fontz.jpg (12805 bytes)

 

[ На главную ]

 

Стратегические планы и развертывание
Вооруженных сил СССР: расчеты и просчеты

tom1tit.jpg (20576 bytes)

2TOMTIT.jpg (13464 bytes)

 

Министерство Обороны Российской Федерации

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
1941–1945 ГОДОВ

(В ДВЕННАДЦАТИ ТОМАХ)

ТОМ ВТОРОЙ
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И НАЧАЛО ВОЙНЫ

Москва
Кучково поле
2012

/3/

УДК 355/359
ББК 63.3(2)62
В26

Редакционная комиссия второго тома:

О. А. Ржешевский (председатель),
Г. А. Куманев, Ю. А. Поляков, Ю. В. Рубцов (заместитель председателя),
Г. Н. Севостьянов, А. М. Соколов, С. Л. Тихвинский, С. А. Тюшкевич,
В. С. Христофоров

Авторский коллектив второго тома:

Ю. В. Рубцов (руководитель авторского коллектива), В. Н. Барышников,
О. А. Бельков, В. И. Бойко, Ю. П. Бокарев, В. П. Губернов, И. С. Даниленко,
Ю. М. Зайцев, В. П. Зимонин, В. А. Золотарев, Н. В. Илиевский (заместитель
руководителя авторского коллектива), А. А. Кокошин, Н. И. Кондакова,
А. А. Кошкин, Е. Н. Кульков, С. Я. Лавренов, С. И. Липатов, В. А. Литвиненко,
В. Б. Маковский, С. М. Монин, М. Ю. Мягков, Ю. А. Никифоров, В. О. Печатнов,
Т. А. Покивайлова, С. Н. Полторак, Ю. А. Поляков, О. А. Ржешевский,
Р. А. Савушкин, Е. С. Сенявская, В. В. Симиндей, А. М. Соколов, В. В. Соколов,
Д. В. Суржик, С. А. Тюшкевич, В. Н. Хаустов, Б. В. Хилько, А. Г. Шляхтунов

При участии:

В. А. Афанасьева, О. В. Власова, А. Р. Дюкова, Ю. В. Кожухова, А. А. Кудрявцева,
Г. А. Куманева, Г. А. Малахова, А. И. Миренкова, С. Н. Михалева, Р. Г. Носова, А. С. Орлова,
Н. С. Плотниковой, В. А. Пронько, Н. М. Раманичева, Б. Е. Рассказова, А. Н. Савенкова,
О. В. Саксонова, А. К. Светозарского, М. А. Селиванова, Н. А. Старжинского,
А. В. Тимченко, Г. Ф. Чекмарева, А. С. Якушевского

В26Великая Отечественная война 1941–1945 годов. В 12 т. Т. 2. Происхождение и начало войны. — М.: Кучково поле, 2012. — 1008 с., 24 л. ил., ил.

ISBN 978-5-9950-0236-9

2-й том посвящен предыстории нападения нацистской Германии на СССР 22 июня 1941 г. и событиям первых трех месяцев Великой Отечественной войны. Обстоятельно анализируются фашистские планы установления мирового господства и уничтожения Советского Союза, непоследовательный характер предвоенной политики демократических стран Западной Европы и США. Том содержит большой фактический материал о подготовке СССР к отпору фашистской экспансии. Раскрывается весь драматизм обстановки, в которой оказалась наша страна, подвергшаяся неспровоцированной агрессии, показываются самоотверженность и героизм воинов Красной армии, сорвавших гитлеровский план "молниеносной войны". Представлена картина преображения Советского Союза в единый военный лагерь, поворота всего общества от мира к ведению войны в защиту Родины и ее святынь.

Для широкого круга читателей, интересующихся историей Отечества.

/4/

(Тираж: 10 000 экз., 1057 стр., из них на обзор довоенных планов НКО-Генштаба выделено около 8 стр. - 0,76% - менее одного процента!!! Ни сканов документов! Ни их цитирование текстом! Ни сканов карт! Лишь не особо длинный "комментарий" - типа: "достаточно"?)

.....

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие . . . 6

ИСТОРИКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ . . . 9

Генезис мировых войн XX века . . . 9
Наши знания о Великой Отечественной войне . . . 19

У ИСТОКОВ ВОЙНЫ . . . 133

От Версаля до Мюнхена. Нарастание противоречий в Европе . . . 133
Обострение обстановки в Азии и на Тихом океане. Японская угроза
на Дальнем Востоке . . . 162
СССР в мировой политике. Борьба за коллективную безопасность . . . 209
Фашизм — это война. Гитлер начинает захват Европы . . . 224
Советско-германский договор о ненападении и англо-польский пакт о взаимопомощи.
Изменение расстановки сил в Европе . . . 242

НАЧАЛО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И ПОЛИТИКА СССР . . . 256

Поражение Польши и англо-французской коалиции . . . 256
Передовые рубежи обороны СССР . . . 302
Подготовка Германии и ее союзников в Европе к нападению на СССР . . . 405

СССР НАКАНУНЕ НАПАДЕНИЯ ГЕРМАНИИ . . . 491

Состояние советской экономики . . . 491
Советское общество перед войной . . . 512
Реорганизация Вооруженных сил . . . 520
Роль разведки накануне войны . . . 562
Деятельность органов госбезопасности . . . 588
Стратегические планы и развертывание Вооруженных сил СССР:
расчеты и просчеты . . . 596
Последние дни перед войной . . . 631

/1006/

ВСТУПЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО НАРОДА В БОРЬБУ
С АГРЕССОРОМ . . . 649

Вероломное нападение нацистской Германии и ее союзников на СССР . . . 649
Мобилизация сил страны на отпор врагу . . . 664
Первые оборонительные сражения . . . 717
Нарастание сопротивления агрессорам . . . 775
Зарождение народной борьбы в тылу врага . . . 815

ИТОГИ ПЕРВЫХ МЕСЯЦЕВ ВОЙНЫ . . . 830

Героизм народа на фронте и в тылу . . . 830
Причины поражений Красной армии . . . 845
Создание антигитлеровской коалиции . . . 860
Человек в условиях перехода от мира к войне . . . 879

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . 895
ПРИЛОЖЕНИЕ . . . 902

Именной указатель . . . 979
Географический указатель . . . 992

......

2TOM596.jpg (43446 bytes)

Стратегические планы и развертывание
Вооруженных сил СССР: расчеты и просчеты

До середины 1930-х гг. разработка планов (1) стратегического развертывания советских Вооруженных сил велась, исходя из наличия у западных границ СССР сравнительно слабых потенциальных противников, среди которых была Польша. Во второй половине предвоенного десятилетия обстановка на Западном театре военных действий коренным образом изменилась. Возникновение очага агрессии в центре Европы, основой которого стала стремительно крепнущая военная помощь Германии, потребовало внесения изменений в схему стратегического развертывания.

