идея уточнить биографии других авторов.
Конечно, определить личность только по
распространенной фамилии (Львов, Позняк) –
задача практически невозможная. Но по двоим
авторам кое-что удалось узнать. Полковник Попов
В.Т. указан автором книги "РАЗГРОМ ИТАЛЬЯНЦЕВ
ПОД АДУА", М., 1938 в списке литературы к статье
"ИТАЛО-ЭФИОПСКИЕ ВОЙНЫ" в 11 томе БСЭ, 3-ье
издание ( http://bse.chemport.ru/italo-efiopskie_vojny.shtml
). Он же указан автором книги "БОИ ЗА ВЕРДЕН",
М., 1939 в списке литературы к статье "ВЕРДЕНСКАЯ
ОПЕРАЦИЯ" в 4-ом томе БСЭ, 3-ье издание ( http://frizzant.com.ua/glossary/vine/3/10570/
)
Получается, что Попов В.Т. мог быть военным
историком.
Генерал Ильин-Миткевич А.Ф. указан в
списке первых генералов Красной Армии. Например,
на http://tewton.narod.ru/history/pervgeneral.html
:
Первые генералы инженерных войск
Красной Армии
Указом Президиума Верховного Совета
СССР от 7 мая 1940 года для высшего командного
состава Красной Армии были введены генеральские
звания, а 4 июня 1940 года Постановлением Совета
Народных Комиссаров Союза ССР были присвоены
первые генеральские звания. Это постановление со
списками генералов было опубликовано во всех
центральных газетах страны в номерах от
5,6,8,9,10,11,12,13 июня.
..........
В инженерных войсках звания
генерал-полковника не получил никто.
Первые генерал-лейтенанты инженерных войск:
1. Гундоров Александр Семенович.
2. Карбышев Дмитрий Михайлович.
Первые генерал-майоры инженерных войск:
1.Баранов Николай Парфентьевич.
.......
7.Ильин-Миткевич Александр Федорович.
Генерал-майор инженерных войск Ильин-Миткевич
был командующим инженерными войсками Киевского
ОВО и Юго Западного Фронта (1941), Сталинградского
фронта (1942) и 7-ой Армии (1944) ( http://www.soldat.ru/forum/index.html?page=16&id=16051&referer_query=page%3D16
,
список командования КОВО есть на http://220641.rkka.ru/.../kiev_okrug.htm
)
Еще генерал А. Ф. Ильин-Миткевич упоминается в
мемуарах Баграмяна и в книге В.Суворова
"ЛЕДОКОЛ":
http://www.npj.ru/rushistory/.../p07
07. ж) разоружение старой границы до
оборудования новой
...........
С началом войны "линия Сталина"
оказалась недовооружена. Вот как описывает
ситуацию Баграмян: "Начальник инженерного
управления фронта генерал А. Ф. Ильин-Миткевич,
руководивший восстановительными работами в этих
укрепленных районах, добавил, что
законсервированные огневые сооружения здесь
спешно приводятся в порядок, но вооружения для
них нет. Вся надежда на то, что отходящие войска
своевременно займут укрепления и используют там
свое оружие".
(например, на http://www.izb.su/suvor/f_suvor2900p14.html
, не считая сайт Суворова)
В.Суворов, "ЛЕДОКОЛ"
Глава 28. ЗАЧЕМ СТАЛИН РАЗВЕРНУЛ ФРОНТЫ
4.
.........
Иногда Гудериан, маскируясь,
появляется с биноклем у самой воды. А перед
началом "Барбароссы" уже и маскироваться
перестал: стоит в генеральской форме со своими
офицерами и смотрит в бинокль точно так же, как и
его советские противники. Не будем называть
советских генералов идиотами. Мы же не
усматриваем ничего идиотского в действиях
германских генералов. Это просто обычная
подготовка к наступлению. Так делается всегда и
во всех армиях, включая советскую, включая
германскую. Разница состояла только в том, что
Советский Союз готовил операцию несравнимо
большего размаха, чем германская операция
"Барбаросса", поэтому советские командиры
начали рекогносцировочные работы гораздо
раньше, чем германские командиры, но
намеревались ее завершить в июле 1941 года. Есть
упоминания о том, что Баграмян, изучавший горные
перевалы в Карпатах, одновременно "тщательно
отрекогносцировал значительный участок
границы" (ВИЖ. 1976. N: 1). И было это в сентябре 1940
года.
Рекогносцировку с советской стороны
проводят командиры всех рангов. Начальник
инженерных войск Юго-Западного фронта генерал-майор
А.Ф. Ильин-Миткевич в момент начала войны
оказался на самой границе в Рава-Русской
(Полковник Р.Г. Уманский. На боевых рубежах. С. 39).
===========
Кроме того, генерал Ильин-Миткевич из
Военно-инженерной академии Красной Армии им. В. В.
Куйбышева указан автором "КРАТКОГО
СПРАВОЧНИКА ПО ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОМУ ДЕЛУ" (80
стр., "Воениздат", 1941 - http://1945.bookchamber.ru/description117104.htm
)
Итак, среди 8 авторов книги "БОЕВЫЕ
ДЕЙСТВИЯ В ГОРАХ" 1940 г. с генеральскими и
полковничьими званиями один – профессионал по
переводам с европейских языков, второй –
профессионал по военно-инженерному (саперному)
делу, третий – военный историк.
Но хорошо, допустим, книга о войне в горах
выпускалась с целью подготовки обороны на своей
территории. Допустим.
Остается посмотреть, какие горы в СССР могли
оказаться в зоне боевых действий в случае
нападения какого-нибудь соседнего государства.
Берем фрагмент глобуса с Европой, Азией и
северной Африкой. Оттенками зеленого на нем
показаны низменности от ниже уровня моря (до - 200
м, например, Прикаспийская низменность) и высоты
до 500 м над уровнем моря. Коричнево-желтый –
высоты и горы от 500 м до 3 км. Серый – от 3 до 5 км. И
белый – свыше 5 км (например - Гималаи).