События первого года Второй мировой войны завершили формирование новой военно-политической ситуации на Западном ТВД. В результате поражения Польши и оккупации ее территории войсками вермахта Советское государство оказалось лицом к лицу с будущим главным противником — Германией. Воссоединением белорусских и украинских земель и возвращением в состав СССР Бессарабии стратегический фронт был выдвинут до 300 км на запад, а с вхождением в состав Советского Союза прибалтийских государств в 1940 г. упрочилось его правое крыло. Общая протяженность фронта от Балтийского до Черного морей несколько сократилась. В то же время значительно расширилась часть акватории Балтики, находившаяся под контролем советского Военно-морского флота. Несмотря на ущерб, нанесенный престижу Советского государства в результате войны с Финляндией зимой 1939/1940 гг., были достигнуты и некоторые стратегические цели: граница от Ленинграда отодвинута до 150 км, обеспечен контроль над входом в Финский залив и др.

Практически все внешнеполитические акции Советского государства, в том числе в Прибалтике и на южном крыле Западного ТВД, были направлены прежде всего на то, чтобы оттянуть вступление страны во Вторую мировую войну. Этим же обусловливались усилия по поддержанию мира и экономического сотрудничества с Германией. Советское государство оказалось в более чем затруднительном положении. Необходима была реорганизация армии, ее перевооружение, освоение новой техники и усиленная подготовка людских мобилизационных контингентов, решение кадровых проблем, повышение квалификации высшего оперативно-стратегического звена командно-начальствующего состава. Всё это требовало времени, которого практически почти не оставалось.

К концу 1941 г. [может быть, "к концу 1940 г."?] на Западном театре окончательно определилась расстановка сил. В качестве противника рассматривалась коалиция в составе четырех держав: Германии, Финляндии, Венгрии и Румынии. На Дальневосточном театре вероятным противником оставалась Япония. Планирование стратегического развертывания Генеральный штаб вел с учетом возможности ведения войны на два фронта.

Наряду с недостатками в подготовке армии к войне в целом и в ее техническом оснащении Советско-финляндская война вскрыла также существенные проблемы в стратегическом планировании (2).

/596/

С учетом экономического и военного потенциала Советского Союза, политической обстановки в мире необходимо было разработать планы, которые определяли бы порядок стратегического развертывания и применения Вооруженных сил СССР. Планирование стратегического использования Вооруженных сил являлось главной задачей Наркомата обороны и Генерального штаба. Планы должны были учитывать состояние и дислокацию группировок противника, оборонительные возможности укрепленных рубежей, территориально-климатические особенности, в том числе и сопредельных стран, содержать специальные директивы военным советам округов, подробные карты распределения воинских соединений по театрам военных действий и фронтам, планы противовоздушной и противохимической обороны, материального обеспечения действующей армии, организации всех видов связи.

Доклад "Об основах стратегического развертывания РККА" был разработан под руководством начальника Генерального штаба командарма 1 ранга (с мая 1940 г. — Маршала Советского Союза) Б. М. Шапошникова весной 1938 г., рассмотрен и одобрен Главным военным советом 13 ноября того же года (3). В основу стратегического планирования для Западного театра военных действий была положена вероятность военного столкновения с враждебной коалицией государств во главе с Германией при активном участии Польши и возможном — прибалтийских стран (кроме Литвы, которая рассматривалась как будущая жертва польской агрессии) (4). Отдавался приоритет Западному театру военных действий, где Генеральный штаб планировал сосредоточить основную часть советских войск. Наличие в центре будущего фронта Припятских болот обусловливало необходимость определить, где противник нанесет главный удар — к северу или к югу от этих болот. Б. М. Шапошников решил разработать сценарии, отвечавшие обоим вариантам.

События осени 1939 г. в корне изменили расстановку сил на театре военных действий, и план 1938 г. утратил силу. Работа над новым вариантом затянулась до лета 1940 г. Причиной этого явились военно-политические акции, предпринятые Советским государством в Восточной Европе в 1939—1940 гг. Поэтому критика, адресованная в отечественной историографии начальнику Генерального штаба Б. М. Шапошникову, якобы необоснованной затяжки стратегического планирования неправомерна.

Для проведения операции по воссоединению с Западной Украиной и Западной Белоруссией в 1939 г. Генштаб провел частичную мобилизацию войск и создал два командования фронтами (Белорусским и Украинским), в составе которых имелось несколько армий и специально созданных мобильных оперативных групп. Число мобилизованных дивизий было примерно тем же самым, что и во время чехословацкого кризиса годом раньше. При мобилизации и развертывании войск возникали многочисленные трудности, связанные с управлением войсками и тыловым обеспечением. Действия советских войск в Западной Украине, Западной Белоруссии и в ходе Советско-финляндской войны привели к смене руководства Наркомата обороны. Была также произведена общая оценка оперативно-мобилизационных планов. К моменту сдачи и приема Наркомата обороны оперативного плана войны не существовало; не были также разработаны общие и частные оперативные планы. Генеральный штаб не имел точных данных о состоянии прикрытия госграницы. Решения военных советов военных округов, армий и фронтов по этому вопросу Генштабу были неизвестны.

С началом Второй мировой войны в СССР на государственном уровне проводился ряд важных мероприятий, направленных на повышение обороноспособности страны. 1 сентября 1939 г. был принят Закон о всеобщей воинской обязанности. 2 сентября 1939 г. утвержден план реорганизации Сухопутных войск на 1939—1940 гг. Определялись задачи подготовки промышленности к выпуску военной продукции и транспорта и работе в условиях военного времени. Последующие мероприятия 1939—1941 гг. были направлены на обеспечение стратегического развертывания советских войск в западных приграничных округах.

С середины апреля 1940 г. к работе над основным документом "Соображения об основах стратегического развертывания Вооруженных сил СССР" приступили начальник оператив-

/597/

[Страницы фото командующих округами, флотами, армиями здесь и далее пропущены]
/598/
/599/

ного управления Генерального штаба генерал-лейтенант Н. Ф. Ватутин, вновь назначенный на должность его первого заместителя комдив (с июня 1940 г. — генерал-майор) А. М. Василевский и заместитель начальника управления генерал-лейтенант Г. К. Маландин. По воспоминаниям А. М. Василевского, задача состояла в разработке окончательного текста доклада для представления на утверждение в ЦК ВКП(б). Основные идеи плана были к тому времени сформулированы Б. М. Шапошниковым (5).

Изменения политической и военной обстановки в Восточной Европе, произошедшие в середине 1940 г., в частности ввод советских войск в Бессарабию и Северную Буковину (27—30 июня) и образование Прибалтийского военного особого округа (11 июля) на территории Эстонии, Латвии и Литвы, 3—6 августа вошедших в состав СССР (6), потребовали переработки плана стратегического развертывания. К 18 сентября 1940 г. эта работа была завершена, и новый проект "Соображений об основах стратегического развертывания Вооруженных сил Советского Союза на Западе и Востоке на 1940 и 1941 гг.", подписанный наркомом обороны С. К. Тимошенко и вступившим 19 августа в должность начальника Генерального штаба генералом армии К. А. Мерецковым, был представлен на рассмотрение ЦК ВКП(б) (7). 5 октября документ обсуждался политическим руководством СССР. На основании полученных от политического руководства указаний в проект плана был внесен ряд изменений, и 14 октября он был вновь представлен в ЦК. 17 ноября нарком обороны и начальник Генерального штаба представили доклад, озаглавленный "Основные выводы из указаний Политбюро и СНК СССР 5 октября 1940 г. при рассмотрении планов стратегического развертывания Вооруженных сил СССР на 1941 г." (8). В докладе предлагалось довести общий состав сил на Западном ТВД до 182,5 расчетной дивизии и 159 авиаполков, в том числе состав Юго-Западного фронта — до 113 дивизий и 140 авиаполков. Таким образом, на Юго-Западном стратегическом направлении сосредоточивались (с учетом резервов Главного командования) 74,5% соединений Сухопутных войск и 88% частей ВВС. (9)

Работу над планом намечалось завершить не позднее 15 декабря, с тем чтобы к 1 мая 1941 г. закончить разработку соответствующих документов в военных округах. Но по мере принятия высшим государственным руководством новых решений в области военного строительства работа над основными документами плана затягивалась.

В основе концепции ведения войны на Западном ТВД, заложенной во всех вариантах плана, лежала оценка новой политической обстановки, сложившейся в Европе. Группировка государств, которые рассматривались в качестве вероятных противников СССР, к 1941 г. определялась в следующем составе: главным противником считалась Германия, ее непосредственными союзниками в будущей агрессии — Финляндия, Румыния и, возможно, Венгрия. Предполагалось, что Италия скорее всего развернет самостоятельные военные действия на Балканах. На Дальнем Востоке традиционным противником оставалась Япония. На Ближнем и Среднем Востоке предполагался вооруженный нейтралитет Ирана и Афганистана, а также не исключалась возможность открытого выступления Турции. Но в последнем варианте о вероятности участия Турции уже не упоминалось.

Начавшаяся Великая Отечественная война показала, что состав будущей враждебной Советскому Союзу коалиции в Европе был определен безошибочно. Политическая позиция Финляндии и Румынии обусловливалась стремлением этих государств к реваншу за предпринятые против них акции в 1939—1940 гг. Ко времени разработки первого и частично второго и третьего вариантов плана гитлеровское руководство еще не приняло окончательного решения относительно участия своих союзников в походе против СССР, в том числе в отношении Венгрии и размеров практического вклада в военные действия вооруженных сил Румынии. Однако для советского Генштаба сомнений в этом вопросе не было.

Важнейшей задачей стратегического планирования являлось определение возможности ведения войны на два фронта — на Западном и Дальневосточном театрах военных действий. Основываясь на оценке сил вероятных противников и наличии собственных сил, Генеральный штаб пришел к выводу о том, что главным театром войны должен стать Западный ТВД. Развертывание войск на театрах военных действий определялось следующим образом:

/600/

на Западе иметь 260 соединений (расчетных дивизий), или 81% всех сил; для обеспечения северных, южных и восточных границ выделить 61 соединение, из которых 42, или 13% всех сил (в том числе 4,5 дивизии единственного в то время союзника СССР Монгольской Народной Республики), иметь на Дальнем Востоке.

По оценке советского командования, вероятный противник сможет бросить против СССР на Западе не 237 дивизий, как предполагалось, летом 1940 г., а до 272 дивизий, как считалось в 1941 г. Количество танков и самолетов врага оценивалось Генштабом соответственно в 12 и 15—18 тыс. В реальности оказалось, что эти оценки были в значительной степени завышены.

Согласно плану, разработанному маршалом Б. М. Шапошниковым к лету 1940 г., предполагалось, что развертывание наступательных операций германских войск начнется из Восточной Пруссии через Литву с нанесением и развитием главного удара в направлении на Ригу, Ковно (Каунас) и далее на Двинск (Даугавпилс), Полоцк или на Ковно, Вильно (Вильнюс) и далее на Минск. Ожидались также удары с фронта Белосток — Брест на Барановичи, Минск и с фронта Холм (Хелм) — Ярослав на Дубно, Броды. Основными целями этих ударов считались окружение и уничтожение советских войск в Прибалтике и Белоруссии и последующее наступление на Ленинград и Москву. Ожидались удары германских войск из района Люблина на Киев, румынских и германских — из Северной Румынии в целях окружения и уничтожения советских войск в Правобережной Украине. Предполагалось, что финские войска при поддержке германских соединений будут наступать на Ленинград, Петрозаводск и Кандалакшу, а германские — на Мурманск.

В качестве альтернативного варианта рассматривалась возможность нанесения противником удара из района Седлец, Люблин на Киев в целях захвата Украины и в дальнейшем Кавказа. В этом случае наступление из Восточной Пруссии приобретало значение вспомогательного удара.

Шапошников считал, что наиболее политически выгодным для Германии, а следовательно, и наиболее вероятным является первый (северный) вариант ее действий, т. е. с развертыванием главных сил немецкой армии к северу от устья реки Сан. Исходя из декларированной руководством страны политики ненападения, концепции ответного удара, т. е. перехода в наступление после отражения удара агрессора, Б. М. Шапошников предлагал: "Считая, что основной удар немцев будет направлен к северу от устья реки Сан... главные силы Красной армии развернуть к северу от Полесья" (10).

Первый вариант прогноза Б. М. Шапошникова относительно действий противника, сформулированный за полгода до утверждения Гитлером плана "Барбаросса", с наибольшей полнотой соответствовал будущему реальному замыслу германского командования.

Такой же прогноз был почти дословно повторен в сентябрьской разработке плана, подписанной К. А. Мерецковым. Однако при рассмотрении этой разработки в Политбюро ЦК ВКП(б) 5 октября 1940 г. было решено взять за основу второй, так называемый южный вариант развертывания главных сил вермахта с нанесением им главного удара на Украине, что, как оказалось, не соответствовало истинным намерениям противника. В отечественной историографии этому варианту уделяется повышенное внимание. В нем ряд историков видит одну из главных причин поражения советских войск летом 1941 г. Однако всесторонний анализ показывает, что решение, принятое по инициативе И. В. Сталина, настоявшего на южном варианте сосредоточения главных сил Красной армии, не сыграло решающей роли в трагическом исходе начального периода войны. Силы, сосредоточенные к началу войны, в составе четырех западных приграничных округов, на основе которых по плану стратегического развертывания создавались три фронта, были таковы, что при разумном использовании их можно и должно было предотвратить прорывы ударных группировок противника на всех направлениях, сковать их и таким образом добиться перелома в ходе военных действий в пользу Красной армии уже в первые дни войны.

В мартовском 1941 г. проекте "Соображений по стратегическому развертыванию" вероятный замысел действий будущего противника излагался следующим образом:

/601/

— нанесение главного удара предполагалось на Бердичев, Киев;
— вспомогательный удар ожидался с фронта Сувалки — Брест (т. е. из Восточной Польши) на Волковыск, Барановичи;
— на юге Украины прогнозировалось наступление румын при поддержке германских войск на Жмеринку.

В то же время не исключалась возможность сосредоточения главных сил вермахта в Восточной Пруссии и на варшавско-минском направлении для нанесения ударов на Ригу, Ковно (Каунас), Двинск (Даугавпилс) и с фронта Ломжа — Брест на Барановичи, Минск. Наличие угрозы Ленинграду со стороны Финляндии учитывалось в обоих вариантах.

Таким образом, из разработки Генштаба исчез дальновидный прогноз маршала Б. М. Шапошникова о вероятном развертывании противником операции по окружению советских войск в Западной Белоруссии, идея которой была заложена в план "Барбаросса". В основу последнего варианта плана стратегического развертывания Вооруженных сил было положено ошибочное заключение о вероятных действиях противника, что негативно сказалось на боевых действиях советских войск в начале войны.