И как показывает внимательное изучение этой
карты, в 1940 году практически не было в СССР гор,
которые могли бы оказаться в зоне боевых
действий. Практически вся европейская и большая
часть азиатской его территории - это низменности.
Серьезные горы - фрагмент Карпат на западе
Украины, Кавказ на юге европейской части, горы на
границе с Афганистаном, Китаем и Монголией в
азиатской части. И есть горные системы в
малоосвоенных человеком востоке Якутии и на
Дальнем Востоке, где суровый климат и вечная
мерзлота. И к обороне каких из них надо было
готовиться в 1940 году? Памира со стороны
Афганистана? Мягко говоря, очень маловероятно.
Какие-то контрабандисты еще могли там появиться.
Но это забота внутренних войск (в то время - НКВД),
а не Красной Армии. Может, китайцы развернули бы
наступление через пустыню Гоби на степи и
полупустыни Казахстана? Или через Манчжурию на
Забайкалье? В дополнение к своей гражданской
войне и к войне с японцами? Невероятно! Горную
границу с Монголией можно было бы расценивать
вообще как глубокий тыловой район. Может быть,
Кавказ со стороны Турции? Возможно, хотя тоже
очень маловероятно. В то время Турция имела
договор с Британией, которая воюет с немцами. И
какой был смысл туркам наступать на СССР через
Кавказ? У них же танков практически не было! На
ишаках? По горным тропам еще можно, а дальше много
не навоюешь! Может, горы Крыма? Отпадают сразу. Их
стратегическая ценность равна нулю. Как Ялту в 1941
году сходу отдали, так в 1944 и взяли без особых
трудностей. Оборонять ЮБК (южный берег Крыма)
никаким войскам нет никакого смысла. Остаются
Карпаты (со стороны Украины)... Но и в этом случае
их важность для обороны сомнительна. Еще вопрос -
кому наступать. У Венгрии сил не хватит. А немцы
могут обойти с фланга (что и сделали летом 1941). И
фсё...
Так к обороне каких гор в СССР надо было срочно
готовиться в 1940 году?
В 1940 году в СССР - никаких. Но возник вопрос:
- А ВЫ НЕ
БЫЛИ В КОЛЕНЗО?
Думаю, абсолютное большинство опрашиваемых на
такой вопрос ответило бы контрвопросом:
- А ЭТО ГДЕ?
Ну как, ГДЕ ? Уточняю - на реке Тугела.
Разве Вы не знаете? Конечно, это не Волга, не
Днепр. Но река существует. Причем, на слегка
возвышенной предгорной территории. В почти 100 км
от Колензо на юго-запад находится тамошняя
крупнейшая гора - Табана-Нтленьяна, 3482 м над
уровнем моря (или 11424 фута).....
Никогда не слышали? И какое отношение Колензо с
Тугелой и Табаной-Нтленьяной имеют к Великой
Отечественной войне? Отвечаю сразу: никакого!
Но как оказывается, они имеют какое-то
отношение к предвоенной подготовке. Но сначала о
том, где же находятся эти географические объекты?
А находятся они на востоке ЮАР (Южно-Африканской
республики):
Справа-внизу рисунка порт Дурбан - на берегу
Индийского океана почти на самом юге Африки.
Слева желто-белые горы с горой Табана-Нтленьяна
(высоты выше 3 км) - в границах королевства Лесото.
Кстати, это юго-восточная часть т.н. УСТУПА
БОЛЬШОГО ("Уступ Роджерса", "Великий
Уступ"), обрыв, отделяющий высокие плато Южной
Африки от прибрежных равнин. Протягивается более
чем на 2000 км параллельно берегам Индийского и
Атлантического океанов от Южной Родезии до
Анголы. Представляет собой флексуру,
подвергшуюся действию денудации. Наибольшей
высоты У. Б. достигает в Драконовых горах (г.
Табана-Нтленьяна, 3482 м), где его относительная
высота местами превышает 2000 м. .... У. Б. оказывает
большое влияние на климат юго-восточных берегов
Африки, задерживая влагу, приносимую
юго-восточными пассатами с Индийского ок. (БСЭ,
том. 27)
При чем здесь все это?
А при том, что в книге "БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ В
ГОРАХ" приводится много примеров боев в
горных условиях во время разных войн как правило
вне границ СССР и по времени от генералиссимуса
Александра Васильевича Суворова до 1940 года. Вот
цитата со стр. 75-77 этой книги:
ГЛАВА V
НАСТУПАТЕЛЬНЫЙ БОЙ В ГОРАХ
Общие положения
Невозможность создания в горах
сплошного фронта, занятого повсюду достаточно
плотно, трудность переброски резервов и рокадных
перемещений требуют высокой активности войск и
постоянного и непрерывного удержания в своих
руках инициативы действий.
Пассивные действия одной стороны
позволят другой овладеть инициативой,
использовать открытые фланги, незанятые или
слабо занятые промежутки для обходов, охватов и
окружения. Пересеченный характер местности
позволит наступающему в ряде случаев скрыть
концентрацию войск на каком-либо участке для
нанесения мощного удара, а парирование этого
удара не всегда возможно с такой быстротой,
которая обеспечивала бы успех.
Один из величайших гениев
человечества Ф. Энгельс с присущим ему
мастерством анализа дал превосходную по своей
глубине и правильности оценку различным
тактическим приемам горной войны. "...Таким
образом, — писал он, — и с тактической, и со
стратегической точек зрения мы приходим к
заключению, сделанному эрцгерцогом Карлом
Австрийским, одним из лучших генералов горной
войны и одним из классических теоретиков этого
вопроса. гласящему, что в войне этого типа [т. е.
горной воине.— Ред.] наступление имеет огромные
преимущества перед обороной" [Ф. Энгельс,
Горная война прежде и теперь. Избранные военные
произведения, т. I, 1937 г., стр. 382 и 383].