Во все варианты решений на стратегическое развертывание Вооруженных сил, принимаемые начиная слета 1940 г., закладывалась идея разгрома противника путем перехода Красной армии в решительное наступление на Западном ТВД. Эта идея конкретизировалась от одного варианта к другому. Так, в разработке маршала Шапошникова предусматривалось силами двух фронтов, Северо-Западного и Западного, нанести поражение германским войскам, сосредоточенным в Восточной Пруссии и в районе Варшавы, овладеть Восточной Пруссией и выйти на реку Вислу. Задача третьего — Юго-Западного фронта заключалась при этом в ведении активной обороны на линии государственной границы и нанесении удара частью сил (правым крылом) на Люблин в целях выхода на верхнее течение Вислы.

В соответствии с сентябрьской разработкой плана намечались два варианта замысла военных действий на западе.

В южном варианте главную группировку Красной армии Генеральный штаб планировал развернуть к югу от Брест-Литовска, т. е. против неосновных сил противника. Предполагалось мощным ударом на Люблин, Краков и далее на Бреслау на первом этапе войны отрезать Германию от Балкан, лишив ее тем самым важнейших экономических баз. Этот замысел позволял в короткие сроки изолировать главного противника от союзников. Но он требовал знания реальных сил и планов противника. Кроме того, осуществление этого плана затруднялось тем, что германские войска упреждали Красную армию в стратегическом и оперативном развертывании.

В северном варианте при развертывании главных сил к северу от Брест-Литовска планировалось, опираясь на укрепленные районы, активной обороной прикрыть минское и псковское направления. В последующем (на 25-е сутки мобилизации) войсками Северо-Западного и Западного фронтов предполагалось нанести поражение главным силам вермахта в Восточной Пруссии и овладеть ею, а войсками Юго-Западного фронта осуществить вспомогательный удар с целью поразить группировку противника в районе Люблин, Грубешов, Томашов (т. е. реализовать прежнюю идею маршала Б. М. Шапошникова) (11).

В начальном периоде войны согласно этой редакции плана предусматривалось ведение активной обороны в целях прикрытия границы, чтобы обеспечить сосредоточение и развертывание войск фронтов. Таким образом, в 1940 г. Генеральный штаб исходил из предположения о том, что развертывание войск противника будет осуществляться с началом войны, в течение определенного времени, предшествующего переходу к решительным действиям. Поскольку политическое руководство приняло решение взять за основу южный вариант разработки, дальнейшая работа над планом велась в соответствии с этими указаниями. В качестве первоочередной меры по реализации замысла предусматривалось значительно усилить Юго-Западный фронт и создать на Западном ТВД мощный второй стратегический эшелон в составе двух фронтовых объединений, формируемых на базе Московского и Архангельского военных округов.

/602/
/603/
/604/
/605/
/606/
/607/

В основу мартовской 1941 г. редакции плана был положен вариант развертывания главных сил Красной армии на Западном ТВД южнее Полесья. В качестве обоснования предлагаемого решения в документе приводились следующие соображения: "Развертывание... на Западе... главных сил против Восточной Пруссии и на варшавском направлении вызывает серьезные опасения в том, что борьба на этом фронте может привести к затяжным боям. Наиболее выгодно развертывание главных сил к югу от р. Припять с задачей мощным ударом на Люблин, Радом, Краков с первой стратегической целью разбить главные силы противника и отрезать Германию от Балканских стран..." (12)

В этой разработке стратегическая наступательная операция советских войск на Западном ТВД получила четкое оформление. Замысел ее предусматривал: прочной обороной сковать силы противника на флангах на участках Мемель, Остроленка и вдоль границы с Венгрией и Румынией; главными силами Юго-Западного фронта во взаимодействии с левым крылом Западного фронта нанести удар в целях нанесения решительного поражения люблинско-радомско-сандомирской группировке противника, овладеть Краковом и Варшавой и выйти на фронт Варшава — Лодзь — Оппельн. В дальнейшем в зависимости от обстановки предполагалось развивать наступление на Познань, Берлин или на Прагу и Вену.

Задачи фронтов были сформулированы максимально конкретно. Так, Западному фронту в рамках этой операции предстояло ударом левого крыла в общем направлении на Седлец, Радом способствовать Юго-Западному фронту в разгроме противника в районе Люблина, а для обеспечения действий на главном направлении нанести вспомогательный удар в направлении Варшавы, овладеть ею и "вынести оборону" на реку Нарев. Ближайшей задачей фронта являлось овладение районом Седлец, Луков и захват переправ через Вислу. В дальнейшем предполагались действия войск Западного фронта в направлении Радома в целях окружения люблинской группировки противника во взаимодействии с Юго-Западным фронтом. Последнему ставилась следующая задача: во взаимодействии с Западным фронтом силами армий правого крыла окружить и уничтожить основную группировку противника восточнее Вислы. Главные силы фронта по завершении разгрома люблинской группировки на десятый день операции должны были быть готовы к форсированию Вислы. Одновременно левым крылом главной ударной группировки намечалось нанести удар на краковском направлении и, развивая успех силами подвижных групп, на восьмой день операции овладеть Краковом, на десятый день главные силы этой группировки планировалось вывести в район Мехув, Краков, Тарнув.

По сравнению с планом 1940 г. в проекте 1941 г. цели стратегической операции определялись глубже и более решительно: замыслы фронтовых операций были намечены конкретнее: формы оперативного маневра избраны с расчетом уничтожения главных сил противника путем окружения их в оперативной глубине.

При разработке последнего предвоенного варианта плана стратегического развертывания Красной армии на Западном театре военных действий Генеральный штаб предусматривал нанесение упреждающего удара по противнику, который сосредоточивал силы у границ Советского государства (13).

Необходимость принятия такого решения аргументировалась состоянием, в котором находились войска главной вражеской группировки, противостоявшей западным приграничным военным округам, — "полностью отмобилизованные, с развернутыми тылами" (14). Этот документ позволяет предположить, что руководство Генштаба в лице Г. К. Жукова и А. М. Василевского было обеспокоено тем, что Германия имела очевидные преимущества в сроках сосредоточения и развертывания на границах СССР армии вторжения. "Учитывая, что Германия в настоящее время держит свою армию отмобилизованной, с развернутыми тылами, — указывалось в документе, — она имеет возможность предупредить нас в развертывании и нанести внезапный удар. Чтобы предотвратить это, считаю необходимым ни в коем случае не давать инициативы действий германскому командованию, упредить противника в развертывании и атаковать германскую армию в тот момент, когда она будет находиться в стадии развертывания и не успеет еще организовать фронт и взаимодействие родов войск".

/608/

Предлагались и необходимые подготовительные мероприятия по отмобилизованию и сосредоточению войск (15).

К сожалению, многими историками этот документ без серьезного обоснования был истолкован как план упреждающего удара, предложение нанести который якобы было сделано руководством Генерального штаба Красной армии И. В. Сталину в мае 1941 г. При этом упреждающий удар понимался как предложение проявить инициативу в развязывании военных действий (16). Однако, утвердившееся в литературе мнение о том, что советское военное и политическое руководство весной 1941 г. рассматривало такой вариант начала войны с Германией, при котором инициатором начала военных действий выступил бы СССР, лишено достаточных оснований.