Красная Армия своими успешными
действиями в гражданскую войну в исключительно
сложной по политическим и географическим
условиям обстановке Кавказа, Средней Азии и
Дальнего Востока лишний раз подтвердила
правильность высказываний своего великого
учителя и показала, что для армии
социалистической революции не существует
никаких преград. Во время боевых действий и своей
мирной учебы Красная Армия не раз преодолевала
зимой ряд труднейших перевалов, которые в зимнее
время считались вообще недоступными.
В той же статье "Горная война прежде
и теперь" Ф. Энгельс /75/ указывает, что
"правилом Наполеона в горной войне было:
"Где может пройти козел, там может пройти
человек; где пройдет человек, пройдет батальон, а
где батальон, там армия".
Этого же правила придерживался и
великий русский полководец Суворов, говоривший:
"Где пройдет олень, там пройдет солдат, а где
пройдет солдат, там пройдет целое войско".
Очень часто при обходе неприятельских позиций он
отдает предпочтение весьма трудным
направлениям, чтобы тем лучше обеспечить
внезапность. Так он поступает при наступлении на
Сен-Готард, высылая в обход неприятельских
позиций с тыла отряд ген. Розенберга через
Диссентисс к Урзерну и австрийскую бригаду
Ауфенберга на Амштег. Та же система обходов была
им применена и 14 сентября 1779 г. при атаке
французов у Урнер-Лоха и Чортова моста. Сильные
горные позиции, казавшиеся недоступными, пали
под ударами русских благодаря умелому
соединению Суворовым фронтальных ударов с
обходными действиями.
Последующие войны в горах также
изобилуют многочисленными примерами обходов и
охватов наступающим позиций обороняющегося.
Широкое применение обходов в горах при
наступлении вытекает, во-первых, из большой силы
фронтальных позиций и, во-вторых, из прерывчатого
характера фронта обороны.
Фронтальные атаки сильных горных
позиций связаны со значительными потерями для
наступающего. Поэтому прорыв оборонительной
полосы применяется только в тех случаях, когда
исключена возможность обходов. В этом случае
местность на направлении главного удара должна
допускать применение достаточного количества
средств подавления, особенно артиллерии и
танков.
К чему приводит недостаточно хорошо
организованное фронтальное наступление на
сильные горные позиции, видно из поражения
англичан в бою у Колензо 15 декабря 1899 г. во время
англо-бурской войны (схема 2). Отряд буров,
состоящий из 3 тыс. человек с 3 орудиями,
оборонялся по высотам левого берега р. Тугела на
протяжении 11 км. Со стороны англичан в
наступлении приняли участие 16,5 батальона, 3 роты
ездящей пехоты, 15 эскадронов и 44 орудия, из коих 14
морских. На стороне наступающего было явное
превосходство в силах и средствах. Однако
англичане не могли подавить или расстроить
обороняющегося. Наступление, как видно из схемы 2,
носило чисто фронтальный характер и было отбито
с большим уроном для англичан (1130 человек убитыми
и ранеными, 196 человек пленными, 10 орудий с
передками и зарядными ящиками). 11 и 24 января 1900 г.
англичане еще два раза пытались наступать, введя
в дело еще больше сил, но оба раза терпели неудачи
и понесли еще большие потери.
Наиболее важными являются
направления, пролегающие вдоль долин и плато,
обеспеченные лучшими путями, удобные для
развертывания и допускающие широкое применение
технических средств борьбы. Долинами владеет
тот, кто держит в своих руках окаймляющие их
хребты и высоты. Отсюда наступательный бой —
борьба за хребты, перевалы и командующие высоты,
дающие лучший обзор, обстрел и преимущества
действий сверху вниз. /76/
Возможность использования основной
массы войск только вдоль долин и плато,
ограниченность размеров последних и их
разобщенность труднопроходимыми и
непроходимыми участками приводят к действиям на
широких фронтах отдельными частями, реже
подразделениями, иногда совершенно
изолированными друг от друга. В силу этих причин
бой соединения, а иногда и части, распадается на
ряд очагов борьбы частей и подразделений. От
результатов этих частных боев и зависит успех
действий. Для окончательной победы над
противником необходимо выиграть на главном
направлении, выйти на сообщения противника с
тылом, окружить и уничтожить его.
Если главный удар наносится с фронта,
должны быть использованы все возможности для
охвата позиций противника на открытых флангах
или для вклинения в незанятые или слабо занятые
промежутки в оборонительной полосе хотя бы
мелких подразделений или групп.
Подход и разведка оборонительной полосы
Подходу к полосе заграждений должна
предшествовать разведка оборонительной полосы,
которая ведется авиацией и органами наземной
разведки. Воздушная разведка организуется или в
корпусном, или в дивизионном масштабе; последнее
будет в случае действий на широких фронтах и
усиления дивизий разведывательной авиацией.
Наземная разведка организуется самостоятельно
действующими соединениями, частями и
подразделениями. Полосы местности, где возможно
движение без дорог, должны даваться
разведывательным отрядам. Для разведки
отдельных направлений назначаются пехотные
подразделения. Неизбежность встреч как с
разведкой, так и /77/.....
- Ну чего уж так сразу с наступления?
- может возникнуть кое у кого претензия.
Действительно, при войне в горах кроме
наступления бывает и оборона, и встречный бой, и
организация марша, и формирование тыла, и
инженерное обеспечение и т.д. и т.п. В книге 240
страниц, рассматриваются разные вопросы ведения
боев в горах, в чем можно убедиться по содержанию
на двух с лишним листах:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. Горы и их влияние на действия войск
...3
Особенности горного театра ...--
Особенности применения в горах различных родов
войск ...10
Глава II. Управление войсками и организация
связи ...24
Глава III. Боевое обеспечение действий войск
в горах ...36
Разведка ...--
Охранение ...43
Служба безопасности в горах ...47
Противовоздушная оборона ...49
Противотанковая оборона ...51
Противохимическая оборона ...52
Глава IV. Служба войскового тыла и
материальное обеспечение в горах ...54
Организация тыла ...--
Общая схема построения тыла ...--
Глубина тыловых районов ...58
Пути подвоза и эвакуации ...59
Транспорт ...61
Регулирование движения ...64
Связь в тыловых районах ...
Охрана н оборона тыла ...65
Управление тылом ...66
Служба снабжения ...67
Артиллерийское снабжение ...--
Военно-техническое снабжение ...68
Военно-хозяйственное снабжение ...--
Санитарная служба ...69
Ветеринарная служба ...70
Комплектование людским составом ...71
Особенности службы тыла в наступлении ...72
Особенности службы тыла в обороне ...73
Особенности службы тыла на марше и во встречном
бою...74
Глава V. Наступательный бой в горах ...75
Общие положения ...--
Подход и разведка оборонительной полосы ...77
Организация наступательного боя ...81
Боевое обеспечение наступательного боя ...90
Ночная атака ...92
Наступление с форсированием речной преграды ...95
Наступление зимой ...96
Наступление в прибрежной зоне ...98
/237/
Глава VI. Встречный бой...101
Характеристика встречного боя в горах ...--
Разведка в предвидении встречного боя ...--
Марш ...103
Меры обеспечения марша ...108
Распределение сил и средств в колонке ...110
Управление и связь на марше ...111
Предбоевой порядок ...113
Бой авангардов ...114
Действия главных сил ...116
Глава VII. Оборона в горах ...120
Основы обороны ...--
Построение обороны ...128
Боевое обеспечение обороны ...132
Организация и ведение оборонительного боя...133
Оборона ночью ...137
Подвижная оборона ...139
Выход из боя ...140
Оборона зимой ...142
Глава VIII. Окружение и выход из окружения в
горах ...141
Окружение ...--
Противодействие окружению ...158
Бой в окружении ...159
Выход из окружения ...161
Глава IX. Устройство, оборона и преодоление
инженерных и химических заграждений в горах ...165
Общие положения...--
Устройство и оборона заграждений. Заграждения на
дорогах и тропах...--
Заграждения перед передним краем обороны ...167
Заграждения на флангах и в тылу ...169
Оборона заграждений ...170
Преодоление заграждений ...171
Инженерная и химическая разведка ...--
Уничтожение (обезвреживание) заграждений ...172
Преодоление заграждений ...174
Метод расчета и планирование ...175
Основные нормы по устройству и преодолению
заграждений в горах...176
Устройство заграждений ...
Преодоление заграждений ...178
Глава X. Передвижение войск ...180
Общие положения ...--
Походное движение (марш) ...182
Особенности ночного марша ...202
Особенности горного марша зимой ...203
Автомобильные перевозки ...204
Глава XI. Отдых и его охранение ...208
Общие положения ...--
Порядок расположения войск на отдых и требования
боевой обстановки ...209
Расположение биваком в летних условиях. ...211
Расположение биваком зимой ...216
/238/
Расположение на отдых в высокогорных условиях
...219
Расположение на отдых в населенных пунктах ...221
Сторожевое охранение ...223
Глава XII. Действия мелких отрядов в тылу
противника ...226
Основные положения и задачи отрядов ...--
Действия в непосредственном тылу противника ...228
Действия в глубоком тылу противника ...231
Борьба с мелкими отрядами противника, проникшими
в наш тыл ...235
/239/
Когда читаешь этот фундаментальный труд, то
периодически возникает мысль о том, что его
значение не уменьшилось и в настоящее время.
Особенно, если планируются крупные, особенно,
наступательные боевые операции в "хороших"
горах. Вот, например, глава 6 (выделение жирным
- в основном zhistory):
ГЛАВА IV
СЛУЖБА ВОЙСКОВОГО ТЫЛА И
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ГОРАХ
Организация тыла
Задачи тыла при действии войск в горах
тождественны с задачами тыла в условиях
равнинной местности, но выполнение их
значительно сложнее, так как связано с
дополнительными трудностями по преодолению
суровых природных особенностей.
Организация тыла находится в прямой
зависимости от степени культурности того
горного района, на котором приходится его
организовывать, причем особое значение
приобретает существующая сеть путей сообщения.
На направлениях, имеющих железную
дорогу и достаточно развитую сеть колесных
грунтовых путей, организация тыла
осуществляется по общему принципу, как и на
равнинной местности.
На направлениях же, где единственными
путями сообщения являются грунтовые дороги и
вьючные пути и где по замыслу операции
предполагается глубокое вклинение в горный
район, связанное с большой растяжкой путей
подвоза, тыл приходится организовывать иначе,
чем обычно, придавая ему новые формы и вводя
новые средства.
Общая схема построения тыла
При отсутствии питающей армию
железнодорожной коммуникации последняя
заменяется грунтовой, по возможности с
искусственным верхним строением, а при
отсутствии ее —улучшенными грунтовыми путями.
Допустимая растяжка таких грунтовых
коммуникаций находится в прямой зависимости от
вида транспорта, могущего быть использованным на
ней.
Возможность использования
автомобильного транспорта позволяет иметь
большую растяжку путей подвоза, при
использовании же колесного гужевого транспорта
— значительно меньшую, а при вьючном —
ограниченную.
Поэтому смело можно оказать, что
решающее значение на организацию тыла оказывает
качество и число дорог данного направления,
рельеф местности, по которым они пролегают, и тот
транспорт, который на них может быть использован.
/54/
Отсутствие железной дороги, а
вследствие этого и трудность быстрой подачи
грузов большого тоннажа вызывают необходимость
создавать в тылу армии на грунте мощные
запасы всех видов, необходимые для обеспечения
боевой деятельности и жизни армии. Запасы эти
должны быть тем значительнее, чем больше
сложность перевозки их по грунту и чем больше
вероятность аварий на путях подвоза (обвалы,
осыпи, размывы, наличие снежных перевалов и т. д.).