Чтобы прояснить позицию политического руководства и его взгляды на ведение предстоящей войны необходимо проанализировать некоторые высказывания руководителей страны. Так, выступая на расширенном заседании Главного военного совета 14—17 апреля 1940 г. (в его работе принимали участники Советско-финляндской войны), И. В. Сталин поставил задачу воспитывать командный состав армии в духе активной обороны, "включающей в себя и наступление. Надо эти идеи популяризировать под лозунгом безопасности защиты нашего Отечества, наших границ" (17). А спустя год на приеме в Кремле выпускников военных академий 5 мая 1941 г. И. В. Сталин совершенно четко определил, кто является главным противником в предстоявшем в скором времени военном столкновении, — Германия. Важное значение имели его слова: "Теперь, когда мы нашу армию реконструировали, насытили техникой для современного боя, когда мы стали сильны, теперь надо перейти от обороны к наступлению. Проводя оборону нашей страны, мы обязаны действовать наступательным образом" (18).

Однако если учесть определенную пропагандистскую направленность слов Сталина, то их нельзя рассматривать как формулировку идеи военной доктрины Советского государства. Тем более что тремя годами ранее, на приеме депутатов Верховного Совета СССР в 1938 г., Сталин говорил совершенно иное. Он высказал возможность отступления Красной армии в ходе будущей войны, подчеркнув, что армия, не научившаяся отступать, рискует быть разбитой. Следовательно, тогда он исходил из оборонительной концепции ведения военных действий, по крайней мере, на первом этапе вооруженного столкновения. Но рассуждения весной 1941 г. о способах ведения будущей войны не означали решения немедленно начать самим эту войну. Наоборот, все военно-политические решения и дипломатические акции, предпринимавшиеся в тот период, исходили из стремления оттянуть момент вступления СССР в войну.

Нарастание угрозы войны вызвало необходимость провести скрытую мобилизацию под видом больших учебных сборов, т. е. призвать рядовых, сержантов и офицеров из запаса, получить из народного хозяйства недостающее по штату военного времени количество лошадей, повозок, автомобилей и тракторов и придвинуть войска к границе. Первым должен был перебрасываться на запад резерв Главного командования, для сосредоточения и развертывания которого требовалось значительно больше времени, чем для войск приграничных военных округов. Затем должны были начать выдвижение дивизии, расположенные в глубине территории приграничных военных округов. Планировалось также осуществить досрочный выпуск из военных училищ, чтобы уменьшить некомплект командного состава, главным образом, в частях, предназначенных для первого стратегического эшелона. Эти крупномасштабные мероприятия вряд ли могли бы остаться незамеченными вражеским командованием. Надо учитывать, что армия будущего противника к середине мая была полностью отмобилизована и находилась в стадии сосредоточения для нападения на Советский Союз. Однако вряд ли политическое руководство страны решилось бы на упреждающий удар, так как к этому времени не были завершены основные мероприятия по реорганизации Вооруженных сил.

Следует признать, что если бы замысел Генерального штаба и встретил одобрение И. В. Сталина, осуществить его в тот момент было невозможно. Противник упреждал Красную армию в сосредоточении и развертывании сил, и времени на подготовку операции практически не оставалось. Из 104 дивизий, которые должны были составить ударные груп-

/609/

пировки фронтов, 27 перебрасывались из внутренних военных округов. К 22 июня в полосы развертывания фронтов оттуда прибыло лишь 9% войск, предназначенных для действий на Западном ТВД.

По плану прикрытия и обороны государственной границы на май — июнь 1941 г. в состав Прибалтийского Особого военного округа включались три армии (23 дивизии, из них шесть танковых и моторизованных), Западного Особого военного округа — четыре армии (44 дивизии, в том числе 18 танковых и моторизованных), Киевского Особого военного округа и Одесского военного округа — пять армий (80 дивизий, в том числе 30 танковых и моторизованных) (19). Но, учитывая, что протяженность линии фронта (государственной границы) в полосах будущих трех фронтов была соответственно 300, 454 и 1250 км, средние оперативные плотности в полосе двух фронтов севернее Полесья составляли до 10 км на одну дивизию, до 27 орудий и минометов (включая 50-мм) и 4,6 танка на 1 км фронта, а в полосе Юго-Западного фронта (включая 9-ю армию Одесского военного округа) — до 17 км на одну дивизию, 11,5 орудия и миномета и 4,4 танка на 1 км фронта. Следует иметь в виду, что главные силы Юго-Западного фронта сосредоточивались в полосе шириной 800 км от Влодавы до Липкан, где достигались более высокие оперативные плотности: свыше 17 орудий и минометов и 5,8 танка на 1 км фронта. Кроме того, Юго-Западный фронт, имея девять механизированных корпусов, обладал широкими возможностями для маневрирования ими в своей полосе и для сосредоточения усилий на избранном направлении в короткие сроки.

Важнейшей частью стратегического планирования была разработка мобилизационного плана (20). Разработка мобилизационных планов накануне войны осуществлялась в исключительно сложных условиях и в сжатые сроки. Так, с мая 1940 г. по июнь 1941 г. мобилизационные планы кардинально перерабатывались четыре раза без учета того, что для разработки одного мобилизационного плана требовалось не менее девяти месяцев. В результате качество мобилизационных документов было невысоким из-за имевшихся ошибок, несогласованностей, неточных подсчетов и т. п. Это происходило из-за того, что в Вооруженных силах постоянно проводились оргмероприятия, численность войск изменялась, их организационно-штатная структура была до конца не отработана. Половина штатов являлась временной и требовала серьезных уточнений. Из-за частых перегруппировок частей и соединений постоянно менялась дислокация войск. Мобилизационные возможности Вооруженных сил к началу войны были определены общим планом их развития на третью пятилетку (1938—1942). Доклад начальника Генерального штаба о мобилизационном развертывании на 1938 г. основывался главным образом на выводах из оценки международной обстановки, сложившейся перед Второй мировой войной, и экономических возможностей Советского Союза. Результаты такой оценки потребовали от военного руководства резкого увеличения количества сил и средств армии и флота, доведения их до такого объема, который давал бы перевес над вероятными противниками в решающих средствах борьбы (самолетах, танках, артиллерии) (21).

Последний предвоенный вариант мобилизационного плана (22) (мобплан МП-41) был утвержден правительством в феврале 1941 г. (23)

....
/610/
......
===========

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Стратегические планы войны в Советском Союзе в разное время носили следующие названия: "О стратегическом развертывании Красной армии на случай войны на Западе по варианту ПС» (1924); "Записка по обороне СССР" (1927); "План стратегического распределения РККА и оперативного развертывания на Западе" (1936); "Основы стратегического развертывания на Дальневосточном театре военных действий" (1938); "Соображения об основах стратегического развертывания Вооруженных сил Советского Союза на Западе и на Востоке в 1940—1941 годы" (1940); "Соображения по плану стратегического развертывания Вооруженных сил Советского Союза на случай войны с Германией и ее союзниками" (май 1941 г) /См.: Горькое Ю. А. Готовил ли Сталин упреждающий удар против Гитлера в 1941 г. //Новая и новейшая история. 1993. N: 3.