Отсюда появляется новое понятие: база и станция снабжения на грунте.
База армии на грунте, имеющая
функции распределения запасов по входящим в
армию соединениям, приближает ее к принятому
понятию распорядительной армейской станции;
но в отличие от нее она имеет в своем
распоряжении крупные запасы, рассредоточенные
на значительном пространстве.
Местоположение ее — широкая долина,
удобная для размещения как больших запасов, так и
различных тыловых учреждений армии и имеющая
дорожные выходы на направления снабжаемых ею
войсковых соединений. При базе армии должны быть
развернуты все тыловые учреждения,
обеспечивающие ее работу, обслуживающие подвоз
транспортные средства, ремонтные органы,
госпитальная база и ветеринарные лазареты.
Здесь будет конечный этап для большей
части раненых; здесь будут накапливаться
материальная часть, требующая заводского
ремонта, и трофейное имущество.
Ближе к войскам, действующим на фронте,
открываются армейские станции снабжения на
грунте.
База армии и станции снабжения на
грунте соединены грунтовыми коммуникациями,
оборудованными и обслуживаемыми средствами
армии; они во всех отношениях подчинены
командованию армии. Станция снабжения на грунте
должна иметь головные склады всех видов
снабжения. При ней располагается головное
отделение полевого эвакуационного пункта (ГОПЭП)
с необходимым числом резервных подвижных
госпиталей, армейские ветеринарные и
эвакуационные ветеринарные лазареты. Здесь же
размещаются авторемонтные мастерские и
организуется приемо-сдаточный пункт аварийной
материальной части. При такой станции снабжения
должен находиться резерв транспортных частей
тех видов, которые предполагаются к
использованию на данном операционном
направлении.
В тех случаях, когда стрелковый
корпус действует на значительно изолированном
операционном направлении и на долгое время
привязан к этому направлению или когда
управление станцией снабжения на грунте
затруднено условиями местности или очень
большими расстояниями,— может быть признано
целесообразным передать такую станцию снабжения
на грунте, со всеми средствами, тыловыми частями
и учреждениями, в полное подчинение командиру
стрелкового корпуса.
Не исключены случаи, когда и отдельно
действующим на трудных изолированных
направлениях дивизиям придется выделить /55/
самостоятельные станции снабжения на грунте с
оставлением ее в распоряжении армии или с
передачей ее в подчинение командиру стрелковой
дивизии.
Такая станция снабжения на грунте
должна иметь запасы всех видов, обеспечивающих
корпус на время от 5 до 10 суток.
Станция снабжения на грунте
развертывается при удалении войск от железной
дороги, превышающем суточный пробег
автотранспорта или двухсуточный пробег конного
гужевого транспорта. Располагать станцию
снабжения на грунте выгоднее в центре
разветвлений дорог, являющихся путями подвоза
дивизий. Однако очень часто путь, намеченный
как грунтовая коммуникация корпуса, будет
иметь ответвления путей подвоза дивизий не в
одном узле и на известном удалении один от
другого, причем эти выходы для различных
дивизий иногда могут быть на различном удалении
от начала грунтовой коммуникации корпуса. В этом
случае станцию снабжения на грунте следует
размещать в удобном районе, например в широкой
долине. Если между распорядительной станцией и
войсками имеется трудный участок грунтовой
армейской коммуникации (перевал и т. д.), то
станция снабжения на грунте должна обязательно
располагаться за трудным участком, ближе к
войскам, страхуя их своими запасами.
Станция снабжения на грунте
переносится вперед, вслед за продвигающимися
войсками, только по достижении предельной
растяжки путей подвоза.
Ближе к фронту размещаются дивизионные базы на грунте.
Дивизионная база организуется перед
началом боевого столкновения. Местоположение ее
соответствует ответвлению пути подвоза дивизии
от грунтовой коммуникации корпуса. В том случае,
когда направления коммуникаций дивизий
расходятся от станции снабжения на грунте
(корпусной базы) и когда на путях подвоза дивизий
может работать тот же вид транспорта, что и на
грунтовой коммуникации корпуса, дивизионные
базы организуются только при отрыве войск,
препятствующем своевременному и в нужных
размерах подвозу дивизионными штатными и
приданными транспортными средствами.
Запасы дивизионной базы накапливаются
в размерах, обеспечивающих проведение очередных
боевых действий на всю намеченную глубину (при
наступлении) или на определенный срок (при
обороне), позволяя к концу боевых действий
сохранить полностью штатные возимые и носимые
запасы дивизии. Ориентировочно запасы
дивизионной базы должны обеспечивать боевые
действия войск на срок 3—5 суток. При
устойчивости фронта они могут быть больше, при
неустойчивости меньше.
Наличие подобных дивизионных баз
необходимо потому, что, с одной стороны,
приходится страховать войска от возможных
перебоев в подвозе из-за обвалов, разливов горных
ручьев, снежных заносов на перевалах и т. п., а с
другой стороны, нельзя не учитывать относительно
малую пропускную способность путей подвоза,
особенно при конном транспорте, и сравнительно
большой /56/ расход боеприпасов, не могущих быть
доставленными в нужном количестве в короткие
сроки.
Кроме того, в большинстве случаев, как
это будет изложено ниже, на путях подвоза дивизии
первое время, до соответствующей разработки
путей, вынужден будет работать не автомобильный,
а конный гужевой транспорт, так что дивизионная
база одновременно явится перевалочным пунктом.
Здесь же, очевидно, временно придется оставить и
автомобильный транспорт дивизии до момента,
когда он вновь может быть применен для подвоза от
дивизионной базы к войскам. В районе
расположения дивизионной базы размещаются
полевой подвижный госпиталь и ветеринарный
лазарет 1-й линии армии.
Дивизионная база при начале боевых
действий, когда ожидается продвижение войск
вперед, по возможности приближается к линии
фронта. Если дивизионная база не в состоянии
продвигаться за войсками, а растяжка путей
подвоза к полкам получается большая, база
выделяет из своего состава промежуточную базу,
которая, используя вьючные средства, выдвигается
вперед.
Дивизионная база есть средство дивизии и подчиняется ее командованию.
В случае больших трудностей подвоза и
необходимости обеспечивать полки, действующие
на изолированных направлениях, могут
организовываться и полковые базы — неподвижные
и подвижные.
Неподвижная полковая база
организуется у тыловой границы полка. При ней
организуются: сборный пункт легко раненых и всех
подлежащих эвакуации в тыл; пункт сбора
требующего эвакуации конского состава, пункт
сбора аварийной материальной части и трофейного
имущества; пункт сбора военнопленных. При базе
должен находиться питательный пункт. Полковая
база обычно организуется у ответвления пути
подвоза полка от пути подвоза дивизии. Ввиду
того что сравнительно часто отдельные полки
дивизии будут действовать на направлениях, где
единственными путями будут вьючные тропы,
полковая база явится перевалочным .пунктом с
колесного на вьючный транспорт. При ней будет
сосредоточен колесный транспорт полка и
батальонов, который не будет в состоянии
следовать за ними.
Подвижная полковая база передвигается
за полком в случае вынужденного его отрыва на
расстояние, не позволяющее осуществлять
нормальный подвоз. По существу подвижная база
является средством усиления полка транспортными
средствами и запасами.
Передвижение баз. Станция снабжения
на грунте, как уже было сказано выше,
передвигается вперед только при предельной
растяжке путей подвоза между ней и войсками.
Фактически станция снабжения на
грунте вперед не передвигается, а со всеми своими
запасами составит промежуточную армейскую базу,
в то время как впереди ее развернется новая
станция снабжения па грунте, выделяемая из
резерва армии со всеми необходимыми
учреждениями и частями. Она обычно развернется
на месте дивизионных баз, впитав в себя и
оставшиеся от них запасы, если дивизии не в
состоянии их перевезти. /57/
При возможности одновременно
двухстороннего движения провозоспособность
увеличивается примерно в два раза.
Конный гужевой транспорт. В тех
случаях, когда резко выраженный горный рельеф,
трудный профиль путей и верхнее строение полотна
не позволяют использовать автомобильный
транспорт, следует применять конный гужевой
транспорт.
Недостатком этого вида транспорта
является медленность его движения,
ограниченность суточного пробега и малая
грузоподъемность. Кроме того, большое число
лошадей делает его мало рентабельным для работы
на большие расстояния, так как конский состав,
требуя в день до 8 кг продфуража на голову,
сокращает возможность переброски полезного
груза. Если взять пять звеньев подвоза
величиною всего по 30 км, т. е. общую растяжку
подвоза в 150 км, то для питания лошадей на
каждую повозку придется иметь продфуража по 208 кг
(150 км в два конца = 300 км; за 10 дней пути и 3 дневки
на две лошади потребуется 26 суточных дач по 8 кг)
при полезной грузоподъемности каждой повозки
около 480 кг.
Поэтому пределом возможности работы
конного гужевого транспорта следует считать
растяжку, не превышающую 150 км.
Конный гужевой транспорт позволяет по
одной дороге, допускающей двухстороннее
движение, подвезти грузы в 2200 т; при движении в
одну сторону — в два раза меньше. Для составления
этого расчета взяты: скорость движения — 3 км в
час, грузоподъемность повозки — 460 кг, длина
повозки с дистанцией между повозками —10 м,
рабочая эксплоатация пути — 16 час.
Вьючный транспорт. На отдельных
направлениях, где отсутствуют колесные
грунтовые пути и имеются лишь горные тропы,
допускающие движение отдельных вьючных
животных, необходимо применять вьючный
транспорт. Вьючный транспорт имеет несколько
видов, сообразно обслуживающим его вьючным
животным. Наиболее полноценным является вьючный
транспорт на мулах. Каждый мул может быть
нагружен до 110 — 120 кг. Рентабельность этого вида
транспорта определяется протяжением
обслуживаемого им маршрута — до трех суточных
переходов.
Конный вьючный транспорт. Лошадь
может нести груз 90 — 100 кг. Рентабельность
конного вьючного транспорта определяется до
двух суточных переходов.
Ишачий вьючный транспорт. Ишак (осел)
может поднять груз в 50 — 70 кг. Несмотря на малую
вьючную способность ишака, вьючный ишачий
транспорт выгоден неприхотливостью этого
животного, способного употреблять в корм всякие
травы и растения. Однако применять его наиболее
выгодно в полковом и батальонном звене подвоза.
Верблюжий транспорт. Этот вид
транспорта применим в горно-песчаных районах. В
периоды дождей с сильным размоканием почвы, а
также при каменистом грунте верблюжий транспорт
использован быть не может. При использовании его
необходимо помнить, что в процессе движения он
требует остановок для перевьючения, вследствие
спадания горба верблюда. Верблюд может поднять
груз в 150 — 170 кг. /62/
Местный транспорт. При действии в
населенных горных районах можно частично
использовать местный аробный колесный транспорт
с различными упряжными животными — быками,
верблюдами, яками, лошадьми — и приспособить под
вьюки быков и яков.
Большое разнообразие транспортных
средств, которые будут применены в горах,
невозможность заблаговременного полного
предвидения, где и когда этот транспорт
потребуется, вызывают необходимость содержания
резерва транспортных средств: в звене дивизии —
конного и гужевого и отчасти вьючного; в полковом
звене — большей частью вьючного, а в батальонном
вьючный транспорт должен быть преобладающим.
Канатные дороги. На отдельных
коротких участках с трудными крутыми подъемами и
спусками для облегчения скорости продвижения
грузов следует устраивать канатные подвесные
дороги. На труднодоступной местности они
облегчают и ускоряют подвоз и эвакуацию.