2. См.: Акт о приеме Наркомата обороны Союза ССР товарищем Тимошенко С. К. от товарища Ворошилова К. Е. (7 мая 1940 г) //ЦАМО. Ф. 32. Оп. 11309. Д. 15. Л. 1-31.

3. См.: Захаров М. В. Накануне великих испытаний. М., 1968. С. 28, 40.

4. См.: Михалев С. Н. Военная стратегия: Подготовка и ведение войн нового и новейшего времени /Под ред. В. А. Золотарева. М., 2003. С. 308-309.

5. См.: Василевский А. М. Дело всей жизни. В 2 кн. М., 1988. Кн. 2. С. 100.

6. Договоры о взаимопомощи с прибалтийскими государствами, в соответствии с которыми на их территории размещались советские воинские части, базы ВМФ и ВВС, были заключены в сентябре — октябре 1939 г.

7. Великая Отечественная война 1941 —1945 годов. В 12 т. М., 2011. Т. 1. С. 80—81; Советский Союз: накануне великих испытаний. М.,2004. С. 556; 1941 год: уроки и выводы. М., 1992; Горьков Ю. А. Готовил ли Сталин упреждающий удар против Гитлера в 1941 г //Новая и новейшая история. 1993. N: 3.

8. ЦАМО. Ф. 16. Оп. 2951. Д. 237. Л. 138-156; Д. 242. Л. 84-90.

9. Михалев С. Н. Указ. соч. С. 309.

10. См.: Советский Союз: накануне великих испытаний. С. 555.

11. См.: 1941 год: уроки и выводы; 1941 год. Страна в огне. В 2 кн. Кн. 1. Очерки. М., 2011.

12. Цит. по: Михалев С. Н. Указ. соч. С. 312.

13. Документ был исполнен А. М. Василевским.

14. Военно-исторический журнал. 1995. N: 3. С. 41. ["Десять неизвестных бесед с маршалом Г.К.Жуковым в мае-июне 1965 года" – прим. zhistory - http://zhistory.org.ua/viz953zk.htm]

15. 1941 год: уроки и выводы. С. 216; Горькое Ю. А. Кремль. Ставка. Генштаб. Тверь, 1995. С. 304.

16. Бобылев П .Н. К какой войне готовился Генеральный штаб РККА в 1941 году? // Отечественная история. 1995. N: 5. С. 16. [http://militera.lib.ru/research/1/art/card41555.html – прим. zhistory ]

17. Цит. по: Михалев С. Н. Указ. соч. С. 315.

18. Цит. по: Известия. 1993. 16 января. Однако утверждение И. В. Сталина о завершении реконструкции Красной армии представляется спорным. К тому времени многие мероприятия еще не были завершены.

19. См.: Советский Союз: накануне великих испытаний. С. 557; Великая Отечественная война 1941 — 1945. Военно-исторические очерки. В 4 кн. Кн. 1. С. 121 — 123.

20. Мобилизационный план разрабатывался на несколько лет с ежегодной его корректировкой.

21. Захаров М. В. Накануне великих испытаний. С. 102—103.

/628/

22. Мобилизационный план развертывания Вооруженных сил — совокупность взаимосвязанных документов, в которых отражались конкретные мероприятия, обеспечивавшие планомерное отмобилизование Вооруженных сил.

23. 1941 год: уроки и выводы. С. 71.

....

/629/

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОСТАЛЬНЫХ СТРАНИЦ ГЛАВЫ (610-629)

Обсуждение моб. плана и его разработки. Последний предвоенный вариант моб. плана (мобплан МП-41) был утвержден в феврале 1941 г. Его реализация предусматривала призыв из запаса 5 млн человек, в том числе 600 тыс. средних и старших командиров. Большая часть этого контингента нуждалась в серьезной переподготовке.

Сроки мобилизации колебались в зависимости от мест дислокации войск от 2—3 дней до 15—30 дней. Хотя общий план мобилизации содержал в себе отдельный "План развертывания тылов", его действенность была сильно снижена несогласованностью планирования и руководства службами тыла. В итоге возникала нехватка основных предметов снабжения и транспорта. По существу, план мобилизации тыловых служб и то, как он приводился в исполнение, не отвечало требованиям мобилизации и не соответствовало планам стратегического развертывания войск.

Для прикрытия мобилизации предусматривались крупномасштабные маневры. Повышение БГ предполагалось с помощью мобилизационных телеграмм со вскрытием спец. запечатанных пакетов.

Вариант мобилизации под видом больших учебных сборов (БУС) двух типов: "А" или "Б". Проблемы по мобилизации на западе СССР. Проблемы с мобилизацией автотранспорта (447 тыс.) и тракторов (50 тыс.). Даже при полном их изъятии из народного хозяйства потребность могла быть обеспечена только на 81%, а в гусеничных тракторах — лишь на 70%. Плюс их изношенность и поставки издалека.

У Красной армии отсутствовали пригодные для мобилизации чрезвычайные стратегические резервы, необходимые для замены первоначальных потерь военного имущества, пока промышленность не начнет выпускать их в нужном количестве.

Резкое снижение боеготовности всей Красной армии из-за проведения одновременной реорганизации большинства соединений основных видов ВС и родов войск в условиях надвигающейся войны. Неполная укомплектованность техникой от 2/3 до 1/3.

Неправильная дислокация 41% баз и складов в западных военных округах в опасной близости от границы. Предложения Генерального штаба (???) о перебазировании складов в глубь страны (примерно на рубеж реки Волги) встретили категорические возражения руководящих лиц Наркомата обороны и Наркомата госконтроля (???)

Полное обеспечение Красной армии вооружением и военной техникой по плану МП-41 могло быть удовлетворено только через пять лет. Поэтому разработанный план был нереальным.

Состав дивизий РККА.

Состав 20 районов прикрытия (по планам прикрытия Гос. границы СССР, разработанных в соответствии с планом стратегического развертывания). Группировка соединений, входивших в состав армий прикрытия, к исходу 21 июня 1941 г. не отвечала возложенной на них задаче обороны занимаемых полос (районов).

Успешное осуществление всего комплекса мер, направленных на организованное вступление СССР в войну (мобилизация, оперативно-стратегическое развертывание войск и их прикрытие, проведение первых операций и т. д.), во многом зависело от заблаговременной подготовки ТВД (задача ГШ РККА): строительство укреп. районов, разных дорог, аэродромов, складов, баз снабжения; созданию системы связи и картографирования.

Проблемы с этим на Западе. Подробности по УР-ам. К началу войны полностью не успели. Причем, многие УР почему-то строились по линии государственной границы, а не в 25—35 км от нее.

Проблемы усиления береговой обороны для надлежащей их защиты.

Важность и состояние коммуникаций (железных и автомобильных дорог) (проблемы).

Проблемы подготовки водных путей на территории военных округов.

В целом транспортная сеть не обеспечивала в достаточной степени проведение мобилизации и сосредоточения войск, организацию системы материально-технического обеспечения действующей армии, осуществление оперативного маневра.

Проблемы по созданию аэродромной сети на западе (грунтовые, или у границы, или далеко, скученность самолетов).

Обсуждение создания группировок вооруженных сил на театре войны (стратегических направлениях). Рост количества соединений и частей.

Быстрое увеличение числа германских соединений у советских границ не могло не беспокоить советское военное руководство, поэтому оно предпринимало меры для усиления западных приграничных военных округов. В этих целях в апреле 1941 г. туда было переброшено несколько стрелковых дивизий. Однако, учитывая темпы наращивания сил противником и неравные условия развертывания войск, Генеральный штаб во главе с Г. К. Жуковым справедливо считал предпринятые шаги совершенно недостаточными.

В апреле — мае 1941 г. началось проведение скрытного отмобилизования военнообязанных запаса под прикрытием "больших учебных сборов". Ставилась задача усилить войсковые части и соединения в 14 военных округах. Всего на "учебные сборы" до объявления войны было призвано около 24% приписного личного состава по мобилизационному плану МП-41.

Предложения наркома обороны С. К. Тимошенко и начальника Генерального штаба Г. К.Жукова о проведении обшей мобилизации, с которыми они обращались к И. В. Сталину в мае — июне 1941 г., отвергались главой государства. "Вы что же, предлагаете провести в стране мобилизацию, поднять сейчас войска и двинуть их к западным границам? Это же война! Понимаете вы оба это или нет?" — так, по словам Г. К. Жукова, отреагировал Сталин. В результате мобилизация для 14 военных округов была объявлена лишь 22 июня в середине дня. В мае — июне был произведен лишь частичный призыв военнослужащих запаса в целях пополнения части дивизий приграничных военных округов, а также соединений внутренних округов, предназначавшихся для действий на западе.

Предпринимаемые мероприятия позволили усилить половину всех стрелковых дивизий (99 из 198), предназначенных в основном для действий на западе. При этом состав стрелковых дивизий приграничных округов был доведен: 21 дивизии — до 14 тыс. человек, 72 дивизий — до 12 тыс. человек и шести стрелковых дивизий — до 11 тыс. человек.44

В апреле — мае 1941 г. было принято важное решение о выдвижении войск второго стратегического эшелона армий резерва ГК. Эти действия явились началом стратегического выдвижения и развертывания группировок войск на театре военных действий.

Состав группировки войск на Западном ТВД (с октября 1939 г.).

Формирование 2-го стратегического эшелона на Западном ТВД началось 13 мая 1941 г., когда с разрешения И. В. Сталина была отдана директива о выдвижении сформированных во внутренних военных округах четырех армий: 22-й — с Урала в район Идрица, Себеж, Витебск; 21-й — из Приволжского военного округа в район Чернигов, Гомель, Конотоп; 19-й — из Северокавказского округа в район Черкассы, Белая Церковь и 16-й — из Забайкалья на Украину в район Проскуров, Хмельник, а также 25-го стрелкового корпуса из Харьковского округа в подчинение 19-й армии. Всего перебрасывалось 28 дивизий, укомплектованных в среднем на 55—62%. Кроме того, готовились к переброске еще три армии из Орловского, Сибирского и Архангельского округов (20, 24 и 28-я). Все эти войска должны были составить Группу армий резерва, командующим которой 21 июня был назначен маршал С. М. Буденный. Для управления войсками в новых районах военные советы Уральского, Приволжского, Северо-Кавказского округов должны были направить оперативные группы, сформировать армейские управления и сосредоточить их в новых районах к 10 июля.

Большинство соединений в резервных армиях были неполной численности. Завершить сосредоточение войск резервного фронта планировалось до 10 июля 1941 г.

Развертывание армии и флота потребовало увеличения численности командного, политического и инженерно-технического состава. Досрочный выпуск курсантов училищ. По приказу наркома обороны СССР N: 0170 от 13 мая молодые командиры и политработники направлялись в войска. 16 мая 1941 г. с большим запозданием приграничные военные округа получили указания ускорить строительство укрепленных районов на новой государственной границе. В это же время Генеральный штаб разрешил в войсках прикрытия держать боеприпасы непосредственно в законсервированных танках. 27 мая в целях повышения боевой готовности штабов к управлению войсками командующие западными приграничными округами получили приказ наркома обороны немедленно приступить к строительству командных пунктов фронтов и завершить его к 30 июля. Войскам ПВО страны предписывалось закончить к 15 июля 1941 г. оборудование командных пунктов и артиллерийских позиций. 5 июня была проведена проверка оперативной готовности на Черноморском флоте.

С поступлением разведывательных данных о непосредственных сроках нападения нацистской Германии военно-политическое руководство страны разрешило сосредоточить соединения второго оперативного эшелона западных приграничных военных округов в районах, предписанных планами прикрытия.

С 12 июня народный комиссар обороны отдал директивы о выдвижении к границе стрелковых дивизий, располагавшихся в глубине территории приграничных военных округов. Двигаться рекомендовалось главным образом ночью под видом выхода в летние лагеря. Большинство соединений должно было передвигаться своим ходом (пешком) на расстояние 150 км и более, часть перевозилась по железным дорогам. К сожалению, и этим дивизиям не дано было право использовать транспорт и лошадей из народного хозяйства. Им приказывалось оставить в пунктах постоянной дислокации организационные группы, так называемые мобячейки, которые должны были принять приписанных к частям военнообязанных запаса, а также лошадей, автомобили и тракторы после объявления мобилизации. Поэтому к началу войны успевшие сосредоточиться на новом месте дивизии не смогли получить личный состав, а автомобили и тракторы стали поступать лишь с середины июля.

Всего из внутренних округов планировалось выдвинуть 26 дивизий, а из глубины территории приграничных военных округов — 32 дивизии. В действительности же из войск, перевозимых по железным дорогам, к 22 июня в районах назначения смогли выгрузиться только 83 эшелона, 455 эшелонов находились в пути, остальные (401 эшелон) еще не приступили к погрузке. Она продолжалась до 2 июля, а выгрузка была завершена лишь 14 числа. Таким образом, в назначенные новые районы сосредоточения к началу войны успели выйти только 13 дивизий РГК и четыре-пять дивизий резерва приграничных округов.

Меры по повышению боевой готовности ВМФ.

В конце мая и начале июня из войск и от командования пограничной охраны стала поступать информация о подготовке германских войск к скорому нападению.

Развертывание же советских войск на западе продолжалось прежними темпами. 19 июня начальник Генерального штаба от имени наркома отдал распоряжения округам о выделении фронтовых управлений и выводе их к 22—23 июня на командные пункты. Нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов 19 июня приказал привести флоты и флотилии в оперативную готовность № 2. В изданном в тот же день приказе наркома обороны С. К. Тимошенко предписывалось маскировать аэродромы, воинские части и другие военные объекты.

21 июня в связи с крайним обострением обстановки было принято постановление Политбюро ЦК об образовании Южного фронта. В его состав включались войска 9-й и 18-й армий. Управление 18-й армии выделял Харьковский военный округ. Армии второго стратегического эшелона, выдвигающиеся из глубины страны на рубеж Западная Двина, Днепр, объединялись в группу армий резерва Главного командования (19, 20, 21 и 22-я армии). Одновременно генералу армии Г. К. Жукову поручалось общее руководство Юго-Западным и Южным фронтами, а генералу армии К. А. Мерецкову — Северным фронтом с выездом на места.

Развединформация в западных округах о немецкой подготовке.

Об этом командование округов неоднократно докладывало наркому обороны и в ГШ, прося разрешения о проведении мер по повышению боевой готовности войск. Однако чаше всего получало отказ. Некоторые разрешения на передислокацию к границе.