Использование их возможно во всех звеньях
подвоза, с переброской их с одного места на
другое, что требует дополнительного транспорта.
Автомобильный транспорт следует
широко использовать в звене подвоза армии,
дивизии и полка во всех случаях, когда это
возможно по условиям дорожной сети. Трехосные
автомашины и машины со всеми ведущими колесами в
горах имеют преимущества перед двухосными и
только с ведущими задними колесами.
Авиатранспорт. Современное
состояние авиации позволяет говорить о
возможности использования для
транспортирования грузов не только специальных
транспортных, но и боевых самолетов.
Наиболее частое обеспечение войск с
воздуха будет в случаях полной невозможности
осуществлять подвоз другими видами транспорта.
Однако от подвоза авиатранспортом не
следует отказываться и в тех случаях, когда
войскам требуется срочная подача грузов или
когда провозоспособность пути какого-либо
направления является недостаточной.
Авиатранспорт может осуществлять
подвоз либо с посадкой на землю в пункте
назначения, если этому благоприятствует
местность, либо сбрасыванием грузов с парашютами
при невозможности посадки на землю.
Опыт последних войн, особенно при
действиях на малокультурных театрах,
подчеркивает полную возможность обеспечения
авиатранспортом войск всеми видами запасов, от
боеприпасов и горючего до горячей пищи,
сбрасываемой в специальных термосах,
включительно.
Заканчивая рассмотрение видов
транспорта и возможности применения их в горных
условиях, следует сказать, что на каждом
направлении в большинстве случаев вынуждены
будут работать все виды транспорта или большая
часть из них, наращивая последовательно звенья
подвоза и прибегая к виду, отличающемуся большей
независимостью от качеств пути, по мере
проникновения в районы с суровой, малодоступной
горной местностью. /63/
Итак, при внимательном чтении этой книжки
возникает предположение, что ее готовили для
реализации планов проведения крупных, в первую
очередь, наступательных боевых операций в
больших горных массивах с участием не только
полков, но и дивизий, (стрелковых) корпусов и
армий на сотни километров в глубину! Однако,
трудно представить, что бой ведет всего лишь одна
армия (например, 6-ая). А чем будут заниматься
другие армии? (Например, 3-ья, 8-ая и 15-ая полевые).
Отдыхать? Но следом может возникнуть и другой
вопрос: а где на Земле можно найти такие крупные
горные массивы, пройти которые на сотни
километров предполагается НЕСКОЛЬКИМ полевым
армиям? Возможно - Карпаты, Альпы в Европе.
Возможно - Иранское нагорье. Возможно - Испания.
Возможно - Турция (см. рисунок с глобуса). Возможно
- и Гималаи, чего уж тут мелочиться! А там, глядишь,
и до Колензо окажется "рукой подать"!...
Кстати, в главе Глава V. Наступательный
бой в горах есть интересный параграф - "Наступление
в прибрежной зоне ...98". Если посмотреть на
карту (лучше - на глобус), то в СССР таких участков
очень мало (ЮБК в Крыму и запад Кавказа). А вот в
других странах они встречаются: Иран (Каспий с
севера, Персидский залив с юга), Турция (2/3 границы
– морской берег), Балканы, Испания, Норвегия
(Скандинавские горы с морскими берегом),
Шотландия (север Великобритании), северо-запад
Африки.
На то, что эта книга рассчитана на ведение боев
за границами СССР говорит и наличие массы
примеров из ведения боев именно там - за
границами СССР. Например, стр. 12-14
.....Переходя к особенностям
применения артиллерии в горах, надо отметить, с
одной стороны, целый ряд трудностей для движения
и ведения огня артиллерией в горных условиях, а с
другой — то, что чем труднее условия боя для
пехоты, тем больше нуждается она в своевременной
.и мощной артиллерийской поддержке. Это
требование на первый взгляд кажется трудно
осуществимым, так как бездорожье и сложные
условия горного рельефа затрудняют /12/
применение артиллерии в больших размерах.
Значительное насыщение войск гаубичной
артиллерией до известной степени облегчает
разрешение этого вопроса. Кроме того, опыт ряда
войн в горных условиях ясно доказал большую
приспособленность артиллерии для движения и
действия в горах. Это характерно не только для
легкой, но и для тяжелой полевой артиллерия.
Соотношение тяжелой и легкой артиллерии на
горных театрах (итало-австрийский фронт во время
первой империалистической войны, операции в
Дагестане во время гражданской войны в СССР,
война в Испании в 1937 г.) было примерно как 1 : 1, а в
Дагестанской операции тяжелая артиллерия даже
имела перевес (6 : 5).
Необходимость наличия тяжелой
артиллерии для осуществления важных операций в
горах подтверждается значительным количеством
боевых примеров. Остановимся на некоторых из них.
В 1917 г. на участке Флитш на
итало-австрийском фронте группа Краусса, решив
прорвать одним ударом все три линии итальянских
позиций, поставила себе предварительным
условием успеха тщательную артиллерийскую
подготовку при помощи мощной тяжелой артиллерии.
Итальянцы также использовали с большим успехом
тяжелую артиллерию, подтянув ее вместе с
подкреплениями к району Лячо, причем это было уже
в последних числах октября и при неблагоприятной
погоде.
На сирийско-киликийском фронте в 1920
— 1921 гг. в результате значительного
материального и морального эффекта применения
155-мм орудий французы добились значительного
успеха.
В ноябре 1916 г. во время операций под
Монастырем (на Балканах) союзники решились
атаковать сильно укрепленные позиции в районе
Кукурекани только после прибытия тяжелой
артиллерии. Точно так же потребовалось мощное
действие тяжелой артиллерии по прочным
укреплениям горного узла, командовавшего над г.
Монастырь.
В современных условиях, когда на
горных театрах уже имеются укрепленные районы с
долговременными огневыми тачками, применение
тяжелой артиллерии, и притом в большом
количестве, становится совершенно необходимым.
Опыт войн показывает, что даже тяжелые орудия
поднимались на значительные высоты.
Во время Семиградской операции в
Карпатах продвижение и захват Московула (высота
2277 м) были прекрасно подготовлены огнем тяжелых
210-мм гаубиц, с большим трудом, но все же поднятых
на высоту 1450 м. В лесных Карпатах зимой 1915 г.
немцами были втащены через покрытые снегом
хребты тяжелые орудия на высоту до 1500 м.
При атаке горы Томба итальянские
149-мм пушки были по расширенным горным путям
доставлены на высоту 1500 м при помощи двух мощных
тракторов, запряженных тэндем (один за другим). В
Македонии батарея 155-мм орудий была втащена на
руках по 30-градусному скату длиной 500 м, да еще по
скалистому грунту.
Отметим огромную пользу, приносимую
гаубицами и минометами при использовании их в
горных условиях.. Для них значительно легче
находить огневые позиции (хотя движение гаубиц
обычно должно (производиться по дорогам), так как
они имеют возможность поражать мертвые
пространства, недоступные огню пушечных батарей;
наконец, снаряды гаубиц и минометов обладают
большой разрушительной силой, что чрезвычайно
важно для воздействия на солидно укрепленные
горные позиции.
Иногда пушечные батареи будут
совершенно необходимы, например для уничтожения
так называемых пещерных, орудий про- /13/ тивника и
для ведения накоротке огня прямой наводкой при
атаке горных населенных пунктов и пр.
При применении артиллерии вообще в
горах характерным является то, что артиллерия
здесь эшелонируется не только по фронту и в
глубину, но и по высоте, а это вследствие большого
количества полей невидимости требует
значительно большего количества наблюдательных
пунктов. Использование артиллерии в горах часто
будет децентрализовано, причем артиллерия будет
придаваться войскам не только подивизионио и
побатарейно, но даже поорудийно.
Однако ошибочным было бы полагать,
что в горах централизованное применение
артиллерии исключается. Централизованное
управление будет иметь место при организации и
подготовке наступления на направлении главного
удара, вдоль широких долин и на плоскогорьях, а
при обороне — на главном участке оборонительной
полосы. Совершенно понятно, что прорыв
укрепленного района в горных условиях потребует
массированного огня и централизованного
управления артиллерией....
Но, мало ли к чему готовились в 1940 году.
Возможно, и к прорыву широких горных массивов
корпусами и армиями. Однако, с 22.06.1941 эта тема
оказалась надолго забытой. Но с 1944 ее пришлось
вспомнить, когда Советская Армия вышла к
Карпатам. Есть издание трех приказов 1944-1945 годов
о повышении эффективности ведения боевой работы
в горно-лесистой местности. Они размещены в сборнике издания 1947
года.
Управление изучения опыта войны
Генерального штаба Вооруженных Сил Союза ССР
СБОРНИК БОЕВЫХ ДОКУМЕНТОВ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
ВЫПУСК 3
Военное издательство
Министерства Вооруженных Сил Союза ССР
МОСКВА – 1947
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Боевые действия войск в горах....7
1944 год. 4-й украинский фронт ....7
Инструкция войскам, действующим в горно-лесистой местности ....7
Указания по инженерному обеспечению боевых действий войск в горах ....17
1944 год. 2-й украинский фронт .... 21
Указания о действиях танковых и механизированных войск
в горно-лесистой местности .... 21
1945 год. 3-й украинский фронт .... 23
Приказ войскам 57-й армии 14 апреля 1945 г . N: 0144.
Действующая армия .... 23 (-26)
Интересный фрагмент есть в приказе по 57-ой армии:
.......
ПРИКАЗЫВАЮ :
......
15. Всему офицерскому составу в процессе боевой
детальности изучить БУП ч .1 и 2 и ПУ-43 раздел
"действий в горных и лесных условиях" как
при наступлении , так и в обороне, Инструкцию 4-го
Украинского фронта по действиям в горах 1944 г . и
руководство для действий в горах часть 1 и 2,
издание Генерального Штаба Красной Армии 1944 г .
Начальнику отдела боевой подготовки
обеспечить войска и в первую очереди командиров
рот, батальонов и полков указанными пособиями.
Для рядового и сержантского состава также
использовать брошюру Биязи "Действовать в
лесистых горах", издание 1944 г .
16. Приказ довести до командиров взводов включительно.
Командующий войсками 57-й армии
генерал ШАРОХИН
Член Военного Совета 57-й армии
гвардии генерал БОЧАРОВ
Начальник Штаба 57-й армии
гвардии генерал ВЕРХОЛОВИЧ
Вот так: вышла в 1944 г. Советская Армия к горам за
границей, потребовались разные
"Руководства". А до того особо не
требовались. Но в 1940 какие-то варианты уже были
изданы. "На всякий случай"?
Заканчивая краткий обзор литературы
"Воениздата" за 1940-1941 можно отметить еще
пару книг с оригинальными названиями:
1. ПИРОЖНИКОВ Л. Б. "Лучи смерти" и
другие средства новейшей военной техники
Сост. по иностр. мат-лам / Л. Б. Пирожников, С.И.
Поляков. - М.: Воениздат, 1940. - 112 с. с.: с илл. и схем.;
21 см см.
22. ЧИРНЕР Г. Арабский плацдарм и война в
Европе
Сокр. пер. с нем. / Г. Чирнер. - М.: Воениздат, 1941. - 184
с., 1 вкл. л. карт. с.: с карт.; 19 см см.
Это о чем?
"Лазерное оружие" Вермахта?
Роль арабского фактора в развитии войны в Европе
в 1940-1941 гг.?....
Так к чему готовился советский Генштаб и РККА в 1940-1941 годах?
03/09/2006
[ На главную ]