Примеры повышения БГ в отдельных соединениях. Однако, (к сожалению), большинство командиров и командующих или совсем не предпринимали никаких мер, или делали это крайне осторожно.

В последние часы, когда вермахт уже был приведен в готовность к началу широкомасштабного наступления, советское высшее руководство продолжало настаивать на том, чтобы не давать никакого повода для войны, ставя тем самым наши войска в крайне неблагоприятное положение. В результате войска армий прикрытия оказались не готовы своевременно отразить мощные удары противника, несмотря на то что для этого они имели все возможности.

Директива номер 1 (запоздала).

Запоздания в Лен.ОВО.

Ситуация в ПрибОВО.

В Западном ОВО.

В Киевском ОВО. Наиболее сильная группировка войск находилась на львовском выступе, по существу в стороне от главного удара противника. Оперативное развертывание войск округа не было завершено, оборонительные рубежи не подготовлены.

В Одесском ВО.

В Прибалтийском, Западном и Киевском Особых военных округах артиллерийские полки, противотанковые и зенитные дивизионы некоторых стрелковых дивизии находились на артиллерийских полигонах, где они проводили артиллерийские стрельбы по учебному плану.

В целом к началу войны командования западных военных округов не успели создать ни наступательных, ни оборонительных группировок.

Войска не были отмобилизованы и оставались в штатах мирного времени, имея большой некомплект в личном составе, транспортных средствах, средствах связи и т. д. Полная готовность не была достигнута.

Расположение дивизий армий прикрытия никоим образом не отвечало возложенной на них задаче обороны госграницы, а меры по приведению этих войск в боевую готовность не принимались вплоть до ночи на 22 июня.

В результате вместо 237 дивизий, которые предполагалось развернуть, на западе к началу войны оказалось лишь 186 (включая три дивизии, расположенные в Крыму). Десять дивизий внутренних округов находились в движении, остальные готовились к нему, будучи рассредоточенными от Архангельска до Забайкалья. Они могли быть введены в сражение не ранее чем через 2—3 недели, т. е. значительно позже войск стратегического резерва противника. Следует также учитывать, что стратегические резервы противника были полностью отмобилизованы, советским же требовалось еще значительное время на отмобилизование и слаживание. Большинство частей, предназначавшихся для прикрытия, не было приведено в состояние полной боевой готовности и не смогло изготовиться для отражения нападения. Войска первого стратегического эшелона и часть сил РГК, выдвинувшихся на запад, были рассредоточены от границы до Днепра. Глубокое расположение войск, как считалось в теории, способствует устойчивой обороне, однако советские войска не заняли оборонительные рубежи, а находились в пунктах постоянной дислокации, в лагерях или в движении, на значительном удалении от назначенных им планом рубежей и районов.

Таким образом, к исходу 21 июня советскому военному командованию не удалось создать предусмотренные планом группировки (подробности по сухопутным войскам, авиации, ПВО, ВМФ).

Таким образом, Красная армия (в частности войска первого стратегического эшелона) оказалась не готова к отражению мощного удара противника и была застигнута врасплох.

Упредив советские войска в стратегическом развертывании, создав мощные оперативные группировки своих сил на избранных направлениях главного удара, имея более высокий уровень боеготовности и боеспособности соединений, германское командование заложило основы для успешного проведения первых наступательных операций.

Обзор сил немцев.

Очень кратко дислокация советских войск у западной границы. Рассредоточение их на большом пространстве не обеспечивалось своевременным развертыванием и оперативно-стратегическим взаимодействием и позволяло противнику разбивать их по частям.

Таблица соотношения сил первых стратегических эшелонов сторон на Западном (Восточноевропейском) ТВД к исходу 21 июня 1941 г.55

В чем-то РККА имело преимущество (танки, самолеты), но условием достижения успеха было своевременное завершение оперативного развертывания войск, включавшего выдвижение соединений армий прикрытия в назначенные им полосы, занятии и оборудование участков и районов обороны. Однако такое решение советским руководством принято не было.

Немцы вложили в первый удар всю мощь своих вооруженных сил. А советское руководство мероприятия по ряду объективных и субъективных причин проводило со значительным опозданием. Завершить их к началу Великой Отечественной войны не удалось.

Неправильные сроки реорганизации ВС.

Неинициативный начальствующий состав армии.

Советское командование не рассчитывало, что противник сосредоточит такую массу мех. войск и бросит их в первый же день мощными компактными группами на всех стратегических направлениях. Хотя немцы так и действовали раньше.

Главный вопрос заключался в четком определении вида стратегических действий с началом войны. В основу всех оперативно-стратегических планов была заложена идея отражения нападения агрессора, а затем перехода в мощное контрнаступление и завершение разгрома противника на его территории. Данная концепция требовала от ГШ исключительной четкости в планировании, глубокого научного предвидения характера войны, особенно ее начального периода, высокой бдительности в отношении намерений вероятного противника и поддержания постоянной боевой готовности войск. Однако достаточно четкой системы планирования в этот сложный период добиться не удалось.

Генштаб к началу войны не успел завершить разработку детального оперативного плана войны, и ему не удалось в полной мере выполнить свою основную функцию стратегического планирующего органа, готовящего ВС к войне. Мероприятия по отражению первых ударов противника в оперативных планах разрабатывались Генштабом недостаточно полно, а содержание оборонительных действий в оперативно-стратегическом масштабе не отрабатывалось вообще.

Нападение Германии застало ВС СССР в разгар стратегического развертывания, когда все необходимые мероприятия были уже начаты, но еще не завершились. В наиболее тяжелом положении оказались Северо-Западный, Западный и Юго-Западный фронты (бывшие Прибалтийский, Западный и Киевский Особые военные округа), войска которых приняли на себя в первые же дни войны удары главных группировок войск противника — групп армий "Север", "Центр" и "Юг". Объединения, соединения и части на указанных направлениях должны были в наиболее полной мере осуществить оперативное развертывание, занять исходное положение для отражения ударов противника. Однако это сделано не было.

В целом советское военно-политическое руководство провело крупные мероприятия, направленные на повышение боевой и мобилизационной готовности ВС. Однако они не в полной мере соответствовали складывавшейся на тот момент времени обстановке, уровню подготовки германского вермахта и оценке возможных сроков нападения Германии на СССР. В условиях реальной угрозы войны, когда все предпринимаемые меры дипломатического характера не давали желаемых результатов, решение о приведении ВС в полную боевую готовность следовало принять и осуществить своевременно. Отсутствие такого решения привело к чрезвычайно тяжелым последствиям, в значительной мере предопределившим крупные неудачи и поражения Красной армии в начальном периоде войны.

Вместе с тем следует отметить, что допущенные просчеты, имевшие тяжелые последствия и создавшие ряд непредвиденных ситуаций для советского военно-политического руководства и ВС в начальном периоде войны, имели временный характер и не привели к полной военной катастрофе. Несмотря на то, что оперативные и мобилизационные планы исполнялись с существенными изъянами, советская мобилизационная система позволила уже в начальный период войны создать значительное число новых армий, дивизий и других соединений. В конечном счете именно эта система дала возможность Красной армии и Советскому государству пережить катастрофически сложившийся начальный период войны и оказаться победителями в 1945 г.

(20/11/2016)

[ На главную ]